Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 2023
Дорога – место повышенного риска. Все участники дорожного движения: водители, пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты и пр., должны неукоснительно выполнять требования ПДД.
Большинство наказаний за нарушения правил дорожного движения оцениваются и наказываются по статьям КоАП. Но есть ситуации, когда может наступить уголовная ответственность.
264 статья Уголовного Кодекса устанавливает ответственность за нарушение ПДД и эксплуатации ТС.
Уголовная ответственность наступает после совершения ДТП с тяжелыми последствиями водителя транспорта, который относится к «механическим», то есть к тем, что приводятся в движение двигателем. Водители мопедов, велосипедов с электродвигателем, квадроциклов и пр., не могут нести наказание по этой статье, так как эти виды транспорта не являются предметом преступления.
Вред здоровью определяется, как нарушение анатомической целостности, а также физиологических функций организма, повреждение тканей. Нанесенный вред может быть легкой, средней и тяжелой степени. К тяжелому вреду относится:
- вред, что представляет угрозу для жизни;
- потеря работоспособности органов слуха, зрения, голоса или функций обоняния;
- прерывание беременности на любом сроке;
- расстройство психики;
- обезображивание (лица), не подлежащее восстановлению;
- стойкая и значительная утрата возможности работать (не меньше трети работоспособности);
- полная потеря работоспособности.
Виновник ДТП, которое привело к вышеперечисленным последствиям, несет наказание по части 1 статьи 264 УК РФ. Статья предусматривает:
- лишение свободы до 3-х лет;
- до 2-х лет принудительных работ одновременно с запретом заниматься определенными видами деятельности, а также занимать определенные должности;
- арест на период от 1 до 6 месяцев.
Управляющий транспортным средством, по вине которого человек (люди) получили тяжелые увечья, могут понести более суровое наказание если:
- если тяжелый вред здоровья причинен водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (ст.264 ч.2 УК РФ);
- в следствии ДТП наступила смерть потерпевшего (ст.264 ч.3 УК РФ);
- если водитель был пьян, а ДТП привело к смерти человека (людей) (ст.264 ч.4 УК РФ);
- ели в следствии ДТП погибло двое или более человек (ст.264 ч.5 УК РФ);
- если погибли более двух человек, а водитель был пьян (ст.264 ч.6 УК РФ).
В 264 статье урегулированы и систематизированы все аспекты: принципы определения субъекта преступления, основные разграничительные понятия и квалификация ТС, процедура проведения судебной экспертизы, возможности прекращения дела (примирение сторон), освобождение от УО по истечению срока давности, гражданско-правовые последствия и пр.
Давайте подробнее объясним, какое именно наказание ожидает водителя, в зависимости от того, какая часть статьи № 264 УК РФ применяется.
О части 1 мы писали выше, теперь подробнее остановимся на остальных:
- осуждение по 2 части предполагает следующие виды наказания – до пяти лет принудительных работ (с ограничением возможностей вести определенные виды деятельности), лишение свободы на срок до трех лет, если преступление совершено с отягчающими обстоятельствами, срок лишения свободы увеличивается до 7 лет (плюс запрет на право занимать определенные законом должности на срок до 3 лет);
- часть 3 определяет присуждение принудительных работ на срок 1-4 года, а также ущемления в правах до трех лет, или до пяти лет лишение свободы;
- часть 4 с. 264 УК РФ (ДТП, совершенное в пьяном виде, отягощенное скрытием с места происшествия) – наказание выражается лишением свободы на 5-12 лет, ограничение возможности занимать определенные должности на три года;
- если водитель осуждается по части 5, его ожидают лишение свободы на срок до 7 лет, принудительные работы на 1-5 лет, а также ущемление прав на три года;
- ст.264 ч.6 УК РФ – самая суровая. Она применяется, если погибло два или более человек, водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или оставил место ДТП. По этой части статьи грозит лишение свободы с минимальным сроком 8 лет, а максимальным – 15.
В статье есть два понятия, которые следует объяснить. Так «другие механические средства» — это спецтранспорт (трактора и пр.), строительные, самоходные ТС.
«Лица в состоянии алкогольного опьянения» — это водители, которые управляют транспортным средством, в крови которых концентрация этиловых спиртов превышает установленный законодательством минимум, а также граждане, в крови которых обнаружены психотропное вещество (аналоги), наркотические средства. Также автоматически таким лицом считается автолюбитель, который отказался проходить медицинское освидетельствование.
Как видите, статья №264 Уголовного Кодекса достаточно серьезная. Уголовная ответственность не только оставляет пятно на репутации, но и может предполагать реальное тюремное заключение.
Осуждение по 264 статье может быть не только за причинение тяжких телесных или гибель людей/человека, но также за повторную езду в состоянии опьянения и отказ от прохождения медицинского освидетельствования (ст. 264 ч 1 УК РФ).
Избежать тюремного заключения по статье 264 можно, если водителя осуждают за последние два правонарушения (из вышеперечисленных), без отягчающих обстоятельств. В этом случае правонарушителя ждет одно из следующих наказаний:
- значительный штраф на сумму от 200 до 300 тысяч рублей;
- штраф, который начисляется исходя из заработной платы виновника, сумма штрафа ровна суммарному объему официального дохода за 1-2 года;
- до 480 часов отработки на общественно-полезных работах.
Кроме этого осужденный не сможет на протяжении трех лет заниматься перечисленными в законе видами деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=ad2B1xlVhbc\u0026pp=ygWeAdCh0YLQsNGC0YzRjyAyNjQuINCd0LDRgNGD0YjQtdC90LjQtSDQv9GA0LDQstC40Lsg0LTQvtGA0L7QttC90L7Qs9C-INC00LLQuNC20LXQvdC40Y8g0Lgg0Y3QutGB0L_Qu9GD0LDRgtCw0YbQuNC4INGC0YDQsNC90YHQv9C-0YDRgtC90YvRhSDRgdGA0LXQtNGB0YLQsiAyMDIz
Как видите, законодательство достаточно сурово наказывает злостных нарушителей. Будьте внимательными на дорогах и, конечно же, только в трезвом виде!
Статья 264 УК РФ — Нарушение правил дорожного движения — Адвокат по уголовным делам — Адвокат по ДТП.
Полный текст статьи 264 Уголовного Кодекса РФ
Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечание:
2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.
1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Разбираем статью 264 УК РФ — Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Правонарушения в сфере безопасности передвижения транспортных средств, как правило, рассматриваются в рамках административных составов КоАП РФ. Но при наступлении особо тяжелых последствий (например, смерть человека при ДТП) грозит уголовная санкция.
В нашей статье узнаем, как происходит привлечение к ответственности за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека, и какие обстоятельства будут учитываться при рассмотрении этого дела.
Правовой комментарий к статье 264 УК РФ
Статья 264 УК РФ является единственным составом, по которому автовладелец будет привлечен к уголовному наказанию за нарушение, допущенное при эксплуатации машины. Все остальные нарушения рассматриваются только в рамках административных дел.
Для уголовного преследования необходимо возникновение следующих последствий:
- причинение тяжких телесных повреждений в результате наезда автомобиля или столкновения транспортных средств;
- причинение смерти одному или нескольким пострадавшим;
- указанные выше последствия, наступившие в результате управления машиной в пьяном виде.
Обратите внимание! Факт управления машиной под воздействием алкоголя рассматривается как проступок по КоАП РФ. Для санкции по уголовному закону обязательно должны наступать последствия в виде смерти пострадавшего или тяжкого вреда его здоровью.
Как правило, столь серьезные последствия наступают в результате ДТП, причем в действиях автовладельца могут устанавливаться любые нарушения правил движения. После аварии составляется протокол об административных правонарушениях, который впоследствии будет являться и доказательством по уголовному делу.
Деяние по ст. 264 УК РФ характеризуется перечнем обязательных признаков, которые устанавливаются следствием и судом. В их состав входят:
- объектом выступают отношения, связанные с безопасной эксплуатацией и управлением транспортными средствами, а дополнительным объектом — жизнь и здоровье человека;
- объективной стороной признается нарушение ПДД или правил эксплуатации автотранспорта, причинения тяжких последствия в виде смерти и вреда здоровью, а также доказанная причинно-следственная связь между ними;
- субъективная сторона определяется только в виде неосторожности;
- субъект преступного деяния — гражданин, достигший 16 лет и признанный в ходе следствия вменяемым.
Обратите внимание! Ключевым признаком такого противоправного действия является неосторожность по отношению к смерти или тяжким телесным повреждениям. Если в действиях автовладельца будет установлено наличие прямого или косвенного умысла, нарушение ПДД будет рассматриваться как преступление против личности.
Не имеет значения, имелось ли у водителя право на управление автомобилем. Даже если гражданин был лишен прав, либо попросту не имел их, освобождение от ответственности не наступает.
Наказание по ст. 264 УК РФ определяется по следующим критериям:
- причинение тяжких телесных повреждений — по части первой, а при выявлении состояния опьянения по ч. 2 указанной нормы;
- нарушение правил, повлекшее по неосторожности смерть человека по ч. 3, а при управлении под воздействием алкоголя — по части четвертой;
- если в результате противоправных действий по неосторожности погибли два или более человека — применяются части пятая и шестая.
Смерть в результате наезда или столкновения автомобиля фиксируется сотрудниками правоохранительных органов и медицинских учреждений.
Гибель человека может наступать не сразу после воздействия от наезда автомобиля, жертва может скончаться от полученных травм намного позже аварии.
По этой причине особое значение будут иметь результаты специализированных медицинских экспертиз, которые назначаются в процессе расследования дела.
Если пострадавший выжил в аварии, ему в обязательном порядке выдается направление на медосвидетельствование, целью которого является установление последствий для здоровья. Для последующего уголовного преследования должны быть выявлены следующие признаки тяжких телесных повреждений:
- вред изначально представлял опасность для жизни;
- произошла потеря какого-либо органа человека, зрения, слуха или речи, либо органы утратили свои функции;
- прерывание беременности у женщины;
- ходе медосвидетельствования установлен диагноз в виде психического расстройства у жертвы;
- выявлено неизгладимое обезображивание лица у потерпевшего;
- подтверждена значительная стойкая утрата способности к труду (не менее, чем на 1/3);
- зафиксирована полная утрата трудоспособности.
Типичным примером тяжкого вреда здоровью будут повреждения, в результате которых установлена первая группа инвалидности. В этом случае в материалах дела будет присутствовать справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ.
При выявлении правоохранительными органами указанных тяжких последствий для здоровья либо смерти потерпевшего, возбуждается уголовное дело по ст. 264 УК РФ. Последствия для автовладельца грозят крайне серьезные, в состав возможных санкций входят:
- ограничение свободы;
- работы принудительного характера;
- тюремное заключение.
Обратите внимание! В статье 264 УК РФ отсутствует санкция в виде денежного штрафа. Это вызвано крайне высокой степенью опасности таких преступлений.
В качестве дополнительных видов санкции закон устанавливает лишение права заниматься деятельностью или замещать должности, перечисленные в судебном приговоре.
Наиболее серьезные последствия повлечет санкции по ч. 6 ст. 264 УК РФ — тюремный срок от четырех до девяти лет. В этом случае добиться условного срока будет практически невозможно.
Привлечение к наказанию по нормам УК РФ не освобождает владельца ТС от ответственности за нарушение правил по нормам КоАП РФ. Также автовладелец будет обязан полностью компенсировать имущественный ущерб и вред здоровью, если на него не распространяется действие полиса ОСАГО.
Порядок действий
После наезда на человека или ДТП о возможных последствиях можно узнать сразу только в случае, если зафиксирована смерть пострадавшего.
Если потерпевший остался жив, то для дальнейшей квалификации потребуется проведение специального медосвидетельствования.
В этом случае сотрудники ГИБДД и полиции будут проводить доследственную проверку, а после получения ответа от медэксперта, будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела.
Чтобы добиться защиты своих прав и избежать реального тюремного срока, нужно:
- сразу после аварии тщательно выполнить все требования ПДД — оставаться на месте столкновения, оказать первую помощь пострадавшему или доставить его в ближайшее медицинское заведение, вызвать сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Соблюдение этих правил будет проверяться судом при определении степени вины водителя;
- воспользоваться правом на участие адвоката во всех процессуальных действиях. Это допускается с момента составления первого протокола должностными лицами ГИБДД;
- не отказываться от прохождения медосвидетельствования на предмет содержания алкоголя в крови. Отказ не устранит уголовную ответственность, но негативно повлияет на установление всех обстоятельств дела.
Все дальнейшие процессуальные действия, в том числе участие в следственных действиях и оформления документов, нужно проводить только с обязательным участием адвоката. Отказ в допуске защитника является противозаконным и может повлечь признание всех доказательств недействительными.
Главной задачей адвоката при рассмотрении уголовного дела по ст. 264 УК РФ является сохранение подсудимому свободы. Чтобы ограничиться условной мерой наказания или добиться применения альтернативных санкций, защитник будет доказывать наличие вины самого потерпевшего, наличии факторов случайного причинения вреда, наличие смягчающих обстоятельств и т.д.
Если вам необходима помощь при уголовном преследовании по ст. 264 УК РФ, обратитесь к нашим адвокатам по указанным телефонам или онлайн.
Дискуссионные вопросы определения субъективной стороны преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации
В диспозиции ч. 1 ст.
264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) законодатель указал, что наступление общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, должно сопровождаться неосторожной формой вины. В случае установления умышленной формы вины по отношению к указанным последствиям (как прямой, так и косвенный умысел) деяние следует квалифицировать как преступление против личности.
Неосторожное совершение преступного деяния возможно в форме легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (далее — ТС) может быть совершено в любой из указанных форм.
Интеллектуальный момент преступного легкомыслия при совершении данного преступления заключается в осознании общественной опасности совершаемого деяния и в предвидении абстрактной возможности причинении вреда здоровью.
Волевой момент выражается в отрицательном отношении лица к наступлению общественно опасных последствий, а также в самонадеянном расчете на их предотвращение.
В свою очередь, под самонадеянностью следует понимать расчет на некие конкретные обстоятельства (например, переоценка собственных водительских возможностей), которые, по мнению виновного, должны не допустить наступления общественно опасных последствий [4].
Иногда на практике бывает сложно отличить легкомыслие от косвенного умысла.
Так, при косвенном умысле лицо также осознает общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает их наступления, однако сознательно допускает возможность их наступления и относится к ним безразлично.
Соответственно, разница между двумя указанными формами вины заключается в том, что при легкомыслии лицо надеется и уверено, что общественно опасные последствия не наступят (например, лицо, превышая установленную скорость движения, уверено, что в любой момент сможет затормозить, справиться с управлением и предотвратить ДТП), а при косвенном умысле лицо безразлично относится к возможности наступления таких последствий (например, лицо движется с значительным превышением скорости, понимает, что может не справиться с управлением и не затормозить в нужный момент, что может привести к тяжким последствиям, и ему безразличен данный факт) [7].
Как верно указывает Л. В. Любимов, при косвенном умысле виновный сознательно допускает наступление общественно опасных последствий, т. е.
относится к ним одобрительно, а при легкомыслии отсутствует не только желание, но и сознательное допущение этих последствий, и, наоборот, субъект стремится не допустить их наступления, относится к ним отрицательно [8, c. 110]. М. В.
Федроченко высказала мнение, что нет необходимости определять разницу между безразличным отношением к последствиям и самонадеянным расчетом на их предотвращение, если отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии у виновного прямого умысла в отношении наступивших общественно опасных последствий [11, c. 20].
Сложнее обстоит дело с установлением психологического отношения лица к общественно опасным последствиям, которые допущены в виде небрежности.
Интеллектуальный момент преступной небрежности заключается в том, что лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий в результате совершения определенного деяния.
Волевым моментом, характеризующим преступную небрежность, является поведение лица, при котором отсутствует направленность на предотвращение общественно опасных последствий [9].
В отечественной юридической литературе и науке уголовного права вопрос относительно содержания вины в преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения (далее — ПДД) и эксплуатации транспорта до сих пор является дискуссионным. Некоторые ученые, в т. ч. И. В.
Божко, придерживаются позиции, что в преступлении, предусмотренном ст. 264 УК РФ, имеет место смешанная форма вины, под которой понимается сочетание умысла в отношении общественно опасных деяний и неосторожной формы вины по отношению к наступившим последствиям [5, c. 20-21].
При этом сторонники теории смешанной формы не исключают и той возможности, что лицо может нарушать ПДД не умышленно, т. е. они допускают своего рода раздвоение психического отношения лица к нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и к общественно опасным последствиям.
Соответственно, специалисты, придерживающиеся данного мнения, выступают за законодательное закрепление в УК РФ понятия смешанной формы вины.
На наш взгляд, данное нововведение не является необходимым, потому что в указанном преступлении фактически смешиваются не две формы вины, так как отношение к деянию и последствиям может быть и одинаковым, а две вины в области нарушения различных отраслей права — административного и уголовного права.
Как верно высказалась на этот счет О. Н.
Бондарчик, если в точности соблюдать терминологию, то можно сказать, что общественно вредное деяние, выразившееся в нарушении административных (дисциплинарных) норм, привело к наступлению общественно опасных последствий, выразившихся в нарушении уголовно-правовых норм [6, c. 19].
Так, рассмотрим следующий пример. Л. ехал по дороге с разрешенной скоростью движения, однако он в нарушение п.2.7 ПДД во время управления ТС разговаривал по телефону с использованием левой руки, не применяя техническое устройство, позволяющее вести переговоры без использования рук. В результате указанных действий Л. не заметил знаки 1.11.1 («опасный поворот») и 3.
24 («максимальное ограничение скорости»). Подъехав к повороту, Л. не справился с управлением и произошло столкновение с рядом движущимся автомобилем Б. Б. не пострадал, однако сидящие на задних местах пассажиры Р. и М. получили травмы, квалифицированные впоследствии как тяжкий вред здоровью. Если же рассмотреть психологическое отношение Л.
к нарушению ПДД, то можно прийти к следующим выводам: Л. сделал это, как минимум, дважды. Во-первых, он нарушил правило пользования мобильным устройством во время управления автомобилем. Он знал, что ему необходимо пользоваться специальным техническим устройством, однако умышленно проигнорировал требование п. 2.7 ПДД. В части же невыполнения требования знака 3.
24 о снижении скорости, мы считаем, что Л. проигнорировал его не умышленно, а в силу своей невнимательности и отвлеченности от управления транспортным средством. Л. не заметил соответствующие дорожные знаки, хотя при должном внимании должен был их увидеть. Однако, квалифицируя деяния Л., суд пришел к выводу, что умыслом Л. не охватывалось причинение вреда здоровью Р. и М.
и квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 264 УК РФ [1].
Соответственно, психическое отношение лица к нарушению ПДД и эксплуатации ТС не может влиять на квалификацию преступления в целом. Однако суд в силу ч. 3 ст. 60 УК РФ может учитывать данный факт при выборе вида и размера наказания, учитывая степень общественной опасности личности виновного.
Мотив и цель являются признаками субъективной стороны, но в отличие от вины имеют факультативное значение. Мотив — это те внутренние побуждения, которые вызывают у лица желание и решимость совершить те или иные действия или бездействия. Цель — это тот конечный результат, к которому стремится лицо.
Некоторые авторы вообще отрицают наличие мотива и цели в преступлениях, совершаемых по неосторожности. Однако большинство отечественных ученых придерживаются мнения, что мотив и цель в неосторожных преступлениях присутствуют, но являются специфичными, имеют другой механизм формирования и проявления.
Так, цель и мотив присутствуют в поведении, которое привело к общественно опасным преступным последствиям, являются признаками, характеризующими осознанное поведение субъекта [3]. Д. В. Смирнов писал, что в умышленных преступлениях есть мотивы к последствиям, а в неосторожных — к действию и бездействию [10, c.
110].
Так, например, рассмотрим следующую ситуацию. А, управляя механическим транспортным средством, понимал, что он опаздывает в аэропорт. Во избежание опоздания он, понимая общественную опасность своих действий, нарушил правила обгона, предусмотренные ПДД, и выехал на полосу, предназначенную для встречного движения.
Завершить маневр А. не удалось, т. к. он неверно рассчитал свои силы и скорость потока движения автомобилей, как встречного, так и попутного направлений. В итоге произошло столкновение автомобиля А. с автомобилем Д., который погиб на месте [2]. Все исследованные обстоятельства дела говорили о том, что А.
, самонадеянно рассчитывая на свои навыки вождения и руководствуясь тем, что поток движения не был плотным, не желал и отрицал наступление общественно опасных последствий. Однако нельзя отрицать, что при нарушении ПДД А. поставил перед собой промежуточную цель — приехать в аэропорт вовремя.
Мотив — внутренняя убежденность, что если он сейчас не пойдет не совершит маневр обгона, то скорее всего опоздает в аэропорт, а деньги, потраченные им на покупку авиабилета, не подлежат возмещению.
Стоит отметить, что учет характера побуждений лица, толкнувших его на нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, имеет большое значение при индивидуализации наказания [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы характеристики субъективных признаков рассматриваемого преступления до сих пор являются довольно неоднозначными и дискуссионными.
Несмотря на то, что отношение лица к самому факту нарушения ПДД может быть как неосторожным, так и умышленным, не считаем необходимым закреплять в законодательстве категорию преступлений со «смешанной формой вины».
Факт умышленного нарушения ПДД может влиять на индивидуализацию наказания, но не на квалификацию деяния.
Литература:
- Приговор № 1–758 от 12.08.2018 Московского районного суда г. Рязани // Архив Московского районного суда г. Рязани.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 ук рф)
Ч. 1 ст. 264 УК РФ
предусматривает ответственность за
нарушение лицом, управляющим автомобилем,
трамваем либо другим механическим
транспортным средством, правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных
средств, повлекшее по неосторожности
причинение тяжкого вреда здоровью
человека.
-
Объект преступления
– безопасность дорожного движения как
составной части общественной безопасности. -
Основной
непосредственный объект
– безопасные условия дорожного движения
и эксплуатации транспортных средств. -
Дополнительный
объект –
здоровье человека.
Транспортным
средством
признаются различные автомобили
(грузовые, легковые, гоночные), трамвай
либо другое механическое транспортное
средство. Понятие другого механического
средства раскрывается в примечании к
ст. 264 УК РФ путем перечисления его видов:
троллейбус, трактор, иные самоходные
машины, мотоциклы, иные механические
транспортные средства.
Самоходными
машинами являются оборудованные
самостоятельным двигателем строительные,
дорожные, сельскохозяйственные и иные
специальные машины (экскаватор, грейдер,
автокран, бульдозер, комбайн, автопогрузчик).
Необходимо отметить, что все они
рассматриваются как транспортные
средства только во время движения их
по улицам и дорогам.
В случае же нарушения
правил эксплуатации таких самоходных
машин при выполнении ими производственных
работ (строительных, дорожных, полевых,
погрузочно-разгрузочных и др.), повлекших
причинение вреда здоровью человека,
содеянное квалифицируется не по ст.
264
УК РФ, а по статьям, предусматривающим
ответственность за преступления против
личности либо нарушение правил при
производстве определенных работ.
-
Не являются
транспортным средством мопед, велосипед,
гужевая повозка. -
Объективная
сторона характеризуется:
1) деянием – действием
или бездействием
(нарушение правил дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств
лицом, управляющим автомобилем, трамваем
либо другим механическим транспортным
средством); 2) последствием
(причинение тяжкого вреда здоровью
человека); 3) причинной
связью между
указанными действиями (бездействием)
и наступившими последствиями. -
Субъект преступления
– лицо, достигшее возраста 16 лет и
управляющее транспортным средством. -
Управляющим
транспортным средством признается
лицо, находящееся за рулем во время
движения этого средства, в том числе и
при буксировке другим транспортным
средством.
Субъективная
сторона преступления
характеризуется неосторожной виной в
виде легкомыслия или небрежности.
При
легкомыслии
лицо, нарушающее Правила дорожного
движения и эксплуатации транспортных
средств, предвидит возможность причинения
тяжкого вреда здоровью человека, но без
достаточных к тому оснований самонадеянно
рассчитывает на их предотвращение.
При
небрежности
лицо не предвидит указанного последствия,
хотя при необходимой внимательности и
предусмотрительности должно было и
могло его предвидеть.
Умышленное
причинение вреда здоровью человека с
помощью транспортногосредства
должно квалифицироваться как преступление
против личности.
Согласно
ч. 2 ст. 264 УК РФ
ответственность наступает за деяние,
предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное
лицом, находящимся в состоянии опьянения,
повлекшее по неосторожности причинение
тяжкого вреда здоровью человека.
В
ч.
3 ст. 264 УК РФ
предусмотрена ответственность за
деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ,
повлекшее по неосторожности смерть
человека.
Согласно
ч. 4 ст. 264 УК РФ
ответственность наступает за деяние,
предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное
лицом, находящимся в состоянии опьянения,
повлекшее по неосторожности смерть
человека.
В ч.
5 ст. 264 УК РФ
предусмотрена ответственность за
деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ,
повлекшее по неосторожности смерть
двух или более.
В соответствии с
ч. 6 ст. 264 УК
РФ наступает
повышенная ответственность задеяние, предусмотренное
ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом,
находящимся в состоянии опьянения,
повлекшее по неосторожности смерть
двух или более лиц.
Контрольные
вопросы:
1. Назовите критерии
отграничения преступлений против
безопасности движения и эксплуатации
транспорта от преступлений против
личности и собственности.
2. В чем разница
между субъектами нарушения правил
безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного, воздушного или водного
транспорта и нарушения правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных
средств?
3. Дайте характеристику
субъективной стороны транспортных
преступлений.
4. Общая характеристика
и виды преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспорта.
5. Перечислите
преступления, посягающие на безопасность
движения и эксплуатации транспорта.
6. Назовите иные
преступления в сфере функционирования
транспорта.
Литература,
рекомендуемая для изучения темы № 34
Баранов В.И., Неверов
В.И., Попова В.В. Квалификация и расследование
дорожно-транспортных преступлений.
Саратов, 2005.
Борова И.Л., Евкин
В.И., Рау А.Э., Юрьев С.С. Уголовная
ответственность за нарушение правил
международных полетов. Историко-правовой
и доктринальный анализ. М., 2006.
Жигалов Н.Ю., Сирохин
А.И., Тамбовцева Г.М. Уголовно-правовое
и криминологическое исследование
нарушений правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств.
Иркутск, 2008.
Жулев В.И. Транспортные
преступления. М., 2001.
Иваник Н.П., Свистунов
К.А. Транспортные преступления. Саратов,
2002.
Коробеев А.И.
Транспортные преступления. СПб., 2003.
Лукьянов В.В. Состав
и квалификация дорожно-транспортных
преступлений и административных
правонарушений. Специальные вопросы
уголовного и административного права.
М., 2003.
Овчинникова О.В.
Расследование преступлений, связанных
с дорожно-транспортными происшествиями.
Челябинск, 2007.
Сидорченко В.Ф.
Морские катастрофы. СПб., 2006.
Тяжкова И.М.
Неосторожные преступления с использованием
источников повышенной опасности. СПб.,
2002.
Интернет-ресурсы:
http://www.tarasei.narod.ru/uchebniki.html
http://lepekhin.newmail.ru/urslov.htm
Добиваемся условного срока, оправдания или прекращения дела по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»
В статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» целых 6 частей. Если нарушитель был пьян, то наказание будет строже, чем если бы он был трезвым.
https://www.youtube.com/watch?v=ad2B1xlVhbc\u0026t=5s
Важно знать: статья 264 УК РФ – перспективная. В том смысле, что по частям 1, 2 и 3 можно избежать уголовной ответственности законно. Возможны ситуации, когда потерпевший также нарушил ПДД, суд это учтёт.
И вообще нужно вникать в каждую конкретную ситуацию. Этим уголовные адвокаты и занимаются в своей работе.
Каждое дело анализируется, выбирается лучшая стратегия защиты, которая позволяет добиться минимального наказания, условного срока или прекращения дела.
Характеристика статьи 264 УК РФ: какое наказание предусмотрено
Преступление по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» заключается в том, что человек, управлявший автомобилем, или другим транспортным средством, нарушил ПДД или правила эксплуатации транспортного средства, и из-за этого причинил кому-либо тяжкий вред здоровью или даже смерть.
- Часть 1 статьи 264 УК РФ – это когда водитель нарушил ПДД или правила эксплуатации ТС, и из-за этого другой человек получил тяжкий вред здоровью. Грозит несколькими видами наказания, самое строгое из которых – лишение свободы не более, чем на 2 года. Это преступление небольшой тяжести.
- Часть 2 статьи 264 УК РФ – то же самое деяние, но если человек, который управлял авто, был пьян, то можно получить лишение свободы до 4-х лет. Это уже средняя тяжесть.
- Часть 3 – если из-за действий водителя погиб человек. Самое строгое наказание – заключение до 5-ти лет. Преступление средней степени тяжести.
- Часть 4 – то же самое, что и часть 3, но если водитель при этом был пьян. От 2-х до 7-ми лет. Тяжкое преступление.
- Часть 5 – если из-за действий водителя погибло 2 человека и более. Наказание – до 7-ми лет лишения свободы. Тяжкое преступление.
- Часть 6 – если по вине водителя погибло 2 человека и более, и водитель при этом был пьян. Наказание – от 4-х до 9-ти лет заключения. Тяжкое преступление.
Что значит «тяжкий вред здоровью»?
О тяжести вреда сказано в постановлении Правительства РФ от 17 августа 2007 года №522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека».
Тяжким вредом считается такой вред, при котором:
- есть опасность для жизни человека;
- пострадавший потерял зрение, речь, слух, либо какой-нибудь орган или функцию органа;
- прервалась беременность;
- возникло психическое расстройство;
- неизгладимо обезображено лицо;
- возникла значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее, чем на 1/3;
- человек полностью утратил профессиональную трудоспособность.
Здесь очень важно установить, что между ДТП и тяжким вредом здоровью есть причинно-следственная связь. Нет связи – нет и вины водителя в тяжких повреждениях.
Важно знать: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» наступает, если потерпевший погиб или его здоровью нанесён тяжкий вред. Поэтому очень важно определить, насколько тяжёлый вред ему причинён. Ведь если вред не тяжкий, то нет состава преступления.
Возможности уйти от уголовной ответственности
Сделать это можно совершенно законно. Уголовный кодекс даёт такую возможность, но она предусмотрена только в отношении преступлений небольшой или средней тяжести. То есть, если вас обвиняют по частям 1,2 или 3 статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», то шансы есть. Правда, нужно будет выполнить несколько условий.
Статья 75 УК РФ: «Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием».
Необходимо, чтобы:
- преступление было совершено впервые;
- преступление было бы небольшой или средней тяжести;
- нужно явиться с повинной, помогать следователю раскрывать преступление, ничего не утаивать;
- возместить ущерб или другой вред (например, оплатить лечение пострадавшего в больнице).
Статья 76 УК РФ: «Освобождение от ответственности в связи с примирением с потерпевшим».
Чтобы суд применил эту статью, нужно, чтобы выполнялись такие условия:
- преступление совершено впервые;
- чтобы это было опять же деяние небольшой или средней степени тяжести;
- помириться с потерпевшим и загладить причинённый вред.
Есть две сложности: суд не обязан освобождать от ответственности по ст. 75 и 76. Он имеет право это сделать, но не обязан. Это первое. А второе – потерпевший всё-таки может не пойти на мировую. Может заупрямиться, упереться, как говорят. В обоих случаях нужен опытный уголовный адвокат: за счёт своего опыта он сможет «навести мосты» и к потерпевшему, и к судье.
Что делают наши уголовные адвокаты, чтобы защитить вас
Уголовное дело против вас – сильный стресс. Мы это понимаем. И во время работы не только защищаем от возможных незаконных действий и притеснений (которые случаются часто), но и морально поддерживаем.
Конкретнее, уголовный адвокат:
- Отыскивает доказательства вашей невиновности. Следователям нужна хорошая статистика. Поэтому у них есть соблазн схватить невиновного. Если так случилось, то без адвоката не обойтись.
- Помогает примириться с потерпевшим, если это необходимо.
- Отыскивает свидетелей, которые дают показания в вашу пользу.
- Присутствует на процессуальных действиях (допросах, очных ставках), следит за тем, чтобы ваши права не нарушались.
- Добивается смягчения или отмены меры пресечения. Вряд ли следователь применит суровую меру пресечения по статье 264 УК РФ, но исключать такую возможность не стоит.
- Исключает из дела доказательства, которые следователь собрал с нарушениями УПК.
С полным списком того, что делают адвокаты на разных этапах уголовного процесса для защиты своих клиентов, можно ознакомиться здесь.
Главное – вы должны понимать, что в следствии, прокуратуре и суде никто не заинтересован ни в объективном расследовании, ни в оправдании. Только адвокат реально старается вас защитить, потому что это его работа. А надеяться защититься самому не надо. Юриспруденция – слишком сложная вещь, и без опыта и соответствующих знаний мало что получится.
Важно знать: в делах по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» огромную роль играют экспертизы — трасологическая и автотехническая прежде всего. Уголовный адвокат организует экспертизы в ваших интересах у независимых экспертов, а не у ведомственных, т.к. на объективность ведомственных специалистов надежды мало.
- бесплатная юридическая консультация по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»;
- изучение дела, построение стратегии защиты, которая будет максимально эффективной;
- осуществление от вашего имени всех нужных процессуальных действий (жалобы, ходатайства и прочее);
- представительство в суде.
Обратитесь за профессиональной консультацией — она совершенно бесплатна и ни к чему вас не обязывает. Консультируют те же уголовные адвокаты, которые ведут дела и выступают в судах.
Чтобы разработать тактику защиты, нужно время. Даже самому опытному адвокату мало бегло прочитать дело, чтобы решить, как вас защищать. Тем более, следователь будет всячески препятствовать защитнику. Тактика защиты – это не просто слова.
Опытный адвокат «отметает» варианты, которые точно не сработают. Если бесполезно настаивать, что вред не тяжкий, а средний, то и не надо настаивать. Надо защищаться по-другому.
Например, представить доказательства, что пострадавший сам виноват в произошедшем, хотя бы частично (например, перебегал дорогу в неположенном месте).
Не тяните. Чем раньше вы придёте к специалисту, тем больше шансов на хороший исход дела. Хороший исход – это оправдание, условное осуждение или прекращение дела. Позвоните или напишите сообщение в форме ниже – мы вам поможем!
Юридическая консультация: задайте вопрос юристу прямо сейчас!
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 «О персональных данных» — мы гарантируем полную анонимность всех юридических консультаций
Кирилл Нехорошкин, Балашиха
Хочу сказать большое спасибо адвокату из компании Юрист-Эксперт24 за очень подробную консультацию. Так вышло, что на меня завели дело по статье 264 УК РФ. Я сбил человека, но там много непонятного, следователь не даёт читать материалы… В общем, нужна была консультация, я её у вас получил.
Светлана Мигунова, Москва
Думала – всё, конец мне, посадят. Спасибо огромное Юрист-Эксперт24, что вели моё дело и добились оправдания!!! Я была не виновата, мне пришлось вылететь на тротуар, потому что пьяный водитель был на встречке, а на меня завели дело по статье 264.
Ольга Кропотова, Реутов
Я выражаю искреннюю благодарность компании Юрист-Эксперт24. Благодаря вашей работе уголовное дело против меня по статье 264 Уголовного кодекса, меня почти не коснулось. Я заплатила 300 000 пострадавшей женщине и дело против меня прекратили. Спасибо!
Марк Хапугин, Москва
Я пришёл за консультацией. Очень здорово, что они у вас бесплатные, а во-вторых, очень подробные. Машина сбила мою жену, даже есть свидетель, который запомнил номер, но следователь не хотел возбуждать дело. Я написал, как сказал адвокат, жалобу руководителю отделения и в прокуратуру, дело возбудили. Спасибо!
Сергей Шкрабов, Долгопрудный
Наверное, моя ситуация нетипичная. Я в полном недоумении. В 8.00 ко мне в квартиру пришли из полиции и сказали, что есть заявление, что я задавил человека. При том, что я ни сном ни духом, и никого не сбивал. Меня допросили, а потом я сразу пошёл в Юрист-Эксперт24, потому что понятно, что меня посадят, раз так дело началось.
Антон Мещеряков, Химки
Хочу выразить благодарность специалистам из компании Юрист-Эксперт24 за то, что вы добились условного срока мне. Я был выпивший, когда сел за руль, сбил двоих человек, не насмерть, но и они нарушали ПДД. Я думал посадят, раз нашли алкоголь в крови. Адвокат меня просто спас, спасибо огромное!
Евгения Зеленская, Москва
Мне удалось помириться с той женщиной, которую я сбила на машине. Я думаю, что без адвоката компании Юрист-Эксперт24 это бы не получилось. На меня завели дело по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», но теперь уже закрыли.
Олег Архипов, Одинцово
В моём случае адвокату из фирмы Юрист-Эксперт24 удалось доказать, что я ничего не нарушил и поэтому меня нельзя судить, что я наехал на человека. Мне пришлось так сделать, потому что другого выхода не было, но всё равно открыли дело по статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
Наталья Зюба, Москва
Под мою машинку попал пьяный мужик, а меня за это хотели посадить в тюрьму по 264 статье УК РФ! Что я могу сделать, если эти пьяные лезут буквально под колёса? Я затормозить не успела, то есть затормозила, но машина ещё ехала вперёд, я на него наехала… Адвокат добился, чтобы дело закрыли!
ООО Правовой центр «ПРОКСИМО» Профессиональная юридическая консультация и помощь
Бесплатные юридические консультации ©2015-2023 «Юрист-эксперт24.RU»