Возможности администрации школы по отношению к учителям 2023
Указом президента Владимира Путина 2023-й объявлен Годом педагога и наставника – для повышения престижа профессии и запуска новых проектов по поддержке учителей. Но в России с каждым годом растёт дефицит педагогических работников.
Учителя увольняются из-за низких зарплат, давления со стороны администрации учебных заведений и непосильной бумажной нагрузки. Только за это лето отдельные школы потеряли до четверти педагогического состава.
Никаких предпосылок для решения проблемы нехватки учителей в стране, несмотря на обещания Министерства просвещения, не наблюдается.
Ежегодно министр просвещения Сергей Кравцов рапортует о том, что дефицита педагогов в стране нет, все вакансии закрыты. «На всей территории нашей страны работа идёт в плановом режиме, идёт приёмка всех школ к началу учебного года. На сегодняшний день никаких вопросов, связанных с обеспечением учителями, нет, все вакансии максимально закрыты», – заявил глава министерства 9 августа.
Но его заявлению не верят ни родители, ни педагоги, которым приходится работать на две ставки и преподавать сразу несколько учебных дисциплин из-за нехватки кадров. Из образовательных организаций страны этим летом уволилось рекордное количество учителей.
Отдельные учебные заведения перед новым учебным годом лишились до четверти педагогов.
Далеко не всем удалось найти замену к началу первой четверти даже в столице, где учительские зарплаты намного выше, чем заработки региональных специалистов.
– В нашей московской школе впервые в этом году перед 1 сентября не было постоянного расписания, – рассказала мама семиклассницы Наталья. – Пока детям присылают временный список уроков на каждый день. Классный руководитель сказала ребятам, что в школе сложная ситуация из-за того, что большое количество педагогов уволились.
Ушли не только предметники и учителя начальных классов, но и педагоги дополнительного образования. Некоторые популярные у детей и любимые ими кружки просто закрылись. В частных разговорах учителя говорят о том, что у них больше нет сил выживать в современной системе образования, проще и выгоднее полностью переключиться на репетиторство.
Дефицит педагогов в России заметно увеличивается с каждым годом. Pavel Golovkin/AP/TASS
Родители из регионов рассказывают, что в их классах в начале учебного не хватает педагогов по разным предметам, в некоторых случаях отсутствуют до трёх – пяти учителей-предметников, и вопрос о том, кто и как будет учить детей, остаётся открытым.
Вырваться из ада
Тематические группы в соцсетях пестрят сообщениями о решении учителей уйти из школы. Главными причинами сами педагоги называют низкие зарплаты, перегрузку, бумажные отчёты и давление со стороны администрации школ.
«Я молодой специалист, два года в школе. Предыдущий учебный год был тяжёлый – недовольные родители и большая нагрузка. Была на грани нервного срыва, взяла себя в руки, доработала до конца года.
Надеялась, что за лето эмоциональный ресурс восстановится, будут силы, нравится преподавать, хотела дать себе ещё один шанс и год на внедрение в школьную систему, но, увы, нет никакого желания сейчас работать, хочется рыдать, когда заходишь в школу.
Хочу отработать две недели и уйти в середине сентября. Да, плохо. Но не издеваться же над собой», – поделилась с коллегами учитель математики.
«Несмотря на то что у меня профильный класс и что дети, что родители очень хорошие и мотивированные, я уже устал от отчётности. Начинаешь ненавидеть классное руководство, и ведь дело не в детях и родителях, а в бумажной бесполезной ерунде, от которой уже тошнит», – рассказал ещё один учитель.
«Вырвалась из ада, нет больше сил работать в постоянном стрессе за копейки. За две ставки с высшей категорией я получала чуть больше 30 тысяч рублей. Но не только в этом дело, многое можно было бы стерпеть, если бы не постоянное скотское отношение администрации, выговоры и претензии на ровном месте. Детей очень жалко, но здоровье дороже», – написала педагог из Волгограда.
В начале августа Сергей Кравцов попросил педагогов присылать в Минпросвещения свои предложения, какие мероприятия стоит провести в рамках Года педагога. Опрос, проведённый профсоюзом «Учитель», показал, что 89 процентов опрошенных учителей хотят в этом учебном году наконец дождаться повышения зарплаты.
По данным проекта Высшей школы экономики «Мониторинг экономики образования», в 2020/21 учебном году большая часть российских учителей (свыше 80 процентов) зарабатывали менее 40 тыс. рублей. Больше половины опрошенных (54,4 процента) сообщили, что их зарплата составляла 20–39 тыс. рублей, а 16 процентов получали менее 10 тыс. рублей в месяц.
Как следствие, свыше 40 процентов учителей были вынуждены ограничивать себя во всех тратах, кроме покупки еды, 20 процентам не хватало денег на покупку одежды, а от 34 до 40 процентов педагогов не могли позволить себе приобрести бытовую технику.
Бесконечная отчётность отвлекает учителей от главного – обучения детей. В результате моральная усталость и отсутствие мотивации вынуждают многих педагогов бросить любимую работу. Максим Конанков/Octagon.Media
– На самом деле зарплата является одной из главных, но не единственной причиной, по которым учителя уходят из школы, – пояснила «Октагону» Елена Воронова, 20 лет проработавшая в школе учителем математики.
– В последние годы из профессии всё чаще уходят столичные учителя, хотя в Москве зарплаты намного выше, чем в среднем по России. Просто в московских школах дефицит учителей пока не так заметен – на место ушедших приходят педагоги из регионов.
Но такими темпами серьёзные проблемы с кадрами вскоре появятся и в столице. Дело в том, что нормальный заработок в школах крупных городов всё так же достигается только при условии значительной перегрузки.
Нужно работать на полторы или две ставки, брать классное руководство, дополнительные занятия. С учётом проверки тетрадей и подготовки к урокам пахать приходится фактически в режиме нон-стоп.
Собеседница «Октагона» добавила, что одновременно с этим в столице постоянно растёт рынок репетиторов: дети уходят на домашнее обучение, и им требуется помощь.
«Многие учителя сначала начинают подрабатывать репетиторством, потом понимают, что, уйдя из школы, могут получать как минимум столько же за счёт частных уроков, но затрачивая меньше времени и сил на работу».
Елена Вороновабывший учитель математики с 20-летним стажем
– Ко всему прочему профессия учителя с каждым годом становится всё более стрессовой: с двух сторон на педагогов наседают администрация и родители, много бюрократической нагрузки.
Недаром сейчас в школах больше всего не хватает учителей математики, информатики и иностранных языков – репетиторы по этим предметам наиболее востребованы.
При этом стоимость репетиторских услуг стабильно повышается в отличие от учительских зарплат, – пояснила Воронова.
Педагоги боятся работать в школе
По данным Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы, нехватка педагогических кадров в школе сейчас составляет 250 тысяч человек.
Однако эксперты полагают, что статистика занижается самими учебными заведениями за счёт перегрузки учителей в школах и ситуаций, когда один педагог преподаёт несколько дисциплин.
В реальности дефицит учителей в стране намного больше.
Правозащитник в сфере образования Виктор Панин считает, что рост числа увольнений педагогов в этом году в первую очередь связан с усталостью учителей от бесконечных невыполненных обещаний со стороны образовательных чиновников.
«Все обещания образовательных чиновников остаются словами, зарплаты педагогов в стране не растут, а бумажная нагрузка фактически не снижается. Соответственно, всё больше людей понимают, что рассчитывать на изменения в ближайшем будущем бессмысленно, и начинают строить свою жизнь вне школы».
Виктор Панинпредседатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования
– Мы всё ближе подходим к крайней точке разрушения системы среднего образования в стране, уже сейчас получить полноценные знания в рядовой школе становится практически невозможно, – отметил в беседе с «Октагоном» эксперт.
Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова обращает внимание и на то, что школы нередко сами провоцируют нехватку педагогов, выдавливая из системы «несовременных» учителей.
– Администрации школ предпочитают брать на работу специалистов, которые могут быстро осваивать новые онлайн-платформы и писать правильные отчёты – всё это помогает школе зарабатывать дополнительные баллы.
Учителя старой закалки, которые стремятся просто нормально учить детей традиционными методами, из школы просто выдавливаются.
Они понимают, что проще уйти работать репетитором, чем пытаться противостоять руководству учебного заведения, – рассказала «Октагону» Мирясова.
По словам оргсекретаря профсоюза, в этом году некоторые педагоги решили уйти из школы в том числе из-из страха, что могут быть наказаны за свои высказывания.
– После начала спецоперации были случаи, когда на учителей заводили уголовные дела за высказывания, которые дети сняли на уроках на видео. Уровень идеологической накрутки в школах сейчас просто колоссальный. Многие учителя говорят о том, что последние полгода находятся в сильном стрессе.
Так или иначе во время уроков педагоги высказывают своё отношение к тем или иным вопросам. Работать в постоянном страхе, что твои слова могут неправильно понять или интерпретировать, тоже не все готовы.
Классным руководителям предстоит вести введённый Минпросвещения новый курс «Разговоры о важном», который включает в себя беседы с детьми о текущих событиях. Ранее школьная программа никогда не касалась современной истории, событий, которые происходят прямо сейчас.
Вся эта ситуация стала ещё одной дополнительной причиной, почему педагоги принимают решение уйти из школы, – заключила Мирясова.
Администрация Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области
С целью вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков, пригодных для жилищного строительства, на базе сервиса официального сайта Росреестра «Публичная кадастровая карта» создан единый информационный ресурс «Земля для стройки», в котором наглядно отображена информация о неиспользуемых территориях, имеющих потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства.
С начала действия проекта в Курганской области выявлено 183 земельных участка и 61 территория общей площадью более 1700 га.
«На сегодняшний день Управление совместно с филиалом Кадастровой палаты по Курганской области, Департаментом имущественных и земельных отношений, органами местного самоуправления актуализируют имеющиеся данные, уточняют фактическое использование выявленных земельных участков, проводят работу по выявлению новых территорий.
Уже сейчас сервис «Земля для стройки» располагает большим количеством участков, пригодных для жилищного строительства. Инвесторы, застройщики из любого региона, а также граждане, планирующие индивидуальное жилищное строительство, не выходя из офиса или дома, могут найти потенциально интересные для них участки», — отметил и.о.
руководителя Управления Росреестра по Курганской области Валерий Мохов.
В скором времени на ресурсе «Земля для стройки» появятся земельные участки и территории, расположенные в городе Шумиха, селе Красная нива Шадринского района, поселке Курорт озеро Медвежье Петуховского района.
«На заседании оперативного штаба, состоявшемся в июне, принято решение о включении в перечень объектов, пригодных для строительства, 5 земельных участков и 2 территорий в Шумихе, Петуховском и Шадринском районах. Таким образом, общая площадь выявленных участков увеличится на 10 га»,- рассказал заместитель директора Кадастровой палаты по Курганской области Руслан Зайцев.
Для справки:
Воспользоваться сервисом «Земля для стройки» можно всего за несколько шагов:
- Зайти на портал Росреестра и выбрать сервис «Публичная кадастровая карта»;
- в верхнем левом углу выбрать фильтр «Жилищное строительство»;
- в поисковой строке набрать «45:*» (если вас интересует участок в Курганской области) и начать поиск.
- Если пользователь определился, какой участок ему походит, то через платформу он может подать онлайн обращение о предоставлении земельного участка в уполномоченный на это орган.
Эксперты Кадастровой палаты расскажут, как оформить права на ранее учтенную недвижимость20 июля 2022 года в Кадастровой палате по Курганской области состоится горячая телефонная линия, посвященная внесению в ЕГРН сведений о раннее учтенных объектах недвижимости.— Какие квартиры, жилые дома, а также земельные участки относятся к ранее учтенным объектам недвижимости?— Какие документы нужны для регистрации ранее учтенной недвижимости?
— Как и где подать заявление?
— В какой срок при подаче заявления необходимая информация будет внесена в ЕГРН?
1 июля в России стартовал новый этап «дачной амнистии»: положения закона не только продлеваются на 5 лет — до 1 марта 2031 года, но и значительно расширяются. «Дачная амнистия» действует в России с сентября 2006 года.
За это время в упрощенном порядке в собственность оформлены права более чем на 14 млн. объектов недвижимости: дачи, земельные участки, жилые и садовые дома, гаражи, хозяйственные постройки и др.
В Курганской области количество объектов, зарегистрированных в рамках «дачной амнистии» составляет порядка 152 тысяч.
Хотя в названии закона и фигурируют дачи, перечень объектов, которые под него попадают, уже давно не ограничивается садовыми домиками, а теперь список объектов еще расширится.
Так, с 1 июля проще будет оформить жилые дома, которые не имеют правоустанавливающих документов на земельный участок и сам объект. Речь идет о жилье, возведенном до 14 мая 1998 года (до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ) в границах населенных пунктов.
Теперь права на такие дома и одновременно земельные участки под ними можно оформить в собственность бесплатно.
Ранее вопрос решался только в судебном порядке. Обновленный закон защитит прав наследников, которые смогут признать право собственности на земельные участки, предоставленные предыдущим хозяевам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Закон признает за такими гражданами право собственности на земельные участки независимо от вида разрешенного использования и целевого назначения земли. Это нововведение касается участков, предоставленных гражданам до 30 октября 2001 года. Ещё одно важное положение «дачной амнистии 2.
0» предусматривает формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом (МКД). Т
еперь образование земельных участков под такими домами будет возможно не по дорогостоящим проектам межевания, а на основании схем расположения участка, но с учетом общественных слушаний.
Кроме того, «дачной амнистией» по-прежнему могут воспользоваться владельцы земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) либо личного приусадебного хозяйства (ЛПХ) в черте населенного пункта, а также садовых наделов.
Под упрощенный порядок оформления прав попадают и объекты, возведенные на вышеуказанных участках.
В Курганской области вовлекают в оборот земельные участки под индивидуальное жилищное строительство
С целью вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков, пригодных для жилищного строительства, на базе сервиса официального сайта Росреестра «Публичная кадастровая карта» создан единый информационный ресурс «Земля для стройки», в котором наглядно отображена информация о неиспользуемых территориях, имеющих потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства.
С начала действия проекта в Курганской области выявлено 183 земельных участка и 61 территория общей площадью более 1700 га.
«На сегодняшний день Управление совместно с филиалом Кадастровой палаты по Курганской области, Департаментом имущественных и земельных отношений, органами местного самоуправления актуализируют имеющиеся данные, уточняют фактическое использование выявленных земельных участков, проводят работу по выявлению новых территорий.
Уже сейчас сервис «Земля для стройки» располагает большим количеством участков, пригодных для жилищного строительства. Инвесторы, застройщики из любого региона, а также граждане, планирующие индивидуальное жилищное строительство, не выходя из офиса или дома, могут найти потенциально интересные для них участки», — отметил и.о.
руководителя Управления Росреестра по Курганской области Валерий Мохов.
В скором времени на ресурсе «Земля для стройки» появятся земельные участки и территории, расположенные в городе Шумиха, селе Красная нива Шадринского района, поселке Курорт озеро Медвежье Петуховского района.
«На заседании оперативного штаба, состоявшемся в июне, принято решение о включении в перечень объектов, пригодных для строительства, 5 земельных участков и 2 территорий в Шумихе, Петуховском и Шадринском районах. Таким образом, общая площадь выявленных участков увеличится на 10 га»,- рассказал заместитель директора ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области Руслан Зайцев.
Для справки:
Воспользоваться сервисом «Земля для стройки» можно всего за несколько шагов:
- зайти на портал Росреестра и выбрать сервис «Публичная кадастровая карта»;
- в верхнем левом углу выбрать фильтр «Жилищное строительство»
Не по вашей чести: как защитить личную жизнь учителей
Принципы государственной политики и правового регулирования в сфере образования необходимо дополнить пунктом о защите чести и достоинства педагогического работника — соответствующий законопроект разработал вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. Он заметил, что происходят многочисленные случаи вмешательства в частную жизнь учителей, а педагоги не имеют инструментов для защиты чести и достоинства. Сможет ли закон помочь учителям — разбирались «Известия».
13-й принцип
Борис Чернышов предлагает в своем законопроекте (имеется в распоряжении «Известий») дополнить строчкой про «защиту чести и достоинства педагогических работников» статью 3 ФЗ «Об образовании», где перечисляются принципы, на которых основываются государственная политика и правовое регулирование в этой сфере. Принцип будет 13-м по счету.
В пояснительной записке автор законопроекта говорит, что педагоги имеют «моральные обязательства и ответственность перед всем обществом», но при этом фиксируется низкий уровень престижа профессии учителя в обществе. На это указывает осеннее исследование ВЦИОМа, согласно которому респонденты оценили положение педагогов в обществе на 3,19 балла из пяти возможных. Положительной динамики в этой оценке нет.
«Вместе с этим средствами массовой информации приводятся многочисленные примеры вмешательства в частную жизнь педагогических работников и попыток осуждения их действий даже в тех случаях, когда эти действия не носят противоправный характер и не обусловлены педагогической деятельностью», — пишет автор законопроекта.
«Особых» инструментов для защиты у педагогов нет, говорит Борис Чернышов. Лишь в статье 47 ФЗ «Об образовании» закреплено «право на защиту профессиональной чести и достоинства», но не личной жизни.
Нуждаются ли учителя в защите
Директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин отмечает, что престиж профессии учителя за последние несколько лет действительно существенно упал.
— Беда не только в заработной плате и нагрузке обычного учителя на 1,5 ставки минимум, — сказал он «Известиям». — Во многом еще и в отношении, бытующем в социальном пространстве. Мы много лет говорили об образовании как об услуге, и это «потребительское» отношение всё чаще проявляется в нашем обществе.
https://www.youtube.com/watch?v=DNETf5BD5qI\u0026pp=ygVt0JLQvtC30LzQvtC20L3QvtGB0YLQuCDQsNC00LzQuNC90LjRgdGC0YDQsNGG0LjQuCDRiNC60L7Qu9GLINC_0L4g0L7RgtC90L7RiNC10L3QuNGOINC6INGD0YfQuNGC0LXQu9GP0LwgMjAyMw%3D%3D
Прекращение случаев откровенной травли учителей, как и защита их частной жизни, — это очень важная задача, говорит Борис Илюхин.
По его мнению, учитель «имеет право ходить на море в купальнике, купаться в проруби, быть прекрасной женщиной или сильным мужчиной». Однако пока у него «огромное количество обязанностей», но «по сути, нет прав».
Борис Илюхин соглашается с инициативой депутата Чернышова, отмечая, что учитель должен чувствовать себя защищенным.
— Если мы хотим, чтобы школа не только давала знания, но и воспитывала личность, — тогда учитель тоже должен быть личностью, и это право должно быть законодательно закреплено, — говорит он. — Это нужно, чтобы у родителей не было возможности вмешиваться в его частную жизнь, а у администрации школ — желания замять возникающие ситуации путем увольнения учителей или понуждения к этому шагу.
Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова замечает, что случаи чрезмерно внимательного отношения к личности педагога случаются чаще в небольших городах, где родители могут случайно встретить преподавателей в кафе и, например, затем упрекнуть их в употреблении спиртных напитков.
— Соцсети многие педагоги уже закрыли от посторонних либо строго ограничивают себя в публикациях, поскольку конфликтов именно из-за соцсетей было достаточно много, — говорит она.
Президент Обрсоюза Евгений Нежданов замечает, что повышенное внимание к жизни учителей можно понять — родителям хотелось бы, чтобы педагоги были идеальным примером для детей. Палка о двух концах — учителя, имея право на личную жизнь, должны внимательно относиться к содержанию своих страниц в соцсетях, а родители должны следить за работой, а не поведением педагогов во внеурочное время.
Директор Федерального института оценки качества образования, член Общественной палаты РФ Сергей Станченко замечает, что никто не может оспаривать право учителя на личную жизнь, но важно понимать, что, когда любой человек принимает решение о выходе в публичное пространство, реакция на его действия может быть непредсказуемой.
Нужен ли закон для защиты чести
Член комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова согласна, что излишнее внимание к личной жизни педагога может навредить статусу педагога в обществе, но инциденты, описанные в различных СМИ, считает скорее исключением из правил.
— Отдельно прописывать в законодательстве защиту чести и достоинства педагогов, в том числе их право на частную жизнь, не стоит, — сказала она «Известиям». — Защиту, согласно российской цивилистике, можно осуществлять в судебном порядке. Думаю, этого достаточно.
Она добавила, что профильный комитет Госдумы уже включил в программу принятие законопроекта о статусе педагога, о котором говорят не один год. Он должен дать учителю защиту в том числе от различных неправомерных действий.
Евгений Нежданов также считает, что существующее законодательство достаточно защищает честь и достоинство граждан и нет нужды принимать отдельные нормативы, однако активно участвовать в защите статуса педагога должно и руководство образовательных организаций.
Ольга Мирясова из профсоюза «Учитель» отмечает, что сама по себе новая норма станет лишь очередным благим пожеланием, от которого ничего не изменится. Сейчас же защита учителей остается делом школы и самого педагога. Честь и достоинство, например, можно защищать любому гражданину в рамках Гражданского кодекса, однако у учителей, как правило, нет ни сил, ни времени, чтобы судиться.
Сергей Станченко полагает, что нет смысла создавать отдельные правила по защите чести и достоинства для какой-то категории граждан.
— Круг вопросов, связанных с психолого-педагогическим аспектом взаимодействия учителя и учеников — это скорее предмет глубокого профессионального обсуждения и тонкой настройки в каждой конкретной школе, — сказал он.
— Разумеется, выполнение учительской миссии требует соблюдения определенных правил и норм, понятных практически каждому педагогу, и тут дело не в формальной фиксации этих правил в виде кодекса этики, а в осознанном отношении к своей профессии.
Вообще психологический климат — очень важная характеристика всего, что происходит в школе.
Профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А.
Гуружапова МГППУ Евгений Исаев замечает, что внимательное отношение к педагогической деятельности и личности педагога вполне объяснимо, но именно родительская общественность, как правило, выступает наиболее последовательным и принципиальным защитником чести и достоинства педагога, когда они попираются, например, администрацией школы. Он подчеркивает, что профессия педагога, наряду с профессией врача, относится к социономическим профессиям, в которых моральные и нравственные качества имеют такое же значение, как и собственно их профессиональная квалификация, и учитель это должен понимать.
По мнению Евгения Исаева, самих педагогов в большей степени волнует справедливость оплаты труда, в том числе ее существенная разница в зависимости от региона. А Евгений Нежданов призывает ввести дополнительные меры для профилактики профессионального выгорания педагога.
Помогает ли кодекс
Борис Илюхин отмечает, что на учителя накладывает дополнительные ограничения профессиональный кодекс педагога, который он называет «весьма продуманным документом», достаточно полно описывающим правила поведения.
— Кодекс выполняет регулятивную функцию в профессиональном сообществе, и именно профессиональное сообщество в первую очередь должно реагировать на случаи, относящиеся к резонансному общественному поведению педагога, — замечает Евгений Исаев.
— Кодекс профессиональной этики должен стать предметом изучения в системе педагогического образования.
В учебных планах педагогических вузов должна появиться такая дисциплина, как педагогическая деонтология — учение о долге и должном поведении педагога в типовых ситуациях его профессиональной деятельности.
Однако, говорит он, актуальной остается тема и психолого-педагогического просвещения родителей, где пока акцент сделан на вопросах обучения и воспитания детей. С родителями также необходимо обсуждать вопросы культуры их отношений с учителями, говорит профессор МГППУ.
Нововведения, которые заработают в школах в 2023-2024 учебном году
С 1 сентября 2023 года вступает в силу совместный приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора 04.04.
2023 № 232/551, которым утверждены новые редакции порядка проведения ГИА-9 и ГИА-11 (далее – Порядок), направленные на совершенствование и упорядочивание их процедур проведения, а также итогового собеседования и итогового сочинения (изложения), в том числе в целях соблюдения прав участников ГИА и повышения объективности проведения экзаменов.
- В частности, согласно новому Порядку, одиннадцатиклассники:
- могут подавать заявления об участии в ГИА-11 в дистанционной форме;
- могут изменить с базового на профильный или наоборот выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике;
- выпускники прошлых лет могут сдавать ЕГЭ только в резервные сроки основного периода, а также вправе изменить или дополнить перечень предметов, указанных в заявлениях об участии в ЕГЭ;
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или контракту, поступающие в военные вузы, могут подавать заявления об участии в ЕГЭ в места регистрации в регионе, где расположен военный вуз, но также и в места регистрации в регионе, где они проходят военную службу.
Изменены сроки проверки и обработки материалов итогового сочинения (изложения). Теперь дополнительная дата проведения итогового сочинения (изложения) — вторая среда апреля.
- В новом Порядке также подробно прописана процедура проведения ЕГЭ по информатике.
- Изменяется и порядок проведения ГИА-9: теперь заявления на участие в ГИА-9 можно будет подавать в дистанционной форме; девятиклассники могут проходить итоговое собеседование в дистанционной форме; дополнительное итоговое собеседование перенесено с мая на третий понедельник апреля; участники ГИА-9, которые не смогли пройти ГИА в сентябрьские сроки по учебным предметам по выбору, вправе изменить их перечень для повторного прохождения ГИА-9.
- Подробности можно узнать, ознакомившись с Порядком в новой редакции.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с приказом Минпросвещения РФ от 06.04.2023 № 240 вступает в силу новый порядок и условия перевода обучающихся из одной образовательной организации в другую, Согласно документу, перевод осуществляется:
- — по инициативе совершеннолетнего школьника или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
- — при прекращении деятельности исходной организации, аннулировании лицензии, лишении госаккредитации или прекращении действия аккредитации;
- — при приостановлении действия лицензии.
- Перевестись можно в любое время учебного года.
- Также:
- С 1 сентября 2023 года в российских школах начнет действовать единый стандарт образования, что позволит снять вопрос качества образования при переводе ребенка из школы в школу, из одного региона в другой.
- С 1 сентября 2023 года начнется реализация ФООП по шести предметам: географии, ОБЖ, русскому языку, литературе, истории, обществознанию.
Согласно внесенным изменениям в учебные планы школ, с 2023 г.
на изучение русского языка и литературы отведено 157 часов (на 16 часов больше, чем в 1966 году, теперь русский язык изучается и в старшей школе (в советской школе не было)); возвращены для изучения ряд произведений, изучавшихся в советской школе; количество часов по математике в 5-9 классах выросло до 6 часов в неделю, введен практический курс «Вероятность и статистика» в 7-11 классах.
На уроках предметов естественно-научного цикла будут изучаться нанотехнолгии, квантовые технологии, биотехнологии, генетические технологии, школьники получат представление о квантовом компьютере, сотовой связи. Ряд учебных предметов: физика, биология, математика, информатика, химия будут изучаться также и на углубленном уровне.
- В новом учебном году Минпросвещения планирует принять единые подходы к начислению заработных плат учителям.
- С 1 сентября 2023 года российским школьникам вновь будут присуждать серебряные медали за успеваемость.
- С нового учебного года заработает ФЗ об обязательном трудовом воспитании школьников.
- Кроме того, в следующем учебном году:
- во всех школах страны будут созданы школьные театры и спортивные клубы;
- во всех субъектах РФ появятся советники директора по воспитательной работе;
- занятия «Разговоры о важном» будут посвящены 30-летию Государственного герба РФ, 100-летию Мосфильма, 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда, 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, 215-летию со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя», 190-летию со дня рождения химика Дмитрия Ивановича Менделеева», 200-летию со дня рождения адмирала Федора Федоровича Ушакова,185-летию со дня рождения композитора Модеста Петровича Мусоргского.
- Источник
Приказ Министерство просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (garant.ru)
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406782496/?ysclid=lht4oq03ik338859873#0
Министр Сергей Кравцов подвел итоги учебного года — Российская газета (rg.ru)
Сергей Кравцов назвал темы «Разговоров о важном» нового учебного года / Минпросвещения России (edu.gov.ru)
Массовое внедрение федеральных основных образовательных программ планируется провести в течение двух лет / Минпросвещения России (edu.gov.ru)
В Госдуму внесен законопроект об обязательном трудовом воспитании — Российская газета (rg.ru)
Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования | РБК Тренды
По данным сервиса «Работа.ру», после отмены самоизоляции число вакансий учителей и воспитателей выросло на 82%. С повышением спроса меняются и требования: нужны специалисты нового типа, выполняющие неклассические задачи
С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения.
Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:
«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы.
Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки.
Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».
Новые роли преподавателей
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.
- Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор
По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.
Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно.
Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира.
Правда, и здесь есть свои нюансы.
Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:
«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима.
Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».
Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор.
В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними.
Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
- Смешанное обучение — учитель-наставник
Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.
В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.
Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов.
На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося.
Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России.
В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике.
Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».
- Фокус на практических навыках — учитель-практик
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.
0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни.
В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап.
Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов.
Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс.
рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью.
После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».
Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.
Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.
Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.
Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.
Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия.
Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров.
Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.
Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.
По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.
Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.
Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.
Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.
- Преподаватель-администратор
Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.
У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.
У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.
Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру.
Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ).
В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
- Аналитические способности
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды).
Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования.
Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста.
Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов.
Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
- Организационные навыки и проектное мышление
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков.
Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход.
Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!