Ребенок стесняется отвечать на уроке 2023
Часто ученики начальной школы хорошо знают предмет, но, когда их вызывают к доске, теряются, смущаются и в итоге не могут ответить. Как помочь стеснительным детям развить ораторские навыки? Рассказывает учитель английского с 30-летним стажем Сесилия Кабрера Мартирена.
Диалог как форма общения для детей раннего возраста — это возможность по-новому воспринимать мир, выразить свои эмоции и индивидуальность, научиться сотрудничать и договариваться. Но при этом для многих дошкольников и младших школьников это все еще поле проб и ошибок: они уже отлично умеют задавать вопросы и даже спорить, но все еще могут смущаться, если вопросы задают им.
На мой взгляд, учителя начальных классов должны помогать ученикам развивать навыки устной речи. Ораторские навыки тоже относятся к развитию устной речи.
Тональное изменение голоса и четкость произношения, разнообразие словарного запаса, логика повествования, умение рассказывать истории — все это пригодится не только для ответов у доски, но и в целом поможет ребенку развить уверенность в себе, умение общаться в новых коллективах и быстро находить общий язык с разными людьми. Я хочу рассказать о том, как помочь ученикам начальной школы развить навыки ораторского мастерства, опираясь на их знания, опыт и ежедневную рутину.
1. Работа с окружающей средой
То, как дети взаимодействуют со своим окружением, может стимулировать и способствовать развитию богатого языка. Вот несколько практик, которые помогут делать это эффективнее.
Время круга: освободите в классе или зале подходящее место с ковром или кругом, нарисованным на полу. Дети могут сидеть в этом кругу в начале каждого дня или всякий раз, когда учитель сочтет это необходимым или уместным.
Правила круга — здесь можно не стесняясь говорить не о том, что ты знаешь, а о том, что чувствуешь.
Начните первым («Мне сегодня было обидно, страшно, любопытно, потому что…»), и дети подхватят эту идею и тоже поделятся своими эмоциями.
Shutterstock / zEdward_Indy
Доски объявлений и инфостенды: разместите такие постеры в пределах досягаемости учащихся. Организуйте информацию на досках четко и понятно.
Например, расположите информацию, связанную с фруктами и овощами, в двух больших квадратах: один для фруктов, а другой для овощей, — с буквами, достаточно большими, чтобы учащиеся могли читать из любого места в классе.
Добавляйте картинки рядом со словами, но избегайте перегрузки досок информацией.
На таких досках можно также писать предложения при помощи символов (это, скажем, могут быть понятные всем смайлики). Например, «Мне нравится (изображение винограда), но мне не нравится (изображение лука)». Обновляйте эти доски каждые две недели.
Книги: Старайтесь читать детям (или с детьми) короткие рассказы каждую неделю и размещайте книги в пределах досягаемости учащихся.
На переменах или на продленке организуйте место, где учащиеся могут сидеть и читать вслух — самим себе, куклам, мягким игрушкам или друг другу. Переворачивая страницы, дети будут подражать учителю, рассказывающему историю.
Когда они повторяют понравившиеся части истории, они практикуют не только язык, но и произношение, интонацию и даже язык тела.
Уголок привычек: в одном углу класса, в пределах досягаемости всех учащихся, поместите карту погоды и попросите детей описывать погоду каждый день и вносить необходимые изменения в карту.
Там же можно разместить информацию о погоде и климате в целом: фотографии различных видов осадков, времен года, типов облаков и так далее.
Позже можно будет предлагать детям обсуждать погоду перед уроком.
Зеркало: поместите зеркало на стене так, чтобы дети могли видеть свое тело полностью. Затем предложите им прикоснуться к различным частям своего тела в зеркале, скорчить рожицы и использовать язык тела, чтобы выразить чувство или эмоцию, а затем описать, что они чувствуют.
2. Работа со временем
Дети, особенно в начальной школе, обычно приходят в школу полными энергии, им не терпится поиграть со своими одноклассниками, им пока правда интересно узнавать что-то новое. Чтобы не сбить этот ритм, начинайте уроки с игровых упражнений, шутите и только потом переходите к серьезным занятиям — так вы настроите детей на открытое уверенное общение.
https://www.youtube.com/watch?v=2rVB6VGFbrY\u0026pp=ygVJ0KDQtdCx0LXQvdC-0Log0YHRgtC10YHQvdGP0LXRgtGB0Y8g0L7RgtCy0LXRh9Cw0YLRjCDQvdCwINGD0YDQvtC60LUgMjAyMw%3D%3D
Организуйте время занятий таким образом, чтобы оно включало примерно 70% устной работы и 30% заданий на усидчивость, таких как решение головоломок или раскрашивание.
Распределите количество времени, посвященного устной работе, которая включает в себя рассказывание и пересказ историй, наблюдение за чувствами и эмоциями, связанными с действиями и реакциями, и так далее в течение всего времени занятий.
3. Работа с обратной связью
Эффективная обратная связь должна быть своевременной, способствовать обучению и воспитывать критически мыслящих, стойких и любопытных учащихся.
Обратная связь от учителя: найдите время, когда это возможно (но не реже одного раза в неделю), чтобы дать каждому ученику ёмкую и наглядную обратную связь.
Важно, чтобы учитель уделял время взаимодействию с учащимися, расспрашивая их о различных решениях, принятых самостоятельно, или узнавая о мероприятиях или задачах, которые могут показаться ребенку мотивирующими, интересными или забавными. Эта информация может помочь сделать обучение более эффективным.
Shutterstock / Monkey Business Images
Учитель может использовать в качестве рутинного метода, например, звездочки и пожелания (звездочки ученик получает за то, что сделал хорошо, а пожелание — это то, что можно улучшить) для структурирования обратной связи с учащимися так, чтобы они могли понять и и улучшить свои результаты.
Обратная связь со сверстниками: для этой обратной связи можно задействовать ту же технику. Скажем, некоторые дети в классе только что закончили разыгрывать по ролям «Машу и трех медведей». Учитель просит других детей, которые были аудиторией, дать обратную связь, используя звезды и технику пожеланий.
Один ребенок может сказать что-то вроде: «Одна звезда за потрясающее выступление исполнительницы роли Маши». Здесь у учителя есть возможность спросить: «Что именно тебе понравилось в ее выступлении?» Или ученик говорит: «Еще одна звезда Медвежонку за эпизод, когда тот обнаружил, что его стул сломан».
Пожелание при этом может быть таким: «Я хотел бы видеть Папу-Медведя более злым и свирепым». Такая обратная связь между сверстниками может быть очень конструктивной.
«Многое из того, что мы узнаем из речи, является косвенным. Мы делаем выводы из деталей интонации, жестов, выбора слов или синтаксиса человека тонкими, сложными путями», — пишет психолог Элисон Гопник.
Учителя начальной школы играют ключевую роль, когда речь заходит о том, чтобы помочь развить у детей ораторские навыки, которые позволяют им эффективно общаться, используя все нюансы языка и устной речи.
Текст подготовлен по материалам Edutopia. Фотография: Shutterstock / Shift Drive
Ребенок стесняется отвечать на уроке — советы психолога
Проблема, когда ребенок боится отвечать на уроках, не является редкостью. Об этом говорят родители, преподаватели и психологи.
Природа страха перед устными ответами
По многим предметам устные ответы ученика составляют 50 % оценки в табеле. Добровольность участия и качество отвеченного оцениваются преподавателем субъективно. Однако желание отвечать требует свободы. Не все дети поначалу справляются с этим хорошо.
Классная комната — огромный кусок памяти человека, а школа — сумасшедшая смесь ужаса и ликования. Для многих эти воспоминания неприятны и связаны с конкретными учителями, на чьих уроках страшно было ошибиться.
Постоянно учащиеся говорят о страхе перед внезапным вызовом на устный ответ в классе. Дети заранее боятся болезненной ситуации, когда им придется отвечать у доски:
- учитель шелестит страницами классного журнала;
- кого вызовут к доске на этот раз?
- лучше смотреть на учителя или отвернуться?
- дыхание перехватывает, сердце хочет выскочить из груди, выступает пот.
А потом, за секунды до того, как имя будет названо, молниеносная уверенность — на этот раз твоя очередь. Ребенок не может хорошо учиться, когда он напуган — опасная ситуация сводит на нет процесс обучения.
Почему страшно говорить, когда тебя слушает много людей
Коммуникативное поведение части класса на уроке не соответствует педагогическим ожиданиям. В адрес этих детей нередко поступает учительская критика и их пассивность отражается на итоговых оценках. Кроме невыученного материала, существует несколько причин ощущения панического страха устных ответов:
- Страх ответить неправильно. Застенчивым детям нередко приходится выдавливать из себя информацию, даже имея в голове верный ответ. Их разрывают изнутри противоречия насчет правильности ответа и раздражает, когда одноклассники оказываются быстрее. Спокойные дети боятся, что над их идеями будут смеяться.
- Стеснительных учеников недооценивают. Дети-интроверты тщательно обдумывают свои мысли, относятся к материалу более дифференцированно, не говорят что попало, а размышляют, прежде чем дать ответ. Им нужно время для раздумий, тогда материал усваивается лучше. В школе не всегда есть такая возможность. Робкие школьники будут участвовать в занятиях, если они уверены на 100 %.
Если не обращать внимания на таких школьников, их комплексы перерастут в стойкую глоссофобию — боязнь публичных выступлений.
Методы, помогающие ребенку отвечать у доски
Если ребенок боится отвечать на уроках, помогать ему должны все взрослые, включенные в систему воспитания.
Родители могут воздействовать на речевое поведение сына или дочери в повседневной жизни:
- практиковать четкую, медленную речь;
- проводить вечерние чтения вслух с распределением ролей, где ребенок может тренировать свой голос;
- во время совместного чаепития организовывать выступления за круглым столом — так дети научатся поддерживать зрительный контакт с людьми.
Похвала и поощрение родных укрепляют уверенность ребенка в себе и убеждают его в том, что он на правильном пути.
Школьные учителя не должны давить на застенчивых детей, а оставлять им время продумать ответы на вопросы и только потом вызывать к доске.
Если тандем школа-семья не дают результатов и страх устно отвечать перед одноклассниками не проходит, то на помощь должен прийти психолог.
Типичные ошибки родителей
Родители лучше всех чувствуют своих детей, но допускают ошибки, которые могут нанести им непоправимый психологический вред во взрослой жизни:
- Критика важна, пока она уместна. Однако если детей слишком часто критикуют, унижают или даже смущают родители, это влияет на их уверенность в себе.
- Между личными амбициями и ожиданиями существует тонкая грань. Мамы и папы используют своих детей для достижения собственных мечтаний или хотят, чтобы они всегда были лучшими.
- Нельзя игнорировать проблемы ребенка в надежде, что все само пройдет. В большинстве случаев ситуация ухудшается из-за отсутствия поддержки.
Использование силы памяти для пробуждения собственного школьного опыта нередко связано с эмоциональной болью. Но это заставляет сопереживать тому, что испытывает ребенок.
Родители не должны говорить беспощадные фразы: «Мне это не навредило» или «Все должны пройти через это».
Если ребенок боится отвечать у доски, то родители должны согласовать с учителями индивидуальный подход на время адаптации и сделать его жизнь легче.
Советы психологов
Быть тихим и сдержанным — это сила, которую в нашем быстро меняющемся обществе часто ошибочно принимают за слабость. Потому что открытые, коммуникабельные дети лучше вписываются в любой коллектив. Спокойным детям есть что сказать, но они стесняются.
Чтобы развить свободу слова у стеснительной части класса, учителю необходимо менять методику проведения уроков:
- давать на размышления больше времени;
- предоставить возможность выразить мысли на бумаге;
- объединять детей в группы для подготовки совместных докладов;
- задавать на дом подготовку к презентациям, во время представления которых картинки будут помогать повествованию.
В редких случаях ребенка можно опросить после урока один на один.
Тренировка навыков устной речи
Самой частой причиной того, что ребенок боится отвечать на уроках, является невыученный материал. Первым шагом к риторическим упражнениям должна быть тщательная подготовка домашнего задания. Затем выученное надо озвучить. Это делается поэтапно:
- Наговорить на диктофон и прослушать как бы со стороны. Подойдет запись видео.
- Повторить перед зеркалом, не отводя взгляда от собственных глаз. Это не страшно — себя обидеть невозможно.
- Озвучить материал членам семьи, ответить на их вопросы.
Если ученик уверенно владеет информацией, отрепетировал дома несколько раз, то его не испугает внимание одноклассников, когда он будет говорить перед ними у доски.
Взгляд учителя на работу с классом
Обычно учителя воспринимают свою работу с учениками как рутину. От характера педагога зависит, как он проводит опрос класса:
- вызывает отвечать желающих или тех, кто по всем признакам не готов;
- кому нужно исправить средний балл или из желания проучить и ухудшить ситуацию.
В идеале учителя должны стремиться научить своему предмету всех детей, а для этого методы давления и запугивания не подходят. Нужно искать другие пути.
Немецкий учитель Фредерик Вестер провел тест с двумя группами учащихся из разных классов. Через несколько недель был протестирован хорошо проработанный учебный материал. Результат заставил задуматься чиновников и родителей.
Группа учеников | Методика опроса | Результат |
1 | В дружеской, ободряющей манере школьникам было предложено показать, что они знают по изученной теме | 91 % класса усвоили информацию и давали правильные ответы |
2 | Детей вызывали к доске по фамилиям, диалоги велись жестко, не отклоняясь от материала урока, без улыбок и одобрений | Только 50 % в угрожающей атмосфере смогли справиться с устными ответами |
Учителей, разыгрывающих свое превосходство и намеренно ставящих учеников в неловкое положение, немного. И достаточное количество родителей мирятся с тем, что их дети подвергаются такому стрессу. Поэтому совместные обсуждения помогают понять друг друга и освобождают детей от давления страха.
Почему дети стесняются отвечать на занятии и что с этим делать учителю
Проверка знаний — один из обязательных элементов урока, и рано или поздно каждый ребенок оказывается у школьной доски. Но некоторым это дается нелегко — дети боятся выступать перед всем классом и отвечать на вопросы учителя. И даже «пятерка» не влияет на состояние ребенка. Психотерапевт Марина Леонтьева рассказывает, почему ученики боятся отвечать на уроках и что с этим может сделать педагог.
Ребёнок боится не оправдать родительские ожидания
Дома ребенка могут считать самым умным, красивым и смелым — всем нравится, как он читает, рисует и лепит из песка. Конечно, такое чудо не заслуживает «тройку» за ответ у доски. Необходимость соответствовать ожиданиям не дает ему чувствовать себя свободно, заставляет контролировать каждый шаг.
Если при этом учитель тоже требует от ребенка слишком многого или ведет себя с ним грубо — например, шутит перед всем классом над его ошибками — то школьник будет сомневаться в себе все в больше. В итоге он может отказаться выходить к доске, несмотря на то, что получит за отказ «двойку».
Что делать учителю
Чтобы понять, почему ребенок не хочет выходить к доске, следует поговорить с ним о его страхах. Конечно, это нужно делать один на один — вопросы при одноклассниках могут только сильнее оттолкнуть. Постарайтесь найти аргументы, которые уменьшат страхи. Если ребенок боится огорчить родителей, успокойте его тем, что оценку всегда можно пересдать.
Показывайте, что ошибаются все, даже учителя. Пусть ребята задают вам вопросы о своих любимых песнях, комиксах или видах спорта — так они увидят, что педагог тоже многого не знает, но относится к этому спокойно.
Если вы понимаете, что школьнику не хватает родительской поддержки, то стоит поговорить об этом с родителями. Будьте вежливы — никому не понравится, что их обвиняют в отсутствии заботы и внимания. Предложите какие-либо способы — родители, которые очень много работают и видятся с ребенком только по выходным, могут и не знать, как правильно его поддержать.
Ребёнок боится оценки одноклассников
В своем классе, особенно в спецшколах, дети часто сталкиваются с высокой конкуренцией. Даже если одноклассники поддерживают ученика, он может бояться оступиться — на кону место в рейтинге класса.
А в некоторых классах обстановка бывает токсичной — дети улюлюкают, высмеивают выступающего у доски. Это приводит к тому, что ребенок стыдится публичных эмоций — а стыд парализует все его поведение.
Что делать учителю
В первую очередь, понять, какие отношения сформированы в классе, какую роль в нем занимает стеснительный ребенок. Возможно, он не адаптировался в коллективе и занимает роль изгоя. Тогда необходимо подключать психолога, который поможет ему или предложит сменить класс.
Если одноклассники настроены к школьнику дружелюбно, но в силу возраста не всегда сдерживают свои эмоции и шутки, подавайте пример и сами больше хвалите ребенка. Старайтесь быть как можно более конкретным — разбирайте ответ ученика и предлагайте другим сделать то же.
Материал по теме: Суперсила педагога: за что и как хвалить ученика, чтобы повысить мотивацию
В младших классах поможет вызывать сразу нескольких учеников, особенно друзей. Они поддержат друг друга у доски, например, пусть возьмуться за руки или встанут с разных сторон, как бы защищая стесняющегося одноклассника.
В «началке» пригодится упражнение «Светофор» — с его помощью легко снизить возбуждение и создать спокойную рабочую атмосферу. Учитель закрепляет на доске карточки разных цветов: красная означает, что говорить может только учитель, желтая требует от одноклассников слушать выступление ученика, зеленая разрешает обсуждать урок во время групповой работы.
Ребёнок не подготовил ответ
Иногда дети забывают подготовить домашнее задание, забывают его дома или не могут справиться самостоятельно. Кроме того, школьник может быть не уверен в том, что правильно выучил термины, верно произносит иностранные слова и не путает части длинного стихотворения.
Что делать учителю
Если ребенок говорит, что подготовил домашнее задание, но боится озвучивать его перед всем классом, опросите его во время перемены или разрешите сдать работу в письменной форме.
Если ученик обещает, что сдаст задание в следующий раз, позвольте ему: доверие со стороны учителя придаст дополнительные силы.
Ребёнок стесняется из-за личных особенностей
Школьник может не любить публичные выступления, даже если ни разу не ошибался. Личностные свойства — например, тип темперамента или характера — определяют детское поведение, пусть и не на 100 процентов. При этом страх выступлений не обязательно связан с когнитивными способностями — ребенок будет решать письменные задания на максимальный балл, но теряться у доски.
Что делать учителю
Если вы подозреваете, что ребенок боится отвечать доски из-за личностных особенностей, предложите ему пройти психологическую диагностику. Школьный психолог проведет тесты, интерпретирует результаты и подскажет, как можно развивать способности к публичным выступлениям.
Помогают снизить тревожность и физкультминутка. Например, перед тем, как начинать опрос, проведите со всем классом дыхательную гимнастику или другие упражнения на снятие мышечных зажимов.
Превратите класс в комфортное пространство — уберите парты и постелите «пенки» или поставьте пуфики, разрешите детям взять на урок напитки и сладости, сделайте перерыв во время занятия. Ученики часто испытывают стресс из-за того, что им приходится сидеть на неудобных стульях и молчать весь урок.
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
https://www.youtube.com/watch?v=2rVB6VGFbrY\u0026pp=YAHIAQE%3D
Подписаться
Ребёнок стесняется отвечать на уроке: советы психолога, причины проблемы, типичные ошибки родителей
Многие родители сталкивались с ситуацией, когда их ребёнок-школьник, прекрасно зная учебный материал, не поднимает руку на уроке.
Более того, когда педагог вызывает такого ученика к доске, то он может просто молчать или бормотать ответ себе под нос. Итогом становятся регулярные «тройки» и «двойки», испорченное настроение.
Конечно же, в такой ситуации мама и папа не должны сидеть сложа руки, а искать действенные способы помочь своему чаду.
Причины стеснительности на уроке
Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:
- Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.
Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить).
Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала.
При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.
- Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).
Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе.
А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять».
Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.
- Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
- Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
- Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.
Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо).
Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.
- Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.
Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке
Советы школьного психолога
БОЮСЬ ОТВЕЧАТЬ У ДОСКИ
(рекомендации учащимся по формированию уверенности в себе).
«Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к доске — сразу все из голове вылетает… Мычу что-то невразумительное Руки, ноги, как чужие. А тут еще ребята рожи строят. Тут вообще все забываю… Не представляю, как буду экзамены сдавать».
С такими жалобами школьники часто обращаются к психологу. И это естественно. Ведь ответ у доски — это выступление, почти такое же, как выступление артиста на сцене. Здесь есть и публика (одноклассники), и критик (учитель).
Причем это не просто выступление, а выступление на отметку, выступление, где проверяются твои знания, умения. Ну как тут не волноваться?
Но вот что интересно. Ситуация эта (ответ у доски) — для всех учеников одинакова» а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному.
у одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя, «как перед прыжком в воду — и весело, и страшно» Ответив, они обычно еще долго не могут успокоиться, и, наконец, третья сильно волнуются, путаются, забывают даже хорошо выученный урок.
https://www.youtube.com/watch?v=bXseqfZVkJM\u0026pp=ygVJ0KDQtdCx0LXQvdC-0Log0YHRgtC10YHQvdGP0LXRgtGB0Y8g0L7RgtCy0LXRh9Cw0YLRjCDQvdCwINGD0YDQvtC60LUgMjAyMw%3D%3D
С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил урок, насколько хорошо он вообще знает и понимает тот ют иной предмет, с тем, насколько ой уверен в своих силах. Однако иногда бывает и так.
Ты действительно хорошо знаешь урок и когда, на перемене товарищ попросил объяснить трудный вопрос ~ ты легко сделал это, а вот вызвали тебя отвечать, — и ты вдруг с ужасом убеждаешься, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, которые, кажется, невозможно объединить во что-то единое, быстро и сильно бьется сердце. Если это повторяется часто(и учитель, естественно, оценивает твои ответы не слишком высоко), то со временем ты даже можешь привыкнуть к неудачам и, выходя отвечать, заранее будешь готов к тому, что всегда ответишь хуже, чем выучил. Появится неуверенность в себе, которая может потом распространиться и на общение с товарищами («Они только делают вид, что дружат со мной, а сами за глаза смеются»).
Для того, чтобы этого не произошло, надо научиться преодолевать свой страх, свою боязнь отвечать у доски.
Давай попытаемся разобраться, что происходит, когда ты выходишь отвечать. «Ясно, что, — ответишь ты, — волнуюсь и все». Правильно. Но когда человек волнуется? Обычно тогда, когда он почему-то не знает, как себя вести, что делать, боится потерпеть неудачу, провалиться.
Психологи в таких случаях говорят, что человек чувствует, что у него не хватает средств, чтобы справится с ситуацией. И чем больше он хочет добиться успеха, тем сильнее волнение и страх. Есть такие ситуации, справиться с которыми особенно трудно и вместе с тем особенно важно.
Эти ситуации, которые предъявляют особые требования к человеку, в психологии называют «стрессовыми» (от английского слова stress – напряжение). Ответы у доски и особенно на экзаменах – тоже своего рода стрессовые ситуации. Справляться с ними можно научиться. Для этого существуют специальные упражнения.
Овладев ими, ты сможешь преодолевать свое волнение. Только наберись терпения и упорства.
Начнем с подготовки уроков.
Во-первых, надо правильно готовить уроки.
Но почему же все-таки бывает так, что, даже хорошо зная урок, ты волнуешься и не можешь его рассказать? Все дело в том, что когда ты готовишь урок и когда отвечаешь его, ты чувствуешь себя по-разному. Психолог сказал бы, что ты находишься в разных эмоциональных состояниях.
Учишь урок ты дома, сидя (а то и лежа) в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая у доски, стоишь напряженный, взволнованный.
Из психологических исследований известно, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (например, учит уроки) и воспроизводит ее (отвечает), тем труднее ему извлекать информацию из памяти (вспоминать). Следовательно, надо постараться сблизить эти разные состояния.
Прежде всего для этого надо научиться воображать, представлять себя в разных эмоциональных состояниях. Постарайся себе очень четко, во всех подробностях представить, что ты чувствуешь, переживаешь, когда совершенно спокоен, и что, — когда сильно напряжен. Очень хорошо, если ты попробуешь описать состояния.
Затем в течение нескольких дней читай отрывки из книг, стихи, спортивные репортажи, воображая себя то в том, то в другом состоянии. Только трать на это упражнение не больше 10 минут в день. Когда ты научишься легко его выполнять, можешь перестать его делать.
Возвращайся к нему изредка, перед особенно трудными ситуациями, тогда, когда тебе особенно трудно овладеть своим состоянием.[1]
При подготовке уроков, выучив домашнее задание, обязательно пересказывай его (даже если тебе кажется, что ты все очень хорошо знаешь). Отвечай так, как если бы это было в классе (т.е. представляя себя в классе, отвечающим у доски).
Лучше всего пересказывать урок перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя целиком). Рассказывая, следи за своим голосом, позой, мимикой, жестами. Если ты занимаешься вдвоем с товарищем, то рассказывайте друг другу, но зеркалом при этом все равно пользуйтесь.
Пусть он сядет сзади тебя так, чтобы, смотря в зеркало, ты видел не только себя, но и его. Следи за его реакцией. Потом в классе во время ответа снова смотри на него. Конечно, рассказывать урок можно не только товарищу, но и маме, брату.
Важно, чтобы с помощью зеркала ты мог следить и за собой и за реакцией слушателя.
https://www.youtube.com/watch?v=bXseqfZVkJM\u0026pp=YAHIAQE%3D
Когда тебе особенно трудно отвечать, готовя урок, воспользуйся советом, который дают спортсменам перед ответственными соревнованиями. Продумывай мысленно свой ответ во всех подробностях, постарайся представить все, что будет происходить, — возможные реплики учителей и одноклассников, Петьку на третьей парте, который «строит рожи» и т.
п. Представляя, старайся вообразить, что ты будешь переживать, чувствовать в этих ситуациях, как будешь себя вести. Причем представляй ситуацию во всех вариантах, во всех возможных последствиях и реши, как лучше держаться, лучше вести себя во всех случаях (задают дополнительный вопрос, кто-то кидает ехидную реплику и т.п.).
очень полезно представить, как вели бы себя в этой ситуации те из твоих одноклассников, чьи ответы у доски тебе особенно нравятся, а также те, чьи ответы, по твоему мнению, никуда не годятся. Обдумай все это после того, как урок уже выучен и пересказан, и ты убедился, что хорошо его знаешь.
Но не трать на это много времени (не больше 5-7 минут).
Учи наизусть план ответа, и, отвечая в классе или пересказывая урок дома, старайся придерживаться этого плана. Всегда, когда это возможно, готовь для ответа «изюминку», которой ты мог бы порадовать учителей и удивить одноклассников (дополнительный материал, интересный пример, оригинальное решение задачи и т.п.). Найди для нее самое подходящее место в плане ответа.
Приготовив урок, постарайся дать себе отчет, на какую отметку ты можешь рассчитывать (учти при этом, что на отметку часто влияет не только то, как ты выучил урок сегодня, но и твои старые знания по этому предмету). Причем имеется в виду именно «твердая» отметка, тот минимум, на который ты можешь рассчитывать. Запиши эту отметку.
Когда тебя вызывают отвечать, выходи к доске подчеркнуто медленно, спокойно, вспоминая то состояние, в котором ты пересказывал урок дома.
Формулируй цель ответа. Но целью должна быть не отметка, которую ты хочешь или боишься получить, а то, о чем ты должен рассказать (например, «Я должен рассказать, чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»).
Отвечая, старайся говорить спокойно, четко, следи за своим голосом, за тем, как держишь руки. Дело в том, что по голосу можно судить о твоих переживаниях и чувствах.
Например, у космонавтов, находящихся на космическом корабле, основной контроль за их эмоциональным состоянием осуществляется по голосу. Но голос (также как и жесты) не только «выдает» наше состояние, но может и влиять на него – успокаивать, придавать уверенность.
Поэтому, если ты будешь стараться говорить уверенно, то можешь и почувствовать себя более спокойно. Если тебе задают дополнительный вопрос, не пугайся. Постарайся точно понять, о чем спрашивает учитель.
Поняв это ты, если знаешь материал, сможешь правильно ответить на вопрос. Только не торопись говорить, что ты не знаешь. Лучше предупреди учителя, что тебе надо немного подумать.
Не бойся ошибиться! Ошибки бывают у всех. Если неправильно ответил, ошибся в решении задачи, постарайся возможно полно поправить это. Если твою ошибку заметили учителя и одноклассники, а сам ты не смог ее исправить, запомни ее и проанализируй дома.
Некоторым помогает, когда они при ответе как бы «играют роль» – «логика», «эрудита», «романтика» и т.п., причем меняют роли от урока к уроку, от предмета к предмету.
После ответа (лучше дома). Постарайся проанализировать, что было в твоем ответе хорошего, что плохого. Прежде всего подумай, правильно ли ты сформулировал цель ответа и сумел ли достичь ее. Постарайся сначала не думать про полученную отметку и уж тем более не впадай в уныние, если получил отметку ниже той, на которую рассчитывал (помнишь, ты записал ее). Раздели листок на две части.
В одной части (поставь сверху + ) пиши, что в ответе, с твоей точки зрения, было хорошего. В другой (наверху поставь — ) – что плохого. Когда это сделаешь, посмотри на листок и поставь себе отметку так, как поставил бы ее другому человеку. Сравни ее с той отметкой, которую ты записал ранее, и с той, которую поставил учитель, и постарайся понять, за счет чего получилось расхождение.
Если отметка ниже той, на которую ты рассчитывал заранее, постарайся понять, в чем конкретно твои недостатки и постепенно ликвидируй их. Если выше – проанализируй, за счет чего ты добился успеха, и постарайся закрепить эти сильные стороны.
В следующий раз при подготовке ответа уделяй особое внимание своим сильным и слабым сторонам, стараясь максимально использовать сильные и свести к минимуму слабые.
Ребенок боится отвечать на уроке, а учительница ставит двойку. Как быть?
Сделайте тайком от ребенка видеозапись его ответов. Других вариантов не вижу: учительницу как ни уверяй — бесполезно. Она верит только тому, что ЛИЧНО сама видит и ее не переубедишь. К тому же есть такие преподаватели, которые считают, что родители часто «покрывают» своих детей. Например, когда я училась в колледже, в моей группе было полно любителей прогуливать. Ребята делали это по-разному: кто-то оправдывался тем, что проспал, а на оставшиеся пары не пошел (типа, смысла нет), кто-то ходил к добрым знакомым врачам за справкой, кто-то приносил записки от родителей (ну мало ли, заболел, в поликлинику прийти не смог. Ну неужели не поверит учитель родительской записке?) Так вот, была одна преподавательница, которая так и говорила нам, что больше верит непосредственно медсправкам. Потому что встречаются, конечно, и порядочные студенты и родители. Но большинство родителей просто «покрывают» своих детей. Поэтому жалеют и пишут записку. А как понять, правда это или ребенок просто захотел поспать, а родитель пожалел его? То есть не всегда достоверно.
Вот и тут: трудно поверить вам, как родителю, что ребенок учил. Как вы ни убеждайте — бесполезно. Сделайте видеозапись. На ней будет слышно, что вы не нашептывали ребенку подсказок, да и просто по позе и голосу можно понять, насколько ребенок уверенно чувствовал себя во время опроса.
Ведь все познается в сравнении! Учительница увидит разницу и задумается! Тогда, возможно, поймет, что не в знаниях дело, а в психологии. Я была точно такой же: в школе учила, дома учила — воспитательница, одноклассники и мама это видели. Воспитательница проверила — все ОК. Маме тоже ответила идеально — она сказала, что можно смело ставить «4» или «5».
Одноклассник спросил (иногда я просила его проверить меня)- все нормально. Как только учительнице отвечать — моментально впадаю в ступор, в горле пересыхает, язык прилипает к гортани…И одноклассник, которому я еще недавно демонстрировала свои знания, удивляется: «Да ты просто растерялась! Я же в курсе, что ты учила».
Порою одноклассники уверяли учителя в том, что они лично видели, как я зубрила. Но толку ноль — результата нет. И учительница ставит, соответствующую оценку. Если это «3», а не «2» — считай, повезло!
И приносишь ее маме, объясняешь все как было, а она говорит: «Ты же мне вчера это отвечала!» Ответишь снова — идеально! Как опрос на уроке — снова облом, учительница ругается…Возможно, в какой-то мере она и права — если учил, стопора быть не должно.
Но на практике это, увы, не так. Я общалась со многими учениками и студентами, более того, мне тоже доводилось опрашивать одноклассников/однокурсников перед уроком (не столь для того, чтоб их проверить, сколько для себя).
И я часто сталкивалась с тем, что одноклассник/сокурсник, уверенно и правильно ответивший мне на перемене, почему-то вдруг путается и сбивается на уроке/паре. А то и вовсе молчит! И я говорю ему после: «Ну ты же учил/а! Мне же рассказал/а идеально! просто растерялся/лась! А училка все равно не поверит, так что забей».
Сокурсник отвечает: «Ты была бы отличным педагогом! Ты умеешь понять психологическое состояние! И умеешь морально поддержать человека». Я: «Да что там умею! Я ж слышала, как ты МНЕ отвечал/а. И видела, что ты не подглядывал/а в шпоры!» Сокурсник: «Могу еще раз ответить!» Я: «Да все нормально! Это просто неуверенность». Отвечает мне снова. Я внимательно слушаю.
Тему знаю хорошо, поэтому проверить могу достаточно объективно и заметить ошибки. Выслушиваю. Киваю. Этим будто подбадриваю сокурсника. Блестяще! Можно ставить «5»! И я бы поставила ее, будь преподавателем! Сокурсник благодарит меня и идет пересдавать. Я мысленно болею за него. Но слышу почему-то совсем иной ответ: тихий голос, запинки, волнение очень заметно.
И слышу голос преподавателя о том, что «опять не учил/а». Но не могу же я врываться в кабинет, чтоб попытаться доказать преподу, что сокурсник учил! Со мной — часто то же самое. Сокурснику — просто идеально. У преподавателя — ступор!
А однажды я завалилась на паре. Дома учила, как всегда, старательно. Весь вечер прозубрила, а ответить не смогла.
Сокурсник на перемене захотел меня поопрашивать: «Ответь мне то, что знаешь!» Я: «Зачем? Все равно «2» стоит, пересдать надо будет, страшно! Препод наругал, еще ты будешь смеяться надо мной! Не надо мне такого «счастья»!» Сокурсник: «Нет, не буду я смеяться! Пересдашь нормально. Не сегодня, так завтра получится.
Давай же!» И настолько настойчиво меня уговаривал, что мне это попросту надоедало. Отошли в сторонку. Я ему — все, что знаю.Сокурсник просто в восторге от моего ответа. Сказал, что сам бы так никогда не ответил. Иду к учителю уже вместе с ним (ему пересдавать другую тему). Опять — облом.
Сокурсник вытаскивает мобильник (несмотря на то, что на уроке не стоит это делать!). Включает запись…моего ответа=) У препода — глаза на лоб полезли. Но препод не верит: вдруг я читаю по тетрадке. Сокурсник уверяет, что это не так. А потом…
показывает преподавателю даже видеозапись, на которой видно, что я никуда не подглядывала (да и не умею я пользоваться шпорами — с моим-то зрением!). Препод удивляется такой разнице, а я удивляюсь ловкости сокурсника. Вот какой! Взял тайком записал мой ответ! Я даже не заметила! Но…мне уже не до гнева. Я прощаю сокурсника. Ведь препод увидела разницу! И поставила обоим «4»
Так что попробуйте записать ответы. Если уж и это не поможет, значит, переводитесь в другую школу или класс. Преподаватель, значит, такой человек, что его никак не переубедить.