Права

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации 2023

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации 2023

Поправки связаны с тем, что российское гражданство хочет получить все больше людей, напоминают эксперты

Президент внес в Госдуму пакет поправок о лишении приобретенного гражданства за действия, направленные против Российской Федерации.

Законопроект был принят в первом чтении еще весной, лишение гражданства предусматривалось в том числе за преступления террористической направленности, тяжкие преступления против государства, преступления в сфере оборота наркотиков и психотропных веществ, подделку документов, а также по добровольному желанию гражданина. За что будут отнимать российские паспорта? Читайте в материале «ФедералПресс».

Угроза безопасности

Одним из самых серьезных нарушений, ведущих к лишению российского гражданства, являются действия, создающие угрозу безопасности страны, «независимо от времени совершения действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, и даты выявления факта совершения таких действий».

В таких случаях решение об аннулировании паспорта принимается вне зависимости от даты совершения преступления, а факт нарушения устанавливает ФСБ. Эта поправка в закон будет вынесена отдельной статьей.

Дискредитация армии и осквернение государственных символов

Другая поправка президента будет лишать приобретенного гражданства тех, кто публично призывает к действиям против территориальной целостности России, дискредитирует армию и участвует в нежелательной иностранной или международной НКО.

Поправка дополняет список преступлений, указанных в 24-й статье законопроекта, за которые могут лишить приобретенного гражданства, новыми статьями Уголовного кодекса:

  • 280.1 – «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»;
  • 284.1 – «Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности»;
  • 207.3 – «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий»;
  • 280.3 – «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях».

Помимо этого, лишением гражданства будет наказываться надругательство над флагом и гербом страны, что предусмотрено статьей 329 УК РФ.

Экстремизм

Следующая заявка на лишение паспорта – публичный призыв к экстремизму, посягательство на жизнь государственного деятеля или организация вооруженного мятежа в целях насильственного изменения конституционного строя России.

В поправки к закону внесены 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»), 279 («Вооруженный мятеж»), 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля») статьи УК РФ.

Прочие поправки

Еще по теме

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации 2023

За дискредитацию российской армии начнут лишать гражданства

Новый пакет поправок в закон о гражданстве уточняет, что россияне, получившие гражданство иностранного государства или вид на жительство за рубежом, обязаны не позднее 60 календарных дней со дня въезда в Россию подать уведомление об этом.

Отдельная поправка предполагает предоставление российского гражданства ребенку в возрасте от 14 до 18 лет без нотариального заверения его подписи. Для приобретения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет или прекращения гражданства Российской Федерации такого ребенка необходимо его письменное согласие.

Зачем нужны поправки?

По мнению экспертов, данная инициатива президента связана, в первую очередь, с увеличением числа людей, получающих российское гражданство. Так считает Никита Мендкович, политолог, глава Евразийского аналитического клуба.

«Этот вопрос давно назрел, учитывая, что в последнее время все больше людей из ближнего зарубежья получают российское гражданство.

Однако зачастую это делается либо с нарушением закона, либо [гражданин] воспринимает паспорт как возможность улучшения социальных условий, не проявляя настоящей лояльности к России. Что в том числе проявилось во время спецоперации.

Поэтому вполне логично предусмотреть определенные случаи изъятия гражданства, если человек ведет себя недостойно или получил его бесчестно», – считает политолог.

Лишат ли гражданства жителей Донбасса?

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев предполагает, что нормы законодательной новеллы вполне могут быть применены и к жителям новых российских регионов – ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.

«Те, кто получит гражданство, его получит. А те, кто потом выступит против России, будут его лишены. Понимаете, те, кто выступит против России, если что и уйдут вместе с украинцами. Там проще. На войне сложнее, но проще», – рассуждает политолог.

При этом наказание в виде лишения заветного красного паспорта может применяться не только к тем, кто остался на «новых территориях», но и к тем, кто предпочел уехать в другие регионы «Старой России».

«Привлечь к ответственности их можно, конечно. Если они выйдут на улицу и крикнут «Слава Украине», они тем самым уже поставят себя вне нашего гражданства. «Слава Украине» – ну так и будь Украиной. А остальная ответственность будет лежать на них точно так же», – предположил Журавлев.

Гражданство за красивые глаза

Подобные действия будут влиять и на восприятие действий российских властей, продолжил он. «Другой вопрос, что политически, если те люди, которые переехали в другие регионы РФ, будут занимать антироссийскую позицию – это будет удар по нашему имиджу. Людей пригласили, а они, оказывается, нас не поддерживают», – заметил эксперт.

Такие случаи, однако, будут единичными, и связаны они будут не с политическими взглядами переехавших «новых россиян».

«Представьте, человек приедет, будет думать, что его тут будут кормить, поить, одевать и давать зарплату за красивые глаза, а выяснится, что тут работать надо… Человек обидится. Нет ничего страшнее обманутых надежд. Это касается, кстати, и украинцев, уехавших на Запад.

Они верили, что там все будет бесплатно, да еще и платить им будут. Когда выяснилось, что это не так, стали дерьмом стены мазать. Ну, что ж делать… В этой логике возможно. Думаю, таких людей не будет много, но они будут.

Это связано не с провалом российской политики, а со свойствами человеческого характера», – заключил Журавлев.

ФедералПресс / Ольга Юшкова

О некоторых вопросах применения статьи 280.1 ук рф «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности российской федерации»

Машонкина, А. В. О некоторых вопросах применения статьи 280.1 ук рф «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности российской федерации» / А. В. Машонкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95857/ (дата обращения: 28.07.2023).



В статье анализируются положения ст.280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Предлагаются пути усовершенствования основных положений.

Ключевые слова : экстремизм, преступления экстремисткой направленности, государственность, территориальная целостность.

На сегодняшний день тема экстремизма является актуальной по всему миру.

Преступные деяния, связанные с нарушением нормального функционирования жизнедеятельности государства, появились не так давно, но уже являются весьма распространенными и очень опасными в мировом сообществе в настоящей действительности.

Из-за быстрого развития средств массовой информации, которые сопровождаются доступностью почти каждого члена общества к источникам информации, с каждым годом появляются новые условия, способствующие совершению деяний, которые признаются на территории Российской Федерации экстремистскими.

В связи с этим возникает проблема, как разграничивать преступления экстремисткой направленности с преступлениями иного характера.

Довольно часто бывает сложно отличить радикальные, но не запрещенные уголовным законодательством критические суждения о действующей власти, политических партиях, государственного устройства от публичных призывов к нарушению территориальной целостности государства, что представляет сложность в доказывании.

Прежде всего, стоит отметить, что преступления экстремисткой направленности обладают наибольшей общественной опасностью, так как посягают, например, не на материальные ценности отдельно взятого человека, а на все государство, что предполагает более строгое и суровое наказание для лиц, совершивших их.

Данные обстоятельства указывает на то, как важно сформировать единый, во всех смыслах, подход к определению понятий экстремизма и преступлений экстремистской направленности, а это, в свою очередь, приведет к правильной квалификации данных видов преступлений, разграничению схожих составов преступлений между собой, единообразному применению норм Уголовного Кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Указанные условия стали причиной для пристального внимания со стороны законодателя и правоохранительных органов к всевозможным проявлениям экстремистской деятельности.

В связи с этим уголовный закон Российской Федерации подвергался изменениям, в него уже неоднократно вносились поправки, в том числе была введена в УК РФ Статья 280.

1 под названием «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», которая стала предметов дискуссий между учеными [1].

Сторонники одной позиции утверждают, что территориальная целостность и неприкосновенность государства не рассматриваются действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. В связи с чем введение такой нормы, как ст. 280.

Читайте также:  Оформление документов при покупке автомобиля 2023

1 УК РФ, которая направлена на охрану территориальной целостности и неприкосновенности государства, не столько поможет разрешить проблему правильной квалификации данных видов преступлений, разграничению схожих составов преступлений между собой, сколько, наоборот, это затруднит [2].

Считаю, что с данным положением нельзя согласиться, поскольку оно является ошибочным. Для подтверждения данных слов необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации, целостность и неприкосновенность государства относится к числу основ ее конституционного строя, как составная часть суверенитета.

Кроме того, часть 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее территориальной целостности.

Указанные нормы располагаются в первой главе Конституции Российской Федерации, что являются основами конституционного строя Российской Федерации, то есть базовыми принципами государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного государства.

Вместе с тем следует обратиться и к самому Уголовному кодексу Российской Федерации, а именно к статье 2, которая определяет задачи уголовно законодательства. Среди них в качестве объекта охраны Уголовного кодекса статья 2 определяет конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества.

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью 278 под названием «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти».

То есть данная статья предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации [3].

Все это позволяет сделать вывод о том, что нарушение территориальной целостности Российской Федерации будет являться изменением конституционного строя Российской Федерации, то есть территориальная целостность государства все-таки рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. А значит, нормы, направленные на защиту территориального верховенства Российского государства, в действующем УК РФ существуют [4].

Вместе с тем, объектом посягательства преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ является территориальная целостность Российской Федерации. Но что понимается под нарушением территориальной целостности Российской Федерации, законодатель не уточняет.

Указанное обстоятельство дает возможность довольно широкого толкования данной статьи.

Полагаю, этот пункт необходимо дополнить следующим: «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, которые могут привести к

  • 1) распаду государства на два или большее число государств;
  • 2) отделению от государства части его территории и образование самостоятельного государства;
  • 3) отделению от государства части его территории и присоединение ее к другому государству».
  • Считаю, что введение указанных изменений приведет к сокращению ошибок при применении нормы, предусматривающей ответственность за нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
  • Таким образом, предлагаемые изменения послужат устранению трудностей в уяснении законодательного определения преступлений экстремистской направленности, а также открывают перспективы для дальнейших теоретических изысканий, обозначенных в настоящей публикации проблем.
  • Литература:
  1. Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 433-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 2013. № 52 (часть 1). Ст. 6998.
  2. Бидова Б. Б. Психолого-политическое понимание экстремизма // Молодой ученый. — 2013. — № 1. -С. 259–260.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  4. Можегова А. А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по Уголовному праву Российской Федерации: диссертация… кандидата юридических наук. — М., 2015,- 169 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, территориальная целостность, конституционный строй, УК РФ, нарушение, неприкосновенность государства, осуществление действий, Уголовный кодекс, действующее российское уголовное законодательство, уголовно-правовая охрана.

Конец научному обсуждению территориальных вопросов России?

В обновленной Конституции появился запрет на любые действия, направленные на отчуждение части территории, а также призывы к таким действиям (п. 2.1 ст. 67). В рамках обширной законотворческой работы по приведению законодательства в соответствие с новыми конституционными положениями в Госдуму внесен законопроект № 989303-7.

Он дополняет УК РФ статьей 280.2, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет за отчуждение части территории Российской Федерации или иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности.

Исключение составляют действия по делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы.

https://www.youtube.com/watch?v=FKNPuOz_QoY\u0026pp=ygX5AdCh0YLQsNGC0YzRjyAyODAuMS4g0J_Rg9Cx0LvQuNGH0L3Ri9C1INC_0YDQuNC30YvQstGLINC6INC-0YHRg9GJ0LXRgdGC0LLQu9C10L3QuNGOINC00LXQudGB0YLQstC40LksINC90LDQv9GA0LDQstC70LXQvdC90YvRhSDQvdCwINC90LDRgNGD0YjQtdC90LjQtSDRgtC10YDRgNC40YLQvtGA0LjQsNC70YzQvdC-0Lkg0YbQtdC70L7RgdGC0L3QvtGB0YLQuCDQoNC-0YHRgdC40LnRgdC60L7QuSDQpNC10LTQtdGA0LDRhtC40LggMjAyMw%3D%3D

Помимо этого, в УК РФ сохранилась статья 280.1, запрещающая публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности. Тем же законопроектом предлагается применять статью 280.

1 только в случае повторного совершения деяния, при котором лицо уже было привлечено к административной ответственности. Для реализации этого порядка другой законопроект № 989291-7 дополняет КоАП РФ статьей 20.3.

2 об административной ответственности за публичные призывы к нарушению территориальной целостности.

Новые законопроекты уже прокомментировал заместитель главы Совета безопасности Дмитрий Медведев.

В рамках Всероссийского молодежного патриотического слета «ОстроVа-2020» в сентябре этого года он отметил, что даже обсуждение вопросов передачи части территории будет недопустимым: «В этом плане, я считаю, наши потенциальные разговоры — будущие и продолжающиеся — с нашими японскими партнерами даже облегчаются, поскольку они должны исходить из того, что действующая Конституция содержит норму о защите суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и не допускает даже самого обсуждения отчуждения каких-либо территорий. Этого не было и не будет никогда».

В этой связи возникает вопрос о самой возможности научно-правовой дискуссии о статусе и судьбе территорий, на которые претендуют другие государства. К таким территориям в первую очередь относятся южные Курилы и Крым. В свете предлагаемой статьи 280.

2 УК РФ такая дискуссия подпадает под определение «иных действий», направленных на нарушение территориальной целостности. В этом смысле даже простой обзор различных точек зрения на территориальный вопрос может привести к уголовному преследованию.

После принятия законопроекта можно забыть о научном изучении территориальных проблем. Насколько такое ограничение обоснованно?

Понятны интересы государства предотвращать любые попытки отчуждения ее территории. Государство вправе требовать от своих граждан лояльности в решении этих вопросов.

Публичные призывы к отделению какой-либо части государственной территории или принятие непосредственных действий по нарушению территориальной целостности должны караться по всей строгости закона.

Но допустимо ли распространять аналогичный подход на высказывания гражданами своего мнения, в том числе в форме научной полемики?

Представляется, что нет. Свобода выражения мнения гарантируется Конституцией и многими основополагающими международными договорами о правах человека. Ограничения допустимы только для достижения определенных целей, в том числе, для обеспечения безопасности государства.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд, ограничения конституционных прав и свобод должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.

Законодатель не может осуществлять регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания.

Для того чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

Все эти требования не будут выполнены в случае введения в действие новой статьи 280.2 УК РФ. Запрет на совершение любых действий, которые так или иначе связаны с вопросом о территориальной целостности государства, не является необходимым и соразмерным.

Новое регулирование приведет к утрате основного смысла свободы слова и фактически заблокирует любые высказывания на тему территориальных споров с соседними государствами. Предлагаемая норма статьи 280.

2 УК РФ об «иных действиях» является расплывчатой и допускает произвольное толкование в угоду интересам государственного правоприменителя.

С профессиональной точки зрения такие ограничения необоснованно сужают объект исследования. Юристы, политологи и другие, кто занимается вопросами международных конфликтов, будут обходить стороной тему территориальной целостности под страхом быть привлеченным к уголовной ответственности.

Даже простое перечисление имеющихся позиций по спорному вопросу, оценка их сильных и слабых сторон и предложение возможных вариантов разрешения конфликта с определенной долей вероятности можно посчитать действиями, направленными на нарушение территориальной целостности. Несомненно, это снизит научную проработку вопроса и помешает здоровой профессиональной дискуссии.

Вред же от такой деятельности будет не больше обсуждения легализации ношения оружия или однополых браков.

https://www.youtube.com/watch?v=FKNPuOz_QoY\u0026pp=YAHIAQE%3D

На текущий момент документы, сопутствующие законопроекту, не содержат каких-либо замечаний конституционного характера. Да и в условиях принятия законопроекта во исполнение всенародно одобренных поправок в Конституцию другого ожидать, наверное, не стоит.

Читайте также:  Как обжаловать отказ на внж 2023

Тем не менее, коррекция состава предлагаемой статьи 280.2 УК РФ необходима, иначе в идиллической атмосфере государственной правоты пропадет другая ценность – слово, высказанное не с целью причинить вред, а с целью разобраться и найти приемлемое решение.

Приняты законы об ответственности за отчуждение территорий

Поправки вносятся в Уголовный кодекс РФ, КоАП и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников напомнил, что в статье 67 обновленной Конституции установлено следующее: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются».

В соответствии с принятыми поправками изменяются условия привлечения к уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, введя административную преюдицию. 

Если правонарушение совершено впервые, то будет наказываться в административном порядке, а не в уголовном, как установлено сейчас. И только при повторном деянии, совершенном в течение года, последует уголовная ответственность (по статье 280.

1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). При этом повышаются уголовные штрафы от 200 до 400 тыс.

рублей, а срок лишения свободы сохраняется прежний — до четырех лет.

В случае административной ответственности, когда публичные призывы совершены впервые, наказание предусматривается по новой статье 20.3.2 КоАП. 

Штрафы для граждан составят — от 30 до 60 тыс. рублей; для должностных лиц — от 60 до 100 тыс. рублей; для юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей.

Повышенные размеры штрафов предусмотрены для случаев, когда публичные призывы совершены с использованием СМИ, сети Интернет, либо иных информационно-телекоммуникационных или электронных сетей: для граждан — от 70 до 100 тыс. рублей; для должностных лиц — от 100 до 200 тыс.

рублей; для юридических лиц — от 300 до 500 тыс. рублей. Дела об указанных административных правонарушениях будут возбуждать прокуроры, с дальнейшим рассмотрением в районных судах.

В Уголовный кодекс вводится новая статья 280.2 УК РФ «Нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

В ней предусматривается уголовная ответственность за отчуждение части территории РФ или иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности (за исключением работ по определению границ с сопредельными государствами).

В качестве наказания устанавливается лишение свободы на срок от шести до 10 лет. Дела по таким преступлениям будут подсудны областному суду.

Павел Крашенинников отметил, что эти изменения позволят обеспечить развитие важных конституционных положений о защите территориальной целостности нашей страны, а также сделают наказание за публичные призывы к отчуждению территорий соразмерным, разграничив административную и уголовную ответственность.

Также он напомнил, что 11 августа 2020 года вступили в силу поправки в Закон «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которым нарушение целостности Российской Федерации, в том числе отчуждение части территории РФ (за исключением работ по определению границ с сопредельными государствами), отнесено к экстремистской деятельности.

«Любые призывы отделить от России регион или его часть недопустимы и должны строго пресекаться. Если призыв к отчуждению территорий РФ прозвучал впервые, то ответственность будет административной, придется заплатить существенный штраф.

Если правонарушение повторится, то ответственность станет уже уголовной — до четырех лет лишения свободы.

В случае если вслед за призывами последуют действия, то наказание может составить до десяти лет тюрьмы», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин.

Председатель экстремистской организации «Меджлис» Рефат Чубаров обвиняется в организации массовых беспорядков и публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации

Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю во взаимодействии с коллегами из УФСБ продолжается работа по установлению обстоятельств преступлений, совершенных организаторами и сторонниками общественного объединения «Меджлис крымско-татарского народа», признанного  Верховным судом Республики Крым экстремистской организацией и деятельность которой на территории Российской Федерации запрещена.

В настоящее время председатель экстремистской организации «Меджлис» Рефат Чубаров привлечен следствием в качестве обвиняемого, ему вменяется организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием; публичные призывы к осуществлению действий, направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации;  а также публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ч.1 ст. 212, ч. 2 ст. 280.1, ч.1 ст.280.1 УК РФ).

Управлением по расследованию особо важных дел установлено, что 25 февраля 2014 года Чубаров с целью срыва внеочередного заседания сессии депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым поручил своему заместителю Ахтему Чийгозу организовать массовые беспорядки у здания Верховного Совета.

Сторонники организации с применением силы, заранее приготовленными палками и деревянными дубинками попытались оттеснить от здания правительства митингующих граждан, членов и сторонников политической партии «Русское единство».

В результате организованных беспорядков было сорвано внеочередное заседание сессии депутатов Верховного Совета, не менее 80 крымчанам причинены травмы, двое из них скончались.

В сентябре 2017 года приговором Верховного суда Республики Крым Ахтем Чийгоз был признан виновным в организации массовых беспорядков и приговорен к 8 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Ряд членов «Меджлиса» приговором Центрального районного суда города Симферополя признаны виновными в участии в массовых беспорядках, им всем назначены наказания в зависимости от степени вины.

Также следствием установлено, что весной 2015 года Чубаров в эфире одного из украинских телеканалов высказывал призывы к осуществлению экстремистской деятельности против интересов Российской Федерации, а также к присоединению Республики Крым к территории Украины. Кроме того, осенью 2015 года на территории Херсонской области Украины, выступая перед гражданами в рамках им же организованной «продовольственной блокады», вновь высказывал призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации.

В настоящее время в рамках следствия устанавливаются обстоятельства совершенных преступлений, допрашивается круг лиц из числа свидетелей и очевидцев. Во взаимодействии с правоохранительными органами проводится вся необходимая работа, направленная на сохранение безопасности и недопущение дестабилизации на территории полуострова.

Ход расследования уголовного дела находится на контроле руководства Главного следственного управления.

массовые беспорядки, нарушение, экстремизм Подразделения на карте Интернет-приемная

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Адрес: 295034, Республика Крым, город Симферополь, ул. Киевская, д. 76

  • Телефон дежурного: (3652) 500-750;                  факс:(3652)62-10-81
  • Телефон доверия: (3652) 500-751
  • Ребенок в опасности: 123; (3652) 500-760 
  • ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ

Адрес: 299001, город Севастополь, ул. Розы Люксембург, 50.

  1. 8(8692) 53-13-00
  2. Горячая линия для граждан, прибывающих в Российскую Федерацию из Донецкой и Луганской Народных Республик и территорий Украины:
  3. +7-978-936-80-74
  4. Горячая линия для участников специальной военной операции, мобилизованных военнослужащих и членов их семей:
  5. +7-978-936-80-75
  6. Телефонная линия для приема сообщений о давлении на бизнес:
  7. (3652) 500-750
  8.       

Отчуждение территорий России приравняют к экстремизму — ТАСС

МОСКВА, 8 июля. /ТАСС/. Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников в среду сообщил о внесении в нижнюю палату законопроекта о приравнивании отчуждения территорий РФ к экстремистской деятельности.

«Сегодня в Государственную думу вносится пакетный проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», — сказал Крашенинников, слова которого приводит пресс-служба комитета.

https://www.youtube.com/watch?v=2ucPhBNaZyo\u0026pp=ygX5AdCh0YLQsNGC0YzRjyAyODAuMS4g0J_Rg9Cx0LvQuNGH0L3Ri9C1INC_0YDQuNC30YvQstGLINC6INC-0YHRg9GJ0LXRgdGC0LLQu9C10L3QuNGOINC00LXQudGB0YLQstC40LksINC90LDQv9GA0LDQstC70LXQvdC90YvRhSDQvdCwINC90LDRgNGD0YjQtdC90LjQtSDRgtC10YDRgNC40YLQvtGA0LjQsNC70YzQvdC-0Lkg0YbQtdC70L7RgdGC0L3QvtGB0YLQuCDQoNC-0YHRgdC40LnRgdC60L7QuSDQpNC10LTQtdGA0LDRhtC40LggMjAyMw%3D%3D

Предлагается уточнить терминологию данного закона, который сейчас относит нарушение целостности РФ к экстремистской деятельности.

«Предлагается дополнить абзац второй пункта 1 статьи 1, указав, что экстремизмом признается нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе отчуждение части ее территории.

Таким образом, терминология данного закона будет приведена в соответствие с конституцией и позволит избежать двусмысленного или неопределенного толкования целостности Российской Федерации», — пояснил Крашенинников, занимающий также пост сопредседателя по подготовке изменений в основной закон страны.

Ответственность

Срок лишения свободы за нарушение территориальной целостности может составить от 6 до 10 лет, проект соответствующего закона направлен на отзыв в правительство.

«Поскольку в конституции закреплен прямой запрет на отчуждение части территории Российской Федерации либо на осуществление иных действий, направленных на нарушение территориальной целостности, предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 280.2 «Нарушение территориальной целостности Российской Федерации». В качестве наказания предлагается предусмотреть лишение свободы на срок от 6 до 10 лет», — сказал Крашенинников.

Депутат заметил, что «на фоне происходящих в мире процессов и существующих глобальных угроз очень важно обеспечить нерушимость» российских государственных границ. «Поправками в основном законе закреплен принцип о защите суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Предлагаемые законопроекты позволят обеспечить реализацию новых конституционных положений, а также обосновано и соразмерно разграничить административную и уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности нашей страны», — резюмировал Крашенинников.

Административные штрафы за призывы к нарушению территориальной целостности РФ могут составить до 100 тыс. рублей для физических лиц и до 300 тыс. — для юридических, за повторное нарушение будет грозить уголовная ответственность.

Документом предлагается изменить условия привлечения к уголовной ответственности по статье 280.1 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ»).

Читайте также:  Материнский капитал в 2023 году

«Уголовная ответственность за публичные призывы будет наступать только в случае повторного правонарушения, если лицо уже было привлечено к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. Санкции предусматриваются в виде штрафа — от 200 до 400 тыс.

рублей либо лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», — сказал Крашенинников.

При первичном нарушении будет грозить административная ответственность в виде штрафа: для граждан — от 30 до 60 тыс. рублей, для должностных лиц — от 60 до 100 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 до 300 тыс. рублей.

«При этом повышенные размеры административных штрафов предусмотрены для случаев, когда публичные призывы совершены с использованием СМИ, сети интернет, либо иных информационно-телекоммуникационных или электронных сетей.

Дела об указанных административных правонарушениях будут возбуждать прокуроры с дальнейшим рассмотрением дел в районных судах», — уточнил парламентарий.

Законопроект подготовлен с целью дальнейшей реализации новых норм Конституции РФ, согласно которым не допускаются действия, направленные на отчуждение российских территорий.

Он уже зарегистрирован в думской электронной базе, его автором, кроме Крашенинникова, выступил другой сопредседатель рабочей группы, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

Согласно тексту инициативы, под экстремистскую деятельность не попадают делимитация, демаркация, редемаркация государственной границы РФ с сопредельными государствами. 

Отчуждение российских территорий приравняют в экстремизму — новости Право.ру

Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников объявил о готовности первого пакета законопроектов во исполнение обновлённой Конституции. Документы направлены на защиту территориальной целостности страны.

Парламентарий напомнил: в ч. 21 ст. 67 Основного закона оговаривается, что Россия обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия по отчуждению территорий страны, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Для развития этой нормы разработаны три законопроекта, которые предлагают поправки в УК, УПК и КоАП, а также в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Один из законопроектов внесли в нижнюю палату парламента сегодня, 8 июля. Инициатива предлагает уточнить терминологию ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и указать, что экстремизмом признаётся нарушение территориальной целостности России, в том числе отчуждение части её территории.

В этом сюжете

«Таким образом, терминология данного закона будет приведена в соответствие Конституции и позволит избежать двусмысленного или неопределенного толкования целостности Российской Федерации», – цитирует Крашенинникова пресс-служба думского комитета по госстроительству и законодательству.

Законопроект об изменениях в УК и УПК передан в правительство и Верховный суд для получения отзывов. Проект с поправками в КоАП также направлен в кабмин. Позднее документы внесут в Госдуму.

Инициативы предлагают изменить условия привлечения к уголовной ответственности по ст. 280.1 УК («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). Документы предусматривают введение административной преюдиции.

Уголовная ответственность по упомянутой статье будет наступать только в случае повторного такого правонарушения в течение года. Предлагаемые санкции – от 200 000 до 400 000 руб. штрафа, лишение свободы на срок до четырёх лет с лишением права заниматься определённой деятельностью.

В этом сюжете

Если публичные призывы совершены впервые, то нарушителю будет грозить административная ответственность: от 30 000 до 60 000 руб. штрафа для граждан, от 60 000 до 100 000 руб. – для должностных лиц, от 200 000 до 300 000 руб. – для юрлиц.

Авторы инициатив также предлагают дополнить Уголовный кодекс ст. 280.2 («Нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). Нарушителей отправят в колонию на 6–10 лет.

Законопроект № 985175-7 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Проблемы нововведенной статьи в УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»

Еремина Кристина Константиновна, ЧОУ ВПО «ОмЮА»,

научный руководитель: Ю. С. Пестерева, кандидат юридических наук, доцент

Считаю целесообразным обсудить вопрос, связанный с криминализацией данной статьи и определить в чем состоит общественная опасность этого деяния.

Проблема публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации на сегодняшний день является актуальной, поскольку многие люди призывают публично к отчуждению территорий нашего государства. Стоит привести пример с Курильскими островами.

Большое количество граждан России считают, что Курилы принадлежат нашему государству, поскольку Япония от них отказалась.

Но помимо этих людей, есть и те, которые публично, а также посредством сети «Интернет» предлагают передать эти острова Японии, в связи с тем, что Россия только разрабатывает программы по развитию этих островов, но никаких действий по их развитию не предпринимает.

Общественная опасность находит свое отражение в том, что граждане, которые призывают к противоправным действиям других людей, осознают к каким последствиям могут привести эти самые призывы.

Тут же можно указать на объект преступления, предусмотренного данной статьей — люди, публично призывающие к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, посягают на общественные отношения в сфере Основ конституционного строя.

  Субъектом преступления является любое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Субъективная сторона выражена в прямом умысле. А объективная сторона – в действиях, а именно в публичных призывах.

         Следует указать на то, что территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством как самостоятельный объект уголовно – правовой охраны, а выступает лишь факультативным объектом, причинение вреда которому может повысить степень общественной опасности отдельного преступления, например, такие статьи как вооруженный мятеж, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, противоправное изменение государственной границы РФ и другие статьи  УК РФ, соответственно необходимость введения такой статьи имеет большое значение.       Такие изменения позволят предупреждать возможные сепаратистские тенденции и призывы к действиям по уступке частей территории РФ иностранным государствам, а также пресекать распространение сведений, оправдывающих такие действия.

Законодатель указывает на принцип территориальной целостности государства, подразумевая, что территория РФ является его ценностью, которая им охраняется.

Таким образом, чтобы этот принцип обеспечить, государство должно воздержаться от некоторых действий, например таких, как не поощрение сепаратистских движений с целью искусственного раздела территории вопреки государственным и национальным интересам, не осуществлять расчленение своего государства.

Следует рассмотреть понятие «публичные призывы», которое входит в некоторые статьи УК РФ помимо рассматриваемой, например, статьи 205.2 УК РФ – публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, 280 УК РФ  – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

По статье 280.1 УК РФ Постановление Пленума Верховного Суда еще нет, поэтому, чтобы трактовать понятие «публичных призывов», можно обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда от 9 февраля 2012 г. N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и руководствоваться им.

Оттуда следует, под публичными призывами к осуществлению, в нашем случае, действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ   понимаются выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению сепаратистских действий.

Отсюда следует, что призывы – это такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, при которой, путем непосредственного обращения к ним, формируются побуждения к определенному виду действий. Призывы преследуют конкретную цель, объединить граждан, активизировать их волю и направить на осуществление определенных действий.

Как правило, призывы обращены не к кому – либо персонально, а к неопределенному кругу лиц. Публичность означает, что призывы носят открытый и доступный для понимания характер.

Публичные призывы имеют разную форму, то есть, могут быть выражены как письменно, например, листовки, плакаты и иные изобразительные средства, так и устно, например, доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, демонстрациях.

Высказывание главного редактора журнала «The New Times», госпожи Евгении Альбац на радио «Эхо Москвы», которая заочно «подарила» Китаю восточную половину России аж до Уральского хребта. Вот как приводят её слова РИА «Новости»: «…Я, честно говоря, не вижу особой проблемы и если Россия разделится по Уральскому хребту.

Я думаю, что это неизбежно. С моей точки зрения, что при том, как сегодня происходит развитие экономики и в том числе развитие Дальнего Востока, мне кажется абсолютно неизбежным, что так или иначе Сибирь станет какой-то частью, ну, экономическим каким-то вассалом Китая.

Мне кажется, это абсолютно неизбежная вещь…»