Смягчение наказания после внесения изменений в статью 2023
6 апреля 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим законом внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП:
1) административный штраф должен быть заменен на предупреждениеза впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в рамках КНД;
- Задайте вопрос через через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)302-58-65
- 2) размер административного штрафа для ЮЛ – малых предприятийустанавливается по новым правилам;
- 3) от административной ответственности должно быть освобождено ЮЛ, которое приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, если к ней привлечено его должностное лицоили другой работник;
- 4) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках КНД, которые охватываются одним составом, должно быть назначено одно административное наказание.
По правилу части 2 статьи 1.
7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Чтобы воспользоваться этим правилом и изменить или отменить административную ответственность, исходя из последних изменений в КоАП РФ, сделайте 3 основных шага:
ШАГ 1. Определите, какой конкретной цели вы хотите достичь:
1) заменить административный штраф на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.1 1 КоАП РФ).
Для этого убедитесь в выполнении следующих условий:
- правонарушение совершено впервые;
- правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- правонарушение не связано с причинением (угрозой причинения) вреда или имущественным ущербом (если постановление по делу об административном правонарушении уже вынесено, и в нем приводятся фактические доводы, связанные с наличием вреда (реальной угрозой его причинения) или конкретного имущественного ущерба, замена штрафа на предупреждение маловероятна);
- правонарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.1 1 КоАП РФ (правонарушение не предусмотрено статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.5 1 , 19.6, 19.7 5-2 , 19.8 — 19.8 2 , 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28);
2) пересчитать размер административного штрафа, назначенного ЮЛ – малому предприятию (микропредприятию), по новым максимальным значениям (статья 4.1 2 КоАП РФ).
- Проверьте, какое из следующих правил назначения административного штрафа применимо к вашему ЮЛ, исходя нормы КоАП РФ, содержащей состав правонарушения:
- – если санкцией предусмотрен штраф для ИП, то штраф будет назначаться в пределах границ штрафа для ИП;
- – если для ИП санкцией штраф не предусмотрен, то штраф будет назначаться в пределах границ ½ размера штрафа для ЮЛ.
- Одновременно проверьте, выполняются ли следующие условия:
- размер назначенного вам штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
- нормой КоАП РФ, по которой вы привлечены к ответственности, санкция для ИП не приравнена к санкции для ЮЛ.
3) освободить от административной ответственности ЮЛ, которое привлечено к ней одновременно с должностным лицом (иным работником) (часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ).
Предварительно убедитесь в том, что выполняются следующие условия:
- ЮЛ и должностное лицо (иной работник) ЮЛ привлечены к ответственности в рамках одного дела об административном правонарушении;
- должностное лицо (иной работник) привлекается к ответственности в связи с невыполнением (нарушением) своих должностных обязанностей, закрепленных во внутренних документах ЮЛ/договоре;
- ЮЛ в рассматриваемой ситуации приняло все предусмотренные законом меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность;
4) назначить одно наказание за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом, выявленных в рамках контрольно-надзорного мероприятия (в том числе уменьшить суммарный размер назначенного штрафа) (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).
Проверьте наличие следующих обязательных условий:
- все административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия;
- ответственность за все правонарушения предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ.
!Возможно совмещение сразу нескольких целей: 1 и 4, 2 и 4.
- ШАГ 2. Определите, на какой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вы находитесь:
- – дело в процессерассмотрения;
- – постановлениепо делу вынесено, но еще не вступило в законную силу(не истекли 10 суток со дня вручения копии постановления);
- – постановлениепо делу вынесено и вступило в законную силу.
- !В любом случае важно, чтобы постановление по делу, если оно уже вынесено, не было исполнено(штраф не был уплачен в полном объеме, срок административного приостановления деятельности или лишения специального права либо дисквалификации не истек)
ШАГ 3. Действуйте!
Вариант 1. Еслидело об административном правонарушении еще не рассмотрено и постановление по делу не вынесено, направьтев суд, в орган, должностному лицу, которые рассматривают дело, ходатайствов произвольной форме, в котором укажите:
- право на применение закона, смягчающего ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ;
- конкретное требование о применении нормы КоАП РФ, которой ответственность смягчается, изменяется или исключается, исходя из обстоятельств дела и цели (целей), которые вы хотите достичь, со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ.
!Если срок рассмотрения дела подходит к концу, и вы полагаете, что требуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств, связанных с вашим требованием, в ходатайстве укажите также о необходимости продления срока рассмотрения дела, ссылаясь на часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ (продление срока допускается не более чем на 1 месяц).
!Важно: будьте готовы представить дополнительные доказательства, подтверждающие ваши доводы и выполнение условий для применения закона, смягчающего или изменяющего вашу ответственность.
Вариант 2. Еслипостановление по делууже вынесено, но не вступило в законную силу, обжалуйтеэто постановление.
Образцы жалобпо 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.
Жалобу подавайте(статья 30.1 КоАП РФ):
- в районный суд, если постановление вынесено должностным лицом, коллегиальным органомили органом, созданным в соответствии с региональным законом;
- в вышестоящий суд, если постановление вынесено судьей(постановление мирового судьиобжалуется в районный суд, а постановление районного суда– в областной или другой соответствующийему судсубъекта РФ);
- в арбитражный судпо правилам АПК РФ (глава 25), если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности ЮЛ или ИП.
- Постановление может быть обжалованотакже вышестоящему должностному лицуили в вышестоящий орган, если оно вынесено должностным лицом.
- !Важно:
- – жалобу подавайте в суд, должностному лицу, в вышестоящий орган, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой совершено правонарушение;
- – если жалоба подана одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то рассматриватьее будет суд;
- – при подаче жалобы государственную пошлинуне уплачивайте;
- – успейте подать жалобу в течение 10 суток со дня вручениякопии постановленияпо делу или получения ее иным способом. По истечении этого срока постановление, если оно не обжаловано, вступает в законную силу;
– постановления, вынесенные за совершение правонарушений, связанных с нарушением или невыполнением норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, обжалуйте в суды общей юрисдикции. Такие правонарушения не относятся судамик связанным с осуществлением предпринимательскойили иной экономической деятельности, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Жалоба должна быть рассмотренав следующие сроки:
- 10 дней, если она подана вышестоящему должностному лицуили в вышестоящий орган;
- 2 месяца, если она подана в суд.
!Если обжалуется постановление, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, жалоба на него должна бытьрассмотренав 5-дневный сроксо дня поступления в суд.
По результатамрассмотрения жалобы:
- может быть приняторешение об изменении постановленияв части размера административного штрафаили в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановленияи о прекращении производства по делу– в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником)(пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановленияи о возвращении дела на новое рассмотрениесудье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Вариант 3. Еслипостановление по делу вынесено, вступило в законную силу(в том числе после обжалования), подайте жалобу о пересмотре постановления.
Образцы жалобпо 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.
Жалобу подавайте(статья 30.13 КоАП РФ):
- в кассационный суд общей юрисдикции, если постановление до этого в таком суде не было обжаловано;
- в Верховный Суд Российской Федерации, если постановление ранее обжаловалось в кассационном суде общей юрисдикции либо если исчерпаны все возможности обжалования в арбитражных судах (включая апелляционную и кассационную инстанции).
- – при подаче жалобы государственную пошлинуне уплачивайте;
- – подавайте жалобу в любой срок после вступления постановления в законную силу(главное, чтобы постановление не было исполнено в полном объеме);
- – вместе с постановлением обжалуйте решение по жалобена него, а также решение по последующей жалобена постановление, если этими решениями постановление оставлено в силе полностью или в части;
- – обязательно приложитек жалобе, подаваемой через почту или канцелярию суда, копию постановления, копии решений по жалобам, выданные вынесшими их судом, органом или должностным лицом.
- 2 месяцасо дня поступления в суд;
- + 1 месяцсо дня поступления дела об административном правонарушении в суд, если оно истребовано им у другого суда или органа (должностного лица).
По результатамрассмотрения жалобы:
- может быть приняторешение об изменении постановления, решения по результатам рассмотрения жалобыв части размера административного штрафаили в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановленияи решения по результатам рассмотрения жалобыи о прекращении производства по делу– в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником)(пункт 4 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановленияи решения по результатам рассмотрения жалобыи о возвращении дела на новое рассмотрение(пункт 3 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ).
В каких случаях и в каком порядке возможна замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания?
Главная Профессиональные новости В каких случаях и в каком порядке возможна замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания?
Адвокат Анатолий Антонов
В госдуму внесен законопроект о смягчении ответственности за налоговые преступления
Правительство внесло на рассмотрение депутатов поправки в УК и УПК РФ (законопроект № 301951-8), направленные на смягчение ответственности за налоговые преступления. Как сообщала «АГ», проект поправок был представлен Минюстом России летом 2022 г. К моменту внесения законопроекта в Госдуму его содержание претерпело лишь незначительные технические изменения.
Ответственность за налоговые преступления предлагается смягчитьМинюст представил поправки в УК и УПК, снижающие максимальный срок лишения свободы за неуплату налогов и устанавливающие основание для отказа в возбуждении уголовного дела в случае уплаты недоимки
Поправками предлагается изменить санкции частей вторых ст. 199, 199.1 и 199.2, уменьшив максимальный срок наказания в виде лишения свободы до пяти лет, что снизит сроки давности привлечения к уголовной ответственности за такие преступления, так как они перейдут из категории тяжких в категорию средней тяжести. Также предлагалось смягчить санкцию и ч. 2 ст. 199.4 до трех лет лишения свободы.
Кроме того, для совершенствования порядка возбуждения уголовных дел о ряде налоговых преступлений было предложено внести изменения также в ст. 24, 144 и 148 УПК РФ. В частности, следователь обязан будет отказать в возбуждении уголовного дела по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, в случае уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов.
Ранее адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко отмечал, что предложенные изменения безусловно позитивно отразятся на сложившейся практике применения норм об уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.
«Существующая до настоящего времени возможность привлечения к уголовной ответственности по упомянутым нормам в течение 10 лет резко не стыкуется, например, с требованием к сроку хранения первичной документации в пять лет.
Нередко встречаются ситуации, когда предъявляются к контролирующим налогоплательщика лицам претензии, а они не имеют возможности предоставить в качестве возражений документы по сделкам, поскольку срок их хранения истек и они отсутствуют», – пояснил он.
По словам эксперта, поправки выравнивают имеющийся перекос в отнесении налоговых преступлений к соответствующим категориям. «Сегодня неуплата налогов на сумму свыше 15 млн руб. является преступлением небольшой тяжести, а при превышении следующего порога в 45 млн руб.
преступление сразу относится к категории тяжких. Причем объективно, кроме разницы в сумме неуплаченных налогов, преступления ничем с точки зрения общественной опасности не отличаются. Вряд ли оправданно только из-за дополнительных не полученных бюджетом налогов в размере 30 млн руб.
сразу относить к тяжким такое преступление», – считает адвокат.
По мнению Павла Гейко, важным позитивным новшеством является норма о запрете возбуждения уголовного дела в случае уплаты сумм недоимки, пеней и штрафа.
Это избавит предпринимателей от необходимости нести тяжесть уголовно-процессуального воздействия, когда перспектива разрешения дела понятна изначально, а также обязывает следователя до принятия решения о возбуждении дела установить фактическое состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом, заметил эксперт.
Старший партнер, адвокат, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса АБ «LOYS» Алексей Захаров подчеркивал, что законопроект однозначно существенно смягчает ответственность за налоговые преступления: «Во-первых, снижается максимальное наказание, а вместе с ним и категория преступления до средней и небольшой тяжести, а во-вторых, четко прописываются критерии отказа в возбуждении уголовного дела при оплате недоимки в виде неуплаченных налогов и пеней».
По его мнению, в практическом плане защита получит новый инструмент для благоприятного разрешения дел данной категории, поскольку только в отношении преступлений средней и небольшой тяжести возможно применить ряд оснований для освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных главой 11 УК РФ. При этом возможно и освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. «Кроме того, становится возможным рассмотрение уголовного дела в особом порядке, существенно сокращаются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Проект закона предусматривает дополнительную гарантию в виде обязанности следователя отказать в возбуждении уголовного дела в случае подтверждения предоставленной ему информации о полной уплате недоимки и пеней, что устраняет возможность усмотрения со стороны следователя. Эти изменения можно только приветствовать», – отмечал Алексей Захаров.
Старший партнер Criminal Defense Firm Алексей Касаткин отмечал, что законопроект направлен прежде всего на либерализацию уголовной ответственности за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и других платежей.
«Действия законодателя презюмируют не только снижение максимального срока лишения свободы и сроков давности привлечения к уголовной ответственности, но и запрет возбуждения уголовных дела по налоговым преступлениям при уплате недоимки, пеней и штрафов.
В случае внесения изменений разумно ожидать минимизации количества случаев уголовного преследования плательщиков налогов и иных обязательных платежей, допустивших нарушения российского налогового законодательства или законодательства об обязательном социальном страховании, что, однако, в большей степени будет зависеть от подхода правоприменителя», – убежден он.
Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность
6 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим законом внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП:
- 1) административный штраф должен быть заменен на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в рамках КНД;
- 2) размер административного штрафа для ЮЛ – малых предприятий устанавливается по новым правилам;
- 3) от административной ответственности должно быть освобождено ЮЛ, которое приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, если к ней привлечено его должностное лицо или другой работник;
- 4) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках КНД, которые охватываются одним составом, должно быть назначено одно административное наказание.
По правилу части 2 статьи 1.
7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Чтобы воспользоваться этим правилом и изменить или отменить административную ответственность, исходя из последних изменений в КоАП РФ, сделайте 3 основных шага:
ШАГ 1. Определите, какой конкретной цели вы хотите достичь:
1) заменить административный штраф на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.11 КоАП РФ).
Для этого убедитесь в выполнении следующих условий:
- правонарушение совершено впервые;
- правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- правонарушение не связано с причинением (угрозой причинения) вреда или имущественным ущербом (если постановление по делу об административном правонарушении уже вынесено, и в нем приводятся фактические доводы, связанные с наличием вреда (реальной угрозой его причинения) или конкретного имущественного ущерба, замена штрафа на предупреждение маловероятна);
- правонарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.11 КоАП РФ (правонарушение не предусмотрено статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.75-2, 19.8 — 19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28);
2) пересчитать размер административного штрафа, назначенного ЮЛ – малому предприятию (микропредприятию), по новым максимальным значениям (статья 4.12 КоАП РФ).
- Проверьте, какое из следующих правил назначения административного штрафа применимо к вашему ЮЛ, исходя нормы КоАП РФ, содержащей состав правонарушения:
- – если санкцией предусмотрен штраф для ИП, то штраф будет назначаться в пределах границ штрафа для ИП;
- – если для ИП санкцией штраф не предусмотрен, то штраф будет назначаться в пределах границ ½ размера штрафа для ЮЛ.
- Одновременно проверьте, выполняются ли следующие условия:
- размер назначенного вам штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
- нормой КоАП РФ, по которой вы привлечены к ответственности, санкция для ИП не приравнена к санкции для ЮЛ.
3) освободить от административной ответственности ЮЛ, которое привлечено к ней одновременно с должностным лицом (иным работником) (часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ).
Предварительно убедитесь в том, что выполняются следующие условия:
- ЮЛ и должностное лицо (иной работник) ЮЛ привлечены к ответственности в рамках одного дела об административном правонарушении;
- должностное лицо (иной работник) привлекается к ответственности в связи с невыполнением (нарушением) своих должностных обязанностей, закрепленных во внутренних документах ЮЛ/договоре;
- ЮЛ в рассматриваемой ситуации приняло все предусмотренные законом меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность;
4) назначить одно наказание за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом, выявленных в рамках контрольно-надзорного мероприятия (в том числе уменьшить суммарный размер назначенного штрафа) (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).
Проверьте наличие следующих обязательных условий:
- все административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия;
- ответственность за все правонарушения предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ.
! Возможно совмещение сразу нескольких целей: 1 и 4, 2 и 4.
- ШАГ 2. Определите, на какой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вы находитесь:
- – дело в процессе рассмотрения;
- – постановление по делу вынесено, но еще не вступило в законную силу (не истекли 10 суток со дня вручения копии постановления);
- – постановление по делу вынесено и вступило в законную силу.
- ! В любом случае важно, чтобы постановление по делу, если оно уже вынесено, не было исполнено (штраф не был уплачен в полном объеме, срок административного приостановления деятельности или лишения специального права либо дисквалификации не истек)
ШАГ 3. Действуйте!
Вариант 1. Если дело об административном правонарушении еще не рассмотрено и постановление по делу не вынесено, направьте в суд, в орган, должностному лицу, которые рассматривают дело, ходатайство в произвольной форме, в котором укажите:
- право на применение закона, смягчающего ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ;
- конкретное требование о применении нормы КоАП РФ, которой ответственность смягчается, изменяется или исключается, исходя из обстоятельств дела и цели (целей), которые вы хотите достичь, со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ.
!Если срок рассмотрения дела подходит к концу, и вы полагаете, что требуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств, связанных с вашим требованием, в ходатайстве укажите также о необходимости продления срока рассмотрения дела, ссылаясь на часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ (продление срока допускается не более чем на 1 месяц).
! Важно: будьте готовы представить дополнительные доказательства, подтверждающие ваши доводы и выполнение условий для применения закона, смягчающего или изменяющего вашу ответственность.
Вариант 2. Если постановление по делу уже вынесено, но не вступило в законную силу, обжалуйте это постановление.
Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.
Жалобу подавайте (статья 30.1 КоАП РФ):
- в районный суд, если постановление вынесено должностным лицом, коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с региональным законом;
- в вышестоящий суд, если постановление вынесено судьей (постановление мирового судьи обжалуется в районный суд, а постановление районного суда – в областной или другой соответствующий ему суд субъекта РФ);
- в арбитражный суд по правилам АПК РФ (глава 25), если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности ЮЛ или ИП.
- Постановление может быть обжаловано также вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, если оно вынесено должностным лицом.
- !Важно:
- – жалобу подавайте в суд, должностному лицу, в вышестоящий орган, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой совершено правонарушение;
- – если жалоба подана одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то рассматривать ее будет суд;
- – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
- – успейте подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения копии постановления по делу или получения ее иным способом. По истечении этого срока постановление, если оно не обжаловано, вступает в законную силу;
– постановления, вынесенные за совершение правонарушений, связанных с нарушением или невыполнением норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, обжалуйте в суды общей юрисдикции.Такие правонарушения не относятся судами к связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:
- 10 дней, если она подана вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган;
- 2 месяца, если она подана в суд.
! Если обжалуется постановление, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, жалоба на него должна быть рассмотрена в 5-дневный срок со дня поступления в суд.
По результатам рассмотрения жалобы:
- может быть принято решение об изменении постановления в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Вариант 3. Если постановление по делу вынесено, вступило в законную силу (в том числе после обжалования), подайте жалобу о пересмотре постановления.
Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.
Жалобу подавайте (статья 30.13 КоАП РФ):
- в кассационный суд общей юрисдикции, если постановление до этого в таком суде не было обжаловано;
- в Верховный Суд Российской Федерации, если постановление ранее обжаловалось в кассационном суде общей юрисдикции либо если исчерпаны все возможности обжалования в арбитражных судах (включая апелляционную и кассационную инстанции).
!В России создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, которыми охвачены все регионы. Перечень этих судов с указанием территорий их юрисдикции, адресов и ссылок на их официальные сайты приведен здесь: https://www.vsrf.ru/press_center/news/28148/.
- Важно:
- – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
- – подавайте жалобу в любой срок после вступления постановления в законную силу (главное, чтобы постановление не было исполнено в полном объеме);
- – вместе с постановлением обжалуйте решение по жалобе на него, а также решение по последующей жалобе на постановление, если этими решениями постановление оставлено в силе полностью или в части;
- – обязательно приложите к жалобе, подаваемой через почту или канцелярию суда, копию постановления, копии решений по жалобам, выданные вынесшими их судом, органом или должностным лицом.
Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:
- 2 месяца со дня поступления в суд;
- + 1 месяц со дня поступления дела об административном правонарушении в суд, если оно истребовано им у другого суда или органа (должностного лица).
По результатам рассмотрения жалобы:
- может быть принято решение об изменении постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 4 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
- может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ).
Образцы материалов для обжалования актов по делам об административных правонарушениях
Пени только на себя – Коммерсантъ
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности в понедельник одобрила поправки к Уголовному кодексу, направленные на смягчение наказания за налоговые преступления: предпринимателям гарантируют, что в случае уплаты всех недоимок и пеней их не будут привлекать к уголовной ответственности.
Также должны существенно сократиться сроки привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов: их фактически приравняют к срокам хранения отчетной документации. Такие послабления президент Владимир Путин пообещал бизнесу еще год назад, но реализация его поручения затянулась из-за разногласий между ведомствами.
Эксперт говорит, что завершение работы над законопроектом — очень хорошая новость, которую ждут с нетерпением.
Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности 20 февраля одобрила поправки к Уголовному кодексу (УК), направленные на либерализацию уголовной ответственности за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. Как ожидается, кабинет министров должен утвердить его уже в среду на ближайшем заседании, после чего законопроект будет внесен в Госдуму. Об этом “Ъ” сообщил источник в правительстве.
Законопроект, с которым ознакомился “Ъ”, обязывает следователя вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо прекратить уже возбужденное в случае уплаты предпринимателем недоимки и соответствующих пеней.
https://www.youtube.com/watch?v=UO4DIKHz2Ls\u0026pp=ygVp0KHQvNGP0LPRh9C10L3QuNC1INC90LDQutCw0LfQsNC90LjRjyDQv9C-0YHQu9C1INCy0L3QtdGB0LXQvdC40Y8g0LjQt9C80LXQvdC10L3QuNC5INCyINGB0YLQsNGC0YzRjiAyMDIz
Кроме того, с десяти до шести лет снижаются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК.
Для этого авторы законопроекта предлагают снизить размер максимальной санкции по налоговым статьям: по ст. 199–199.2 УК — с шести или семи до пяти лет лишения свободы, а по ст. 199.4 — с четырех до трех лет.
Таким образом, они переходят в категорию преступлений небольшой и средней тяжести, а по ним срок давности ниже.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что он разработан во исполнение изданного в апреле прошлого года поручения президента «в целях снижения негативных последствий для российской экономики в современных условиях».
По словам источника “Ъ” в правительстве, разработка поправок затянулась из-за разногласий между Министерством юстиции (оно выступало главным исполнителем), с одной стороны, и Министерством финансов и Следственным комитетом России (СКР) — с другой.
В этих ведомствах опасались, что предлагаемое сокращение сроков давности сделает практически невозможным привлечение неплательщиков к уголовной ответственности в ситуациях, когда суммы причиненного ущерба являются значительными.
Ведь в этих случаях выездная налоговая проверка проводится в сроки, максимально приближенные к предельно допустимому (три года, предшествующих году проверки).
К тому же решение налогового органа должно еще вступить в силу, на его основании должно быть направлено требование, на исполнение которого отводится два месяца, и на все это может уйти до пяти лет.
Поэтому есть риск, что в сложных и запутанных случаях для расследования преступления, рассмотрения дела судом и вынесения приговора может просто не хватить одного года, оставшегося до истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности, опасались в Минфине.
В качестве альтернативного варианта СКР и Минфин предлагали просто повысить минимальный размер ущерба, за который сейчас предусмотрена максимальная санкция, с 45 млн до 100 млн руб.
Однако по результатам межведомственных согласительных процедур такой вариант был отвернут — как противоречащий решению поставленной президентом задачи по снижению административного давления на бизнес, рассказал источник “Ъ”.
Это очень хорошая новость, говорит руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Он напоминает, что этих поправок бизнес ждет уже больше года: соответствующее поручение президент дал на встрече с организацией «Деловая Россия» в феврале 2022 года.
Предпринимателям бывает сложно доказать свою добросовестность спустя семь или восемь лет, говорила тогда Владимиру Путину руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике Екатерина Авдеева.
«Налоговый орган сейчас видит нарушения практически в режиме реального времени, и десять лет представляется сроком избыточным, для того чтобы выявить и расследовать.
Может, не стоит наказывать предпринимателя за прошлые периоды только за то, что его контрагент не сохранил документы свыше срока?» Да и взыскание налоговой недоимки не должно уходить в уголовно-правовую плоскость, настаивала госпожа Авдеева.
Президент, комментируя ее выступление, признался, что раньше «как-то не обращал» внимания на эту проблему, но «всегда исходил из того, что это само собой разумеется, это в рамках здравого смысла».
«Если задолженность погашена, то какой смысл возбуждать уголовное дело и преследовать людей, создавая проблемы на производстве?» — недоумевал он.
Что же касается сроков хранения документов и срока давности, то «шесть и десять лет — явное несоответствие», и с этим нужно что-то делать, заявил глава государства: «Я сейчас не хочу говорить, каким способом это надо решить, но решить нужно, согласен» (цитата по официальному сайту Кремля).
Теперь предусмотренные для следователей сроки будут практически совпадать с требованиями хранения документов, которые предъявляет Налоговый кодекс, поясняет Вадим Зарипов: шесть лет по сроку давности и пять лет по документам, сейчас же разрыв между ними достигает пяти лет.
Кроме того, теперь налогоплательщики могут рассчитывать на то, что в случае уплаты всех доначисленных платежей уголовного дела против них возбуждать не будут.
«Сейчас в 95% случав так и происходит, но иногда мы все-таки сталкивались с тем, что люди, получив требование, платят, а дела против них все равно возбуждаются. Разумеется, это сильно снижает мотивацию к удовлетворению всех требований налоговой»,— отмечает юрист.
Наконец, поправки убирают разрыв, который до сих пор существовал между крупным и особо крупным размером недоимки, добавляет господин Зарипов. Сейчас ущерб до 45 млн руб.
в пределах трех финансовых лет считается преступлением небольшой тяжести, а если хоть на рубль больше 45 млн — то оно сразу переходит в разряд тяжких. В случае же принятия правительственного законопроекта эта категория преступлений перейдет в разряд дел средней тяжести, отмечает эксперт.
Что касается опасений Минфина относительно сокращенных сроков преследования, то такие сроки будут стимулировать налоговые органы не затягивать проверки и вынесение решений по их итогам, как это часто бывает, уверен Вадим Зарипов, иначе они лишатся удобной «уголовно-фискальной дубины» для выбивания налоговых долгов. И было бы идеально, если бы аналогичные ограничения распространили также на случаи с уклонением от уплаты таможенных платежей, резюмирует юрист.
Мария Макутина, Анастасия Корня