Права

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации 2023

Пересечение границы государства определяется соответствующими правилами, установленными Правительством нашей страны. Любые действия, совершаемые лицами с нарушением таких правил, считаются уголовным преступлением и наказываются по ст. 322 УК РФ.

Противоправные деяния

Закон № 4730-I «О государственной границе РФ» был принят в апреле 1993 года после распада Союза. В документе, который вышел за подписью президента России, были подробно рассмотрены все вопросы, касающиеся границы нашего государства.

В частности, статья 7 главы III содержит в себе режимы, в одном из которых описаны правила пересечения установленной Государственной границы любыми лицами или транспортными средствами.

Нарушение этих норм является уголовным преступлением и рассматривается ст. 322 УК РФ.

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации 2023

Существует определенный перечень документов, которые должны иметь при себе граждане, въезжая на территорию нашей страны. Для россиянина достаточно будет паспорта (обычного, заграничного, служебного или дипломатического).

Для иностранцев дополнительно могут потребоваться: проездные билеты, медицинская страховка, виза и декларация. Отсутствие любого из этих документов лишает человека права свободного въезда в страну. За это он может быть привлечен к ответственности по ст. 322 УК РФ.

Подобные действия рассматриваются как абсолютно незаконное пересечение границы государства и караются по всей строгости.

Серьезные нарушения

Любой российский гражданин может перемещаться абсолютно свободно как внутри страны, так и за ее пределы. Главное, чтобы у него были всегда для этого необходимые документы: паспорт или специальное разрешение, выданное в установленном порядке.

Но попадаются люди, которых совсем не смущает отсутствие таких документов. Любые попытки в этом случае пересечь пограничный контроль обречены на провал. Работники таможни и пропускных пунктов строго следят за правильностью оформления проверяемых ими документов.

При обнаружении явных несоответствий для разрешения конфликтной ситуации привлекаются работники правоохранительных органов. Граждан, пытающихся пересечь российскую границу, не имея на то соответствующих документов, привлекают к уголовной ответственности.

По закону в соответствии с частью 1 ст. 322 УК РФ им может грозить:

  • штраф в размере от 200000 рублей до общей суммы всех видов доходов за период до полутора лет;
  • принудительные работы или вовсе лишение свободы на срок уже до 24 месяцев.

Решение выносит суд после предварительного расследования причин, в силу которых было совершено данное нарушение.

Гости-нарушители

Несколько иначе все выглядит в том случае, если нарушителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства. Каждый из них, въезжая на территорию нашей страны, должен иметь при себе определенный пакет документов.

Подробный список оговорен в ст. 24 ФЗ № 114-03. Такое деяние представляет собой общественную опасность, так как, по сути, является посягательством на неприкосновенность границ государства.

Эту ситуацию рассматривает статья 322 УК РФ в части 2.

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации 2023

В данном случае для определения состава преступления необходимо наличия умысла. То есть иностранный гражданин заранее знал, что не имеет права въезжать на территорию нашей страны, но пытался сделать это в обход существующих правил. В ст.

26 и 27 ФЗ № 115-03 от июля 2002 года изложены всевозможные причины таких запретов, игнорируя которые, лицо само ставит себя вне закона. За подобное нарушение статья 322 УК РФ предусматривает соответствующее наказание.

Это может быть:

  • штраф до 300 тысяч рублей;
  • принудительные работы или же полное лишение свободы на период до 4 лет.

Причем необходимо учитывать, что нарушение считается совершенным только после того, как граница будет фактически пересечена. Оба предыдущих варианта касались действий, совершенных индивидуально одним лицом. Но часть 3 ст.

322 Уголовного кодекса России рассматривает случаи, когда подобные действия совершаются группой лиц. Кроме этого, обязательно должен быть предварительный сговор. То есть, люди заранее составили свой преступный план и пытались осуществить его, невзирая на все запреты и ограничения.

Помимо всего прочего, пункт 3 предусматривает действия, сопряженные с насилием, а также возможной же угрозой его применения. Все эти обстоятельства определяют состав преступления, за которое нарушителям грозит лишение свободы на более длительный срок – до шести лет.

Для вынесения окончательного приговора налицо должны быть все признаки такого правонарушения:

  • фактическое пересечение границы;
  • преступный умысел;
  • насилие в разных формах его проявления.

В противном случае факт совершения правонарушения не может быть доказан. К примеру, пассажирский самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту другой страны.

По сути, все те, кто находился на борту, необоснованно пересекли границу чужого государства. Но в данной ситуации, во-первых, у них не было умысла, а, во-вторых, пассажиры не применяли насилие.

На таком примере становится более понятно, каким образом следует квалифицировать подобные проступки.

Преступное пособничество

Порой иностранные граждане все-таки проникают в нашу страну, оставаясь незамеченными. Чтобы устроиться на новом месте, им необходимо найти работу и жилье.

Но, не имея официального разрешения, сделать это совсем нелегко. Здесь на помощь им приходят лица, предлагающие урегулировать вопрос постановки на учет путем составления фиктивных документов.

Подобные действия «предприимчивых» граждан рассматривает статья 322.3 УК РФ.

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации 2023

В случае выявления подлога их привлекают к уголовной ответственности и наказывают:

  • штрафом в пределах от 100000-500000 рублей до суммарного дохода на срок до 3 лет;
  • лишением свободы или принудительными работами на тот же срок с возможным запретом работать на определенной должности или заниматься конкретной деятельностью.

Как правило, эти люди являются государственными служащими и совершают подобное правонарушение, используя свое служебное положение. Пресекая подобные случаи, суд защищает интересы государства, восстанавливая справедливость по отношению к обоим участникам преступления.

Частые случаи

В последние годы участились случаи нарушений, которые попадают под ст. 322 УК РФ. Судебная практика в наши дни имеет много примеров незаконной миграции на территорию нашей страны граждан других государств.

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации 2023

Ситуацию осложняет тот факт, что эти нелегалы подчас становятся виновниками серьезных преступлений. Чувствуя свою безнаказанность, они пренебрегают законами общества, в котором вынуждены находиться. Все это приводит к осложнению криминальной обстановки в стране, и создает определенные трудности проживающим в ней гражданам.

Для урегулирования сложившейся ситуации Правительство России в декабре 2012 года приняло ФЗ № 312, в котором идет речь об усилении уголовной ответственности для тех, кто способствует организации незаконного въезда в страну граждан других стран. Принято решение ужесточить меру наказания таких людей, считая подобные деяния преступлениями средней тяжести.

В исключительных ситуациях их даже квалифицируют как особо тяжкие.

Вс разъяснил, когда можно не наказывать за незаконное пересечение госграницы

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации 2023 Pixabay

Российские суды могут освобождать от наказания граждан по статье о незаконном пересечении госграницы, если это деяние было малозначительным. Об этом говорится в постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

Пленум Верховного суда ранее уже обсуждал этот вопрос, однако в итоге документ был направлен на доработку для исправления различных неточностей. В итоге замечания и предложения поступили из правового управления президента России, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы безопасности, после чего проект был доработан.

В новой редакции постановления приведено новое разъяснение того, что можно считать общественно опасным деянием, предусмотренным ст. 322 УК РФ о незаконном пересечении границы. К таковым относятся пересечение границы без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, или пересечение границы лицом, въезд которому в страну не разрешен по каким-либо причинам.

Пересечение границы без действительных документов может быть квалифицировано и как деяние, совершенное с использованием заведомо поддельных бумаг (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу.

Пленум напоминает, что преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), могут совершаться только с прямым умыслом.

При этом обвиняемый должен осознавать факт пересечения им государственной границы с нарушением установленных требований.

Преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии госграницы независимо от места и способа совершения этого преступления.

  • «При квалификации содеянного по части 2 статьи 322 УК РФ суду необходимо установить, что иностранный гражданин или лицо без гражданства были осведомлены о том, что въезд в Российскую Федерацию им не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством», — отмечает Пленум ВС.
  • К примеру, в документе подозреваемого могут быть отметки о запрещении въезда в Россию.
  • Также Пленум Верховного суда разъясняет понятие «организация незаконной миграции» — под ней понимается «умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной».
  • После замечаний от различных ведомств полностью переработан пункт постановления Пленума о фиктивной регистрации.

«По смыслу статьи 322.

2 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц», — говорится в новой редакции документа.

При этом за фиктивную регистрацию или незаконную миграцию (без квалифицирующих признаков) могут и не наказать, если это деяние не было общественно опасным.

«При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», — заключает ВС.

Читайте также:  Ошибка в приложении к диплому 2023

Вместе с тем из постановления исключен пункт о том, что пересечение государственной границы России при чрезвычайных обстоятельствах не образует состава преступления. Ранее к обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности, предлагалось отнести несчастный случай, аварию, стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна.

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г.

статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции.

«Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей.

Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п.

1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.

2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.

3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п.

2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п.

3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст.

322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п.

6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п.

7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст.

322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст.

322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст.

322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям.

Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п.

9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ.

Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет.

При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.

2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п.

11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.

1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п.

12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.

1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст.

322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.

1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции.

Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п.

15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.

2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу.

Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.

3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ.

«Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания.

Читайте также:  Договор дарения недвижимости 2023

Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ.

Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Согласно п.

18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п.

19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст.

14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п.

20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел.

«Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Уголовная ответственность граждан за нарушение миграционного законодательства

За незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, организацию незаконной миграции, фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации, предусмотрена уголовная ответственность по статье 322, 322.1, 322.2, 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Под действительными документами на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации следует понимать выданные в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства.

Как пересечение Государственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 322 УК РФ, квалифицируются действия лица, совершенные с использованием заведомо поддельных (подложных) документов (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения, а равно документов, подделанных иным способом) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу, а равно совершенные при отсутствии у лица каких-либо документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.

Под организацией незаконной миграции, предусмотренной статьей 322.

1 УК РФ понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и в статье 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» определены понятия места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет).

Фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, ответственность за которую предусмотрена статьей 322.

2 Уголовного кодекса Российской Федерации, является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.

А фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьей 322.

3 УК РФ, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации № 18 от 09.07.

2020 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» деяния, предусмотренные статьей 322.2 или статьей 322.

3 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.

За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.

3 УК РФ (за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание – штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс.

рублей, а также лишение свободы на срок до трёх лет.

Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации влечёт за собой ответственность по статье 322.1 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут за собой незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.

101. Незаконное пересечение и противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации. Организация незаконной миграции

  • Незаконное
    пересечение Государственной границы
    Российской Федерации (ст. 322 УК РФ)
  • Родовым
    объектом 
    является
    нормальное функционирование государственной
    власти.
  • Видовой
    объект 

    нормальное функционирование органов
    управления.

Непосредственным
объектом 
выступает
установленный законом порядок пересечения
Государственной границы.

 Дополнительный
объект 

здоровье конкретного человека.

  1. Объективная
    сторона 
    выражается
    в деянии в форме активных действий — в
    пересечении Государственной границы
    Российской Фе­дерации без действительных
    документов на право въезда в Российскую
    Федерацию или выезда из Российской
    Федерации либо без над­лежащего
    разрешения, полученного в порядке,
    установленном законо­дательством
    Российской Федерации.
  2. Состав по
    конструкции формальный и
    считается оконченным с момента совершения
    деяния.
  3. Субъективном
    сторона 
    характеризуется
    умышленной формой вины и выражается в
    прямом виде умысла.
  4. Субъект 
    физическое, вменяемое лицо, достигшее
    16 лет.

Квалифицированный
«ид 
ч. 2 ст.
322 УК РФ предусматривает уголовную
ответственность за незаконное пересечение
Государствен­ной границы Российской
Федерации, совершенное группой лиц по
предварительному сговору или организованной
группой либо с приме­нением насилия
или с угрозой его применения.

Под
насилием понимается физическое
воздействие на лицо, выра­зившееся в
нанесении побоев в причинении легкого
или средней тяже­сти вреда здоровью.

Читайте также:  Имеет ли право детский сад требовать от родителей официальный отвод от прививок 2023

Угроза
представляет собой психическое
воздействие на лицо при­менить к нему
физическое насилие.

В
примечании закрепляются случаи, при
которых привлечение к уго­ловной
ответственности невозможно.

Действие
настоящей статьи не рас­пространяется
на случаи прибытия в Российскую Федерацию
с наруше­нием правил пересечения
Государственной границы Российской
Федера­ции иностранных граждан и лиц
без гражданства для использования права
политического убежища в соответствии
с Конституцией РФ, если в дейст­виях
этих лиц не содержится иного состава
преступления.

  • Противоправное
    изменение Государственной границы
    Российской Федерации (ст. 323 УК РФ)
  • Родовым
    объектом 
    является
    нормальное функционирование
    го­сударственной власти.
  • Видовой
    объект 

    нормальное функционирование органов
    управ-
  • Непосредственным
    объектом 
    выступает
    неприкосновенность Государственной
    границы.
  • Предмет
    — 
    пограничные
    знаки.

Объективная
сторона 
выражаете!
в деянии в форме активных действий: в
1) изъятии, 2) перемещении; 3) уничтожении
пограничных знаков.

  1. Под
    изъятием следует понимать любое
    устранение пограничных знаков.
  2. Под
    перемещением понимается любая установка
    пограничного знака с нарушением
    установленной международными договорами
    н федеральным законодательством линии
    Государственной границы.
  3. Уничтожение
    представляет собой приведение пограничных
    зна­ков в полную негодность без наличия
    возможности их восстановлением.
  4. Состав по
    конструкции формальный и
    считается оконченным с момента совершения
    деяния.

Субъективная
сторона 
характеризуется
умышленной формой вины и выражается в
прямом виде умысла. Обязательным
признаком субъективной стороны 
выступает
цель — противоправное изменение
Государственной границы Российской
Федерации.

Субъект
— 
физическое,
вменяемое лицо, достигшее 16
лег. Квалифицированный
вид ч. 
2 ст.
323 УК РФ предусматривает уголовную
ответственность за противоправное
изменение Государст­венной границы
(ч. 1), повлекшее тяжкие последствия.

  • Данный
    состав материальный и считается
    оконченным с момента наступления тяжких
    последствий при наличии причинной связи
    между деянием и тяжкими последствиями.
  • Под
    тяжкими последствиями можно понимать
    причинение круп­ного материального
    ущерба, проблемы взаимоотношений с
    другими государствами и др.
  • Организация
    незаконной миграции (ст. 322-1 УК РФ)
  • Родовым
    объектом 
    является
    нормальное функционирование
    го­сударственной власти.
  • Видовой
    объект 

    нормальное функционирование органов
    управ­ления.
  • Непосредственным
    объектом 
    выступает
    установленный законом порядок пересечения
    Государственной границы.
  • Дополнительный
    объект 

    безопасность страны
  • Объективная
    сторона 
    выражается
    в деянии в форме активных действий: 1) в
    организации незаконного въезда в
    Российскую Федера­цию иностранных
    граждан или лиц без гражданства; 2) ИХ
    незаконно­го пребывания в Российской
    Федерации; 3) незаконного транзитного
    проезда через территорию Российской
    Федерации.
  • Состав по
    конструкции формальный и
    считается оконченным с момента совершения
    деяния.
  • Субъективная
    сторона 
    характеризуется
    умышленной формой вины и выражается в
    прямом виде умысла.
  • Субъект 
    физическое, вменяемое лицо, достигшее
    16 лет.

Квалифицированный
вид 
ч. 2 ст.
322-1 УК РФ предусматривает уголовную
ответственность за организацию незаконной
миграции, совершенную:

а)
организованной группой;

б)
в целях совершения преступления на
территория Российской Федерации.

102.
Преступления, посягающие на установленный
порядок обращения с документами и
государственными наградами. Подделка,
изготовление или сбыт поддельных
документов, государственных наград,
штампов, печатей, бланков.

Преступление,
предусмотренное ст. 327 УК, представляет
опасность, так как, например, поддельные
документы искажают действительные
факты, что может повлечь вредные
последствия для граждан, государственных,
коммерческих организаций.

Подделка
документов может освободить виновного
от выполнения той или иной обязанности
либо предоставить ему права без всяких
к тому оснований. Эти преступления
посягают на порядок документального
удостоверения фактов, которые имеют
юридическое значение.

А в случае подделки,
изготовления или сбыта поддельных
государственных наград виновный посягает
на установленный порядок обращения с
государственными наградами.

Объектом данного
преступления является установленный
по- • рядок документального удостоверения
фактов либо установленный порядок
обращения с государственными наградами.

В
качестве предмета преступления
в ч. 1 ст. 327 УК предусмотреныудостоверения
и другие официальные документы, 
выдаваемые
государственным, общественным или
коммерческим предприятием, учреждением,
организацией, объединением.

При этом
предметом подделки может быть лишьдокумент,
который предоставляет права и освобождает
от обязанностей. 
К
таким документам относятся, в частности,
удостоверения личности, документы о
трудовом стаже, об образовании и т. п.
Если подделка не предоставляла владельцу
никаких прав и не освобождала его от
каких-либо обязанностей, т. е.

не влекла
никаких изменений в его правовом статусе,
то содеянное не может квалифицироваться
по ст. 327 УК.

О
понятии государственных
наград 
было
сказано в § 8 настоящей главы, а
оштампах ипечатях
— 
в параграфе
13.

Бланком (от
франц.blапс) называют
лист бумаги с напечатанным названием
предприятия, учреждения, организации
и т.д., с частично отпечатанным текстом
(например, бланк паспорта, удостоверения,
лист с оттиском штампа и т. д.).

Объективная
сторона преступления,
предусмотренного в ч. 1 ст. 327 УК,
характеризуется хотя бы одним из
следующих действий:

  1. а)
    подделкой указанных предметов
    преступления;
  2. б)
    изготовлением поддельных государственных
    наград Российской Федерации, РСФСР,
    СССР, штампов, печатей, бланков;
  3. в)
    сбытом поддельных документов,
    государственных наград, штампов, печатей,
    бланков.

Как подделка
документа 
может
быть квалифицирована лишь полная или
частичная фальсификация документа,
который выдается государственным,
общественным или коммерческим
предприятием, учреждением, организацией
или объединением. Не может квалифицироваться
по ч. 1 ст. 327 УК подделка частных документов
(расписок, доверенностей, завещаний, не
удостоверенных нотариусом).

Подделка
документа, выдаваемого соответствующими
государственными и негосударственными
органами, не предоставляющего никаких
прав и не освобождающего от обязанностей
и не являющегося удостоверением, не
может также квалифицироваться по ч. 1
ст. 327 УК. К документам, которые не являются
предметом данного преступления, следует
отнести различные заявки, запросы,
сопроводительные письма, характеристики
и т. п.

Подделка
удостоверений и иных официальных
документов может быть выражена в полном
изготовлении фальшивого документа либо
в изменении подлинного документа, что
искажает его содержание. Эти искажения
вносятся в подлинный документ в результате
исправления, уничтожения части текста,
дописки, подчистки, скрепления документа
поддельной печатью и т. д.

Изготовление поддельных
государственных наград, штампов, печатей,
бланков предполагает как полное
противоправное изготовление этих
предметов, так и фальсификацию подлинных
государственных наград, штампов, печатей,
бланков путем частичного изменения их
внешнего вида, их текста.

Сбыт указанных
предметов состоит в передаче их другим
лицам. Это и продажа, и обмен, и дарение,
и т. п.

Подделка
удостоверений, официального документа,
государственных наград, штампов, печатей,
бланков считается оконченной в
момент их изготовления, даже если они
не были предъявлены или представлены
по назначению.

Сбыт
поддельных документов, государственных
наград, штампов, печатей, бланков
будет оконченным с
момента передачи фальшивого предмета
другому лицу. При этом передача может
носить как возмездный, так и безвозмездный
характер (например, дарение, передача
во временное пользование и т. п.).

Преступление,
предусмотренное ч. 1 ст. 327 УК, — формальное,
оно окончено
в 
момент
подделки, изготовления или сбыта
предметов, предусмотренных ч. 1 ст. 327
УК.

С субъективной
стороны анализируемое
преступление предполагает наличие
лишьпрямого
умысла. 
Виновный
сознает, что подделывает официальные
документы, изготавливает поддельные
государственные награды, штампы, печати,
бланки либо сбывает их, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной
стороны подделки документов или
изготовления поддельных государственных
наград, штампов, печатей, бланков
являетсяцель их
использования самим подделывателем
или другим лицом. Однако цель — не
обязательный признак сбыта поддельных
документов, государственных наград,
штампов, печатей, бланков.

В этих случаях
ответственность наступает независимо
от цели, к которой стремился виновный
в результате сбыта указанных предметов.

Субъектом преступления
может быть частное лицо, достигшее
16-летнего возраста. Подделка документа,
совершенная должностным лицом или
лицом, выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной
организации, с использованием своих
полномочий и вопреки интересам службы,
должна квалифицироваться по ст. 292 УК
(служебный подлог) или по ст. 201 УК.

В
ч. 2 ст. 327 УК предусматривается повышенная
ответственность за те же деяния,
совершенные неоднократно.

Под неоднократностью в
данном случае следует понимать совершение
преступлений, описанных в ч. 1 ст. 327 УК,
два и более раза. Учитывая антиобщественную
направленность личности, опасность
этих типичных сочетаний преступлений,
законодатель в ч. 2 ст. 327 УК предусмотрел
данноеобстоятельство в
качествеквалифицирующего.

Использование
заведомо подложного документа (ч. 3 
ст.
327 УК). Преступление,
предусмотренное ч. 3 ст. 327 УК, —
самостоятельное, оно посягает также на
установленный порядок документального
удостоверения юридических фактов.
Рассматриваемое преступление и подделка
документов являются смежными. Вместе
с тем они имеют свои особенности.

Учитывая, что подделка документов
совершается с целью их использования
(ч. 1 ст. 327 УК), последующее использование
подложных документов лицом, виновным
в подделке, не требует дополнительной
квалификации по ч. 3 ст. 327 УК. За
использование заведомо подложных
документов (ч. 3 ст.

327 УК) несут
ответственность лица, которые не
участвовали в подделке используемого
документа.

Объективная
сторона преступления,
предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК, выражается
в самом разнообразном использовании
подложного документа.

Подложным документ
признается в случаях, когда в нем хотя
бы часть данных не соответствует
действительности в результате подделки
либо в результате использования
подлинного документа, но принадлежащего
другому лицу.

Под использованием заведомо
подложного документа понимается его
предъявление соответствующему
должностному лицу либо представление
его в государственную или негосударственную
организацию, когда подложный документ
остается в ведении этих организаций.

Оконченным данное
преступление признается в момент
использования подложного документа,
т. е. тогда, когда документ предъявлен
или представлен, независимо от того,
удалось ли виновному получить желаемые
права или освободиться от обязанностей.

Последующее
непрерывное или периодическое пользование
теми или иными правами на основании
ранее представленного или предъявленного
документа не превращает данное
преступление в длящееся или продолжаемое.

Субъективная
сторона преступления,
предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК,
характеризуется толькопрямым
умыслом. 
Виновный
сознает, что он использует поддельный
документ, предоставляющий ему какие-либо
права или освобождающий от обязанностей,
и желает этого.Цель использования
заведомо подложного документа состоит
в получении каких-либо прав или
освобождении от обязанностей.

Если
законодатель предусматривает обман в
качестве способа совершения преступления
(например, мошенничества — ст. 159 УК), то
использование подложных документов
следует рассматривать как разновидность
обмана. Содеянное в этих случаях не
требует квалификации по ч. 3 ст. 327 УК.

Субъектом преступления,
предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК, является
физическое вменяемое лицо, достигшее
16-летнего возраста.