Статья 359. Наемничество 2023
УК РФ Статья 359. Наемничество1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо без такового.3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Есть люди – мужчины, а иногда и женщины, с повышенной склонностью к насилию. Иногда они идут на службу в государственные структуры – десантные войска, спецназ, где их наклонности и способности могут быть использованы на благо государства. Порой они встраиваются в профессиональный спорт – силовые единоборства, бои без правил.
В этом случае чаще всего всё заканчивается хорошо. Человек занимает своё место в жизни, получает своё причитающееся вознаграждение, использует свои наклонности и способности там, где они приносят пользу.
Однако вакансий спецназовцев и спортсменов на всех не хватает: в современной армии требуется больше технических специалистов – операторов комплексов вооружений, нежели «викингов».
В результате огромный пласт людей вымещает свои негативные качества на окружающих, идёт умышленно или попадает случайно в криминальную среду, разрушая общество изнутри и вынуждая государство тратить средства на их нейтрализацию и содержание (к сожалению, из-за запрета смертной казни ограничиться только нейтрализацией не получится).
Насильственные преступления являются одной из самых значимых проблем современной России – по данным МВД, в 2020 году от преступных посягательств погибли свыше 20 000 человек, свыше 60 000 получили тяжкий вред здоровью.В многонациональной России существуют целые регионы, население которых мало склонно к работе, но зато исключительно воинственно. Регионы эти, как правило, являются дотационными. Почему бы не дать им возможность подзаработать их же агрессией на законных основаниях?
А так ли в действительности необходима статья 359 УК РФ?
В конце концов, какая государству разница, чем занимаются его граждане за границей?
Россия приютила миллионы гастарбайтеров, которые вывозят из нашей страны деньги, ослабляя бюджет России, а взамен везут заразу (прививки-то там уже не делают – рай антипрививочников) и преступность (ведь не профессора к нам едут улицы мести).
Так почему бы не дать и своим гражданам заработать за рубежом и привезти деньги домой? Какие негативные последствия несёт для нашей страны участие граждан РФ в военных конфликтах за рубежом? Криминализация профессии наёмника лишь лишает бюджет налоговых поступлений, причём в виде свободно конвертируемых денежных единиц.
При этом международное право наёмничество не запрещает:
Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 году.
Наёмником считается лицо, которое:– специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;– фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;– принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;– не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;– не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;
– не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.
Убрав статью о запрете наёмничества, государство даст значительной части населения зарабатывать на законных основаниях, фактически осуществить «экспорт агрессии» за пределы своих границ. Но основная задача отмены статьи 359 УК РФ – это легализация деятельности в России частных военных компаний (ЧВК).
Частные военные компании
Конец XX – начало XXI века время расцвета нового формата вооружённых сил (ВС) – частных военных компаний. Человечество с давних времён знакомо с наёмниками, их услугами активно пользовались во все времена, существовали целые отряды организованных наёмников, готовых сражаться за того, кто платит.Отряды наёмников существовали ещё во времена Древней ГрецииВ определённый исторический период ЧВК, ещё не имевшие на тот момент этого наименования, казалось бы, практически ушли со сцены – на первое место вышли огромные армии призывного и контрактного типа. Тем не менее группы наёмников активно действовали по всему миру, зачастую меняя его куда сильнее, чем армии великих держав. Кроме того, выяснилось, что, несмотря на всю свою мощь, государственные вооружённые силы имеют определённые недостатки – они недостаточно гибки, скованы национальными и международными законами, уставами, к их действиям, и в особенности потерям, приковано внимание общества и прессы. Частные военные компании приобрели известность после появления одной из самых неоднозначных ЧВК – американской компании Blackwater («Черная вода»), основанной в 1997 году бывшим коммандос Эриком Принсом и тренером по стрельбе Эль Кларком. В лице своего филиала Blackwater Security Consulting эта ЧВК активно участвовала в боевых операциях в Ираке и в Афганистане, заслужив там неоднозначную репутацию. В 2009 году ЧВК Blackwater была переименована в XeServices LLC, а затем в 2010 году – в Academi.Логотипы Blackwater, XeServices LLC, AcademiПри этом официально первой частной военной компанией принято считать британскую Watch Guard International (WGI), созданную в 1967 году ветеранами SAS (Специальной десантной службы) Дэвидом Стирлингом и Джоном Вудхаусом.Считается, что ЧВК обходятся гораздо дороже, чем профессиональные армии. Например, солдат вооружённых сил США получает порядка 150–200 долларов в день, тогда как наёмник из Blackwater/Academi обходится примерно в 1 200 долларов в день.
В реальности всё гораздо сложнее: в ВС деятельность солдат застрахована – в случае ранений они получают значительные выплаты (серьёзные ЧВК сейчас также страхуют своих специалистов, но можно предположить, что делается это далеко не всегда). Военнослужащие зачастую имеют различные льготы, в том числе ранний выход на пенсию, что можно отнести к косвенным расходам. Государство несёт расходы на экипировку военнослужащего и его обучение.
Не стоит забывать, что в ЧВК чаще всего работают специалисты уже с опытом, тогда как в ВС солдата сначала надо обучить, а это стоит дорого и занимает много времени. Даже прямые расходы на профессионального бойца могут превзойти указанные 150–200 долларов в день, что уж тут говорить про всё остальное.
Разумеется, ЧВК не заменяют профессиональные армии, но в высшей степени эффективно их дополняют.
В наиболее часто решаемые ЧВК задачи входит (но этим не ограничивается):– непосредственное участие в боевых действиях;– проведение специальных операций, в том числе добывание разведывательной информации;
– авиационная разведка;
– обеспечение охраны и безопасности объектов инфраструктуры;– обеспечение охраны государственных структур;– обеспечение безопасности перевозок, сопровождение конвоев, защита морского судоходства и морских судов;– обучение военнослужащих, полиции и других силовых структур;– тыловое снабжение войск;– поддержание функционирования систем связи и управления, пунктов и центров управления;– услуги военных аналитиков;– разминирование и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов.В некоторых источниках ЧВК ассоциируют со специальными подразделениями – спецназом. В реальности, в зависимости от рода деятельности ЧВК, их можно отнести к спецназу, аналитикам, профессиональным охранникам, логистам и так далее.Помимо Blackwater/XeServices LLC/Academi, появилось и множество других ЧВК – британские G4S, Erinys International и Aegis Defense Services, американские FDG Corp, MRPI, крупнейшая американская ЧВК DynCorp, британо-американская Northbridge Services Group – и это лишь малая часть.В России ЧВК также существуют, и считается, что они достаточно эффективно действуют по всему миру, в том числе в Сирии, на Донбассе и в Луганской области. Самыми известными российскими ЧВК на сегодняшний день являются:– ЧВК «Вагнера»;– «Славянский корпус» (возможно, является одним из подразделений ЧВК Вагнера);– «Редут-Антитеррор»;– «Ферракс»;– «РСБ-Групп»;– PMC FDG Corp.Как и наёмничество, деятельность ЧВК в России официально запрещена, благодаря всё той же статье 359 УК, поэтому российские ЧВК зарегистрированы как частные охранные предприятия (ЧОП). Также они могут иметь зарубежные филиалы и работать под флагами других государств. В 2016 году попытки легализации ЧВК наткнулись на сопротивление правительства, которое сослалось на часть 5 статьи 13 Конституции России: Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Разумеется, этот аргумент притянут за уши – ЧВК попадают под действие этого пункта только в том случае, если они изначально ставят перед собой в качестве цели изменение основ конституционного строя, что звучит абсолютно абсурдно: неужели прямо так в Уставе запишут? Так, под ч. 5 ст. 13 можно что угодно подтянуть: хоть кружок юных техников, хоть общество любителей рыбалки – мало ли зачем они собираются? И что они там делают, может, тоже что-то против основ конституционного строя замышляют?Министр иностранных дел С. В. Лавров в 2018 году вновь предложил вернуться к обсуждению вопроса легализации российских ЧВК для того, чтобы обеспечить правовую базу, защищающую российских сотрудников ЧВК. Очевидно, что, как министр иностранных дел, С. В. Лавров достаточно хорошо осведомлён о деятельности российских и зарубежных ЧВК и эффективности их использования.Необходимо понимать, что легализация ЧВК не подразумевает (не должна подразумевать) раскрытие деятельности таких компаний за рубежом – специалисты ЧВК не обязаны носить военную форму или иные признаки принадлежности к той или иной структуре, в случае если этого требует специфика контракта и выполняемой работы.
Зачем нам нужны частные военные компании?
Они позволят превратить неорганизованный рынок наёмников в организованный. Сами по себе «дикие гуси» могут зарабатывать деньги за рубежом, но платить налоги они вряд ли будут, да и не факт, что они привезут эти деньги в страну, а не оставят на зарубежных счетах.
Неорганизованные наёмники будут отстаивать экономические и политические интересы, но чьи это будут интересы – США, Великобритании, Франции? Как обеспечить контроль за тем, чтобы их деятельность не была направлена против интересов РФ?
Наибольшую эффективность для всех сторон – российских наёмников, российских компаний и государства даст организация «диких гусей» под эгидой российских ЧВК.
Сейчас много говорится о том, что оборонные предприятия должны перестраиваться на гражданское направление – «перековать мечи на орала».
Однако сделать это будет не просто – предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) просто не оптимизированы для того, чтобы производить холодильники и сковородки.
Между тем рынок оружия – один из немногих рынков, который не сокращается, а непрерывно растёт.
Учитывая значительную милитаризацию нашей промышленности, сформировавшейся ещё во времена СССР, гораздо выгоднее стимулировать предприятия ОПК на захват всё большей части мирового рынка оружия – здесь есть куда развиваться. Можно и нужно «отжимать» максимально-возможную долю рынка вооружений у США, Франции, Китая, Турции и других стран, не пускать на него новых игроков, выдавливать старых. И ЧВК могут этому способствовать.
ЧВК и ОПК
Как связаны частные военные компании и предприятия оборонно-промышленного комплекса? В настоящее время никак. Во-первых, в России официально не разрешены ЧВК. Во-вторых, инициировать разработку оружия и вооружений могут лишь государственные силовые структуры Российской Федерации.
Но Министерство обороны РФ при всём желании не сможет охватить и оплатить многие интересные концепции и разработки – просто не хватит денег. Да и не все они необходимы вооружённым силам.
В то же время, специфика ЧВК может потребовать разработки вооружений, которые ВС РФ не очень-то и нужны, по крайней мере, на первый взгляд.Лёгкие штурмовики не интересуют МО РФ, но могут заинтересовать ЧВК, поскольку они гораздо дешевле в приобретении и в эксплуатации, а затем они могут экспортироваться в другие страны, обладающие ограниченным оборонным бюджетомЗадачи, решаемые ЧВК, имеют особую специфику. Например, отсутствие поддержки авиации, противостояние численно более крупным группировкам противника, действие в условиях противостояния нескольких центров силы. В Сирии, к примеру, одновременно действуют США и НАТО, Израиль, Россия, Турция и многие другие страны. Не говоря уже о десятках, а то и сотнях независимых вооружённых группировок. Выжить и обеспечить победу в этой ситуации поможет только самое эффективное вооружение и техника.
Необходимо не просто легализовать ЧВК, но и обеспечить им возможность инициировать и оплачивать разработку вооружений предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса.
ЧВК могут быть куда менее инертны и куда более инициативны, чем МО, поскольку они не будут скованны уставами, регламентами и ответственностью за государственные деньги – это просто бизнес, ничего личного. При этом, МО РФ может использовать результаты разработок, заказанных ЧВК, в своих интересах.
Выводы
ЧВК могут стать одним из наиболее эффективных инструментов экономики и внешней политики Российской Федерации.
- Системная работа ЧВК, вооружённых сил и правоохранительных органов позволит выявить тех, кто подходит для работы в ЧВК, и «экспортировать» их склонность к насилию за пределы территории Российской Федерации, значительно сократив уровень насильственных преступлений на территории РФ (разумеется, речь не идёт о насильниках, педофилах и прочей мрази, у которых должна быть только одна дорога – на виселицу или в расстрельную камеру с опилками на полу).
- Необходимо обеспечить ЧВК возможность инициировать разработку и приобретение оружия и вооружений (в разумных пределах, речь не идёт о делегировании ЧВК полномочий по созданию стратегического оружия).
- ЧВК не заменят, но эффективно дополнят вооружённые силы РФ, решая специфические задачи по защите национальных политических и экономических интересов.
- В перспективе ЧВК смогут решать комплексные задачи по обороне или нападению в рамках целых государств и даже регионов.
Для формирования и развития ЧВК необходимо полностью отменить или радикально скорректировать статью 359 Уголовного кодекса РФ.Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил Москве, что ей не нужно посылать ЧВК Вагнера в Мали. Такое вмешательство во внутренние дела этой африканской страны грозит «серьезными последствиями».
Что ж, если уже сейчас «несуществующие» российские ЧВК вызывают такой резонанс на международной арене, то что будет, если это направление получит активную поддержку государства?
Андрей Митрофанов
Военное обозрениев Яндекс Новостях
Военное обозрениев Яндекс Дзен
191 комментарий
Объявление
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
Что такое ЧВК и какова ответственность за их создание?
Многие видели открытие «офиса» «ЧВК «Вагнера» в Санкт-Петербурге. В государстве, где монополия на вооруженные силы принадлежит государству, а право работает, не пришлось бы объяснять, как такое возможно. Но люди спрашивают, поэтому попробую объяснить — прокомментировал адвокат Калой Ахильгов у себя в телеграмм-канале.
Как на открытие «ЧВК Вагнер Центра» почти пришел Пригожин, а Вика Цыганова «пришла» многократно — репортаж «Фонтанка.ру»
- В нашей стране запрещены любые военные организации, учрежденные не государством.
- В УК есть статья 208, предусматривающая ответственность за деятельность незаконных вооруженных формирований.
Но почему-то все ссылаются на статью 359 УК (наемничество), которая в данном случае к ЧВК не применима из-за критериев, которые указаны в УК. Давайте разберемся.
- Статья 208 УК предусматривает ответственность за создание, финансирование или руководство вооруженным формированием (объединением, отрядом или иной группой), не предусмотренным законом.
- При этом под созданием понимается момент объединения нескольких лиц в группу и приобретения хотя бы некоторыми из них оружия, боеприпасов, взрывных устройств, боевой техники.
- Руководство таким формированием заключается в осуществлении управленческих функций в отношении такого формирования (например, распределении функций между членами незаконного вооруженного формирования).
- А финансирование такого формирования – это предоставление или сбор средств, либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для обеспечения его деятельности.
Наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы от 10 до 20 лет. Кроме того, за участие в таких формированиях также предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.
А теперь посмотрим на любую ЧВК. Как я сказал, все частные военные организации запрещены. Никакого закона, разрешающего деятельность ЧВК в России нет.
Создание таковой под любым соусом (ЧОП и прочее) подпадает под статью о создании незаконного вооруженного формирования. Добавьте сюда выступления «известного предпринимателя» в различных колониях и СМИ, и мы получим еще два критерия: руководство и финансирование.
- Более того (как сказал бы прокурор в правовом государстве), усматриваются признаки организованного преступного сообщества (статья 210 УК).
- Что касается статьи 359 УК (наемничество), то часть первая этой статьи предполагает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в военных действиях в виде лишения свободы на срок от 12 до 18 лет.
- При этом наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
- В данном случае завербованные в колониях и не только — являются гражданами государства, участвующего в военных действиях, и проживают на территории РФ (конечно, можно там найти и иностранцев, но оставим предположения).
- И когда кто-то из защитников ЧВК говорит, что это не наемничество, так как члены ЧВК – граждане России, надо признать, что они правы, но это не освобождает их от ответственности, предусмотренной статьей 208 УК РФ.
- Чуть больше года назад глава МИД Лавров, выступая в ООН, заявил, что власти Мали обратились за помощью к «частной военной компании из России», хотя знал, что они запрещены в нашей стране.
- В государстве, где монополия на вооруженные силы принадлежит государству, а право работает, министр никогда бы такого не сказал.
- Источник: адвокат Калой Ахильгов
Уголовная ответственность за совершение наемничества
- Уголовная ответственность за совершение наемничества
- Уголовная ответственность за совершение наемничества установлена статьей 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.
- К наемничеству относятся как действия по вербовке, обучению, финансированию или иному материальному обеспечению наемника, а равно использование его в вооружённом конфликте или военных действиях, так и непосредственное участие наемника в вооружённом конфликте или военных действиях.
- Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Под вербовкой понимаются действия, направленные на наем на военную службу, достижение устного или письменного соглашения с гражданином третьего государства о его участии в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение, которые могут осуществляться в агитации, в записи желающих лиц, их регистрации, направлении в военный лагерь, базу, специальную диверсионную школу для обучения и т.д.
Под обучением понимается деятельность по физической, психологической подготовке, процессу получения наемником специальных военных знаний, тренировке его в навыках, приемах обращения, пользовании боевым оружием, взрывчатыми веществами, техникой, стратегии, тактики, способам действий, иным навыкам, необходимым для участия в вооруженном конфликте и боевых действиях.
Под финансированием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое финансовое обеспечение: передача денег, в т.ч. посредством перечисления на открытые на его имя счета в банках, в оплату содержания баз подготовки, штата инструкторов, обучения, вербовки и использования наемников, закупки вооружения, обмундирования, продовольствия и т.д.
Под иным материальным обеспечением наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое его материальное обеспечение, в том числе предоставление военного обмундирования, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, военной техники, транспорта, снабжение продовольствием, питьевой водой, иной продукцией и т.д.
Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается привлечение их к непосредственному участию в совершении таких действий.
Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается его непосредственное личное участие в таких действиях, в том числе в их подготовке и планировании.
Указанные действия считаются преступными, если совершаются с прямым умыслом. Уголовная ответственность за них наступает с 16 лет.
- За вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за использование его в вооружённом конфликте или военных действиях предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 8 лет.
- Совершение названных действий с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего влечёт повышенное наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до15лет с возможностью применения дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы.
- За непосредственное участие наёмника в вооружённом конфликте или военных действиях установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области
Что такое наемничество? Установлена ли какая-либо ответственность за наемничество?
Ответственность за наемничество установлена в ст. 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В примечании к данной статье закреплено, что наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения
и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (протокол 1) от 08.06.1977, где дано аналогичное понятие наемника.
- В свою очередь, наемничество может выражаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях.
- Вербовка означает наем людей для военной службы.
- Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.
Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников, или направляемых
на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).
Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.
Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 Уголовного кодекса Российской Федерации и предусматривает лишение свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечении наемника, использование его в вооруженном конфликте или военных действиях, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового (ч. 2 ст. 359 УК РФ).
Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового (ч. 3 ст. 359 УК РФ).
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Ответственность за наемничество установлена в ст. 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В примечании к данной статье закреплено, что наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения
и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (протокол 1) от 08.06.1977, где дано аналогичное понятие наемника.
- В свою очередь, наемничество может выражаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях.
- Вербовка означает наем людей для военной службы.
- Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.
Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников, или направляемых
на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).
Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.
Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.
Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 Уголовного кодекса Российской Федерации и предусматривает лишение свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечении наемника, использование его в вооруженном конфликте или военных действиях, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового (ч. 2 ст. 359 УК РФ).
Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового (ч. 3 ст. 359 УК РФ).
В думу внесены поправки в ук о наемничестве, сотруд… / сова
Депутаты готовят новое ужесточение уголовного законодательства.
25 мая 2022 года депутаты Василий Пискарев, Эрнест Валеев, Андрей Картаполов, Андрей Красов и Анатолий Выборный внесли в Госдуму новый законопроект об изменении Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Он предусматривает изменение законодательства в сфере государственной безопасности.
Депутаты предложили внести в УК следующие изменения:
- ст. 208 УК (организация незаконного вооруженного формирования) дополнить ч. 3, по которой наказывать граждан и проживающих в России апатридов за участие в любых вооруженных конфликтах за рубежом, «противоречащих интересам Российской Федерации». Предлагается наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере от 500 тысяч рублей или дохода за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет;
- действие ст. 275 УК (госизмена) распространить на переход на сторону противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действии с применением вооружения и военной техники, участие в которых принимает Российская Федерация;
- дополнить УК новой статьей ст. 275.1 УК, которая будет карать за осуществление гражданином РФ «конфиденциального сотрудничества со специальной службой иностранного государства, международной или иностранной организацией либо с их представителями». Под таким сотрудничеством предлагается понимать «тайное установление и поддержание контакта» в целях оказания «содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации». К международным или иностранным организациям, с которыми запрещено сотрудничать, будут относиться организации, действующие «в интересах» зарубежной спецслужбы, а также ЧВК. В качестве наказания предлагается установить лишение свободы на срок от двух до восьми лет со штрафом в размере до миллиона рублей или дохода за период до трех лет либо без такового, а также с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Тех, кто «добровольно и своевременно» сообщил о сотрудничестве и не совершил никаких «действий по исполнению» полученного задания, предлагается освобождать от ответственности;
- действие ст. 276 УК (шпионаж) распространить на «передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием Российской Федерации»;
- дополнить УК новой статьей ст. 280.4 УК (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства).
- По ч. 1 этой статьи за публичные призывы к осуществлению деятельности,
направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнению органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности РФ предлагается наказывать либо штрафом от 100 до 500 тысяч рублей или в размере дохода за период от одного до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; - По ч. 2 за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации и интернета предлагаются наказания в виде штрафа от 300 тысяч до миллиона рублей либо дохода за период от трех до пяти лет, либо в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового;
- По ч. 3 предусмотренные первыми двумя частями деяния, совершенные организованной группой либо с угрозой применения насилия предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет со
штрафом в размере от 500 тысяч до 2,5 миллионов рублей или в размере дохода за период от трех до пяти лет, с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового и с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового; - действие ст. 284.1 УК распространить на участие в деятельности «нежелательных организаций», их финансирование и организацию деятельности не только на территории России, но и на любых других территориях;
- ужесточить ответственность по ст. 359 УК (наемничество):
- по ч. 1 (вербовка и обучение наемника) – до сроков от 12 до 18 лет лишения свободы (сейчас – от четырех до восьми лет);.
- по ч. 2 (те же деяния, совершенные с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего) – до лишения свободы на срок от 12 до 20 лет (сейчас – от семи до 15 лет);.
- по ч. 3 (участие наемника в вооруженном конфликте) – до лишения свободы на срок от семи до 15 лет (сейчас – от трех до семи). Эту норму также предлагается не распространять на случаи, которые будут охватываться новой ч. 3 ст. 208 УК (см. выше).
Согласно поправкам в УПК, расследовать дела по новой ст. 208.4 УК смогут как следователи СК, так и ФСБ, а по новой ст. 275.1 УК – только ФСБ. Рассматривать дела по ч. 3 ст. 208, ст. 208.4 и 275 УК должны будут суды субъектов федерации.
Правительство России в своем отзыве высказало ряд замечаний. Во-первых, в правительстве отметили, что для ст. 275.
1 УК нужно уточнить диапазон возможного срока наказания в виде лишения свободы с учетом того, что преступление посягает на основы конституционного строя и безопасность государства и является тяжким. Во-вторых, с точки зрения правительства в ч. 3 ст. 280.
4 необоснованно включен квалифицирующий признак совершения преступления с угрозой применения насилия. В-третьих, отмечено, что для чч. 1 и 2 ст. 359 УК ошибочно предлагаются одинаковые нижние пороги наказания.
В правительстве также подчеркнули, что законопроект содержит оценочные и формально не определенные термины, в частности, «своевременно», «противник» и «деятельность, направленная против безопасности Российской Федерации», «что не отвечает конституционным требованиям ясности, определенности и недвусмысленности правовых норм». Кроме того, авторы отзыва заметили, что для иностранного гражданина, привлекаемого к ответственности за шпионаж, страна, которой он передает сведения, противником не является.
У Верховного суда России концептуальных замечаний к законопроекту не оказалось.