Восстановление на учете нуждающихся в жилом помещении 2023
Главная / Жилищные споры / Улучшение жилищных условий / Как восстановиться в очереди на улучшение жилищных условий
Просмотров 1655
Многие граждане нашей страны нуждаются в улучшении жилищных условий. Для малообеспеченных семей это единственный выход из сложной жизненной ситуации.
Они тратят уйму времени на сбор документов, общение с чиновниками и постановку на учет в качестве нуждающихся. Но однажды планы могут рухнуть – и виной тому снятие с очереди на жилье.
Что делать в такой ситуации, куда обращаться? Юристов спрашивают, можно ли восстановиться на жилищном учете и получить желаемую квартиру?
Почти во всех случаях приходится оспаривать неправомерные решения государственных органов. Последние часто нарушают права граждан из-за искажения ситуации и вольной трактовки законов. Чтобы отстоять свои права нужно знать о причинах снятия с очереди, а также учитывать порядок восстановления законного права на жилье. О том, что делать – читайте нашу статью.
✅ Какие основания для снятия с очереди?
Очередников ставят на жилищный учет на основании поданного ими заявления. Администрация внимательно изучает статус заявителя, его малообеспеченность, пожелания и прочие факторы.
Встав в очередь, гражданин может претендовать на социальное жилье, субсидии или частичное погашение ипотеки. Однако наравне с этим человека могут вычеркнуть из списка очередников – в силу ст. 56 ЖК РФ. Тогда он не сможет претендовать на вышеназванные льготы.
В каких случаях вас могут снять с жилищного учета:
- Переезд в другой населенный пункт или страну. Исключением является смена места жительства в Москве, Питере, а с 2014 года и в Севастополе – городах федерального значения РФ.
- Добровольное снятие с очереди на жилье. Достигается за счет подачи заявления органу, который ставил гражданина на учет. Написав заявление, человек сообщает о своем желании быть исключенным из списка нуждающихся в улучшении жилусловий.
- Прекращение оснований для нуждаемости. Если семья улучшила жилищные условия, ей не положена помощь от государства. Примером может быть приобретение квартиры, наследство, дарственная, обмен и прочие сделки с пользу кандидатов.
- Перечисление заявителю бюджетных средств. Речь идет о жилищном сертификате, субсидиях на погашение ипотечных займов, оплату строительства дома или капремонта в квартире. Получив субсидии, человек исключается из очереди на социальное жилье.
- Предоставление земельного участка под ИЖС. Муниципальные власти могут выдать свободную землю под строительство дома. Впоследствии, участок можно приватизировать. Однако из очереди не могут исключить многодетную семью (критерий – 3-е и более детей).
- Недействительные сведения при постановке на учет. Обнаружение фальсификации данных с целью встать на жилищный учет – это повод вычеркнуть соискателя из числа претендентов на жилье.
Еще одним основанием можно считать увольнение с работы, если гражданин встал в очередь от предприятия/компании. Прекращение работы – повод исключить кандидата из списка очередников.
Также может быть и фактор ухудшения жилищно-бытовых условий – в силу ст. 53 ЖК РФ.
Например, когда семья умышленно продает единственную квартиру, а затем встает на учет как нуждающаяся в социальном жилье. Но опять же, нужно смотреть на конкретную ситуацию.
Скажем, отказ от наследства – это не повод считать, что человек намеренно ухудшил жилищные условия. При таком раскладе отказ властей уже незаконный.
Пример:
Феофанов женился на Зайцевой, которая до брака имела в собственности 2-комнатную квартиру. Семья Феофанова проживала в 1-комнатной квартире по договору социального найма. Поскольку жилплощадь не соответствовала учетной норме на человека, жильцы встали на учет как нуждающиеся в улучшении жилусловий.
Феофанов также вошел в число кандидатов. Однако вскоре из мэрии пришло извещение. Оказалось, что семью сняли с учета по причине улучшения жилищных условий. Чиновники посчитали, что квартира жены Феофанова должна быть учтена в уровне обеспеченности очередников. Однако власти не учли, что Зайцева не живет с семьей Феофанова.
Супруги проживали отдельно от семьи, а значит в силу п. 1 ст. 69 ЖК РФ, имущество супруги не может учитываться на родных мужа. Более того, квартира Зайцевой – это ее личное имущество, и супруг на нее не претендует. Феофанов и его семья вправе подать иск и оспорить неправомерное решение жилищного органа.
Условия их проживания не улучшились, а значит из очереди на жилье их исключить не могут.
И это лишь один из примеров. К сожалению, отказы чиновников встречаются в каждом регионе, особенно в Москве и области. Часто по надуманным поводам с целью сократить список очередников. Последние должны отстаивать и восстанавливать свои права, и желательно привлекать для этого юристов.
✅ Восстановление в очереди на жилье
Об исключении из очереди на жилье заявителям должны сообщить. Такие действия поручены органу, который регистрировал семью на жилищном учете. Например, в Москве – это Департамент городского имущества (ДГИ).
Важное значение играет дата постановки на учет. Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года осуществляется не по всем основаниям ст. 56 ЖК РФ. Очередники этой даты претендуют только на социальное жилье – жилплощадь нельзя заменять субсидией. Денежную помощь получают те, кто встал на очередь с 2005 по 2017 год. Остальные отказы можно и нужно обжаловать.
???? Пошаговое руководство
Что делать тем, кого сняли с очереди на улучшение жилищных условий?
Этапы по восстановлению прав на жилучет:
- Получить уведомление об исключении из очереди на жилье. Обычно уведомления направляют почтой. Если заявитель подавал заявку через Госуслуги или электронную почту, извещение может прийти на e-mail (см. в настройках Личного кабинета). Для примера, военнослужащие могут отследить изменения по личному номеру в онлайн-сервисе на сайте Минобороны РФ.
Если уведомление не пришло, нужно обратиться в орган, ставивший вас на учет, например – в районную Управу или департамент городским имуществом. Потребуйте, чтобы вам прислали официальное извещение – на это отводится 10 дней, после чего на ваш адрес придет письмо.
- Определить причину снятия с очереди. Чиновники всегда указывают основание, а также пункт ст. 56 ЖК РФ. Исходя из этих данных можно выстраивать позицию защиты. Если основание неприменимо, а решение незаконное – обращайтесь с жалобой к начальству ДГИ или напрямую в суд.
- Написать жалобу вышестоящему руководству. Подав жалобу, вы будете иметь козырь для дальнейших разбирательств. Даже если высшее начальство ДГИ не удовлетворит вашу просьбу, отказ в восстановлении можно приобщить к судебному делу.
- Составить и подать иск. Административный иск подается в районный суд по месту нахождения ответчика. Ответчиком будет тот орган, который снял вас с очереди на жилье. Наименование жилищного органа можно взять из уведомления в ваш адрес.
- Участие в судебных заседаниях и экспертизе. Рассмотрев исковое заявление и требования истца, суд приглашает стороны в зал заседаний. На повестку дня выносится текущий спор об исключении очередника из списка нуждающихся. При необходимости суд назначит повторное заседание, например – в случае проведения экспертизы или запроса дополнительных сведений.
- Получить выписку из судебного постановления. Копию можно взять у секретаря судебной канцелярии.
- Восстановиться в очереди на жилье или субсидии. Имея постановление суда, нужно вновь обратиться в департамент и написать заявление о восстановлении в очереди. Порядковый номер и дата заявителя сохранится. Вас не могут отбросить дальше прежнего срока, т.к. снятие с учета было признано неправомерным.
???? Образец иска о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий
Исковое заявление (жалоба) оформляется в соответствии со ст. 131–132 ГПК РФ. Истец должен указать все заслуживающие внимания факты.
Иск о восстановлении отражает следующую информацию:
- наименование судебного органа, где рассматривается спор;
- ФИО истца, адрес и контакты;
- наименование ответчика – полное название жилищного органа, который принял решение снять истца с очереди на квартиру;
- цена иска – как правило, 300 рублей;
- название документа – по центру;
- обстоятельства дела: данные об истце, его статусе, семье, имеющейся недвижимости, документах;
- сведения о постановке на жилищный учет: на каких основаниях и когда;
- дата и основание снятия с учета;
- несогласие с решением ответчика: указать, почему не согласны, привести ссылки на статьи, реальные характеристики жилусловий, свою версию произошедшего и т.д.
- просьба – рассмотреть иск по существу, восстановить в списках очередников, предоставить жилое помещение по договору соц найма;
- приложения-документы;
- дата подачи иска;
- подпись истца + расшифровка.
???? Список документов
Не считая самого иска, заявитель должен предоставить документацию к рассмотрению судом. Документы нужны для подкрепления своей позиции вескими аргументами.
Список может быть следующим:
- квитанция об оплате госпошлины;
- копия паспорта;
- доверенность – если судебные тяжбы доверены представителю исключенного из списков очередника;
- документы на жилплощадь – о приобретении, о регистрации, о перепланировке и т.д.
- выписка из домовой книги;
- справки из соцзащиты, с места работы, учебы, службы, отбывания наказаний;
- медицинские заключения, в том числе о повторном обследовании (например, если основанием для снятия с учета является отсутствие инвалидности);
- копия жалобы в адрес жилищного департамента;
- копия уведомления о снятии с очереди на жилье;
- прочие документы.
Согласно правилам, документация на восстановление подается в виде копий. Исключение – для квитанций об оплате госпошлин за подачу иска (оригиналы). Однако на заседании нужно иметь при себе подлинники всех копий.
???? Сроки
Очереднику дается ровно 3 месяца с целью подачи жалобы на отказ государственного органа. Отсчет начинается с момента получения извещения. Старайтесь проверять место в очереди хотя бы раз в год. Случается, что соискателей исключают из списков, но уведомления до них не доходят.
После того, как истец подаст иск, начинается отсчет времени на его рассмотрение. Суд принимает решение в течение 5 рабочих дней. Далее, вас известят о возбуждении гражданского производства или о непринятии иска. Первые слушания будут назначены не ранее чем через 30 дней. За это время можно собрать доказательства и подготовиться к делу, например – привлечь юриста.
✅ Судебная практика
Споры о восстановлении в очереди на жилье являются распространенными, но довольно сложными. Практика такова, что решение выносят с учетом обстоятельств – далеко не факт, что суд встанет на сторону истца, или, наоборот, согласится с позицией ответчика.
Трактовка зависит от конкретной ситуации:
- Основной критерий – статус малоимущего. Если семья увеличит доходы, получит имущество и улучшит условия своего проживания, суд не удовлетворит исковые требования.
- Если учетная норма на человека менее 10 кв. метров, но граждан все равно сняли с учета, суд отвергнет основания ответчика. Расчеты ведут от нормы предоставления, т.е. не менее 18 кв. метров.
- Отказ от наследства/дарения не входит в число оснований для исключения человека из очереди на жилье. Имущество может быть попросту невыгодным, например – совместно с долгами и кредитами умершего.
- Суд удовлетворит иск о восстановлении, если в качестве оснований для отказа было наличие садового дома. Дачи непригодны для постоянного проживания. Обычно в таких случаях назначают строительно-техническую экспертизу. Она установит, является ли садовый домик жильем или это нежилая постройка. Во втором случае решение ДГИ признается судом необоснованным.
Сложность дел о восстановлении статуса очередников в противоречивости доказательств. Чиновники могут сообщить вам об одном основании, а на деле исключат из очереди по другой причине. Опровергать подобные доводы крайне сложно. Но по факту можно ссылаться на ненадлежащее уведомление с причиной отказа.
Пример:
Пресненский районный суд г. Москвы рассматривал дело о снятии семья с жилучета.
Истцом являлась мать, которая в 1992 году вместе с тремя детьми была поставлена на учет как нуждающиеся в жилье. 7 января 2018 года им пришло извещение о том, что они исключены из списка очередников. По мнению Департамента, семья не испытывает нужды в улучшении жилищных условий. Якобы норма предоставления не нарушена.
Семье принадлежат две квартиры – сестры и бабушки, однако указанные лица не стоят на жилучете. С доводами администрации истица на согласилась. Она сообщила, что указанные квартиры находятся в собственности родственников.
Ни истица, ни ее дети не зарегистрированы в жилых помещениях, а также не проживают совместно с родственниками.
Суд внимательно изучил обстоятельства и счел решение ДГИ незаконным. Администрация не имела права снимать семью с учета, поскольку условия их проживания не улучшились.
На долю каждого члена семьи приходится менее 10 кв. метров, в то время как норма предоставления жилья – 18 кв. метров. Квартиры третьих лиц не влияют на изменение жилусловий очередников.
Суд постановил восстановить истицу и ее детей в списках нуждающихся в жилье.
Обжалование решений госорганов – непростой и длительный процесс. Когда снимают с учета, нужно подготовить возражения, учесть процессуальные сроки, форму жалоб и исковых заявлений, а также отстоять свою позицию в суде. Дело о восстановлении статуса не ограничивается знанием основ ЖК РФ. Региональные особенности и нормативы могут отличаться.
Вероятно, в вашем случае придется взаимодействовать с городской Управой, УВД, прокуратурой и Следственным комитетом – а это уже сложнее. Желательно получить консультацию нашего юриста.
Совместно с ним вы сможете проанализировать ситуацию и понять, что делать для восстановления в очереди. Оснований предостаточно, и нужно действовать с учетом их специфики.
О тонкостях такой защиты вам расскажет юрист, он же ответит на имеющиеся вопросы.
Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа
Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.
ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).
Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.
Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма
Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.
Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).
А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.
1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.
м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).
При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):
- подача заявления о снятии с учета;
- утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
- выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
- выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.
Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).
Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.
Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.
и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).
Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.
Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.
Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).
Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета
Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.
Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.
никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.
неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).
Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.
Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.
, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).
Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.
Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.
(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.
Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.
Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).
Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.
6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.
ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.
Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г
1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.
2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё
При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.
Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.
Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:
Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.
К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).
Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).
На жилищный учёт вставал муж заявителя, указав, что относится к категории граждан «молодая семья», членами которой являются также его супруга и несовершеннолетняя дочь. В это время малолетний брат заявителя, не претендующий на улучшение жилищных условий совместно с сестрой, с рождения проживал у матери.
При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.
Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.
Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).
3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника
При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.
Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.
Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.
Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.
Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).
4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.
Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.
Буквально толкуя фразу о «проживании в квартире, занятой разными семьями», суды удовлетворяют иски жителей лишь если они проживают в коммуналке, т.е. имеют разные договоры соцнайма.
Верховный суд РФ занял другую позицию и указал, что не обязательно, чтобы квартира была коммунальной. Нужны лишь доказательства отсутствия семейных отношений между проживающими, что они разные семьи (определения Судебной коллегии по гражданским делам от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10, от 19 ноября 2019 г. № 78-КГ19-48).
Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.
Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к.
оно предусмотрено другим пунктом статьи — пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п.
3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)
5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним
По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).
В старой квартире сироты проживала её сестра, страдающая заболеванием из Перечня Минздрава № 987н, исключающем совместное с ней проживание (сестра фактически временно проживала у опекуна по другому адресу). Сирота также была зарегистрирована по месту пребывания у родственника в другом субъекте РФ.
Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.
Суды признали отказ законным.
Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).
6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.
7. Совместно зарегистрированный с очередниками по месту жительства, но проживающий отдельно гражданин не признаётся членом семьи очередников
При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).
ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.
Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.
- В частности:
- — у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3);
- — прописанная, но совместно не проживающая сестра нанимателя является отдельной семьёй (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10);
- — прописанный, но не вселявшийся в квартиру своей матери очередник, не имеет права на эту квартиру и в уровне его жилищной обеспеченности она не учитывается (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14 мая 2020 г. № 228-КА20-3);
- — не должно учитываться жильё совместно прописанной двоюродной сестры и её мужа (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3);
— жильё прописанного, но проживающего отдельно брата, не учитывается в площади жилья сестры (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).
8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме
Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.
Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).
Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).
В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.
Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).
9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).
10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает
Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.
- Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.
- Суды согласились с законностью отказа.
- Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.
- Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.
Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст.
83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г.
№ 14-КАД20-9–К1.
МОО «Правозащитная организация «Восход»
23 марта 2021 г.