Рапорт об обнаружении признаков преступления: ст 143 УПК РФ
Рапорт об обнаружении признаков преступления – особый вид юридического документа, основной задачей которого является информирование руководителя правоохранительного органа об обнаруженных сведениях по какому-либо делу. В рапорте излагают обстоятельства и факты, которые впоследствии могут стать основанием для возбуждения уголовного дела. Правила оформления и условия составления рапорта о нахождении признаков состава преступления изложены в новой редакции от 19.02.2018 статьи 143 УПК РФ.
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40
Форма рапорта об обнаружении признаков преступления
Правильный образец отчета о нахождении признаков преступления можно найти в приложении к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ). Однако особо жёстких требований к бланку рапорта нет. Это означает, что рапорт может быть написан и в свободной форме.
Однако, есть ряд параметров, указание которых необходимо в данном виде документа:
- Место совершения.
- Время совершения правонарушения.
- Суть злодеяния (что произошло и при каких обстоятельствах).
- Информация о подозреваемых и свидетелях преступления.
В правом верхнем углу необходимо указать звание и должность руководителя, для которого данный документ составляется.
Внизу документа обязательно указывается звание и должность сотрудника, который составляет данный доклад, ставится его подпись, а также указывается дата составления рапорта. Указывать дату необязательно, потому что сразу после поступления документа дежурный регистрирует рапорт в книге по учёту сообщений о преступлениях.
Как правило, в конце доклада сотрудник правоохранительной службы провести проверку и следствие по происшествию в установленном законом порядке.
После регистрации рапорта он попадает на рассмотрение к руководителю соответствующего правоохранительного органа, который обладает полномочиями начать проверку и следствие. Зачастую начальник службы даёт поручения относительно следствия тому самому сотруднику, который составлял рапорт, позволяя ему продолжать заниматься данным делом.
Однако не во всех случаях составления рапорта возбуждается уголовное преследование.
В результате проверки происшествия руководитель следственного органа может принять одно из трёх следующих решений:
- он может возбудить уголовное дело;
- он может отказать в возбуждении дела;
- наконец, в определённых случаях он может передать дело по подследственности.
Таким образом, рапорт о нахождении признаков преступления выполняет две важные функции: с его помощью сотрудник информирует начальника службы о происшествии и имеющихся по нему обстоятельствах, а также просит его разрешение продолжить следствие по данному делу. Но в последнем сотруднику может быть отказано.
Основания для составления рапорта
Рапорт об обнаружении признаков совершения злодеяния может быть написан не только по результатам работы работника следственного органа. Любой гражданин страны или республики имеет право сообщить или заявить о правонарушении. Ведь основной задачей правоохранительной системы является охрана и защита интересов, прав и жизни граждан государства, в том числе от любых уголовных деяний и посягательств со стороны других лиц. Таким образом, рапорт может быть составлен сотрудником службы по заявлению любого гражданина РФ.
Источник получения информации, т.е. сведения о гражданине, который сообщил о совершенном злодеянии, обязательно фиксируются.
Рапорт о нахождении признаков совершения преступления является документом, необходимым в уголовно-процессуальном праве для грамотного и законного расследования обстоятельств правонарушения. Данный документ составляется до начала уголовного производства и может стать основанием для его возбуждения.
В действующей редакции ст. 143 УПК РФ изложены принципы составления и подачи доклада о правонарушении:
- Рапорт может быть составлен только после сообщения о готовящемся или совершённом правонарушении.
- В рапорте может быть изложена только объективная сторона состава правонарушения, которое можно отнести к категории опасного, особо опасного или общественно опасного деяния.
- Анализируются все имеющиеся доказательства, допрашиваются свидетели по делу, и лишь на основании имеющейся информации составляется рапорт.
- Сам факт наличия сообщения о преступлении не может стать основанием для возбуждения уголовного преследования.
Говоря о последнем пункте, стоит отметить, что бывают случаи, когда, например, сведения в поданном начальнику службы рапорте не имеют ничего общего с правонарушением, так как в деле полностью отсутствуют признаки преступления. В данном случае нельзя говорить о необходимости возбуждения уголовного дела.
Помимо заявления граждан о совершении преступления, существует ещё ряд оснований, при которых выявляется деяние и оформляется рапорт:
- когда сотруднику стало известно о совершении преступления;
- после поступления устного сообщения о совершении преступления (в том числе телефонного звонка);
- в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- в результате обнаружения в СМИ и иных публикациях сообщений о совершении правонарушения;
- в результате выявления иного правонарушения в ходе уголовного процесса.
Сотрудники правоохранительных служб могут узнать о совершении правонарушения из любого источника, включая граждан и средства массовой информации.
Рапорт по сообщениям граждан
Всего выделяют два источника получения информации о злодеяниях, при совершении которых оформляется рапорт о нахождении признаков преступления:
- Информация может быть получена от любого гражданина страны в устной или письменной форме.
- Сведения могут стать известны правоохранительным службам в результате их публикации в средствах массовой информации, интернете и др.
Сообщение о совершённом или планируемом преступлении может быть передано гражданином в устной или письменной форме.
Например, человек, владеющий информацией о похищении или удержании в заложниках кого-либо, может сообщить об этом полицейскому.
Сотрудник, в свою очередь, обязан доложить своему руководству данную информацию, написав соответствующий рапорт. Он так же может быть составлен даже на основании телефонного звонка, совершённого по общероссийскому номеру 02.
Если же преступление было выявлено сотрудником правоохранительного органа, при этом гражданин воздержался от подачи заявления о совершённом правонарушении, этот сотрудник также обязан оформить рапорт и направить его руководству отдела по внутренним делам.
В случае когда человек отказывается заявлять о совершённом деянии, рапорт всё равно оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ.
Умышленное укрывательство действий преступного характера является нарушением закона, в связи с чем гражданин несёт уголовную ответственность.
Это обусловлено тем, что многие правонарушения потенциально опасны как для жителей города и страны, так и для государства в целом, даже несмотря на тот факт, что преступление может быть совершено по отношению к физическому лицу.
Также существуют публичные дела, для выявления которых не требуется заявление отдельного лица или группы лиц. Составленный сотрудником правоохранительного органа рапорт, в котором указаны все необходимые сведения, является основанием для возбуждения дела.
Все виды преступлений, в случае совершения которых необходимо заявление пострадавшего, относят к частным делам. Их перечень определяет статья 20 УПК РФ.
Сообщение о совершении правонарушения по инициативе госслужб
Рапорт о нахождении признаков преступления может составить только компетентный и уполномоченный сотрудник правоохранительного органа. Документ составляется на основании показаний граждан или информации, полученной из средств массовой информации. Также он может быть оформлен на основании результатов действий сотрудника, благодаря которым органам удалось обнаружить преступление. Данный документ позволяет формировать отчётность и статистику по всем совершённым злодеяниям.
Рапорт оформляется в любом из нижеперечисленных случаев:
- при обнаружении гибели потерпевшего, который был убит;
- при обнаружении преступлений по отношению к государству и государственным службам;
- при обнаружении иных последствий тайно совершённого злодеяния, и др.
Во всех этих случаях заявления от граждан не требуются. Рапорт, составленный сотрудником правоохранительной службы, является основанием для возбуждения преследования. Показателем высокого уровня труда полицейского в таком случае становится факт раскрытия им совершённого злодеяния.
Рапорт, оформляемый на основании результатов оперативных мероприятий
Рапорт может быть подан сотрудником правоохранительной службы не только после совершения преступления, но и до этого. Если в результате следствия уполномоченный сотрудник узнаёт о готовящемся преступлении, он может составить рапорт с целью предотвращения совершения злодеяния. Однако данная тактика не очень продуктивна. После проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждение дела будет невозможно ввиду отсутствия доказательств. Поэтому лучшим вариантом станет разоблачение правонарушителей во время совершения преступления, что впоследствии позволит привлечь их к уголовной ответственности.
К таким преступлениям относят различные виды уголовных деяний, в том числе:
- Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
- Кражи и ограбления.
- Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
- Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
- Преступления против правительственных структур.
Как правило, такие случаи не фиксируются в книге по учёту сообщений о преступлениях. Их записывают в специальных документах, которые строго засекречены и не подлежат огласке.
В оперативном учёте информация фиксируется оперативными службами в целях дальнейшего улучшения оперативных разработок.
После задержания правонарушителей составляется обыкновенный рапорт в соответствии со всеми требованиями УПК РФ, который подлежит регистрации и передаче руководителю правоохранительной службы.
Рапорт и содержащаяся в нём информация проверяется в течение 10 дней. В особых случаях время проверки может быть продлено на срок не более 30 дней. Однако в некоторых особо серьёзных случаях, когда требуется выявление особо опасных преступлений, необходимо несколько месяцев.
Выполнение оперативных мероприятий начинается с момента начала публичных проверочных действий и возбуждения дела. Перед оформлением рапорта собираются доказательства, улики, производится задержание подозреваемых, заполнение необходимых документов.
Рапорт о преступлении, выявленном в процессе расследования
Заполнение и предоставление руководителю рапорта о совершении преступления обязательно даже в том случае, когда данное преступление выявлено в процессе расследования другого дела.
Сотрудник органа в ходе своего следствия может выявить факт совершённого преступления или преступления, находящегося на стадии подготовки. Зачастую оно не имеет ничего общего с делом, в ходе расследования которого данное правонарушение было выявлено.
Однако практика показывает, что иногда выявленное преступление и его обстоятельства могут быть весьма тесно связаны с первоначальным уголовным делом.
Важно отметить, что заявление о совершённом или готовящемся преступлении может быть подано в ходе судебного заседания любой из сторон в устной форме. В таком случаеэти сведения фиксируются в протоколе, копия нотариально заверяется и направляется в правоохранительные органы в виде рапорта. Данные сведения могут значительно изменить ход судебного процесса.
Подобный рапорт имеет такую же форму, что и рапорт об обнаружении признаков преступления. В нём обязательно нужно указать:
- звание, должность и Ф. И. О. руководителя, которому будет адресован рапорт;
- сведения о совершённом злодеянии с указанием времени, места, участников и свидетелей правонарушения;
- сведения о сотруднике, который составил рапорт (должность, звание, Ф. И. О.);
- дату составления;
- подпись составителя рапорта.
Проверка по результатам зарегистрированного рапорта проводится в том же виде, что и проверка при работе с обыкновенным рапортом. Кроме этого, в возбуждении уголовного дела также может быть отказано.
По окончании проверки по рапорту стороны уголовного расследования и иные заинтересованные лица обязательно должны быть уведомлены о результатах этой проверки и о решении руководства. Кроме того, им разъясняют все имеющиеся у них права, связанные с обжалованием принятого решения.
Рапорт об обнаружении признаков состава преступления является неотъемлемой частью уголовного процесса.
Составленный на основании информации, полученной сотрудником от граждан страны или из иных источников, включая средства массовой информации и интернет, рапорт зачастую является основанием для возбуждения уголовного дела.
Кроме того, подробная и краткая информация о сторонах злодеяния, доказательствах, месте и времени его совершения и о свидетелях позволяет быстро вникнуть в суть дела и провести необходимые следственные мероприятия.
Рапорт об обнаружении признаков преступления: ст 143 УПК РФ, состав и порядок составления
Одним из видов служебной документации является рапорт. Этот документ представляет собой письменный доклад младшего по званию – старшему по званию, о проделанной работе или же об обнаружении признаков преступления.
Если нет заявления от потерпевших или от преступника явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления является поводом для возбуждения уголовного производства и начала досудебного расследования.
Если признаки преступного деяния попали в поле зрения сотрудников полиции, они обязаны изобличать виновных в нарушении закона и наказывать их.
Особенности составления документа
Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления регламентирует ст. 143 УПК РФ.
Согласно ее содержанию, составляют документ:
- сотрудники правоохранительных органов;
- сотрудники оперативно-розыскных подразделений;
- сотрудники органов дознания, прокуратуры и предварительного следствия.
Составление служебной документации этого вида является обязанностью не только сотрудников, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и других служащих МВД, которые стали свидетелями нарушения закона.
Вне зависимости от времени, должности, места нахождения на территории РФ, каждый полицейский обязан принять меры к пресечению преступления, и в кратчайшие сроки сообщить в ближайшее подразделение полиции.
Очень многие люди путают рапорт с заявлением. В отличие от заявления рапорт не содержит в себе требований привлечь к ответственности и наказать виновного. В документе отображены только обстоятельства случившегося и фигуранты. Также следует отметить, что рапорт составляют на основании сообщения о совершении преступления, а не выкладывают суть сообщения в докладе.
Статья 143 УПК РФ утверждает, что рапорт может быть доказательством по делу, но только если удостоверен подписью работника правоохранительных органов, содержит исчерпывающие сведения о признаках нарушения, а также об источнике полученных сведений. Без указания конкретного источника письменный доклад полицейского не будет допустимым доказательством.
Исключением являются сведения об источнике, которые вмещают государственную тайну, подобные данные не могут полностью указываться в рапорте. В данном случае письменный донос служит поводом для начала уголовного производства, но не является доказательством по делу.
В ст. 143 УПК РФ с ми действующей редакции изложены принципы составления и подачи рапорта о совершении преступления:
- Документ может быть составлен после сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Есть исключение в данном пункте – порой, рапорт может подать работник, участвующий в оперативно-розыскных мероприятиях, который определил факт подготовки к преступлению. В целях предупреждения серьезного нарушения закона, может быть начато уголовное производство, к примеру, если сообщение содержит факт подготовки к террористическому акту.
- В доносе излагают исключительно объективную сторону состава преступления.
- Изначально необходимо проверить достоверность информации, допросив свидетелей, проанализировав доказательства, а уже после этого, при наличии достаточного количества данных, составлять доклад о происшествии.
- Сам факт сообщения о преступлении не является основанием для возбуждения производства. Есть случаи, когда в рапорте о совершенном преступлении отсутствуют признаки нарушения и возбуждать дело невозможно.
Если полицейский сам стал очевидцем преступного деяния, он не может вести расследование по делу, а подлежит отводу. Дело в том, что имеется необходимость допрашивать его как свидетеля. Так же обстоит ситуация, если полицейский, совершивший донос о преступлении, является заинтересованной стороной. В рапорте свои требования он излагать не может.
Именно поэтому помимо доклада о происшествии, он должен подать письменное заявление о случившемся с требованиями привлечь нарушителя к ответственности. Изначально фиксируют рапорт, а после заявление. С момента регистрации заявления, сотрудник, подавший рапорт, будет фигурировать в деле как потерпевший.
Основания для составления
Составлять официальный донос полицейский может на основании письменного заявления гражданина, обратившегося с информацией о преступлении, на основании устного сообщения, которое имело место, информации, полученной в процессе оперативно-розыскных мероприятий, а также фактов, выявленных в процессе уголовного расследования другого дела. О совершении преступления сотрудники полиции могут узнавать даже из средств массовой информации, но все факты они перед подачей рапорта должны тщательно проверить на подлинность.
Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.
После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование.
В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.
Интересно будет узнать, что рапорт об обнаруженных признаках преступления может быть подан в процессе судебного разбирательства на основании заявления любой из сторон процесса в устной форме.
Все сведения фиксируются в протоколе заседания, а его копию нотариально заверяют и направляют в правоохранительные органы в форме рапорта.
Данные сведения опять-таки проверяют, и при их подтверждении, может кардинально измениться ход судебного процесса.
Форма рапорта
Как правильно составить рапорт, должен знать каждый сотрудник полиции. Найти образец документа можно на страницах Уголовно-процессуального кодекса, там также описан порядок подачи официальной документации руководству.
Рапорт об обнаружении преступления выполняет две основные задачи: с его помощью сотрудник полиции информирует своего начальника о противозаконной ситуации, требующей немедленного вмешательства, и просит разрешение у руководства продолжить следствие по данному факту. Именно поэтому документ должен быть составлен грамотно и содержать в себе необходимый перечень информации.
Письменный донос руководству должен содержать такую структуру написания:
- В правом углу указывают должность, имя руководителя отдела правоохранительных органов, куда направляется рапорт.
- Должность и имя сотрудника, подающего заявление.
- Подпись сотрудника. Указывать дату рядом с подписью не обязательно, так как при поступлении рапорта в отделе он сразу регистрируется дежурным в книге учета.
- Название документа по центру страницы.
- Основная часть документа должна содержать данные о месте совершения преступления, времени, сути злодеяния, а также информацию о подозреваемых лицах. Важно также указывать, откуда стало известно о прошествии – стал ли сотрудник полиции очевидцем или ему о событии сообщили другие люди.
- Прошение провести следственные мероприятия по случившемуся преступлению в установленном порядке.
Иногда сотрудник, обнаруживший нарушение закона, может ходатайствовать о поручении ему проведения расследования по данному делу, но это требование не всегда удовлетворяют.
По окончанию проверки информации, указанной в рапорте, стороны уголовного расследования и другие заинтересованные лица будут оповещены письмом о результатах проверки и о решении – возбудить дело или отказать. Сторонам также будет разъяснено право – обжаловать подобное решение начальника.
Рапорт об обнаружении преступления – неотъемлемая часть уголовного процесса. Подробная и краткая информация о преступлении, описанная в документе, позволяет быстро вникнуть в суть дела и своевременно провести необходимые розыскные мероприятия без затрат времени и сил, что немаловажно для процессуального процесса.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что рапорт следователя, составленный в порядке ст.143 УПК РФ доказательством виновности обвиняемого признан быть не может
Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел ряд обращений осужденного Александра Колосова (защитники адвокаты Игорь и Светлана Копытовы), связанных с вопросами привлечения к уголовной ответственности и доказывании виновности лица по уголовному делу, возбужденном на материалах, выделенных в порядке ст.155 УПК РФ из другого уголовного дела.
Одно из обращений было основано на том, что Елизовский районный суд, при вынесении приговора, в качестве доказательства виновности осужденного сослался на рапорт следователя об обнаружении им преступления, составленный в порядке ст.
143 УПК РФ. Конституционный Суд РФ отказался принимать к рассмотрению указанную жалобу осужденного. Однако из определения Конституционного Суда РФ следует, что подобный документ не может признаваться судами в качестве доказательства виновности.
Вот как Конституционный Суд РФ в определении от 23 июля 2020 года №1858-О сформулировал назначение указанного рапорта:
«Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном этим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела; в качестве доказательств допускаются в том числе документы, включая материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном статьей 86 этого Кодекса, – путем производства следственных и иных процессуальных действий, им предусмотренных; документы, обладающие признаками, указанными в части первой его статьи 81, признаются вещественными доказательствами (статьи 73, 74 и 84). Рапорт же об обнаружении признаков преступления, составляемый лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников, нежели указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 этого Кодекса, его статья 143 относит к поводу для возбуждения уголовного дела».
Таким образом, Конституционный Суд РФ констатировал, что рапорт, составленный в порядке ст.
143 УПК РФ, составленный лицом на основании информации, полученной в ходе изучения уголовного дела, то есть составленный на основании иных источников, нежели указанных в пунктах 1,2 и 4 части 1 статьи 140 УПК РФ, доказательством виновности обвиняемого признан быть не может, а имеет иное процессуальное назначение, предусмотренное законом, — может быть использован только как повод для возбуждения уголовного дела.
Адвокат Игорь Копытов, готовивший и направлявший обращение от имени Александра Колосова, пояснил, что, конечно, ожидал от Конституционного Суда более твердой позиции.
В частности, и с ссылкой на то, что следователь не может быть источником происхождения информации (В противном случае он подлежит отводу и должен привлекаться в дело как свидетель. К примеру, следователь лично видел какие-то действия обвиняемого, по которым тому и предъявляется обвинение).
Результаты изучения каких-то документов в зависимости от изучающего их лица, всегда будут разниться. Более того, как может выясниться позже, в части документах может быть изложена недостоверная, сомнительная или ложная информация. Некоторые из таких документов позже будут признаны недопустимыми доказательствами или исключены из доказывания.
Если следователи начнут писать рапорта по результатам изучения уголовных дел, то, может оказаться, что никакой уголовный процесс и не нужен будет, так как в качестве доказательств будут одни рапорта, которые и будут основой признания граждан виновными. Оценить же мнение следователя, высказывающего позицию в рапорте невозможно.
Но, Конституционный Суд, к сожалению, не стал давать оценку рапорту следователя с точки зрения понятия доказательства, в том числе, с точки зрения достоверности, а указал, что закон относит рапорт лишь к поводу для возбуждения уголовного дела. Тем не менее, и это толкование рапорта, составленного в порядке ст.
143 УПК РФ, может быть использовано в судебной практике. И в первую очередь по делу Александра Колосова, в котором рапорты следователя в приговоре и апелляционном определении признаны доказательствами его вины. В кассационной жалобе этот вопрос отражен. Кассационная инстанция рассмотрит жалобу 5 октября 2020 года.
С определением КС РФ можно ознакомиться здесь:
Определение №1858-О
Рапорт об обнаружении признаков преступления
В соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, не из тех, что указаны в ст. 141 и 142 (заявление о преступлении и явка с повинной), принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст.
140 УПК, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной и являются самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела (ст.
141 и 142 УПК РФ), и тех, что поступили в виде анонимного заявления и в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.
К числу иных источников информации, содержащиеся в которых сообщения о преступлении будут поводом для возбуждения уголовного дела, относятся:
- (а) материалы, собранные в результате служебной деятельности органов государственного обвинения, специально направленной на обнаружение преступлений. Таковыми будут являться результаты оперативно-розыскной деятельности, отчасти сюда могут быть отнесены результаты прокурорско- надзорной деятельности;
- (б) материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов, для которой обнаружение преступлений является побочным результатом, например, при выполнении полицией задач по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или при производстве следователем или дознавателем расследования по факту другого преступления.
В частности, сюда могут быть отнесены сообщения работников паспортных аппаратов — об утрате гражданами паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении; работников дорожно-патрульной службы — о дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях; работников подразделений вневедомственной охраны — о срабатывании приборов охранной сигнализации; работников государственной пожарной службы — о пожарах и загораниях; работников МРЭО — об утрате гражданами удостоверений на право управления автотранспортом и технических паспортов на автомобили при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении.
Разновидностью данного источника информации следует считать и материалы, которыми оформлены результаты личного наблюдения сотрудниками правоохранительных органов обстоятельств совершения преступления, оказавшимися случайными свидетелями: рапорты, объяснения, акты и т.п.;
- (в) информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону (телефаксу), телеграфу или радио, включая сообщения персонала лечебных учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий;
- (г) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях;
- (д) оповещения о других происшествиях, событиях или фактах, имеющих отношение к борьбе с преступностью и обеспечению охраны общественного порядка; сведения об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случаях с людьми.
Информация о преступлении, полученная из указанных источников, дает основание предположить о наличии уголовно-наказуемого деяния. В силу этого она побуждает должностных лиц провести проверку, чтобы установить действительное событие и оценить его с точки зрения противоправности.
Информация проверяется в таком объеме, который позволяет сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии признаков преступления. В результате проверки полученной информации может быть сделан вывод об отсутствии правонарушения либо о наличии административного правонарушения или признаков преступления.
В последнем случае необходимо принять решение о возбуждении уголовного дела.
Факт получения информации о совершенном или готовящемся преступлении из указанных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, составляемым в момент получения первичной информации.
В некоторых случаях подобная информация, являясь результатом специально предпринятой проверки (в рамках административной, оперативно-розыскной, прокурорско-надзорной деятельности), содержит достаточные для принятия окончательного решения данные.
В других случаях полученная информация лишь побуждает заинтересоваться каким-либо событием как противоправным, однако сама по себе недостаточна для принятия обоснованного решения.
В обоих случаях рапорт будет иметь обычное значение повода для возбуждения уголовного дела как юридического факта, обязывающего орган дознания, дознавателя, следователя, прокурора принять решение о возбуждении уголовного дела или отказать в этом, однако не предрешающего указанного вопроса.
В рапорте подлежат отражению:
- • наименование начальника органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт;
- • название документа;
- • обращение о докладе;
- • процессуальное основание доклада;
- • содержание доклада (обстоятельства совершенного деяния и источник получения информации об этом);
- • должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение;
- • число, месяц и год составления рапорта;
- • подпись должностного лица, составившего рапорт.
Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и обязанным принять это сообщение.
В целях исключения случаев укрытия преступлений от учета, также правильного исчисления сроков принятия решения составленный рапорт подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» или ст. 124 УПК РФ, а также организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации.
- Рапорт об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, составленный по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, регистрируется в том следственном органе Следственного комитета Российской Федерации, в котором он был составлен.
- Регистрации в книге подлежат сообщения о преступлении, содержащие сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, поступившие с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности из другого органа предварительного расследования (в том числе иного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации), независимо от ранее произведенной регистрации.
- Регистрации в книге также подлежат сообщения о преступлении, поступившие из другого органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) без постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности и без решения прокурора, если они содержат сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления.
- Что касается дополнительного сообщения об одном и том же преступлении, то оно регистрируется в книге и приобщается к ранее зарегистрированному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается отметка в книге.
- В том случае, если при проверке зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно является дополнительным и что по результатам рассмотрения другого сообщения об этом же преступлении ранее было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, такое сообщение по решению руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителя приобщается к материалам проверки сообщения о преступлении или возбужденному (прекращенному, приостановленному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается отметка в книге.
Должностное лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и составившее рапорт об обнаружении признаков преступления, не всегда полномочно проверять это сообщение, а тем более — принимать по нему решение.
В силу этого руководитель следственного органа или начальник органа дознания, которому адресован рапорт, переадресовывает его своей резолюцией на рапорте полномочному должностному лицу с учетом компетенции, специализации, загруженности работой и т.п.
для проверки и принятия решения по существу.