Резерв кадров государственной гражданской службы 2023
Кадровый резерв государственной гражданской службы — это люди, которые при необходимости способны заменить действующих специалистов в кратчайшие сроки.
Запасы формируют для государственных ведомств регионального и федерального уровня по строгим правилам.
Коммерческие структуры вправе использовать эти технологии быстрой замены специалистов на свое усмотрение по правилам, утвержденным руководством.
Определение, что такое кадровый резерв государственной службы, детали его формирования и использования в бюджетных структурах регулируются статьей 64 Федерального закона № 79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Резерв кандидатов на руководящие посты в государственных учреждениях представляет собой базу данных, в которой хранится информация о специалистах, готовых в случае необходимости занять вакантные должности на госслужбе. Кандидаты, представленные в этой базе, проходят строгий конкурсный отбор, в ходе которого оценивается их квалификационный уровень и соответствие требованиям нанимателей.
Из этого следует, что государственный кадровый резерв формируется в целях:
- обеспечения равного доступа всех граждан к вакантным должностям на госслужбе;
- своевременного замещения свободных рабочих мест;
- формирования базы высококвалифицированных кадров;
- содействия карьерному росту госслужащих.
На уровне субъектов страны региональные власти выпускают собственные нормативные акты, но федеральный кадровый резерв государственной службы дополнительно регулируется положением, утвержденным указом президента РФ от 01.03.2017 № 96.
В настоящее время существуют 4 организационных уровня резерва государственных служащих:
- федеральный;
- федеральных государственных органов;
- субъектов РФ;
- государственных органов субъектов РФ.
Коммерческие организации тоже вправе формировать для себя запасы кадров. Правила такой работы в законодательстве подробно не описаны, но бизнес берет за основу нормы для госструктур.
Как формируют списки
По закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», формирование кадрового резерва на государственной гражданской службе проводят в несколько этапов.
Сначала обязательно проводят отбор тех людей, кто хочет стать государственным служащим, — конкурс на включение специалиста в резерв.
Когда ведомству необходимо, оно проводит конкурс на замещение освободившейся должности.
Отметим, что конкурс на включение в реестр кандидатов на вакансии государственных служащих — это обязательный этап для всех, кто собирается работать в бюджетных организациях. Что касается конкурса на замещение освободившейся вакансии, дополнительный отбор проводится не всегда.
Если речь идет о повышении по службе или назначении на руководящую должность, конкурс не проводят (подробнее — в ст. 22 закона). Допустим, гражданский служащий состоит в кадровом резерве, каким образом он может быть назначен на вакантную должность? В ст.
22 закона № 79-ФЗ уточняется, что получить новое место разрешено путем перевода, заключения срочного служебного контракта, назначения на освободившуюся вакансию.
Что конкретно надо предпринять и как встать в резерв на госслужбу? Желающие попасть в ряды чиновников отслеживают информацию о проведении конкурса на включение в резерв.
Участвовать в нем разрешено совершеннолетним россиянам, отвечающим квалификационным требованиям нанимателя и некоторым правилам замещения должностей в госструктурах (к примеру, в государственные служащие не принимают лиц с двойным гражданством).
Для участия в отборе предоставляют следующие документы:
- копию документа, удостоверяющего личность;
- нотариально заверенные копии документов, подтверждающих наличие образования, квалификации и стажа (дипломы, сертификаты, трудовая книжка);
- заявление об участии;
- заполненную анкету с фотографией. Ее общая форма утверждена распоряжением правительства от 26.05.2005 № 667-р, но бланк варьирует в зависимости от ведомства, осуществляющего набор.
Образец заявления для участия в конкурсе
Энтузиастов, д. 178, кв. 89
13 апреля 2020 г. Петров /Петров П.П. |
Образец анкеты для госслужащих
Этот список неполный, организаторы требуют иногда дополнительные документы. К примеру, медицинскую справку об отсутствии заболеваний, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей.
Если говорить про коммерческие компании, то процедура, как происходит формирование кадрового состава государственной гражданской службы, им тоже подходит. Работодатели вправе определить в отдельном локальном нормативном акте, для кого проводится набор в виде конкурса, сколько этапов проходят кандидаты, в каких случаях конкурс не организовывают, когда результаты отбора передают претендентам.
Образец положения о кадровом резерве
Как происходит отбор кандидатов на госслужбу
При отборе претендентов используют различные методики: тестирование, аттестацию, экзамены, деловые игры, групповые дискуссии. Но на первом этапе всегда проводится собеседование, вопросы для которого строго регламентированы и заранее оговорены с руководством организации-нанимателя. Часто используют психологические способы анализа деловых и личностных качеств специалиста.
Исключение из списков
В зависимости от того, на какую должность претендует кандидат, варьирует срок его пребывания в запасе. Для вакансий высшей группы — 4 года, главной и ведущей — 3 года, старшей и младшей — 2 года. По истечении указанных сроков претендента вправе исключить из списка. Кроме того, кадровый резерв на государственной гражданской службе «очищают» от кандидатов по следующим основаниям:
- личное заявление;
- дисциплинарный проступок;
- сокращение должности в связи с упразднением госструктуры;
- достижение предельного возраста;
- решение аттестационной комиссии о несоответствии замещаемой должности;
- отказ от повышения квалификации.
Другой допустимый вариант — период пребывания в списке продлевается. Но нанимателю разрешено это делать только один раз.
Кадровые технологии на государственной гражданской службе
Кроме создания базы данных специалистов, существуют другие методики повышения эффективности работы бюджетных организаций. Один из таких методов — ротация кадров на государственной гражданской службе, процесс которой регламентируется статьей 60.1 Федерального закона № 79 от 27.07.2004.
Ротация подразумевает горизонтальное перемещение служащих по рабочим местам. Специалистам предлагают равноценные по оплате труда и карьерной ступени должности, но несколько отличные по функциональной нагрузке. К примеру, начальник отдела снабжения меняется местами с начальником отдела продаж.
Такая методика позволяет сотрудникам не только ознакомиться со смежными специальностями, но и понять структуру и деятельность компании с учетом нюансов. Но помимо мотивационного и образовательного характера, ротация кадров помогает снизить коррупционную составляющую государственной деятельности.
При использовании перестановки кадров активно используется кадровый резерв, как источник проверенных специалистов, готовых приступить к работе в кратчайшие сроки.
Это лишь одна из немногих методик отбора и «воспитания» персонала. Для популяризации и внедрения наиболее удачных из них Минтруд собирает базу данных «Лучшие кадровые практики в системе государственного и муниципального управления», которую пополняет ежегодно. Вся информация в свободном доступе, и использовать ее рекомендуется и бюджетным, и коммерческим организациям.
Формируем кадровый резерв государственной службы
Многие организации заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно подобрать персонал, провести формирование кадрового состава государственной гражданской службы и закрыть вакансии. Предприятия ищут не просто работников, а резервистов, которые соответствуют определенному уровню, обладают профессиональными качествами, необходимыми навыками, умениями.
Сведения о подходящих на вакансию претендентах собраны в кадровой базе государственной службы. Если у государственного органа возникает потребность оперативно закрыть вакансию, помогают сведения о специалистах резерва.
На государственной и муниципальной службе работа по формированию кадровой базы кандидатов регламентируется:
В России существует резерв государственной службы трех видов:
- Для госоргана — конкретный орган власти самостоятельно создает свою кадровую базу по итогам конкурса, аттестации, сокращения штата.
- Для субъекта РФ — ее формирует государственный орган, регулирующий прохождение государственной службы в регионе, обобщая сведения от органов власти о включенных в базу данных претендентах.
- Федеральный кадровый резерв государственной службы формирует государственный орган, управляющий прохождением службы на уровне федерации. Находится под патронажем президента. Порядок включения в него кандидатов устанавливает президент. Алгоритм учитывает особенности подготовки управленческих кадров, имеющих опыт практической работы.
Кандидаты для включения в информационную кадровую базу проходят отбор, в том числе — оценку уровня их квалификации. База создана для достижения следующих целей:
- обеспечить доступ для всех граждан к вакансиям государственной службы;
- своевременно готовить высококвалифицированные кадры;
- оперативно закрывать вакансии;
- развивать мотивацию служащих;
- реализовывать программы наставничества;
- создавать условия для стабильного функционирования организации.
Как формировать — для муниципальной и государственной службы
Кадровая база формируется поэтапно. Для достижения высоких результатов необходимо учитывать и стратегические задачи организации, и ее финансовые возможности. В госорганах должности госслужбы замещают по алгоритмам, в зависимости от уровня создания реестра.
В тех случаях, когда резерв кадров создается на уровне государственного органа, необходимо:
- Разработать и утвердить положение о резерве государственного органа (ч. 11,12 ст. 64 79-ФЗ, п. 4 указа президента №96).
- Отобрать претендентов, используя один из следующих вариантов:
- провести конкурс;
- получить рекомендацию конкурсной комиссии о включении в список не прошедшего конкурс кандидата, если он показал высокую результативность;
- по итогам аттестации;
- по решению работодателя, принятому при сокращении штата или увольнении по не зависящим от служащего причинам.
По последним трем вариантам, регулирующим, как встать в резерв на госслужбу, необходимо получить письменное согласие претендента.
Далее следует:
- Включить лицо в ту группу, которая рекомендована конкурсной комиссией (п. 1 ч. 16 ст. 48 №79-ФЗ).
- Издать локальный распорядительный документ (ч. 9 ст. 64 №79-ФЗ) о включении в кадровую базу служащих. Установленная форма приказа отсутствует.
- Ознакомить служащего с приказом.
- Оформить на каждого справку о включении.
- По разработанному в госоргане шаблону оформить кадровый реестр.
- Разместить сведения о включенных в единой системе информирования государственной службы (п. 4 постановления правительства №256 от 03.03.2017), на сайте органа власти и направить информацию в орган, ведающий государственной службой субъекта (если госорган находится в ведении региона).
Если кадровая база создается на уровне региона, госоргану субъекта по управлению государственной службой следует:
- Получить информацию о лицах, зачисленных в резервы конкретных госорганов региона (ч. 3 ст. 64 №79-ФЗ).
- Сформировать, опираясь на полученные базы, единый реестр субъекта.
Если кадровую базу формирует федерация, задача относится к деятельности госоргана РФ по управлению госслужбой. Порядок устанавливает президент (ч. 2, 11 ст. 64 №79-ФЗ). Сегодня утвержден порядок по высшим офицерским должностям и высшим руководящим федеральным должностям.
При формировании на каждую должность рассчитывается количество потенциальных кандидатов, обычно их от двух до четырех человек.
Во время проведения конкурсных испытаний определяется, насколько кандидаты соответствуют требованиям, установленным законодательством, оценивается уровень их профессиональных качеств, образования, стажа работы.
Огромное внимание уделяется знанию основ управления, умению направлять, координировать и контролировать работу подчиненных, способности быстро ориентироваться в обстановке и принимать решения. Следует учитывать деловые качества: ответственность, целеустремленность, требовательность к себе и подчиненным и т. д.
Для оценки внутренних и внешних кандидатов применяют разные методы: тестирование, кейсы и т. п. Это помогает сформировать наиболее полное представление об уровне их профессиональных и личных качеств.
Как отбирать кандидатов
Постановлением правительства №397 от 31.03.2018 утверждено понятие о том, что такое кадровый резерв государственной службы, и методика отбора кандидатов для включения в базу данных. Алгоритм отбора следующий.
- На официальном сайте госоргана публикуют сведения о кадровом конкурсе.
- К участию приглашают граждан РФ в возрасте от 18 лет, соответствующих требованиям по квалификации и правилам замещения должности в конкретном госоргане (например, требованию об отсутствии двойного гражданства).
- Заинтересованное лицо представляет:
- удостоверение личности;
- документы об образовании, квалификации, стаже — заверенные у нотариуса;
- заявку на участие;
- анкету с фото по форме распоряжения правительства № 667-р от 26.05.2005.
Сторона-инициатор определяет, как проходит конкурс на включение в кадровый резерв, что это значит, и вправе потребовать от участников дополнительных сведений.
Конкурсная комиссия проводит:
- Оценку претендентов на основании представленных бумаг.
- Собеседование по установленному перечню вопросов.
- Тестирование по имеющимся знаниям в профессиональной сфере с использованием разнообразных методов оценки (анкеты, дискуссии в группах, рефераты и т.д.).
Минфин России
По итогам конкурса на включение федеральных государственных гражданских служащих (граждан Российской Федерации) в кадровый резерв Министерства финансов Российской Федерации, объявленного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2023 г.
№ 59 «О проведении конкурса на включение федеральных государственных гражданских служащих (граждан Российской Федерации) в кадровый резерв Министерства финансов Российской Федерации», конкурсной комиссией для проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации принято решение рекомендовать к включению в кадровый резерв Министерства финансов Российской Федерации:
по ведущей группе должностей категории «специалисты»:
- Айдаева Дени Магометовича;
- Александрова Даниила Андреевича;
- Антипова Владислава Юрьевича;
- Артаманову Екатерину Вячеславовну;
- Багаутдинову Алсу Исмагиловну;
- Бадзиеву Залину Казбековну;
- Богданову Татьяну Геннадьевну;
- Бушуеву Татьяну Викторовну;
- Быкову Ольгу Ивановну;
- Власова Дмитрия Викторовича;
- Дегтяренко Алексея Александровича;
- Денисову Валентину Викторовну;
- Десяткина Ивана Сергеевича;
- Джанкулаеву Фатину Саладиновну;
- Егорова Дмитрия Сергеевича;
- Емцеву Владлену Александровну;
- Ефимову Наталию Игоревну;
- Кадырову Диану Абдулнасыровну;
- Каминского Андрея Леонидовича;
- Ковалева Николая Юрьевича;
- Ковальчук Анастасию Васильевну;
- Кузнецову Анастасию Алексеевну;
- Кузнецову Ольгу Викторовну;
- Куторову Анну Александровну;
- Кутукову Татьяну Сергеевну;
- Медведеву Олесю Романовну;
- Минибаеву Элину Максимовну;
- Мкртумян Валерию Валерьевну;
- Олейникову Ирину Валерьевну;
- Панькову Ирину Сергеевну;
- Паршинцеву Татьяну Александровну;
- Раскельдиева Мурата Иссаевича;
- Реву Сергея Михайловича;
- Рябченко Екатерину Сергеевну;
- Самусевича Андрея Юрьевича;
- Сизову Александру Алимовну;
- Сорокину Алину Николаевну;
- Сысоеву Викторию Дмитриевну;
- Филиппову Марию Игоревну;
- Хомякова Артема Владиславовича;
- Хусяинову Диляру Мансуровну;
- Шогдинова Григория Григорьевича;
- Юсупову Заиру Гаджиясулмагомедовну;
- Янборисова Рината Рифатовича.
по старшей группе должностей категории «специалисты»:
- Айдаева Дени Магометовича;
- Алешину Наталью Юрьевну;
- Бадзиеву Залину Казбековну;
- Бушуеву Татьяну Викторовну;
- Волошина Дениса Николаевича;
- Воробьева Александра Константиновича;
- Гизатуллину Викторию Бореевну;
- Емцеву Владлену Александровну;
- Ефремову Татьяну Алексеевну;
- Качанову Софью Владимировну;
- Кочеткова Николая Дмитриевича;
- Куторову Анну Александровну;
- Кутукову Татьяну Сергеевну;
- Леонтьеву Анастасию Сергеевну;
- Олейникову Ирину Валерьевну;
- Паршинцеву Татьяну Александровну;
- Пивикову Наталью Владимировну;
- Рамазанова Халида Жарулаевича;
- Рябченко Екатерину Сергеевну;
- Тараканову Валерию Игоревну;
- Третьякова Руслана Игоревича;
- Фрольцову Александру Леонидовну;
- Янборисова Рината Рифатовича.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная
База данных «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе» «Кадровые резервы»
Наименование лучшей кадровой практики | |
Наименование государственного органа/ органа местного самоуправления (ответственное структурное подразделение) | Документы и материалы по лучшей кадровой практике |
Эффективный кадровый резерв ФАС России (2016 г., победитель конкурса) | |
Федеральная антимонопольная служба | Презентация Архив документов по практике |
Механизмы эффективного подбора кадрового состава государственных гражданских служащих, формирования кадрового резерва и работы с ним (2016 г.) | |
Министерство обороны Российской Федерации | Презентация Архив документов по практике |
Организация и проведение ежегодного конкурса среди выпускников образовательных организаций высшего образования на включение в кадровый резерв Администрации Ленинградской области и аппаратов мировых судей Ленинградской области для замещения типовой должности государственной гражданской службы Ленинградской области специалиста первой категории (2016 г.) | |
Аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области | Презентация Архив документов по практике |
Конкурсы на включение в резерв управленческих кадров Ленинградской области для замещения вакантных должностей руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области (2016 г.) | |
Аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области | Презентация Архив документов по практике |
Система кадровых резервов в Хабаровском крае: технологии формирования и использования (2016 г.) | |
Главное управление государственной службы Губернатора и Правительства Хабаровского края | Презентация Архив документов по практике |
Новые кадровые технологии: «Кадровый резерв Липецкой области — команда будущего» (2016 г.) | |
Администрация Липецкой области | Презентация Архив документов по практике |
Победители проекта «Стажер Минобрнауки России» попадут в кадровый резерв федерального ведомства
В 2023 году, объявленном Президентом Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, Министерство науки и высшего образования РФ запускает пилотный проект подготовки кадрового резерва федеральной государственной гражданской службы «Стажер Минобрнауки России». Вопросы реализации этого проекта обсуждались на пресс-конференции в информационном агентстве ТАСС.
Статс-секретарь — заместитель Министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко рассказал о том, кто и как может стать стажером Минобрнауки России. По его словам, принять участие в пилотном проекте могут студенты последнего курса, а также выпускники столичных вузов 2022 года.
«Наш проект дает возможность студентам выпускных курсов понять, что они хотят и готовы ли к работе на государственной службе. Мы выстраиваем проект таким образом, чтобы отборочные этапы проходили параллельно с обучением и дополняли его, а выпускники университетов могли почувствовать себя снова студентами», — сказал Петр Кучеренко.
По итогам отбора 30 победителей будут приглашены на академическую подготовку и оплачиваемую стажировку в департаменты Министерства под руководством опытного наставника. А самые перспективные и способные участники попадут в кадровый резерв федерального ведомства.
Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова отметила, что до конца года будут внесены изменения, направленные на развитие института оценки профессионального уровня кандидатов на замещение вакантных должностей госслужбы. В частности, внимание уделяется оценке знаний и умений кандидатов в области их профессиональной деятельности, которой им предстоит заниматься, — такими полномочиями будут наделены кадровые службы федеральных ведомств.
«Это напрямую затрагивает проект Минобрнауки. Мы понимаем, что привлечение молодежи на государственную гражданскую службу — приоритетный вопрос, при этом он тонкий и многогранный.
Технологии, которые предлагают коллеги по формированию кадрового резерва, на наш взгляд, очень перспективны.
По сути они должны дать гарантию трудоустройства способных студентов по факту выпуска из вуза», — сказала Елена Мухтиярова.
Как отметил ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев, «Стажер Минобрнауки России» станет первым системным проектом по привлечению молодых специалистов на госслужбу.
«Очень приятно, что первым на себя эту миссию взяло наше профильное Министерство. Почти треть наших выпускников идет работать либо на госслужбу, либо в органы местного самоуправления. Со стороны студентов есть большой интерес к этому проекту и учащиеся нашего вуза там будут участвовать», — сказал Станислав Прокофьев.
К запуску проекта Департамент методологии и оценки платформы «Россия — страна возможностей» провел анализ 11 базовых надпрофессиональных компетенций студентов выпускных курсов 9 московских университетов, которые наиболее ориентированы на построение карьеры в госслужбе. Результатами исследования поделился заместитель генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля:
«Если рассматривать работу на государственной службе в части коммуникаций, анализа информации, достижения результатов — у студентов такие навыки развиты хорошо.
Когда проект «Стажер Минобрнауки России» будет тиражироваться на всю Россию, важно обратить внимание на те компетенции, которые требуют доработки у студентов и при этом являются ценными для государственных служащих ФОИВ и РОИВ.
«Россия — страна возможностей» готова совместно с Министерством образования и науки работать над развитием необходимых компетенций у учащихся при их отборе».
На сегодняшний день заявки на участие подали около 400 студентов и выпускников вузов. Чтобы присоединиться к проекту необходимо до 31 декабря зарегистрироваться на сайте «Стажер Минобрнауки России» и заполнить общую информацию о себе. Бонусом при отборе станут рекомендательные письма из вуза, подтверждение участия в конференциях, публикации в научных изданиях.
С января по март 2023 года кандидаты будут проходить тестирование на знание русского языка, истории, законов о государственной гражданской службе и противодействии коррупции; выполнят профильные кейс-задания на основе реальной проблемной ситуации; предоставят видеопортфолио и примут участие в деловой игре «Кадровая лаборатория».
Победители проекта будут определены 9–10 марта 2023 года. В течение 4,5 месяцев они будут проходить обучение и стажировку в девяти Департаментах Минобрнауки России. А в сентябре стажеры пройдут аттестацию, лучшие из них попадут в кадровый резерв министерства.
Кадровый резерв на государственной гражданской службе
В Российской Федерации установлена многоуровневая система формирования кадрового резерва на гражданской службе с выделением следующих видов кадровых резервов:
- федеральный кадровый резерв;
- кадровый резерв федерального государственного органа;
- кадровый резерв субъекта Российской Федерации;
- кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.
Кадровый резерв федерального государственного органа представляет собой совокупность сведений о гражданский служащих (гражданах), признанных победителями конкурсного отбора для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности определенной категории и группы, а также по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Основной целью формирования и использования кадрового резерва является своевременное обеспечение гражданской службы высококвалифицированными кадрами.
Кадровый резерв формируется с учетом поступивших в государственный орган заявлений от гражданских служащих и граждан.
Общим правилом является включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы по результатам конкурса, в рамках которого оценивается соответствие участников конкурса квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям гражданской службы, а также уровень их знаний, навыков и умений.
С учетом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также — кадровый резерв), (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 №419-ФЗ).
Кадровый резерв формируется для замещения:
- вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
- вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
- должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации — правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа — правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего.
На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов Российской Федерации, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов Российской Федерации федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.
Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.
2004 № 79-ФЗ.
Федеральным законом предусмотрены и иные основания для включения гражданских служащих в кадровый резерв. В соответствии с ч. 1 ст.
39 Федерального закона в кадровый резерв включаются гражданские служащие, освобожденные от замещаемой должности гражданской службы, служебный контракт с которыми приостановлен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В соответствии с ч. 10 ст.
58 Федерального закона гражданский служащий, освобожденный от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, подлежит включению в кадровый резерв для замещения иной должности на конкурсной основе. В соответствии с ч. 16 ст.
48 Федерального закона, по результатам аттестации гражданских служащих аттестационная комиссия может рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для повышения в должности. В этом случае издается правовой акт (приказ, распоряжение) о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.
Непосредственную работу с кадровым резервом государственного органа осуществляет кадровая служба государственного органа, так как формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование относится к содержанию кадровой работы.
Новое в формировании и ведении кадрового резерва на государственной гражданской службе
1 марта 2017 года Президентом Российской Федерации был издан Указ № 96, которым было утверждено Положение о кадровом резерве федерального государственного органа (далее – Положение).
Необходимость издания такого указа вытекала из статьи 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» еще в первоначальной ее редакции 2004 года, однако в итоге Положение было утверждено только спустя 12 лет после вступления в силу закона.
Положение регулирует вопросы формирования кадрового резерва, работы с кадровым резервом и исключения граждан и гражданских служащих из кадрового резерва.
При этом оно касается только кадрового резерва федерального государственного органа (законом о гражданской службе также предусмотрено существование федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации.
Положение указывает цели и принципы формирования кадрового резерва.
Также в нем определяется, что информация о формировании кадрового резерва и работе с ним размещается на официальных сайтах федерального государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Что касается порядка формирования кадрового резерва, то в этом аспекте Положение, в основном, повторяет нормы ст. 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Среди немногих важных новелл этого раздела можно отметить:
- уточнение о том, что гражданские служащие (граждане), которые не стали победителями конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы, однако профессиональные и личностные качества которых получили высокую оценку конкурсной комиссии, по рекомендации этой комиссии с их согласия включаются в кадровый резерв для замещения должностей федеральной гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность федеральной гражданской службы, на замещение которой проводился конкурс;
- запрет на включение в кадровый резерв не может быть включен гражданских служащих, имеющих дисциплинарные взыскания, предусмотренные п. 2 или 3 ч. 1 ст. 57 либо п. 2 или 3 ст. 59.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В то же время Положение впервые подробно регулирует порядок проведения конкурса в кадровый резерв.
Конкурс должен проводиться в соответствии с единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утверждаемой Правительством Российской Федерации (в настоящее время такая еще не утверждена).
Конкурс проводится конкурсной комиссией, образованной в федеральном государственном органе.
Он заключается в оценке профессиональных и личностных качеств каждого гражданского служащего (гражданина), изъявившего желание участвовать в конкурсе и допущенного к участию в нем (далее — кандидат), исходя из квалификационных требований для замещения соответствующих должностей федеральной гражданской службы.
Положение предусматривает обязательность размещения на официальных сайтах федерального государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» объявления о приеме документов для участия в конкурсе, а также иной необходимой информации о конкурсе.
Решение о дате, месте и времени проведения конкурса принимается представителем нанимателя. Конкурс проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе.
Федеральный государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до даты проведения конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» информацию о дате, месте и времени его проведения, а также список кандидатов и направляет соответствующие сообщения кандидатам.
- При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании документов, представленных ими, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должностям федеральной гражданской службы, на включение в кадровый резерв для замещения которых претендуют кандидаты.
- Конкурсные процедуры и заседание конкурсной комиссии проводятся при наличии не менее двух кандидатов.
- Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидатов и является основанием для включения кандидата (кандидатов) в кадровый резерв для замещения должностей федеральной гражданской службы соответствующей группы либо отказа во включении кандидата (кандидатов) в кадровый резерв.
Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в 7-дневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальных сайтах федерального государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет».
По результатам конкурса не позднее 14 дней со дня принятия конкурсной комиссией решения издается правовой акт федерального государственного органа о включении в кадровый резерв кандидата (кандидатов), в отношении которого (которых) принято соответствующее решение.
Вопросы организации работы с кадровым резервом (которые на практике вызывают наибольшее количество вопросов) решены в Положении очень кратко.
По сути, оно лишь устанавливает, что профессиональное развитие гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве федерального государственного органа, осуществляется этим органом на основе утверждаемого им индивидуального плана профессионального развития гражданского служащего. Кроме того, в Положении указано, что на каждого гражданского служащего (гражданина), включаемого в кадровый резерв, подразделением федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров подготавливается справка по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации. В этой справке отражается вся информация о мероприятиях по профессиональному развитию гражданского служащего.
Наконец, в Положении впервые приведен исчерпывающий перечень оснований исключения гражданских служащих и граждан из кадрового резерва (личное заявление; назначение на должность федеральной гражданской службы в порядке должностного роста; совершение некоторых дисциплинарных проступков; смерть; достижение предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе Российской Федерации и т.д.).