Нужно ли включать поворотник на главной дороге?
Остановимся на вопросе, который обсуждается и вызывает много споров, а именно, главная дорога меняет направление на перекрестке, включать или нет указатели поворота? А также рассмотрим ситуацию, когда мы собираемся съехать с главной дороги на второстепенную, но при этом продолжая движение прямо.
Нужно ли включать указатели поворота, если главная дорога меняет направление?
Обратимся к Правилам дорожного движения и посмотрим, что в них сказано по поводу указателей поворота. В Правилах присутствуют два пункта 8.1 и 8.2, которые в полной мере раскрывают правила применения указателей поворота.
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Из Правил следует, водитель перед выполнением маневра, обязан подавать сигналы световыми указателями поворота, при этом сигналы не должны вводить в заблуждение других участников дорожного движения.
Теперь обратимся к следующим определениям из Правил.
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченноевоображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центраперекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих
территорий.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению кпересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменныематериалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам сприлегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка
с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Здесь все понятно, нам нужно разобраться когда вместе со знаком 2.1 «Главная дорога» (дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков), применяется знак дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» (Указывает направление главной дороги на перекрестке).
Главная дорога меняет направление на перекрестке.
Как следует из ГОСТ Р 52289-2019, знак 2.1 и знак 8.13 применяются не только когда главная дорога меняет направление.
ГОСТ Р 522192004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
5.3.2 Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой.
5.9.20 Табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.
Рассмотрим, некоторые, возможные варианты применения знаков.
Если перед нами ситуация как на снимке и мы собираемся продолжить движение по главной дороге, мы обязаны включить левые указатели поворота.
Главная дорога меняет направление на перекрестке. При движении по направлению главной дороги необходимо включить указатели поворота.
Знак 8.13 «Направление главной дороги» указывает, что главная дорога на перекрестке меняет направление, следовательно мы будем выполнять маневр (поворот налево). Если нужно продолжить движение направо, на второстепенную дорогу, указатели поворота не включаем.
Вопрос для тех, у кого возникают сомнения, в необходимости включения указателей поворота в данном случае (объясняя тем, что продолжая движение по главной дороге, направление относительно ее не меняется).
Главная дорога на перекрестке, меняет направление? Меняет (поворот, ни что иное, как изменение направления движения), следовательно и водитель двигаясь по этой дороге, меняет направление движения на перекрестке, а именно выполняет поворот, который относится к маневру. А при выполнении поворота, водитель обязан включать указатели поворота.
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
и Венской конвенции 1968 года (приводится для ознакомления, на всей территории нашей страны действуют правила дорожного движения Российской Федерации).
3.
Перед тем как повернуть или выполнить маневр, связанный с движением в сторону, водитель должен ясно и заблаговременно предупредить о своем намерении посредством включения указателя или указателей поворота своего транспортного средства или, при отсутствии таковых, если возможно, посредством соответствующего сигнала рукой. Сигнал, подаваемый при помощи указателя или указателей поворота, должен подаваться в течение всего времени выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения.
ВАЖНО! Указатели поворота, применяются для предупреждения остальных участников дорожного движения (водителей и пешеходов), о нашем намерении выполнить маневр, независимо на какой дороге находимся.
Часто на перекрестках встречается сочетание знаков, как на снимке. Если нам нужно продолжить движение в направлении второстепенной дороги (прямо), указатели поворота не включаем, так как направление движения мы не меняем.
Если посмотреть на следующий снимок, знак 8.13 информирует о том, что главная дорога меняет направление на перекрестке. Но в этой ситуации, невозможно говорить об однозначности включения или нет указателей поворота.
Связано с тем, что не всегда соблюдаются требования ГОСТ при установке и размещении дорожных знаков.
Если обратиться к ГОСТ Р 52290-2004, то в нем указано следующее, на знаках изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения.
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (с Изменениями N 1, 2)
3.
7 На знаках 5.15.1, 5.15.2, 6.9.1-6.10.1, 6.14.2, 6.17 изображения и расположение стрелок, а на знаках 6.8.2, 6.8.3, 8.13 — изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения.
В данной данной ситуации, сложно говорить об изменении направления главной дороги на перекрестке
На следующем снимке, изображение организации движения на знаке 8.13 «Направление главной дороги», не вызывает сомнений. В данном случае можно говорить о закруглении дороги малого радиуса, с примыканием второстепенной дороги к ней.
Данный перекресток относится к перекресткам со сложной планировкой. Табличку 8.13 «Направление главной дороги» перед таким перекрестком могли и не размещать под знаком 2.
1, но установили для возможности определения заранее, что главная дорога изменяет конфигурацию и водители могли выбрать верное направление для движения.
В данном случае, продолжаем движение по главной дороге без включения указателей поворота, но если мы собираемся двигаться в сторону второстепенной дороги, то будем выполнять маневр поворота и включим указатели поворота, в соответствии с тем же пунктом 8.1.
В завершении темы, если есть сомнения, в необходимости включения указателей поворота, еще раз пункт 8.2, Правил дорожного движения.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Пункт 8.2, явно говорит о том, что если указатели поворота, могут ввести в заблуждение остальных участников дорожного движения, то в таких случаях, допускается их не включать.
На данном перекрестке, знаки говорят об изменении направления движения главной дороги. Но креме этого, справа примыкает второстепенная дорога. Включение указателей поворота при движении по направлению главной дороги, введет в заблуждение выезжающих со второстепенной дороги.
- Если у Вас остались вопросы по теме включения указателей поворота на перекрестках, на которых главная дорога меняет свое направление, пишите в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.
- Также предлагаю ознакомиться с дорожной ситуацией вызывающей споры.
- Всем удачной дороги!
Первоначально опубликовано 5 января 2016 года, обновлено 06 апреля 2023 года.
Популярные автомобили
Cъезд с главной дороги прямо.
Помните, кадабравчанин @ibeono в посте http://autokadabra.ru/shouts/53643 утверждал
Вот это утверждение неверно
пункт 8.1, я говорю в данном посте только про съезд прямо
Однако, товарищ @ibeono пункта ПДД так и не смог привести.
То есть по его словам, если мы едем по перекрестку по главной, а главная на перекрестке куда-то сворачивает, а мы продолжаем ехать прямо и переезжаем на второстепенную дорогу, то мы всё равно должны показывать поворотник только потому… что съезжаем с главной!!
Абсурд?!! Я разобрался в ПДД поэтому вопросу, и нашёл почему это так. Добро пожаловать под кат.
Для начала можете посмотреть на место, которое имел в виду товарищ @ibeono:
http://maps.yandex.ru/-/CVuvFN4i
Здесь, как я понял, главная поворачивает вправо, а мы едем прямо.
Перерисую эту схему в дорожном редакторе Кадабры, но за неимением такой таблички в редакторе Кадабры
, нарисую Главную дорогу в другую сторону, для моего рассказа направление главной дороги не важно. Вот, что уважемый кадабровчанин имеет в виду: Едем прямо, но раз съезжаем с главной, то мы должны показывать поворотник! Давайте разбираться. Итак, рассмотрим определения
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.
1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Теперь обратимся к пункту 13.10
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Из пункта 13.10 следует, что главная дорога на перекрестке ОДНА. Другие пункты тоже говорят о главной дороге в единственном числе.
https://www.youtube.com/watch?v=stkpm8XYig0\u0026pp=ygVX0J3Rg9C20L3QviDQu9C4INCy0LrQu9GO0YfQsNGC0Ywg0L_QvtCy0L7RgNC-0YLQvdC40Log0L3QsCDQs9C70LDQstC90L7QuSDQtNC-0YDQvtCz0LU_
Этот пункт даёт ясно понять, что главная дорога на перекрестке ОДНА, которая может менять направление. Итак, рассмотренный перекресток состоит из двух дорог. Красная дорога — главная, синяя — второстепенная.
- Здесь не дорога прямо и к ней отросток слева,
- UPD: Я НЕ согласен с товарищем @ibeono, что при повороте вместе с главной дорогой поворотники показывать не надо.
- UPD 2: я считаю, что это бред, если что, я просто предположил почему это так.
- UPD 3: вот здесь я не собираюсь показывать поворотник
а одна дорога, которая меняет направление (главная), и к ней примыкает второстепенная спереди. Помните, у нас ведь только ОДНА главная дорога. А теперь собственно к выводу: Перекресток — это место пересечения дорог
Главная дорога — это тоже дорога.
Дорога состоит из проезжей части, а проезжая часть — из полос
Меняя одну дорогу на другую, ты соответственно меняешь полосу одной проезжей части, на другую полосу другой проезжей части.
А это перестроение.
А перестроение должно сопровождаться включенным поворотником — пункт 8.1
А в картинке выше — для безопасности можно.
Короче ПДД ПДД, а жизнь жизнью. Я собираюсь действовать по духу закона, а не по букве.
UPD 4:
Послушайте умного товарища @todeus, с которым я согласен:
P.S.: На перекрестке не бывает главной дороги! Вот прям на самом перекрестке. Нарисованная выше схема с главной — красной, синей второстепенной — абсурд. Если так дальше рассматривать, то синяя второстепенная не заканчивается на границе пересечения проезжих частей, она так и идет дальше по перекрестку и дальше вниз! И получается что на перекрестке у нас и синий и красный сектор. Дорога одновременно и синяя и красная, и главная и второстепенная, ну бред же. НЕ бывает главной дороги на перекрестке. Г.Дорога она для каждого своя. Если ты въезжаешь на перекресток со второстепенной, то и по перекрестку ты продолжаешь ехать по второстепенной! Если ты въезжаешь на перекресток с главной, то по перекрестку ты продолжаешь ехать по главной!
Что делать, если идет поворот главной дороги: сигнал поворота
Здравствуйте, друзья! Большинство автомобилистов еще до того как сели за руль знали, что перед поворотами нужно включать сигнал поворотника. Но до сих пор у некоторых возникает вопрос о правильности действий, если речь идет про поворот главной дороги. Отсюда споры — надо ли включать поворотник на главной дороге.
Здесь действительно ситуация неоднозначная. Одни утверждают, что когда идет поворот главной дороги поворотник включается обязательно. Другие же считают иначе. Двигаясь по главной, сигнал можно не подавать. И это не будет считаться нарушением.
Что нужно знать о поворотном сигнале
В правилах движения есть буквально несколько маневров, при выполнении которых водители обязуются использовать световые сигналы транспортного средства, сигнализирующие о повороте.
К этим ситуациям относится:
- поворот;
- разворот;
- обгон;
- перестроение;
- остановка;
- начало движения.
Но и тут все равно возникают сложности. Основная из них — это движение по главной дороге с поворотом.
Для многих автолюбителей ответ покажется очевидным. Но не торопитесь с выводами. Далеко не всегда все так очевидно, как кажется на первый взгляд.
https://www.youtube.com/watch?v=stkpm8XYig0\u0026pp=YAHIAQE%3D
Тут все зависит от того, имеется ли сам маневр поворота. В ПДД ведь не пишут, что сигнал нужно подавать при вращении рулевого колеса.
Когда поворотник включается
Многих интересует, нужно ли включать поворотник при движении прямо.
Фактически ответ на вопрос уже был. Сигнал поворота водитель обязан включать, когда совершается маневр. Список этих маневров уже представлен выше. Ознакомьтесь еще раз. Не помешает.
Причем активировать сигнал нужно заранее. Так другие автомобилисты, а также участники движения будут понимать ваши намерения. Как только маневр будет завершен, световой мигающий сигнал отключается. Это также важно, иначе можно ввести водителей в заблуждение.
Теперь представим ситуацию. Есть перекресток. На нем стоит квадратный знак, разделенный на 4 квадрата. При этом есть выделенная жирная полоса, указывающая на главную дорогу. Плюс сверху установлен знак в виде желтого ромба с белой окантовкой.
При подобных обстоятельствах водителя информируют о знаке приоритета. То есть машина совершает поворот с одной дороги на другую. Это не главная дорога поворачивает.
Оказавшись в подобной ситуации, выполняя поворот, водитель обязан включить сигнал поворота. Причем не важно, находится ли он со стороны главной, либо второстепенной.
Вполне логично, что при движении прямо на таком перекрестке никаких сигналов подавать не нужно. Следует лишь ориентироваться на сигналы светофора. Если движение осуществляется прямо и по главной, то другие автомобили обязаны пропустить. И наоборот.
Табличка с направлениями движений вводит в заблуждение некоторых автомобилистов. Ведь тут четко вырисовывается жирная полоса, сигнализирующая о главной дороге. Но фактически это 2 полосы, имеющие скругления.
Они нужны для того, чтобы показать — при выезде с этих направлений (отмечены жирными линиями) на перекрестке у водителя есть преимущество перед теми, кто движется с направлений, отмеченных тонкой линией на табличке.
Какой из этого всего следует вывод? Очень простой. На таких перекрестках включать сигнал поворотника нужно в обязательном порядке.
Когда сигнал не включается
На перекрестке обычно так. Идет главная дорога и поворот направо. Тут мы всегда включаем сигнал. Либо с главной на главную водитель поворачивает влево. Здесь тоже мигающая лампочка активируется.
Но возьмем другой пример. Идет поворот главной дороги направо. Либо налево. Тут уже речь идет об изгибе дороги.
Важно понимать, что исключительно прямолинейным движение по дороге быть не может. Существуют разные препятствия, которые дорожные службы при укладке обходили и огибали.
Это означает, что у главной дороги могут быть изгибы в ту или иную сторону. Но изгиб — это не поворот.
Да, бывает так, что дорога идет с уклоном. То есть с изгибом. Она обозначается иногда табличкой в виде жирной изогнутой линии в сторону направления главной дороги, с примыкающей второстепенной дороге. К примеру, это может быть поворот на поселок, выезд со двора и пр.
Примыкающая дорога не делает из такого участка перекресток. Потому машина, осуществляющая движение по главной, маневр не совершает. Просто нужно подрулить влево или вправо, чтобы удержаться в своей полосе. Фактически автотранспортное средство движется прямо, не с небольшим уклоном.
Следовательно, включать поворотный сигнал в этой ситуации не нужно.
Именно непонимание разницы между перекрестком, а также дороги с уклоном и ведет к тому, что водитель не может сориентироваться — включать поворотный сигнал или нет.
Во второй рассмотренной ситуации мигающую лампу активируют лишь при условии, что автомобилист намерен с главной дороги съехать на примыкающую. Здесь обязательно нужно занять правую крайнюю полосу, прижаться к обочине, включить заблаговременно поворотник, и выполнить маневр.
Подводим итоги
В этих всех вопросах ключевым фактором является маневр. Если маневр совершается, то поворотник мы включаем. Если действий, соответствующих понятию маневра, не выполняется, тогда и дергать напрасно сигнал не нужно.
Ошибка многих заключается в том, что на перекрестках с главной дорогой они уверены в своем приоритете. Да, по правилам их должны пропустить. Но водители второстепенных полос должны понимать, что планирует сделать автомобилист с приоритетом.
Получается, если поворотник не включен, это автоматически означает, что транспорт намеревается двигаться прямо. Каким же сюрпризом будет, когда шофер совершит поворот, не подав никакого сигнала. Это потенциально ведет к ДТП или созданию опасной ситуации.
Не включив поворотник, автомобилиста могут привлечь к ответственности. Штраф здесь минимальный, и составляет 500 рублей. Либо вовсе обойдется предупреждением.
Запомните. На перекрестках с приоритетной разметкой главной дороги поворотник включается. Если это главная с изгибом, и есть примыкающая дорога, то включать сигнал не требуется. Это лишь введет других участников в заблуждение.
https://www.youtube.com/watch?v=VvYym5x0Dhk\u0026pp=ygVX0J3Rg9C20L3QviDQu9C4INCy0LrQu9GO0YfQsNGC0Ywg0L_QvtCy0L7RgNC-0YLQvdC40Log0L3QsCDQs9C70LDQstC90L7QuSDQtNC-0YDQvtCz0LU_
Есть вопросы? Допускали ли подобные ошибки? Получали штраф за включенный или невключенный сигнал?
Ждем ваших ответов, а также интересных историй из личного опыта.
А пока на этом все. Спасибо за внимание!
Подпишитесь, оставьте комментарий, задайте вопрос и расскажите о проекте друзьям!
О правилах использования сигналов поворотов
Сотрудники отдела ГИБДД УМВД России по городу Брянску периодически проводят опрос участников дорожного движения по вопросам деятельности ГИБДД, организации дорожного движения, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и по поводу отношения к «опасному вождению».
Не так давно на сайте был размещен вопрос «Что на Ваш взгляд чаще всего является причиной ДТП?». Около 20% респондентов выбрали вариант ответа «Внезапные маневры при перестроении при невключенных сигналах поворота».
И, действительно, такое явление очень распространено на дорогах областного центра.
Для того, что бы сделать движение автомобилей организованным и максимально безопасным уже давно были придуманы единые для всех участников правила и понятные всем алгоритмы поведения на дороге.
Именно с целью избежать неразберихи при совершении маневрирования конструкторы оснастили транспортные средства световыми указателями поворотов, называемые в народе «поворотниками». К сожалению, не все наши водители знают, как правильно включать поворотники, а некоторые просто не желают постоянно подавать сигнал об изменении траектории движения.
Практически каждый день на дорогах происходят аварии с разной степенью тяжести последствий, причиной которых есть банальное игнорирование такой несложной процедуры, как включение указателей поворота.
А ведь в ПДД четко и ясно прописано, что включать указатели поворота нужно в обязательном порядке при каждом повороте или развороте, начале движения, перестроении или остановке транспортного средства. Все это записано в пункте 8.
1 Правил дорожного движения, который к вышесказанному добавляет, что в случае поломки световых указателей, следует подавать сигналы рукой. При этом водитель должен информировать других водителей заблаговременно, а не в момент начала маневрирования.
Лучше всего включать сигнал поворота за 50-100 метров до места, где будет изменена траектория движения. Именно это расстояние поможет всем участникам движения увидеть и понять сигнал.
Если же речь идет о перестроении из одной полосы в другую, то здесь подавать сигнал нужно непосредственно перед самым маневром, ведь слишком долгое передвижение с включенным поворотом неправильно истолкуют другие водители.
Технически сама подача сигнала является действием несложным и выполнить его можно за доли секунды. В каждой машине под рулевым колесом есть рычаг включения «поворотников», который можно опустить вниз, подав сигнал о повороте налево или поднять, сообщив о повороте направо.
Поэтому игнорировать выполнение такого действия ни в коем случае не стоит, даже, если поворачивать приходится на пустынном перекрестке, где нет других машин. Вообще нужно такие действия, как включение «поворотников» довести до автоматизма, что поможет в дальнейшем избежать неприятностей.
Водители должны знать, что к хаосу на дороге может привести не только игнорирование необходимости подачи сигнала о повороте, но и невыключение «поворотников» после завершения маневра.
Помнить нужно и о том, что световые указатели поворотов не следует включать в случае, если дорога, по которой водитель передвигается, меняет свое направление без перекрестка или примыкания другой дороги.
Аварийные ситуации, причиной которых является не включенный «поворотник»: если водитель автомобиля, который двигается по главной, повернет налево, не включив при этом левый поворот, то неизбежно случится трагедия, потому что водитель, едущий по второстепенной дороге навстречу, отсутствие «поворотника» расценит как движение прямо. Выезжая с второстепенной проезжей части, водитель сделает вывод, что он помех тому автомобилю, который движется прямо (напомним, что описывается ситуация, когда водитель повернул без световых указателей), не создаст.
Стоит учитывать, что пешеходы тоже ориентируются по световым указателям поворотов. Итак, ситуация: машина поворачивает направо или налево, или двигается в зоне, где много пешеходов.
Без включенных световых указателей поворотов пешеход будет переходить дорогу, двигаться дальше, потому что не включенные «поворотники» им будут расцениваться как то, что машина не собирается менять траекторию своего движения, что для пешехода может оказаться опасным, даже смертельным.
«Поворотник» необходимо включать при обгонах, перестроениях. Это, во-1-х, даст возможность максимально избежать столкновений с другим транспортным средством, которое находится в мертвой зоне.
А во-2-х, включенный поворотник дает вам преимущество перед впередиидущим машиной — вы имеете право первым перестроиться на соседнюю полосу (исключением являются ситуации, когда впередиидущий машина раньше вас включил поворотник).
Поворотник необходимо включать заранее, перед совершением маневра, а выключать его надо после завершения маневра сразу.
Заранее — это значит настолько заранее, чтобы остальные участники движения смогли понять ваши намерения и так, чтобы им не пришлось менять свое движение — перестраиваться или тормозить.
Если после завершения маневра сразу не выключить поворотник, то другие участники движения окажутся в заблуждении.
Аварийные ситуации, которые возникают при позднем включении световых указателей поворотов: начало движения или резкое «срывание» с места, перестроение — несколько миганий лампочки светового указателя поворота может оказаться недостаточно, особенно если на дороге напряженное движение.
При таких действиях водителя, сзади идущее авто может не успеть отреагировать. При совершении остановки или поворота сигнал поворота необходимо включать до того, как будет нажата педаль тормоза. Такое действие позволит сзади идущим автомобилям перестроиться, чтобы избежать столкновения.
Аварийные ситуации, возникающие при раннем включении светового указателя поворота: если автомобилю необходимо остановиться за перекрестком у обочины, то световой указатель следует включать только после того, как машина проедет перекресток, в противном случае, водители с примыкающей проезжей части включенный сигнал воспримут, как намерение совершить поворот направо, а это может привести к столкновению. Более позднее выключение сигнала поворота при обгоне или перестроении другими водителями может восприниматься как намерение повернуть или остановиться.
Сложный маневр
Помните, каждый маневр обозначается световыми указателями отдельно, это касается когда нужно сделать несколько последовательных маневров, например, перестроиться в полосу справа, потом с нее повернуть направо.
В данном варианте, включается правый «поворотник», совершается маневр перестроения, «поворотник» выключается, потом снова включается для того, чтобы совершить 2-й маневр.
Остальные участники движения в таком случае смогут определить ваши намерения не подумают, что вы забыли выключить «поворотник».
Круговое движение
Почти всегда, въезжая на круг, необходимо включать правый «поворотник», однако здесь не следует забывать о логике, потому что существуют перекрестки, где въезд на круг выполняется в прямом направлении, тогда как направо идет другая проезжая часть. Включение правого «поворотника» в данном варианте введет в заблуждение остальных участников движения.
При движении автомобиля по кругу надобности включать левый «поворотник» нет, потому что авто и так движутся по направлению проезжей части. Если левый «поворотник» будет постоянно включен, то это при перестроении создаст проблемы. Собираясь покинуть круг, перед съездом следует обязательно включить правый «поворотник».
Без «поворотников”
Изменение направления трассы вне перекрестков — это единственный случай, когда включать сигналы поворота не надо. В остальных случаях, за не включенный сигнал поворота придется заплатить штраф(статья 12.14 часть 1 КоАП).
Поворот главной дороги и «поворотник»
Вопрос: Нерегулируемый перекресток, на котором главная дорога изменяет свое направление. Главная дорога поворачивает направо. Получается, что дороги слева и «прямо» за перекрестком — второстепенные. Нужно ли включать указатель поворота, если я еду по главной дороге?
Ответ. Да, нужно. В данном случае имеем поворот главной дороги направо. При движении по ней включение правого указателя поворота обязательно. И дело, вовсе не в статусе дороги (главная или второстепенная).
Пункт 8.1 требует перед ЛЮБЫМ поворотом обозначить направление движения автомобиля соответствующим указателем поворота. Исключение составляет лишь случай, когда дорога изгибается, и поворот – это единственное направление дороги.
Впереди по движению перекресток, и на нем нужно повернуть направо. В данном случае правый поворот совпадает с направлением (поворотом) главной дороги. Следовательно, Правила требуют включить правый «поворотник».
Также, двигаясь по главной дороге, следует включать указатель поворота в случае, когда главная дорога поворачивает на перекрестке налево. Только в этом случае «поворотник» уже будет левый. Требование ПДД то же самое.
Бытует мнение, что если едешь по главной дороге, даже если она поворачивает, то всем окружающим участникам понятно: — вы на главной, и «поворотник» можно не использовать. Т.е., зачем его включать, если и так все понятно?!
Главная дорога, обычно, наезженная, по ней проходит больший поток машин, она часто шире второстепенных дорог. И на второстепенных дорогах перед перекрестком установлены знаки 2.4 «Уступите дорогу» вместе со знаком 8.13 «Направление главной дороги».
Другими словами, когда едете по главной, есть некая уверенность, что с второстепенных дорог 100% уступят. А если они по любому обязаны уступить, то возникает вопрос: а зачем тогда включать «поворотник»?
Это мнение ошибочно, к тому же оно – просто мнение! Кроме этого мнения есть Правило, и оно прописано в пункте 8.1 ПДД.
Таким образом, руководствуясь не правилом, а мнением, требование пункта 8.1 включить указатель поворота часто водителями не выполняется, что нередко приводит к напряженным ситуациям, поскольку водителям, которые подъезжают к этому перекрестку с двух второстепенных дорог, до конца не понятно направление движения автомобиля на главной дороге.
Ситуация проясняется, когда тот уже заедет на перекресток, и траекторией собственного движения как бы «обозначит» свое направление: либо поедет прямо, либо повернет. Этот вопрос уже поднимался ранее в серии статей Главная дорога. Рекомендую к прочтению.
На любом повороте включение «поворотника» обязательно.
Еще нужно помнить о следующем. Перед поворотом Правила требуют занять соответствующее положение на проезжей части: для правого поворота – крайнее правое положение, для левого поворота – соответственно, крайнее левое положение. Это требование существенно и на повороте главной дороги, даже в том случае, если дорога двухполосная.
Если данным требованием пренебречь, то высока вероятность возникновения различных внештатных ситуаций, взаимного непонимания или, что хуже, столкновения (ДТП) в процессе поворота. Некоторые из них рассмотрены в статье Съезд и поворот с главной дороги.
Еще нужно помнить, что водитель, движущийся по главной дороге, независимо от своего дальнейшего направления движения, имеет преимущественное право проезда перекрестка по отношению к участникам, которые подъехали к перекрестку по второстепенным дорогам (пункт 13.9).
- Но практика вождения подсказывает, что использовать свой приоритет целесообразно только тогда, когда есть твердая уверенность, что вам уступают дорогу.
- Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей
Нужно ли включать «поворотник» при изгибе главной дороги
Вопрос, вроде бы простой, но задашь его разным людям, и получишь разные варианты ответов. А если спросить в компании, то дискуссия может и до драки дойти.
Одни водители делают «как научили»: мигают чуть ли не при каждом повороте руля, а в сомнительном случае — обязательно. Типа, лишним не будет.
Другие убеждены, что трогать поворотник нужно как можно реже, у остальных глаза есть — значит всем видно, куда он едет.
И те, и другие не правы
В первом случае можно получить штраф за нарушение ст. 12.14 КоАП, потому что так легко ввести в заблуждение других участников движения. Во-втором случае, помимо откровенного хамства к пешеходам и водителям, водитель может нарушать 8.1 ПДД.
В обоих случаях автомобилисты показывают, что они плохо учились в автошколе.
Нужно ли включать сигнал поворота на У-образном перекрестке
Не важно какая у вас дорога, главная или нет. Перекресток и все тут. Прямо вы двигаться не можете, вам придется на перекрестке двигаться правее. Поворотник нужен.
Если вы двигаетесь по главной, и она плавно изгибается, а сбоку к ней примыкает второстепенная, то, сигналить поворотом не нужно — ведь вы всё так же продолжаете ехать по главной.
Такого понятия, как «изгиб» нет в официальном языке ПДД, но мы объективно мы его видим. Если мысленно дорогу «разогнуть», то она будет прямой и понятной как палка: вы едете по ней, никуда не сворачивая, не перестраиваясь, не пресекая разделительную линию. Так зачем озадачивать других водителей сигналами?
Другой вариант: перекрёсток У-образный или Т-образный. Главная уходит влево или вправо, при этом дорога как бы раздваивается. Здесь возможно двоякое толкование ваших намерений, поэтому необходимо подать предварительный сигнал поворота.
Даже если вы не съезжаете на второстепенную, а продолжаете ехать в своей полосе по главной, нужно, чтобы ваши действия не оставляли сомнений и не создавали аварийную ситуацию.
А вот пример — если перекресток крестообразный, и главная дорога уходит направо. Получается по логике некоторых, если ехать направо поворотник включать не надо. Налево если ехать, то поворотник налево… А прямо какой тогда включать?
В серии знаков 8.13 есть такая конфигурация перекрёстка, когда главная уходит влево или вправо, зато второстепенная идёт чётко прямо (8.13.3). Здесь очень легко сбить с толку тех, кто едет за вами.
Не увидев ваш сигнал поворота, они решат, что вы собираетесь ехать прямо, а вы как раз решили повернуть влево или вправо — по главной. Не важно, что вы на главной — подайте сигнал поворотником, тогда будете правильно поняты и предотвратите ДТП.
Ещё пример: главная дорога поворачивает налево, и здесь происходит её раздвоение: слева отходит второстепенная. Здесь, перекладывая руль налево, при этом оставаясь на главной, поворотник показывать не надо — иначе это будет истолковано, что вы перемещаетесь на второстепенную.
В общем, конфигурации дорог бывают необычные и сложные. В каждом конкретном случае нужно оценивать варианты: как вы будете поняты и не создадите ли путаницу.
Какие ещё сложные варианты вам попадались? Поделитесь своим опытом.