Статья 102. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера 2023
Статья 102. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
1. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.
2. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.
Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.
3. Изменение или прекращение принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.
4.
В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
Вид применяемых принудительных мер медицинского характера определяются судом, который при решении этого вопроса основывается на заключении комиссии врачей- психиатров.
В процессе исполнения назначенной принудительной меры медицинского характера может возникнуть необходимость ее прекращения, продления или изменения. В соответствии со статьей 102 УК РФ этот вопрос решает суд по представлению лечебного учреждения, осуществляющего принудительное лечение.
Представление может быть внесено в суд только освидетельствования лица комиссией врачей психиатров. Комиссия врачей, которая проводит периодическое освидетельствование больных, находящихся на принудительном лечении, обычно состоит из врачей учреждения, осуществляющего данные меры.
В состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, не являющиеся сотрудниками этого учреждения.
Кроме того, в особо сложных случаях предусмотрена возможность помещать больного для обследования и решения вопроса об отмене, изменении формы или продлении принудительного лечения в Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. Сербского.
Часть 2 статьи 102 УК определяет частоту комиссионного освидетельствования находящихся на принудительном лечении лиц. Впервые в Законе записано, что это делается не реже одного раза в шесть месяцев.
Основанием для продления принудительных мер медицинского характера является констатация факта отсутствия существенных изменений в клиническом состоянии больного.
Для прекращения принудительного лечения должно исключаться само основание применения принудительных мер медицинского характера, которое в части 2 статьи 97 УК изложено как наличие психического расстройства, связанного с возможностью причинения иного существенного вреда либо с опасностью для себя или окружающих лиц.
Для изменения принудительной меры медицинского характера необходимо, чтобы возникла необходимость в применении другой принудительной меры лечения. Чаще всего это происходит в связи с улучшение клинического состояния больного под влиянием применяемого лечения и проводимых реабилитационных мероприятий.
Лицам, страдающим психическими аномалиями и признанными ограниченно вменяемыми, а так же признанным алкоголиками или наркоманами, отбытие наказания может быть соединено с принудительным лечением.
При этом, лечение, при условии исполнения наказания в виде лишения свободы, в зависимости от тяжести заболевания и других обстоятельств, может осуществляться как непосредственно в исправительном учреждении, так и в больнице, находящейся вне данного учреждения, но входящей в систему МВД.
Предусмотренная действующим Кодексом система принудительных мер медицинского характера позволяет выбрать меру, наиболее адекватную состоянию нуждающегося в лечении больного. Кроме того, в процессе применения принудительного лечения можно изменять его форму, что позволяет опять же подобрать полное соответствие меры принудительного лечения к характеру психического расстройства.
72. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера. (Статья 102)
В ходе применения
принудительных мер медицинского
характера, учитывая цели их применения,
может изменяться психическое состояние
лиц, подвергнутых этим мерам.
В интересах соблюдения
прав этих категорий лиц, исходя из факта
невозможности прогнозирования времени,
достаточного для излечения или улучшения
их психического состояния, уголовное
законодательство регламентирует вопросы
продления, изменения и прекращения
применения принудительных мер медицинского
характера.
Принципиальными в
этом вопросе следует считать положения
закона о том, что только суд принимает
решение о продлении, изменении и
прекращении применения принудительных
мер медицинского характера, а также об
осуществлении регулярного комиссионного
освидетельствования лиц, находящихся
на принудительном лечении, что позволяет
не только решать, но и осуществлять
судебный контроль за ходом применения
этих мер. Освидетельствование лиц,
страдающих психическими расстройствами,
находящихся на принудительном лечении,
осуществляет комиссия врачей-психиатров,
которая проводит такие освидетельствования
не реже одного раза в 6 месяцев для
решения вопроса о наличии оснований
для внесения представления в суд о
прекращении применения или об изменении
такой меры. В УК Федеральным законом от
20.03.2001 внесены изменения, касающиеся
положения о том, что освидетельствование
может осуществляться и вне зависимости
от установленных в законе сроков, с
учетом психического состояния лица, по
инициативе лечащего врача, по ходатайству
самого лица, его законного представителя
и (или) близкого родственника через
администрацию учреждения. Такое
ходатайство подается через администрацию
учреждения, осуществляющего принудительное
лечение, вне зависимости от времени
последнего освидетельствования.
Закрепление в уголовном законе
регулярности комиссионного
освидетельствования лиц, страдающих
психическими расстройствами и находящихся
на принудительном лечении, является
дополнительной гарантией защиты прав
и законных интересов этих лиц.
-
Представление в суд
заключения комиссии врачей-психиатров
осуществляет администрация стационара. -
Первое заключение
комиссии врачей-психиатров о продлении
применения принудительной меры
медицинского характера направляется
в суд по истечении 6 месяцев после его
начала, а в дальнейшем комиссионные
освидетельствования проводятся по
общему правилу, а заключение о необходимости
продления этих мер направляется в суд
один раз в год. -
Суд продляет
принудительные меры медицинского
характера при отсутствии оснований для
прекращения применения или изменения
принудительной меры медицинского
характера, иными словами, врачи-психиатры
в заключение должны прийти к выводу об
отсутствии существенных изменений либо
отсутствии данных о стойкости состояния
больного и учесть это состояние с точки
зрения опасности для него и других лиц.
Изменение принудительных
мер медицинского характера может
произойти как в сторону смягчения, так
и в сторону перехода к более жесткому
его виду.
Для изменения принудительной
меры медицинского характера необходимо,
чтобы не только отпала необходимость
в применении ранее назначенной меры,
но и возникла необходимость в назначении
иной принудительной меры медицинского
характера.
Имеются в виду основания
применения различных видов принудительного
медицинского характера, раскрытых в
статьях 100, 101 УК.
Практика показывает,
что улучшение психического состояния
психически больного позволяет
врачам-психиатрам в заключение ставить
вопрос о переводе этого лица из стационара
специализированного типа в стационар
общего типа, а возможно, и использовании
перехода к амбулаторному принудительному
наблюдению и лечению; а при ухудшении
психического состояния — наоборот.
Следует учитывать,
что, если при изменении психического
состояния осужденного, в отношении
которого применено амбулаторное
принудительное наблюдение и лечение у
психиатра, требуется стационарное
лечение, помещение его в психиатрический
стационар или иное лечебное учреждение
производится в порядке и по основаниям,
которые предусмотрены законодательством
Российской Федерации о здравоохранении.
Основанием для
прекращения применения принудительных
мер является либо выздоровление лица,
либо такое изменение его психического
состояния, при котором отпадает его
общественная опасность, а следовательно,
отпадает необходимость в применении
ранее назначенной меры.
Наиболее ярким
показателем прекращения применения
принудительного лечения является
выздоровление, хотя чаще психиатры
имеют дело с улучшением клинического
состояния, а нередко его ухудшением, но
результатом является уменьшение
опасности этих лиц.
В случае если эти
изменения расцениваются как достаточно
стойкие, есть основания ставить вопрос
перед судом об отмене принудительных
мер.
Суд может передать органам
здравоохранения необходимые материалы
в отношении этих лиц для дальнейшего
лечения или направления в психоневрологические
учреждения социального обеспечения в
порядке, предусмотренном законодательством
о здравоохранении.
149
Статья 102 Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
-
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 1 статьи 102 внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакцииПродление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.
-
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в часть 2 статьи 102 внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакцииЛицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.
Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника.
Ходатайство подается через администрацию медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую контроль за применением принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.
При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая контроль за применением принудительных мер медицинского характера, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.
-
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ статья 102 дополнена частью 2.1
Вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в пункте «д» части первой статьи 97 настоящего Кодекса, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную пунктом «а» части первой статьи 99 настоящего Кодекса, или прекратить ее применение.
-
-
Изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.
-
Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ часть 4 статьи 102 изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакцииВ случае прекращения применения принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Ознакомьтесь c полным текстом статьи «Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера» УК РФ с ми.
Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера в судебной практике *
Spasennikov B.A. Prolongation, amendment and termination of compulsory measures of medical character in judicial practice.
Спасенников Борис Аристархович, профессор-консультант кафедры уголовного права НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск), доктор юридических наук, доктор медицинских наук, профессор.
https://www.youtube.com/watch?v=wZLaii5JEdA\u0026pp=ygW8AdCh0YLQsNGC0YzRjyAxMDIuINCf0YDQvtC00LvQtdC90LjQtSwg0LjQt9C80LXQvdC10L3QuNC1INC4INC_0YDQtdC60YDQsNGJ0LXQvdC40LUg0L_RgNC40LzQtdC90LXQvdC40Y8g0L_RgNC40L3Rg9C00LjRgtC10LvRjNC90YvRhSDQvNC10YAg0LzQtdC00LjRhtC40L3RgdC60L7Qs9C-INGF0LDRgNCw0LrRgtC10YDQsCAyMDIz
Автор статьи, опираясь на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г., рассмотревшего практику применения судами принудительных мер медицинского характера, пришел к выводу о восполнении пробелов, связанных с необходимостью установления судом сроков, необходимых для излечения или улучшения состояния психического здоровья пациента.
- Ключевые слова: Верховный Суд РФ, Пленум, принудительные меры медицинского характера, судебная практика.
- The author of the article on the basis of Decree of the Plenum of the Supreme Court of the RF of 7 April 2011 which considered practice of application by courts of compulsory measures of medical character came to a conclusion on compensation of lacunas related to the necessity of determination by the court of periods necessary for treatment or improvement of psychic state of patient.
- Key words: Supreme Court of the Rf, Plenum, compulsory measures of medical character, judicial practice.
7 апреля 2011 г. состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который рассмотрел практику применения судами принудительных мер медицинского характера .
См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2011 г. N 6 // Российская газета. N 84. 20.04.2011.
Судебная практика продолжает ставить новые вопросы, подлежащие рассмотрению и единообразному решению, что определяет, по мнению автора, целесообразность их рассмотрения и обсуждения в журнале «Российский судья».
В части первой статьи 102 УК Российской Федерации сказано, что продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, проводившего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.
Новеллой является то обстоятельство, что суд принимает решение о продлении и прекращении принудительной меры.
Ранее продление и прекращение принудительного лечения, а речь шла только о лечении в психиатрическом стационаре, осуществлялось по решению комиссии врачей-психиатров, которое формулировалось на основании коллегиального осмотра пациента .
См.: Спасенников Б.А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. СПб., 2003. С. 366 — 386.
Действующий уголовный закон указывает на ведущую роль судебного контроля не только при назначении принудительных мер, но и на протяжении всего процесса их осуществления. Именно такой подход соответствует положениям международно-правовых документов, отражает тенденции развития принудительного лечения в направлении укрепления гарантий законности .
См.: Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Психические расстройства и их уголовно-правовое значение. М., 2011. С. 168 — 208.
Система принудительного лечения, предусмотренная УК Российской Федерации, позволяет суду не только выбрать оптимальную принудительную меру медицинского характера, которая наиболее адекватна состоянию больного при ее назначении, но и в процессе применения принудительного лечения изменять ее вид, добиваясь максимального соответствия принудительной меры медицинского характера имеющемуся у лица психическому расстройству. При изменении вида принудительного лечения суд исходит из принципа необходимости и достаточности, что соответствует принципу законности.
Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.
Комиссия врачей-психиатров, которая проводит осмотры пациентов, находящихся на принудительном лечении, обычно состоит из врачей-психиатров лечебного учреждения, осуществляющего принудительные меры медицинского характера.
Обычно один из трех членов комиссии — лечащий врач пациента, второй — заведующий отделением, где больной проходит принудительное лечение, третий — заместитель главного врача соответствующего лечебного учреждения либо иной врач-психиатр.
Норма «не реже одного раза в шесть месяцев» впервые предусмотрена уголовным законом, ранее периодичность комиссионного осмотра определялась инструкцией Министерства здравоохранения СССР. Она основана на многолетней лечебно-диагностической и экспертной практике .
См.: Спасенников Б.А. Глава XXVI. Иные меры уголовно-правового характера // Полный курс уголовного права: В 5 т. СПб., 2008. Т. 1. С. 1083 — 1113.
Следует уточнить, что между комиссионными освидетельствованиями пациент не остается без надлежащего внимания этих врачей-психиатров. Регулярно его осматривает лечащий врач.
В зависимости от клинической картины психического расстройства лечащий врач осматривает больного от 1 — 2 раз в день до 2 — 4 раз в месяц.
При наличии оснований лечащим врачом может быть поставлен вопрос о комиссионном осмотре на предмет изменения вида или прекращения принудительного лечения, не дожидаясь истечения установленного законом срока, так как закон определяет «не реже одного раза в шесть месяцев».
При возникновении существенных (положительных или отрицательных) изменений в состоянии больного, появлении иных лечебно-диагностических и экспертно-диагностических проблем лечащий врач может осмотреть пациента совместно с заведующим отделением.
https://www.youtube.com/watch?v=wZLaii5JEdA\u0026pp=YAHIAQE%3D
Независимо от осмотров лечащего врача заведующий отделением регулярно проводит осмотры лиц, находящихся на лечении во вверенном ему отделении. Регулярность этих осмотров варьируется от 1 раза в неделю до 2 — 3 раз в шесть месяцев.
Заместитель руководителя психиатрического стационара не только регулярно участвует в деятельности комиссии врачей-психиатров, но и контролирует качество лечебно-диагностической работы в отделениях стационара.
По просьбе заведующего отделением, а также по определенному расписанию он участвует в осмотрах больных, обсуждает с лечащими врачами вопросы диагностики, лечения и экспертизы лиц, находящихся на принудительном лечении.
Подобный порядок работы и определяет своевременность изменения не только меры принудительного характера, но и своевременную коррекцию проводимой терапии для оптимизации изменения ее сроков. Если состояние пациента существенно изменилось, освидетельствование может быть произведено в любое время до истечения шести месяцев.
Досрочное освидетельствование пациента проводится по инициативе вышеперечисленных лиц, если в процессе лечения они пришли к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера, либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого пациента. Ходатайство пациента, или его законного представителя, или близкого родственника подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.
Однако психические расстройства, которые служат причиной общественно опасного поведения, протекают весьма длительно.
При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения.
Заключение комиссии представляется в суд независимо от тех выводов, которые сделала комиссия. Заключение комиссии подлежит оценке судом, и суд должен сам вынести соответствующее решение.
Представление в суд заключения комиссии врачей-психиатров делает администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение (ранее эта функция возлагалась на главного психиатра органа здравоохранения, которому подчинен психиатрический стационар, что существенно замедляло рассмотрение ходатайства).
Решение комиссии врачей-психиатров в повседневной практике представляет в суд руководитель психиатрического стационара, где осуществляется принудительное лечение, либо лицо, его замещающее.
Таким образом, уголовный закон повышает ответственность руководителя психиатрического стационара за решение подчиненных ему врачей-психиатров о целесообразности продления, изменения, прекращения принудительных мер медицинского характера .
См.: Спасенников Б.А., Назаренко Г.В., Спасенников С.Б. Глава XII. Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера // Энциклопедический учебник уголовного права (Общая часть): В 2 т. СПб., 2011. Т. 1. С. 1400 — 1417.
Продление, изменение, прекращение принудительных мер медицинского характера — прерогатива суда, что усиливает гарантии защиты прав и свобод человека, страдающего психическим расстройством.
До вынесения судебного решения лицо не переводится в психиатрический стационар иного вида или не выписывается из психиатрического стационара, каким бы ни было ухудшение или улучшение психического состояния.
При существенном улучшении состояния исходя из принципа гуманизма пациент может переводиться из одного профильного отделения в другое, например, из «закрытого» отделения в «открытое отделение» психиатрического стационара общего типа, что не будет противоречить букве и духу закона.
Основанием для продления принудительных мер медицинского характера служит сохранение возможности причинения этими лицами иного существенного вреда либо опасность для себя или других лиц, что расценивается как отсутствие оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера. Иначе говоря, суд продлевает принудительные меры медицинского характера по тем же основаниям, что и назначает их. Суд, принимая решение о необходимости продления принудительных мер медицинского характера, не только выносит решение об отсутствии положительной динамики психического расстройства, но и оценивает психическое состояние лица с точки зрения его потенциальной ауто- и гетероагрессии. Суд исходит не из сиюминутного психического состояния, которое может быть связано с временным улучшением состояния, а из прогноза, учитывающего течение расстройства, стойкость полученного эффекта от принудительного лечения.
В судебной практике принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением продлевается лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц, что требует постоянного и интенсивного наблюдения.
В этом стационаре продлевается пребывание лицу, психическое состояние которого определяет невозможность его принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа: — негативное поведение по отношению к окружающим, активный отказ от лечения, несдерживаемая агрессия в отношении медицинского персонала и других пациентов, постоянная готовностью к побегу.
В этом стационаре созданы условия для максимально безопасных условий содержания такого пациента.
Если оснований для продления пребывания в таком стационаре нет (отсутствует выраженная агрессия в отношении медицинского персонала и других пациентов, готовность к побегу), пациент по решению суда переводится в психиатрический стационар специализированного типа, т.е. ему изменяется принудительная мера медицинского характера.
В судебной практике в психиатрическом стационаре специализированного типа продлевается принудительное лечение лицу с психическим расстройством, проявляющимся сдерживаемой агрессивностью по отношению к окружающим, а также аутоагрессивностью, т.е. требующим постоянного наблюдения.
Такой пациент не относится критически к своему заболеванию, отрицает значение проводимого лечения. Необходимость постоянного наблюдения в отношении этого лица обусловлена степенью его общественной опасности. Существует реальная опасность повторного совершения общественно опасного деяния.
- При отсутствии подобных показаний к пребыванию в психиатрическом стационаре специализированного типа по решению суда изменяется принудительная мера с переводом лица в психиатрический стационар общего типа.
- В судебной практике принудительное лечение в стационаре общего типа продлевается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении, но не требует постоянного наблюдения.
- У этого лица отсутствуют ауто- или гетероагрессия, выраженные тенденции к нарушению режима.
Если у лица восстановилась устойчивая способность к осознанно-волевой регуляции поведения, то ему по решению суда изменяется вид принудительных мер медицинского характера с переводом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.
Но принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра имеет положительное значение только в том случае, если возвращение к привычному для человека образу жизни, выполнение семейных и других обязанностей, контакты с близкими людьми, родственниками, продолжение работы (если для этого нет противопоказаний) не оказывают на лицо, совершившее общественно опасное деяние, отрицательное, психотравмирующее воздействие.
https://www.youtube.com/watch?v=Zx53TM_Ii98\u0026pp=ygW8AdCh0YLQsNGC0YzRjyAxMDIuINCf0YDQvtC00LvQtdC90LjQtSwg0LjQt9C80LXQvdC10L3QuNC1INC4INC_0YDQtdC60YDQsNGJ0LXQvdC40LUg0L_RgNC40LzQtdC90LXQvdC40Y8g0L_RgNC40L3Rg9C00LjRgtC10LvRjNC90YvRhSDQvNC10YAg0LzQtdC00LjRhtC40L3RgdC60L7Qs9C-INGF0LDRgNCw0LrRgtC10YDQsCAyMDIz
Таким образом, изменение принудительных мер медицинского характера происходит обычно при «ступенчатом» переводе: из психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением — в психиатрический стационар специализированного типа; из психиатрического стационара специализированного типа — в психиатрический стационар общего типа; из психиатрического стационара общего типа — на амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра, т.е. с введением в УК Российской Федерации принудительного амбулаторного лечения в качестве заключительного этапа этот принцип «ступенчатости» находит еще более широкое применение.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть продлено, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.
Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение продлевается судом лицу, которое по своему психическому состоянию, с учетом характера совершенного общественно опасного деяния, способно осознавать смысл применяемой меры, однако излечение еще не достигнуто, т.е.
лицо продолжает страдать хроническим психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики, которое привело к совершению общественно опасного деяния, вызвавшего назначение ему принудительных мер медицинского характера.
Состояние пациента во время применения принудительных мер медицинского характера, несмотря на проводимую терапию, может либо улучшаться, либо ухудшаться.
В последнем случае это приводит к возрастанию его общественной опасности, что в ряде случаев определяет необходимость изменения одной меры медицинского характера на другую — более строгую (например, перевод из психиатрического стационара общего типа в психиатрический стационар специализированного типа). Но причиной изменения принудительной меры может быть и такое ухудшение психического состояния (например, нарастание у лица слабоумия), вследствие чего опасность ауто- и гетероагрессии лица существенно снижается и оно может быть переведено в психиатрический стационар с менее строгим режимом содержания (из психиатрического стационара специализированного типа в психиатрический стационар общего типа) .
См.: Спасенников Б.А. Глава XII. Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера // Энциклопедия уголовного права: В 35 т. СПб., 2009. Т. 12. С. 239 — 317.
Для прекращения принудительных мер медицинского характера нужно, чтобы «отпала необходимость в применении назначенной меры», т.е. должна исчезнуть угроза «возможности причинения этими лицами иного существенного вреда либо опасности для себя или других лиц», т.е. общественная опасность лица, страдающего психическим расстройством.
Суд принимает решение о прекращении принудительных мер медицинского характера при излечении психического расстройства или таком стойком улучшении психического здоровья, при котором устойчиво возникает способность к осознанно волевому поведению в полном объеме, т.е. после достижения целей принудительного лечения, предусмотренных статьей 98 УК РФ.
- Для лиц, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 97 УК, наиболее обоснованным является прекращение принудительных мер медицинского характера на стадии амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра.
- Если суд придет к выводу о возможности прекращения принудительного лечения лица, предусмотренного пунктом «б» части первой статьи 97 УК, то в зависимости от стадии производства по уголовному делу принимается соответствующее решение о возобновлении производства по делу или исполнении наказания.
- После прекращения применения принудительного лечения обоснованно передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его дальнейшем амбулаторном или стационарном наблюдении и лечении у психиатра на общих основаниях.
- Кроме того, в случае прекращения применения принудительного лечения суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социальной защиты в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении (например, в случае глубокого слабоумия, определяющего беспомощность лица).
Ст 102 УК РФ с ми и изменениями на 2020-2021 год
Иногда проступки совершаются лицами, нуждающимся в медицинской психиатрической помощи. Выбор и регулирование наказания этой категории людей регламентирует VI раздел 15 глава 102 статья Уголовного кодекса РФ. Альтернативу избирает только суд. Он же способен менять, оканчивать либо продолжать указанные меры.
https://www.youtube.com/watch?v=Zx53TM_Ii98\u0026pp=YAHIAQE%3D
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00
- Москва и область: +7 (495) 662-44-36
- Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40
Структура юридической нормы
Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера относительно виновного судебные органы обязаны осуществлять, опираясь на содержание, которое даёт статья 102 УК РФ:
- в начале сказано, что упомянутые действия проводятся структурами, правомочными на это – правосудие, УИИ. Вопрос рассматривается, руководствуясь материалами лечащего спецучреждения или по предписаниям психиатров;
- вторая часть гласит, что обязательное освидетельствование происходит на общем собрании врачей специалистов не реже одного раза в полгода. Обдумывается задача о необходимости заявления в суд об окончании или об изменении оздоровительных действий. Здесь оговариваются правила подачи ходатайств в управление медучреждения лечащим врачом болеющего, итогов комиссии и инспекции в суд. Продление впервые проводится, минуя 6 месяцев от начала оздоровления, далее один раз в год;
- ч. 2.1. указывает на необходимость психиатрической экспертизы, которая проводится не позднее, чем за полгода до окончания срока лечения. Это правило едино во всех случаях;
- следующее, о чём говорится – обязательное условие завершения или избрания другой терапии. Это неэффективность предыдущих способов, отсутствие нужды в них;
- последнее, чего касается указанная статья – окончание всех процедур в условиях больницы. Суд наделён возможностью передать собранные документы местным властям, которые передают их в систему здравоохранения. Она на вменяемой территории занимается обслуживанием лиц с душевными расстройствами.
Стоит отметить, что правосудие как средство контроля указано как в процедуре выбора альтернативной меры, так и в период её реализации. Это говорит о первоочерёдной роли индивида, следуя резолюции ООН и Конституции РФ.
Дополнительно
В соответствии со ст. 102 УК РФ, решения о прекращении либо изменении принудительных медицинских мер принимаются при таком состоянии субъекта, при котором отпадает необходимость в последующем медицинском воздействии, или когда нужно выбрать иной метод.
По завершении лечения судебный орган может передать материалы дела в отношении лица, которое проходило его, в исполнительный федеральный орган в сфере здравоохранения.
Уполномоченная структура, в свою очередь, решает вопрос о продолжении лечения субъекта в психиатрической клинике или стационарном учреждении соцобслуживания граждан, страдающих нервными расстройствами.
Особенности продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера
Лишь судья обладает властью продлевать, менять, завершать врачебное воздействие относительно подсудимого. Следуя праву, быть инициатором разрешения имеет возможность администрация лечащего заведения либо УИИ, осуществлявшая контроль над исполнением.
Представитель и защитник невменяемой личности могут стать основоположниками выбора другого оздоровления или окончания.
Но последнее решение остаётся за судом, который вынес акт о назначении мер, или аналогичным органом по месту исполнения предписаний постановления.
Не реже, чем единожды в год, пациент, подверженный принудительному воздействию, должен проходить освидетельствование при коллегии психиатров. По завершении коллегии поднимается вопрос о дальнейшем пути больного: оставить неизменными, выбрать другие способы лечения, заканчивать их и выписывать больного из медучреждения.
Норма Уголовного кодекса ст. 102 указывает на ограниченный список инициаторов освидетельствования:
- Лечащий врач, когда есть реальные предпосылки усомниться в эффективности процедур, добросовестности самого пациента.
- Законный представитель волеизъявления душевно нездорового человека, защитник, сам подсудимый. Время проведения последней комиссии здесь роли не играет.
В предыдущие годы при продлении лечащих мероприятий исключалось звено судебной власти. Все решения касаемо судьбы пациентов психиатрических клиник принадлежали администрации учреждения. К сожалению, не все исполняли свой долг согласно данной Гиппократу клятве.
Российский менталитет таков, что наиболее коррумпированные представители могли оставлять на лечении лиц, не нуждающихся в нём, а те, кому нужна была помощь, гуляли на свободе и оставались без присмотра.
Это не могло не сказаться на показателях качества работы таких организаций.
https://www.youtube.com/watch?v=8sEZSKYzoYQ\u0026pp=ygW8AdCh0YLQsNGC0YzRjyAxMDIuINCf0YDQvtC00LvQtdC90LjQtSwg0LjQt9C80LXQvdC10L3QuNC1INC4INC_0YDQtdC60YDQsNGJ0LXQvdC40LUg0L_RgNC40LzQtdC90LXQvdC40Y8g0L_RgNC40L3Rg9C00LjRgtC10LvRjNC90YvRhSDQvNC10YAg0LzQtdC00LjRhtC40L3RgdC60L7Qs9C-INGF0LDRgNCw0LrRgtC10YDQsCAyMDIz
Судебный контроль над исполнением лечащих мероприятий относительно душевно нездоровых лиц, несомненно, представляется достижением правового государства.
Достоинство и честь каждого индивида стоят на первом плане.
Наделение только судов правом менять или оканчивать меры нуждающимся в этом граждан повышает качество проделанной врачами работы, коэффициент полезного действия работы всех причастных органов.
Продление мер предусматривает полное сохранение всех предыдущих процедур. Основанием для этого является положительная динамика в борьбе с психическим расстройством, появление существенных сдвигов в лучшую сторону.
Если за 6 месяцев лечение не дало результата, состояние больного остаётся на прежнем уровне, возможно избрать вариант продолжить либо избрать другую методику. Для продолжения выбранного пути управление лечащего заведения подаёт в судебное учреждение своё заключение.
Впервые оно производится по окончании полугода от времени первых процедур, остальные разы – каждый год. Изменение плана мероприятий по оздоровлению подразумевает назначение иного лечения полностью или частично. Это реально, если протокол проведённого совета гласит об ухудшении состоянии душевнобольного человека.
Вторым основанием выбора альтернативы при лечении – когда показатели остаются прежними на протяжении долгого времени. Правильно подобранный порядок оздоровительных процедур обязан давать незамедлительный результат. Главное правило – не причинить вреда пациенту.
Прекращение медицинского наблюдения означает окончание пребывания пациента на стационарном либо амбулаторном лечении, причиной становится полное избавление от недуга и отсутствие признаков болезни. Не всегда возможно полнейшее излечение, основным фактором прекращения терапии станет отсутствие угрозы личности для окружающих.
Это не всегда показатель прогресса. Как пример – слабоумие, вследствие чего может снизиться деятельность больного и привести к абсолютной несамостоятельности. При окончании нахождения в клинике, судья может отправить историю недуга в учреждение здравоохранения для постановки больного на учёт в психоневрологическом отделении.
Особые случаи
ФЗ №14 дополнил рассматриваемую статью частью 2.1.
В соответствии с ее положениями на основании ходатайства, направленного не позже полугода до окончания срока исполнения вмененного наказания, судебная инстанция назначает психиатрическую экспертизу в отношении субъекта, совершившего в возрасте 18 и старше лет преступление против сексуальной неприкосновенности несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14 лет, страдающего педофилией (расстройством полового предпочтения), не исключающей вменяемости. Данная процедура выполняется вне зависимости от периода проведения последнего освидетельствования и вынесенного решения о завершении принудительного лечения. Экспертиза необходима для установления или исключения необходимости применения к указанному лицу медицинского воздействия во время УДО или после освобождения, а также при отбывании более мягкого наказания. На основании заключения судом может быть назначена принудительная мера в форме амбулаторного лечения и наблюдения либо прекращено лечение.
Официальный комментарий В. М. Лебедева при авторском коллективе заслуженных юристов
Вячеслав Михайлович Лебедев – один из самых известных юристов СССР и постсоветской России, правовед. Его постатейные комментарии – одни из основополагающих для разъяснения норм законов.
Касаемо нормы, автор объясняет все составляющие и подробно раскрывает сущность каждой.
«Применение ПММХ осуществляется под судебным контролем». Это самая важная мораль, выведенная из всей статьи.
Первая часть позволяет только в судебном порядке разрешать манипуляции с лечащим воздействием. Происходит всё посредством вынесения постановления, основанного на волеизъявлении исполнителя – лечащей организации, при условии наличия свидетельствующего заключения от комиссии специалистов данной области.
Говоря о сроках, автор поднимает вопрос, что стоит предпринять, чтобы лечение не становилось бесконечным, к каким критериям обратиться. Сколько времени на это необходимо? Дабы избежать канители, предусмотрено неотъемлемое своевременное освидетельствование.
Юридический свод не ограничивает сроком фактическое использование способов оздоровления, но даёт точное время проведения консилиумов по вопросам самочувствия больного – «не реже одного раза в шесть месяцев». Результаты обследования, независимо от умозаключений членов комиссии, обязаны предоставить судье, примет оптимальное решение.
В некоторых ситуациях, на одну проблему мнение специалиста по психиатрии и предписание закона могут расходиться. Решающим здесь остаётся второе.
Перестраивать или прекращать ПММХ В.М. Лебедев советует в связи с переменой самочувствия больного, по причине которой исчезает крайняя потребность использования программы, избранной изначально, встаёт проблема избрания альтернативного воздействия.
Предпосылками вывода становится ликвидация угрозы личности для социума либо её снижение. Главная задача оздоровительного воздействия – это улучшение положения пациента.
Лечение до момента, когда морально нестабильный человек придёт в состояние нормы, когда его можно спокойно выпускать в социум, не опасаясь за жизнь и здоровье как его самого, так и окружения.
Не запрещается применение иной ПММХ – менее или, наоборот, более строгой. Формулировка правоведа указывает на подвижность интенсивности оздоровления – ужесточения или же, наоборот, в пользу снижения. В обеих ситуациях врач, руководство медучреждения не компетентны решать поставленную задачу сами. Обязательна подача своего волеизъявления судье.
Прошение нужно аргументировать разумными выводами коллегии и выписками из хода болезни.
Практикуется метод постепенного уменьшения медицинских мероприятий. Так, можно наблюдать динамику ситуации больного. Если больной теперь не является опасностью, его возможно перевести со стационарного наблюдения на регулярные приёмы у психиатра, но в случае, если нет рецидива.
Если наступает выздоровление гражданина и явное улучшение здоровья, продолжение лечения отменяется. Сомнения в целесообразности могут возникнуть у лечащего врача, но окончательное мнение – исключительная компетентность судебной власти.
Вячеслав Михайлович даёт точное определение понятию выздоровления лица – человек осознанно контролирует свои действия. Содержание заключительной части говорит о допустимости отдать сведения относительно больного и проведённых действий для определения дальнейшего пути. Возможно определение в диспансер социального назначения.
Норма имеет дополнением часть 2.1., которой не было в старом издании. Здесь говорится о лицах возрастом более 18 лет, допустивших преступления, затрагивающие половую неприкасаемость лица возрастом менее 14 лет и обладающих отклонениями сексуального выбора (педофилия). Душевная картина преступника допускает вменяемость.
Кодекс устанавливает проведение психиатрического анализа виновнику не позже, чем за 6 месяцев до завершения больничного оздоровления. Время проведения крайнего обследования здесь безразлично.
Результаты дают возможность понять, стоит в дальнейшем проходить лечение, консультации с психиатрами во время отбывания наказания при условном освобождении или после него.
Важный момент
Принудительные меры назначаются для излечения субъекта, совершившего деяние, представляющее опасность, снижения либо устранения угрозы, исходящей от него. В связи с этим заранее точно определить период, в течение которого будет достигнут желаемый результат, крайне проблематично.
Поэтому назначенное судебной инстанцией принудительное лечение длится до того момента, пока по состоянию субъекта нельзя будет сделать вывод об улучшении здоровья и уменьшении общественной опасности лица, для себя в том числе, когда возникнет возможность изменить медицинское воздействие либо вовсе отменить его.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )