Права

Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

Вера Белоусова

Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

 До 01.01.2017 г. Машино-места не имели статуса в виде самостоятельного объекта недвижимого имущества.

 Сейчас же они чаще всего продаются застройщиками как отдельные объекты недвижимости и допускается ситуация, при которой собственник машино-места не является собственником помещения (квартиры) внутри самого многоквартирного дома.

До изменений в законодательстве гражданин мог продать, подарить или обменять парковочное место только с согласия других владельцев-дольщиков, так как каждому была выделена доля стоянки.

Теперь же это отдельный объект недвижимости с индивидуальным номером, зарегистрированный в кадастре.

Согласно пункту 29 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ машино-место – это часть здания или сооружения, которая:

  • предназначена только для размещения автотранспорта;
  • не огорожена или отчасти огорожена строительной конструкцией.

Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

Помещения для размещения транспортных средств в МКД (машино-места, подземные гаражи и автостоянки) относятся к нежилым помещениям многоквартирного дома. Это предусмотрено пунктом 2 раздела I Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354

Таким образом, подземный паркинг – это обособленное нежилое помещение с особым статусом, площадь которого не входит в состав общего имущества, но является частью многоквартирного дома.

На машино-место должен быть документ о праве собственности с указанием правообладателя данного объекта.

Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

Как посчитать оплату за коммунальные услуги владельцу машино-места?

Собственники машино-мест, расположенных в подземном паркинге (подземной автостоянке) многоквартирного дома, должны нести расходы на оплату коммунальных услуг, наряду с собственниками других помещений в МКД.

 За какие коммунальные услуги должны оплачивать собственники машино-мест в МКД?

К таким услугам относятся:

  • отопление;
  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • отведение сточных вод;
  • электроснабжение.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги для собственников машино-мест указан в пункте 43 Правил.

Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

Плату за содержание помещения рассчитывают в зависимости от количества машино-мест. Количество расходуемой в помещении электроэнергии и воды, а также отводимых канализационных стоков, определяют по показаниям имеющихся в помещении счетчиков.

Для помещения паркинга считают общее количество ресурсов, после чего его распределяют по числу владельцев машино-мест. Приборов учета на паркинге может и не быть, в таком случае при расчете оплаты используют повышающий коэффициент.

Норматив потребления КР в соответствии с этим умножают на 1,5.

Размер платы за услуги (работы), которые осуществляются на территории паркинга, должен быть определен на основании решения общего собрания собственников машино-мест.

Вместе с тем, собственники машино-мест, аналогично собственникам жилых помещений многоквартирного дома, обязаны вносить плату за содержание общего имущества многоквартирного дома, установленную в руб./кв. м, на основании решения общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений указанного дома.

Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

Объем коммунального ресурса, потребленный в помещении, отведенном под машино-места, распределяется среди собственников машино-мест пропорционально количеству машино-мест, которым владеет каждый собственник, площадь самих машино-мест при этом не учитывается.

Парковка во дворе многоквартирного дома по закону

Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

Сегодня огромными темпами развивается многоэтажное строительство, однако обустройство придомовой территории до сих пор далеко от идеала.

Всем машинам не хватает мест, люди ставят автомобили, где угодно, мешая пешеходам или заграждая выходы детей к площадкам. Да и мало кто из них вообще знает правила парковки во дворах жилых домов.

Однако они существуют и имеют документальное отражение в нормативно-правовых актах и стандартах. Более того, за каждое нарушение неправильно припарковавшийся водитель обязан заплатить административный штраф.

Но для возникновения обязательства по уплате штрафа должен быть составлен соответствующий протокол представителем органов полиции или ГИБДД.

Основные правила парковки

Все мы знаем, что неправильная парковка может обернуться не только наложением штрафных санкций, но даже эвакуацией автомобиля или самосудом со стороны окружающих. Поэтому, чтобы не становиться участником таких неприятных ситуаций, лучше заранее знать, как организована парковка во дворе многоквартирного дома по закону.

Неправильная парковка возле жилых домов создаёт определенные неудобства, в частности:

    Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

  • мешает движению пешеходов;
  • мешает движению специального транспорта (скорых, пожарных машин);
  • парковка на газонах повышает риск нанесения ущерба автомобилю играющими детьми;
  • парковка на газонах нарушает эстетический вид двора;
  • мешает уборке мусора и движению грузовых автомобилей.

Нередко для того, чтобы избежать подобных проблем, в многоквартирных домах создаётся организованная парковка. Дворы огораживаются шлагбаумами, каждый жилец имеет выкупленное им машино-место, охрана за автомобилями осуществляться посредством видеонаблюдения. К сожалению, создать такую систему парковки во всех дворах городов просто невозможно.

Нормативная база

Отдельный закон о парковке и стоянке во дворах в 2023 году не существует, он формируется на основании отдельных положений нормативных актов и стандартов. Правила стоянки регулирует ПДД и санитарные нормы парковки.

Основные из них – это:

    Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

  1. Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов».
  2. СанПиН 2.2.½.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов».
  3. ФЗ № 218 о приватизации парковочных мест.
  4. Постановление Правительства РФ № 1090 «О правилах дорожного движения» п. 17.
  • Приказом Министерства экономического развития РФ № 792 установлена разметка стандартного машино-места – минимальный размер 5,3×2,5 м, максимальный – 6,2×3,6 м.
  • Есть также специальные нормативно-правовые акты регионов или городов, определяющие свои правила парковки в рамках федеральных норм.
  • Все парковочные места во дворах домов должны быть разделены разметкой.

Те места, которые предназначены для инвалидов, должны быть обозначены специальными знаками. Обычно в качестве знаков используется рисунок краской на самом парковочном месте. Если его займёт обычный гражданин, можно даже не увидеть, что он нарушил своими действиями правила парковки.

Требования по СанПиН

Санитарные нормы устанавливают основные нюансы размещения парковочных мест и правила поведения водителей автомобилей.

Главные положения можно выделить следующие:

    Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

  • между парковочных карманом и стоянкой для автомобилей должно быть минимум 10 метров;
  • при наличии более 50 единиц транспортных средств необходимо обустройство специализированной парковочной территории на расстоянии минимум 15 метров от окон жилых домов;
  • при количестве автомобилей от 51 до 100 расстояние до окон жилых домов должно быть увеличено до 25 метров;
  • при количестве автомобилей от 101 до 300 расстояние до окон жилых домов должно быть увеличено до 35 метров;
  • при количестве автомобилей более 300 – расстояние до окон должно составлять 50 метров минимум.

Машино-места: как оплачивать жилищные и коммунальные услуги

Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023

        Строительство машино-мест внутри многоквартирных домов получает все большее распространение среди застройщиков. Причины этого состоят в традиционной нехватке парковочных пространств, стремлении заработать за счет продажи дополнительных объектов недвижимости, а также институционализацией понятия машино-места.

        Коллективные автостоянки, парковки и машино-места

        Закон разделяет три понятия: «коллективные автостоянки», «парковки» и «машино-места».

        Коллективная автостоянка, расположенная на придомовой территории, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.

2006 № 491 (далее – Правила № 491) включена в состав общего имущества.

Собственники не вправе выделять ее в самостоятельный объект, устанавливать ограничители парковки с надписью «Мое парковочное место» и совершать иные подобные действия (ст. 37 ЖК РФ).

        Парковка (парковочное место) – это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка (п. 21 ст. 1 ГК РФ). То есть, парковочное место предполагает определенное оформление в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов (нанесение знака разметки, парковки, установка паркомата и пр.).

        Понятие машино-места было введено с 01.01.2017 г. в п. 29 ст. 1 ГК РФ а также в ст. 130 ГК РФ.

Машино-место – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.На машино-место должен быть документ о праве собственности с указанием правообладателя данного объекта.

        До 01.01.2017 г. машино-места не имели статуса в виде самостоятельного объекта недвижимого имущества. Наиболее распространенной была такая ситуация: в многоквартирном доме нежилым помещением, входящим в состав общего имущества, был подземный паркинг.

А доли внутри такого паркинга относились на собственников помещений многоквартирного дома.

Также в ряде домов встречаются ситуации, когда часть машино-мест в подземном паркинге является зарегистрированной за отдельными собственниками, а часть относится к общему имуществу.

        После 1 января 2017 года машино-места чаще всего продаются застройщиками как отдельные объекты недвижимости и допускается ситуация, при которой собственник машино-места не является собственником помещения (квартиры) внутри самого многоквартирного дома.

        Права и обязанности собственника машино-места

        Применительно к многоквартирному дому собственник машино-места обладает такими же правами, как и собственник жилого или нежилого помещения.

Собственник машино-места указывается в реестре собственников, обязанность ведения которого возлагается законом на управляющую домом организацию.

Кроме того, собственник машино-места вправе принимать участие в общих собраниях, получать в установленные сроки информацию, состав которой (подлежащий раскрытию) определен в законе.

        В части обязанностей на собственника машино-места возлагается несение бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также оплата иных платежей и сборов, определенных в законе или по решению общего собрания собственников помещений.

Читайте также:  Как подать административный иск 2023

        Что и как оплачивает собственник машино-места

        В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника машино-места в многоквартирном доме включает в себя:

  • -плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
  • — взнос на капитальный ремонт;
  • — плату за коммунальные услуги.

        В части коммунальных услуг регулирование строится на Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

  1.         В Правилах № 354 к нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
  2.         В части внесения платы за текущее содержание машино-места управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
  3. а) размер платы за содержание устанавливается на основании решения общего собрания (ст. 44 РФ)

Законность гостевых парковок у многоквартирных домов и их использования жителями дома

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

https://www.youtube.com/watch?v=fcimsUvLj0o\u0026pp=ygV40JLQstC10LTQtdC90LjQtSDQvtC_0LvQsNGC0Ysg0LfQsCDQv9Cw0YDQutC-0LLQvtGH0L3QvtC1INC80LXRgdGC0L4g0L3QsCDQv9GA0LjQtNC-0LzQvtCy0L7QuSDRgtC10YDRgNC40YLQvtGA0LjQuCAyMDIz

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10:

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории 2023Как использовать общую парковку возле дома

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Верховный суд разъяснил, как платить за парковку под домом — Российская газета

Проблема эксплуатации автостоянок, расположенных в подземельях жилых домов, становится одной из весьма актуальных. Особенно в больших городах. Сегодня трудно найти современный многоквартирный дом без подземной парковки.

Это очень удобно. Как правило, единый комплекс в доме — квартиры, лестницы, лифты, крышу и подвал — обслуживает одна управляющая компания, выставляя счет жильцам.

Но возникают и коллизии, судебная практика по разрешению которых еще не наработана.

Поэтому представляется своевременным решение Верховного суда. Нередко так называемое место в подземном гараже покупают не только граждане, имеющие собственную квартиру именно в этом доме, но и посторонние.

Очень часто местные управдомы стараются содрать с «чужаков» как можно большую плату за подземную парковку.

Так произошло и в нашем случае, когда некий гражданин купил два машино-места на подземной парковке многоквартирного дома.

Естественно, счет ему коммунальщики выставляли одинаковый с его соседями по парковке — собственниками квартир в доме. Но гражданин не согласился с расчетами управляющей компании и банально перестал платить.

Появился долг и он рос от месяца к месяцу. Итог — коммунальщики обратились в суд с иском к хозяину двух машино-мест.

В смете коммунальщиков оказалось не предусмотрено существование собственников нежилых помещений

Сначала районный суд, а позже и городской просто встали на сторону управляющей компании, обязав владельца парковочных мест оплатить долг с учетом пени плюс судебные издержки и стоимость госпошлины.

Несогласный с решением местных судов ответчик дошел до Верховного суда. Там дело изучили и заявили, что обе судебные инстанции «нарушили нормы материального и процессуального права».

Вот как рассуждал при разборе этого случая Верховный суд. Итак, гражданин купил два машино-места на подземной парковке многоквартирного дома. На юридическом языке это означало, что человек приобрел в собственность сначала 3/300 доли нежилого помещения, а спустя пару месяцев еще столько же. Подчеркнем, подземная автостоянка многоквартирного дома считается нежилым помещением.

Управляющую компанию выбирало общее собрание собственников жилья. По смете расходов и доходов на обслуживание этого дома для собственников жилья на собрании высчитали сумму, сколько собственникам придется платить за обслуживание одного квадратного метра. Получилось 22 рубля 30 копеек. Правда, вопрос о площади обслуживания в доме на том общем собрании не рассматривали вообще.

По закону плата за содержание и ремонт жилого помещения там, где нет ТСЖ, определяется на общем собрании с учетом предложений коммунальщиков

Правила парковки во дворах жилых домов | Роскачество

Как организовать парковку во дворе, не нарушив закон, расскажем вместе с экспертами.

Дома старого фонда, как правило, не оборудованы отдельными парковками (о подземных остается только мечтать), да и новые зачастую не радуют автовладельцев. Возникают стихийные парковки, а иногда и настоящие войны за парковочные места. А на что в действительности жильцы имеют право по закону и каковы правила парковки во дворе многоквартирного дома? Расскажем в этой статье.

Гостевые и постоянные парковки

В соответствии с законом, во дворе гости (и владельцы квартир) могут пользоваться возможностью так называемой гостевой парковки — то есть правом оставить автомобиль во дворе, при условии, что его расположение ничего не нарушает (например, машина не стоит на газоне) и парковка действительно кратковременная.

Оставлять надолго машины на таких условиях нельзя.

Но! Если жильцы оставляют на ночь свой транспорт около дома, это может считаться как временная парковка, ничего дополнительно оформлять не нужно, ограничений существенных нет, но такое парковочное место не может быть закреплено за конкретным автолюбителем, поэтому все возможные претензии не имеют никакой силы.

Если же автовладельцы хотят держать свой транспорт на «постоянном» месте, иметь возможность оставлять его надолго, то необходимо организовать стационарную парковку. Это тоже возможно, даже во дворе, но в этом случае уже нужно будет оформлять все официально.

Постоянная парковка рядом с домом

Современные многоквартирные дома зачастую сразу снабжены парковками, как подземными, так и расположенными на придомовой территории (грубо говоря, во дворе). Это имущество принадлежит всем собственникам, и каждый имеет право пользоваться им.

Распределение машиномест может быть решено на общем собрании жильцов. Новые жильцы (купившие квартиру, снявшие жилье) могут столкнуться с тем, что им откажут в пользовании парковкой на том основании, что мест нет. Однако важно знать, что у всех равные права на пользование общедомовым имуществом.

Если вам кажется, что вас несправедливо лишают возможности парковать свой автомобиль, инициируйте общее собрание жильцов и поднимите вопрос о перераспределении парковочных мест или расширении стоянки.

Кстати, формальности, связанные с созданием или увеличением площади парковки, не столь незначительны, как может показаться.

Как обжаловать штраф за парковку, читайте в нашей статье!

Как организовать парковку рядом с домом

Первым делом необходимо организовать собрание собственников, на котором будет решаться вопрос о создании парковки.

Читайте также:  Влияет ли ипотека на получение квартиры по программе реновации 2023

О парковках на придомовой территории многоквартирного жилого дома

Когда будет наведен порядок во дворах с парковками машин? Граждане, имеющие в личном пользовании машины, паркуют их прямо у входа в подъезд, и под нашими окнами, где преграждают вход в подъезд собственного дома не только жильцам, но и спец. транспорту (скорой, пожарной, полиции), а так же загрязняют газами от машин наши квартиры и газоны.

Я неоднократно с этим вопросам обращалась к владельцам, что ставьте машины на стоянках на, что хозяйка 60 кв. нашего подъезда ответила — Заплати мне за стоянку, я буду ставить. А с 48 кв.

просто с постели заводит и прогревает свою машину, на замечания о постановке машины на стоянку не реагирует, а ведь у нее мама работает в ООО ДВ «САЮЗ» директором какого то домоуправления и недавно купила в нашем подъезде дочери кв., которая нарушает права собственников.

Да в центре не хватает стоянок, люди вынуждены бросать машины около дома, но не преграждать же проход к подъезду? У нас в Южном проблем со стоянками нет, только около нашего дома через дорогу пять полупустых стоянок так почему никто не издает указ, если есть вблизи дома стоянки, то парковка должна быть не у подъезда дома а на стоянке, тем более, что наши дома старые и признаны в Москве взрывоопасными, и все давно снесли, потому, что в доме газ, который никто годами технического осмотра не проводит и горят эти кв., как свечки, а припаркованные машины еще и создают угрозу для нашей жизни. Кстати машины ставят не только с нашего подъезда, но и с других домов, случись, что мы даже не знаем где искать владельца, чтоб убрать машину, ведь они стоят не час не два а целыми сутками. Мы обращаемся к Вам заставить владельцев убрать машины на стоянки, которые заполнены на 70%, мы проверяли и беседовали с владельцами стоянок, это и неуплата налогов, или вам все равно?

Комментарий специалиста

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

На основании указанной конституционной нормы собственники распоряжаются своим имуществом по своему личному усмотрению, в связи с чем, заставить собственников автомобилей, паркующих их на придомовой территории многоквартирного жилого дома № 45 по ул. Панфиловцев в г. Хабаровске (далее — МКД), парковаться на платных автомобильных стоянках не представляется возможным.

В свою очередь, согласно положениям главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации Вы, как собственник помещения в МКД, вправе инициировать общее собрание собственников помещений в МКД, на котором может быть решен вопрос об установке шлагбаума или иного заграждения, ограничивающего въезд во двор автомобилей.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в Вашем многоквартирном доме.

При этом, часть 3 статьи 16 Федерального закона «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Однако, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.

2010 № 12-П, часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Статья 1 Закона Хабаровского края от 27.06.

2007 № 125-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления городского округа «Город Хабаровск» отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «Город Хабаровск» определяет, что государственными полномочиями Хабаровского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «Город Хабаровск», за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для строительства объектов капитального строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также предоставлению земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства, наделяются органы местного самоуправления городского округа «Город Хабаровск».

  • В связи с чем, Вы как собственник жилого помещения многоквартирного жилого дома вправе обратиться в администрацию города Хабаровска с заявлением о формировании земельного участка, на котором  расположен Ваш многоквартирный жилой дом и проведения его государственного кадастрового учета.
  • В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
  • Часть 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
  • Однако, обращаем Ваше внимание, что согласно части 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.
  • Таким образом, если земельный участок Вашего многоквартирного жилого дома будет сформирован и будет проведен его государственный кадастровый учет, то Вы, как собственник доли общего имущества в многоквартирном жилом доме, не сможете в натуре произвести выдел Вашей доли, в том числе в земельном участке, прилегающему к дому.
  • Дополнительно к вышеизложенному разъясняем, что установку шлагбаума или иного ограждения, ограничивающего въезд на придомовую территорию Вашего МКД, также необходимо будет согласовать с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения и пожарной охраны.

Соседи не вправе лишать жильца дома парковки – ВС РФ

09:30 15/08/2017

Соседи не могут лишить жильца права оставлять свою машину около дома, ключи от шлагбаума, отгораживающего внутренний двор, должны получить все собственники квартир.

Такое разъяснение сделал Верховный суд (ВС) РФ, рассмотревший жалобу москвички, которую соседи лишили права парковать машину во дворе.

Столичные суды не нашли нарушений в таком бытовом конфликте, однако высшая инстанция указала, что жильцы незаконно притеснили права своей соседки. 

Жилищный кодекс наделяет собственников правом владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме, напомнил ВС.

Однако безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома принадлежит каждому собственнику, а не выборочно, отмечает он.

К тому же закон не предусматривает каких-либо способов ограничения или лишения собственника такого права. 

  • Кроме того, указывает суд, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. 
  • Спор соседей 
  • В суд обратилась член Жилищно-строительного кооператива «Эстетика», которая просила служителей Фемиды обязать соседей обеспечить ей беспрепятственный проезд во двор. 

Согласно материалам дела, члены кооператива — собственники квартир — на общем собрании приняли решение об установке шлагбаумов, чтобы ограничить доступ во двор посторонних машин.

Изначально истица получила место парковки, и ей выдали ключи от шлагбаума, однако впоследствии ей фактически установили запрет как на свободный проезд к дому, так и на стоянку автомобиля во дворе.

Причем такой запрет распространился не только на саму заявительницу, но и членов ее семьи. 

  1. В решении указано, что женщину ограничили в правах за нарушение порядка парковки, однако о каких именно действиях истицы идет речь не уточняется. 
  2. Заявительница неоднократно пыталась решить конфликт мирным путем и пыталась убедить соседей выдать ей брелок от шлагбаума, после безуспешных попыток она обратилась в суд. 
  3. Однако ни столичный Мещанский суд, ни Мосгорсуд ее требования не поддержали. 
  4. Парковка как бонус
  5. Суд установил, что ЖСК «Эстетика» на общем собрании собственников квартир решил оградить придомовую территорию и ограничить въезд во двор чужих машин. 
Читайте также:  Отсрочка по лишению водительских прав 2023

Тогда же было утверждено «Положение о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории». Кроме того, собрание установило, что решение о предоставлении парковочного места или отказе в его предоставлении принимается исключительно на общем собрании автовладельцев. 

  • В случае если в отношении конкретного автовладельца на общем собрании будет принято решение об отказе в предоставлении парковочного места, жилец дома обязан незамедлительно освободить парковочное место и передать ключ доступа (брелок) председателю комиссии автовладельцев, гласят правила ЖСК.
  • Московские суды сочли, что раз истицу лишили парковки по установленному «Эстетикой» порядку, то нарушения ее прав и не было, ведь доступ к своей квартире, собственником которой она и является, женщина имеет, а место для стоянки машин не входит в обязательный «бонус» к квартире. 
  • Позиция ВС
  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда нашла эти выводы не соответствующими требованиям закона. 
  • В своем решении она опиралась на нормы Гражданского и Жилищного кодексов, а также на положения пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда. 
  • Собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, в силу положений статей 304-305 Гражданского кодекса, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, отмечает суд. 
  • Он также цитирует пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса: запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершение любых других действий, которые приводят к передаче этой доли отдельно от права собственности на помещение в многоквартирном доме. 
  • Таким образом, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, напоминает ВС.
  • «При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены», — отмечается в решении.
  • ВС указал, что московские суды, поддержав решение о лишении истицы права на парковку, ссылались, что такая мера предусмотрена установленным ЖСК порядком пользования внутридомовым пространством, а само ограждение двора соответствовало требованиям постановления столичного правительства № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».
  • Однако суд не учел, что данным постановлением правительства Москвы не регулируются вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, а, следовательно, и наложения каких-либо ограничений права собственника на пользование придомовой территорией, в том числе и на размещение на ней принадлежащего ей автомобиля, отмечает высшая инстанция. 
  • При таких обстоятельствах ссылка суда на то, что решение общего собрания автовладельцев послужило правомерным основанием для ограничения права истца на пользование парковочным местом, находящимся в общем пользовании собственников помещений многоквартирного дома, противоречит приведённым выше нормам материального права, указывается в решении. 
  • Гаражный кооператив и его собрания
  • Нормы Гражданского кодекса регламентируют, что права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний, но только в случаях, предусмотренных законом. 

В пункте 103 постановления Пленума Верховного суда от 23 июня 2015 года № 25 разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е.

определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. 

  1. Из приведенных правовых норм и разъяснений следует, что одним из обязательных условий признания решения собрания основанием для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в таком собрании лиц, считает ВС.
  2. Он также напоминает, что в статье 115 Жилищного кодекса приводится исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива — общее собрание членов жилищного кооператива, конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива, а также правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива. 
  3. Как видно, общего собрания автовладельцев в этой статье нет.
  4. «В связи с чем, решение общего собрания автовладельцев не может быть квалифицировано в качестве влекущего гражданско-правовые последствия», — отмечается в решении. 
  5. Таким образом, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей и не может повлечь гражданско-правовые последствия в виде ограничения права собственника на использование придомовой территории многоквартирного дома, подчеркивает суд. 
  6. ВС отменил определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
  7. Алиса Фокс
  8. © 2010 RIA Novosti
  9. Ссылка на оригинал

Стоять во дворах придется за деньги. Чем грозит водителям новый закон

Нашумевший законопроект «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» принят в окончательном, третьем чтении.

Он вступит в силу через год после утверждения президентом и официального опубликования, то есть не раньше января 2019 года.

 Я внимательно изучил его и составил список запретов и ограничений, с которыми могут столкнуться автовладельцы после вступления в силу этого документа.

Платная парковка во дворах

Формулировки статьи 12 «Требования к парковке общего пользования» настолько расплывчатые, что парковкой общего пользования, фактически, является любое место, где можно поставить автомобиль.

Формулировки статьи 13 «Требования к платной парковке» содержат лишь одно четкое требование: территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и разметкой, также должна присутствовать автоматизированная система оплаты.

Как мы видим, теоретически этот механизм позволяет сделать парковку платной вообще где угодно, в том числе и во дворах. Впрочем, в ч.2 ст.13 указано, что законом субъекта Российской Федерации платные парковки во дворах могут быть запрещены. А могут и не быть.

Отдельно стоит упомянуть о том, что в законе в части парковки используется определение «владелец парковки», под которым понимается собственник земельного участка, на котором эта парковка организована. Так вот, многие пребывают в иллюзии, что двор является собственностью жильцов многоквартирного дома. Однако это не так.

Чтобы отмежевать территорию, нужно потратить очень много сил. Многие решения по межеванию — судебные. По умолчанию земля, на которой размещен двор, принадлежит городу. Следовательно, при желании владельца этой земли, то есть города, парковка на этом участке может стать платной. Жителей даже спрашивать не обязательно.

Запрет на въезд автомобилей

  • Часть 8 статьи 11 дает право высшим исполнительным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления вводить временный или постоянный запрет на проезд автомобилей по разным критериям:
  • — ниже определенного экологического класса (например, запрет на проезд, если машина имеет экологический класс меньше «Евро-4»);
  • — при отсутствии пассажиров (например, запрет на проезд, если пассажиров в машине меньше двух);
  • — по типу транспортного средства (например, запрет на движение грузовиков);
  • — по дню недели или времени суток (например, проезд по вторникам запрещен);

При этом, в качестве альтернативы по-прежнему предлагаются велодорожки и общественный транспорт. Что делать тем, кто перевозит на автомобилях грузы, в законопроекте не сообщается.

Именно владельцы производственных предприятий, которые интенсивно используют дороги для доставки грузов и сырья, должны очень сильно задуматься.

Ведь запрет на проезд грузовиков может быть введен органом местного самоуправления без необходимости предоставления альтернативного. Поскольку дорог у нас в стране крайне мало, почти всегда для предприятия дорога, идущая к производству, единственная.

И, при установлении запрета на проезд грузового транспорта, это фактически остановит производство и быстро приведет его к банкротству.

Если подытожить, то самый одиозный пункт про платный въезд в города из законопроекта убрали.

Однако, в руках чиновников появляется инструментарий, который может быть использован как для рейдерских захватов, когда единственная дорога к производству может оказаться перекрыта без предоставления альтернативы, так и для борьбы с пробками путем введения запретов на въезд.

Насторожиться должны и те, кто живет за городом и ездит на работу на старом автомобиле. Потому что запрет может быть сформулирован таким образом: запрещено въезжать в город с 07:00 до 11:00 всем автомобилям без пассажиров.

Или например так: запрещено въезжать в город с 07:00 до 21:00 на автомобиле с экологическим классом ниже «Евро-4». Что в этом случае делать людям, которые купили дома или квартиры в ипотеку за городом? Вопрос, конечно, риторический.