Обязанности гарантирующего поставщика электроэнергии
Источник фото: https://www.pexels.com/
С 1 июля 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Как указано в абз.3 и 4 п.
5, Закона в последней редакции, гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии также обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии потребителей на объектах сетевых организаций и присоединенных к ним.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее- Правила 354) также были дополнены новыми положениями о правах и обязанностях потребителей, исполнителей коммунальных услуг и гарантирующего поставщика
Как указано а пп.т (1)) п.
31, потребители обязаны обеспечивать допуск гарантирующих поставщиков и сетевых организаций к местам установки приборов учета электрической энергии в целях реализации их обязанностей по установке приборов учета электрической энергии в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, а также предоставлять документацию, предусмотренную подпунктом «г(1)» пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно п.
80 (1) Правил 354, установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета вправе осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены.
Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики.
Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г.
С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению.
Установка, ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442.
В отношении нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, жилых домов (домовладений), установка, эксплуатация, замена приборов учета электрической энергии осуществляются сетевой организацией.
До 31 декабря 2021 г.
допускается установка гарантирующими поставщиками приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, указанным в настоящем пункте, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
Управляющая организация (ТСЖ) обязана обеспечить допуск гарантирующего поставщика к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности). Управляющая компания по запросу гарантирующего поставщика в течение 10 дней обязана передать информацию, необходимую для реализации его обязанности по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии.
- Собственник в свою очередь обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
- Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.
- Гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе по обращению собственника за отдельную плату осуществлять установку (замену) приборов учета электрической энергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя.
Установка приборов учета электрической энергии в МКД и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г.
или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г., а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г.
или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г.( п.80.2 Правил 354).
- С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80(1) Правил 354.
- В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии будет признан неисправным, то объем потребленной электроэнергии подлежит перерасчету исходя из среднемесячных показаний или норматива потребления.
- Теперь обязанности по замене и поверке приборов учета электрической энергии теперь возложены на гарантирующего поставщика, которую он должен исполнить не позднее шести месяцев: с даты истечения срока межповерочного интервала; обращения потребителя; либо выявлении неисправности прибора учета (истечения межповерочного интервала).
В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией шестимесячного срока, стоимость коммунальной услуги по электроснабжению, предоставляемой потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на 7 процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2023 г., на 14 процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2024 г., на 20 процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2025 г. за каждый месяц с месяца получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя .
Гарантирующий поставщик также наделен полномочиями по определению наличия/отсутствия технической возможности установки приборов учета.
Компания «Бурмистр.ру» с 12 по 16 июня проведет VI всероссийский Слет по управлению МКД. Торопитесь, так как мест осталось совсем немного. Более подробная информация по ссылке.
К вопросу об ответственности гарантирующего поставщика электроэнергии
Белова Е.Б., аспирант кафедры предпринимательского права УрГЮУ (г. Екатеринбург), старший юрисконсульт ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».
В статье речь пойдет об особенностях ответственности гарантирующих поставщиков электрической энергии как субъектов предпринимательской деятельности. Автор попытается разобраться в противоречиях между нормами ГК РФ и специализированным законодательством, регулирующим институт ответственности в электроснабжении.
https://www.youtube.com/watch?v=tUIHGGZmtu8\u0026pp=ygVl0J7QsdGP0LfQsNC90L3QvtGB0YLQuCDQs9Cw0YDQsNC90YLQuNGA0YPRjtGJ0LXQs9C-INC_0L7RgdGC0LDQstGJ0LjQutCwINGN0LvQtdC60YLRgNC-0Y3QvdC10YDQs9C40Lg%3D
Ключевые слова: энергоснабжение, ответственность, гарантирующий поставщик, гражданское законодательство, коллизии.
On the issue of the responsibility of the guaranteed power supplier
E.B. Belova
The article is devoted to the responsibility of the guaranteed power suppliers as the subjects of entrepreneurial activity. The author examines the contradictions between the provisions of the Civil Code and special laws governing the institutions of responsibility in the power supply.
Keywords: power supply, responsibility, guaranteed suppliers, cicl law.
«Электроэнергетика — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения» . Законодатель, давая определение понятию электроэнергетики, подчеркивает ее важнейшее значение для развития общества в целом, ежедневного функционирования всех институтов государства и гражданского общества.
ФЗ N 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
Электроснабжение является неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Кто может и должен осуществлять снабжение потребителей электрической энергии? Кто несет ответственность за качество энергии, сроки ее поставки, условия договора, цену? На все эти вопросы можно ответить кратко — гарантирующий поставщик (далее по тексту — ГП). Именно эта организация отвечает за электроснабжение любого обратившегося к ней абонента (потребителя).
Неоднократно в научной литературе и среде поднимались вопросы правового статуса ГП, анализировались условия договора купли-продажи электрической энергии и договора энергоснабжения. Тем не менее вопросы ответственности ГП оставались преимущественно за рамками исследования ученых-юристов.
Возможно, читатели сочтут, что ничего нового в теме ответственности нет и быть не может, однако особенности правового статуса ГП как коммерческой структуры на оптовом и розничном рынках электроэнергии повлекли определенные нюансы в подходах к определению его ответственности перед иными субъектами рынка.
Анализ деятельности ГП и его правового статуса позволяет с легкостью согласиться с мнением В.В. Витрянского и С.А. Свиркова о «безвиновной» ответственности ГП .
Свирков С.А. Проблемы гражданско-правовой ответственности по договору энергоснабжения; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения // www.consultantplus.ru.
Согласно толковому словарю ответственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Ответственность бывает юридическая, социальная, гражданская, административная, уголовная и т.д.
Необходимо оговорить следующий момент: ответственность, предусмотренная ГК РФ и Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии (далее — ОПФРР), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, носит гражданско-правовой характер.
Тем не менее из-за исключительного статуса ГП, он может быть привлечен и к административной ответственности. Более подробно о привлечении ГП к административной ответственности речь шла в статье автора «Ответственность энергоснабжающих организаций в сфере электроэнергетики в рамках Закона «О защите конкуренции» .
Безусловно, нельзя ограничивать основания возникновения административной ответственности только рамками ФЗ «О защите конкуренции».
Белова Е.Б. Ответственность энергоснабжающих организаций в сфере электроэнергетики в рамках Закона «О защите конкуренции» // Бизнес, Менеджмент и Право. 2014. N 3.
Таким образом, в отношениях по снабжению электрической энергией, предусмотренных ГК РФ и ОПФРР, возможны следующие случаи наступления ответственности ГП перед иными субъектами:
- за надежность снабжения потребителя электрической энергией и ее качество (п. п. 7, 30, 40 ОПФРР);
- за необоснованное введение ограничения режима потребления электрической энергии (п. 25 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее — Правила ограничения режима потребления )).
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 3008.
Договор энергоснабжения, предусмотренный в параграфе 6 гл. 30 ГК РФ, не включает в себя возможность привлечения третьих лиц к процессу энергоснабжения, т.е.
всего законодателем предполагалось 2 стороны в договоре — абонент (потребитель) и энергоснабжающая организация. В силу положений ст.
401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
https://www.youtube.com/watch?v=tUIHGGZmtu8\u0026pp=YAHIAQE%3D
При этом важно отметить, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (п. 30 ОПФРР).
Статья 547 ГК РФ устанавливает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).
Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.
Исходя из этого, установление вины в качестве основания ответственности можно было оправдать стремлением законодателя сократить издержки предприятий энергетики, которые в дореформенный период находились не в лучшем финансовом состоянии .
По крайней мере, данная норма не порождала неразрешимых противоречий.
Хотя в литературе отмечалось, что «ответственность сторон за нарушение обязательств по договору снабжения электроэнергией не укладывается в рамки обычной, предпринимательской ответственности «.
Свирков С.А. Правовые инструменты оборота электроэнергии // предоставлено «КонсультантПлюс». Огиренко Е.Б. Договор снабжения электрической энергией в предпринимательской сфере Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Самара, 2005. С. 9.
В современных условиях, когда деятельность по физической доставке электроэнергии потребителю в подавляющем большинстве случаев возлагается энергоснабжающей организацией (ГП) на третьих лиц (сетевую организацию — СО), норма п. 2 ст. 547 ГК фактически устанавливает для ГП возможность ухода от ответственности.
Ответственность ГП в данном случае строится по модели ответственности должника за действия третьих лиц (ст. 403 ГК). В доктрине существует несколько подходов к оценке данного вида ответственности. Однако наиболее правильным следует признать мнение В.В.
Витрянского, который полагает, что в самом общем смысле ответственность за действия третьих лиц (ст. 403 ГК) должна расцениваться как случай безвиновной ответственности.
По мнению ученого, «возлагая исполнение своего обязательства на третьих лиц, должник принимает на себя обязанность отвечать за его исполнение без учета обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства» .
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 2001. С. 762, 764.
Большую проблему, в частности, представляет отсутствие в законодательстве четкой регламентации ответственности субъектов электроэнергетики за качество предоставляемой потребителю электроэнергии, которое продолжает оставаться весьма низким .
Карташев И.И. Качество электроснабжения в распределительных системах // Электричество. 2003. N 12. С. 66.
При этом согласно ОПФРР сетевая организация несет ответственность за качество электроэнергии только в случае наличия прямого договора потребителя с сетевой организацией, а также в случае передачи электроэнергии через объекты электростанций или других потребителей (п. 30 ОПФРР).
Поэтому нормы, устанавливающие ответственность ГП за качество электроэнергии (п. п. 7, 30, 40 ОПФРР), носят, по сути, декларативный характер, если гражданско-правовая ответственность ГП в данном случае будет обусловлена необходимостью доказывания его вины.
Таким образом, привлечь ГП к гражданско-правовой ответственности оказывается весьма затруднительным, поскольку доказать его вину в данной ситуации в принципе невозможно, тогда как ответственность за третьих лиц является безвиновной.
Так, в одном из судебных решений было указано, что ГП несет повышенную ответственность за качество поставляемой электроэнергии, в том числе и в результате виновных действий сетевой организации .
Как представляется, виновный характер действий третьего лица будет иметь значение при предъявлении ГП требований к сетевой организации в порядке регресса. В ситуации возмещения убытков потребителям ГП вина сетевой организации не влияет на возможность привлечения ГП к ответственности, что непосредственно следует из положений ст. 403 ГК.
Свирков С.А. Обеспечение надежности электроснабжения на современном этапе развития электроэнергетики // Энергорынок. 2010. N 12. С. 37 — 40.
Далее в статье пойдет речь об особенностях ответственности ГП, проблемах, с которыми сталкиваются потребители, органы власти при случаях привлечения ГП к ответственности.
Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-48372/2012 было вынесено решение, которым ответчик ОАО «Свердловэнергосбыт» — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Свердловской области — был обязан приступить к исполнению договора электроснабжения, заключенного между индивидуальным предпринимателем и ОАО «Свердловэнергосбыт».
Размещено в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru/.
Исходя из материалов дела, гарантирующий поставщик заключил договор с индивидуальным предпринимателем, но фактически его не исполнял, т.к. в отношении точки поставки по указанному договору ранее было введено полное ограничение режима электропотребления и до рассмотрения дела судом ограничение снято не было.
Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-42603/2013 было вынесено решение об отказе в признании ненормативным Постановления и решения Управления Федеральной антимонопольной службы (далее — УФАС) по Свердловской области о признании в действиях ОАО «Свердловэнергосбыт» состава п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и привлечении общества к административной ответственности. Суть «претензий» УФАС сводилась к тому, что гарантирующий поставщик не исполнял договор энергоснабжения, заключенный с ИП.
См.: Там же. РГ. 2006. N 162.
Указанные дела — яркий пример «гиперответственности» гарантирующего поставщика перед потребителями, органами государственной власти, обществом в целом.
Одно действие ОАО «Свердловэнергосбыт» породило цепочку судебных актов, результатом которой стало: 1) восстановление нарушенного права ИП — общество было обязано исполнить договор (гражданско-правовая ответственность); 2) негативные последствия для ГП — признание его вины в нарушении антимонопольного законодательства и уплата штрафа в бюджет.
Ответственность ГП предусматривается не только специализированным законодательством в сфере электроснабжения (речь идет в первую очередь о ФЗ N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» , ФЗ N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Российской Федерации» , Постановлении Правительства РФ от 04.05.
2012 N 442 «О правилах функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима электропотребления» — далее Правила функционирования), но и КоАП РФ , Жилищным кодексом РФ , тарифным законодательством (Постановление Правительства РФ N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» ) и иными нормативными актами.
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии переходит от потребителей к энергетическим компаниям | министерство энергетики рф
Москва, 30 июня. – В соответствии с федеральным законодательством с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перейдет к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
С переносом с 1 июля 2020 года ответственности за приборы учета электроэнергии на гарантирующих поставщиков и сетевые компании потребители перестанут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5-20 тыс. рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета.
Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом).
Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.
Обязательные требования к приборам учета на первом этапе не изменятся. На втором этапе, с 1 января 2022 года, вступают в силу требования, предусматривающие установку интеллектуальных приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии.
Рядовым потребителям «умные» приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом приборе учета. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании.
Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя таким образом потребителям следить за качеством электроэнергии.
Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существуют три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).
С 1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики будут устанавливать «простые» приборы учета, но притом могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные. С 1 января 2022 года установке подлежат только интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.
Планируется, что с 1 июля до конца 2020 года будет установлено порядка 2-2,5 млн приборов учета. Установка интеллектуальных приборов учета зависит от утвержденных инвестиционных программ. До 1 января 2022 года решения по установке интеллектуальных приборов учета будут принимать компании совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Замена приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Новые приборы учета установят новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.
Нормативные акты, связанные с переносом обязанностей по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, не направлены на изменение или регулирование стоимости приборов учета.
Также не регламентируется вопрос поставщиков приборов учета – это свободный рынок, на котором сетевые компании и гарантирующие поставщики сами могут выбирать, где приобретать оборудование.
Минэнерго предполагает, что с учетом применения новых правил линейка приборов учета сократится, а также будут исключены розничные продажи, что приведет к снижению стоимости однотипных приборов учета. Основными поставщиками приборов учета станут российские производители.
Способ передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания, при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к приборам учета, также предусматривается утверждение базового документа по безопасности передачи данных.
Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем «инфляция минус» и тарифы не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и сетевых компаний новых обязанностей по организации учета. Отметим, что крупнейшая электросетевая компания страны – ПАО «Россети» – уже внедряет интеллектуальные приборы учета без повышения тарифов, окупая затраты за счет повышения эффективности процессов.
В электросетевом комплексе реализация интеллектуального учета повлияет на снижение коммерческих потерь электрической энергии и операционных затрат, что приведет к прямой экономии средств.
Также интеллектуальный учет приведет к получению ряда косвенных эффектов: повышению качества обслуживания, снижению времени локализации аварии и т.д.
Необходимо отметить, что перенос ответственности за установку приборов учета на ресурсоснабжающие организации — это в том числе и социальный проект, который направлен на снижение затрат потребителей и повышение качества обслуживания.
Самым очевидным и подтвержденным сегодня на практике эффектом от внедрения интеллектуальных систем учета является сокращение потерь электрической энергии (коммерческих потерь) и связанный с этим рост полезного отпуска электроэнергии (порядка 20% от объема снижения потерь). Потенциал снижения потерь в текущих ценах их покупки составляет порядка 70-80 млрд рублей в год.
Дополнительными весомым эффектом станет снижение операционных затрат сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, в том числе расходов на биллинг, на отключение неплательщиков, на поиск и устранение причин технологических нарушений.
Эффективность внедрения интеллектуальных систем учета подтверждается реализованными и реализуемыми проектами в России.
Например, сейчас в сетевых организациях реализуются проекты со сроками окупаемости 4-5 лет, позволяющие достичь окупаемости затрат в том числе за счет повышения эффективности функционирования электросетевого комплекса.