Ст. 314-1 УК РФ: комментарий к статье и судебная практика
Ст. 314-1 УК РФ создана законодателем, чтобы привлекать к ответственности лицза уклонение от административного надзора.Под действие статьи попадают те граждане, которые многократно не соблюдают ограничения, которые были установлены судебными органами согласно соответствующим законам РФ (пленум Верховного суда). При этом наказание касается только тех случаев, когда несоблюдение ограничений сопряжено с организацией этим лицом различных нарушений права против настоящего порядка. Исключениями в данном случае являются те нарушения права, которые предусмотрены ст. 19.24 КоАП (Кодекса об административных правонарушениях).
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40
Определение и особенности
- В статье нормы, касающиеся надзора, нарушение которых влечёт наказание.
- Перечислим их:
- Неявка человека без законной на то причины к месту проведения наказания. В данном случае это относится к тому человеку, по отношению к которому был применён надзор после его освобождения с объектов лишения свободы. Ещёподобные правила относятся к тем лицам, которые выбрали место проживания или пребывают в учреждениях с исправительным режимом.
- Оставление человеком места его жительства, проживания или же место его нахождения, для того чтобы уклониться от надзорных органов.
- Эти правонарушения, совершённые контролируемымлицом, наказываются или установлением запретана свободу на 1 год, либопринудительным трудом на 24 месяца или обязательными работами в размере 180-240 часов.
Ещё одно поведение, попадающее под действие нормы 314.1 – это нарушения действующих норм права, посягающих на целостность, неприкосновенность объектов общества или же общественного порядкаили на объекты безопасности в рамках общества.
Сюда же попадают все те правонарушения, которые посягают на нравственность внутри общества, благополучие или здоровье общественности.
Такие деяния могут быть наказаны следующими способами:
- штрафные санкции до 60 тыс. рублей;
- шестикратный размер зарплаты или любого дохода;
- работы в размере 100-180 часов;
- выполнение работ сроком доодного календарного года;
- арест на 6 месяцев;
- лишение свободы на 12 месяцев.
Под систематическим несоблюдением требований понимается несоблюдение ограничений судебных органов, регламентируемых соответствующими федеральными и другими типами законов в рамках проводимого дела, когда человек уже ранее был привлечён к ответственности за такое же или аналогичное деяние.
Правовой комментарий
Устанавливается надзор в тех случаях, когда за лицом были отмечены следующие правонарушения:
- Преступления особо тяжкие или тяжкие по своему характеру.
- Случаи рецидива.
- Умышленные, если потерпевшим становится несовершеннолетний.
- Надзор необходим для того, чтобы предупредить преступления и любые другие нарушения права, а также для того, чтобы оказывать воздействия и проводить профилактические мероприятия, направленные на защиту государства и общества.
- Субъективная сторона выражается в следующих действиях:
- Неприбытие человека без уважительных причин в учреждение, установленное и определённоеему компетентными органами.
- Добровольное оставление лицомтого места, где он должен находиться, жить или пребывать согласно судебному постановлению.
Согласно последним изменениям статьи 314.1 и правовому комментарию, были определены некоторые моменты в отношении объектов, объективной стороны, надзора и других моментов.
Согласно правовым м, объектом преступления являются те взаимоотношения, которые обеспечивают реализацию надзора. Под таким надзором в рамках статьи 314.
1 понимается наблюдение, инициируемое компетентными органами УВД за тем лицом, которое было освобождено от тюремного заключения при установлении каких-либо временных границ по отношению к свободе и правам этого человека, а также при возложенных на этого человека обязанностях.
В рамках действия ст. 314-1 к субъектам относятся:
- Освобождённые, но имеющие как неснятую, так и ещё непогашенную судимость.
- Признанные злостными нарушителями во время отбывания наказания.
- Отбывшие наказание и имеющий судимость.
Речь идёт о тех, ктонесмотря на имеющуюся судимость, совершили в течение 12 месяцев после приговора суда новые деяния.
В протоколах о правонарушении отражаются также и некоторые другие доказательства. К примеру, это свидетельские показания.
В процессе формирования обвинения дознаватель отмечает такие моменты, как:
- обстоятельства и факты правонарушения;
- место, время правонарушения;
- ограничения по отношению к гражданину, которые были установлены судом и нарушены гражданином;
- действия человека при совершении правонарушения;
- виновность гражданина;
- определение мотивов и формы вины.
Главная особенность доказывания по норме 314.1 состоит в том, что в деле будут протоколы о нарушениях. Именно они в ходе производства будут доказательствами.
Судебная практика
Среди случаев судебной практики по статье 314.1 можно выделить следующие:
Действия лица могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ только при наличии вступивших в законную силу решений компетентных органов, при этом описание инкриминируемого деяния должно содержать сведения о том, какие именно административные правонарушения образуют признак неоднократности, со ссылкой на правонарушение, которое сопряжено с новым, уголовно наказуемым, фактом несоблюдения установленных судом ограничений
Приговором Миасского городского суда Челябинской области от 21 апреля 2016 года С.С.А. осужден по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ к лишению свободы на срок 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Апелляционным постановлением Челябинского областного суда от 16 июня 2016 года приговор суда первой инстанции отменен, производство по уголовному делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
В обоснование принятого решения было указано, что согласно примечанию к ст. 314.
1 УК РФ неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение этим лицом установленных ограничений при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
Административный надзор в отношении С.С.А. был установлен решением Озерского городского суда Челябинской области от 30 августа 2013 года сроком на три года с рядом ограничений.
Органами дознания С.С.А. инкриминировалось совершение нарушений установленных ему судом ограничений, а именно: отсутствие по месту жительства в период с 23.00 часов до 06.00 часов – 12 апреля, 15 и 17 декабря 2015 года, вследствие чего он был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ.
Кроме того, С.С.А.
инкриминировалось совершение ряда административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную нравственность: 01 декабря 2015 года и 11 января 2016 года, вследствие чего в отношении него были составлены административные протоколы по ст. 20.
21 КоАП РФ; 13 декабря 2015 года, вследствие чего в отношении него был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ; 01 декабря 2015 года, вследствие чего в отношении него был составлен административный протокол по ч.1 ст.20.1 КоАП РФ.
При постановлении приговора судом первой инстанции были проигнорированы существенные недостатки обвинительного акта.
Так, при описании инкриминируемого С.С.А. деяния не содержалось ссылок на вступившие в законную силу решения компетентных органов о привлечении его к административной ответственности (постановления начальника ОВД, мирового судьи). Административные протоколы, которые перечислены в обвинительном акте, такими решениями не являются.
Кроме того, при описании инкриминируемого деяния отсутствовали указания на то, какие именно административные правонарушения образуют обязательный для данного состава преступления признак неоднократности; а также ссылка на административное правонарушение, которое сопряжено с новым, уголовно наказуемым, фактом несоблюдения установленных судом ограничений.
Апелляционная инстанция прекратила уголовное дело, поскольку судом были допущены существенное нарушение уголовно-процессуального закона и неправильное применение уголовного закона, при этом было принято во внимание то обстоятельство, что все три факта нарушения установленных судом ограничений, за которые С.С.А. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, имели место в течение одного года, однако третье (17 декабря 2015 года) не было сопряжено с каким-либо из административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Апелляционное определение №10-2892/2016
Источник — ЧОС Обобщение СП 2 кв 2016
314.1 рецидив
Подборка наиболее важных документов по запросу 314.1 рецидив (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: 314.1 рецидив
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: 314.1 рецидив
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Особенности установления рецидива преступлений и его правовые последствия по действующему уголовному законодательству(Климов А.С., Хорьяков С.Н.)
(«Мировой судья», 2018, N 9)
В то же время в практике и теории возникает вопрос о возможности установления рецидива преступления при наличии в диспозиции статьи или в квалифицирующих признаках судимости. Достаточно интересную позицию по данному поводу занял Верховный Суд РФ, так, п.
32 Постановления Пленума ВС РФ N 58 указал, что в случае совершения преступления против половой неприкосновенности потерпевших, не достигших 14-летнего возраста, квалифицированного по ч. 5 ст. 131 УК РФ или по ч. 5 ст.
132 УК РФ, лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, суд не вправе учитывать такую судимость в качестве отягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного пунктом «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ.
В то же время, если судимость заложена в объективной стороне состава преступления, рецидив преступлений учитывается в качестве отягчающего обстоятельства при назначении наказания, так, например, в ст. 314.
1 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора, а сам надзор устанавливается за лицами, ранее совершившими умышленные преступления, перечисленные в ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в частности тяжкие или особо тяжкие преступления, преступления, совершенные при рецидиве преступлений, или умышленные преступления в отношении несовершеннолетнего.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:«Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 4 т. Общая часть»(постатейный)(том 1)(отв. ред. В.М. Лебедев)
(«Юрайт», 2017)
1. Судимость — правовое состояние, в котором пребывает лицо с момента вступления обвинительного приговора (с назначением уголовного наказания) в законную силу и в течение установленного законом периода времени после исполнения или отбытия наказания, до погашения или снятия судимости. Судимость влечет для лица неблагоприятные последствия уголовно-правового и иного характера: она учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания; препятствует освобождению лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), примирением с потерпевшим (ст. 76 УК), по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 76.1 УК) и освобождению от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК); исключает возможность заниматься педагогической деятельностью в образовательных организациях, получить лицензию на приобретение оружия; влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ст. 314.1 УК) и др.
Методические рекомендации по сбору и документированию материалов, необходимых для рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по сбору и документированию материалов, необходимых для рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, дополняющие статью 314.1 УК частью 2, предусматривающей усиление ответственности за неоднократное нарушение поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений.
———————————
Далее — УК.
Часть 2 статьи 314.
1 УК предусматривает уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
———————————
Далее — КоАП.
Как следует из диспозиции части 2 статьи 314.1 УК, для признания поведения лица преступным необходимо наличие нескольких обстоятельств. Основная их часть относится к объективной стороне данного деяния.
Прежде всего, лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно неоднократно не соблюдать административные ограничение или ограничения, установленные ему судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, перечислены в статье 4 данного Федерального закона и включают в себя:
- запрещение пребывания в определенных местах;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
- запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Однократное несоблюдение поднадзорным лицом установленных ему обязанностей не является основанием для привлечения его к уголовной ответственности по рассматриваемой статье УК.
Только неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом, является обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК.
Понятие неоднократности применительно к данному составу преступления определено в примечании к статье 314.
1 УК, в соответствии с которым неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение данным лицом установленных ему административных ограничения или ограничений при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
Административная ответственность за несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом, закреплена частями 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП.
Следовательно, привлечь к уголовной ответственности можно только такое поднадзорное лицо, которое продолжает не соблюдать установленные в отношении него административные ограничения, несмотря на то, что оно к этому моменту уже дважды в течение одного года было подвергнуто административному наказанию по части 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП, и при этом ни по одному из административных наказаний не истек срок, установленный в статье 4.6 КоАП, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Этот срок составляет один год со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания.
Однако рассмотренных выше обстоятельств не достаточно для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности по части 2 статьи 314.1 УК.
Поднадзорное лицо, неоднократно не соблюдающее административные ограничение или ограничения, установленные ему судом, должно совершить административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП), и только в этом случае в его действиях будут содержаться все признаки, составляющие объективную сторону преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК.
Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность включены в главу 6 КоАП, административные правонарушения против порядка управления — в главу 19 КоАП, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, — в главу 20 КоАП.
Основанием возникновения уголовной ответственности будет являться совершение поднадзорным лицом любого единичного административного правонарушения, предусмотренного главами 6, 19 или 20 КоАП (при наличии иных, рассмотренных выше признаков деяния, закрепленного в части 2 статьи 314.1 УК).
Поднадзорное лицо может совершить такие административные правонарушения, как например, вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП), самоуправство (ст. 19.1 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 20.
1 КоАП) и пр. Исключение сделано только для несоблюдения административных ограничений и невыполнения обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, входящего в главу 19 КоАП и закрепленного в статье 19.
24 КоАП, поскольку совершение данного административного правонарушения является основанием для признания неоднократности в действиях поднадзорного лица.
Таким образом, уголовная ответственность по части 2 статьи 314.
1 УК наступает в случае совершения поднадзорным лицом, ранее два и более раза привлекавшимся к административной ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений, какого-либо административного правонарушения, предусмотренного главами 6, 19 или 20 КоАП, в условиях нарушения одного или нескольких административных ограничений, установленных ему судом.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление может совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом.
Субъект преступления является специальным. Привлечению к уголовной ответственности подлежит лицо, в отношении которого судом установлен административный надзор.
В соответствии со статьей 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации расследование преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 314.1 УK, отнесено к компетенции дознания органов внутренних дел.
Необходимым условием выявления преступлений по части 2 статьи 314.
1 УК является ведение сотрудниками подразделений по осуществлению административного надзора учета поднадзорных лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП (нарушение административных ограничения или ограничений, установленных им судом в соответствии с федеральным законом).
В этих целях в соответствии с требованиями Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного приказом МВД России от 8 июля 2011 года N 818, сотрудники подразделений по осуществлению административного надзора приобщают к делу административного надзора материалы об административных правонарушениях, совершенных поднадзорным лицом, а также ежемесячно запрашивают информацию по фактам привлечения поднадзорных лиц к административной ответственности в информационных центрах и подразделениях по исполнению административного законодательства территориальных органов МВД России.
Участковым уполномоченным полиции и другим сотрудникам полиции, участвующим в осуществлении административного надзора, при выявлении административных правонарушений, совершенных поднадзорным лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений, необходимо оперативно сообщать о данном факте сотруднику подразделения по осуществлению административного надзора для оценки наличия в действиях поднадзорного лица признаков преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК.
При поступлении документально подтвержденной информации о совершении поднадзорным лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности дважды в течение одного года по части 1 и (или) 3 статьи 19.
24 КоАП, административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.
24 КоАП), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, в условиях нарушения одного или нескольких административных ограничений, сотруднику полиции необходимо инициативно подготовить и зарегистрировать в установленном порядке рапорт об обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК, и провести доследственную проверку.
При вынесении постановления о возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 314.1 УК производство по делам об административных правонарушениях, являвшихся основанием для возбуждения уголовного дела, подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП.
К материалу проверки необходимо приобщить копии документов о привлечении поднадзорного лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и (или) 3 статьи 19.24 КоАП, а также о совершенных им правонарушениях, указанных в диспозиции части 2 статьи 314.1 УК, сопряженных с нарушением административных ограничения или ограничений.
Также требуется опросить поднадзорное лицо, в отношении которого проводится проверка.
В объяснении этого лица должны быть отражены сведения о том, что поднадзорный знает о факте установления в отношении него административного надзора, сроке административного надзора и перечне административных ограничений, установленных ему судом, а также об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 314.1 УК.
Кроме того, к материалу проверки целесообразно приобщить копию письменного предупреждения поднадзорного лица об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 314.
1 УК, в котором имеется его собственноручная подпись, копии решения суда об установлении административного надзора, решения суда о дополнении ранее установленных административных ограничений, графика прибытия поднадзорного лица на регистрацию в орган внутренних дел, регистрационного листа поднадзорного лица, актов посещения поднадзорного лица по месту жительства или пребывания (в случае нарушения ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток).
Для объективной оценки личности поднадзорного к материалу проверки целесообразно также приобщить характеризующий материал на поднадзорного, в том числе объяснения родственников и соседей об образе жизни, поведении в быту, источнике дохода, круге общения, характеристику из исправительного учреждения по месту последнего отбывания наказания.
При подготовке материалов в подразделения дознания о выявленных признаках преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК, а также при расследовании уголовных дел данной категории в обязательном порядке подлежат выяснению причины и условия, способствующие совершению преступления.
Методические рекомендации подготовлены ГУОООП МВД России.
Верховный Суд Российской Федерации разъяснил вопросы, возникающие при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.314.1 УК РФ. | Народный вопрос.РФ
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]
Верховный Суд Российской Федерации разъяснил вопросы, возникающие при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.314.1 УК РФ
В Постановлении Верховный Суд Российской Федерации указал, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 314.
1 УК РФ, может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 06.04.
2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.
В связи с этим суду необходимо выяснять, имелись ли в отношении подсудимого на момент совершения им уклонения от административного надзора или неоднократного несоблюдения установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений вступившие в законную силу решения суда по административному делу об установлении, о продлении административного надзора, не истек ли установленный этими решениями срок административного надзора.
Обращено внимание судов на то, что ответственность по ч. 1 ст.314.
1 УК РФ за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок, а также за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания наступает только в том случае, когда эти деяния совершены лицом в целях уклонения от административного надзора.
На наличие такой цели могут указывать фактические обстоятельства, свидетельствующие в каждом конкретном случае о намерении соответствующего лица препятствовать осуществлению контроля либо избежать контроля со стороны органов внутренних дел за соблюдением установленных ему судом административных ограничения или ограничений, указанных в ч.1 ст.4 Федерального закона об административном надзоре, а также за выполнением обусловленных этими ограничениями обязанностей, перечисленных в ч.1 ст.11 данного Федерального закона.
При этом, если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в определенный срок не прибыло к месту жительства или пребывания либо поднадзорное лицо временно его оставило без разрешения органа внутренних дел, например, в связи с необходимостью навестить тяжелобольного близкого родственника, получить неотложную медицинскую помощь, которая не оказывается в населенном пункте, где он проживает, и т.п., не имея намерения избежать контроля со стороны органов внутренних дел, такое деяние не является уголовно наказуемым.
Уважительными причинами неприбытия лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, в определенный срок к избранному им месту жительства или пребывания могут быть конкретные обстоятельства, которые препятствовали исполнению указанных в предписании обязанностей (например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь этого лица).
Под самовольным оставлением поднадзорным лицом места жительства или пребывания следует понимать его непроживание (непребывание) по месту жительства или пребывания и (или) его выезд за установленные судом пределы территории без разрешения органа внутренних дел, выданного в соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона об административном надзоре, совершенные с предусмотренной ч.1 ст.314.1 УК РФ целью.
При этом, если поднадзорное лицо, имея цель уклониться от административного надзора, получило в органе внутренних дел разрешение на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными п.1-6 ч.3 ст.12 Федерального закона об административном надзоре, однако не прибыло к месту временного пребывания и не встало на учет в органе внутренних дел по этому месту пребывания, то такие действия также следует признавать самовольным оставлением места жительства или пребывания.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что объективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.314.1 УК РФ, заключается в совершении лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по ч.1 и по ч.3 ст.19.
24 КоАП РФ за несоблюдение установленных ему судом административных ограничения или ограничений, нового деяния, выразившегося в несоблюдении таких ограничения или ограничений, если при этом не истекли сроки, в течение которых это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за предыдущие правонарушения, предусмотренные ч.1 и ч.3 ст.19.
24 КоАП РФ.
В силу ст.4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В связи с этим при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.314.1 УК РФ, суду надлежит выяснять, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по ч.1 и ч.3 ст.19.24 КоАП РФ, иной статье гл.
6, 19 или 20 КоАП РФ, дату окончания исполнения указанного постановления; не прекращалось ли его исполнение; не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в порядке, предусмотренном гл.30 КоАП РФ.
материал предоставлен
прокуратурой Нижегородской области
Могут ли возбудить дело по ст.314.1 УК РФ за неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений?
Порядок осуществления административного надзора регулирует ФЗ РФ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». По смыслу Закона, установленные им ограничения направлены на профилактику правонарушений.
Уголовная ответственность по ст.314.1 УК РФ за неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений может наступить за только за преступление, то есть за общественно опасное и противоправное деяние, выраженное в:
- неприбытии без уважительных причин к избранному осужденным месту жительства (пребывания) в установленный администрацией исправительного учреждения срок
- самовольном оставлении им места жительства (пребывания).
В свою очередь, нарушение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений, возложенных на него в связи с осуществлением надзора, таких, как:
- запрещение пребывания в определенных местах;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
- запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
не является основанием для уголовной ответственности по ст.314.1 УК РФ и влечет только административное взыскание.
Умышленное самовольное оставление поднадзорным места жительства – это оконченный состав преступления по ст.314.1 УК РФ.
Он возникает сразу в момент, когда поднадзорный самовольно покинул территорию населенного пункта его места жительства (пребывания).
Моментом окончания данного преступления, являющегося длящимся, признается обнаружение и (или) задержание поднадзорного лица или же его явка по месту жительства или пребывания.
В то же время, при наличии уважительных причин оставления поднадзорным места жительства он не может быть привлечен к уголовной ответственности по этой статье. Такими уважительными причинами могут быть, в частности:
- тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи
- угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника
- стечение иных тяжелых семейных обстоятельств
- перебои в транспортном сообщении
- необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.
Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в связи с исключительными личными обстоятельствами, такими, как
- смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника;
- необходимость получения поднадзорным медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства (пребывания) поднадзорного либо в установленных судом пределах территории;
- невозможность дальнейшего проживания поднадзорного по месту жительства (пребывания) в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;
- прохождение поднадзорным обучения за установленными судом пределами территории;
- необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию;
- необходимость решения вопросов, связанных с трудоустройством.
Самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел, оставление поднадзорным места жительства или пребывания с целью навестить родственников, сдать вступительные экзамены в вуз и т.п. может повлечь не уголовную, а только административную ответственность.
Таким образом, для привлечения поднадзорного к уголовной ответственности по ст.314.1 УК РФ в данном случае обязательно наличие иного состава преступления.
Консультация по кредиту | |
краткая консультация по телефону | бесплатно |
личная консультация с анализом документов | 4 000 руб. |
Досудебное урегулирование | |
проведение переговоров | от 4 000 руб. |
организация работы с контролирующими органами | от 15 000 руб. |
Судебная процедура | |
подготовка документов для обращения в суд | от 15 000 руб. |
полное ведение судебного процесса | от 75 000 руб. |
Отзывы по кредитным делам
Оспаривание права на землю
С участием адвоката вопросы стали решаться – и с бумагами по земле, и с другими документами. Прошли все инстанции, в итоге доказали, что земля принадлежит нам. Огромная благодарность Ольге – неизвестно, как бы разрешилось дело без нее.
Дело по обвинению в мошенничестве
Только благодаря Жуковой дочь отделалась условным небольшим сроком, хотя по предварительным обвинениям ей светила тюрьма. Всю жизнь буду благодарна за это Ольге Сергеевне!
Взыскание долгов с контрагентов
Жукова организовала переговоры с должниками. Дело сдвинулось с мертвой точки, должники начали реагировать, рассчитались хоть и не полностью, но без суда. Благодарны Ольге, что помогла сохранить бизнес.
Дело о признании банкротом
Обращался, когда жена набрала кредитов по микро займам на всякие чудотовары. Обратились к Ольге по рекомендации. Была проблема со спорными сделками, но она как-то все утрясла в суде. Очень благодарны, спасибо!
Дело о разводе и разделе имущества
Низкий Вам поклон. Деньги и имущество, которые Вы мне отвоевали, конечно, не вылечит от предательства, но все-таки с ним как-то и полегче переживать боль. Спасибо.
Дело о разделе имущества супругов
Жукова добилась, что несмотря все махинации супруга, и имущество все пополам поделили, и еще половина денег мне досталась с его счетов. Очень благодарна Ольге Сергеевне, что она и как адвокат помогла, и как женщина меня поддержала.
Дело о банкротстве (кредиты)
С 2016 года у нас в семье начались материальные сложности, были проблемы у сына. С того времени набрали кредитов, платеж стал больше моего дохода. С Ольгой познакомились случайно в суде. Она посоветовала банкротство. Согласились и не пожалели. Спасибо.