Правила

Границы зоны чрезвычайной ситуации

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г.

«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 240 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера — относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей.

ЧС регионального характера — относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей.

К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей..

  • По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.
  • К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиационных веществ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.
  • К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

  1. К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
  2. К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.
  3. Антропогенные ЧС — следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Границы зоны чрезвычайной ситуации

  • Основные причины возникновения ЧС:
  • внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
  • внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.
  • Характер развития ЧС.

Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

  1. Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.
  2. Источники чрезвычайных ситуаций
  3. Источниками возникновения ЧС могут быть опасные природные явления, техногенные происшествия, особо опасные инфекционные заболевания людей и животных, а также современные средства поражения.
  4. По причине возникновения источники ЧС подразделяют на три группы: природные, антропогенные и смешанные.
  5. Природные источники чрезвычайных ситуаций
  6. Возникают в результате разного рода возмущений в естественной среде обитания человека и подразделяются: на геолого-геофизические, гидрометеорологические, аэрометеорологические, биологические.

Геолого-геофизические источники ЧС возникают в результате возмущения внутри и на поверхности земной коры. К ним относятся: землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, лавины, пыльные бури и т.п.

Гидрометеорологические источники ЧС формируются в гидросфере. Это, прежде всего, циклоны, цунами, штормы, наводнения и т.п.

Аэрометеорологические источники ЧС возникают вследствие возмущений в нижних слоях атмосферы. К ним относятся: ураганы, бури, смерчи, ливни, снегопады и т.п.

Биологические источники ЧС — это особо опасные инфекционные заболевания и массовые отравления людей, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных и растений, массовое распространение вредителей и т.п.

  • Границы зоны чрезвычайной ситуацииАнтропогенные источники чрезвычайных ситуаций
  • Возникают в искусственной среде обитания, созданной человеком, и подразделяются на две группы: техногенные и социальные.
  • К техногенным источникам ЧС относятся, прежде всего, пожары, аварии на радиационно и химически опасных объектах, транспорте, инженерных сетях, гидротехнических и других объектах жизнеобеспечения.

Социальные источники ЧС включают в себя вооруженные столкновения на почве межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных конфликтов; терроризм, преступность, наркоманию и т.п.

Смешанные источники чрезвычайных ситуаций

Обусловлены активным антропогенным воздействием на окружающую среду, под влиянием которого возникают новые или усиленно развиваются существующие природные источники ЧС. К ним относятся источники ЧС, связанные с изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы, вследствие негативного воздействия человека на биосферу и др.

Зона ЧС (чрезвычайной ситуации): виды и условное обозначение

Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС) – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Термин зона чрезвычайной ситуации как юридическая категория, так же фигурирует в ст. 57 Федерального закона РФ от 10 января 2002 № 72-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Частными случаями юридического толкования зоны чрезвычайной ситуации, обусловленных радиоактивным загрязнением территории, являются зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (ст. 7-11 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Виды

Зоны чрезвычайной ситуации подразделяется на зоны (п. 6.2.1 ГОСТ Р 42.0.03-2016 «Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Условные обозначения»). К ним относятся:

  • зоны заражения;
  • зоны затопления;
  • зоны пожаров;
  • зоны загрязнения.
Читайте также:  СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ жкх

Граница и условное обозначение

Одной из основных характеристик зоны чрезвычайной ситуации является её граница – линия, определяющая пределы территории, на которой юридически признается сложившаяся ситуация как чрезвычайная (критическая).

Условное обозначение зоны чрезвычайной ситуации на карте

Граница зоны чрезвычайной ситуации в соответствии со ст.

5 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ определяется назначенным в законодательном порядке руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

 Также ознакомьтесь с познавательным материалом по теме: 

Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях (условные обозначения). АГЗ МЧС России, 2002

Источники: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Зона чрезвычайной ситуации: правовые аспекты. Вангородский С.Н. и др. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. –М.: 1999.

Порядок расчета границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов аварий

В соответствии с [4, п. 5.5] для оценки риска чрезвычайной ситуации при разработке подраздела проектной документации ПМ ГОЧС выбираются только те техногенные чрезвычайные ситуации, зоны действия поражающих факторов которых выходят за границы проектной застройки объектов и (при наличии) примыкающей к ней санитарно-защитной зоны.

Рекомендуемый порядок определения (расчета) границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов аварий

В соответствии с [4, п. 5.

5] для оценки риска чрезвычайной ситуации при разработке подраздела проектной документации ПМ ГОЧС выбираются только те техногенные чрезвычайные ситуации, зоны действия поражающих факторов которых выходят за границы проектной застройки объектов и (при наличии) примыкающей к ней санитарно-защитной зоны.

Согласно [4, п. 5.

6] определение (расчет) границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов аварий, которые могут привести к техногенной чрезвычайной ситуации как на объектах, так и за их пределами, а также определение вероятности поражения в определенной точке селитебной территории в результате реализации сценария развития чрезвычайной ситуации должно производиться по методикам, утвержденным, согласованным или рекомендованным федеральными органами исполнительной власти. Рекомендованные методики для определения границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов аварии приведены в приложении Т Практического пособия ПМ ГОЧС (таблица 3).

На основании [1, п. 12] для выявления пожароопасных ситуаций осуществляется деление технологического оборудования (технологических систем) при их наличии на объектах на участки. Указанное деление выполняется исходя из возможности раздельной герметизации этих участков при возникновении аварии. Рассматриваются пожароопасные ситуации как на основном, так и вспомогательном технологическом оборудовании. Кроме этого учитывается также возможность возникновения пожара в зданиях, сооружениях и строениях различного назначения, расположенных на территории объектов. В перечне пожароопасных ситуаций применительно к каждому участку, технологической установке, зданиям объектов выделяются группы пожароопасных ситуаций, которым соответствуют одинаковые модели процессов возникновения и развития. Определение массы, участвующей в аварии, проводится в соответствии с 3].

В приложениях к подразделу «ПМ ГОЧС» рекомендуется приводить копии документов, подтверждающих применение того или иного программного обеспечения, применяемого для расчетов границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов аварий, в том числе:

  • свидетельство о государственной регистрации программы для электронно-вы­числительных машин с указанием номера и даты, а также органа, выдавшего свидетельство;
  • реквизиты программы, приведенные на основании договора на право пользования программным обеспечением.

 Прогнозирование масштабов зон заражения АХОВ выполняется на основании [6] с учетом требований [5].

Результаты расчетов вероятных зон действия поражающих факторов аварий, которые могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного как на объектах, так и за их пределами рекомендуется приводить в табличной форме с указанием следующих параметров:

  1. площадь пролива опасного вещества;
  2. удельная массовая скорость выгорания опасного вещества;
  3. уровни поражения тепловым излучением:

   — безопасно для человека в брезентовой одежде (4,2 кВт/м2);    — без негативных последствий для человека в течение длительного времени (1,4 кВт/м2); диаметр огненного шара;

  1. время существования «огненного шара»;
  2. зона ожога третьей степени (320 кДж/м2);
  3. зона ожога второй степени (220 кДж/м2);
  4. зона ожога первой степени (120 кДж/м2);
  1. радиус зоны действия поражающих факторов при полных разрушениях (избыточное давление – 100 кПа);
  2. радиус зоны действия поражающих факторов при сильных разрушениях (избыточное давление – 53 кПа);
  3. радиус зоны действия поражающих факторов при средних разрушениях (избыточное давление – 28 кПа);
  4. радиус зоны действия поражающих факторов при слабых разрушениях (избыточное давление – 12 кПа);
  5. нижний порог повреждений человека волной давления (избыточное давление – 5 кПа).
  1. тип АХОВ;
  2. масса АХОВ;   
  3. полная глубина зоны химического заражения;           
  4. площадь зоны возможного химического заражения.

 В соответствии с приложением № 5 [2] при оценке последствий воздействия опасных факторов аварий на объектах и для оценки степени возможного поражения людей и разрушения зданий, сооружений по вычисленным параметрам поражающих факторов могут использоваться как детерминированные (учитывающие только величину поражающих факторов), так и вероятностные критерии (по пробит-функции, характеризующей вероятность возникновения последствий определенного масштаба в зависимости от уровня воздействия). Детерминированные критерии устанавливают значения поражающего фактора, при которых наблюдается тот или иной уровень поражения (разрушения). Детерминированные критерии присваивают определенной величине негативного воздействия поражающего фактора конкретную степень поражения людей, разрушения зданий, инженерно-технических сооружений. Детерминированные критерии поражения тепловым излучением

При оценке воздействия теплового излучения основным критерием поражения является интенсивность теплового излучения. Значения предельно допустимой интенсивности теплового излучения приведены в таблице 1. Для определения числа пострадавших рекомендуется принимать значение интенсивности теплового излучения, превышающее 7,0 кВт/м2.

 

Таблица 1 – Значения предельно допустимой интенсивности теплового излучения

Степень поражения Интенсивность теплового излучения, кВт/м2
Без негативных последствий в течение длительного времени 1,4
Безопасно для человека в брезентовой одежде 4,2
Непереносимая боль через 20–30 с Ожог первой степени через 15–20 с Ожог второй степени через 30–40 с Воспламенение хлопка-волокна через 15 мин 7,0
Непереносимая боль через 3–5 с Ожог первой степени через 6–8 с Ожог второй степени через 12–16 с 10,5
Воспламенение древесины с шероховатой поверхностью (влажность 12 %) при длительности облучения 15 мин 12,9
Воспламенение древесины, окрашенной масляной краской по строганной поверхности; воспламенение фанеры 17,0

Воздействие открытого пламени и тепловой радиации от пожара на технологическое оборудование, наружные установки оценивается по значению поглощенной дозы тепловой радиации:

  • Dпор – пороговое значение дозы поглощенной тепловой радиации, кВтс/м2, ниже которого оборудование получает только слабые повреждения (kповр = 0,1);
  • Dгиб – значение дозы поглощенной тепловой радиации, кВтс/м2, выше которого оборудование считается полностью разрушенным (kповр = 1,0).

Значения Dпор и Dгиб для оборудования разных классов чувствительности к воздействию тепловой радиации приведены в таблице 2.  

Таблица 2 – Значения Dпор и Dгиб для оборудования разных классов чувствительности к воздействию тепловой радиации

Класс чувствительности оборудования Тип оборудования Dпор, кВт·с/м2 Dгиб, кВт·с/м2
I (высокочувствительное) Расположенное вне укрытий сложное технологическое оборудование 3300 10000
II (среднечувствительное) Оборудование в блок-контейнерах или индивидуальных укрытиях. Незащищенные крановые узлы, средства электрохимической защиты, контрольные пункты телемеханики, опоры линий электропередачи и другое незащищенное технологическое оборудование с фланцевыми соединениями с чувствительными к нагреву материалами-уплотнителями 8300 25000
III (слабочувствительное) Наземные трубопроводы, крановые узлы в защитном укрытии 35000 45000
Читайте также:  Обучение населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Подземное технологическое оборудование принимается нечувствительным к термическому воздействию и при любой аварии считается неповрежденным (kповр = 0). Для поражения человека тепловым излучением используется значение величины пробит-функции. При использовании пробит-функции в качестве зон стопроцентного поражения принимаются зоны поражения, где значение пробит-функции достигает величины, соответствующей вероятности, равной 90 %. В качестве зон, безопасных с точки зрения воздействия поражающих факторов, принимаются зоны поражения, где значения пробит-функ­ции достигают величины, соответствующей вероятности, равной 1 %. Условная вероятность поражения человека, попавшего в зону непосредственного воздействия пламени пожара, пролива или факела, принимается равной 1. Для пожара-вспышки следует принимать, что условная вероятность поражения человека, попавшего в зону воздействия высокотемпературными продуктами сгорания газопаровоздушного облака, равна 1. За пределами этой зоны условная вероятность поражения человека принимается равной 0. При расчете вероятности поражения человека тепловым излучением рекомендуется учитывать возможность укрытия (например, в здании или за ним). Детерминированные критерии поражения воздушной ударной волной. Величина избыточного давления на фронте падающей воздушной ударной волны значением 5 кПа принимается безопасной для человека. Воздействие на человека воздушной ударной волны с избыточным давлением на фронте более 120 кПа рекомендуется принимать в качестве смертельного поражения. Для определения числа пострадавших рекомендуется принимать значение избыточного давления, превышающее 70 кПа. Критерии разрушения типовых промышленных зданий от избыточного давления приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Критерии разрушения типовых промышленных зданий от избыточного давления

Степень поражения Избыточное давление, кПа
Полное разрушение зданий Более 100
Тяжелые повреждения, здание подлежит сносу 70
Средние повреждения зданий, возможно восстановление здания 28
Разрушение оконных проемов, легкосбрасываемых конструкций 14
Частичное разрушение остекления Менее 2

Степени разрушения различных административных, производственных зданий и сооружений от воздействия избыточного давления воздушной ударной волны приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Степени разрушения различных административных, производственных зданий и сооружений от воздействия избыточного давления воздушной ударной волны

Тип зданий, сооружений Разрушение при избыточном давлении на фронте  ударной волны, кПа
Слабое Среднее Сильное Полное
Промышленные здания с тяжелым металлическим или железобетонным каркасом 20–30 30–40 40–50 >50
Промышленные здания с легким каркасом и бескаркасной конструкции 10–20 25–35 35–45 >45
Складские кирпичные здания 10–20 20–30 30–40 >40
Одноэтажные складские помещения с металлическим каркасом и стеновым заполнением из листового металла 5–7 7–10 10–15 >15
Бетонные и железобетонные здания и антисейсмические конструкции 25–35 80–120 150–200 >200
Здания железобетонные монолитные повышенной этажности 25–45 45–105 105–170 170–215
Котельные, регуляторные станции в кирпичных зданиях 10–15 15–25 25–35 35–45
Деревянные дома 6–8 8–12 12–20 >20
Подземные сети, трубопроводы 400–600 600–1000 1000–1500 1500
Трубопроводы наземные 20 50 130
Кабельные подземные линии до 800 1500
Цистерны для перевозки нефтепродуктов 30 50 70 80
Резервуары и емкости стальные наземные 35 55 80 90
Подземные резервуары 40 75 150 200

Условная вероятность травмирования и гибели людей, находящихся в зданиях, в зависимости от степени разрушения зданий от воздействия воздушной ударной волны определяется по таблице 5.

Таблица 5 – Условная вероятность травмирования и гибели людей, находящихся в зданиях, в зависимости от степени разрушения зданий от воздействия воздушной ударной волны

Тяжесть поражения Степень разрушения
Полная Сильная Средняя Слабая
Смертельная 0,6 0,49 0,09 0
Тяжелая травма 0,37 0,34 0,1 0
Легкая травма 0,03 0,17 0,2 0,05

Для расчета условной вероятности разрушения объектов и поражения людей ударными волнами используют пробит-функции. При использовании пробит-функций в качестве зон 100 %-ного поражения принимаются зоны поражения, где значение пробит-функции достигает величины, соответствующей вероятности в 90 %. В качестве зон, безопасных с точки зрения воздействия поражающих факторов, принимаются зоны поражения, где значения пробит-функции достигают величин, соответствующих вероятности в 1 %.

Критерии токсического поражения

Границы зон токсического поражения опасным веществом рассчитываются по смертельной и пороговой токсодозам при ингаляционном воздействии на организм человека либо по пробит-функциям. Сравнением с пороговыми и смертельными токсодозами определяются расстояния, соответствующие смертельному поражению и пороговому воздействию. Для оценки вероятности смертельного поражения человека используется пробит-функция. При расчете воздействия токсических веществ на человека рекомендуется учитывать возможность укрытия, например в здании, а также применения средств индивидуальной защиты (противогазов).

Перечень нормативных документов

  1. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденная приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.
  2. Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.04.2016 № 144.
  3. Руководство по безопасности «Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ», утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.04.2015 № 158.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Алтайского края

Основания и порядок объявления режима ЧС

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.

1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Поводами для введения режима чрезвычайной ситуации могут стать: 1) стихийные (природные) бедствия; 2) антропогенные катастрофы; 3) техногенные катастрофы; 4) эпидемии; 5) чрезвычайные ситуации военного времени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.

2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицированы на ситуации  локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера в зависимости от количества пострадавших людей, территории ее распространения, размера материального ущерба.

При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: объектовый уровень реагирования вводится решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации; местный уровень реагирования — решением главы местной администрации муниципального образования при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления; региональный уровень реагирования — решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; федеральный уровень реагирования — решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Полномочиями по принятию решений о введении режима чрезвычайной ситуации наделены главы органов местного самоуправления, главы субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или Президент Российской Федерации, а также руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация (ст.ст.

8, 10, 11, 14 Закона № 68-ФЗ).

Читайте также:  НДФЛ депозитарные расписки

В обязанности уполномоченных органов входят: осуществление непрерывного контроля за устранением причин возникновения чрезвычайной ситуации; оповещение населения, органов власти, местного самоуправления; ограничение доступа к месту, где произошла чрезвычайная ситуация; проведение эвакуации населения; осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В правовом акте о введении режима чрезвычайной ситуации указывается срок действия специального режима функционирования сил и средств подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, срок, на который такой режим вводится, причины и основания его введения, границы территории, в пределах которой он будет действовать, силы и средства, необходимые для его обеспечения, перечень запланированных мероприятий для ликвидации последствий, должностных лиц и служб, ответственных за исполнение таких мероприятий.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.

1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Поводами для введения режима чрезвычайной ситуации могут стать: 1) стихийные (природные) бедствия; 2) антропогенные катастрофы; 3) техногенные катастрофы; 4) эпидемии; 5) чрезвычайные ситуации военного времени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.

2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицированы на ситуации  локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера в зависимости от количества пострадавших людей, территории ее распространения, размера материального ущерба.

При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: объектовый уровень реагирования вводится решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации; местный уровень реагирования — решением главы местной администрации муниципального образования при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления; региональный уровень реагирования — решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; федеральный уровень реагирования — решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Полномочиями по принятию решений о введении режима чрезвычайной ситуации наделены главы органов местного самоуправления, главы субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или Президент Российской Федерации, а также руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация (ст.ст.

8, 10, 11, 14 Закона № 68-ФЗ).

В обязанности уполномоченных органов входят: осуществление непрерывного контроля за устранением причин возникновения чрезвычайной ситуации; оповещение населения, органов власти, местного самоуправления; ограничение доступа к месту, где произошла чрезвычайная ситуация; проведение эвакуации населения; осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В правовом акте о введении режима чрезвычайной ситуации указывается срок действия специального режима функционирования сил и средств подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, срок, на который такой режим вводится, причины и основания его введения, границы территории, в пределах которой он будет действовать, силы и средства, необходимые для его обеспечения, перечень запланированных мероприятий для ликвидации последствий, должностных лиц и служб, ответственных за исполнение таких мероприятий.

На основе ЕГРН будет составлен перечень домов, расположенных в границах зон чрезвычайных ситуаций

© АСН-Инфо

Согласно постановлению, на основе сведений Единого госреестра недвижимости уполномоченным органом власти будет составлен список домов, расположенных в границах зон чрезвычайных ситуаций. Этот шаг позволит пострадавшим жителям, дома которых были разрушены при ЧС, быстрее и проще получить новое жилье. Эксперты Федеральной кадастровой палаты прокомментировали нововведение.

Правительство Российской Федерации упростило порядок проведения оценки и обследования жилых помещений при ликвидации последствий ЧС. Теперь пострадавшие жители разрушенных при ЧС домов смогут быстрее получить новое жилье.

Для определения границ зон чрезвычайных ситуаций используются различные источники информации: обследования по выявлению паводкоопасных территорий, сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ.

Границы зон могут меняться в случае возникновения аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Так, например, границами зон ЧС, как правило, признаются соответствующие границы зон подтоплений и затоплений, учтенных в сведениях ЕГРН в качестве зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

При чрезвычайных ситуациях местные власти запрашивают сведения госреестра недвижимости об объектах, пострадавших от затопления, что необходимо для установления права на получение государственного жилищного сертификата. В том числе – при утрате правоудостоверяющих документов на недвижимость в результате ЧС.

Филиалы Федеральной кадастровой палаты, в свою очередь, организуют оперативный прием и обработку таких запросов, в том числе в бумажном виде, и в сокращенные сроки направляют необходимую информацию на выдачу.

Кроме того, специалисты региональных Кадастровых палат оказывают консультационную поддержку пострадавшим по всем вопросам, связанным с государственным кадастровым учетом и регистрацией права и получению сведений ЕГРН.

Теперь, согласно постановлению, порядок работы межведомственных комиссий, которые признают дома пригодными или непригодными для проживания, изменится.

Пострадавшим не нужно будет подавать в комиссию документы о праве собственности и заявление о проведении обследования их дома. Перечень домов, расположенных в границах зон чрезвычайных ситуаций, будет составлен на основе данных из ЕГРН.

Эти дома будут обследованы в кратчайшие сроки и оперативно признаны непригодными для проживания.

«Наличие в ЕГРН актуальной информации об установленных границах зон подтоплений и затоплений способствовал и будет продолжать способствовать защите имущественных прав владельцев разрушенного жилья.

Только теперь процесс станет еще более оперативным, – прокомментировал глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков.

– Отмечу также, что Кадастровая палата непрерывно пополняет госреестр сведениями о границах зон затоплений и подтоплений – количество новых сведений растет в геометрической прогрессии».

Так, за 2019 год Федеральная кадастровая палата внесла в ЕГРН сведения о границах более 1500 зон затопления и 1100 зон подтопления. На начало 2020 года в госреестре содержались сведения о почти 2300 зонах затопления и чуть более 1500 зон подтопления. По данным на 1 июля 2020 года в ЕГРН внесены данные о 4542 зонах затопления и 2530 зонах подтопления.

В свою очередь, если жилое помещение не будет включено в сводный перечень, собственник по-прежнему сможет подать заявление в комиссию о проведении обследования жилья.