Возможно ли свободное использование произведения при неисключительной лицензии 2023
«Допустим, вы написали статью. С личными правами уже всё понятно: вы — автор, указываете своё имя как хотите, без вашего согласия никаких правок. Но как продать эту статью журналу? Как получить деньги от тех сайтов, которым вы разрешите публиковать статью у себя? Какое право получат ваши „покупатели“?
Ответ кроется в исключительном праве. Условно, если личные права — это право „быть“, то исключительное право — это право „использовать“. Этим правом можно распоряжаться.
Когда исключительное право принадлежит вам, вы — правообладатель. Можете использовать своё произведение как угодно: показывать, печатать, исполнять, продавать и так далее. Всем остальным без вашего разрешения ничего такого делать нельзя.
Когда вы слышите фразу „продать песню“ или „продать права на книгу“, речь на самом деле идёт о распоряжении именно исключительным правом. „Продать права“ можно по-разному, и от того, насколько грамотно вы выберете способ „продажи“, зависит размер вашего заработка.
Как распорядиться исключительным правом? Представьте себе обычную квартиру. Её можно продать насовсем, а можно сдать в аренду — разрешить попользоваться на время. Похожая история и с интеллектуальной собственностью.
Кадр: сериал «Форс-мажоры» / Untitled Korsh Company
Допустим, вы сделали фотографию — у вас возникли личные права и исключительное право. Теперь вы одновременно и автор, и правообладатель. Личные права автора неотчуждаемы, а вот с исключительным правом как с квартирой: можно „продать“, а можно „разрешить попользоваться“.
Отчуждение — „продать насовсем“. Сначала правообладателем были вы, а после сделки им стал кто-то другой. Вы передали исключительное право — провели отчуждение. Теперь даже вы сами больше не можете использовать свою фотографию, а вот компания может распоряжаться ей как захочет. За это вы и получили деньги.
Нельзя передать исключительное право частично, на время или ещё с какими‑то ограничениями. Это как продать квартиру с условием, что покупатель не будет приезжать туда по выходным — какая-то несуразица.
Так и исключительное право на произведение: оно одно, передаётся полностью или не передаётся вовсе.
Теперь фраза „передача всех исключительных прав на произведение“ будет резать вам глаз неграмотностью, извините.
После передачи вы по-прежнему считаетесь автором, но вот правообладатель теперь другое лицо. Это серьёзная сделка: договор заключается только в письменной форме и с прямым указанием, кто и кому передаёт право, на какое именно произведение.
Классическая ошибка: „купить“ работу у автора и не заключить с ним договор. Если договора нет, значит, права не переходили. Сегодня директор платит фотографу за фото и думает, что получил исключительное право, а через три года фотограф приходит с претензией и требует ещё денег. Так бывает.
Москва, 2017 год. Фотограф передал сотруднику компании фотографии и сказал, что не против, если компания использует их на одной выставке.
Спустя несколько лет фотограф обнаружил, что компания регулярно использует эти фотографии в рекламе, соцсетях и на стендах. Договора не было, исключительное право компании не передавалось.
Суд признал компанию нарушителем и взыскал 340 000 рублей компенсации.
Лицензия — «разрешили попользоваться». Если вы хотите получить деньги, но не готовы отдавать произведение с концами, нужно заключать лицензионный договор. Лицензия — это как аренда квартиры: вы не отдаёте произведение, а только разрешаете временно им попользоваться на каких-то условиях.
Вот что можно и нужно указать в лицензионном договоре:
- Предмет — какое произведение вы разрешаете использовать.
- Способ использования — как вы разрешаете его использовать.
- Территория — в каких странах можно использовать произведение.
- Цена — сколько денег и как часто вам будут платить.
- Срок действия — как долго действует лицензия, как продлевать.
Вы можете договориться с покупателем лицензии, что не будете продавать такие же лицензии другим людям и компаниям. Такие лицензии называют исключительными — их получает исключительно кто-то один.
Например, одна компания использует ваше фото только в России, а другая — исключительно в Казахстане.
Никто другой таких же прав получить не сможет, а вот в Литве и Германии ни той ни другой компании использовать это фото нельзя — ограничение условий лицензии.
sitthiphong / Shutterstock
Или одна компания добавила ваше фото в свою книгу, а другая использует в наружной рекламе. Если кто-то из них захочет поставить фотографию на сайт, они нарушат условия лицензии, создавая для себя юридический риск.
Разных исключительных лицензий можно раздать сколько угодно. Главное, чтобы права ваших покупателей не пересекались. Способы использования могут быть любыми.
Если в лицензии нет условий об исключительности, то эта лицензия — простая, неисключительная. Вы можете назаключать с другими людьми сколько угодно договоров на таких же условиях. Как „продажа“ картинки на фотостоках: её купили вы и ещё сто человек, все используют как хотят и никто ничего не нарушает.
Некоторые компании попадают в нелепые ситуации с лицензиями. Например, компания заключает с фрилансером договор на разработку сайта. Платят деньги, получают сайт, всё в порядке. А потом — бах, такой же сайт выкладывают конкуренты из другого города.
Нарушители? Формально нет: фрилансер „перепродал“ сайт, имея на это право. Если в договоре с фрилансером прямо не написано про передачу исключительного права или предоставление исключительной лицензии, это не отчуждение, а простая лицензия. Вот фрилансер и пошёл „продавать“ сайт дальше.
Вы можете подумать, что это некрасивый поступок, но юристы скажут — „волеизъявление правообладателя“. Cуд с ними, скорее всего, согласится.
Если вы автор, то для вас, как правило, лицензия выгоднее, чем отчуждение. Допустим, вы сделали фотографию человека с ноутбуком под пальмой. Сегодня у вас купили лицензию одни продавцы успеха, завтра другие, послезавтра — третьи.
Одни используют фото в рекламе курсов для программистов, другие зазывают предпринимателей, третьи ещё как-то — никто никому не мешает. Одни закрываются, другие появляются, а вы всё продаёте лицензию на эту фотографию.
Каждая сделка — ещё одни деньги за ту же работу.
А вот если бы вы дали самому первому клиенту не лицензию, а исключительное право, то всё: дальнейших сделок уже бы не было. Первый покупатель попользовался вашей фотографией год, обанкротился, и право на вашу фотографию растаяло вместе с ним.
Вы по-прежнему автор фотографии, а вот пользоваться ей и продавать лицензии на неё юридически уже не можете.
Кажется, что предъявить претензии в таком случае будет особо некому, только вот кто знает, кому ваш „покупатель“ мог передать исключительное право перед банкротством?
Когда компания предлагает вам заключить договор именно на отчуждение, подумайте: а так ли нужно компании именно отчуждение? Почему ей недостаточно просто лицензии? Здесь можно поторговаться: исключительное право всегда стоит дороже. Ведь передать исключительное право вы можете только один раз.
И напоследок ещё одна важная деталь: по умолчанию приобретатель не имеет права вносить изменения в ваше произведение, даже если заплатил за лицензию или получил исключительное право.
Помните про право на неприкосновенность? Если надо, вы можете дать покупателю право на внесение изменений и переработку произведения, но тогда про это нужно будет тоже написать в договоре.
Вот и ещё один повод для торга.
Право на вознаграждение. Допустим, работник создал произведение по заданию начальника. Он автор, а исключительное право принадлежит компании-работодателю. Получается, зарабатывать на произведении будет компания. Но вот вопрос: имеет ли сотрудник право получить какие-то деньги за это?
Ответ: да. Чуть дальше у нас будет на эту тему целый раздел, а пока что просто обратим внимание, что такое право есть.
Право следования и право на доступ. Бедный художник продал галерее свою картину за копейки. А потом галерея продала эту картину богатому коллекционеру за баснословные деньги. Имеет ли право художник получить процент от этой продажи? Да, это называется правом следования. В законе установлен конкретный процент, который должен получить автор.
А может ли художник попросить нового собственника дать ему возможность снова взглянуть на картину? Да, это называется правом доступа. При этом художник может скопировать эту картину. Такие вот необычные права остались у нас напоследок.
Gorodenkoff / Shutterstock
Справка по авторскому праву
Авторское право
Авторское право (англ. copyright) – это право автора произведения на его использование («копирование») и получение дохода от его использования.
Авторское право действует на произведения литературы, науки и искусства: художественные и научные тексты (в том числе переводы), двумерные изображения (картины, фотографии, кинофильмы), объёмные объекты (скульптуры, архитектурные сооружения), музыкальные произведения (нотная запись) и т.п.
Авторское право является интеллектуальным правом и включают в себя имущественное право – т.н. исключительное право – и «моральные» права автора.
Авторское право регулируется международными соглашениями и национальным законодательством (см. Бернская конвенция, Всемирная конвенция об авторском праве, ТРИПС, Гражданский кодекс РФ, часть 4). Данные соглашения предоставляют охрану в соответствии с национальным законодательством для произведений, созданных на территории других стран.
Автор
Автором произведения является лицо, творческим трудом которого оно создано, в том числе в соавторстве.
Лица, оказывающие автору только техническое, организационное или консультационное содействие в подготовке произведения (редакторы, корректоры, рецензенты и др.), не признаются авторами и не получают какие-либо права на произведение.
- Моральные права автора
- Личные неимущественные («моральные») права автора – право называться автором, право на имя, право на обнародование и право на неприкосновенность произведения – действуют бессрочно, в том числе после перехода произведения в общественное достояние, и являются неотъемлемыми.
- Исключительное (имущественное) право
- При создании произведения у его автора возникает исключительное право – имущественное право на использование результатов своей интеллектуальной деятельности, которое автор может передать третьим лицам по договору отчуждения исключительного права на произведение, в том числе на весь срок действия исключительного права (срок охраны).
Исключительное право на служебное произведение (т.е. созданное работником в рамках своих служебных обязанностей) принадлежит работодателю.
- При отчуждении оригинала произведения авторское право автоматически не передается.
- Лицензия
- Обладатель исключительного права на произведение может предоставить любой другой стороне лицензию – право на использование произведения для оговорённых целей и на указанный срок.
- При предоставлении простой (неисключительной) лицензии правообладатель (лицензиар) сохраняет право выдачи аналогичных лицензий другим лицам.
- При предоставлении исключительной (эксклюзивной) лицензии получатель лицензии (лицензиат) является единственным обладателем переданного ему права на использование, обычно на ограниченный срок.
- Срок охраны
- Авторские (имущественные) права защищаются в течение срока жизни автора произведения и 70 лет после его смерти.
- Знак охраны ©
- Охрана имущественного авторского права является автоматической и не зависит от каких-либо формальностей – тем не менее, рекомендуется использовать знак охраны авторского права © с указанием года публикации произведения и имени правообладателя (обладателя исключительного права).
- Общественное достояние
После истечения срока охраны имущественных прав произведение переходит в общественное достояние (англ. public domain), и его можно использовать и воспроизводить свободно, без ограничений.
Использование несвободных произведений
Любое использование защищённых авторским правом произведений в любых целях допускается только с разрешения автора, наследника или другого правообладателя. Такое разрешение должно быть оформлено в виде письменного лицензионного договора.
Допускается использование ранее опубликованных произведений, защищённых авторским правом, в учебных и научных целях. Однако такое использование ограничено цитированием в целях полемики и критики в незначительном объёме, не наносящем ущерб коммерческим интересам правообладателя. В случае возникновения претензий критерии добросовестного использования определяются судом.
Произведения в открытом доступе
Произведения, опубликованные любым образом и находящиеся в сети Интернет в открытом (свободном) и неограниченном доступе для всех пользователей, а также произведения, автор которых неизвестен или неизвестно его местонахождение (т.н. orphan works), охраняются авторским правом. Их использование в составе других произведений возможно только с явного разрешения правообладателя.
- Авторское право переводчика
- У переводчика иностранного текста возникает авторское право на созданный им текст перевода, который считается новым литературным произведением.
- Авторское право на текст перевода действует в течение обычного срока охраны, даже если оригинальное произведение на иностранном языке перешло в общественное достояние.
Текст перевода может быть использован только с разрешения обладателя прав на оригинальное литературное произведение, если оно не перешло в общественное достояние. Необходимо также соблюдать моральные права автора оригинального произведения.
Авторское право на изображения
Изображение является произведением искусства и охраняется авторским правом.
В момент создания изображения любым способом (механическим, фотографическим или электронным) у автора изображения возникает авторское право. Таким образом, фотограф или художник (либо работодатель при создании произведения в рамках служебных обязанностей) обладают исключительным правом на созданные ими изображения.
Изображение охраняемого произведения искусства может быть использовано только с разрешения обладателя прав на оригинальное произведение, запечатлённое на этом изображении (скульптуры, здания и сооружения, картины и иллюстрации и т.п.)
За создателем изображений объёмных (трёхмерных) произведений, уже перешедших в общественное достояние, признаётся отдельное авторское право на такое производное произведение.
Однако для репродукций двумерных произведений искусства, находящихся в общественном достоянии – обложек, иллюстраций, картин, гравюр, фотографий, открыток и т.п.
, – авторское право не признаётся, так как производное произведение является точной копией оригинала.
Разрешается свободное использование изображений произведений архитектуры, расположенных в местах, открытых для общественного доступа, либо видных из этих мест (свобода панорамы), при условии соблюдении прав фотографа или художника.
Открытые (свободные) лицензии
Автор произведения, защищённого авторским правом, может разрешить его свободное использование неограниченному и заранее неизвестному кругу лиц на условиях открытой (свободной) неисключительной лицензии. Автор должен явно разрешить изменение и коммерческое использование произведения, при этом требуется соблюдать его моральные права – указать имя автора и не нарушать целостность произведения.
Изображения произведений, находящиеся в открытом (свободном) доступе в Интернете, но не содержащие указания на открытую (свободную) лицензию, нельзя использовать без разрешения автора произведения, оформленного в виде письменного лицензионного договора. Указание имени автора, а также ссылки на архивный источник или на размещённую в свободном доступе копию произведения, не заменяет получение разрешения на использование произведения.
- Произведения со свободной лицензией Creative Commons (CC-BY и CC-BY-SA) публикуют Wikimedia Commons (ВикиСклад), Openclipart, Wikimapia, OpenStreetMap, WikiSource, Intratext и др.
- Фотобанки Pixabay, Unsplash и др. используют свою собственную свободную лицензию
- Произведения, размещённые на Flickr, можно свободно использовать только в том случае, если в описании изображения указана лицензия Creative Commons.
Телеканал не может свободно использовать произведение без согласия правообладателя
Верховный Суд вынес Определение по делу № 5-КГ22-117-К2 касательно взыскания с федерального телеканала компенсации в пользу автора и лицензиата за фонограмму песни, прозвучавшую в эфире «Поля чудес».
Сергей Перимбаев является автором музыкального произведения «Зимушка-зима» (включая текст песни и музыкальное сопровождение), которое входит в состав рукописи сборника песен под названием «Житье-бытье» и было зарегистрировано по заявлению автора в реестре общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» в январе 2006 г.
В декабре того же года в рамках лицензионного договора Сергей Перимбаев предоставил Валентине Рязановой право использования музыкального произведения (простая неисключительная лицензия) следующими способами: воспроизводить, распространять, публично показывать произведение, импортировать экземпляры произведения в целях распространения и осуществлять их прокат, осуществлять публичное исполнение произведения, сообщать произведение в эфир и по кабелю, доводить его до всеобщего сведения. Право использования музыкального произведения было предоставлено лицензиату с момента заключения договора на срок действия исключительного права лицензиара.
8 января 2021 г. в эфире «Первого канала» транслировалась телепередача «Поле чудес», в рамках которой выступал саратовский ансамбль песни и танца «Подсолнухи» с танцевальным номером под запись песни «Зимушка-зима» в исполнении Валентины Рязановой. Выпуск телепрограммы был размещен на сайте канала.
Поскольку в составе телепередачи прозвучала фонограмма музыкального произведения, АО «Первый канал» выплатило РАО вознаграждение на основании лицензионного договора от 26 мая 2017 г.
, согласно которому общество предоставило пользователю на условиях простой (неисключительной) лицензии право использования произведений, входящих в репертуар общества, путем их сообщения в эфир, т.е. сообщения для всеобщего сведения по телевидению, а также путем ретрансляции.
Предметом лицензионного договора также было обязательство по выплате вознаграждения РАО за сообщение для всеобщего сведения по телевидению музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальных произведениях.
Далее Сергей Перимбаев и Валентина Рязанова обратились в суд с иском к АО «Первый канал» о запрете совершать действия по неправомерному использованию музыкального произведения «Зимушка-зима», о возложении обязанности прекратить его неправомерное использование путем удаления всех материалов, содержащих его, в том числе из интернета, о взыскании в пользу каждого истца судебной неустойки в размере 1 тыс. руб. за каждый день просрочки исполнения обязанности прекратить неправомерное использование произведения, а также о взыскании компенсации в размере 250 тыс. руб. в пользу каждого истца.
Суд отказал в удовлетворении иска со ссылкой на то, что включение музыкальных произведений в состав телепередачи не является самостоятельным способом их использования.
Как посчитала первая инстанция, сообщение музыкальных произведений в эфир в составе телепередачи подразумевает факт их включения в состав телепередачи, соответственно, разрешение на такое использование предоставляется согласно договору с РАО.
Поскольку между АО «Первый канал» и РАО был заключен лицензионный договор и спорное произведение из реестра РАО не исключено, то ответчик получил разрешение на его использование.
Суд также отметил, что ответчик приобрел права на телепередачу как результат интеллектуальной деятельности у ЗАО «Телекомпания ВИД», поскольку «Первый канал» является обладателем исключительных прав на телепередачу, автором (организатором) создания которой оно не является, а потому в силу ст. 1240 ГК РФ он не относится к субъектам нарушения авторских прав, допущенного при создании сложного объекта.
Впоследствии апелляция и кассация поддержали выводы первой инстанции. В частности, апелляция добавила, что АО «Первый канал» вправе получать разрешение на использование спорного музыкального произведения с выплатой вознаграждения через организацию по управлению правами на коллективной основе, получившую госаккредитацию на осуществление деятельности в этой сфере коллективного управления.
Рассмотрев кассационные жалобы Сергея Перимбаева и Валентины Рязановой, Верховный Суд пояснил, что при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции аудиовизуального произведения, авторы музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.
ВС разъяснил применение положений ГК в области интеллектуальной собственностиПостановление Пленума разъясняет подсудность интеллектуальных споров, определение размера компенсации нарушенных прав, допустимость использования скриншотов как доказательств и иные вопросы
Со ссылкой на Постановление Пленума ВС РФ от 23 апреля 2019 г.
№ 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» Суд напомнил, что возможность организации эфирного или кабельного вещания самостоятельно определять содержание радио- и телепередач подразумевает самостоятельность такой организации в выборе предлагаемых ею программ, но не предполагает права этой организации свободно использовать произведения любым способом (в том числе путем переработки, использования в составе сложного объекта) и в любой форме без согласия правообладателя. Сообщение произведения в эфир, переработка и использование произведения в составе сложного объекта служат самостоятельными способами использования произведения и требуют получения соответствующего разрешения у правообладателя.
Таким образом, лицо, организовавшее создание сложного объекта (в том числе телепередачи) или распространяющее такой сложный объект, не освобождено от обязанности соблюдения требований ст.
1240 ГК РФ по заключению лицензионных договоров или договоров об отчуждении исключительного права с обладателями исключительного права на все результаты интеллектуальной деятельности, включенные в такой объект (телепередачу), несоблюдение которой является нарушением исключительного права правообладателя и служит основанием для привлечения нарушителя к предусмотренной законом ответственности. «Включение произведения в состав сложного объекта (телепередачи) при его создании предшествует последующему сообщению в эфир этой телепередачи, указанные этапы являются последовательными по отношению друг к другу и представляют собой самостоятельные способы использования результатов интеллектуальной деятельности», – заметил Суд.
Как указал ВС, суды исходили из того, что имели место не публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю музыкального произведения, а использование его при создании сложного объекта и последующее сообщение в эфир этого сложного объекта.
При таких обстоятельствах ссылка на положения ст. 1244 ГК РФ и на наличие лицензионного договора между АО «Первый канал» и РАО является ошибочной. Таким образом, он отменил судебные акты нижестоящих инстанций и вернул дело на новое рассмотрение.
Патентный поверенный РФ, евразийский патентный поверенный, старший партнер АБ «А.
Залесов и партнеры» Ирина Озолина полагает, что определение ВС последовательно продолжает практику высших судов, обязывающую профессиональные организации по созданию аудиовизуальных произведений заключать договоры об использовании отдельных произведений в их составе непосредственно с авторами. «Принцип того, что ГК РФ не предусматривает для организаций по коллективному управлению авторскими правами возможность выдавать лицензии на право использования произведений таким способом, как включение их в состав телепередачи, последовательно проводился судами в экономических спорах (в частности, Постановление СИП от 30 декабря 2019 г. № С01-436/2019 по делу № А40-224162/2017) и теперь реализован в споре с участием физических лиц в рассматриваемом определении», – отметила она.
По словам эксперта, организация по управлению правами на коллективной основе (к которым относится «Российское авторское абщество») – это достаточно сложный субъект гражданского права, практически не имеющий аналогов в других отраслях права, кроме авторского.
«Но их существование облегчает работу профессиональных участников творческой индустрии. И из-за этой сложности на практике возникают затруднения в определении объема прав, которые передаются авторами таким организациям в управление.
С одной стороны, профессиональные организации, на регулярной основе использующие авторские права других лиц, практически всегда имеют договоры с такого рода организациями и не задумываются о том, что некоторые правомочия авторами этим организациям не переданы.
С другой, суды последовательно указывают на то, что воля законодателя при формулировании ст. 1270 ГК РФ не была направлена на предоставление этим организациям всех имущественных авторских прав в управление», – пояснила Ирина Озолина.
Она добавила: для законодателя было важно, что на включение одного произведения в состав другого должна быть четко выраженная воля автора включаемого произведения.
«С одной стороны, такой подход гарантирует авторам произведений, что их произведения случайно не окажутся частью аудиовизуального произведения, неприемлемого для них по содержанию, стилю, профессионализму и т.д.
, с другой – конечно, осложняет деятельность кино- и телекомпаний, занимающихся созданием сложных аудиовизуальных произведений на профессиональной основе.
Такой подход может быть достаточно справедливым с точки зрения баланса интересов, поскольку профессиональный участник теле- и киноиндустрии чаще всего имеет возможность своевременного выявления авторов включаемых произведений и заключения договоров непосредственно с ними, хотя, конечно, при создании телепередач вроде “Поля чудес”, к которому привлекаются различные участники, в том числе не обладающие организационными возможностями телекомпаний (как в случае с ансамблем песни и танца “Подсолнухи”, который и использовал, по сути, спорную песню в эфире телепередачи, что и привело к возникновению спора), такой подход накладывает значительное организационное бремя на создателей телепередач», – убеждена Ирина Озолина.
Старший партнер юридической фирмы INTELLECT Максим Лабзин отметил: в этом деле Верховный Суд посчитал, что лицензионный договор с РАО не охватывает один из способов использования музыкального произведения, а именно «включение произведения в состав сложного объекта (телепередачи)».
«Однако выделение такого не поименованного в законе способа использования в качестве самостоятельного вызывает большие сомнения. Включение одного произведения в другое, будучи производственным и творческим актом, само по себе не приводит к увеличению аудитории включаемого произведения, не приводит к появлению новых его экземпляров.
Во всяком случае, ВС такие соображения не привел. Как представляется, использованием музыкального произведения все-таки надлежит считать не его включение куда-либо как таковое, а лишь дальнейшее использование созданного сложного, производного или составного объекта (в рассматриваемом случае – телепередачи).
А значит, разрешения на передачу музыкального произведения в эфир достаточно для дальнейшей правомерной трансляции в эфире такой телепередачи», – полагает он.
У эксперта вызвало непонимание и то, почему ответственность за включение музыки в телепередачу должен нести «Первый канал», если, как установили суды, такое включение осуществил изготовитель этой телепередачи ЗАО «Телекомпания ВИД».
«В силу той спорной правовой позиции, которая сформулирована в этом деле ВС, изготовителям телепередач для дальнейшего бесконфликтного их показа теперь потребуется совершать больше сделок и нести больше затрат.
Так, им теперь необходимо покупать права не только на публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю произведений, включенных в телепередачи, но и право на вышеуказанное “включение в телепередачу” каждого входящего в нее произведения.
Причем заключать такие договоры придется непосредственно с правообладателем, а не с РАО, поскольку ГК РФ не наделяет организации по коллективному управлению правами на коллективной основе полномочием давать лицензию на использование музыкальных произведений таким особым способом», – подчеркнул Максим Лабзин.
Как оформить лицензионный договор
Вы разработали программу и нашли заказчика, который готов её купить. Чтобы оформить сделку, заключите лицензионный договор. В статье мы расскажем, как это сделать и на какие нюансы обратить внимание.
Когда вы продаёте программу, вы передаёте права на неё заказчику или лицензиату. В договоре вы определяете объём прав — то, какими способами он может использовать программу.
Также вы решаете, сможете ли после оформления договора продавать программу другим клиентам или нет. Существует два вида лицензии:
- Неисключительная лицензия, после оформления которой вы можете продавать программу другим людям. Чаще всего используют этот вариант.
- Исключительная лицензия, в течение срока её действия вы не сможете никому продать программу.
Форма и условия лицензионного договора
Лицензионный договор оформляется в письменной форме. Обычно это отдельный документ с вашими договорённостями, реквизитами и подписями.
Договором в письменной форме считается даже обычная переписка по электронной почте, если вы согласовали в ней все условия. Но всё же лучше оформить договор традиционным способом — в виде отдельного документа.
Если возникнет спор, не придётся доказывать, что договор существует.
Скачать шаблон лицензионного договора
Помните, что этот шаблон — лишь образец, условия которого вы переделываете под себя. Особое внимание уделите описанию программы и способам её использования. Для каждого они будут индивидуальны.
Договор содержит существенные условия — то, о чём обязательно нужно договориться с клиентом. Если не сделать этого, он считается незаключённым. Это значит, что в спорах с клиентом суд не станет учитывать условия договора, как будто его нет.
В лицензионном договоре всего три существенных условия:
- Предмет договора.
- Способы использования программы.
- Размер вознаграждения.
Подробно разберёмся с каждым из них.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Предмет договора
Это описание того, что вы продаёте. Укажите название программы, её характеристики и язык программирования. Если вы передаёте программу на физическом носителе — например, флешке или диске — напишите об этом. Чем больше подробностей, тем лучше. Когда предмет недостаточно хорошо описан, в суде могут решить, что договора не было.
Вот как описывается предмет в лицензионном договоре Эльбы
Контур.Эльба — результат интеллектуальной деятельности — программа для ЭВМ «Контур.Эльба» — система подготовки, хранения и передачи бухгалтерской и налоговой отчётности для юридических и физических лиц.
Предметом настоящего лицензионного договора является передача лицензиаром неисключительных прав использования результата интеллектуальной деятельности — программы для ЭВМ «Контур.Эльба» лицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии путём открытия доступа к серверу лицензиара.
Способы использования
Договоритесь, как заказчик будет использовать программу. Вот варианты, которые предлагает Гражданский кодекс, но не обязательно ограничиваться только ими:
- воспроизведение программы;
- изготовление экземпляров ПО в любой материальной форме, включая запись на флешку или компьютер;
- продажа и импорт программы;
- публичный показ программы;
- прокат программы;
- предоставление любому человеку доступа к программе, т.е. её размещение в интернете;
- модификация — любые изменения программы, например, перевод на другой язык программирования. Разрешая этот способ использования, учитывайте, что изменённая программа — новый объект интеллектуальной собственности, который вам не принадлежит. Поэтому заказчик может внести небольшие изменения и стать автором новой программы.
Пример из лицензионного договора Эльбы
Лицензиат может использовать Контур.Эльбу следующими способами:
- круглосуточно получать доступ к серверу, за исключением времени проведения профилактических работ, и воспроизводить графическую часть (рабочий интерфейс) на экране персонального компьютера;
- использовать все функциональные возможности Контур.Эльбы, описанные тарифным планом в прайс-листе лицензиара;
- размножать документацию для личного пользования.
Нельзя использовать программу способами, которые не указаны в договоре. Исключение: те действия, которые нужны для нормальной работы программы. На это не требуется вашего разрешения. Это установлено ст. 1280 ГК.
Укажите, сможет ли лицензиат заключать сублицензионные договоры — то есть передавать права на программу другим людям.
Такое условие включают, если лицензиат будет распространять вашу программу, а вы — получать проценты от каждой его сделки.
По сублицензионному договору лицензиат сможет передавать только те права, которые указаны в лицензионном договоре, и только в пределах срока его действия.
Размер вознаграждения
Договоритесь о конкретной сумме или опишите порядок её расчёта. Вознаграждение может зависеть от доходов заказчика от вашей программы. В этом случае лучше предусмотреть минимальную фиксированную сумму, которую вы получите в любом случае, даже если продаж не будет. Варианты формулировок:
- Сумма лицензионного вознаграждения составляет 10 000 рублей без НДС.
- За предоставление права использования ПО установленными настоящим договором способами лицензиат выплачивает лицензиару вознаграждение в размере 30% от дохода, полученного Лицензиатом за использование ПО.
Определите сроки выплаты лицензионного вознаграждения
- единовременно, не позднее пяти рабочих дней с момента подписания Договора.
- единовременно, не позднее пяти рабочих дней по окончании срока действия Договора.
- в соответствии с Графиком платежей (Приложение N 2 к Договору).
- не позднее 10-го числа каждого месяца в размере 50% от продажной цены продукции, произведенной с использованием объекта интеллектуальной собственности, на момент реализации.
Срок договора
Если вы не определите срок, договор всё равно будет заключён — на 5 лет.
Госрегистрация договора
Не нужна, если вы не регистрировали право на программу. Это можно было сделать по желанию.
Если вы передаёте исключительное право на зарегистрированную программу, подайте в Роспатент заявление о госрегистрации перехода права.
Доступ к программе по оферте на сайте
Если вы предоставляете доступ к программе любому желающему, каждый раз заключать договор неудобно. В этом случае вы можете разместить его на сайте. Это будет офертой — предложением заключить договор на указанных условиях. Существенные условия те же, что и в обычном лицензионном договоре.
Договор начинает действовать, если клиент соглашается с его условиями, — это называется акцептом. В договоре вы указываете способы акцепта: чаще всего это оплата программы или регистрация в сервисе.
Например, доступ к Эльбе предоставляется по оферте, условия которой любой может прочитать на нашем сайте. Акцептом считается оплата тарифа или регистрация в сервисе — в зависимости от того, что было раньше. С этого момента считается, что условия договора приняты пользователем и договор заключён.
Настоящий лицензионный договор признаётся заключённым с момента его акцепта лицензиатом. Под акцептом в целях настоящего договора понимается факт оплаты вознаграждения по настоящему лицензионному договору либо факт регистрации пользователя на сервере лицензиара, в зависимости от того, какое событие наступит раньше.
Вот примеры нескольких сервисов, которые работают по оферте:
Разработка программы по заказу
А теперь представим другую ситуацию: заказчик просит разработать для него программу. Такая сделка оформляется договором подряда или авторского заказа.
Если вы ИП
Вам подойдёт договор авторского заказа. Он отличается от лицензионного тем, что в момент его оформления программы ещё не существует. Поэтому подробно опишите требования к ней — это поможет избежать недопонимания с заказчиком.
Существенным условием договора является срок. Определите, когда вы должны передать заказчику готовую программу.
Обязательно укажите в договоре, какое право вы передадите заказчику: исключительное или только право пользоваться программой. Скорее всего, клиент захочет получить исключительные права.
В таком случае, вы не сможете продавать эту программу другим людям и использовать её в коммерческих целях.
Если у вас ООО
Оформите договор подряда. В этой ситуации автор программы не является стороной в сделке. По договору исключительное право на программу автоматически получает заказчик, если договор не содержит других условий. А у разработчика остаётся право использовать программу в личных некоммерческих целях.
Полезно запомнить
- Решаете продать свою программу — оформляйте лицензионный договор.
- Лучше оформлять неисключительную лицензию, потому что она позволяет продавать программу другим заказчикам.
- Предмет договора, способы использования программы и вознаграждение — три существенных условия, без которых договор недействителен.
- Договор без срока считается заключённым на 5 лет.
- Госрегистрация договора не нужна, если право на программу не зарегистрировано.
- Продаёте программу неограниченному кругу лиц — разместите на сайте оферту со всеми условиями лицензионного договора. Он считается заключённым, когда клиент совершает акцепт — платит за программу или регистрируется в сервисе.
- Заказ на разработку программы оформляйте договором авторского заказа или подряда. Авторский заказ — если вы ИП, подряд — если у вас ООО.
Статья актуальна на 03.05.2017