Статья 332. Неисполнение приказа 2023
Дата: 19 мая 2023 г.
Верховный Суд РФ опубликовал на своем сайте 50-страничное постановление Пленума ВС РФ от 18 мая 2023 г. № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы».
Как отмечает ВС, настоящие разъяснения даны судам в связи с вопросами, возникающими при рассмотрении уголовных дел о преступлениях против военной службы, и в целях обеспечения единообразного применения судами военно-уголовного законодательства РФ.
Документ состоит из 121 пункта. В частности, в п. 11 Верховный Суд указывает, что в ст. 332 Уголовного кодекса РФ под приказом понимается распоряжение командира (начальника), обращенное к конкретному подчиненному (подчиненным) и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.
Невыполнение военнослужащими общих предписаний, содержащихся, в частности, в уставах, наставлениях и инструкциях, не является преступлением, предусмотренным ст. 332 УК РФ. Невыполнение таких предписаний при определенных условиях может быть признаком других преступлений против военной службы (например, нарушений правил несения караульной, пограничной, внутренней службы).
Преступлением в ст. 332 УК РФ признается неисполнение только приказа начальника, отданного в установленном порядке.
При этом приказ признается таковым, если судом будет установлено, что он соответствует законам и другим нормативным правовым актам (по содержанию, цели и средствам исполнения), требования, содержащиеся в нем, связаны с военной службой, а также соблюдены форма, условия и порядок (процедура) его отдачи. Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.
Неисполнение заведомо незаконного приказа в силу требований ч. 2 ст. 42 УК РФ не образует преступления, предусмотренного ст. 332 УК РФ.
Дата: 26 июля 2023 г.
Адвокатская палата г. Москвы дала разъяснения в связи с поступающими обращениями коллегий адвокатов, связанными с инициированием в отношении них процедуры банкротства и с взаимоотношениями коллегий с арбитражными управляющими в рамках этой процедуры.
Отмечается, что 26 ноября 2020 г.
Советом палаты утверждено разъяснение «О действиях в сложной этической ситуации по обращению адвоката …», которое в полном объёме продолжает действовать в отношении всех адвокатов и адвокатских образований города Москвы.
Кроме того, Советом 27 сентября 2018 г. утверждено обращение «О проблемах, связанных с оспариванием законности и обоснованности полученного адвокатами вознаграждения за оказанную юридическую помощь», которое также сохраняет свою актуальность.
Дополнительно АП г. Москвы обращает внимание на следующее.
При определении объёма и характера документов об имуществе и финансово-хозяйственной деятельности коллегии, подлежащих передаче руководителем коллегии адвокатов арбитражному управляющему, осуществляющему полномочия руководителя организации-должника при осуществлении процедур банкротства, следует учитывать требования законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.
В соответствии с пунктами 12 и 15 ст. 22 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам адвокатов, являющихся её членами, и наоборот.
Соглашения об оказании юридической помощи заключаются между адвокатами коллегии и доверителями и лишь регистрируются в документации коллегии. Хранение таких соглашений в коллегии, равно как и их заключение от имени коллегии, законом не предусмотрены.
Таким образом, коллегия адвокатов не может являться стороной соглашения об оказании юридической помощи, принявшей на себя обязательства по её оказанию, а также не имеет обязательств хранить соглашения, заключённые адвокатами, являющимися её членами.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.
При ликвидации коллегии адвокатов в порядке конкурсного производства следует в установленном порядке уведомить об этом адвокатскую палату, а адвокатам, являющимся членами такой коллегии – в установленный законодательством срок избрать иное адвокатское образование и также уведомить об этом палату.
Статья 332 УК РФ. Неисполнение приказа (новая редакция с ми)
- 1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —
- наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
- 2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —
- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
- 3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —
- наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
Комментарий к ст. 332 УК РФ
1. Непосредственным объектом преступления является установленный в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ порядок воинской подчиненности, т.е. регулируемые законами и воинскими уставами военно-служебные отношения между командирами (начальниками) и подчиненными.
Основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ является единоначалие. Согласно ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.11.
2007 N 1495, единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности ВЧ, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться.
В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир (начальник) обязан для восстановления порядка и воинской дисциплины принять все установленные федеральными законами и общевоинскими уставами меры принуждения, вплоть до задержания и привлечения нарушителя к предусмотренной законодательством РФ ответственности.
При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени — в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии с требованиями ст. ст. 13 и 14 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.
Командир воинской части Вооруженных Сил РФ, кроме того, обязан немедленно сообщить о случаях открытого неповиновения или сопротивления подчиненного, а также о применении им оружия в военную полицию.
Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия. Понятие приказа определено ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, согласно которой приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.
Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).
Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.
Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.
Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.
Согласно Закону о воинской обязанности (п. 3 ст. 37) военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Ответственность за отдачу и исполнение незаконного приказа решается в соответствии со ст. 42 УК РФ.
Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения кассационным определением и постановлением президиума Западно-Сибирского окружного военного суда, капитан Д. осужден по ч. 1 ст. 332 УК к ограничению по военной службе на один год с удержанием в доход государства 15% денежного довольствия.
Как установил суд, в присутствии офицеров и представителя штаба Сибирского военного округа Д. открыто отказался исполнять приказ командира части, изданный во исполнение приказа командующего войсками Сибирского военного округа, об убытии для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа.
Военная коллегия определением от 07.03.2007 отменила приговор и прекратила уголовное дело за отсутствием в действиях Д. состава преступления.
По смыслу закона ответственность за данное преступление установлена за неисполнение подчиненным только законного приказа начальника.
Д. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании не признавал себя виновным в совершении инкриминируемого ему деяния. В суде он показал, что отказался убывать к новому месту службы, так как усомнился в законности приказов об этом, поскольку согласия на прохождение военной службы в миротворческой бригаде не давал.
Как видно из копии представления, Д. представлялся к назначению на должность командира группы специального назначения роты специального назначения отдельного разведывательного батальона отдельной (миротворческой) мотострелковой бригады Приволжско-Уральского военного округа.
В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Сибирского военного округа командир группы специального назначения роты специального назначения части Д. освобожден от занимаемой должности и откомандирован по замене в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа. В этом же приказе указано, что Д. предназначен для назначения в миротворческую бригаду.
Таким образом, приведенными доказательствами по делу подтверждается факт откомандирования Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа для назначения на должность командира группы специального назначения роты специального назначения именно в миротворческую бригаду (специальный воинский контингент).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.06.
1995 N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
В п. 4 Положения о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, утв.
Постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 N 1251, установлено, что воинский контингент комплектуется на добровольной основе военнослужащими Вооруженных Сил РФ, проходящими военную службу по контракту.
По смыслу названных нормативных правовых актов при решении вопроса об откомандировании военнослужащего в целях его назначения на должность в воинские части Вооруженных Сил РФ, предназначенные для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (специальный воинский контингент), в обязательном порядке требуется получение согласия военнослужащего.
Как усматривается из материалов уголовного дела, такого согласия Д. не давал.
С учетом изложенного приказы командования об откомандировании Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа отданы с нарушением требований законодательства РФ .
———————————
В комментарии к гл. 33 УК все примеры приведены из обзорных справок Военной коллегии ВС РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о воинской обязанности командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.
Согласно ч. 2 ст. 42 УК неисполнение заведомо незаконных приказа и распоряжения исключает уголовную ответственность военнослужащих по комментируемой статье.
Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.
2. С объективной стороны преступление — это неисполнение приказа, которое совершается в форме неповиновения или иного умышленного неисполнения приказа.
Неповиновение или иное умышленное неисполнение приказа означает открытый отказ от исполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.
Обязательным признаком преступления является последствие — существенный вред интересам службы. Содержание этого понятия закон не раскрывает.
Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда.
Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависеть от конкретных обстоятельств дела и должен определяться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени.
Существенным вредом интересам службы может быть признан вред, выражающийся, напр., в подрыве, в связи с совершенным преступлением, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, существенном ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.
Между последствием и неисполнением приказа должна быть установлена причинная связь.
Преступление является оконченным с момента наступления последствий.
Если вследствие неисполнения приказа причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть по неосторожности, действия виновного кроме ст. 332 УК должны быть квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.
3.
Субъектами неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, а также военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей военной службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.
Статья 37 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ предусматривает, что старшие по своему служебному положению и воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка или других правил поведения должны требовать от них устранения этих нарушений. При невыполнении этих требований младшие по воинскому званию могут быть признаны субъектами рассматриваемого преступления.
При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности или по воинскому званию является начальником. Ответственность за неисполнение приказа начальника также наступает по комментируемой статье.
4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.
5. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 комментируемой статьи) является совершение преступления:
— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК РФ).
Неисполнение приказа, совершенное группой лиц и группой лиц по предварительному сговору, является таковым, когда все участники группы выступали соисполнителями преступления, т.е. принимали участие в выполнении объективной стороны состава этого преступления. При этом все соисполнители преступления являются военнослужащими.
Гражданские лица не должны признаваться исполнителями (соисполнителями) этих преступлений, а могут выступать лишь их соучастниками в виде организатора, подстрекателя либо пособника (ч. 4 ст. 34 УК РФ).
Совершение преступления группой лиц без предварительного сговора предполагает согласованность действий участников группы, когда каждый участник группы сознает, что он действует согласованно с другими участниками группы, хотя предварительного сговора между ними не было.
Предварительный сговор на неисполнение приказа может иметь место до получения приказа начальника, когда подчиненным стало известно, что приказ им будет отдан, во время отдачи начальником приказа, а также после получения подчиненными приказа начальника, когда подчиненные договариваются не исполнять приказ.
Совершая преступления организованной группой, отдельные участники группы могут не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны состава преступления, но участвовать в подготовке или совершении этого преступления. При этом все участники организованной группы признаются исполнителями совершенного преступления, их действия подлежат квалификации по ч. 2 ст. 332 без ссылки на ст. 33 УК;
— повлекшие тяжкие последствия.
Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности причиненного вреда.
К тяжким последствиям могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.
), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.
Отношение к тяжким последствиям неисполнения приказа, квалифицируемого по ч. 2 комментируемой статьи, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.
6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Субъективное отношение лица к совершаемому преступлению — только неосторожная форма вины.
Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 332 УК РФ
Уголовно-правовая характеристика неисполнения приказа (ст. 332 УК РФ)
- Статья 332. Неисполнение приказа
- 1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы
- Объектом преступления является установленный порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений.
- воинская дисциплина определяется как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).
Объективная сторона преступления выражается в бездействии — неисполнении приказа, его неполном или неточном исполнении. Приказ, подлежащий исполнению, должен быть отдан в установленном порядке и надлежащим лицом — начальником, которым является лицо, старшее по званию или должности.
При этом подчиненный должен иметь возможность выполнить приказ. Отсутствие подобной возможности исключает наличие рассматриваемого состава преступления.
приказ представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.
Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).
Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.
Приказ не следует смешивать с приказанием, которое представляет собой форму доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно.
Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом — от имени начальника гарнизона.
И приказ, и приказание должны соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ и приказание, командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.
Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы и приказания, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы и приказания, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.
Неисполнение приказа нарушает основной принцип строительства Вооруженных Сил РФ — единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.
Объективная сторона состава преступления, как отмечалось выше, выражается в бездействии.
При этом военнослужащий может открыто заявить о нежелании исполнять приказ, может проигнорировать распоряжение, не исполнить приказ в полном объеме и т. д.
Сущность неисполнения во всех этих случаях одна — военнослужащим не предпринимаются действия, направленные на исполнение приказа, или предпринимаются не все необходимые действия.
Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия в виде существенного вреда интересам службы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть причинная связь.
Понятие существенного вреда в законе не раскрывается. Оно является оценочным и подлежит определению в каждом конкретном случае. Так, оно может выразиться в материальном ущербе, наступлении вреда для здоровья людей, срыве выполнения боевой задачи и т. п.
Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Виновный сознает, что не исполняет приказ, предвидит наступление существенного вреда, желает, сознательно допускает или безразлично относится к его наступлению.
Субъект специальный — военнослужащий, подчиненный по службе, которому отдан законный приказ.
Частью 2 ст. 332 УК РФ установлена ответственность за неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК РФ), а равно повлекшее тяжкие последствия.
Частью 3 ст. 332 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Отличие данного состава преступления от составов преступлений, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, состоит в том, что оно совершается по неосторожности. Остальные признаки являются идентичными.
В совфеде предложили уточнить наказание за неисполнение боевого приказа
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 мая — РАПСИ. Член Совета Федерации от Крыма Ольга Ковитиди предложила в определенных случаях смягчить ответственность за неисполнение боевого приказа, соответствующий законопроект сенатор внесла в понедельник на рассмотрение в Госдуму.
Поправки предстоит внести в статью 332 Уголовного кодекса РФ (неисполнение приказа). Сенатор Ковитиди утверждает, что принятые прошлой осенью изменения в УК РФ, ужесточающие наказание за неисполнение боевого приказа, содержат неопределенность. Правительство РФ законопроект поддержало.
В пояснительной записке говорится, что единственным критерием разграничения части 2.1 статьи 332 УК РФ (предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 3 лет) и части 2.
2 статьи 332 УК РФ (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет) является такой оценочный признак, как «существенный вред интересам службы», который, по мнению автора инициативы, в условиях боевых действий может применяться практически во всех случаях.
«Законопроектом предлагается изложить часть 2.
2 статьи 332 УК РФ в новой редакции, которая будет устанавливать ответственность за неисполнение в особый период подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, а равно за отказ от участия в военных или боевых действиях, если такое деяние совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо повлекло тяжкие последствия», — говорится в пояснительной записке.
Принятие поправок, считает сенатор Ковитиди, позволит дифференцировать меры уголовной ответственности, исключив возможность назначения столь строгого наказания (до 10 лет лишения свободы) за неисполнение приказа, не повлекшее наступления тяжких последствий или совершенное не в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы.
Таким образом неисполнение приказа в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий единственным исполнителем при отсутствии тяжких последствий будет квалифицироваться в соответствии с действующей редакцией части 2.1 статьи 332 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 3 лет.
Позиция Верховного суда
В отзыве Верховного суда (ВС) РФ на законопроект сенатора Ковитиди говорится, что положения статьи 332 УК РФ в действующей редакции, в том числе ее частей 2.1 и 2.2, неопределенности не содержат.
В настоящее время, отмечает ВС, по части 2.
1 статьи 332 УК РФ ответственности подлежат военнослужащие, не исполнившие приказ в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий при отсутствии последствий в виде существенного вреда интересам службы, а также признаков, предусмотренных частью 2 этой статьи, заключающихся в совершении деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В части 2.
2 статьи 332 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за неисполнение приказа, причинившее существенный вред интересам службы, а равно совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо повлекшее тяжкие последствия, при условии совершения этого деяния в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
ВС считает, что части 2.1 и 2.2 статьи 332 УК РФ в действующей редакции не конкурируют между собой, и позволяют дифференцировать уголовную ответственность за неисполнение приказа в указанных особых условиях.
Кроме того, ВС обратил внимание автора инициативы на то, что в проектной диспозиции части 2.2 статьи 332 УК РФ не учтено, что в части 2.1 данной статьи предусмотрена ответственность за два самостоятельных деяния — неисполнение приказа и отказ от участия в военных или боевых действиях.
Неисполнении приказа: Статья 332 УК РФ, судебная практика
Неисполнении приказа – уголовная норма, существующая еще со времен уголовного законодательства РСФСР. К примеру, в уголовном праве Союза существовало две нормы – за неподчинение собственному руководству, а также за неповиновение.
В устаревшем законодательстве под неповиновением понималось открытое, то есть любое умышленное неисполнение приказов от руководства или равное неисполнение приказов, но по неосторожности. Сегодня определение неподчинения и ответственность за него кануло в лету.
Вместо него в уголовном кодексе в главе преступлений против государственной службы теперь существует статья 332 УК РФ – «Неисполнение приказа».
Кратко о неисполнении приказа
Если военнослужащий решил не совершать приказ – проигнорировал, ослушался, уклонился от него, такое деяние порождает негативные для лица последствия.
В военной деятельности тоже существует ответственность, которая является специальной. А раз ответственность имеет специальный характер, то и уголовное наказание за эту меру тоже будет особенным.
Если за неисполнением приказа последовал существенный вред, такое деяние будет наказуемо:
- Ограничение по военной службе;
- Временный арест;
- Содержание в дисциплинарной воинской части;
- За тяжкие последствия наказание может стать реальным – фактическое тюремное заключение, сопряженное с отстранением от службы.
Важно!
Существует дифференциация понятий «неисполнение приказа» и «недобросовестное отношение к службе». И если с первым определением дела обстоят достаточно прозрачно, то под недобросовестным отношением к службе законодатель понимает умышленную халатность и небрежность, что может повлечь существенный вред здоровью или имуществу.
При небрежном отношении преступник может получить:
- Ограничений в военной службе сроком до одного года;
- Арест, сроком до полугода;
- Помещение в дисциплинарную воинскую часть сроком до двух лет.
Неисполнение приказа без нанесения ущерба службе – последствия
Законодатель разъясняет, что деяние, которое не влечет общественную опасность или крупный ущерб имуществу или людям – преступлением оно считаться не будет. Санкции будут носить дисциплинарный или административный характер.
Поскольку деятельность внутри воинской части – особенная, в КоАП ответственность за воинские проступки. Поэтому, если военнослужащий ослушался или проигнорировал приказ (а равно – не исполнил приказ), такое действие может быть обосновано как дисциплинарный проступок. В данном случае, ответственность за такое нарушение может быть обоснована Уставом конкретной воинской части.
Кого сотрудник обязан уведомить о неисполнении незаконного приказа
Иногда на пути практики военнослужащего возникает непреодолимая сложность – он получает незаконный приказ. При этом, и то лицо, которое отдает приказ, и то лицо которое его получило – оба заведомо понимают, что приказ незаконный.
Как поступить военнослужащему в данной ситуации, если по Федеральному Закону «О воинской службе» приказы должны исполняться беспрекословно. Но с другой стороны – нарушать законодательство тоже недопустимо.
Как все-таки должен поступить военнослужащий?
В первую очередь, лицо, которое получило заведомо незаконный приказ, разумеется, не должно его выполнять.
Оно должно уведомить свое непосредственное руководство о том, что отданный им приказ противоречит законодательству.
Если даже после этого разъяснения руководитель не отменяет факт исполнения приказа – уведомить следует вышестоящее руководство (то есть то руководство, которое стоит непосредственно над лицом, отдавшим приказ).
Важно!
В вопросе неисполнения приказа важнейшей частью является вопрос его законности. Если приказ все же подлежит исполнению – ответственности будет подвержено лицо, которое его отдало.
Приказ о неисполнении приказа директора
Когда гражданское лицо уклоняется от выполнения своих трудовых обязанностей (речь идет исключительно о тех обязанностях, которые предполагают род его деятельности), директор этого лица может назначить ему дисциплинарную санкцию.
В этом плане сущность дисциплинарного наказания может перекликаться с военными проступками. Когда работник не исполняет прямое распоряжение директора, или приказ директора, последний составляет приказ о взыскании дисциплинарного вреда.
Важно!
Взыскание дисциплинарного вреда возможно только в тех случаях, когда нарушение приказа повлекло существенный вред деятельности компании, в которой трудится работник.
Каждое лицо, заступающее на службу – будь то военная служба или трудовая, должно понимать, что служба порождает новую ответственность. И ответственность может перетекать в существенное наказание, если к собственному долгу службы относиться халатно или небрежно.