Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах 2023
1 апреля открылась запись в первый класс, но мало кто из родителей будущих первоклассников знает, что учиться их дети будут по новым правилам и учебникам. Людмила Чиркова разобралась в вопросе вместе с экспертами в области образования.
10 марта вступил в силу Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», подписанный еще в декабре 2022 года.
А до этого, 31 августа 2022 года, в ходе Общероссийского родительского собрания министр просвещения Сергей Кравцов заявил: «Теперь есть единая федеральная программа для начальной и основной школы. Утвержден новый перечень, где практически по каждому предмету — один учебник».
Приказ о федеральном перечне учебников (ФПУ) и упомянутая Кравцовым новая Федеральная общеобразовательная программа (ФООП), которая начнет действовать в школах с 1 сентября 2023 года, по сути, меняют всю систему школьного образования в России.
До 1 сентября 2023 года все школы России должны привести свои образовательные программы в соответствие с ФООП.
Если школа хочет учить детей по своей авторской программе, ФООП для нее — нижняя планка, которую необходимо взять за основу. Школа теоретически может давать больше, чем прописано в ФООП.
Однако теперь она ограничена в выборе УМК — учебно-методических комплектов, которые можно использовать.
Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) — это учебно-методическая документация, включающая в себя федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).
Как было раньше
Прямо сейчас в российских школах есть 10 образовательных программ для начальной школы. «Школа России», «Перспектива», «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспективная начальная школа», методика Эльконина — Давыдова и другие менее известные среди родителей программы начального образования.
Раньше при записи ребенка в ту или иную школу родители могли познакомиться с учителем заранее, и узнать, по какой программе он преподает.
По каждой из программ был разработан свой УМК — учебно-методический комплект, состоящий из учебников, методических рекомендаций для учителей, рабочих тетрадей и так далее.
Эти материалы прошли многолетнюю апробацию, а учителя наработали большую базу заданий по ним.
К слову, в ряде ведущих школ России даже в рамках одной параллели в разных классах начальной школы предметы могут вести по разным УМК, ориентируясь на потребности детей — и это тоже плюс вариативности, которая была до недавнего времени. С принятием новой ФООП и ФПУ многие программы и учебники будут попросту исключены из образовательного процесса.
Это не первый случай кардинальной смены курса, ранее то же самое произошло и с дошкольным образованием: новая Федеральная образовательная программа Дошкольного образования, вступившая в силу с 1 января 2023 года, по сути упразднила 21 комплексную программу, по которым детским сады работали последние десятилетия. Принятие ФООП и ФПУ для школ— продолжение унификации и стандартизации российского образования.
Что такое ФПУ
Федеральный перечень учебников — это список учебников, которые Минпросвещения разрешает использовать для обучения в школе. Сама идея не нова. Первый ФПУ разрабатывался в 1992 году по инициативе академика, профессора РАО Александра Асмолова.
Сам Асмолов так вспоминает этот проект: «В отборе участвовали разные издательства, которые предлагали учебники в соответствии со стандартами.
Целью было создание программ, учитывающих специфику региона, национальной культуры и главное психолого-возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
У детей был огромный шанс стать людьми, которые сами принимают решения, критически мыслят и в этом меняющемся мире выигрывают. Это была система вариативного образования».
В ФПУ до последнего времени, действительно, входили учебные издания и учебные методические комплекты, подготовленные разными авторскими коллективами и разработанные для разных общеобразовательных программ. Учебники издавались в разных издательствах учебной литературы.
Теперь, согласно новой концепции «единого образовательного пространства» и «единого учебника», в ФПУ по каждому предмету начальной и средней школы будет только один учебник.
Исключение сделали лишь для истории и обществознания, по этим предметам предусмотрено три и два учебника соответственно.
https://www.youtube.com/watch?v=rlq-BWAym8E\u0026pp=ygV60KHQvNC10L3QsCDRhNC-0YDQvNGLINC-0LHRg9GH0LXQvdC40Y8g0LIg0YHQtdGA0LXQtNC40L3QtSDRg9GH0LXQsdC90L7Qs9C-INCz0L7QtNCwINCyINC80LvQsNC00YjQuNGFINC60LvQsNGB0YHQsNGFIDIwMjM%3D
Для реализации единых образовательных программ предлагается установить новый порядок разработки учебников
Так, государственный заказ на разработку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения.
Ведомство будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Соответствующие поправки были заблаговременно внесены 24 сентября 2022 года, когда был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Сергей Кравцов отметил, что новый порядок разработки учебников сделает их дешевле и сэкономит региональные бюджеты. Это, по словам министра, станет возможным в том числе за счет экономии на авторском вознаграждении, поскольку исключительные права на учебники будут у РФ, а не у авторов.
Открыв ФПУ, можно обнаружить, что почти все учебники в нем выпускаются издательством «Просвещение». И это несмотря на то, что ФАС неоднократно выносила предупреждения относительно принципов формирования ФПУ. А пункт 11 статьи 3 ФЗ «Об образовании» предусматривает «недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования».
Выкупать права на учебники продвинутых Гейдмана и Петерсон (математика), Перышкина (физика) или Граник (русский язык) у других издательств, которые ранее выпускали школьные учебники, пока никто не спешит.
Использовать учебники линейки «Школа России» — программы, которая является по сути базовой и самой распространенной по стране и права на которую находятся у «Просвещения» — выгоднее с экономической точки зрения.
В чем проблема школьных учебников
Сейчас рынок школьной и методической литературы перенасыщен. И естественно, что среди всего этого многообразия попадаются как достойные варианты, так и откровенно плохо подготовленные — с фактическими, логическими, орфографическими ошибками, сложно составленные и не понятные детям.
По мнению учителя физики Вадима Муранова, основная проблема многих современных учебников в том, что они «плохо написаны»: «Нет у нас такого учебника, который бы ребёнок открыл и сказал: „Вау, как все понятно, как все интересно“.
Учебники пишут люди, оторванные от школы. Это, как правило академики, которые со школой, учителями и тем более детьми имеют очень мало контактов. Многие учебники такие, что их просто читать даже невозможно, нужен переводчик.
Таким языком могут изъясняться в Госдуме, в министерстве, но не с детьми».
Особенно много вопросов последние годы возникало у родителей к учебникам по окружающему миру под редакцией Плешакова
Эти учебники называют воспитывающими «клиповое мышление», регулярно находят в них множество нестыковок и откровенно устаревшую информацию, а также абсурдные задания, рассчитанные явно не на учеников младших классов.
Педагог начальных классов Алексей Рубин добавляет, что в принципе не существует какого-то одного уникального УМК (учебно-методического комплекта. — Прим. ред.), в каждом будут какие-то свои сложности.
В одном приходится скакать из начала в конец, чтобы осветить одну тему, в другом переизбыток творческих заданий или слишком много информации без учета возрастных и психологических особенностей учеников начальной школы.
Но все же, имея выбор, учитель может компилировать разные УМК и готовить сценарии урока, пользуясь сразу несколькими учебниками.
Еще одна сложность, по мнению Рубина, — это несоответствие между нынешними учебниками в плане темпа работы: «Я сейчас работаю с третьим классом по Гейдману (математика. — Прим. ред.), и понимаю, что в Петерсон (еще один учебник математики — Прим. ред.
) все эти темы были еще в середине второго класса, то есть если ребенок вдруг захочет перейти даже в рамках одной школы из класса в класс, он может столкнуться с тем, что попросту будет не в материале — ему либо будет скучно, потому что он это уже прошел, либо он сильно отстанет от своих одноклассников».
Одна из целей создания нового ФПУ — очистка учебного пространства от некачественных и слишком авторских учебников, чтобы дети могли переходить из класса в класс или из школы в школу и сразу ориентировались в учебном материале.
«Мы хотим исключить ситуацию, когда в школьных учебниках появляются ссылки на порносайты, блокада Ленинграда преподносится как оборона, а всей истории Великой Отечественной войны уделяется четыре страницы», — заявил заместитель председателя ГД от фракции «Единая Россия» Петр Толстой.
https://www.youtube.com/watch?v=rlq-BWAym8E\u0026pp=YAHIAQE%3D
Последний год использования «старых», согласно ФПУ, учебников — 2025-й. Это так называемый переходный период, который отводится на то, чтобы можно было закончить обучение детей по программе, которую они уже начали проходить.
Однако те дети, которые пойдут в первый класс 1 сентября 2023 года, будут учиться уже по новому единому учебнику. Новые учебники, многие из которых еще находятся разработке, будут включены в ФПУ бессрочно.
Чего опасаются учителя
По словам чиновников, смысл унификации и стандартизации образовательной программы в том, чтобы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, и на Сахалине дети имели равные образовательные возможности и у них не возникло проблем с переходом из одной школы в другую. Многие учителя считают, что сама эта идея хорошая. Вот только есть ряд «но».
Учитель русского языка начальных классов одной из московских школ, пожелавший сохранить анонимность, говорит: «Если существуют разные дети, то должно быть несколько разных учебников. Может быть не 15, но хотя бы 3–4 учебника должны быть доступны».
- Есть и еще одна неочевидная проблема: уровень ВПР, которые существуют в начальной школе, высок, а уровень подачи материала в едином учебнике достаточно низкий.
- «Педагог года Москвы — 2015», учитель начальных классов Алексей Рубин верит, что учебники русского языка и математики в теории возможно стандартизировать на всю страну, но, например, не учебник по окружающему миру: «Данному стандарту придется усреднить все и вся, и если единые программы и учебники по русскому языку и математике в начальной школе, например, я могу себе представить, но единый учебник по окружающему миру, написанный для всей России — нет.
- Например, московских школьников спросят, хотят ли они навестить столицу нашей родины и увидеть Кремль
Это как минимум странно. Либо мы уберем из содержания целый набор важных тем, либо работа по адаптации учебника ляжет на плечи учителей. Оба сценария кажутся мне спорными».
Учитель физики и победитель конкурса «Учитель года — 2009» Вадим Муранов не уверен, что новый единый учебник будет понятен детям: «Понятно, что законы физики — одинаковые, может быть, так и рассуждали авторы этой концепции: „Законы же одни и те же, зачем нам разные учебники писать?“ Да, законы то одни те же, но, как правило, толкования законов — разные. И даже сами формулировки законов физики в разных учебниках различаются. И в одних они удобоваримы, а в других — нет. В отсутствии конкуренции это будут единые для всех правила и единые для всех объяснения в учебнике. И у меня нет уверенности, что новый учебник будет понятен детям».
Заслуженный учитель РФ, к. п. н., победитель всероссийского конкурса «Учитель года России — 2011» Алексей Овчинников подчеркивает: «Исследователи НИУ ВШЭ пришли к выводу, что для слабых учителей нужна работа по четким протоколам, напоминающая работу врачей в экстренных ситуациях.
Поэтому для них единообразие учебников и программ — это плюс. А для творческих учителей, которым сложно вписываться в рамки, это минус. Наверное, в итоге это повысит качество образования. Но из школ скорее всего начнут уходить неординарные личности, которых и сейчас не очень много».
Алексей Рубин, учитель начальных классов, развивает эту идею. По его словам, современные учителя ежедневно борются за внимание школьников, ведь сегодня детям доступно множество источников информации, причем, не всегда корректной. В этой конкурентной борьбе учителя на уроках должны «уходить далеко за страницы учебника», чтобы быть интересными и сохранить авторитет в глазах школьников.
, Deman / Shutterstock / Fotodom
Академик, член РАО Александр Асмолов придерживается в этом вопросе более жесткой позиции: «Сегодня мы должны понимать, что 1 сентября 2023 года станет днем похорон вариативного образования в России.
Подобного рода программы унификации приведут к тому, что наше образование, наши дети, и наши учителя окажутся неконкурентоспособны в сложном изменчивом мире. Это драма для российского образования».
Учитель физики Вадим Муранов считает, что хорошо было бы привлечь к написанию учебников самих учителей. «У моих коллег есть масса интереснейших идей, форм, как подать то или иное явление, как подать тот или иной материал. И если бы учителей привлекли к созданию такого учебника, я думаю, он получился бы гораздо интереснее».
Частных школ нововведения не коснутся
Однако и эти школы в скором времени могут столкнуться с проблемой нехватки альтернативных учебников, по которым они выстраивают свои программы. «Надо успеть выкупить остатки, пока они еще есть», — честно рассказала о своих планах директор одной из частных школ Москвы.
По мнению Академика Асмолова, «учителя, если они талантливые, отложат этот единый учебник в сторону и будут работать с конкретными учениками по их потребностям. А регионы России всегда будут понимать, что у каждого из них свое неповторимое лицо. Также национальные республики — Татарстан, Башкирия и другие будут понимать, что унификация для них невозможна».
Учитель словесности московской школы, пожелавший сохранить анонимность, подтверждает его слова: «Я сейчас смотрю за народным процессом стихийным — учителя делают какие-то свои тренинги, карточки, и понимаю, что, даже несмотря на наличие единого учебника, уровень понимания материала у учеников будет разным. Потому что один учитель это даст вот так, другой учитель даст иначе. И каждый будет делать это с опорой на тех детей, которые сидят у него в классе».
А вот у учителя физики Вадима Муранова, как и у других собеседников «Мела», есть ряд опасений на этот счет: «Вообще, у учителя всегда есть возможность отбросить учебник в сторону и делать так, как он думает. Но на это нужна определенная смелость, и обладает ей далеко не каждый учитель».
Zwiebackesser / Shutterstock / Fotodom
График модульных каникул на 2023-2024 год | система, обучение по модулям
Узнайте, чем отличается обучение по модулям от привычной для старшего поколения четвертной системы обучения, а также каким будет график модульных каникул на 2023-2024 год.
Особенности обучения по модулям
Модульная система появилась в России не так давно. Сам принцип обучения по модулям построен на основе Европейской кредитно-трансферной системы (ECTS), которую также называют Болонской.
Главное отличие новой системы – это тот факт, что образовательный процесс разделен на модули (часть программы обучения с четко очерченной целью и ожидаемыми результатами).
Но для большинства школьников более явным отличием четвертей и триместров стают модульные каникулы, которые в 2023-2024 уч. году осенью и весной не будут совпадать в разных образовательных системах.
Именно из-за этой особенности модульный график еще называют системой «5/1» – после 5 недель учебы следует одна неделя отдыха.
Стоит заметить, что на практике учебные модули могут длиться 6 а иногда даже 7 недель, в зависимости от особенностей календаря.
Учебный год в России для школ, которые в 2023-2024 уч. году перейдут на модульные каникулы, традиционно начнется в первых числах сентября и закончится 25 мая, но вместо 4-х периодов отдыха ученики получат сразу 6 каникулярных периодов – часть будет объявлена по окончанию каждого учебного триместра, а часть станет промежуточными.
Чтобы понять, как распределятся каникулы в календаре 2023-2024 года, стоит разобраться в том, какую структуру учебного года предлагает новая модульная система.
Триместры 2023-2024 года
В модульной системе школьный год разделен на 3 периода – триместра. При этом в конце каждого триместра по всем предметам проводится промежуточная аттестация (как раньше за четверть). Итоговая годовая оценка формируется из трех триместровых.
Сроки начала и завершения каждого триместра в 2023-2024 году будут такими:
Триместр | Длительность | Дата начала и завершения |
1-й | 5+5 недель |
Переход на семейное образование в середине года: смена школы в середине учебного года
Перевод ребёнка в другую школу в середине года не всегда возможен, к тому же это большой стресс. Если речь идёт о буллинге или плохой успеваемости, к сожалению, новая школа может не исправить, а усугубить положение. Альтернативой может стать семейное образование.
Семейное образование (СО) — это форма обучения, при которой общеобразовательная программа изучается ребёнком вне школы
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», любой ребёнок имеет право получать образование как в школе, так и вне её. При этом родители могут обучать ребёнка самостоятельно либо прибегнуть к помощи репетиторов и онлайн-школ.
Основные причины для перехода на семейное образование:
- Профессиональные занятия спортом, искусством. Если ребёнок занимается, например, хоккеем и собирается сделать спортивную карьеру, то совмещать тренировки со школьными занятиями от класса к классу становится сложно. То же самое относится к юным музыкантам и танцорам.
- Выдающиеся способности. Дети, которые усваивают материал быстрее сверстников, как правило, хотят быстрее продвигаться вперёд и не ждать остальной класс.
- Особенности здоровья.Бывает, что обучение в обычной школе становится невозможным или труднодоступным из-за состояния здоровья ребёнка.
- Неприятие школы. У школьника могут не сложиться отношения с коллективом, он может быть подвергнут травле или просто чувствовать себя неуютно в той социальной среде.
- Частые переезды. Если работа одного или обоих родителей связана с разъездами, то школу приходится менять по несколько раз в год, а это всегда стресс.
Согласно законодательству, перейти на семейное образование можно в любое время года. Для этого достаточно сделать нескольких простых шагов. Перевести ребёнка на семейное обучение в середине года несложно, но это может вызвать ряд трудностей.
Трудности перехода на семейное обучение в середине года
При переходе на семейное обучение в середине года приходится в короткие сроки искать альтернативу школьному образованию. Трёх длинных летних месяцев на раздумья и подбор нужного варианта нет, решение нужно принимать быстро.
Возможны три способа дальнейшего обучения ребёнка:
- Самостоятельное. Для этого родители должны обладать хорошим багажом знаний, а главное — достаточным количеством времени и энергии.
- Занятия с репетитором. С одной стороны, ребёнку будет уделяться больше внимания, чем в обычном классе. С другой — поиски хорошего репетитора займут то самое драгоценное время, которое никак нельзя упускать в середине года. Кроме того, услуги хорошего специалиста стоят дорого: нанять репетиторов для школьника по всем основным предметам стоит довольно дорого.
- Экстернат или онлайн-школа. Такой вариант предлагает «Домашняя школа Фоксфорда». Обучение происходит из дома, по интернету. Можно совмещать учёбу со спортивной или музыкальной карьерой, кружками, путешествиями или лечебными процедурами.
Чтобы в середине учебного года вы могли понять, подходит ли вам этот формат и стоит ли переходить на формат домашнего обучения, «Домашняя школа Фоксфорда» предоставляет пробный период использования своей образовательной платформой. В течение трёхдневного демодоступа вы вместе с ребёнком можете оценить, подходит ли вам этот вариант, и принять окончательное решение.
«Узнали про онлайн-школу “Фоксфорд”, пообщалась с людьми, которые отдали туда своих детей, и самим “Фоксфордом”. Попросили посмотреть примеры записей и материалов уроков за седьмой класс, и нам бесплатно (!) дали доступ. По всем предметам и без всяких обязательств заключить потом с ними договор», — рассказывает Анна Воронкова, мама Егора, ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда».
Рассмотрим и другие проблемы, возникающие из-за перехода на семейное обучение и смены школы в середине года.
1. Нежелание школы отпускать ученика
Часто школа не хочет отпускать ученика, который собрался поменять форму обучения, так как это может «испортить статистику». Вполне возможно, что заявив о желании перейти на семейное обучение, да ещё и в середине года сменить школу, вы услышите возгласы «Одумайтесь!».
Решение
Приходите общаться насчёт перехода ребёнка на семейное обучение в середине года уже после того, как решение принято. Не конфликтуйте и не раздражайтесь, ведь если вы собираетесь проходить аттестации в этой школе, то испорченные отношения с учителями и администрацией вам ни к чему.
Мнение
«Больное место — это общение со школой, где проходит аттестация. В нашем случае к нам нет негатива, на нас просто особо не обращают внимание. Мне приходится все аттестационные контрольные и оценки выбивать просто с боем», — рассказывает Ксения Ярыш, мама двух учеников домашней онлайн-школы «Фоксфорда».
Начиная со следующего учебного года вы можете прикрепиться для прохождения аттестаций к одной из партнёрских школ «Экстерната Фоксфорда», где к дистанционному учебному процессу относятся с пониманием.
2. Отставание по программе
Иногда именно отставание ребёнка по школьной программе становится причиной решения о переходе в другую школу или на семейное образование в середине года. При этом пробелы и пропущенные темы по тем или иным предметам придётся срочно навёрстывать, чтобы не получился «эффект домино», когда непонятый или невыученный старый материал мешает учить и понимать новый.
Решение
Переход на семейное образование в середине года позволит вам выстроить план и устранить пробелы. За счёт отсутствия ненужных факультативов и экономии времени на дорогу до школы вы сможете больше времени посвящать непосредственно учёбе.
В «Домашней школе Фоксфорда», например, можно просмотреть все предыдущие занятия с начала учебного года в записи.
Помощником ребёнку станет наставник, который поможет сориентироваться в программе, подскажет, какие предметы больше всего нуждаются в том, чтобы их подтянуть, и проследит за ходом адаптации к новому формату обучения.
Мнение
«Кстати, о наставниках. Это студенты ведущих вузов, которые сами недавно поступали в институты и говорят на одном языке с подростками.
В их задачи входит отслеживать успеваемость ученика, общаться с родителями и учениками, мотивировать последних на учёбу. Так что контроля здесь намного больше, чем в обычной школе.
Всегда можно посмотреть, какую ошибку сделал ребёнок, в какой домашней работе. Всё прозрачно», — рассказывает Анна Воронкова.
3. Трудности с планированием дня
В обычной школе жёсткий график. Нужно вставать и ложиться в фиксированное время, планировать определённое время под кружки, обеды и ужины, отдых, домашние задания.
В онлайн-школе исчезает необходимость в столь жёстком планировании: вставать можно позже, занятия — смотреть даже в записи, освобождается ребёнок гораздо раньше.
Но по-прежнему важно, чтобы ребёнок излишне не расслабился и сохранил полезный для здоровья и продуктивной деятельности режим.
Решение
Помогите школьнику научиться планировать свой день и придерживаться этого плана. Объясните ему, что умение планировать свою жизнь — бесценный навык, помогающий добиваться всех поставленных целей. Выберите удобные инструменты планирования: ежедневник, приложение. Следите, чтобы ребёнок ложился и вставал примерно в одно и то же время.
Мнение
«То, что занятия начинаются в 10:00 или 12:00, не значит, что можно ложиться спать под утро. Нет ничего хуже, чем оказаться на уроке невыспавшимся. Недостаток сна приводит к ухудшению памяти и внимания. Это доказанный наукой факт. Спите 7-8 часов, чтобы нормально воспринимать материал», — советует выпускница «Экстерната Фоксфорда» Варвара Королёва.
4. Снижение объёма общения
Если ребёнок переводится из школы на семейное образование в середине года, первое время он может чувствовать себя одиноко — особенно если он экстраверт и в школе у него было много друзей.
Решение
С переходом на СО количество времени на общение с друзьями у ребёнка только увеличится. Ведь школа — не единственное место, где дети общаются.
Внеучебные мероприятия и встречи учеников «Экстерната Фоксфорда» помогут расширить круг знакомств.
Кроме того, с началом учёбы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» у ребёнка появится наставник, который всегда готов послушать хоумскулера и рассказать что-то интересное.
Мнение
«Переходя на домашнее обучение, я боялась, что мне не будет хватать общения. Но оказалось, что большинство моих друзей находятся вне школы. Я не перестала общаться, а, наоборот, стала общаться со своими друзьями чаще, так как появилось больше свободного времени», — говорит Александра Васильева, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда».
5. Низкая мотивация к учёбе
Порой обучение в обычной школе приводит к потере учебной мотивации, и для её восстановления на СО требуется время и внимание. Именно это зачастую становится причиной перехода на семейное обучение. При переходе в середине года этого времени мало, что не может не волновать родителей.
Решение
Новый фгос 2023 изменения начальная школа
Сейчас мы живем в эпоху кардинальных изменений в сфере образования. Новый ФГОС — образовательный стандарт — готовится к внедрению в России уже на 2023 год. Задача нового ФГОС заключается в том, чтобы создать лучшую среду обучения для учеников.
Изменения, которые коснутся начальной школы, будут более глобальными, чем в других уровнях образования.
В качестве ключевого изменения ФГОС начальной школы можно назвать введение общеобразовательной программы, которая будет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и предоставлять более широкий выбор факультативных курсов, в которых ученик сможет самостоятельно выбрать направление своего обучения.
Другие изменения будут касаться учительских кадров и уровня квалификации педагогов. Будет создана новая система обучения и повышения квалификации, нацеленная на улучшение методологии преподавания, развитие педагогических навыков и повышение мотивации учителей.
Новые изменения в начальной школе с ФГОС 2023
Новый ФГОС 2023 принесет множество изменений в образование, особенно в начальной школе. Приоритетным будет развитие личности ребенка, его индивидуальности и умения критически мыслить.
Среди нововведений — сокращение количества обучаемых предметов в начальной школе, что позволит детям лучше усваивать материал и ориентироваться в процессе обучения. Учителям будут предоставлены больше возможностей для индивидуальной работы со студентами и организации интерактивных уроков.
Одним из ключевых принципов нового ФГОС будет развитие умений, связанных с использованием технологий, что поможет ребятам приспособиться к быстро меняющемуся миру. В начальной школе программы будут усилены в области информатики и использования компьютеров.
С целью повышения мотивации детей к обучению, будут создаваться новые развивающие задания и упражнения в школьных программных комплексах. Кроме того, важное внимание будет уделяться обучению грамотному письму и чтению.
В целом, ФГОС 2023 предоставит новые возможности для развития детей и учителей, а также усовершенствует систему образования в целом.
Основные принципы нового ФГОС
Ориентация на подготовку учащихся к жизни
Новый ФГОС предусматривает ориентацию на подготовку учащихся к современной жизни с учетом ее быстрых темпов и изменений. Это означает обеспечение учебного процесса реальными практическими знаниями и навыками, которые будут полезны в будущем.
Фокус на развитие личности
Новый ФГОС представляет собой междисциплинарный подход, который включает не только учебную программу, но также развитие личности ученика в целом. Учитель должен учитывать свойства личности каждого ученика и обеспечивать ему поддержку и персональный подход.
Развитие компетенций
Новый ФГОС стремится к развитию не только узких знаний, но также компетенций учеников — умения применять знания в практических задачах. Компетенции включают как предметные, так и общеучебные (коммуникативные, информационные и др.), которые будут полезны в дальнейшей жизни учащихся.
Активное использование технологий
В новом ФГОС активно используются современные технологии в обучении, которые дополняют и улучшают процесс обучения. Учитель должен проявлять творческий подход к преподаванию, используя инновационные методы и технологии.
Синтез познаний и бурное воображение
Новый ФГОС стремится к развитию у детей синтетического мышления, умения связывать знания из разных предметных областей и применять их в новых задачах. Также активно развивается воображение учеников, что способствует научному творчеству и обеспечению успешного обучения.
Новые цели и задачи начальной школы
В соответствии с новым ФГОС 2023 для начальной школы были определены новые цели и задачи, которые направлены на повышение качества образования и адаптацию детей к быстро меняющемуся миру. В основе нового подхода лежит индивидуализация образовательного процесса и активная роль ученика в его осуществлении.
Одной из основных целей начальной школы является формирование у ребенка общеучебных и личностных компетенций. Компетенции направлены на развитие у учеников умений, знаний и навыков, необходимых для самореализации, успешной социализации и профессиональной деятельности.
Для достижения данных целей в новом ФГОС 2023 акцент сдвоен на развитии метапредметных компетенций, таких как умения критического мышления, коммуникации, цифровой грамотности, умения работать в коллективе и т.д. Важным элементом является развитие творческого мышления и ориентировка учения на практические задачи, которые могут быть реализованы в реальном мире.
Кроме того, новый ФГОС 2023 предусматривает активное использование дифференцированной поддержки, позволяющей адаптировать образовательный процесс для каждого ученика индивидуально. Для этого вводится больше возможностей для самостоятельной работы, использования разных форматов занятий и диагностических мероприятий, чтобы учителя могли адаптировать обучение к нуждам каждого ученика.
Математика
В новом ФГОС 2023 года большое внимание уделяется математике в начальной школе. Большинство школ начнут изучение математики с разных точек зрения, включая народные традиции и культуру, чтобы ученики могли увидеть математику в повседневной жизни. Также, учебник будет включать больше практикумов и примеров, что поможет ученикам набираться практических навыков.
Русский язык
В новом ФГОС 2023 года будет обновлен учебный план русского языка в начальной школе. Ученики начнут изучать русский язык в игровой форме, что поможет им лучше запоминать правила грамматики. В процессе обучения будут использоваться интерактивные технологии.
Окружающий мир
В новом ФГОС 2023 года особое внимание будет уделено изучению окружающего мира. Будет проводиться не только теоретическое, но и практическое обучение, с активным вовлечением учеников в процесс. Ученики будут учиться о природе, экологии, технике, здоровье и т.д. Большое внимание будет уделено экологическому образованию.
Иностранный язык
В новом ФГОС 2023 года вводится изучение иностранного языка в начальной школе. Для детей предусмотрены курсы, которые ориентированы на использование языка в повседневной жизни. Будут изучаться не только язык, но и культура и традиции страны, на которой он говорится.
Способы оценки учащихся в начальной школе по новому ФГОС
Формативная оценка
Новый ФГОС для начальной школы предполагает формативную оценку, главная задача которой – не поставить оценку учащемуся, а помочь ему улучшить свои знания и умения.
Отличительной чертой формативной оценки является то, что она не является финальной.
Учитель оценивает работу ученика и сообщает ему о его достижениях и неудачах, давая необходимые рекомендации и подсказки для улучшения работы.
Самооценка
Согласно новому ФГОС, ученики начальной школы должны обладать навыками самооценки. Это позволяет развивать самоконтроль и самостоятельность учащихся. Самооценка может проводиться как в форме рефлексии (ученик анализирует свои усилия и результаты), так и в форме взаимной оценки, когда ученики оценивают друг друга.
Итоговая оценка
Новый ФГОС для начальной школы предусматривает итоговую оценку, которая является фиксированной и выставляется на конец учебного года. Она отражает уровень знаний и умений ученика на данном этапе обучения. Итоговая оценка может быть выставлена как числом, так и словесно. Важно отметить, что она не является конечной, так как обучение продолжается далее.
- Формативная оценка — помощь учащемуся для улучшения его работы.
- Самооценка — развитие самоконтроля и самостоятельности учащихся.
- Итоговая оценка — фиксированная на конец учебного года.
Знания учебного материала | 3 (хорошо) |
Навыки решения задач | 4 (отлично) |
Участие в уроке и ответы на вопросы | 2 (удовлетворительно) |
Обновленные требования к учителям начальной школы
С введением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 2023 года изменятся и требования к учителям начальной школы. Теперь, помимо компетенций, касающихся профессиональной деятельности, учителя должны обладать знаниями и навыками в области социальной, культурной и цифровой компетентности.
Учителя должны уметь ориентироваться в новейших технологиях и уметь использовать их для обучения своих учеников. Они должны понимать, как влияют на развитие ребенка различные социокультурные факторы, и уметь работать в разнонациональной среде.
Важным требованием является также умение учителя создавать благоприятную педагогическую среду и решать социально-педагогические задачи, направленные на развитие личности каждого ребенка.
- Компетентность в области цифровой образовательной среды;
- Работа в условиях разнонациональной среды;
- Социальная и культурная компетентность;
- Способность создавать благоприятную образовательную среду;
- Умение решать социально-педагогические задачи.
Обновленные требования к учителям начальной школы являются следствием трансформации учебного процесса и новых требований времени. Педагогам начальных классов необходимо обладать разносторонней компетентностью, чтобы наилучшим образом подготовить детей к жизни в современном обществе.
Развитие ребенка в начальной школе: новые возможности с ФГОС 2023
Развитие личности
Новый ФГОС 2023 предлагает множество возможностей для развития личности ребенка на ступени начальной школы.
Обновленные образовательные стандарты предусматривают индивидуальный подход к каждому ученику, учитывающий его возможности и способности.
Теперь учитель может развивать личностные качества ребенка, такие как креативность, коммуникабельность, творческий потенциал, эмоциональный интеллект и многие другие.
Активные методы обучения
Новый ФГОС 2023 также предлагает новые методики обучения для начальной школы. Теперь ученик может не только слушать лекции, но и активно участвовать в уроках. Занятия могут проводиться в игровой форме, с использованием интерактивных заданий и технологий. Это поможет разнообразить учебный процесс и стимулировать интерес ребенка к изучаемой теме.
Новые образовательные стандарты также уделяют большое внимание использованию информационных технологий в образовании.
Теперь учитель может использовать различные электронные ресурсы и образовательные программы, которые помогут ученику более эффективно усваивать материал и развивать компьютерную грамотность.
Также новые технологии позволят учителю отслеживать успеваемость каждого ученика и подбирать индивидуальный подход к нему.
Новый ФГОС 2023 ставит перед собой задачу не только обучать детей математике, литературе и другим предметам, но и развивать социальные навыки. Теперь ученики начальной школы будут учиться работать в команде, общаться с окружающими, проявлять уважение к другим и развивать свои лидерские качества. Все это поможет ребенку адаптироваться в обществе и стать успешным взрослым человеком.
Планирование обучения по новому ФГОС в начальной школе
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт 2023 года является документом, регламентирующим обучение в начальной школе. Его основной целью является формирование у учащихся общих умений, знаний и навыков, которые будут необходимы в их будущей жизни.
Планирование обучения по новому ФГОС в начальной школе требует внимательной работы педагогов по выбору контента, методов и форм обучения. Новый стандарт подразумевает использование интегрированных уроков, когда несколько предметов объединяются в одну тему и изучаются комплексно.
Важным аспектом нового ФГОС является уделение большего внимания развитию личности учащихся. Педагоги должны помочь детям учиться самостоятельному мышлению, критическому анализу информации, творческому подходу к решению задач.
Преподавание иностранных языков также выходит на новый уровень в рамках нового ФГОС. Необходимо проводить уроки так, чтобы учащиеся ощущали не только языковой компонент, но и культурологический. Это поможет им лучше понимать иностранных собеседников, а также развивать уважение к их культуре и традициям.
Новый ФГОС предполагает изменения в планировании обучения в начальной школе. Он требует от учителей более глубокого понимания тем, которые они преподают, и умения комплексно подходить к образовательному процессу. Таким образом, цель обучения в начальной школе – формирование личности, а не только знаний.