Правила

Порядок введения режима чс

Основания и порядок введения режима чрезвычайной ситуации

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.

1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ) под чрезвычайной  ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии со ст.

2 Закона № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Причинами для введения режима чрезвычайной ситуации могут стать: 1) стихийные (природные) бедствия; 2) антропогенные катастрофы; 3) техногенные катастрофы; 4) эпидемии; 5) чрезвычайные ситуации военного времени. Согласно классификации, содержащейся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.03.

2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба выделяются чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

В соответствии с указанным актом вводить режим чрезвычайной ситуации на определенной местности и определять границы территорий, на которые распространяется режим, могут главы органов местного самоуправления, главы субъектов Российской Федерации (пп. «м» п. 1 ст. 11 Закона № 68-ФЗ: «…

принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»), Правительство Российской Федерации (пп. «а.1» ст. 10 Закона № 68-ФЗ: «…принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера) или Президент Российской Федерации (пп. «в» п. 1 ст. 8 Закона № 68-ФЗ: «…вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение»).

В обязанности уполномоченных органов входят: осуществление непрерывно контроля причин чрезвычайной ситуации; оповещение вышестоящих органов, исполнительной и местной власти, населения; ограничение доступа людей (кроме служб, занимающихся ликвидацией) к месту, где произошла чрезвычайная ситуация; обеспечение защиты населения, в том числе посредством проведения эвакуации. Кроме того, уполномоченные органы обязаны осуществлять мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, производить определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, поддерживать общественный порядок.

Режим чрезвычайной ситуации вводится на определенный срок, установленный органом власти в акте, указывающем причины чрезвычайной ситуации, обоснование необходимости введения режима, границы территории, в пределах которой он будет действовать, силы и средства на его обеспечение, перечень мер, ответственных должностных лиц и ответственных служб.

Заместитель прокурора
Ленинского района г. Иркутска                                           А.Ф. Мусаев

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.

1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ) под чрезвычайной  ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии со ст.

2 Закона № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Причинами для введения режима чрезвычайной ситуации могут стать: 1) стихийные (природные) бедствия; 2) антропогенные катастрофы; 3) техногенные катастрофы; 4) эпидемии; 5) чрезвычайные ситуации военного времени. Согласно классификации, содержащейся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.03.

2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба выделяются чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

В соответствии с указанным актом вводить режим чрезвычайной ситуации на определенной местности и определять границы территорий, на которые распространяется режим, могут главы органов местного самоуправления, главы субъектов Российской Федерации (пп. «м» п. 1 ст. 11 Закона № 68-ФЗ: «…

принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»), Правительство Российской Федерации (пп. «а.1» ст. 10 Закона № 68-ФЗ: «…принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера) или Президент Российской Федерации (пп. «в» п. 1 ст. 8 Закона № 68-ФЗ: «…вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение»).

В обязанности уполномоченных органов входят: осуществление непрерывно контроля причин чрезвычайной ситуации; оповещение вышестоящих органов, исполнительной и местной власти, населения; ограничение доступа людей (кроме служб, занимающихся ликвидацией) к месту, где произошла чрезвычайная ситуация; обеспечение защиты населения, в том числе посредством проведения эвакуации. Кроме того, уполномоченные органы обязаны осуществлять мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, производить определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, поддерживать общественный порядок.

Режим чрезвычайной ситуации вводится на определенный срок, установленный органом власти в акте, указывающем причины чрезвычайной ситуации, обоснование необходимости введения режима, границы территории, в пределах которой он будет действовать, силы и средства на его обеспечение, перечень мер, ответственных должностных лиц и ответственных служб.

Заместитель прокурора
Ленинского района г. Иркутска                                           А.Ф. Мусаев

Каков порядок установления режима «чрезвычайной ситуации» и участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в границах сельского поселения?

В Положении о РСЧС, утверждённом постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (п. 5 и 6), установлено, что на территории субъекта Российской Федерации со­здаются территориальные подсистемы РСЧС, состоящие из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению ре­гиона.

  • Организация, состав сил и средств территориальных подсистем РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, которые утверждаются органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации в установленном порядке.
  • Анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации показывает, что территориальные системы РСЧС созда­ются обычно на уровне городских округов и муниципальных районов (за исключением городов федерального значения).
  • В настоящее время ответственность за организацию и осущест­вление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации городских округов и районов (по согла­шению о передачи части полномочий).
Читайте также:  П. 4 ст. 14.25 РФ

С учетом вышеизложенных положений законодательно полно­мочиями по введению режимов «повышенная готовность» и «чрез­вычайная ситуация» при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера наделены руководители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Главы администраций сельских поселений указанными полномочиями не на­делены.

В то же время законами субъектов Российской Федерации и при­нятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения за сельскими поселениями могут закрепляться задачи по предоставлению информации о рисках чрезвычайных ситуа­ции, созданию местных материальных ресурсов для ликвидации их по­следствий, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в гра­ницах сельского поселения, а также оповещению населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Также с целью снижения рисков чрезвычайных ситуаций, вызван­ных наводнениями, сельские поселения направляют в органы местного самоуправления муниципальных районов (в пределах которых нахо­дится сельские поселения) заявки на проведение противопаводковых мероприятий, в том числе предусматривающих инженерную защиту от наводнений.

Таким образом, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения сельских поселений, касаю­щиеся участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций в границах поселений, реализуются на основании законов соответствующих субъектов Российской Федерации и приня­тых в соответствии с ними уставами муниципальных районов и сель­ских поселений.

Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций от 17 апреля 2015

УТВЕРЖДЕНЫрешением Правительственнойкомиссии по предупреждениюи ликвидации чрезвычайных ситуацийи обеспечению пожарной безопасности

Протокол N 4 от 17 апреля 2015 года

Методические рекомендации разработаны во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина от 28.11.

2014 N РД-П4-8793 с учетом опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в г.

Крымске, Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах, а также изменений и дополнений в федеральном законодательстве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Методические рекомендации следует использовать с учетом издаваемых нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, особенностей местных условий и складывающейся обстановки при возникновении ЧС.

ГО Гражданская оборона
ЕДДС Единые дежурные диспетчерские службы
РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ФП РСЧС Функциональные подсистемы РСЧС
ТП РСЧС Территориальные подсистемы РСЧС
ФОИВ Федеральные органы исполнительной власти
ТО ФОИВ Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
ОИВ СРФ Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
ОМСУ Органы местного самоуправления
ЦУКС Центр управления в кризисных ситуациях
ЧС Чрезвычайная ситуация
Комиссия по ЧС и ОПБ Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
ОШ ЛЧС Оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций
ИОГВ Исполнительные органы государственной власти
  • В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:
  • Аварийно-спасательные работы — действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
  • Единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС) — органы повседневного управления местного (городского) звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ).
  • Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) — функциональная структура федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также органа управления объектом экономики, осуществляющая в пределах своей компетенции координацию функционирования соответствующей подсистемы или звена РСЧС, проведение работ по предотвращению возникновения ЧС и их ликвидации, борьбе с пожарами.
  • Критически важные объекты — объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени.
  • Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
  • Оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации (ОШ ЛЧС) — создаваемая на период ликвидации ЧС структура, предназначенная для организации и обеспечения устойчивого управления подчиненными силами, организации и поддержания взаимодействия с органами управления и силами РСЧС при ликвидации ЧС, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.
  • Поисково-спасательные работы — вид аварийно-спасательных работ, имеющих целью установить текущее местонахождение пропавшего объекта в состоянии бедствия — человека, группы людей, морского или воздушного судна и спасение лиц, терпящих бедствие, оказание им первой или иной помощи и доставка их в безопасное место.
  • Потенциально опасный объект — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
  • Радиоактивное загрязнение — наличие или распространение по поверхности земли, в атмосфере и воде, либо на продуктах питания, фураже, пищевом сырье и других предметах радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, оказывающих опасное воздействие на жизнь и здоровье людей.
  • Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) — орган повседневного управления РСЧС на региональном, межрегиональном уровне, осуществляющий управление силами и средствами РСЧС в повседневном режиме, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
  • Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93.

  1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ «О безопасности».
  3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
  5. Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
  6. Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ «О радиационной безопасности».
  7. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
  9. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
  10. Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
  11. Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
  12. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  13. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  14. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  15. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
  16. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1007 «О силах и средствах РСЧС».
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Читайте также:  Нумерация штатного расписания

Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Правительство утвердило правила поведения граждан и организаций при введении режима ЧС

2 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной боевой готовности или чрезвычайной ситуации.

Как должны действовать граждане и организации в случае ЧС

Правила содержат всего 7 пунктов. Так, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона о защите населения, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территории от ЧС.

Коронавирус «дал» больше полномочий Правительству РФПриняты поправки по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в связи с необходимостью экстренного реагирования на распространение новой коронавирусной инфекции

В частности, услышав сигнал оповещения и (или) экстренного сообщения, граждане должны немедленно прослушать информацию об алгоритме действий по радио или телевидению либо посредством подвижной радиотелефонной связи (а организации – незамедлительно оповестить сотрудников и иных лиц, находящихся на территории организации), либо обратившись в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб.

При введении режима повышенной опасности или ЧС граждане обязуются соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных служб и иных уполномоченных должностных лиц.

При получении инструкции (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через СМИ и операторов связи, граждане обязаны эвакуироваться из зоны ЧС и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и иное предоставленное органами власти и местного самоуправления имущество, предназначенное для защиты от ЧС.

Обнаружив пострадавшего, необходимо вызвать уполномоченных должностных лиц, и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему первую помощь.

Кроме того, необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных лиц документ, удостоверяющий личность, и – при наличии такового – документ, предоставляющий право не соблюдать требования, установленные Правилами.

При возникновении ЧС или ее угрозе гражданам запрещается создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта, заходить за ограждения, обозначающие зону ЧС или иную опасную зону, осуществлять действия, угрожающие безопасности, жизни и здоровью, в том числе иных лиц, а также распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Организации, в зависимости от обстановки, обязаны обеспечить эвакуацию работников или иных граждан, находящихся на их территории, и содействовать в этом госорганам и органам местного самоуправления. Также они должны предоставить работникам и иным гражданам, находящимся на территории организации, средства защиты и принять прочие необходимые меры.

Кроме того, в обязанности организаций включены мероприятия по повышению устойчивого функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников, организация и проведение аварийно-спасательных и иных неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При наличии угрозы безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на территории, организации обязаны приостановить деятельность.

В заключительном пункте Правил указана обязанность организаций своевременно предоставлять в органы управления единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС информацию в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Адвокаты по-разному оценили Правила

Комментируя «АГ» данные Правила, адвокат КА НСО «Полковников, Тарасюк и партнеры» Вадим Делов оценил их положительно.

«Правила представлены в виде понятного, легко воспринимаемого текста, минимизированы ссылки на иные нормативные правовые акты, – пояснил он.

– Также они универсальны и не сводятся только к прикладным задачам для разрешения ситуаций, обусловленных пандемией коронавируса. Обязанности граждан и организаций сформулированы конкретно, с необходимой степенью детализации допустимого поведения».

Эксперты «АГ» проанализировали поправки о новых полномочиях Правительства РФВ целях обеспечения возможности госоргана экстренно реагировать на распространение коронавируса скорректировано законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций, банкротстве и госзакупках

Эксперт подчеркнул, что полномочия правительства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дополненные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г.

№ 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», были реализованы очень оперативно.

«Обратим внимание на фактор времени: 1 апреля были внесены поправки в закон, 2 апреля подготовлено постановление правительства, и на следующий день оно уже вступило в силу, – отметил Вадим Делов.

– Это показатель высокого уровня компетентности и работоспособности, хороший прогностический признак. Вспоминается ситуация из практики начала века, когда после законодательного изменения порядка лицензирования медицинской деятельности ожидание подзаконного нормативного акта растянулось на месяцы, со всеми негативными последствиями».

Данное постановление, по мнению адвоката, имеет большое значение для предупреждения каких-либо злоупотреблений, задает единый подход к реализации мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций. «Энтузиазм исполнителей на местах разумно и правомерно ограничивается», – пояснил Вадим Делов.

В то же время, добавил он, некоторый опыт, в том числе правоохранительных органов, нуждается в пристальном изучении. «Так, в Новосибирской области сотрудники полиции продолжают проверки граждан на предмет соблюдения режима самоизоляции. Составлено 7 административных протоколов по ст. 19.

4 КоАП РФ, проведено свыше 60 тыс. профилактических бесед с гражданами. При этом количество затраченных сил и средств на проведение указанных мероприятий обнародовано не было.

Элементарный расчет, исходящий из того, что общее число лиц, обязанных самоизолироваться, по состоянию на 31 марта составляло менее 6000 человек, а данные о числе профилактических бесед были опубликованы 2 апреля, указывает на необходимость дополнительной проверки информации, опубликованной на сайте ГУ МВД РФ по Новосибирской области», – отметил адвокат, добавив при этом, что участие граждан в профилактических беседах Правилами не предусмотрено.

Запреты для граждан, установленные Правилами, по мнению Вадима Делова, настолько соответствуют элементарным требованиям безопасности жизнедеятельности, что не нуждаются в специальном толковании, за исключением подп. «д» п. 4, касающегося распространения заведомо недостоверной информации о распространении ЧС или ее угрозе.

«Полагаю, необходимы уточнения, являются ли понятия “информация”, “распространение информации”, использованные в Правилах, идентичными одноименным терминам, содержащимся в Законе об информации. Также следует установить критерии заведомой достоверности и недостоверности информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Без детальной проработки этих понятий практическое применение санкций за нарушение Правил будет очень сложным», – считает он.

Адвокат АП Челябинской области Елена Цыпина особое внимание обратила на п. 3 Правил, касающийся обязанностей граждан при введении режима ЧС. «Даже при первом взгляде на этот пункт в части исполнения налагаемых обязанностей возникают неразрешимые практические вопросы, – отметила эксперт.

– Так, гражданам “после получения соответствующих инструкций от указанных должностных лиц, в том числе через СМИ, предписано эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС и использовать средства индивидуальной или коллективной защиты (в случае их предоставления органами власти)”.

Читайте также:  Виды финансовых инструментов

Такая ситуация легко моделируется при наличии, например, зоны заражения с инфекцией, внесенной в перечень особо опасных (карантинных) на территории РФ, – к примеру, выявлен очаг сибирской язвы.

Как правило, такая зона имеет ограниченную территорию, на которой применяются нормы давно утвержденных и действующих в настоящее время санитарно-эпидемиологических правил».

Адвокат пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, – наряду с сибирской язвой, чумой, холерой и т.д., в отношении которых выработаны санитарно-эпидемиологические правила.

Что касается COVID-19, в отношении данной инфекции санитарно-эпидемиологических правил не принято.

«Функционирование системно значимых предприятий и организаций частично продолжается, эвакуировать никто никого не собирается, способ информирования не детализирован, процедуры не формализованы, что неизбежно ведет к неразберихе и злоупотреблениям. Остается рассчитывать на здравомыслие и правовую культуру исполнителей», – добавила Елена Цыпина.

По мнению эксперта, данные Правила трудноприменимы к реалиям, накладывают обязанности, не исполнимые в текущей санэпидемиологической обстановке, и не позволяют полноценно ее разрешить.

«Не сомневаюсь, что к разработке документа были привлечены ученые, эпидемиологи и вирусологи, также однозначно участвовали экономический и силовой блоки правительства.

Но, учитывая разнонаправленность целевых функций экспертов, результат получился как в той басне, где воз (не ВОЗ!) поныне там», – резюмировала адвокат.

Основная часть

1. Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ. Понятие и содержание чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовой основой института ЧП являются нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, нормы, содержащиеся в законах «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О милиции», «О связи» и других законах.

В соответствии с требованиями ч. 1 статьи 56 Конституции РФ 30 мая 2001 г. был принят ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее Закон).

В Законе подробно рассматриваются: цели, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; меры и ограничения, применяемые в этих условиях; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан; ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения и др.

  • Чрезвычайное положение означает временно вводимый в соответствии с Конституцией и названным ФКЗ на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
  • Закон о ЧП реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):
  • социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;
  • криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ.

Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется.

В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Нормативными актами различных государств и правовой доктриной в целом понятию «чрезвычайное положение» дается неоднозначное толкование.

Различия проявляются, прежде всего, в том, что законодательством разных стран в данный термин вкладываются неодинаковые смысловые понятия применительно к конкретным ситуациям.

Например, законодательство Индии подразумевает под понятием «чрезвычайное положение» режим, вводимый как в случае внутренних волнений, беспорядков, вооруженных мятежей, так и в случае войны или внешней агрессии. Законодательство России, Канады и других стран проводит четкую грань между терминами «чрезвычайное положение» и «военное положение»: первым охватываются меры, применяемые в силу причин внутреннего характера; вторым — меры для отражения угроз.

Чрезвычайное положение можно понимать в широком и в узком смысле. В широком смысле подразумеваются все режимы, предусмотренные законодательством данного государства, носящие исключительный характер. В узком смысле под данной категорией понимается только исключительный режим, введенный из-за внутренних факторов, в том числе в связи с внутренними вооруженными конфликтами.

Легальное определение чрезвычайного положения как особого правового режима содержится в ст. 1 Федерального конституционного закона от 30.05.

2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»: Чрезвычайное положение — вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Особые правовые режимы Российской Федерации устанавливаются посредством введения в действие норм чрезвычайного законодательства.

Правовой режим чрезвычайного положения, являясь важным элементом государственно-правовой системы Российской Федерации, обязательный компонент системы обеспечения национальной безопасности государства.

Он, будучи средством и гарантом нейтрализации и дальнейшей эскалации чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и иного характера, являясь инструментом насилия, в то же время защищает политические, экономические и социальные права и свободы граждан в период введения необходимых запретов и временных ограничений.

Под чрезвычайным положением понимаются законодательно установленные нормы, которые регулируют деятельность органов государственной власти в чрезвычайном, но в урегулированном законом порядке.

Соответственно, институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных правовых норм определяющих: обстоятельства введения режима чрезвычайного положения; государственный орган (или органы) уполномоченный вводить чрезвычайное положение; порядок введения чрезвычайного положения; временные и пространственные границы действия; особый режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, и возложение на них дополнительных обязанностей.

Содержание чрезвычайного положения весьма противоречиво.

С одной стороны, поскольку возникновение чрезвычайных ситуаций невозможно предусмотреть в деталях и они требуют немедленных и решительных действий, не оставляя времени для тщательного юридического анализа, подчиненного строгой юридической процедуре, то часто приходится предоставлять исполнительной власти весьма широкие и недостаточно определенные полномочия.

С другой стороны, такое недостаточно четко определенное расширение полномочий исполнительной власти крайне опасно, поскольку у нее естественно возникает искушение немедленно, быстро положить конец чрезвычайной ситуации силовыми, а не правовыми методами.

Содержание особых правовых режимов определяется федеральным законодательством и включает в себя комплекс экономических, политических, административных (им принадлежит ведущая роль в процессе реализации устанавливаемых государством властных предписаний), военных, правовых, идеологических и иных мер, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, угрожающих личности, обществу и государству.

Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.