Международные юридические лица
Международные юридические лица (понятие, виды). Деятельность юридических лиц зачастую не ограничивается территорией одного государства и может осуществляться во многих странах.
Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые созданы, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором.
К первым относятся, например. Международный банк реконструкции и развития /МБРР/, Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов /»Еврохемик»/. Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования /»Еврофирма»/, Банк международных расчетов /БМР/.
В советской юридической литературе понятие международного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ — Международному банку экономического сотрудничества / и Международному инвестиционному банку /МИБ/.
В современной экономической литературе монополии, деятельность которых охватывает многие страны, делятся на несколько групп. Во-первых, это национальные общества, тресты, компании и т.п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочерние фирмы.
Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут.
К числу корпораций такого рода относятся «Дженерал моторз» /США/, «Фольксваген» /ФРГ/, «Филипс» /Нидерланды/.
Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются.
Не являются международными юридическими лицами и так называемые «смешанные общества». Под «смешанными обществами» в международном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.
Представительство и филиалы иностранных фирм. Порядок открытия и деятельности на территории РФ.
Иностранная компания может работать на российском рынке, организовывая свою деятельность как через постоянное представительство (филиал), так и не имея такового. Например, можно действовать, имея в России банковские счета, через агента-резидента либо путем инвестиций в российские компании.
При принятии решения о выборе формы, с помощью которой планируется осуществление инвестиций, необходимо различать понятие «представительство» в налоговом смысле, которое дает Налоговый Кодекс от определения, изложенного в Гражданском Кодексе РФ.
Для ведения переговоров и осуществления иной представительской деятельности Компания может открыть на территории России представительство. Для приобретения легального статуса иностранная компания должна аккредитовать свое представительство в уполномоченных государственных органах.
Иностранные фирмы, банки и организации могут открывать в России представительства с разрешения уполномоченных на то аккредитирующих органов (федеральные министерства и ведомства, Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ, Торгово-промышленная палата РФ — в зависимости от характера деятельности иностранного юридического лица).
Представительства инофирм открываются на период, необходимый для осуществления целей, поставленных Компанией. Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ аккредитует представительства на срок от одного до трех лет.
Для открытия представительства Компания должна представить следующие документы: Заявление, в котором излагается цель, для осуществления которой Компания просит открыть представительство, с описанием деятельности самой Компании и подробной информацией о ее деловых связях с российскими партнерами. Официальные документы Компании (устав инофирмы, выписка из торгового реестра, для банка — выписка из банковского реестра или документ, подтверждающий наличие разрешения на занятие банковской деятельностью и так далее). Разрешение уполномоченного органа страны инкорпорации на открытие представительства в России, если такое разрешение требуется законодательством. Аккредитующий орган вправе запросить другие сведения и документы, касающиеся деятельности Компании (информацию об уставном капитале инофирмы, рекомендательное письмо банка, услугами которого она пользуется, и так далее).
Представительство инофирмы выступает от имени и по поручению представляемой им фирмы или фирм, название которых указано в разрешении на открытие представительства (аккредитации), и осуществляет деятельность в соответствии с российским законодательством.
При этом представительство инофирмы может осуществлять функции, связанные с выполнением представительских услуг в России в интересах других фирм с согласия аккредитующего органа, выдавшего разрешение на открытие представительства. Иностранное юридическое лицо может также на территории РФ открыть филиал.
В настоящее время юридический статус и порядок регистрации в РФ представительств и филиалов иностранных компаний мало, чем отличается друг от друга.
К примеру, если до принятия нового Федерального закона об иностранных инвестициях для регистрации филиала не требовалась аккредитация, то теперь она необходима как для вновь создаваемых филиалов (Ст. 21), так и для уже зарегистрированных (Ст. 27).
Мы поможем в написании ваших работ!
Международные организации в качестве субъектов международного частного права
Определение 1
Международными юридическими лицами являются лица публичного права, созданные в силу международных соглашений, например МБРР, и созданные по национальным законам одной или нескольких стран с заключением международного договора, например «Еврофирма», БМР.
Национальное юридическое лицо образуется на основе законодательства страны, международное юрлицо является транснациональным объединением и основываться на праве одного государства не может.
Определение 2
Личный статут международных юридических лиц в МЧП определяется в соглашении, заключенном несколькими государствами. Права и обязанности такого учреждения являются цивилистическими и возникают в международном обороте.
Юрлица обладают обособленным имуществом, имеют возможности для приобретения имущественных и неимущественных прав, выступают истцами и ответчиками в судах.
Международная организация
Юрлица международного уровня бывают нескольких видов. Международная организация в международном частном праве является самым распространенным видом.
Международная организация может быть правительственной (ММПО) и неправительственной (МНПО). Понятие вошло в оборот в 1940-х годах и относилось к Международному институту по унификации частного права.
В 1949 году суд ООН вынес консультативное заключение о признании международных организаций правовыми субъектами.
Определение 3
ММПО – традиционный вид субъектов МЧП, созданный государствами как вторичный субъект, получающий качество международной правосубъектности по прямо высказанной воле этих государств. ММПО не имеют территории, населения, поэтому суверенитетом не обладают, а имеют только отраслевую правосубъектность.
ММПО появились еще в XIX веке и стали постоянным участником отношений на международном уровне, обладая ограниченной правосубъектностью. Правосоздающих функций у организаций нет.
ММПО и МНПО – это субъекты особого типа, созданные для решения определенных задач, поэтому они вступают в отношения с точки зрения права только исходя из целей, поставленных для решения конкретного вопроса. Это организации ограниченной компетенции. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.
Суверенитет – основа правосубъектности государств, основа международной межправительственной организации как субъекта – полномочия, которыми государства – участники наделили ее. То есть правосубъектность организаций носит ограниченный и специальный характер. Скорее можно говорить о договорной правоспособности, но и это право имеет ограничения и сводится к определенному кругу вопросов.
Статус юридического лица международной организации
Статус юридических лиц данного типа регулируют Венские конвенции о представительствах государств (1975 г.) и о праве международных договоров (1986 г.). Устав международной организации является международным договором sui generis, заключенный между участниками.
Определение 4
Субъекты sui generis – субъекты особого рода, государственно-подобные образования, которые не обладают всеми признаками государства (Ватикан). Что касается организаций, то это международные интеграционные объединения.
МО – это субъект не только международного публичного права, но и международного частного. У каждой организации есть права и обязанности, которые присущи юрлицу и имеют частноправовой характер.
Юрлицо образовано на основе международного договора, а не на основе национального закона. Статус МО закреплен в международных правовых актах: в Уставе, в Конвенциях.
Учредительные документы формируют гражданско-правовую правоспособность организации.
Некоторые учреждения, например в системе ООН (ВПС, МСЭ) в своих Уставах не имеют положений о статусе организации, но основываясь на международной практике, можно сделать вывод, что они выступают как юрлица.
В качестве юрлица МО может совершать сделки гражданско-правового характера, приобретать имущество в собственность или аренду, участвовать в судебных разбирательствах, быть субъектом авторского права, участником совместного предприятия. Государства признают статус юрлиц организаций и включают в национальное законодательство положение, о том, что международная организация действует на территории страны как юридическое лицо..
Юридическим комитетом ООН проведен анализ международного арбитража и национальной судебной практики, где было выяснено, что примеров отказа в признании статуса юридического лица международных организаций не было.
Вывод 1
МО возникают в рамках международного правопорядка и статус юрлица образуется у них на основе международного публичного права, а частноправовой статус закреплен в Уставе организации. Статус организаций как международных юридических лиц определяется в соглашениях международного уровня, принимаемых самими организациями.
Как только регистрируется Устав, МО приобретает статус юрлица. Либо организация должна быть включена в реестр юридических лиц по месту нахождения ее штаб-квартиры.
МО – субъект международного публичного права, поэтому имеет привилегии и иммунитеты. Если организация вступает в частноправовые отношения, эти привилегии перестают действовать. МО имеют осложненный, двойственный правовой статус.
Частноправовые отношения международных организаций
Деятельность МО невозможна без вступления их в гражданские правоотношения. Виды частных сделок разнообразны, велики они и по объемам.
Это покупка и аренда недвижимости, приобретение оборудования для офисов, оплата услуг экспертов, переводчиков, консультантов, заключение контрактов на производство работ. Эти сделки оформляются типовыми договорами.
Многие компании стремятся заключить договоры с МО, так как они считаются престижными и выиграть конкурс или аукцион непросто.
Международные юр. Лица и оффшорные компании: понятие, общая характеристика, проблемы правового статуса
- Международные ЮЛ. Этот термин применяется к юридическим лицам публичного права, которые созданы:
- 1) непосредственно в силу международного соглашения (межгосударственного, межправительственного, межведомственного): Международный банк реконструкции и развития — МБРР, Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов — «Еврохемик»;
- 2) на основании национального закона одного или более государств, принятого в соответствии с международным договором (Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования — «Еврофирма», Банк международных расчетов- БМР).
Международные юридические лица представляют собой «межнациональные» (транснациональные) объединения, и их личным законом не может быть право одного государства. Как правило, личный закон и личный статут международных юридических лиц установлены в соответствующем международном соглашении.
Международные юридические лица — носители прав и обязанностей цивилистического характера, возникающих в международном обороте, обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в качестве истцов или ответчиков по частноправовым спорам в правоприменительных органах'.
Основная разновидность международных юридических лиц — это международные организации. Понятие «международная организация» включает в себя и международные межправительственные (ММПО), и международные неправительственные (МНПО) организации.
международные межправительственные организации — традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного публичного права.
Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).
международные межправительственные организации не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. С момента своего появления.
международные межправительственные организаций являются постоянными участниками международных отношений; их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим международные межправительственные организации- типичные субъекты международного права. Международные неправительственные организации — нетрадиционные, неосновные, нетипичные, вторичные, производные, несуверенные, правоприменяющие (но не правосоздающие) субъекты международного публичного права. Они обладают ограниченной международной правосубъектностью.
Международные организации (и ММПО, и МНПО) — субъекты международного права особого рода.
Они создаются для выполнения конкретных задач и могут вступать только в те правоотношения, которые определены их функциями и задачами и соответствуют их уставу.
Компетенция организации ограничена целями, во исполнение которых она создана. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.
Основой международной правосубъектности государства является его суверенитет; основой правосубъектности международной организации — те полномочия, которыми ее наделили государства-члены.
Правосубъектность международных организаций имеет ограниченный и специальный характер.
Организации обладают международной договорной правоспособностью, однако их право на участие в международных договорах ограничено, так как они вправе участвовать в заключении международных соглашений по строго определенному кругу вопросов.
Международно-правовой статус международных организаций регулируется Венскими конвенциями о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975) и о праве международных договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями. Необходимо учитывать, что гражданская правоспособность организации определяется не национальным, а международным правом, и имеет серьезную специфику. Международная организация — субъект международного публичного права и обладает привилегиями и иммунитетами (собственности, от национальной юрисдикции, от применения национального права). Вступление организации в частноправовые отношения предполагает отказ от этих привилегий и иммунитетов. Международные организации как международные юридические лица имеют осложненный, двойственный правовой статус.
Оффшорные компании – это компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, которая не вправе вести производственную, торговую и иную хозяйственную деятельность в пределах государства учреждения. Следовательно, в любой стране, где такая компания будет вести свою деятельность, она будет являться иностранным ЮЛ.
- Оффшорный бизнес используется для различных целей:
- · налоговое планирование;
- · управление рисками;
- · получение доступа к международным финансовым и инвестиционным услугам.
- Основные характеристики «классической» офшорной компании:
1. Офшорная компания — нерезидент в стране регистрации; центр ее управления и контроля находится за рубежом; деятельность осуществляется за пределами «налоговой гавани».
2. Офшорная компания освобождена от налогов и выплачивает ежегодный регистрационный сбор; отсутствуют налоги на дивиденды, налог у источника, налог на проценты за кредит.
3. Упрощена процедура регистрации и управления компанией; допускается использование института номинальных акционеров (доверенных лиц, которые приобретают акции на свое имя по поручению реального владельца) и номинальных директоров (доверенные лица, на которых реальными директорами возложено управление компанией); управление осуществляется с помощью секретарской компании.
4. Отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчетности сведены к минимуму, аудиторские проверки не требуются.
5. Полная конфиденциальность информации о реальных владельцах компании.
14.Государство как субъект мчп. Государственные иммунитеты: понятие, теории иммунитетов, виды иммунитетов.
- В гражданско-правовых отношениях государства выступает наравне с гражданскими и юридическими лицами.
- Традиционные формы участия государства в международных частных отношениях:
- 1) Облигационные займы за рубежом
- 2) Заключение концессионных соглашений (концессия – это предоставление иностранному инвестору за плату право на добычу полезных ископаемых)
- 3) Заключение соглашений о разделе продукции
Любое государство на своей территории обладает суверенитетом. Суверенитет – в частности состоит в праве государства устанавливать на своей территории любые правила поведения, а также обеспечивать их выполнение любыми средствами.
В международных отношениях государство пользуется иммунитетом. Иммунитет от иностранной юрисдикции означает невозможность применения к субъекту, наделенному иммунитетом принудительных мер.
- Содержание юрисдикционного иммунитета:
- 1) Судебный иммунитет, заключается в невозможности привлечь государство в качестве ответчика в иностранном суде;
- 2) Иммунитет от применения мер по предварительному обеспеченью иска;
- 3) Иммунитет от принудительного исполнения судебного решения;
- 4) Иммунитет собственности государства, существует независимо от судебных разбирательств и независимо от того кто владеет этим имуществом;
- 5) Иммунитет сделок государства, означает применение к сделкам с участием государства право этого государства.
Не всегда государства пользуется иммунитетом. Государство вправе в конкретном правоотношении отказаться от иммунитета. Отказ будет действителен при соблюдении следующих условий:
- 1) Должен быть явно выражен или иными словами не может быть подразумеваемым (н: если стороны в договоре указали на рассмотрение споров в арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты, то это не означает отказ от иммунитета);
- 2) Соблюдение письменной формы
- 3) Отказ должен быть сделан управомоченным лицом.
- Виды иммунитета:
- · Абсолютный
- · Функциональный
- · Ограниченный
Международным компаниям
Международной компанией может стать иностранное юридическое лицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона.
https://www.youtube.com/watch?v=W0FlkD5OpIo\u0026pp=ygU60JzQtdC20LTRg9C90LDRgNC-0LTQvdGL0LUg0Y7RgNC40LTQuNGH0LXRgdC60LjQtSDQu9C40YbQsA%3D%3D
Международные компании подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Место нахождения международной компании должно быть определено в пределах Калининградской области и Приморского края.
Сведения о международной компании и международного фонда при ее регистрации в порядке редомициляции (инкорпорации), реорганизации и ликвидации международной компании, а также иные предусмотренные федеральными законами сведения вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом на основании документов, направленных Корпорацией развития Калининградской области или Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.
-
Заявление (уведомление) о государственной регистрации международной компании, международного фонда (форма Р18002);
-
документ, подтверждающий государственную регистрацию (создание) иностранного юридического лица;
-
копию устава (учредительного документа) иностранного юридического лица со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями;
-
решение высшего органа управления или иного уполномоченного органа иностранного юридического лица об изменении его личного закона и об утверждении устава международной компании, а в случае, если до момента государственной регистрации международной компании иностранное юридическое лицо было один раз или более зарегистрировано в связи с изменением личного закона в порядке редомициляции, также все предыдущие решения об изменении личного закона, принятые в порядке, установленном личным законом на момент принятия решения о редомициляции;
-
утвержденный устав международной компании;
-
копию годовой финансовой отчетности и (или) годовой консолидированной финансовой отчетности иностранного юридического лица за последний завершенный отчетный год, в отношении которой наступил срок ее формирования в соответствии с личным законом иностранного юридического лица, с приложением копии аудиторского заключения, составленного в отношении такой отчетности (если имеется);
-
документ, подтверждающий полномочия лица (лиц), имеющего право действовать от имени иностранного юридического лица без доверенности;
-
решение уполномоченного органа иностранного юридического лица об определении лица (лиц), занимающего должность (осуществляющего функции) единоличного исполнительного органа международной компании;
-
сведения (в виде информации, содержащей фамилию, имя, отчество бенефициара, адрес места жительства, долю прямого (или косвенного) владения в иностранной компании) о бенефициарных владельцах иностранного юридического лица.
Термин «бенефициарный владелец» используется в значении, определенном Федеральным законом от 07.08.
2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
-
заверение иностранного юридического лица об отсутствии обстоятельств, препятствующих государственной регистрации международной компании;
Вопрос. Правовой статус юридических лиц в международном частном праве
Под юридическим лицом принято понимать носителя имущественных прав и обязанностей, выступающего от своего имени и существующего независимо от лиц, входящих в его состав.
Среди признаков юридическою липа в праве особое значение имеет имущественная обособленность. Имущество юридического типа обособлено от имущества членов и не зависит от их судьбы. Наличие собственного имущества, в свою очередь, является необходимой предпосылкой самостоятельной имущественной ответственности юридического лица по договорам, которые оно заключает.
- Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц.
- При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные права человека.
- При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы для достижения указанной в законе или уставе цели.
- Особенности юридических лиц в международном частном нраве:принадлежат другому государству, их деятельность регулируется иностранным правом.
Виды международных юридических лиц: международные предприятия, транснациональные компании, транснациональные корпорации, коммунитарные предприятия, финансово-промышленные группы СНГ и др., транснациональные объединения.
Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Юридические лица публичного права возникают на основании публично-правового акта. Что касается юридических лиц, по отношению к ним различают; три порядка образования: разрешительный, явочно-нормативный, явочный.
При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.
Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта регулирующего порядок возникновения и деятельности определенного вида юридического лица.
При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.
Когда в гражданско-правовые отношения вступает иностранное юридическое лица, то встает вопрос, какому государству оно принадлежит и нормами права какого государства регулируется его деятельность, а именно, нормы какого государства должны регулировать порядок его создания и ликвидации, объем его правоспособности.
Общепризнанно, что эти вопросы должны регулироваться законодательством государства, которому принадлежит юридическое лицо, т. е. личным законом юридического лица. Личный закон определяет правовое положение организации (является ли она юридическим лицом, каков объем ее правоспособности, порядок совершения сделок ее органами, учреждения, существования, ликвидации).
Кроме того, по личному закону юридического лица определяют привязку юридического лица к той или иной правовой системе для решения некоторые коллизионных вопросов.
В то же время, единства нет в определении того, что считать личным законом юридического лица. Законодательство некоторых стран опирается в этом вопросе на понятие национальности (места регистрации, применительно к понятию юридических лиц), третьи- резиденции (места постоянного пребывания, где совершаются его основные операции).
В целом, существует несколько доктрин, в этой связи, которых придерживаются группы стран.
Доктрина инкорпорации. Согласно доктрине инкорпорации в основу взят принцип национальности юридического лица и его личным статутом считается право государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано. Эта доктрина получила наибольшее распространение в странах англо-американского права.
Ее существенным недостатком является отсутствие связи между законом места образования юридического лица и законом места его деятельности. Ведь не секрет, что несмотря на создание юридического лица в одном государстве, оно может иметь центр своею управления в другом, а осуществлять основную деятельность и вовсе в третьем.
Доктрина центра эксплуатации. Эта доктрина является попыткой избежать недостатков, присущих доктрине инкорпорации.
Согласно этой концепции личным законом юридического лица следует считать закон места осуществления его основной деятельности.
Однако при такой постановке вопроса не будет учтено то, что юридическое лицо может иметь несколько мест, где осуществляется его деятельность. Эта доктрина была отвергнута англо-американскими странами, но одобрена в нескольких европейских странах,
Доктрина оседлости. Как правило, учредительные документы юридического лица содержат указание относительно места его пребывания и места нахождения его административного центра.
Это позволяет признать личным законом юридического лица закон местонахождения его административного центра.
Доктрина получила широкое признание во Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии и других странах континентального права.
Другим вопросом, связанным с иностранными юридическими лицами, является вопрос их признания и допуска к хозяйственной деятельности в стране их местонахождения.
Внутреннее законодательство принимающего государства само устанавливает условия, касающиеся допуска юридического лица к хозяйственной деятельности на территории данного государства.
Режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется рядом специальных законов и подзаконных актов, согласно которых, юридическому лицу может быть предоставлен как режим наиболее благоприятствуемой нации, так и национальный режим.
Изъятия из режимов или предоставление дополнительных привилегий может осуществляться на базе действующего местного законодательства и основывается на экономической политике конкретного государства на определенном этапе.
Помимо иностранного юридического лица, находящегося на территории конкретного государства, в международном частном праве рассматриваются проблемы, связанные с так называемыми международными юридическими лицами. К ним относятся международные предприятия, возникающие в силу международного договора, транснациональные компании и транснациональные корпорации.
По сути международные предприятия должны регистрироваться по законодательству страны местонахождения и с этого момента они становятся субъектами местного Права. Следовательно, национальность и личный статут такого предприятия определяется законодательством государства — места его официального оформления.
Подобное положение складывается с определением национальности и личного статута транснациональной компании. Разница заключается в том, что такая компания может быть образована по законам определенной страны и формально иметь национальность, но фактически действовать во многих других странах через свои агентства, отделения, филиалы.
Транснациональные корпорации — это совокупность объединенных одной экономической целью различных самостоятельных предприятий, находящихся в разных странах и управляемых из единого центра.
При этом, с юридической точки зрения, отдельные предприятия, входящие в корпорацию, являются субъектами права государства своего местонахождения, а сама же транснациональная корпорация юридически никак не оформлена и поэтому в полном смысле международна.
Ни одно законодательство зарубежных стран не содержит определения ТНК, поскольку действующие на их территории филиалы и дочерние предприятия этих компаний, признаются местными субъектами, подчиняющимися в своей деятельности внутреннему, национальному регулированию.
Поскольку транснациональная корпорация объединяет самостоятельные предприятия во многих странах, идеальным механизмом для ее контроля было бы создание многостороннего соглашения всех принимающих государств.
Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется нормами российского законодательства и положениями международных договоров, участником которых является Россия.
По существу, иностранные инвесторы пользуются в РФ национальным режимом за некоторым исключением, предусмотренным законодательством. Они осуществляют любые виды деятельности, предусмотренные в уставе предприятия.
При этом государство гарантирует защиту прав иностранных инвесторов, право обращения в суд при возникновении споров, перевода средств за границу после уплаты налогов и сборов и т. д.
В отношении правоспособности иностранных юридических лип российская коллизионная норма установила, что она определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (п. 1 ст. 161).
Признание правосубъектности юридических лиц носит взаимный характер. Согласно ст. 162 Основ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения правоспособности в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан и юридических лиц.
Международное частное право
Функции, которые выполняют юридические лица в международных хозяйственных отношениях, позволяют утверждать, что именно они являются основными субъектами международного частного права.
Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью.
Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц —основа их личного статута.
Правовая категория «личный статут» устанавливает «личный статус» компании.
Понятие личного статута юридических лиц известно праву всех государств и практически везде определяется сходным образом: статус организации в качестве юридического лица, его организационно-правовая форма и содержание правоспособности, способность отвечать по своим обязательствам, вопросы внутренних отношений, реорганизации и ликвидации.
Юридические лица не вправе ссылаться на ограничение полномочий их органов или представителей на совершение сделки, неизвестное праву страны места совершения сделки, за исключением случаев, если будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об указанном ограничении.
Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на «отечественные» и «иностранные».
Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования — системы национального права государства «гражданства» данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон).
Именно коллизионный критерий «личный закон» в конечном счете предопределяет национальность (государственную принадлежность) юридических лиц.
Понятие «личный закон» юридического лица является одним из самых сложных в МЧП, поскольку эта формула прикрепления содержит серьезные «скрытые» коллизии и принципиально различно понимается в праве разных государств. Личный закон юридических лиц может пониматься в четырех вариантах.
Теория инкорпорации — юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено (инкорпорировано, зарегистрировано). Отсылка к законодательству места инкорпорации закреплена как необходимый коллизионный принцип для определения личного статута юридического лица (США, Великобритания, Канада, Австралия, Чехия, Словакия, Китай, Нидерланды, Россия).
Теория (ценз) оседлости (теория эффективного места пребывания) — юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории расположен административный центр, управление компанией. Этот коллизионный принцип установлен в праве Франции, Японии, Испании, ФРГ, Бельгии, Украины, Польши.
Теория центра эксплуатации (места осуществления основной хозяйственной деятельности) — юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность. Данное коллизионное начало зафиксировано в праве Египта, Сирии, Индии, Алжира, других развивающихся стран.
Теория контроля — юридическое лицо имеет национальность того государства, с территорий которого контролируется его деятельность (прежде всего посредством финансирования).
Теория контроля представляет собой самый современный критерий определения национальности юридических лиц. Применение этой теории закреплено в современном международном праве (Вашингтонская конвенция 1965 г.
о порядке разрешения инвестиционных споров, Договор 1994 г. к Энергетической хартии).
Теория контроля определена как господствующее правило коллизионного регулирования личного статута юридических лиц в праве большинства развивающихся стран (Конго, Заир). В качестве субсидиарной коллизионной привязки эта теория используется в праве Великобритании, США, Швеции, Франции.
Теория контроля появилась во время Первой мировой войны, поскольку именно во время вооруженного конфликта проблема иностранных юридических лиц может приобрести характер «враждебных иностранцев».
Толчком к появлению теории контроля явилось дело против компании «Даймлер», рассматривавшееся в 1915 г. в английском суде.
В ходе процесса суд стал выяснять, кто является действительными участниками юридического лица-ответчика, какое гражданство имеют эти лица и кто управляет юридическим лицом.
Выяснилось, что из 25 тыс. акций, составлявших акционерный капитал компании, только одна акция принадлежала британскому подданному, а все остальные находились в собственности германских держателей. Несмотря на то что компания была инкорпорирована в Англии по английскому праву, суд признал это юридическое лицо «враждебным», т.е. принадлежащим кайзеровской Германии.
В связи с делом компании «Даймлер» в 1916 г.
был издан циркуляр Министерства юстиции Франции: «Для выявления вражеского характера компании нельзя довольствоваться исследованием правовых форм, которые принимают товарищества: ни место нахождения административного центра, ни другие признаки, которые в гражданском праве служат для определения национальности юридического лица, недостаточны, так как речь идет о том, чтобы с точки зрения публичного права выявить действительный характер деятельности общества вражеским надо признать юридическое лицо, если его управление или его капитал в целом или большей части находится в руках неприятельских граждан, ибо в этом случае за фикцией гражданского права скрываются действующие физические лица».
Теория контроля была воспринята и законодательством Швеции: законы 1916 и 1925 гг. используют термин «контроль», чтобы воспрепятствовать приобретать рудники и землю компаниям, которые зарегистрированы в Швеции, но фактически контролируются иностранцами.
В ходе Второй мировой войны теория контроля получила свое окончательное оформление: в 1939 г.
Англия приняла Акт о сделках с вражескими лицами — к враждебным иностранцам были отнесены юридические лица, контролируемые вражескими физическими лицами, либо организованные и зарегистрированные по законам государства, состоящего с Англией в войне.
В США во время Второй мировой войны собирались сведения и публиковались особые «черные списки» компаний, относящихся к «враждебным иностранцам», с которыми были запрещены коммерческие сделки.
В современном мире теория контроля не только закреплена в законодательстве многих государств или предназначена для применения во время вооруженных конфликтов, но и используется на основании решений международных организаций (например, при введении санкций Советом Безопасности ООН). Например, в 90-х годах XX в. во исполнение резолюций Совета Безопасности по специальным распоряжениям Президента РФ ограничивались коммерческие сделки российских хозяйствующих субъектов с юридическими лицами Боснии, Герцеговины, Ливии, Ирака.
Показательно в этом отношении ставшее хрестоматийным дело «Банк Ливии против Бэнкерз Траст Компани» 1987 г.
Ливийский арабский внешний банк (государственная корпорация, контролируемая Центральным банком Ливии) не смог получить на свой счет средства от корпорации Бэнкерз Траст Компани, зарегистрированной в штате Нью-Йорк, поскольку Президентом США был подписан указ, запрещавший американским юридическим лицам выплачивать валютные средства ливийским учреждениям. Эта мера была введена в рамках объявленных Советом Безопасности ООН санкций против Ливии.
Такое многовариантное понимание коллизионного принципа «личный закон юридического лица» оказывает серьезное негативное влияние на развитие международных экономических отношений.
Различное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы «двойной национальности», двойного налогообложения (или, наоборот, отсутствия налогового домицилия компании), невозможности признать компанию банкротом или наложить арест на ее уставной капитал.
Например, юридическое лицо, зарегистрированное в России и осуществляющее основную производственную деятельность в Алжире, будет иметь двойную национальность: по алжирскому законодательству (в соответствии с теорией центра эксплуатации) такая компания считается лицом алжирского права, а по российскому (теория инкорпорации) — лицом российского права. Для обоих государств такое юридическое лицо считается «отечественным», следовательно, и налоговым резидентом.
В итоге возникает проблема двойного налогообложения. Если же компания зарегистрирована в Алжире, а место ее основной производственной деятельности — Россия, то данное юридическое лицо с точки зрения Алжира Подчиняется российскому праву, а с точки зрения России — алжирскому.
В подобном случае компания является «иностранной» для обоих государств и, соответственно, не имеет налогового домицилия.
В целях устранения подобных проблем современная судебная практика и законодательство большинства государств идут по пути определения национальной принадлежности юридических лиц при помощи комплексных критериев, совмещения нескольких коллизионных начал, установления «цепочки» коллизионных норм.
Попытки установления единообразного статуса иностранных юридических лиц предпринимаются и на международном уровне: Гаагская конвенция 1956 г.
о признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями, учреждениями; Конвенция Европейского союза 1986 г. о признании негосударственных организаций; определение правоспособности юридических лиц по Конвенции 1993 г.
о правовой помощи стран СНГ; определение режима юридических лиц в международных торговых договорах.