Правила

П 4 ст 269 РФ

Федеральный закон № 25-ФЗ внес изменения в статью 269 Налогового кодекса. Нововведения вступили в силу с начала года и касаются критериев признания задолженности контролируемой. Наталья Жукова, ведущий юрисконсульт департамента правового сопровождения бизнеса КСК групп, рассказала, что изменится в работе бухгалтеров.

В качестве препятствий для вывода денежных средств за границу законодателем были предусмотрены нормы о контролируемой задолженности (ст. 269 НК РФ). Например, если российская компания выплачивает иностранной фирме деньги в виде процентов по займам, то к расходам, уменьшающим налог на прибыль, в некоторых случаях она может отнести только часть выплаченных процентов.

В настоящее время согласно изменениям, внесенным в статью 269 Налогового кодекса, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, под контролируемой задолженностью стала пониматься непогашенная задолженность российской компании: перед иностранной организацией, которая прямо или косвенно участвует в деятельности российской фирмы и является взаимозависимой с ней, а также перед лицом (юридическим или физическим), которое взаимозависимо с иностранным лицом и по долговому обязательству, по которому любое из названных выше лиц выступает поручителем, гарантом или иным образом обязуется обеспечить исполнение долгового обязательства российской компании (если п. 9 ст. 269 НК РФ не предусмотрено иное). Согласно пункту 13 статьи 269 Налогового кодекса суд может признать в качестве контролируемой и другую непогашенную задолженность российского предприятия, если установит, что конечной целью окажутся выплаты, перечисленные выше. Например, кипрская компания владеет российским обществом (доля – 45%), задолженность отечественного предприятия перед иностранной организацией является контролируемой, поскольку кипрская компания взаимозависима с российской (доля участия – более 25%).

Новая терминология

С 1 января 2017 года нормы пункта 2 статьи 269 НК РФ содержат ссылки на статьи раздела V.1 НК РФ, регулирующие положения о взаимозависимых лицах, например, на подпункты 1, 2, 3 и 9 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ.

В этих нормах речь идет о том, что под взаимозависимыми понимаются физическое или юридическое лицо, у которого доля прямого или косвенного участия в стороннем бизнесе составляет больше 25 процентов (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 105.

1 НК РФ), либо одно и то же лицо прямо или косвенное владеет долей более 25 процентов в каждой из организации (подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ), либо доля участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет 50 процентов (подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Напомню, ранее, до изменений, начавших свое действие с 1 января 2017 года, речь в пункте 2 статьи 269 Налогового кодекса шла об аффилированных лицах.

«Контролируемая задолженность в 2017 году»

Что изменилось

Теперь согласно пункту 3 статьи 269 Налогового кодекса при определении размера контролируемой задолженности учитываются все суммы долга, возникшего по всем обязательствам налогоплательщика в совокупности.

Кроме этого, при возникновении контролируемой задолженности нужно всегда помнить о предельных величинах, то есть о сумме процентов, которые можно отнести на расходы, уменьшающие налог на прибыль, так как не всегда на такие расходы можно отнести всю сумму начисленных процентов по задолженности, полученной от иностранного лица, признанного взаимозависимым с заемщиком.

Обратите внимание

Обратите внимание еще на одно существенное изменение. Теперь согласно новой редакции пункта 2 статьи 269 НК РФ под контролируемой задолженностью понимается задолженность перед иностранным «лицом», которым в свою очередь может быть как компания, так и иностранец. Это расширяет сферу применения норм о контролируемой задолженности.

Например, если сумма контролируемой задолженности превышает более чем в три раза (а для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью – в 12,5 раза) собственный капитал (разницу между суммой активов и величиной обязательств) российской организации-заемщика, то налогоплательщик обязан рассчитать сумму предельных процентов. Та часть начисленных по договору займа процентов, которая окажется больше предельной суммы процентов, должна быть переквалифицирована организацией под дивиденды, при выплате которых российская компании обязана удержать налог у источника.

https://www.youtube.com/watch?v=m02Smf0cJ1c\u0026pp=ygUS0J8gNCDRgdGCIDI2OSDQoNCk

Этот налог может быть в свою очередь снижен, если между Россией и иностранным государством (куда будут выплачены проценты, переквалифицированные под дивиденды) заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (см., например, письмо Минфина России от 14 марта 2017 г. № 03-08-05/14396).

Подробно порядок расчета предельных процентов закреплен в пунктах 4–6 статьи 269 НК РФ.

ПРИМЕР. РАСХОДЫ В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ ПО КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Российская компания получила от иностранной организации займ. Сумма процентов по договору составляет 100 000 руб. Сумма предельных процентов, рассчитанных по правилам пунктов 4–6 статьи 269 НК РФ, составила 40 000 руб. Значит, на расходы, уменьшающие налог на прибыль, компания может отнести только 40 000 руб. С 60 000 руб. фирма должна удержать налог как с дивидендов.

Предельные проценты рассчитываются по следующей формуле.

Формула расчета предельных процентов

П 4 ст 269 РФ

Размер предельных процентов, как мы видим, зависит от коэффициента капитализации. Коэффициент капитализации рассчитывается, в свою очередь, по следующей формуле (см. абз. 2 п. 4 ст. 269 НК РФ).

Формула расчета коэффициента капитализации

П 4 ст 269 РФ

* под лизинговыми компаниями согласно пункту 3 статьи 269 НК РФ подразумеваются организации, у которых доходы от лизинговой деятельности составляют не менее 90 процентов прибыли.

Как видим из формулы, коэффициент капитализации зависит от суммы непогашенной задолженности, суммы собственного капитала и доли участия иностранной компании в российской. Соответственно коэффициент капитализации может изменяться.

В налоговом законодательстве с 1 января 2017 года закреплено, что если коэффициент капитализации изменился в последующем периоде по сравнению с предыдущим, то расходы по контролируемой задолженности не пересчитываются, так сказано в пункте 4 статьи 269 Налогового кодекса.

Комментарий эксперта

  • Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ООО «Юринформ-аудит»:
  • «Рассмотрим пример:
  • Иностранная организация заключила договор займа с российской компанией “А”. При этом иностранной организации принадлежит:
  • — 60% организации “Б”, которая владеет 15% организации “А”; — 50% организации “В”, которая владеет 20% организации “А”; — 10% организации “Г”, которая владеет 70% организации “А”.

Доступное разъяснение статьи 269 нк рф

П 4 ст 269 РФ

То, какие именно изменения внесены, проанализируем в рамках настоящей статьи. По общему правилу проценты по долговым обязательствам любого вида признавались расходом исходя из фактической ставки ( абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ ). То есть для сделок, не относящихся к контролируемым, и для задолженностей, не признаваемых контролируемыми, проценты подлежали учету в расходах без каких-либо ограничений.

Статья 269 НК РФ — Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения

По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.

Читайте также:  ФИФО ценные бумаги

1 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.

признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.

Материалы журнала «Консультант Свердловская область»

1.1 ст.

269 НК РФ установлено специальное правило, согласно которому по указанным долговым обязательствам налогоплательщик вправе признать в доходах (расходах) проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если указанная находится в интервале предельных значений, установленных п. 1.

2 ст. 269 НК РФ. Далее в специальном правиле п. 1.1 указано, что в случае несоблюдения условий нахождения фактической ставки в интервале предельных значений в доходах (расходах) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.

При несоблюдении условий, установленных абзацами первым — третьим настоящего пункта, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признаётся процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учётом положений раздела V.1 настоящего Кодекса. 2. В целях настоящей статьи контролируемой задолженностью признаётся непогашенная задолженность налогоплательщика — российской организации по следующим долговым обязательствам этого налогоплательщика (если иное не предусмотрено настоящей статьей):

Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах.

Налоговый кодекс, ст 269 НК РФ

Налоговый кодекс РФ (часть 2) ( НК РФ ч

признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.

2 настоящей статьи; признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.

признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.

2 настоящей статьи; признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.

Правила признания процентов по статье 269 НК РФ изменены

К тому же «задним числом»…

И вот не успел наступить 2015 год, а статья 269 НК РФ – только-только начать действовать, как законодатель решил откорректировать положения последней.

В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 года №32-ФЗ внесены изменения в статью 269 НК РФ, в соответствии с которыми производятся следующие корректировки:

Принимаемые для налогообложения проценты по кредиту — 2022 — 2023

Проценты по кредиту, принимаемые для налогообложения в 2022-2023 годах, регламентированы ст. 269 НК РФ. Несмотря на отмену нормирования, для большинства компаний вопрос налогового учета «кредитных» процентов по прежнему актуален. С какими нюансами могут столкнуться заемщики, включая в налоговые расходы проценты по кредиту, узнайте из нашего материала.

Ранее (до 2015 года) в налоговом учете было единственное правило для всех — «заемные» проценты включались в расходы в размере, не превышающем специально установленного норматива.

Сейчас применяется следующий алгоритм:

  • проценты по кредитам (займам) при расчете налога на прибыль не нормируются (если заем не относится к контролируемым сделкам);
  • нормирование действует только в отношении договора займа (кредита), признаваемого в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой.

С понятиями «контролируемая сделка» и «взаимозависимые лица» знакомьтесь в этом материале.

Действующий в настоящее время общий подход к учету и расчету процентов заключается в соблюдении 4 основных принципов:

  • учетного — проценты учитываются отдельно от основной суммы займа;
  • суммового — при расчете налога на прибыль проценты учитываются в полной сумме, размер которой указан в договоре (кроме займов и кредитов, признаваемых контролируемыми сделками);
  • расчетного (для нефиксированной процентной ставки) — для займов и кредитов применяется единая формула, с помощью которой определяется величина включаемых в расходы процентов (∑%):
  • ∑% = ∑К × СК × КД / КГ,
  • где:
  • ∑К — сумма кредита;
  • СК — ставка процента;
  • КД и КГ — количество дней: пользования заемными средствами и в году соответственно (365 или 366).
  • временно́го — проценты отражаются в учете:
    • для компаний на ОСНО — на дату возврата заемных средств или на последнюю дату каждого месяца на протяжении всего периода пользования заемными средствами;
    • для «упрощенцев» — в периоде оплаты процентов (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Какие расходы можно учесть «упрощенцу», узнайте из материала «Перечень расходов при УСН «доходы минус расходы»».

С алгоритмом нормирования процентов в ситуации заключения договора займа, признаваемого контролируемой сделкой, мы познакомим вас в следующем разделе.

Как учесть капитализацию процентов по займам в первоначальной стоимости ОС, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в ответ эксперта. 

«Контролируемые» проценты: налоговое нормирование — 2022-2023

Основными особенностями применяемого в настоящее время, согласно НК РФ, алгоритма налогового нормирования процентов является:

  • его двухстороннее действие — нормируются не только «процентные» расходы заемщика, но и «процентные» доходы займодавца;
  • наличие «безопасных» интервалов ставок  — если проценты укладываются в этот интервал, вся их сумма без ограничений включаются в налоговые расходы.

Статья 269 ТК РФ. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Читайте также:  Должность на которую принят работник отсутствует в штатном расписании

1. Увольнение работника в возрасте до 18 лет должно сопровождаться его трудоустройством, что должна решить соответствующая государственная инспекция труда и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. В соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы от 13 апреля 2005 г. N 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют:

  • Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ) подростки имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством РФ. Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности утв. Постановлением Минтруда России от 21 июля 1997 г. N 41.

4. Подростки имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. К ним относятся выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

5. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы образования по запросу органов службы занятости представляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.

  1. Государство гарантирует безработным, в том числе и подросткам:
  2. выплату пособия по безработице, а также в период временной нетрудоспособности безработного;
  3. выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  4. возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
  5. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
  6. В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

уволенным из организаций в течение 12 мес.

, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) — в размере 75% их среднего заработка, исчисленного за последние 3 мес. по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, установленного Правительством РФ (далее — размер районного коэффициента);

впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 мес.

, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель — в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента;

утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств соответствующих организаций в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние 3 мес. по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, стипендия начисляется с первого дня их обучения.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на 1 мес. или выплата ее может быть приостановлена на срок до 1 мес. в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Все виды удержаний из стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

6.

Вопросы оказания содействия в трудоустройстве, признания в установленном порядке безработными, профессиональной подготовке (переподготовке) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выплате им пособия по безработице регулирует Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Минтруда России от 10 февраля 1998 г. N 5.

7. Работа учащегося на предприятии должна быть также прекращена по письменному заявлению одного из родителей или заменяющего его лица либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы, а также по инициативе учебного заведения в случае ухудшения посещаемости занятий.

Читайте также:  Государственная регистрация выпуска ценных бумаг

При прекращении договора предприятие выдает учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), квалификации, должности и времени работы. Это время включается в трудовой стаж в соответствии с действующим законодательством.

На основании данных справок предприятие, куда в дальнейшем (после окончания учебного заведения) будет принят учащийся на работу, должно внести соответствующую запись в трудовую книжку (п. 9 Положения о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время, утв.

Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 3 июня 1988 г. N 343/90-01-490/25-01/17-30/43/34-а).

Статья 269. Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции

  • 1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения;
  • 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
  • 3) отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.
  • По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, проверки законности и обоснованности обжалованного решения, повторного рассмотрения дела суд апелляционной инстанции вправе:
  • — оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения;
  • — отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт; изменить решение суда, в этой части принять новый судебный акт, в остальной части оставить решение без изменения;

— отменить решение полностью или в части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство под делу полностью или в части. Основания оставления иска без рассмотрения предусмотрены ст. 148 АПК, прекращения производства по делу — ст. 150 АПК.

При наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 150 АПК, суд апелляционной инстанции со ссылкой на п. 3 ст. 269 АПК прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции (например, состоялась ликвидация организации, являющейся стороной в деле).

Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции со ссылкой на ч. 1 ст. 151 АПК и пп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ решает вопрос о возврате суммы государственной пошлины, уплаченной как при подаче апелляционной жалобы, так и при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Отмена решения суда первой инстанции производится в случае неправильного применения норм материального или процессуального права, неправильного установления фактических обстоятельств дела.

В этом случае судом апелляционной инстанции меняется основной вывод суда первой инстанции о правах и обязанностях сторон.

Изменение решения допускается в тех случаях, когда нарушения привели к необходимости внесения некоторых поправок в резолютивную часть (например, уменьшить или увеличить присужденную сумму, дополнительно взыскать госпошлину) и не меняется основной вывод о правах и обязанностях сторон.

При принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных ст. 269 АПК.

В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции на основании п. 2 ст.

269 АПК изменяет судебный акт, удовлетворяя апелляционную жалобу в этой части, и принимает по делу новый судебный акт с той же резолютивной и иной мотивировочной частями.

На изменение мотивировочной части судебного акта указывается в резолютивной части постановления.

Расчет величины собственного капитала для целей ст.269 НК РФ с учетом налога на прибыль

13.11.2018

Вопрос:

Касательно расчета величины собственного капитала для расчета процентов по контролируемой задолженности. Для расчета коэффициента капитализации требуется сначала рассчитать величину собственного капитала.

Величина собственного капитала рассчитывается как разница суммы активов и величины обязательств за вычетом задолженности по налогам и сборам. Или показатель строки 1300 бухгалтерского баланса плюс кредитовое сальдо по счету 68. Вопрос: В балансе на отчетную дату ( 30.09.18г.

) еще не отражена сумма начислений по налогу на прибыль ( Кт 68) т.к. проценты по займу по контролируемой задолженности ,которые будут учтены в расчете налога на прибыль за отчетный период еще не рассчитаны и в этой связи налоговая база по налогу на прибыль не сформирована.

Правильно ли мы понимаем, что в данном случае показатель величины собственного капитала нужно рассчитать без учета начислений по налогу на прибыль за отчетный период? И какой в данном случае нужно брать показатель по задолженности по налогам и сборам.

С одной стороны величину собственного капитала нужно рассчитать по данным бух. баланса, с другой стороны, начисленный налог на прибыль так же влияет на показатели статей баланса. Просьба разъяснить это нюанс.

Ответ:

Порядок расчета предельного размера процентов, включаемых в состав налоговых расходов по контролируемой задолженности, содержится в п.4 ст.269 НК РФ.

Предельный размер процентов по контролируемой задолженности исчисляется на последнее число каждого отчетного (налогового) периода и представляет собой результат от деления суммы процентов, начисленных по контролируемой задолженности в этом периоде, на коэффициент капитализации.

Коэффициент капитализации рассчитывается на последнюю отчетную дату соответствующего периода. При его исчислении используется показатель собственного капитала организации. При этом согласно абз.3 п.4 ст.

269 НК РФ, при определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

Собственный капитал определяется как разность между совокупными активами организации и ее обязательствами.

Налоговый кодекс не определяет порядок расчета собственного капитала. Что дает возможность использовать в этом отношении правила бухгалтерского учета (п.1 ст.11 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.12.2017 №03-03-06/1/87340).