Правовые нормы

Вышестоящая сетевая организация

Смагин А.В., магистр частного права.

  • Наличие в ГК норм, закрепляющих публично-правовые
  • элементы, отражает не только особенности переходного
  • периода экономики, но, очевидно, и национальные черты
  • будущего российского рынка, что сможет обеспечить
  • гармонию интересов и стабильность общественной жизни .

Якушев В.С. Гражданский кодекс России (часть вторая) — продолжение формирования рыночного законодательства (общая правовая характеристика) // Российский юридический журнал. 1996. N 2. С. 16.

Электроэнергетика — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Данное понятие содержится в ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Федеральный закон), который устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики (ст. 1), т.е. устанавливает особенности правового регулирования отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1177.

  1. Федеральный закон закрепил основные положения реформирования отрасли, в том числе разделение видов деятельности в сфере электроэнергетики на конкурентные и неконкурентные, и установил особенности правового регулирования деятельности юридического лица в зависимости от вида объектов электроэнергетики, которые оно использует при осуществлении предпринимательской деятельности в этой отрасли.
  2. В процессе реформирования было создано большое количество субъектов электроэнергетики, среди которых генерирующие компании, организации технологической и коммерческой инфраструктуры и энергосбытовые компании.
  3. Под субъектами электроэнергетики Федеральный закон понимает лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

В настоящей статье пойдет речь о сетевых организациях как субъектах электроэнергетики. По состоянию на 2011 год в России функционирует более 2500 сетевых организаций (это только те юридические лица, которые обратились в регулирующий орган за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии) .

Мы готовы рассматривать любые ответственные предложения // Коммерсантъ. 26.08.2011. N 158. С. 10.

Сетевые организации Федеральный закон относит к инфраструктурным организациям.

Под инфраструктурой принято понимать совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей… .

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006 (СПС «КонсультантПлюс»).

Часть субъектов электроэнергетики отнесены федеральным законом к субъектам коммерческой или технологической инфраструктуры.

К организациям коммерческой инфраструктуры оптового рынка относятся некоммерческое партнерство «Совет рынка», являющееся организатором оптового рынка электрической энергии и мощности, коммерческого оператора оптового рынка, предоставляющего услуги по организации оптовой торговли электроэнергией, мощностью и иными, допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами, а также иные организации коммерческой инфраструктуры.

https://www.youtube.com/watch?v=N4iwRyVhXTg\u0026pp=ygU80JLRi9GI0LXRgdGC0L7Rj9GJ0LDRjyDRgdC10YLQtdCy0LDRjyDQvtGA0LPQsNC90LjQt9Cw0YbQuNGP

К организациям технологической инфраструктуры относятся сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии (мощности) и технологическому присоединению: ОАО «ФСК ЕЭС» — организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее — ЕНЭС) и территориальные сетевые организации (далее — ТСО), а также ОАО «СО ЕЭС», оказывающее услуги по оперативно-диспетчерскому управлению субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.

В свою очередь, управление ряда основных региональных ТСО осуществляет ОАО «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний», образованное 01.07.2008 в день ликвидации ОАО «РАО «ЕЭС России». Государству принадлежит 53,7% акций ОАО «ХМРСК». В свою очередь, ОАО «ХМРСК» владеет 51 — 100% акций региональных ТСО — МРСК. Объединяет большую часть активов распределительного электросетевого комплекса России (подстанции и сети напряжением 0,4 — 220 кВ), за исключением Дальнего Востока и сетей региональных энергосистем, не входивших в РАО «ЕЭС». Основные характеристики холдинга:

  • 591 млрд. кВт.ч — объем переданной электроэнергии по сетям холдинга в 2010 году (около 59% потребления России);
  • 559,5 млрд. руб. — консолидированная выручка по МСФО в 2010 году;
  • 34 млрд. руб. — чистая прибыль в 2010 году.

По данным: Мы готовы рассматривать любые ответственные предложения // Коммерсантъ. 26.08.2011. N 158. С. 10; Правительство раскинет сети для инвесторов // Коммерсантъ. 14.03.2011. N 42/П.

Кроме этого, объекты, используемые сетевыми организациями в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности, законодатель относит к технологической инфраструктуре — основа функционирования электроэнергетики. Согласно п. 1 ст.

5 Федерального закона технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют ЕНЭС, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

Основным принципом использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка является обеспечение наиболее эффективной организации экономических отношений на оптовом рынке.

Взаимодействие субъектов оптового и (или) розничных рынков с организацией по управлению ЕНЭС и (или) ТСО осуществляется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 , Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172 , а также Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 .

Аналитика Публикации

Процессы реформирования электроэнергетики привели к разделению единого процесса энергоснабжения на два самостоятельных вида коммерческой деятельности: оказание услуг по передаче электроэнергии и поставка электроэнергии. При этом договор энергоснабжения как правовая форма взаимоотношений между потребителем и поставщиком сохранился, однако содержание такого договора как вида договора купли-продажи претерпело ряд существенных изменений.

До 2003 года передачу энергии по сетям и ее продажу осуществляла по договору энергоснабжения одна организация. Договор содержал обязательства как по продаже энергии (мощности), так и в сфере оказания услуг по ее передаче.

  • В ходе реформирования отрасли законодатель запретил юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии1.
  • Указанный запрет предопределил глобальные реорганизации АО «Энерго» и выделение самостоятельных сетевых и энергосбытовых организаций.
  • Законодатель запретил сетевым организациям заниматься деятельностью по купле-продаже электроэнергии, а значит, и заключать договоры купли-продажи, за исключением отдельных случаев, указанных в законе.
  • Энергоснабжающим организациям, в свою очередь, законодатель запретил заниматься деятельностью по передаче электроэнергии, однако правомочия энергосбытовых организаций определены немного иначе.
  • Как уже было сказано, самостоятельно энергоснабжающая организация оказывать услуги по передаче электроэнергии не может, однако она не лишена возможности, заключая с абонентом договор энергоснабжения, принимать на себя обязательство заключить в интересах потребителя договор с сетевой организацией на оказание услуг по передаче энергии.
  • В пункте 6 Правил функционирования розничных рынков2 установлено, что для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.

Этим объясняется коренная трансформация предмета договора энергоснабжения. Договор энергоснабжения приобрел признаки смешанного договора, изменились права и обязанности энергосбытовой организации в части оказания услуг по передаче электроэнергии.

Если раньше энергосбытовая организация, заключая договор энергоснабжения, принимала на себя обязательства самостоятельно доставить (транспортировать) электроэнергию до энергопринимающих устройств потребителей, то сейчас энергосбытовая организация принимает на себя обязательства урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии, с соответствующей сетевой организацией.

Иными словами, энергосбытовая организация в целях надлежащего исполнения обязательств, принятых на себя по договору энергоснабжения, действуя от своего имени но за счет потребителя, должна заключить договор с сетевой организацией3.

Энергосбытовые организации заключают один договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах всех своих абонентов. При этом, как правило, для того чтобы доставить электроэнергию до потребителей, необходимо задействовать несколько сетевых организаций.

На практике при заключении вышеуказанных договоров между сбытовой и сетевой компаниями возникает немало споров, которые зачастую разрешаются в судебном или административном порядке.

Читайте также:  Способы защиты от корпоративного захвата

В настоящей статье будет освещен ряд материальных и процессуальных аспектов споров, возникающих при заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии между энергосбытовыми и сетевыми организациями.

Прежде чем описывать суть разногласий, следует разобраться в причинах их возникновения. В связи с этим примечателен тот факт, что пик преддоговорных споров между сетевыми и энергосбытовыми организациями приходится на период с 2009 по 2010 годы.

Подобная судебная активность прежде всего связана с рядом изменений законодательства в области тарифного регулирования, которые произошли в течение 2007–2008 годов.

Приложения: Последние новости России и мира – Коммерсантъ Business Guide (102805) — Электросетевая поддержка

Ко второй половине 2016 года количество территориальных сетевых организаций (ТСО) в России сократилось более чем на 30% в результате применения к ним критериев, разработанных Минэнерго. Это привело к необходимости «подхвата» сетей квалифицированными организациями, в том числе дочерними обществами «Россетей».

Алексей Кириченко

Рынок сжимается

3 апреля 2013 года правительство утвердило стратегию развития электросетевого комплекса РФ до 2030 года, одним из целевых ориентиров которой является двухэтапное сокращение степени разрозненности ТСО и повышение контроля над ними.

Реализация первого этапа фактически началась в феврале 2015 года, когда приобрели законную силу критерии отнесения организации к ТСО, разработанные Минэнерго, в случае несоответствия организации которым тарифные органы не согласовывают ей тариф на услуги по передаче электроэнергии.

Для получения статуса ТСО организации должны были иметь в собственности или долгосрочной аренде силовые трансформаторы суммарной мощностью как минимум 10 МВА, линии электропередачи не менее двух уровней напряжения, выделенный абонентский номер телефона и интернет-сайт.

Подбор критериев Минэнерго аргументировало тем, что ТСО мощностью до 5 MBA неэффективны, так как их удельные затраты в среднем почти втрое выше, чем у ТСО суммарной мощностью более 10 MBA (1440,82 тыс. руб./MBA против 519,83 тыс. руб./MBA).

А затраты всех регулируемых сетевых организаций закладываются в единый «котловой» тариф (держателями, как правило, выступают дочерние общества «Россетей»), и, соответственно, за чужую неэффективность вынуждены переплачивать потребители.

По данным ассоциации НП ТСО, в результате применения постановления количество ТСО, получивших у регуляторов тариф, ко второму полугодию 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года уменьшилось на 39% — с 3146 до 1905.

Но их реальная составляющая в «котле» оказалась мизерной: выручка выбывшей 1241 не-ТСО составляла всего около 3% объема необходимой валовой выручки (НВВ) всех ТСО в России.

Таким образом, введение критериев позволило значительно сократить количество мелких неквалифицированных ТСО при незначительном сокращении суммарного объема НВВ. Это коснулось в основном организаций, для которых передача электроэнергии не является профильной деятельностью (заводы, институты, предприятия, исторически имеющие в собственности электросети).

Впрочем, этим организациям после лишения их статуса ТСО никто не запрещал продать или передать в аренду свои электросетевые активы или, наоборот, укрупниться, чтобы прийти в соответствие критериям.

«Если не удалось продать или передать в аренду, как правило, это связано с высокой степенью износа электросетевых объектов, которые новому собственнику приводить за свой счет в порядок слишком затратно»,— считает член наблюдательного совета ассоциации НП ТСО Алексей Седых.

Следующий этап сокращения количества ТСО пройдет в соответствии с постановлением, проект которого готовит Минэнерго и которое планируется принять в четвертом квартале.

Ключевое отличие новых критериев от ныне применяемых в том, что они устанавливают протяженность ЛЭП (по одной из версий документа — не менее 15 км), которые должны быть присоединены к трансформаторным подстанциям. В результате ТСО должна будет функционировать как полноценная сетевая организация.

Сейчас для того, чтобы относиться к таковой, достаточно иметь набор разрозненного, не объединенного электрическими связями оборудования, подходящего под критерии только по объему. По планам Минэнерго к 2030 году количество ТСО должно сократиться до 800.

Законодательный пробел

Однако в связи с этим не ясна судьба ТСО без статуса, к объектам которых остались подключены потребители.

Согласно статье 26-ФЗ «Об электроэнергетике», данные лица, не являясь субъектами энергетического рынка, всего лишь обязаны не препятствовать перетоку электроэнергии через свои объекты.

На практике вопрос надежного снабжения потребителей, подключенных к объектам не-ТСО, вынуждены решать квалифицированные сетевые организации.

В «Россетях» воспринимают консолидацию не-ТСО как социальную функцию компании. «В случае лишения организации статуса ТСО в соответствии с п.

 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг (ПП РФ от 27 декабря 2004 года N861) вышестоящая ТСО обязана заключить договор об оказании услуг по передаче электроэнергии с конечным потребителем. В соответствии с п. 1 ст.

 38 федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ «Об электроэнергетике» ТСО отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.

Таким образом, квалифицированным сетевым организациям для обеспечения надежного и качественного электроснабжения потребителей необходимо подхватывать функции управления объектами не-ТСО, но на законодательном уровне такая методика не утверждена»,— подчеркивает представитель «Россетей».

По данным «Россетей», в зоне присутствия группы компании примерно 33% ТСО лишились статуса с момента принятия критериев.

В 2015 году дочерние общества «Россетей» провели кампанию, направляя письма в потенциальные ТСО, которых лишат статуса, с предложением о консолидации.

«Только 8% организаций изъявили желание дальше продолжить разговор, 35,7% организаций отказались от сотрудничества и 56% не представили свою позицию»,— сообщают в «Россетях».

К настоящему времени только 10% не-ТСО на территориях обслуживания дочерних обществ «Россетей» консолидированы либо на базе последних, либо сторонними ТСО. Статус же большинства не-ТСО остается неопределенным (собственник не принял решение о продаже или передаче объектов электросетевого хозяйства в аренду, эксплуатацию и т. п. либо предпринимает действия по восстановлению статуса ТСО).

Основная причина в том, что собственники не-ТСО, обращаясь в вышестоящую сетевую организацию, желают реализовать свое оборудование по максимальной цене, а вышестоящая сетевая организация в условиях существующих тарифных ограничений гарантированно не получит согласие региональной энергетической комиссии (РЭК) на включение затрат на такое приобретение в тариф на услуги передачи электроэнергии.

Как говорят источники BG в отрасли, маловероятно, что активы не-ТСО станут бесхозными и собственник от них откажется, не получив ничего взамен. При этом если у не-ТСО остались потребители, то будет задействована серая схема, по которой собственник предлагает потребителям компенсировать ему отсутствие погашения затрат за счет тарифа в обмен на гарантии электроснабжения.

В ассоциации НП ТСО согласны, что сейчас лица, не являющиеся субъектами рынка электроэнергетики, не несут ответственности за надежность и качество снабжения потребителей, присоединенных к принадлежащим им объектам, а затраты квалифицированной сетевой организации к сетям которой присоединены объекты, принадлежащие не-ТСО, на обслуживание таких объектов не компенсируются в тарифах.

В стратегии развития электросетевого комплекса РФ до 2017 года должны быть разработаны процедуры передачи ТСО, не отвечающих критериям, а также ставших убыточными вследствие отказа в компенсации неэффективных затрат при тарифном регулировании, в управление квалифицированным сетевым организациям.

Порядок передачи — путем заключения договоров о порядке использования, приобретения и (или) аренды сетей.

При этом обсуждается и изменение законодательства, что позволит квалифицированным организациям подхватывать функции управления объектами не-ТСО.

«Сейчас в обсуждении находится модель, при которой ФЗ «Об электроэнергетике» предлагается дополнить нормой о том, что смежная сетевая организация, к сетям которой присоединены сети не-ТСО, через которые оказываются услуги по передаче электроэнергии конечным потребителям, автоматически использует, эксплуатирует и обслуживает объекты не-ТСО с нового тарифного периода на основании приказа об эксплуатации, издаваемого РЭК»,— подчеркивает господин Седых.

До передачи объекта представители смежной сетевой организации совместно с представителями органа местного самоуправления, РЭК, сбытовой компании составляют акт осмотра передаваемых объектов, в котором указываются все его характеристики. Указанная автоматическая эксплуатация продолжается до момента принятия решения собственником таких объектов об их дальнейшей судьбе (заключения договора купли-продажи, договора аренды и т. п. в отношении таких объектов).

Предложенный НП ТСО вариант «подхвата» функции управления объектами не-ТСО основан на том, что в случае лишения такой организации статуса ТСО ее НВВ со следующего тарифного периода «передается» смежной сетевой организации, которая принимает на обслуживание сети не-ТСО. Соответственно, РЭК при расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии организации, эксплуатирующей сети не-ТСО, в составе ее тарифа учитывают расходы на обслуживание, а также расходы на компенсацию потерь электроэнергии в сетях не-ТСО.

Читайте также:  Денежное вознаграждение, выплачиваемое переводчику с японского языка в ходе уголовного судопроизводства

Для упорядочения действий всех участников процесса электроснабжения ассоциация НП ТСО предлагает зафиксировать то, что эксплуатирующая организация организует переоформление всех документов.

Собственники электросетевых активов, входивших в состав не-ТСО, на основании договора о порядке использования в этом случае получают от эксплуатирующей сетевой организации плату по ставкам, установленным РЭК исходя из величины амортизации, налога на имущество, налогов и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, если эти средства учтены в тарифе.

Единый центр ответственности

Помимо консолидации сетевых активов неквалифицированных ТСО на базе дочерних компаний «Россетей» ведется объединение региональных сетевых компаний, которые не лишались статуса ТСО. Как правило, подобное объединение возможно благодаря взаимодействию губернаторов и руководства «Россетей».

Самое масштабное объединение произошло в конце 2015 года в Санкт-Петербурге, где на базе «Ленэнерго» были консолидированы городские сетевые компании АО «Санкт-Петербургские электрические сети» и ОАО «Петродворцовая электросеть» (суммарная стоимость активов — 15,3 млрд руб.).

Консолидация сетей в регионе была обязательным условием разработанного правительством плана финансового оздоровления «Ленэнерго», в рамках которого компании были выделены 32 млрд руб. средств ОФЗ на погашение кредитных обязательств и ликвидацию просроченных договоров техприсоединения.

Положение «Ленэнерго» пошатнули, с одной стороны, потеря доступа к средствам в банке «Таврический», а с другой — решения городского регулятора, который на протяжении нескольких лет устанавливал компании экономически не обоснованные тарифы, из-за чего у «Ленэнерго» образовалось 22 млрд руб. выпадающих доходов (будут компенсированы через регулирование к 2020 году).

При этом консолидация городских сетей на базе «Ленэнерго» позволила снизить общий размер их инвестиций более чем на 25 млрд руб. за счет устранения дублирующих объектов.

Аналогичные соглашения о консолидации сетевых компаний подписаны «Россетями» в рамках Петербургского международного форума (в 2015-2016 годах) с администрациями республик Карелия и Коми, Мурманской областью.

В частности, в республиках будут создаваться так называемые единые сетевые операторы (отдельные компании), в уставный капитал которых будет передано электросетевое имущество государственной компании, объединившей республиканские, муниципальные и бесхозные электросетевые активы.

Первый шаг к консолидации — инвентаризация сетевого имущества в регионах, которую «Россети» ведут совместно с властями.

Согласно статданным «Россетей» (годовой отчет за 2015 год), компания в основном арендует объекты ТСО в рамках консолидации. В 2013-2015 годах компания приобрела электросетевые объекты мощностью более 3,5 тыс. MBA и почти 8,8 тыс. км линий электропередачи, а арендовала более 40,2 тыс.

 MBA и около 117,6 тыс. км ЛЭП. Доля арендованных и приобретенных электросетевых объектов в общей структуре активов «Россетей» находится в пределах 5% (на 2015 год).

Впрочем, она гарантированно возрастет: до 1 ноября все дочерние общества «Россетей» должны сформировать новую программу консолидации на период 2016-2018 годов.

Свою позицию относительно необходимости консолидации изложил и уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Как заявил он в докладе «Книга жалоб и предложений российского бизнес- 2016», следует «принять решение о мерах, направленных на сокращение количества сетевых компаний при повышении их ответственности за качество и стоимость обслуживания потребителей», а также ввести обязанность для «Россетей» «в случае отказа владельцев от их эксплуатации взять такие объекты сетевого хозяйства в аренду по стандартизированной ставке арендной платы». При этом, добавляет бизнес-омбудсмен, за отказ от эксплуатации без передачи объектов в аренду «Россетям» владельцы должны нести административную ответственность.

По данным «Россетей», в зоне присутствия группы с момента принятия критериев лишились статуса примерно 33% ТСО. Сейчас только 10% не-ТСО на территориях обслуживания «Россетей» консолидированы либо на базе последних, либо сторонними ТСО.

Электросетевые компании Московской Области

ВНИМАНИЕ! В связи с ситуацией с COVID19 в настоящий момент не все офисы сетевых организаций работают на прием граждан. Для подачи заявки на технологическое присоединение вы можете отправить заявку по электронной почте, либо через форму на нашем сайте.В сетевые организации подают заявление на технологическое присоединение, или простыми словами, на подключение к электрической сети. Если говорить проще, то сетевая организация — это юридическое лицо, владеющее правом на использование объектов электросетевого хозяйства. Т.е., надо нам использовать КТП (комплектную трансформаторную подстанцию) — необходимо разрешение сетевой компании, которой КТП принадлежит.
АО «Московская областная энергосетевая компания» ОЭК — крупнейшая сетевая компания в Московской области. Выполняет технологическое присоединение для юридических и физических лиц.

  • а) Численность сотрудников ОЭК более 2000 человек, которые работают на территории 36 муниципальных образований Московской области
  • б) Компания обслуживает 11000 км ЛЭП и около 3000 ТП.
  • в) Технической эксплуатацией сетей компании занимается 34 предприятия, большая часть из которых — филиалы «Мособлэнерго».

Телефон горячей линии +7 (495) 99-500-99, приемная +7 (495) 785-00-00

Московская объединенная электросетевая компания, ПАО «Россети Московский регион». Чтобы охарактеризовать эту компанию и объяснить важность ее деятельности, достаточно привести несколько статистических данных.

  • а) Численность сотрудников МОЭСК превышает 15000 человек.
  • б) Количество ТП (РП) — 40 500 шт. Отпуск из сети за 9 мес. 2019г — 61,9 млрд кВтч
  • в) Доходы компании превышают 100 млрд. руб.
  • г) В обслуживании МОЭСК находится 70% населения Москвы (без учета юридических лиц).

Телефон горячей линии 8 (800) 700 40 70, приемная +7 (495) 662-40-70

Федеральное государственное управление «Ростехнадзор». Эта организация принимает проведенные строительно-монтажные работы (СМР). Задача «Энергонадзора» — проконтролировать, чтобы проведенные СМР подключения соответствовали экологическим, технологическим и атомным нормам. Пока «Энергонадзор» не примет работы и не подпишет акт, двигаться дальше для подключения сети невозможно.
АНО ПТО «ИТЦ «МГЭН» — одна из двух государственных компаний, согласовывающая проект электроснабжения. Автономная некоммерческая организация Производственно-технический отдел «Инженерно-технический центр Мосгосэнергонадзора». Возможно, деятельность этой согласующей организации и была бы непонятна, если бы не слово «надзор», все объясняющее.

ОАО «Мосэнергосбыт»

А это вторая. Мосэнергосбыт является крупнейшим в стране электросбытовым предприятием, ориентированным преимущественно на юридических лиц. ОАО «Мосэнергосбыт» реализует более 7% электроэнергии от общего объема РФ.В технических университетах говорят: «Сдал сопромат — можно жениться». У нас похоже: «Сдал проект в ОАО «Мосэнергонадзор» — можно вздохнуть свободней».

30.06.2008 МГЭсК ликвидирована в связи с реорганизацией и исключена из единого государственного реестра Росстата и вошла в состав «МОЭСК» в качестве филиала. Ранее при необходимости подключения к сети в столице, через эту организацию было не перешагнуть. Образованная после раздела в 2005 г. «Мосэнерго», МГЭК унаследовала многие функции предшественника, но позже была реорганизована.

https://www.youtube.com/watch?v=N4iwRyVhXTg\u0026t=241s

В активе МГЭК находилось более 14000 трансформаторных подстанций и более 2000 распределительных подстанций на территории Москвы и области. В эксплуатации находились сети напряжением 0,4-20 кВ. Нужно провести электричество — без МГЭК было не обойтись.

Адреса и телефоны энергосбытовых компаний Московской области

ООО «Мосэнергосбыт — Наро-Фоминск»
Адрес отделения 143360, МО, г. Наро-Фоминск, ул. Московская, 3Б
Телефон 8 (496-34) 322-20
Верейский участок ООО «Мосэнергосбыт — Наро-Фоминск»
Адрес отделения 143330, Московская область, Наро-Фоминский р-он, г. Верея, Советская площадь, д. 1
Телефон 8 (496-34) 68-625
ООО «Мосэнергосбыт — Сергиев Посад»
Адрес отделения 141300, г. Сергиев Посад, ул.Кооперативная, д.2, 4 этаж (торговый центр «Мамонтов»)
Телефон 8 (496-55) 132-05
Офис «Пересвет» ООО «Мосэнергосбыт — Сергиев Посад»
Адрес отделения 141320, г. Пересвет, ул. Пионерская, д. 1
Телефон 8 (496-54) 633-588 (496-54) 657-49
Офис «Хотьково» ООО «Мосэнергосбыт — Сергиев Посад»
Адрес отделения 141372, г. Хотьково, ул. 1-ая Станционная, д. 5а
Телефон 8 (496-54) 30-743
Офис «Краснозаводск» ООО «Мосэнергосбыт — Сергиев Посад»
Адрес отделения 141321, г. Краснозаводск, ул. Горького, д. 1
Телефон 8 (496-54) 52-713
ООО «Мосэнергосбыт — Шатура»
Адрес отделения 140700, МО, г. Шатура, ул. Клары Цеткин, 19/2
Телефон 8 (496-45) 313-74
Доп. офис «Рошаль» ООО «Мосэнергосбыт — Шатура»
Адрес отделения 140700, МО, г. Рошаль, ул. Косякова, д.18, 5 каб.
Телефон 8 (496-45) 521-77
ООО «Мосэнергосбыт — Орехово-Зуево»
Адрес отделения 142608, г. Орехово-Зуево, ул. Коминтерна д. 3
Телефон 8 (496) 429-02-10 (11)
ООО «Мосэнергосбыт — Чехов»
Адрес отделения 142300, М.О. г. Чехов, ул. Московская, д. 45
Телефон 8 (496 72) 774-03
ООО «Мосэнергосбыт — Электросталь»
Адрес отделения 144001, Московская область, г. Электросталь, ул. Карла Маркса, д. 7Б
Телефон 8 (496 57) 563-778 (496 57) 196-16
ООО «Мосэнергосбыт — Егорьевск»
Адрес отделения 140300, г. Егорьевск, ул.Владимирская, д. 29
Телефон 8 (496 40) 457-708 (496 40) 451-70
ОАО «Мосэнергосбыт — Пушкино»
Адрес отделения 141200, г. Пушкино, ул. Лесная, 37
Телефон 8 496 539 03 20
ООО «Мосэнергосбыт — Домодедово»
Почтовый адрес отделения 142000, г.Домодедово, Каширское шоссе, д. 14
Юридический адрес отделения 142000, г.Домодедово, ул. Дачная, д.2
Телефон 8 496 79 3 32 90
ОАО «Мосэнергосбыт — Щелково»
Адрес отделения 141101, г. Щелково, ул. Фабричная, д.1
Телефон 8 496 250 06 648 496 250 06 65
ОАО «Мосэнергосбыт — Серпухов»
Адрес: 142207, г. Серпухов, ул. 5-ая Борисовская, д. 16
Телефон 8 496 7 37 54 21
ООО «Мосэнергосбыт — Раменское»
Адрес: г.Раменское, ул. Маховая, д.6
Телефон 8 496 46 31 807
Офис «Гжельский» ООО «Мосэнергосбыт — Раменское»
Адрес: Раменский р-н., п. Электроизолятор, ул. Абалакова, д.55
Телефон 8 496 46 97 911
Офис «Ильинский» ООО «Мосэнергосбыт — Раменское»
Адрес: Раменский р-н., п. Ильинский, ул. Советская, д.53
Телефон 8 496 46 2 24 58
ООО «Мосэнергосбыт — Луховицы»
Адрес: 140500, г.Луховицы, ул. Комсомольская, д. 1а
Телефон 8 49663 3 13 33
ОАО «Мосэнергосбыт — Подольск»
Адрес: 142100, г.Подольск, ул. Комсомольская, д. 1
Телефон 8 496 7 55 59 22
ООО «Мосэнергосбыт — Жуковский»
Адрес: 140180, г. Жуковский, ул. Чкалова, 12
Телефон 8 496 484 29 23
ООО «Мосэнергосбыт — Ногинск»
Адрес: 142412, г. Ногинск, ул. Рабочая, 2
Телефон 8 496 51 4 10 778 496 51 1 43 32
ООО «Мосэнергосбыт — Солнечногорск»
Адрес: 141500, г. Солнечногорск, ул. Обуховская, д. 9а
Телефон 8 (496-26) 5-33-13

Сетевая и сбытовая компания. В чем разница?

Трудности перевода

На практике мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, что люди не понимают разницу между сетевой и сбытовой компанией. А когда начинаешь объяснять, как правило, слышишь фразу: «Развелось вас тут…

» Более того, этой разницы зачастую не понимают сотрудники государственных органов, направляя различные запросы не тому адресату.

И даже судебные органы, которые являются вершиной юриспруденции, как правило, в судебных процессах просят растолковать принципы деятельности и различия данных компаний.

https://www.youtube.com/watch?v=N4iwRyVhXTg\u0026pp=YAHIAQE%3D

В данной статье я попытаюсь раскрыть этот вопрос как можно более понятно.

Историческая справка

Для начала хочу сказать, что так было не всегда. Раньше были предприятия, которые занимались и эксплуатацией электрических сетей, и продажей электроэнергии. И все граждане знали, что вопросам, связанным с электричеством, нужно было идти в «Горсеть».

Однако в начале 2000-х годов люди, которые занимались курированием вопросов энергетики, подумали и решили, что эта система в корне не правильна, так как такие компании являлись естественными монополистами не только по вопросам подключения (юридически правильно — технологического присоединения) к электрическим сетям, но и по вопросам продажи электроэнергии. Данные лица предложили разделить деятельность по продаже электроэнергии с деятельностью по эксплуатации сетей. Наше государство согласилось с данной идей и приняло федеральный закон от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ, а также иные нормативные документы, согласно которым деятельность сетевой и сбытовой компании была разделена.

В соответствии со ст.

6 данного закона юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка (как правило, в рамках одного региона) запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Вы спросите, как это так? Ведь электроэнергию производят те самые предприятия (то есть — Горсеть)? Как их вообще можно разделить? Отвечу вам: это не так. Электроэнергию производят электростанции (гидро-, атомные, ветряные и т. д.). Одной из самых известных является Саяно-Шушенская ГЭС.

Известность данной станции связан с трагическими событиями 17 августа 2009 года, когда на станции произошла крупнейшая в истории российской гидроэнергетики авария и унесла жизни 75 человек. Но сейчас не об этом. Так вот, такие станции вырабатывают электроэнергию, а потом уже по проводам линий электропередач эта энергия добирается до наших с вами электроприборов.

Электроэнергия на станциях вырабатывается под высоким напряжением в несколько тысяч вольт. Соответственно, для бытовых электроприборов такой уровень напряжения не подходит. Для понижения уровня напряжения до необходимых нам 220 В между линиями электропередач устанавливают трансформаторные подстанции, а также применяют иные технические решения.

Так вот, сетевая компания занимается обслуживанием тех самых линий электропередач и трансформаторных подстанций, а также осуществляет деятельность по подключению и отключению объектов потребителей (например, домов) к электрической сети.

А энергосбытовая компания занимается продажей электроэнергии потребителям. Чтобы было проще для восприятия, скажу так: сбытовая компания является продавцом товара, а сетевая организация занимается доставкой этого товара до потребителей (естественно, не бесплатно).

Наверное, у вас возник вопрос: а зачем это вообще было делать и все усложнять? Для начала хочу сразу сказать, что владельцы электростанций и сбытовые компании — это разные организации. Электростанции производят электроэнергию и выставляют ее на продажу при помощи ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности).

Сбытовые компании, в свою очередь, покупают электроэнергию на данном рынке (как на бирже) и потом продают ее в розницу с наценкой, размер которой ограничивает специальный орган по тарифам. Если помните, в советское время таких лиц называли «спекулянтами». Ну да ладно.

Так вот, идея была в том, чтобы создать возможность для деятельности множества сбытовых компаний, которые будут друг с другом конкурировать и предлагать наиболее выгодные цены для потребителей. К сожалению, в реальности этого не получилось.

Самые предприимчивые компании (которые, как правило, образовались путем выделения из тех же сетевых организаций) монополизировали рынок сбыта электроэнергии. По факту, в большинстве регионов продажей электроэнергии занимается одна-две сбытовые компании, которые поделили между собой этот рынок.

Иногда в отношении сбытовой компании можно услышать термин «гарантирующий поставщик электрической энергии». Это та же сбытовая компания, которой присвоен соответствующий статус. Определение данного понятия дано в ст.

3 федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В отличие от обычной сбытовой компании, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии.

Функционал

  • Итак, что получилось:
  • Сбытовые компании занимаются следующим:
  • • покупают электроэнергию на ФОРЭМ;
  • • заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
  • • производят им начисления и принимают оплату.
  • Сетевые организации:
  • • поддерживают надлежащее состояние электрических сетей (путем ремонта и реконструкции);
  • • строят новые необходимые объекты электросетевого хозяйства;
  • • обеспечивают бесперебойную передачу электроэнергии до потребителей;
  • • проверяют правильность снятия показаний приборов учета электроэнергии (счетчиков);
  • • проверяют состояние приборов учета электроэнергии на предмет повреждений и других неисправностей;
  • • выявляют лиц, «ворующих» электроэнергию;
  • • подключают объекты потребителей к электрическим сетям и отключают от них в рамках действующего законодательства.

Необходимо отметить, что с недавнего времени лицо, обратившееся в сетевую организацию за технологическим присоединением, может сразу туда же подать документы на заключение договора энергоснабжения. А между собой данные компании уже разберутся сами. Более подробно об этом будет написано в отдельной статье.

Ну вот и все, уважаемые читатели, что я хотел сказать по данной теме. Надеюсь, что для вас она была полезна.