Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений 2023
Нерациональное использование лесов — масштабная проблема многих регионов. В нашей стране за незаконную рубку лесных насаждений наступает административная или уголовная ответственность.
Среди экологических преступлений нелегальная вырубка лесов занимает лидирующие позиции. Часть нарушений и преступлений совершается в силу незнания закона, другая часть — в целях личного обогащения либо с целью расширения территории, увеличения приусадебного хозяйства и т.д.
Виды ответственности
При расследовании дела нередко возникает вопрос — как квалифицировать поступки нарушителя? За незаконную рубку, повреждение насаждений предусмотрено административное наказание в виде штрафа, конфискации орудий, оборудования и непосредственно самих вырубленных деревьев. Подобные действия приравниваются к нарушению правил и порядка, и в них нет состава преступления.
- Основной критерий уголовного преступления — это ущерб в значительном размере, который на сегодняшний день составляет 5 000 рублей.
- За вырубку последует уголовное наказание, если:
- а) насаждения вырублены или повреждены так, что не могут больше расти;
- б) деяние было совершено без официального разрешения;
- в) действия нанесли значительный ущерб.
- Рассмотрим подробнее, за что наступает уголовная ответственность, какое наказание ждет преступника и как предостеречь себя от незаконных обвинений.
Наказание по статье 260 УК РФ
В зависимости от обстоятельств преступления, размера нанесенного ущерба и участников дела, наказание может быть следующим:
- денежный штраф;
- работы обязательного, исправительного или принудительного характера;
- лишение свободы.
В качестве дополнительных мер может последовать невозможность заниматься определенной деятельностью или невозможность работать на некоторых должностях.
Максимально жесткое наказание предусматривает лишение свободы сроком до 7 лет с применением дополнительных санкций или без них.
Привлечь нарушителей к ответственности вправе сотрудники лесничества и полиции. Ответственность всегда несут исполнитель, заказчик и другие участники. Иногда это целые преступные организации, где четко распределены роли, есть руководящие лица и исполнители.
Крупные преступления могут квалифицироваться не только по статье 260 УК РФ. Многие деяния дополнительно квалифицируются как коррупционные и должностные преступления.
Предмет
- Предметом преступления, совершенного по статье 260 УК РФ, являются лесные насаждения, к которым относятся деревья, кустарники, лианы, растущие в лесах и другие растения.
- Данные леса располагаются на территориях, принадлежащих государству, в населённых пунктах, у водоемов, вдоль автомобильных трасс и железнодорожных путей.
- Чтобы определить границы таких земель, следует обращаться к лесному, земельному и градостроительному законодательству.
Какая рубка считается незаконной?
Незаконной будет считаться порубка ресурсов, которые находятся в естественном состоянии —выросшие сами по себе и посаженные человеком для восполнения растительного фонда. Незаконной признается не только рубка деревьев, принадлежащих государственному лесному фонду, но и деревьев, расположенных вдоль водоемов, железных дорог, на территории парков и в лесопитомниках.
В каких еще случаях вырубка будет считаться незаконной:
- вырубка при отсутствии документов: проекта освоения, договора аренды, купли-продажи, решения о предоставлении участка;
- рубка с превышением допустимого объема;
- уничтожение молодых и приспевающих деревьев;
- вырубка за пределами специально отведенного участка.
Под повреждениями до прекращения роста понимаются такие повреждения, которые не позволяют дереву расти дальше. Это может быть слом ствола или внушительный обдир коры, в результате которого дерево прекращает свой рост.
Как не попасть под статью 260 УК РФ
Незаконной вырубкой может считаться как спил деревьев себе на дрова, так и серьезные криминальные действия, наносящие миллиардные ущербы. Большие объемы незаконных заготовок леса приходится как «черных лесорубов», так на вполне легальных лесопользователей, выполняющих лесные работы с нарушениями, в том числе и в пользу недобросовестных чиновников.
Но как обычным гражданам не попасть на скамью подсудимых? Известны случаи, когда за сбор валежника или вырубку деревьев на даче, люди получали внушительные штрафы и наказания посерьезнее. Дело в том, что у правоохранительных органов есть свой план и зачастую обычные граждане оказываются под прицелом за незначительные нарушения.
Но когда можно вырубать лес законно?
В нашей стране законно вырубать лес можно на участке, взятом в аренду. Это определенная территория — делянка, где обозначены границы. Обозначение производится под контролем представителей власти.
Деревья на участке могут быть молодыми, приспевающими, спелыми и переспелыми. Рубят только спелые и переспелые деревья.
Допустимое количество вырубаемых деревьев рассчитывается для каждой делянки отдельно.
Но что касается, например, дачных участков? Можно ли срубить мешающие деревья, чтобы построить дом или разбить огород?
Согласно Земельному Кодексу, собственник дачного участка может вырубать ненужные ему деревья. При этом есть ряд спорных ситуаций:
- когда дерево растет на границе участков и непонятно, кому оно принадлежит;
- если леса на вашем участке принадлежат лесному фонду.
Если насаждения у вас на участке официально отмечены как лесной фонд, можно приобрести порубочный билет и очистить участок. Второй способ — доказать через суд, что леса не имеют особой ценности и мешают вести хозяйственную деятельность.
Если деревья, принадлежащие лесному фонду, мешают проезду, прокладке коммуникаций, необходимо будет доказать это и получить разрешение на вырубку.
На участке можно рубить деревья при следующих условиях:
- если они точно расположены на вашем участке;
- если на участок не наложены ограничения из-за лесных насаждений;
- если в вашем регионе не требуется письменное разрешение на вырубку.
Предметом преступления не будут являться садовые деревья и кустарники, которые растут на землях сельхозугодий, а также бурелом.
Дополнительная информация
В комментарии к статье 260 УК РФ содержится дополнительная информация, позволяющая выявить преступные действия, отличить их от неумышленных и помочь в раскрытии преступления.
Отдельно стоит сказать о срубленных, подготовленных к складированию или вывозу деревьях, которые были заготовлены другими лицами. Это довольно распространенное нарушение, когда гражданин присваивает себе якобы бесхозные ресурсы с целью заготовки дров или строительства. Завладение такими деревьями расценивается как хищение имущества.
Леса, расположенные на территориях лесного фонда, делятся на три категории: защитные, эксплуатационные и резервные.
Защитными являются леса, защищающие от природных воздействий, выполняющие санитарно-гигиенические, водоохранные функции. К ним относятся:
- лесные участки вдоль водоемов, оврагов и склонов;
- опушки на границах с пространством без леса;
- участки для сбора семян;
- заповедники;
- места обитания редких животных;
- участки с реликтовыми растениями.
К эксплуатационным относят леса, в которых проводится промышленная заготовка древесины.
К резервным относят леса, где 20 лет не допускается заготовка древесины. Использовать такие леса можно будет только после отнесения их в другую категорию.
Под рубкой лесных насаждений подразумевается процесс спиливания, срезания, срубания и любого другого варианта отделения дерева от земли, например, корчевания.
Преступление считается оконченным, когда дерево отделили от корня или повредили настолько, что оно не смогло расти.
Примеры незаконной рубки лесных насаждений
Все действия, связанные с незаконной рубкой деревьев, имеют прямой умысел. Среди распространенных примеров можно выделить следующие:
- противозаконная вырубка деревьев на примыкающем участке с целью расширения личного подсобного хозяйства;
- спиливание деревьев с целью заготовки дров в защитных лесах;
- рубка леса, растущего в защитной полосе, с целью реализации древесины;
- рубка зеленых насаждений без разрешения для ускорения процесса строительства на предоставленной территории;
- маскировка нелегальной вырубки санитарными рубками;
- создание организованной группы для незаконной вырубки дорогостоящих пород с целью получения дохода.
Защита адвоката
Работа адвоката по статье 260 УК РФ связана не только со знанием Уголовного кодекса, но и с глубоким пониманием лесного и экономического законодательства. Если вас обвинили в незаконной рубке лесов, крайне не рекомендуется самостоятельно разбираться с проблемой.
Сложность работы с делами по незаконной рубке лесов заключается в том, что понимание предмета преступления и наступивших последствий до сих пор вызывает сложности у органов следствия и судов. Зачастую преступлением признаются деяния, которые вовсе не были преступными.
Нередко возникают трудности при разграничении уголовного деяния и административного правонарушения. При расследовании дела общественная опасность незаконной рубки часто переоценена и размер ущерба может быть увеличен.
Довольно весомая часть преступлений совершается из-за незнания меры ответственности. Думая, что за содеянное грозит только штраф, нарушитель нередко оказывается замешан в уголовном преступлении.
Своевременное обращение к адвокату позволит добиться следующих результатов:
- прекращение уголовного преследования;
- вынесение оправдательного приговора;
- смягчение наказания, например, вместо тюремного заключения — штраф;
- переквалификация уголовного преступления в административное правонарушение.
Опытный адвокат знает все нюансы и подводные камни в делах о незаконной рубке лесов и насаждений. Не дожидайтесь официального обвинения. Если вы уже сейчас понимаете, что вас могут уличить в преступлении, незамедлительно обращайтесь к адвокату.
Уголовная ответственность за незаконные рубки лесных насаждений
Статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений.
Диспозицией статьи предусмотрена ответственности за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Максимальное наказание за данное преступление – лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей.
Согласно положениям, принятых Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 18.10.
2012 № 21 – предметом преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, являются лесные насаждения, а именно деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов.
При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их валку (отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы, в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов.
Такими документами являются договор аренды лесного участка, решение о предоставлении лесного участка, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договор купли-продажи лесных насаждений, государственный или муниципальный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов. Кроме того, незаконной будет признаваться рубка в объеме, превышающем разрешенный в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки, либо с нарушением установленного срока начала рубки.
Незаконной является также рубка, осуществляемая на основании представленных в органы, принимающие решение о возможности проведения рубки, заведомо для виновного подложных документов на использование лесов.
Стоит отметить, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений.
В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у него отсутствуют необходимые документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке, а именно проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, либо такой вид и (или) форма рубки не предусмотрены указанными документами.
К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста, например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры.
Уголовная ответственность за совершение незаконной рубки группой лиц и (или) лицом с использованием своего служебного положения наступает по ч. 2 ст. 260 УК РФ вне зависимости от того, совершена ли незаконная рубка лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан в значительном размере.
В этом случае виновному может грозить наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Если незаконная рубка совершена в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, организованной группой – виновному может быть назначено лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей.
Лесозаготовительная деятельность, осуществляемая на основании договоров купли-продажи для нужд местного населения, находится на особом контроле у правоохранительных органов края.
В случае выявления нецелевого характера использования древесины действия лесозаготовителя расцениваются как незаконная рубка лесных насаждений, а в отношении граждан, продавших своё право на получение древесины, применяют меры гражданско-правового характера в виде взыскания девятикратной стоимости полученной по договору древесины.
Незаконная вырубка леса
Куртынова, Е. И. Незаконная вырубка леса / Е. И. Куртынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95341/ (дата обращения: 28.07.2023).
В современном мире существует немало экологических проблем: загрязнение мирового океана, воздуха, уменьшение биоразнообразия и многое другое.
Помимо преодоления данных глобальных проблем в Российской Федерации в настоящий момент стоит острая необходимость в решении такой задачи как вырубка лесов в незаконном порядке.
Особенно актуален данный вопрос в связи с последствиями практически ежегодных пожаров в Сибири, так как запасы лесных ресурсов подверглись немалому ущербу и нуждаются в восстановлении.
Причины и мотивы вырубки леса.
Безусловно, то, что вырубка и заготовка лесных материалов необходима для жизни граждан, так как древесина используется в строительстве, древесный уголь необходим для обогрева дома, также вырубка леса нужна для освобождения земли с целью постройки сельскохозяйственных угодий и создания пастбищ для скота.
Кроме всего прочего, РФ является крупным экспортёром лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий (за 2019 год: от 6 % до 21 % всего мирового экспорта лесной продукции, в зависимости от её вида). [1] Все эти действия опираются на нормы права, контролируется исполнительными органами и осуществляется под надзором уполномоченных организаций.
Вся иная деятельность, неподконтрольная государственным органам, нарушает права граждан и государства.
Масштабы сокращения леса.
Регулирование оборота древесины в настоящий момент сложно назвать эффективным, так как борьба с нелегальным уничтожением лесных массивов ведется очень слабо и не способствует сокращению правонарушений в данной сфере.
Как известно, 1/5 всех лесов мира приходится на территорию Российской Федерации, что составляет 1,2 млрд га и 70 % площади всей страны. При этом ежегодно около 1 млн. га леса вырубается в законном порядке, при этом в обязательном режиме должен восстанавливаться такой же объем леса. Так и происходит, но, естественно, из-за недолжного ухода значительная часть посадок погибает. [2]
К тому же постоянные пожары, расширение инфраструктуры, добыча полезных ископаемых также сокращает численность лесных ресурсов. Страдает природа, флора и фауна. Именно поэтому сейчас очень важно обратить внимание на незаконную вырубку леса, ведь данный фактор при желании можно проконтролировать, в отличии, например, от пожаров.
По данным Всемирного фонда дикой природы от 10 % до 20 % (в отдельных регионах до 50 %) древесины, заготавливаемой в Российской Федерации, имеет незаконное происхождение. [3] По статистике убыток для казны РФ оценивается примерно в 13–30 млрд. рублей ежегодно. [1]
Помимо экономических аспектов важно затронуть и экологию.
Уменьшение количества лесных посадок, во-первых, отрицательно сказывается на качестве воздуха, которым мы дышим. Во-вторых, массовые вырубки способствуют глобальному потеплению, так как нарушается водный цикл. Также лес является местом обитания многих животных, уничтожая лес, мы лишаем дома тысячи лесных жителей.
Законная вырубка.
Где же та грань, определяющая законность вырубки?
Итак, начнем с того, как определить правомерность вырубки леса. Обратимся к законодательству, затрагивающему лесную сферу РФ. Согласно ст.
30 Лесного Кодекса Российской Федерации граждане нашего государства имеют право заготавливать древесину для личных потребностей на основании договоров купли-продажи, то есть отсутствие у лица подобного документа ставит под сомнения законность его действий, связанных с лесозаготовкой.
- Также закон четко устанавливает критерии, по которым возможна вырубка:
- – деревья не входят в перечень видов, не допускаемых к вырубке;
- – лица осуществляют свою деятельность на основе договора аренды лесного участка;
- – вырубка осуществляется в допустимых объемах, не превосходящих расчетную лесосеку;
- – наличие порубочного билета. [4]
- Таким образом, вся деятельность, которая не соответствует вышеназванным критериям законной рубки, требует государственного урегулирования и применения наказания к нарушителям.
- Понятие «незаконная вырубка леса».
С тем чтобы дать определение понятию «незаконная вырубка леса» нужно отметить, что лесные ресурсы в составе земель лесного фонда — это все федеральная собственность государства.
Лесной фонд — это обширное понятие, которое охватывает всю совокупность лесов, лесных и нелесных земель, установленных законодательством.
Именно поэтому, под незаконной вырубкой следует понимать такую вырубку, которая наносит вред государственной собственности.
- Виды ответственности за незаконную вырубку.
- Вследствие незаконно вырубки лесного фонда и причинения вреда лесным насаждениям в зависимости от состава и размера деяния выделяют следующие виды ответственности:
- – административная — регулируется КоАП РФ;
- – уголовная — регулируется Уголовным кодексом РФ.
Административная ответственность согласно ст. 8.28 КоАП РФ наступает по таким причинам как:
- Противозаконная валка леса, повреждение лесных насаждений или самостоятельное выкапывание в лесах деревьев и иной растительности.
- Незаконной рубки с использованием различных видов техники.
- Приобретение, хранение и сбыт заведомо незаконной древесины. [5]
Уголовная же ответственность является более тяжелым видом ответственности, так как здесь противоправное деяние именуется преступлением и включает в себя причинением более существенного вреда, чем в административном порядке.
Существуют следующие квалификации уголовной ответственности, связанные с незаконной вырубкой леса согласно ст. 260 УК РФ:
- Незаконная вырубка, а также нанесения вреда до уровня прекращения роста лесных насаждений, если деяние совершено в значительном размере (ущерб от 5 тысяч рублей).
- Противозаконная вырубка или повреждение до уровня прекращения роста лесных насаждений группой лиц либо лицом, использующим свою должность.
- Вышеназванные деяния лиц либо по договоренности лиц, либо в особо крупном размере (ущерб от 150 тысяч рублей). [6]
- Наказания за противозаконную вырубку леса.
- Если правонарушитель все же был пойман, то его ждет судебное разбирательство, в котором ему будут назначены санкции за содеянное деяние.
- Для начала важно упомянуть, что именно судья назначает размер и вид наказания, опираясь при этом лишь на закон, опыт и свои знания в лесном законодательстве.
- Для административного и уголовного порядка производства предусмотрены различные процессы, при этом и наказание будет разниться.
- Так, максимальное административное наказание, которое может получить нарушитель порядка — это штраф (для граждан до пяти тысяч рублей, для юридических лиц до семисот тысяч рублей).
В уголовном составе все более строго: штраф может достигать трех миллионов рублей. Возможен и худший расклад — лишение свободы до 7 лет со штрафом до пятисот тысяч рублей.
В обоих случаях будет обязательна конфискация незаконно добытой древесины, при этом происходит автоматический переход данного ресурса в собственность государства. Далее древесина обращается в доход государственного бюджета путем реализации ее на торгах.
Меры по сохранению леса.
Под охраной и сохранением леса подразумевается деятельность по защите, воспроизводству и лесоразведению в общем и по недопущению гибели от самовольных нерегулируемых рубок лесных насаждений в частности.
Мерами по регулированию и решения проблемы вырубки лесов зачастую является посадка деревьев.
Но полностью восполнить нанесенный ущерб окружающей среде она не может, так как молодые деревья не всегда получают должный уход и могут погибнуть от вредителей или неблагоприятных погодных условий.
Подход к данному вопросу должен быть комплексным. Потому следует выделить следующие направления и меры для установления баланса в мире природы и в мире людей:
- Планировать объем лесозаготовок.
- Увеличить охрану и проверку оборота древесных ресурсов.
- Усилить качество контроля и учета лесного фонда.
- Совершенствовать нормы закона, связанного с регулированием лесозаготовок.
- Воспроизводить леса с учетом особенностей окружающей среды.
- Открыть информацию, касающуюся деклараций лесопользователей, так как в данный момент общественность не может контролировать то, в каких объемах и кем вырубается лес.
Литература:
- Статистика по лесной продукции. — электронный // Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций: [сайт]. — URL: https://www.fao.org/forestry/statistics/80938 %40180724/ru/ (дата обращения: 03.10.2022).
- Лизан, И. Ю., Уралов С. С. Создание лесной Госкорпорации. — электронный // «Научно-исследовательский центр проблем интеграции стран-участниц Евразийского экономического союза «Союзный нарратив 2050″»: [сайт]. — URL: https://www.sonar2050.org/storage/files/ %D0 %94 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %8B/ %D0 %A1 %D0 %BE %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE/ %D0 %A0 %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BB %D0 %B5 %D1 %81.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
Незаконная рубка лесных насаждений согласно статье 260 УК РФ: проблемы и пути решения
Понятие и элементы преступления незаконной рубки лесных насаждений
Прежде чем перейти к анализу статьи 260 УК РФ, необходимо определить понятие и элементы данного преступления.
Незаконная рубка лесных насаждений является противоправным уничтожением или повреждением древесных растений, проводимым без необходимого разрешения или в нарушение установленных правил и требований [1].
Элементы преступления включают действие (рубку лесных насаждений), прямой умысел или неосторожность, отсутствие разрешения или нарушение установленных правил [2].
Уголовная ответственность по статье 260 УК РФ Статья 260
УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Лица, совершившие данное преступление, подлежат уголовному наказанию в виде штрафа или лишения свободы сроком до пяти лет [3]. Уровень наказания может зависеть от степени ущерба, масштабов преступления, повторности и других обстоятельств [4].
Проблемы пресечения незаконной рубки лесных насаждений
Незаконная рубка лесных насаждений остается серьезной проблемой, требующей активного вмешательства правоохранительных органов и общественного сознания.
Одной из основных проблем является недостаточная эффективность пресечения и преследования лиц, совершающих незаконную рубку лесных насаждений.
Нередко преступления остаются нераскрытыми из-за недостатка ресурсов и квалифицированных кадров в правоохранительных органах, а также слабой сотрудничества с другими ведомствами, отвечающими за охрану природы и окружающей среды.
Другой проблемой является коррупция и непрозрачность в отношении выдачи разрешений на рубку лесных насаждений. Неконтролируемые схемы и сделки, основанные на взятках и злоупотреблении должностным положением, способствуют распространению незаконной рубки и подрывают эффективность мер по ее пресечению.
Также следует отметить сложности в обнаружении незаконной рубки лесных насаждений из-за больших территорий, на которых расположены лесные массивы, и ограниченных ресурсов для наблюдения и контроля. Недостаточное использование современных технологий, таких как спутниковая съемка и дистанционное зондирование, ограничивает возможности оперативного выявления преступлений.
Пути решения проблемы незаконной рубки лесных насаждений
Для более эффективного пресечения незаконной рубки лесных насаждений необходимо принять ряд мер [4]:
- Усиление правового регулирования и повышение уровня ответственности. Следует пересмотреть санкции, предусмотренные статьей 260 УК РФ, с целью ужесточения наказания для лиц, совершающих незаконную рубку лесных насаждений. Кроме того, важно улучшить прозрачность процедуры выдачи разрешений на рубку, предотвращая коррупцию и злоупотребление [6].
- Развитие сотрудничества и координации между различными ведомствами. Необходимо укрепить сотрудничество между правоохранительными органами, органами государственного управления, лесохозяйственными организациями, экологическими организациями и другими заинтересованными сторонами. Это позволит обменять информацией, определить приоритеты и координировать усилия в борьбе с незаконной рубкой лесных насаждений.
- Внедрение современных технологий и средств контроля. Использование спутниковой съемки, дистанционного зондирования, систем видеонаблюдения и других современных технологий поможет обнаруживать незаконную рубку, а также обеспечит более эффективное наблюдение за лесными массивами [5].
- Повышение общественной осведомленности и вовлечение общественности. Организация информационных кампаний, обучение и просвещение населения о важности сохранения лесов и последствиях незаконной рубки помогут формированию осознанного отношения к проблеме. Также стоит стимулировать деятельность общественных организаций и независимых экологических инспекторов, которые могут помочь в выявлении случаев незаконной рубки [7].
Заключение
Незаконная рубка лесных насаждений является серьезной проблемой, требующей комплексного подхода и совместных усилий со стороны правоохранительных органов, государственных структур, экологических организаций и общественности.
Ужесточение наказания, повышение координации и сотрудничества, внедрение современных технологий и повышение общественной осведомленности являются ключевыми факторами в решении данной проблемы. Если в настоящее время начать осуществлять контроль и регулирование данного вопроса, возможно, удастся добиться успеха.
Только через совместные усилия мы сможем обеспечить сохранение лесов и защиту нашей окружающей среды для будущих поколений.
Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений | Министерство природопользования Белгородской области
В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.
2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Следует обратить внимание на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений.
В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
Статья 99 ЛК РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Непривлечение лица к административной либо уголовной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде, что и представляет собой реализацию гражданско-правовой ответственности.
Равным образом привлечение лица к административной либо уголовной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред в полном объеме.
Суд в порядке исключения по отношению к причинителю-гражданину вправе уменьшить размер возмещения с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен умышленными действиями гражданина (п. 3 ст. 1083 ГК РФ). Согласно п. 3 ст.
78 Закона об охране окружающей среды иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет. Факт совершения ответчиком лесонарушения, выразившегося в незаконной рубке и причинении ущерба лесному фонду, может подтверждаться лесной декларацией, протоколом о лесонарушении, чертежом, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, постановлением прокурора.
Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 2 ст. 8.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, который, как указано в ч. 3 ст. 16 ЛК РФ, определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Статья 8.
28 КоАП РФ закрепляет, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан наказывается штрафом на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, а те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, — штрафом на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
Уголовная ответственность устанавливается за нарушения лесного законодательства, имеющие наиболее высокую степень общественной опасности.
Предметом преступления, предусмотренного статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа, обязательных, исправительных и принудительных работ, а также лишения свободы на срок до 2 лет.
Для лиц, совершивших указанные действия группой лиц, в крупном либо особо крупном размере, предусмотрена более строгая ответственность.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.
28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).
Напоминаем, что о фактах обнаружения незаконных рубок деревьев в лесу, лесных пожаров, нарушений природоохранного законодательства необходимо сообщать в круглосуточную региональную диспетчерскую службу управления лесами области по телефону: 8(4722) 33-66-97 или по телефону Прямой линии лесной охраны: 8-800-100-94-00
Уголовная и административная ответственность за незаконную рубку леса
В Российской Федерации процесс вырубки леса отрегулирован на законодательном уровне. Незаконная вырубка леса, в зависимости от размера причиненного ущерба, влечет административную или уголовную ответственность. При этом, незаконная вырубка – это повреждение деревьев до состояния прекращения их роста при отсутствии соответствующей разрешительной документации.
К незаконной вырубке леса, также можно отнести и незаконно выданные разрешения и вырубки, проведенные с нарушением сроков и несоблюдением указанных пород. В то же время, понятие незаконной вырубки относится не ко всем деревьям.
К примеру, растительность на своем земельном участке вы можете спиливать безо всякой разрешительной документации, а то время как за деревья, находящиеся в муниципальной или государственной собственности (насаждения входящие в Гослесфонд; насаждения в парках, аллеях, деревья вдоль железных и автомобильных дорог), уже придется отвечать, вне зависимости от того, были они высажены человеком или выросли самостоятельно. К объектам незаконной вырубки также можно отнести деревья, находящиеся на территории сельхозугодий и лесопитомников. Таким образом, получение соответствующего разрешения, в случае необходимости вырубки дерева, находящегося на муниципальной или федеральной территории, является обязательным.
За незаконное уничтожение леса законодательством предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Так, в случае если сумма причиненного в результате незаконной вырубки ущерба превышает 5000 рублей, к нарушителям будут применены меры уголовной ответственности, которые четко обозначены в статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений.
- 1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —
- наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
- 2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
- а) группой лиц;
- б) утратил силу.
- в) лицом с использованием своего служебного положения;
- г) в крупном размере, —
- наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
- наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Согласно примечания к ст.260 УК РФ, значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером – пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером – сто пятьдесят тысяч рублей.
- За более мелкие правонарушения, совершенные при вырубке деревьев, предусмотрена административная ответственность, которая регламентируется подпунктом 28 статьи 8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подразумевает наложение штрафа в размере:
- — на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
- — на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
- — на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
- В случаях, когда в процессе незаконной рубки были задействованы механизированные средства размеры штрафов существенно возрастают:
- — на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой;
- — на должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой;
- — на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
- Кроме того, частью третьей статьи 8.28 КОАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан) приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, также влечет наложение административного штрафа:
- — на граждан в размере пяти тысяч рублей;
- — на должностных лиц пятидесяти тысяч рублей;
- — на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.