Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РССЧС — это аббревиатура от «Российской системы чрезвычайных ситуаций», но лишь частичное сокращение названия.
Полное название системы, созданной в 1992 году, — ‘Российская комплексная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций’. Следует согласиться с тем, что аббревиатура «Респлчс» довольно сложна для произношения. По этой причине была принята аббревиатура РСЧС.
Сегодня название претерпело дальнейшие изменения. ‘Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций’ (Постановление Правительства от 30 декабря 2003 года 794), но аббревиатура осталась прежней: РСЧС.
РСЧС была создана с целью интеграции отдельных организаций и ведомств для оптимизации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Это означает, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации единый центр управления начинает координировать и направлять деятельность спасателей, медицинских служб и служб жизнеобеспечения.
Задачи РСЧС
Основными обязанностями РСЧС являются
- предотвращение симптомов природных и техногенных катастроф; и
- минимизация возможных последствий чрезвычайных ситуаций, и
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
При детализации всех обязанностей службы системы возникает целый перечень необходимых мероприятий.
- Разработать и реализовать специальные программы по предотвращению чрезвычайных ситуаций, такие как внедрение научных разработок в области прогнозирования стихийных бедствий и снижение масштабов негативных последствий после чрезвычайной ситуации
- Обеспечение технической оснащенности и физической готовности сооружений к проведению спасательных работ во время чрезвычайных ситуаций
- обеспечение готовности населения к возможным чрезвычайным ситуациям (учения, обучение, информирование и т.д.)
- Координировать работу всех уровней РСЧС (для уровней в следующих разделах)
- Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, чтобы
- исследование методов расчета материального ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций; и
- создание зон экономической защиты в случае чрезвычайной ситуации, включая помощь пострадавшим лицам, для восстановления систем жизнеобеспечения и инфраструктуры в пострадавших районах; и
- Создание и оснащение пунктов первой помощи и временных поселений на случай чрезвычайных ситуаций.
- Поддерживать сотрудничество с аналогичными международными организациями.
Структура РСЧС
Структура ПРМ (что это такое?) относится к иерархическому типу организации, состоящему из пяти уровней.
На схеме показаны следующие уровни системы (от высшего к низшему).
- Федеральный (национальный уровень), и
- Межрегиональный (уровень шести федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Сибирский и Дальневосточный).
- Начальные школы (уровень города),.
- Уровень объекта (конкретные объекты, например, атомные электростанции, крупные промышленные предприятия и т.д.).
Это интересно: Образец Частной жалобы на определение суда
Каждый из перечисленных уровней координируется на более высоком уровне, но функционирует автономно.
Например, если землетрясение произойдет на острове Курильский (а происходит оно там часто), будут действовать региональный (Сахалинская область), уровень начальной школы и уровень учреждения.
- При необходимости привлекаются более высокие межрегиональные и федеральные уровни.
- Каждый уровень РСЧС имеет свой силовой и медийный комплекс, который может выполнять задачи, поставленные перед РСЧС в автономных операциях.
- В этот комплекс входят
- Руководящие органы:.
- Координационный аппарат (комитеты), который координирует работу выделенных сил и организует их взаимодействие с РСЧС других уровней
- органы управления (подразделения МЧС разных уровней); и
- персонал повседневного управления, т.е. пункты управления, работающие в режиме реального времени в отведенных им районах; и
Режимы функционирования РСЧС
Способ функционирования РСЧС зависит от состояния чрезвычайных ситуаций.
Следовательно, существует три возможных способа функционирования.
- Отсутствие чрезвычайной ситуации.
- Имеется чрезвычайная ситуация, с которой можно справиться, и
- Существует чрезвычайная ситуация.
*Нажмите на изображение, и оно откроется в новом полноразмерном окне.
Теперь у вас есть некоторые подробности о каждой функции.
- Функции повседневной работы (без чрезвычайной ситуации). Выполняемые действия:.
- Мониторинг окружающей среды,.
- прогнозирование вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, и
- разработка и реализация программ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, и
- Возможная готовность к чрезвычайным ситуациям (техническое оснащение и обучение компетентных подразделений, обновление населения); и
- обеспечение ресурсами материальных средств в случае чрезвычайной ситуации; и
- подготовка объектов для эвакуации населения и материальных ресурсов в случае чрезвычайной ситуации; и
- ведение статистики и анализ уже произошедших чрезвычайных ситуаций
- усиление мониторинга окружающей среды и совершенствование положений о чрезвычайных ситуациях; и
- укреплять готовность органов управления по чрезвычайным ситуациям, органов по поиску чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям.
- информировать население о возможных чрезвычайных ситуациях во всех возможных средствах массовой информации (объявления по радио и телевидению, использование SMS и т.д.)
- принять меры по снижению потенциального ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций; и
- Обновить планы действий (силы быстрого реагирования, планы развития эвакуации населения и т.д.).
- Эвакуация людей и ценностей, если это необходимо.
Система государственного управления
Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций усилия органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов объединяет единая структура — Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Она имеет функциональные подсистемы и территориальные координирующие органы. Функциональные подсистемы представлены федеральными органами исполнительной власти по сферам деятельности.
Ведущим среди них является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
- МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения; проведения подводных работ особого назначения.
- МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
- Основными подразделениями министерства являются департаменты предупреждения и ликвидации ЧС; защиты населения и территории от ЧС; международного сотрудничества; подготовки войск ГО и других формирований; материально-технического обеспечения и вооружения; инвестиций и эксплуатации основных фондов, а также управления: научно-техническое, связи и оповещения; авиации; медицинское и др.
- Свои задачи МЧС России решает непосредственно силами морального аппарата и через подведомственные ему учреждения, предприятия и организации: региональные центры, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, a на уровне объектов — отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
МЧС России проводит мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Прогнозируются не только события, но и возможные их последствия (сколько может пострадать людей, какие понадобятся силы и средства для ликвидации последствий), т.е.
разрабатывается сценарий реагирования. Разработана технология обследования зданий и сооружений. В городах создаются единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), координирующие действия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Подсистема обращения с ядерными материалами функционирует на базе Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и Федерального агентства по атомной энергии (Росатом).
При потере управления источником ионизирующего излучения (по разным причинам) может наступить радиационная авария. Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь план мероприятий по защите работников и населения, согласованный с органами местного самоуправления и Ростехнадзора, а также средства для ликвидации последствий аварии.
Для повышения эффективности контроля за использованием атомной энергии и исключения дублирования функций органы, призванные обеспечивать ядерную, радиационную, техническую и пожарную безопасность, заключают соглашения о взаимодействии.
Всероссийская служба медицины катастроф организует и своевременно оказывает пострадавшему населению необходимую медицинскую помощь, обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в чрезвычайных ситуациях. В Службу функционально входят соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти. Формируются региональные и территориальные центры медицины катастроф.
В составе Федеральной службы воздушного транспорта (Росавиация) образована Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации. Она осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов.
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;
- на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
- на территориальном уровне (субъект РФ) — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ;
- на местном уровне (район, город, район в городе) — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
- на уровне объектов (территория организации или объекта) — комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).
Комиссии по чрезвычайным ситуациям включают ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в экстремальных условиях — оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти. Рабочими органами комиссий являются комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Они функционируют на всех уровнях до сельского района включительно.
Органами повседневного управления являются пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно- дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней, дежурно- диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
По своему функциональному предназначению, предоставляемым услугам, а также по структуре МЧС России сходно с системой Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях США. Сравнительная характеристика систем управления в чрезвычайных ситуациях России и США приведена в таблице.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий и эпизоотий;
- режим повышенной готовности — при ухудшении указанной обстановки, прогнозе возможности возникновения ЧС;
- режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации ЧС.
Интересы ликвидации ЧС предъявляют к системе управления требования по структуре, технической оснащенности и методам деятельности.
Управление должно быть оперативным, устойчивым, непрерывным, а в отдельных случаях скрытым (в условиях военных конфликтов).
Реализация данных требований должна обеспечить четкость управления в любой обстановке, максимальное использование возможностей привлекаемых к ликвидации ЧС сил и выполнение ими поставленных задач в установленные сроки.
Введение административных режимов является одним из основных условий обеспечения безопасности населения и территорий, в первую очередь от таких масштабных катастроф, как взрыв на Чернобыльской АЭС. Только с помощью четко идентифицированного режима можно локализовать опасную ситуацию и реализовать программу действий по выходу из кризисной ситуации.
Например, в зоне экологической чрезвычайной ситуации на время преодоления ее последствий приостанавливается работа предприятий, учреждений, цехов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по воспроизводству природных ресурсов. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов (кроме связанных с обслуживанием местного населения), запрещается строительство новых объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования.
Функционирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств предприятий, его организационно-методическое руководство обеспечивает МЧС России.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?
Единой государственной системой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ является государственная организация, которая создана с целью предупреждения ЧС, и для ликвидации последствий при возникновении ЧС, а также обеспечивающая безопасность жизни и деятельности населения и снижение нанесенного ущерба народному хозяйству в стране.
Под предупреждением чрезвычайной ситуации подразумевается комплекс мероприятий, которые осуществляются заблаговременно с целью максимально возможного снижения риска возникновения ЧС.
https://www.youtube.com/watch?v=c-5yK-SMYYU\u0026pp=ygVt0KHQuNGB0YLQtdC80LAg0L_RgNC10LTRg9C_0YDQtdC20LTQtdC90LjRjyDQuCDQu9C40LrQstC40LTQsNGG0LjQuCDRh9GA0LXQt9Cy0YvRh9Cw0LnQvdGL0YUg0YHQuNGC0YPQsNGG0LjQuQ%3D%3D
Обозначенные мероприятия направлены на сохранение здоровья и жизни людей, поддержание стабильной деятельности различных организаций, уменьшение размеров материальных потерь и ущерба наносимого окружающей среде.
Ликвидация ЧС
- Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций подразумевается комплекс аварийно-спасательных и некоторых других неотложных работ, которые проводятся при возникновении ЧС, с целью сохранения здоровья людей и спасения их жизней, снижения размеров нанесенного окружающей среде ущерба и материальных потерь.
- Ликвидацию ЧС осуществляют силы и средства организаций, учреждений и предприятий, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация.
- Руководство осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Задачи ЕГСЧС
В задачи ЕГСЧС входит следующая деятельность:
- Ведет разработку и реализацию правовых и экономических норм, которые обеспечивают защиту территорий и населения от ЧС.
- Осуществляет научно-технические целевые программы, направленные на предупреждение ЧС и повышение стабильности функционирования предприятий.
- Обеспечивает готовность сил и средств, а также органов управления, к действиям, которые направлены на предупреждение и ликвидацию ЧС.
- Собирает, обрабатывает и выдает информацию в области защиты территорий и населения от ЧС.
- Обеспечивает готовность населения к действиям при ЧС; прогнозирует и оценивает социально-экономические последствия ЧС.
- Создает резервы ресурсов (материальные и финансовые) для ликвидации ЧС.
- Осуществляет государственную экспертизу, надзор и контроль по защите территорий и населения от ЧС.
- Осуществляет ликвидацию ЧС.
- Осуществляет мероприятия по социальной защите населения, которое пострадало от ЧС, проводит гуманитарных акций.
- Реализует права и обязанности населения в области защиты от ЧС.
- Осуществляет международное сотрудничество по защите территорий и населения от ЧС.
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость
Состав ЕГСЧС
ЕГСЧС объединяет в себе территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней:
- федеральный уровень ЕГСЧС;
- региональный уровень ЕГСЧС;
- территориальный уровень ЕГСЧС;
- местный уровень ЕГСЧС;
- объективный уровень ЕГСЧС.
Каждый уровень ЕГСЧС включает в себя:
- резервы ресурсов (материальные и финансовые);
- силы и средства;
- органы повседневного руководства;
- органы управления, которые действуют постоянно и уполномочены на решение задач по защите от ЧС;
- координирующие органы;
- системы информационного обеспечения, оповещения, связи.
Ликвидацию чрезвычайных ситуаций, как правило осуществляют силы и средства того звена ЕГСЧС, той функциональной и территориальной подсистемы, на объектах или территории которых они возникли.
При значительных масштабах чрезвычайной ситуации, когда ведомственная или территориальная комиссия по ЧС не может самостоятельно справиться с ее ликвидацией, то она обращается к вышестоящей комиссии по ЧС за помощью.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата написания статьи: 28.11.2016 Задать вопросС нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?
Трудности с написанием работы?Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!
Наши статьи цитируют
Научные журналы
Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ
Электронные образовательные системы
Решение любого учебного вопроса за 300₽
Задать вопрос эксперту
Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд
Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram
Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!
Перейти в Telegram Bot
Основы безопасности жизнедеятельности10 класс
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи
Выводы. Вопросы. Задания
Дополнительные материалы
Презентации к уроку
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи
- Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Современный уровень развития промышленности как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.
- Практически во всех регионах Российской Федерации в силу географических и климатических условий возможно возникновение различных стихийных бедствий, основными из которых являются землетрясения, наводнения, лесные и торфяные пожары, лавины, ураганы и смерчи.
- Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций остаются актуальной задачей и сегодня.
Вопрос по организации спасения людей, сохранению их здоровья, снижению ущерба окружающей природной среде и локализации зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на правительственном уровне был решён в 1992 г. Тогда было принято Постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)».
В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30 декабря 2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчинённых им сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
- На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
- В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
- Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учётом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
- В число основных мероприятий, проводимых органами управления и силами единой системы, входят:
- а) в режиме повседневной деятельности: • изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; • сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; • планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- б) в режиме повышенной готовности: • усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них; • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
- в) в режиме чрезвычайной ситуации: • непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; • оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях; • проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Следующая страница Выводы. Вопросы. Задания
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс
Единая
государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС) объединяет органы управления,
силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ,
органов местного само управления,
организаций, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения
и территорий от ЧС.Основными
задачами РСЧС являются:-
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
-
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно форм (далее — организаций), а также подведомственных им объектов производственного и социального на значения (далее — объекты) в ЧС;
-
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС (да лее — силы и средства);
-
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
-
подготовка населения к действиям при ЧС;
-
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
-
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
-
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
-
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
-
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
-
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Структура
органов РСЧС состоит из территориальных
и функциональных подсистем и имеет пять
уровней: федеральный, региональный,
территориальный, местный и объектовый. - Территориальные
подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах
РФ для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в пре делах их
территории и состоят из звеньев,
соответствующих административному
делению этих территорий. - Функциональные
подсистемы РСЧС создаются федеральными
органами исполнительной власти для
организации работы по защите на селения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
в сфере их деятельности и порученных
им отраслей экономики. - Каждый
уровень РСЧС имеет координирующие
органы, постоянно действующие органы
управления по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям, органы
повседневного управления, силы и
средства, резервы финансовых и материальных
ресурсов, системы связи, оповещения,
информационного обеспечения. - Координирующими
органами РСЧС являются: - на
федеральном уровне —
межведомственная комиссия по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
ведомственные комиссии по чрезвычайным
ситуациям в федеральных органах
исполнительной власти;
на
региональном уровне,
охватывающем территории нескольких
субъектов РФ, — региональные центры по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий.На территории РФ
организовано семь регионов: Северо-Западный
(Санкт-Петербург), Центральный (Москва),
Северо-Кавказский (Ростов), Приволжский
(Самара), Уральский ‚ (Екатеринбург),
Сибирский (Красноярск)., Дальневосточный
(Хабаровск);- на
территориальном уровне,
охватывающем территории субъекта РФ,
— комиссии по чрезвычайным ситуациям
органов исполнитель ной власти субъектов
РФ; - на
местном уровне,
охватывающем территорию района, города
(района в городе), — комиссии по
чрезвычайным ситуациям органов местного
управления; - на
объектовом уровне,
охватывающем территорию организации
или объекта, — объектовые комиссии по
чрезвычайным ситуациям - Основными
задачами объектовых КЧС являются:
- руководство разработкой и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС,
- повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС,
- организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах,
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство их ликвидации и эвакуацией работающего персонала объектов,
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объектов к действиям в ЧС.
- Постоянно
действующими органами управления РСЧС
являются: - на
федеральном уровне — Министерство РФ
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствии (МЧС); - на
региональном уровне — региональные
центры по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям; - на
территориальном и местном уровнях —
органы управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС),
создаваемые при органах исполнительной
власти субъектов РФ и при органах
местного самоуправления; - на
объектовом уровне — отделы (секторы
или специально назначенные лица) по
делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям. - Органами
повседневного управления РСЧС являются:
- стационарные пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), подвижные пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Пункты
управления (центры управления в кризисных
ситуациях) оснащаются современными
средствами передвижения (автотранспортом,
вертолетами, самолетами), техническими
средствами связи, оповещения, сбора,
обработки и передачи информации и
поддерживаются в постоянной готовности
к использованию.Следует
отметить, что в Москве в соответствии
с постановлением правительства Москвы
также создана Московская городская
система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (МГС ЧС). Ее состав
определяется окружной подсистемой,
входящей в каждый административный
округ города.- В
состав РСЧС входят силы и средства
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного
самоуправления и организаций, участвующих
в соответствии с возложенными на них
обязанностями в наблюдении и контроле
над состоянием окружающей природной
среды, потенциально опасных объектов
и в ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций - В
состав этих сил входят аварийно-спасательные
формирования, укомплектованные с учетом
обеспечения работы в автономном режиме
в течение не менее 3-х суток и находящиеся
в состоянии полной готовности (силы
постоянной готовности). - Специально
подготовленные силы и средства ВС РФ,
других войск и воинских формирований
привлекаются для ликвидации ЧС в порядке,
определяемом Президентом РФ. - Решением
руководителей организаций и объектов
на базе существующих специализированных
организаций, служб и подразделений
(строительных, медицинских, химических,
ремонтных и других) могут создаваться
нештатные аварийно-спасательные
формирования, предназначенные для
проведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ при ЧС. - Информационное
обеспечение функционирования РСЧС в
чрезвычайных ситуациях осуществляется
информационно-управляющей системой
органов МЧС. -
Порядок
сбора информации в
области защиты населения и территорий
от ЧС и обмена этой информацией между
органами государственной власти,
органами управления определяется
Правительством РФ. -
Функционирование
РСЧС осуществляется в зависимости от
обстановки, масштаба прогнозируемой
или возникшей чрезвычайной ситуации
по трем режимам: -
режим
повседневной деятельности; -
режим
повышенной готовности; -
режим
чрезвычайных ситуаций -
Ликвидация
чрезвычайных ситуаций осуществляется
силами и средствами организаций, органов
местного самоуправления, органов
исполнительной власти субъектов РФ, на
территории которых сложилась чрезвычайная
ситуация, под непосредственным
руководством соответствующей КЧС. -
Если
масштабы чрезвычайной ситуации таковы,
что имеющимися силами и средствами
локализовать или ликвидировать ее
невозможно, указанные комиссии обращаются
за помощью к вышестоящей комиссии по
чрезвычайным ситуациям.
Организационно-методическое
руководство планированием действий
РСЧС осуществляет МЧС РФ. На всех других
уровнях осуществляется планирование
мероприятий по защите населения и
территорий от ЧС. Основное внимание
обращается на предупреждение ЧС и
снижение их масштабов, предотвращение
и максимальное снижение потерь населения
и ущерба объектам экономики в случае
возникновения ЧС.Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
Учебные вопросы:
- Понятий о ЧС и катастрофе, их классификация, медико-санитарные последствия.
- Определение, задачи, основные принципы построения и функционирования РСЧС.
- Организационная структура РСЧС, ее силы и средства.
- Режимы функционирования РСЧС, их содержание. Группы мероприятий проводимые РСЧС.
- Основные понятия в области медицины катастроф, задачи, принципы организации ВСМК, режимы деятельности.
- Организация ВСМК.
- Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения России.
- Служба медицины катастроф МО России. Силы и средства РЖД и МВД России для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
- Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы в условиях работы в ЧС.
- Управление службой медицины катастроф.
Введение
В нашей стране проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в, следствие этих действий, впервые на государственном уровне были подняты после Гражданской войны. Это было связано с бурным развитием авиации и возросшими ее возможностями по нанесению ударов в тылу страны.
Первоначально решение этих вопросов было возложено на систему МПВО, образованную в 1932г. затем в 1961г. преобразованную в систему ГО.
В 80-е годы прошлого века несколько уменьшилась международная напряженность, но быстро начали накапливаться проблемы ЧС природного и техногенного характера (Чернобыль, Уфа. Армения, Арзамас, Иваново и т.д.)
Совокупный материальный ущерб от ЧС в год достигает 10-15% валового внутреннего продукта страны (в 2011 году 380 миллиардов рублей). За 2012 год в нашей стране произошло 437 ЧС, из которых 228 техногенных, 148 природных, 56 биолого-социальных. В их погибло 819 человек, пострадало 95105 человек.
- В автомобильных катастрофах в РФ гибнет в год до 30 тысяч человек, в огне ежедневно в стране погибает 49 человек. За последние десятилетия резко возросло количество засух, пожаров, ураганов, наводнений и эпидемий (последние в 2 раза)
- Вопрос № 1 «Понятий о ЧС и катастрофе, их классификация, медико-санитарные последствия».
- ЧС – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником ССП, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, нарушение условий жизнедеятельности людей, значительные материальные потери и экономический ущерб и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.
- ЧС — условно подразделяются на: СБ, Аварии и Катастрофы.
- СБ — разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
- Авария – опасное техногенное происшествие приводящие к повреждению машин, станков, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей.
- Катастрофа – ее можно трактовать, как крупную аварию с человеческими жертвами, с разрушением или уничтожением объектов, зданий, сооружений и других материальных ценностей, с нанесением ущерба окружающей среде.
- В интересах здравоохранения катастрофа трактуется, как внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшее ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медпомощи и защите, вызвавшее диспропорцию между формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возникшей потребностью пострадавших в ЭМП, с другой стороны.
- При катастрофах, часто требуется применения других способов, технологий и методологии оказания медпомощи, чем в повседневной практике здравоохранения.
- Классификация катастроф
I группа. Естественные или природные катастрофы.
- – Метеорологические: Бури (ураганы), морозы, засухи, пожары
- – Теллурические и тектонические: Извержения вулканов, землетрясения.
- – Топологические: Наводнения, сели, оползни, снежные обвалы.
- – Космические: Падение метеоритов и прочие космические катаклизмы.
II группа. Искусственные или технологические катастрофы.
– Транспортные: Авиа- и космические, железнодорожные, автодорожные, на речном и морском флоте.
– Производственные: Механические, химические, радиационные, термические.
III группа. Специфические.
– Войны и вооруженные конфликты.
IV группа. Биолого – социальные.
- – эпидемии
- – терроризм,
- – голод,
- – наркомания (токсикомания),
- – общественные беспорядки,
- – алкоголизм.
- Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них в соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разработана следующая классификация ЧС.
- Классификация ЧС природного и техногенного характера
- (постановление Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года)
Характерологические признаки Кол-во пострадавших (чел) Размер материального ущерба Зона ЧС Локальная Не более 10 Не более 100 тыс. рублей Не выходит за пределы объекта Муниципальная Не более 50 Не более 5 мил. руб. Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения Межмуниципальная Не более 50 Не более 5 мил. руб. Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территории города Федерального значения или межселенную территорию Региональная Свыше 50, но не более 500 Свыше 5 мил. руб., но не более 500 мил. рублей Не выходит за пределы территории одного субъекта РФ Межрегиональная Свыше 50, но не более 500 Свыше 5 мил. руб., но не более 500 мил. рублей Затрагивает территорию двух и более субъектов РФ Федеральная Свыше 500 чел. Свыше 500 мил. руб. - Локальная ЧС — ликвидируется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.
- Муниципальная ЧС — ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления.
- Межмуниципальная ЧС — ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления оказавшихся в зоне ЧС.
- Региональная ЧС — ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.
- Межрегиональная ЧС — ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ оказавшихся в зоне ЧС.
- Федеральная ЧС — ликвидируется по решению Правительства РФ.
Критерии ЧС (пост. Правительства РФ № 261 – 92 г.):
- Число пораженных 10 и более;
- Число погибших 2 – 4 и более;
- Средне статистическая заболеваемость увеличилась в 3 раза;
- Средне статистическая смертность увеличилась при эпидемии в 3 раза;
- Возникло одновременно 50 и более случаев острых инфекционных заболеваний или 20 случаев заболеваний с неизвестной этиологией или 15 случаев лихорадочных заболеваний не установленного характера.
Во время ЧС на людей и окружающую природную среду могут воздействовать следующие поражающие факторы.
- Динамический (механический) – приводит к различным травмам и ранениям. Такие поражения часто встречаются при землетрясениях, смерчах, транспортных авариях.
- Термический – приводит к различной степени ожогам или обморожениям (световое излучение, пожары, морозы, наводнения и т.д.)
- Радиационный – приводят к лучевой болезни, лучевым ожогам кожи и поражениям внутренних органов при попадании РВ внутрь.
- Химический – воздействует на людей при химических авариях, вызывая разнообразные по характеру и тяжести поражения (отравления).
- Биологический – это бактерии и др. биологические агенты, выброс и распространение которых возможен при авариях на биологически опасных объектах, что может привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемиям).
- Психо — эмоциональный фактор — приводит к различным нарушениям психики, от легких психогенных реакций, до стойких нервно-психических заболеваний требующих длительной госпитализации и лечения.
Поражающие факторы катастроф могут воздействовать на различные органы и системы мгновенно или растянуто во времени. При этом вероятны множественные, комбинированные и сочетанные поражения.
В результате воздействия поражающих факторов ЧС возникают Медико-санитарные последствия ЧС. К ним относятся:
- потери среди населения,
- нарушение психики у людей в очагах поражения,
- осложненная санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе ЧС,
- дезорганизация системы управления территориального здравоохранения,
- потери медицинских сил и средств.
- Классификация потерь среди населения
- Совокупные (или общие) потери среди людей во время ЧС в очаге поражения подразделяются на: безвозвратные и санитарные потери.
- Безвозвратные потери — это люди, погибшие в момент возникновения ЧС или умершие до поступления на первый этап медэвакуации (в медучреждение), а также пропавшие без вести.
- Санитарные потери — это пораженные и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС, потерявшие работоспособность и нуждающиеся в оказании медпомощи.
- Санитарные потери классифицируются:
- по структуре (по этиологическому фактору),
- по тяжести,
- по транспортабельности и прочим признакам.
Величина потерь при некоторых катастрофах
Место, вид катастрофы Год Потери населения раненые погибшие Армения (землетрясение) 1988 31 000 25 000 г. Иваново (смерч) 1984 804 72 г. Арзамас (взрыв на ж.д.) 1988 840 91 г. Уфа ( взрыв на продуктопроводе) 1989 871 339 г. Бхопал. Индия (химическая авария) 1985 300 000 3000 г. Ульяновск (авария теплохода «Суворов») 1983 81 175 г. Новороссийск (авария теплохода «Нахимов») 1986 26 424 В структуре потерь при катастрофах значительную долю составляют дети (в среднем 20%). Особого внимания также заслуживают беременные женщины. В ЧС у 8-10% беременных женщин могут произойти преждевременные роды, а выкидыши у 25-32% таких женщин.
Вопрос № 2 «Понятие, задачи, основные принципы построения и функционирования РСЧС».