Право

Содержание субъективного авторского права

Каждый автор и любое созданное им произведение, обязательно попадает под действие спектра неимущественных прав, для защиты которых может потребоваться помощь адвоката защиты авторских прав:

  1. Содержание субъективного авторского праваправо на то, чтобы быть признанным автором созданного произведения;
  2. право на то, чтобы использовать либо давать разрешение на использование физическому либо юридическому лицу произведения под настоящим именем создавшего его автора под псевдонимом либо анонимно;
  3.  право на то, чтобы обнародовать либо разрешить обнародование созданного произведения в произвольном виде;
  4. право на то, чтобы обеспечить неприкосновенность созданного произведения и защитить его от внесения искажения;
  5. право на то, чтобы отозвать обнародованное прежде произведение с соблюдением условия возмещения убытков, которые были причинены пользователю из-за подобного решения. При этом автор обязан публично сообщить об отзыве своего ранее обнародованного произведения. Однако если были созданы компьютерные программы, служебные произведения, или те произведения которые стали частью сложного объекта, подобное право не имеет действия.

Имущественные права каждого автора могут быть сохранены за ним при возникновении уступки Личные имущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование созданным им произведением.

Исключительные права любого автора, который создал какое-либо произведение, заключаются в использовании его творения в произвольной форме и способе. Исключительное авторское право включает следующие разрешенные действия:

  1. каким-либо образом воспроизводить произведение, иными словами изготавливать его дополнительные экземпляры;
  2. осуществлять распространение созданных экземпляров своего произведения посредством продажи или другим подобным способом;
  3. публично демонстрировать созданное произведение;
  4. с целью распространения осуществлять импорт оригинала и копий произведения импортировать оригинал и экземпляры произведения в целях распространения;
  5. производить прокат созданного произведения или его копий;
  6. осуществлять публичное исполнения созданного произведения;
  7. передавать созданное произведение6 в эфир для всеобщего ознакомления;
  8. осуществлять сообщение созданного произведение по кабелю или с помощью подобных средств в целях всеобщего ознакомления;
  9. переводить или каким-либо образом перерабатывать созданное произведение;
  10. практически реализовать информацию, которая содержится в созданном произведении;
  11. осуществить доведение произведения до всеобщего ознакомления так, чтобы у каждого, исходя из его пожеланий, был доступ к нему из любого времени либо месту.

В случае, если копии опубликованного произведения были проданы, то в дальнейшем ход их распространения осуществляется без какого-либо авторского согласия и без выплаты вознаграждения.

При сдаче копий созданного произведения в прокат принадлежит автор обладает правом на их распространение, независимо от того, есть ли у него право собственности на эти копии или нет. В любом случае, при возникновении спорных ситуаций по данному вопросу стоит воспользоваться услугами адвоката по авторскому праву.

Стоит упомянуть также еще и смежные, права, которые близки к авторским. Смежными правами являются те права, которые близки к праву авторскому и выводимы из него, но все же не совпадают с ним в полной мере.

Эти права появляются в течение проявления определенных действий в творческом процессе, однако в данном контексте элемент творчества Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, при этом элемент творчества в данном случае является неполными, чтобы можно было заявить о присутствии каких-либо авторских прав.

Смежные и авторские права имеют тесное взаимоотношение, но все же последние могут быть осуществимы вне какой-либо зависимости от первых. Например автор произведения неизвестен либо в связи с истечением срока охраны созданное произведение перестает охраняться. Но так или иначе смежные права осуществляется по общим правилам.

В связи с тем, что в современное время имеется необходимость коммерческого распространения и воспроизведения произведений, что обуславливается техническими возможностями, имеется большая необходимость в правовой охраны смежных прав, по вопросам которых может помочь адвокат смежного права.

Адвокат защиты авторских прав может оказать следующие юридические услуги:

  1. Подготовка требуемой документации, чтобы зарегистрировать объекта авторского/смежного права;
  2. Консультация адвоката по авторскому/смежному праву, тем самым полностью разрешить сомнения по выполнению каких-либо предусмотренной законом деятельности относительно созданного произведения;
  3. Оформление какой-либо разновидности договора, чтобы надлежащим образом использовать объект авторского права;
  4. Досудебная/судебная защита авторского/смежного права;
  5. Сбор доказательств, которые требуются для судебного заседания, включая нотариальное заверение документации.

Справка по авторскому праву

Авторское право (англ. copyright) – это право автора произведения на его использование («копирование») и получение дохода от его использования.

Авторское право действует на произведения литературы, науки и искусства: художественные и научные тексты (в том числе переводы), двумерные изображения (картины, фотографии, кинофильмы), объёмные объекты (скульптуры, архитектурные сооружения), музыкальные произведения (нотная запись) и т.п.

Авторское право является интеллектуальным правом и включают в себя имущественное право – т.н. исключительное право – и «моральные» права автора.

Авторское право регулируется международными соглашениями и национальным законодательством (см. Бернская конвенция, Всемирная конвенция об авторском праве, Гражданский кодекс РФ, часть 4).

Автор

Автором произведения является гражданин, творческим трудом которого оно создано, в том числе в соавторстве.

Лица, оказывающие автору только техническое, организационное или консультационное содействие в подготовке произведения (редакторы, корректоры, рецензенты и др.), не признаются авторами и не получают какие-либо права на произведение.

Моральные права автора

Личные неимущественные («моральные») права автора – право называться автором, право на имя, право на обнародование и право на неприкосновенность произведения – действуют бессрочно, в том числе после перехода произведения в общественное достояние, и являются неотъемлемыми.

Исключительное (имущественное) право

При создании произведения у его автора возникает исключительное право на использование результатов своей интеллектуальной деятельности, которое автор может передать третьим лицам, в том числе на весь срок действия исключительного права, по договору отчуждения исключительного права на произведение.

Исключительное право на служебное произведение (т.е. созданное работником в рамках своих служебных обязанностей) принадлежит работодателю.

При отчуждении оригинала произведения авторское право автоматически не передается.

Лицензия

  • Обладатель исключительных авторских прав на произведение может предоставить другой стороне лицензию – право на использование произведения для оговорённых целей и на указанный срок.
  • При предоставлении простой (неисключительной) лицензии правообладатель (лицензиар) сохраняет право выдачи аналогичных лицензий другим лицам.
  • При предоставлении исключительной (эксклюзивной) лицензии получатель лицензии (лицензиат) является единственным обладателем переданного ему права на использование.

Срок охраны

Авторские (имущественные) права охраняются в течение срока жизни автора произведения и 70 лет после его смерти.

Знак охраны ©

Охрана имущественного авторского права является автоматической и не зависит от каких-либо формальностей, тем не менее рекомендуется использовать знак © с указанием года публикации произведения и имени правообладателя.

Общественное достояние

После истечения срока охраны имущественных прав произведение переходит в общественное достояние (англ. public domain), и его можно использовать и воспроизводить свободно, без ограничений.

Произведения в открытом доступе

Произведения, опубликованные в сети Интернет либо другим образом и находящиеся в открытом доступе, а также произведения, автор которых неизвестен или неизвестно его местонахождение (т.н. orphan works), охраняются авторским правом.

Использование несвободных произведений

Любое использование защищённых авторским правом произведений в любых целях допускается только с разрешения автора, наследника или другого правообладателя. Такое разрешение должно быть оформлено в виде письменного лицензионного договора.

Допускается использование ранее опубликованных произведений, защищённых авторским правом, в учебных и научных целях (fair use). Однако такое использование ограничено цитированием в целях полемики и критики в незначительном объёме, не наносящем ущерб коммерческим интересам правообладателя.

Авторское право переводчика

У переводчика иностранного текста возникает авторское право на созданный им текст перевода, который считается новым литературным произведением.

Авторское право на текст перевода действует в течение обычного срока охраны, даже если оригинальное произведение на иностранном языке перешло в общественное достояние.

Текст перевода может быть использован только с разрешения обладателя прав на оригинальное литературное произведение, если оно не перешло в общественное достояние. Необходимо также соблюдать моральные права автора оригинального произведения.

Авторское право на изображения

Изображение является произведением искусства и охраняется авторским правом.

В момент создания изображения любым способом (механическим, фотографическим или электронным) у автора изображения возникает авторское право. Таким образом, фотограф, кинооператор, художник либо их работодатель обладают исключительным правом на созданные ими изображения.

Читайте также:  Изменение правил определения коэффициента «бонус-малус»

Изображение произведения искусства может быть использовано только с разрешения обладателя прав на оригинальное произведение, запечатлённое на этом изображении (скульптуры, здания и сооружения, картины и иллюстрации и т.п.)

При изображении произведений, перешедших в общественное достояние, за создателем производного изображения сохраняется отдельное авторское право.

Однако для репродукций двумерных произведений искусства, находящихся в общественном достоянии – обложек, иллюстраций, картин, гравюр, фотографий, открыток и т.п., – авторское право создателя репродукции обычно не признаётся.

Разрешается свободное использование изображений произведений архитектуры, расположенных в местах, открытых для общественного доступа, либо видных из этих мест (свобода панорамы).

Открытые (свободные) лицензии

Автор произведения, защищённого авторским правом, может разрешить его свободное использование неограниченному и заранее неизвестному кругу лиц, подписав открытую (свободную) неисключительную лицензию. Автор должен явно разрешить изменение и коммерческое использование произведения, при этом требуется соблюдать его моральные права – всегда указывать имя автора и не нарушать целостность произведения.

Изображения произведений, находящиеся в свободном доступе в Интернете, но без указания на открытую (свободную) лицензию, нельзя использовать без разрешения автора произведения, оформленного в виде письменного лицензионного договора. Указание имени автора, а также ссылки на архивный источник или на размещённую в свободном доступе копию произведения, не заменяет получение разрешения на использование произведения.

  1. Произведения со свободной лицензией Creative Commons (CC-BY) публикуют Wikimedia Commons (ВикиСклад), Openclipart, Wikimapia, OpenStreetMap, WikiSource, Intratext и др.
  2. Pixabay, Unsplash и др. используют свою собственную свободную лицензию
  3. Произведения, размещённые на Flickr, можно свободно использовать только в том случае, если в описании изображения указана лицензия Creative Commons.

Авторское право

Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.

Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.

Наверняка каждый из вас встречался с символом «©». Он называется copyright, от «копировать» и «право», и обозначает защиту имущественных интересов. Если вы видите этот символ, то предмет можно копировать со ссылкой на источник.

Срок защиты авторства в отношении имущественных интересов чаще всего равняется 70 годам после смерти создателя. По истечении этого периода результат творчества становится общественным достоянием.

У нас в стране большое количество начинающих авторов.

Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты.

Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.

  • Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
  • Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
  • С этим вопросом могут помочь 116 юристов на RTIGER.com

Решить вопрос >

Субъекты авторского права

Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Напомним, что правопреемники обладают только имущественными правами на труд, но в моральной точки зрения создатель объекта навсегда остается его автором.

В этом случае на каждом произведении автора новый правообладатель должен указывать символ охраны авторского права. Он должен быть размещен на каждом новом экземпляре и выглядеть следующим образом: © Иванов И.И., 2006. Важно отметить имя автора и год первой публикации его произведения.

Такую систему оповещения об авторстве придумали в Женеве в 1952 году. Тогда была издана Всемирная конвенция. Однако на данный момент этот значок зачастую носит информационный характер о том, что материал был скопирован.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

  • идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
  • открытия и факты;
  • любые государственные бумаги различных уровней управления;
  • символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • результаты народного творчества, а также языки программирования;
  • сообщения новостного характера.

Таким образом, объектами могут выступать любые результаты интеллектуального труда, которые не попадают в список выше. Стоит отметить и то, что объектом может быть и часть произведения, и конкретный персонаж.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Эти методы не обеспечивают автору 100% защиты от фальсификата и плагиата. Однако они могут зафиксировать факт, что ваши публикации и экземпляры существовали на определенную дату.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Во время рассмотрения дела суд приостанавливает использование произведения. То есть производство новых экземпляров и их продажа прекращается.

Читайте также:  Власти ХМАО окажут поддержку многодетных семей

Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.

Источники:

Авторское право

Интернет и авторское право [Реферат №9165]

Содержание:

Введение.

Интеллектуальная собственность приобретает ключевое значение в экономике современного общества. Она напрямую влияет на научно-технический прогресс, хозяйственную деятельность субъектов, уровень развития человека и, как следствие, благополучие нации.

Современные технологии позволяют открыть границы для интеллектуальной собственности, что существенно облегчает обмен научными знаниями между гражданами разных стран, а также обеспечивают возможность для беспрепятственного ознакомления с различными объектами интеллектуальной собственности не в рамках отдельно взятого города или даже страны, а в рамках земного шара. Крупнейшая в мире компьютерная сеть Интернет стала как следствием развития этих технологий и предоставила человечеству совершенно новые возможности для обмена интеллектуальной собственностью.

Проблема авторского права в интернете в настоящее время стоит очень остро в связи с тем, что, создавая свои ресурсы, их владельцы забывают о том, что популярность этих сайтов создана трудом тех, чьи материалы они используют.

До недавнего времени вопросы правового регулирования отношений в сети Интернет не были предметом научного исследования. Лишь с начала 21 века начали появляться работы, посвященные правовому регулированию отношений, связанных с интеллектуальной собственностью в сети Интернет.

Учитывая, что Россия встала на путь интеграции в мировые процессы обмена информацией, совершенствование внутреннего законодательства об интеллектуальной собственности в аспекте глобальной сети Интернет становится одним из приоритетных направлений.

Наличие социально-экономической потребности в развитии глобальных телекоммуникационных сетей, наиболее масштабной из которых является Интернет, сложность правового регулирования общественных отношений в них и масштабность ущерба от внеправового использования объектов интеллектуальной собственности в этих сетях обуславливают актуальность темы настоящей работы.

Безусловно, авторское право по сравнению с традиционными вещными и обязательственными правами — это молодая область цивилистики, но несмотря на это в последние годы права на результаты интеллектуальной деятельности получили достаточно широкое освещение в литературе, хотя нельзя сказать, что все вопросы, касающиеся понятия объектов, их видов, вариантов охраны, а также защиты авторских прав, получили окончательное разрешение.

2. Общие положения авторского права.

2.1. Понятие и функции авторского права.

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

В субъективном смысле авторское право – те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства.

Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства – право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания.

При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст.

1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 — 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя:

— исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ);

  • — личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ);
  • — иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).
  • Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

2.2. Объекты авторского права.

  1. Объектами авторского права являются:
  2. — литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  3. — драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  4. — хореографические произведения и пантомимы;
  5. — музыкальные произведения с текстом или без текста;
  6. — аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  7. — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  8. — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  9. — произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства;
  10. -фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  11. — географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  12. — другие произведения.
  13. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
  14. К объектам авторского права также относятся:
  15. — производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  16. — сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
  17. Не являются объектами авторского права:
  18. -официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  19. — государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
  20. — произведения народного творчества;
  21. — сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

3. Интернет-а что это?

3.1. Интернет законодательство об авторском праве в интернете.

До сих пор, несмотря на то, что мы живем в 21 веке, остается актуальным вопрос: что, собственно, представляет собой «Интернет»?

С одной стороны, ответ на удивление прост, так как каждый понимает сущность Интернета по-своему, исходя из тез задач, которые он решает или решения которых ищет, использую Интернет. А с другой стороны, в действующем законодательстве России отсутствуют определения и термины, являющиеся ключевыми для сети Интернет.

Существует несколько точек зрения на природу Интернета.

Первая состоит в том, что Интернет — это одно из средств массовой информации, под которой понимаются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы или иные формы распространения массовой информации. При этом периодичность обновления информации не должна составлять менее одного года, а число лиц, имеющих доступ к информации, должно быть не менее десяти.

Действительно, большая часть сайтов в Интернете весьма точно подходит под это определение средств массовой информации. Но ведь Интернет не ограничивается наличием сайтов, содержащих обновляемую новостную информацию. Наряду с ними существует огромное количество сайтов, которые не обновляются годами.

Есть Интернет-магазины, на которых размещается информация, никаким образом не относящаяся к разряду новостей.

Читайте также:  Удостоверение договора дарения нотариусом: порядок, стоимость заверения

Вторая точка зрения на Интернет заключается в рассмотрении его как средства передачи информации (сообщения) в различных формах — текстовом, звуковом, графическом и т. п.

Третий взгляд на Интернет состоит в том, что он представляется некой совершенно особой публичной средой, существующей и развивающейся вне пространства по своим собственным законам. Именно с этой точки зрения Интернет, как всякая замкнутая система. Нуждается не столько в государственном регулировании, сколько в поддержке и защите уже существующего «виртуального» порядка.

  • Интернет — это широкое составное понятие, имеющее сложную структуру. Условно он может быть разделен на:
  • — средства массовой информации;
  • — средство связи, причем с самыми широкими возможностями, которыми не обладает ни одно другое средство связи; Интернет также наиболее сложен в техническом плане;
  • — широкую базу данных, которая включает в себя: огромную текстовую информацию как разрозненную, так и собранную в библиотеки; обширную фонотеку;
  • — в Интернете можно найти почти все аудиозаписи мира, а также обширную аудиовизуальную фильмотеку, сборники и базы данных других объектов интеллектуальной собственности;
  • — тематические клубы, различные по своему содержанию и свободе членства в них, а также все виды Интернет-деятельности;
  • — Интернет-магазины, которые являются наиболее ярким примеров ведения коммерции в Интернете;
  • — рекламу.
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет наиболее общие моменты гражданско-правового регулирования института авторского права.

Новым этапом развития законодательства об авторском праве и смежных правах стали разработка, принятие и вступление в силу 1 января 2008 г.

части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации с отменой всех ранее действовавших специализированных законов в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права таких, как Закон Р Ф от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах» и Закон Р Ф от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и другие.

Вступление в силу новой части Гражданского кодекса подвело черту под почти десятилетними дискуссиями о соотношении специализированных законов и Гражданского кодекса.

Российская Федерация выбрала вариант кодификации всех положений об интеллектуальной собственности, против которой активно, но безуспешно выступала ВОИС, стремящаяся не допустить кодификацию законодательства об интеллектуальной собственности.

С этой целью ВОИС неоднократно обращалась в Государственную Думу, в Министерство иностранных дел, в Постоянное представительство Российской Федерации при международных организациях в Женеве, пытаясь «разъяснить» недопустимость кодификации права интеллектуальной собственности.

Позиция ВОИС вполне объяснима, поскольку кодификация законодательства затрудняет его изменение и не позволяет ВОИС добиваться унификации законодательства стран-членов с нормами новых международных договоров, разрабатываемых в основном по инициативе развитых стран мира. Кодификация затрудняет глобализацию интеллектуальной собственности и поэтому противоречит интересам США и ряда стран Европейского союза, фактически управляющих деятельностью ВОИС.

Что такое авторские права. Объясняем простыми словами

К ним относятся:

  • исключительное право на произведение;
  • право считаться автором;
  • право на неприкосновенность произведения (никто не может вносить изменения без спроса);
  • право обнародовать произведения под своим именем, псевдонимом или анонимно.

Объектами авторских прав становятся произведения независимо от их достоинств и назначения, а также от способа выражения, например:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения (с текстом или без);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе проекты, чертежи, изображения и макеты;
  • фотографии;
  • географические и другие карты;
  • программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
  • Авторские права распространяются даже на часть произведения, на его название или отдельного персонажа.

«Владелец популярной игры Angry Birds подал в суд на маркетплейс Wildberries, обвинив компанию в нарушении авторских прав из-за продажи товаров с изображением «сердитых птиц». В ретейлере считают, что отвечать за это должны сами продавцы, а не посредник. Суд уже обязал Роскомнадзор ограничить доступ к ссылкам».

(Из новости 2021 года.)

Не защищаются авторскими правами:

  • официальные документы, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения и т. п.;
  • государственные символы и знаки, например флаги, гербы, ордена, денежные знаки;
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т. п.).

Кроме того, авторские права не распространяются на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, решения технических, организационных или иных задач, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

С развитием цифровизации появляются новые сложности в вопросах правообладания. Например, аккаунты в социальных сетях формально не относятся к какому-либо виду имущества, но они могут содержать результаты интеллектуальной деятельности: фото, видео, литературные произведения.

Договоры коммерческой концессии или лицензионные договоры могут устанавливать условие о предоставлении доступа к аккаунту как к объекту авторских прав — к такому выводу пришёл Суд по интеллектуальным правам. Но это касается бизнес-аккаунтов. С аккаунтами блогеров дела обстоят сложнее: хотя они и используются для получения дохода, но по своему содержанию являются личными.

Впервые закон об авторском праве появился в 1710 году в Англии, он назывался «Статут королевы Анны». Благодаря ему автор получал право на охрану опубликованного произведения.

В России авторское право законодательно регулируется с 1828 года. Действующие нормы авторского права содержатся в Гражданском кодексе РФ. За нарушения предусмотрена также уголовная ответсвенность.

Распространённая ситуация: вы опубликовали у себя на страничке в соцсети фотографии, а через несколько дней обнаружили эти фото в рекламе какого-то бренда. Вашего разрешения на это никто не спрашивал — компания просто взяла снимки, использовала их по своему усмотрению и теперь с их помощью зарабатывает деньги.

Даже если на снимке изображены не вы, а пляж, пальмы и море, вы имеете право требовать удаления фотографии, сделанной вами.

Если источник не идёт вам навстречу, то вы можете получить компенсацию через суд.
Также мы рассказывали, как защитить от кражи свой сайт и бизнес-идею.

Если владелец сайта обнаружил, что его сайт скопировали, он может обратиться в суд за защитой своей интеллектуальной собственности.

Проблемой остаётся так называемый пиратский бизнес — рынок тех, кто зарабатывает на ворованных фильмах, книгах и музыке. Отдельный антипиратский закон появился в России в 2013 году.

Правообладатели впервые получили возможность в судебном порядке блокировать пиратское видео в интернете. Годом позже механизм распространили на музыку, книги и софт. В мае 2015 года ввели вечную блокировку сайтов, где нелегальные копии размещались не менее двух раз.

Но все доступные сейчас меры по борьбе с пиратством эффективны лишь для защиты премьер и эксклюзивов. Глобально победить явление не удаётся — на каждую антипиратскую меру находится ответ.

Программный код — объект только авторского права, а дизайн сайта, как и весь проект, может быть объектом исключительного права, если его зарегистрировали соответствующим образом. А вот идея сама по себе законом не защищена — защищён только результат или способ её реализации.

Основатель Пиратской партии России Станислав Шакиров считает, что защита авторских прав связана с ограничениями прав пользователей на приватность, а именно с необходимостью контролировать, «слушать» трафик, чтобы понять, откуда и что было скачано.

«Получается, не может быть никакой тайны связи и переписки, — отмечает Шакиров. — Более того, у каждого компьютера надо посадить мента. То есть соблюсти копирайт невозможно, поэтому надо его менять».

Также Шакиров подчёркивает, что копирайт больше служит не для защиты прав автора, а для того чтобы обеспечить заработок посредника: «Несколько лет назад я узнавал: автор книги получал лишь 4% с продаж, музыканты вообще не зарабатывали на продаже дисков — всё уходило издателю, правообладателю».