Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, принципы, методы
Главными формами реализации уголовно-исполнительной политики считаются: директивная, которая должна быть закреплена в документах директивного характера; нормативно-правовая, как выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве, а также прочих нормативных правовых актах.
Нормативно-правовая форма реализации политики в области исполнения наказаний уголовного характера считается главенствующей, она охватывается понятием уголовно исполнительного права.
Понятие УИП (уголовно-исполнительного права)
Определение 1
Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права) – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.
Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.
Предмет УИП
Определение 2
Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).
Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными.
Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом.
Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.
Замечание 1
Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.
В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера.
Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными.
Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности.
Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.
Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.
Методы УИП
Из-за того, что непосредственно само уголовное наказание является самой жесткой мерой государственного принуждения, основным методом уголовно исполнительного права (правового регулирования) называют императивный, то есть предполагающий неравенство субъектов правоотношений.
Он основан на использовании властных юридических предписаний, не допускающих никаких отступлении от точно установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений имеют право совершать исключительно те действия, которые разрешаются.
Главными средствами воздействия на общественные отношения в этом случае считаются запреты, наказания, обязанности, а также другие правовые ограничения.
Вместе с этим это не исключает применение в процессе регулирования общественных отношений в области исполнения (отбывания) наказаний уголовного характера диспозитивного метода, который базируется на дозволениях и равноправии сторон, который дает возможность субъектам лично осуществлять выбор своего поведения.
Замечание 2
При этом осужденный и прочие индивиды могут обратиться в судебные органы с жалобой на действия администрации учреждения либо органа, который исполняете уголовное наказание.
Самостоятельность данной сферы права определяется также и имеющейся системой норм, которые закреплены в УИК РФ, а также прочих ФЗ (федеральных законах) и других нормативных актах правового характера.
УИП напрямую связано с прочими правовыми сферами, и, во-первых, с уголовным, а также уголовно-процессуальным правом, акт как все они объединены совместной целью (это борьба с преступностью), общими принципами, а также методами правового регулирования. Их нормы с различных позиций занимаются регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу назначения, исполнения (отбывания), а также освобождения от наказания уголовного характера.
Замечание 3
При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному считается базовым из-за того, что имея родственные с ним институты, оно и определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.
Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие УИП почти со всеми прочими сферами системы права РФ.
Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных индивидов, с гражданским – из-за осуществления осужденными индивидами собственных имущественных прав, с трудовым – регламентацией трудовой деятельности лиц, которые отбывают уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных индивидов и т.д.
УИП напрямую связано с административным правом. Нормы этой сферы права направлены на регулирование управленческих отношений в области исполнения уголовных наказаний, которые связаны с работой учреждений и органов, занимающихся исполнением наказаний, прохождением службы сотрудниками данных органов, осуществлением контроля за их работой.
Лекция 1.1. Понятие, предмет, метод, задачи и принципы уголовного права
Тема: Понятие предмет метод и система Уголовного права
- 1.Понятие и предмет уголовного права
- 2.Метод уголовного права
- 3.Система уголовного права
- 4. Задачи и функции уголовного права
- 5. Место уголовного права в системе отраслей права
Категория «уголовное право» имеет три самостоятельных смысловых значения: самостоятельная отрасль права, юридическая наука и учебная дисциплина.
Уголовное право как самостоятельная отрасль российского права представляет собой систему установленных государством юридических предписаний, определяющих понятие преступного деяния, основание уголовной ответственности, виды и признаки конкретных составов преступлений, наказания за их совершение, условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также регулирующих иные отношения, возникающие в связи с совершением общественно опасного деяния.
Предмет уголовного права как отрасли права образует совокупность общественных отношений, возникающих в связи с совершением лицом преступления. Основанием для возникновения данных отношений является юридический факт совершения лицом общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ.
Структуру уголовно-правового отношения традиционно образуют следующие компоненты: объект, субъекты и содержание (слагаемое из юридических обязанностей и субъективных прав субъектов рассматриваемых правоотношений).
Объектом уголовного правоотношения выступают охраняемые от преступных посягательств общественные отношения – объекты уголовно-правовой охраны (отношения, связанные с личностью, собственностью, установленным порядком осуществления экономической деятельности, общественной безопасностью и общественным порядком и т.д.). Субъектами уголовного правоотношения являются государство, в лице соответствующих органов власти, и лицо, совершившее преступление.
Содержание уголовно-правовых отношений весьма специфично.
Так, юридическая обязанность лица, виновного в совершении преступления, состоит в том, чтобы претерпеть установленные уголовным законом лишения либо ограничения своих прав (данные лишения и ограничения могут быть личного, имущественного и организационного характера).
Субъективным правом лица, совершившего преступление, как субъекта уголовного правоотношения, является гарантированная положениями УК РФ и УПК РФ возможность быть ответственным лишь за такое деяние, которое в полной мере отвечает признакам конкретного преступления, указанного в Особенной части УК РФ. Иными словами, никто не может подвергнуться уголовному преследованию за деяние, которое не содержит признака (признаков) преступного. В этом состоит провозглашенное Конституцией РФ и охраняемое законом право лица на защиту от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
Субъективные права и обязанности государственных органов как субъектов уголовных правоотношений соотносятся с правами и обязанностями лица, совершившего преступление, и заключаются в следующем.
На органы государственной власти возлагается юридическая обязанность привлечь виновное в совершении преступления лицо к уголовной ответственности, и для выполнения данной обязанности госорганы наделяются правом осуществления определенных законом действий для изобличения преступника.
Под методом уголовного права надлежит понимать совокупность приемов и способов, посредством которых осуществляется регулирование общественных отношений, входящих в предмет отрасли уголовного права.
Уголовное право использует три основных метода: установление законодательного запрета на совершение определенного общественно опасного деяния; установление наказания за нарушение указанного запрета; наделение субъектов уголовных правоотношений правом на причинение вреда для защиты общественных интересов.
Основным является метод запрета, который реализуется при установлении законодательных запретов на совершение общественно опасных деяний под угрозой применения самой строгой меры государственного принуждения – уголовного наказания.
С методом запрета непосредственно связан второй метод уголовно-правового регулирования – применение санкций уголовно-правовых норм. Специфика его обусловлена тем, что никакая другая отрасль права не предусматривает таких суровых последствий нарушения правового запрета.
Еще одним методом нормативного регулирования общественных отношений, образующих предмет уголовного права, является метод наделения граждан правом на совершение определенных действий.
В ряде случаев возникают ситуации, при которых происходит столкновение нескольких охраняемых законом общественных интересов. При этом сохранение одного из них становится возможным только путем нанесения вреда другому.
В данной связи, при наличии соответствующих условий, уголовный закон наделяет лицо правом на причинение определенного ущерба в целях защиты охраняемого социального блага. Так, например, при необходимой обороне (ст.
37 УК РФ), обороняющийся, причиняя вред лицу, совершающему преступление, тем самым защищает интересы личности, общества и государства. На этом основании указанное деяние не может быть признано преступным и лицо его совершившее не подлежит уголовной ответственности.
Российское уголовное право как отрасль права и как учебная дисциплина подразделено на Общую часть и Особенную часть.
Общая часть (разделы первый и второй) включает нормы уголовного права, отражающие:
- задачи и принципы уголовного законодательства,
- вопросы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц;
- понятие и категории преступлений;
- формы множественности преступлений;
- условия, образующие основание уголовной ответственности (возраст, вменяемость, формы вины);
- особенности уголовной ответственности за неоконченное преступление и преступление, совершенное в соучастии;
- обстоятельства, исключающие преступность деяния.
В третьем разделе – «Наказание» – анализируются понятие и цели уголовного наказания; место и роль общих начал назначения наказания, институт условного осуждения. Четвертый раздел посвящен освобождению от уголовной ответственности и от наказания в связи с деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим; с истечением сроков давности; изменением обстановки; амнистией, помилованием и др.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних рассматриваются в пятом разделе: виды наказания и назначение его несовершеннолетнему; применение принудительных мер воспитательного воздействия; условно-досрочное освобождение; сроки давности и т.д.
Иные меры уголовно-правового характера (принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества) сгруппированы в шестом разделе.
Особенная часть уголовного права включает в себя нормы, определяющие конкретные преступления по их родам и видам, а также определяющие наказания за их совершение. Система преступных деяний, в соответствии с действующим уголовным законодательством, выглядит следующим образом:
- преступления против жизни, здоровья личности;
- преступления против свободы, чести и достоинства личности;
- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- преступления против семьи и несовершеннолетних;
- преступления против собственности;
- преступления в сфере экономической деятельности;
- преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
- преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
- преступления против здоровья населения и общественной нравственности;
- экологические преступления;
- преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
- преступления в сфере компьютерной информации;
- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства;
- преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- преступления против правосудия;
- преступления против порядка управления;
- преступления против военной службы;
- преступления против мира и безопасности человечества.
Уголовное право по своей природе, сфере действия, целям близко соприкасается с другими отраслями российской системы права.
Так, административное право предусматривает возможность применения мер принуждения при совершении административного правонарушения. Эти меры также обладают превентивным характером.
Однако они отличаются от уголовно-правовых мер принуждения тем, что применяются за менее опасные для общества нарушения. Меры административного и уголовного принуждения отличаются правовыми последствиями их применения.
В отличие от административных мер применение норм уголовного права порождает судимость.
Наиболее близко к уголовному праву примыкает уголовно-исполнительное право, которое представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе исполнения наказания.
Их объединяет общая задача – борьба с преступностью при помощи уголовного наказания.
Нормы уголовно-исполнительного права призваны реализовать цели уголовного наказания: восстановить социальную справедливость, исправить осужденного, предупредить совершение новых преступлений.
Однако отмеченное сходство не лишает самостоятельности эти отрасли права, каждая из которых имеет свой предмет и метод регулирования. Предметом уголовного права выступают отношения, порожденные фактом совершения преступления. Предметом уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие в связи со вступлением обвинительного приговора в законную силу.
Быстрое и полное расследование и судебное разрешение уголовных дел, осуществляемые с целью установления виновных лиц и назначения им соразмерного наказания, регламентируются нормами уголовно-процессуального права.
Эти нормы регулируют деятельность органов суда, прокуратуры, дознания и предварительного следствия, их отношения друг с другом и гражданами.
В зависимости от того, насколько объективно и всесторонне будут выяснены все обстоятельства расследуемого преступления и с их учетом определена мера наказания, будет восприниматься справедливость обвинительного приговора самим осужденным и другими лицами.
Данное обстоятельство оказывает существенное влияние и на достижение целей наказания, и на эффективность предстоящего исправительного воздействия. В этом заключается взаимосвязь уголовного и уголовно-процессуального права.
Уголовно-исполнительное право — это… Что такое Уголовно-исполнительное право?
Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Как самостоятельная отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет собственный предмет, метод и систему норм.
Понятие уголовно-исполнительного права
В настоящее время УИП всеми авторами рассматривается как самостоятельная отрасль права, включающая в себя совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и в связи с исполнением (отбыванием) уголовных наказаний [и иных мер Уголовно-правового характера – хотя это вопрос спорный, потому что в УИКе они не прописаны]. В определении предмета регулирования существует 3 подхода:
- Широкий подход: УИП = исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера (А.И.Зубков).
- Более узкий подход: УИП = исполнение У-наказаний и иных мер УП-хар-ра кроме принудительных мер воспитательного воздействия (С.И.Курганов).
- Узкий подход: УИП = исполнение У-наказаний (В.М.Анисемков, В.Б.Малинин).
Группы общественных отношений, регулируемых уголовно-исполнительным правом:
- Собственно уголовно-исполнительные отношения — отношения по непосредственному исполнению и отбыванию наказания и иным мер уголовно-правового характера. *Исполнение наказания – деятельность соответствующих гос. органов, призванных обеспечить отбывание осуждёнными назначенного им по приговору суда наказания либо иных мер уголовно-правового воздействия. Отбывают же наказание осуждённые.
- Отношения, связанные с собственно уголовно-исполнительными:
- предшествующие таковым (например, конвоирование осуждённого в колонию),
- сопутствующие (контроль и надзор за учреждениями и органами, исполняющими наказания и др.)
- вытекающие из уголовно-исполнительных – отношения по ресоциализации осуждённого, его направление из места лишения свободы к месту проживания).
История формирования уголовно-исполнительного права
УИП является правопреемником исправительно-трудового, пенитенциарного права, а ещё ранее – тюрьмоведения.
- Тюрьмоведение сформировалось в конце XIXв. И рассматривалась как специфическая часть отрасли УП, предметом его было исполнение У-наказания.
- Название Тюрьмоведение просуществовало примерно до революции. Затем до середины 30х гг. XXв. Соответствующая часть отрасли называлась пенитенциарным правом (пенитенциарную – «тюремную»).
- С середины 30х гг. акцент исполнения уголовных наказаний был сделан на трудовое воздействие, что позволило закрепить за соответствующей частью УП название Исправительно-трудового права. До начала 50х гг. исследований в этой области практически не проводилось.
- В 1957г. учёные Б.С. Утевский и Л.С. Галесник предложили считать Исполнительно-трудовое право самостоятельной отраслью права. Однако у такого подхода были противники: С.С. Алексеев полагал, что часть норм Исправительно-трудового права относится к Уголовно-процессуальному, а часть – к Трудовому праву; М.Д. Шаргородский и А.А. Пионковски продолжали считать его подотраслью УП. К 70м г-м идея рассмотрения УИП как самостоятельной отрасли была поддержана большинством учёных.
- С 80х-начала 90х гг. ХХв. название Исправительно-трудовое право потеряло своё значение. На то время уже использовалось, хоть неофициально, название Уголовно-исполнительное право. Существует 2 мнения о том, с какого момента утвердилось название УИП:
- с принятием Конституции РФ (где к ведению Российской Федерации было отнесено «уголовное и уголовно-исполнительное зак-во») – мнение А.И. Зубкова;
- с введением в 1997г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ, окончательно закрепившего современное название отрасли – точка зрения С.И. Курганова.
Методы уголовно-исполнительного права
- По способу регулирования – императивный
- По характеру взаимосвязи субъектов – метод власти и подчинения
- По характеру воздействия на поведение людей – карательный
- По способу воздействия: базовый метод – запрет, наряду с этим применяются дозволение, предписание, поощрение.
Цели и задачи уголовно-исполнительного права
Цели уголовно-исполнительного права:
- Исправление осуждённых
- Предупреждение совершения новых преступлений
Задачи уголовно-исполнительного права:
- Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний
- Определение средств исправления осуждённых
- Охрана прав, свобод и законных интересов осуждённых
- Оказание осуждённым помощи в социальной адаптации
Принципы уголовно-исполнительного права в РФ
- Принципы уголовно-исполнительного права — это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.
- В Российском законодательстве принципы уголовно-исполнительного права закреплены в статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
- К принципам уголовно-исполнительного права относятся:
- Принцип законности
- Принцип гуманизма
- Принцип демократизма
- Принцип равенства осужденных перед законом
- Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания
- Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения
- Принцип соединения наказания с исправительным воздействием
См. также
Ссылки
Уголовно-исполнительное право: понятие, содержание, принципы, предмет и метод регулирования
Дать
понятие уголовно-исполнительного права
— значит, определить его задачи, функции,
предмет и метод регулирования, что, в
свою очередь, требует раскрытия понятий
уголовно-исполнительного правоотношения,
норм и системы уголовно-исполнительного
законодательства.
Но прежде, чем перейти
к освещению этих вопросов, необходимо
определить место, которое занимает
уголовно-исполнительное право в системе
права, поскольку от этого зависит и круг
рассматриваемых вопросов.
Так, если не
считать уголовно-исполнительное право
самостоятельной отраслью права, то сам
собой снимается вопрос о норме
уголовно-исполнительного права, об
уголовно-исполнительном правоотношении.
Первоначально
считалось, что исправительно-трудовое
право (так раньше называлось
уголовно-исполнительное право)
представляет собой специфическую часть,
подотрасль уголовного права.
По
мере развития исправительно-трудового
законодательства, включения в него норм
уголовного, уголовно-процессуального,
трудового, административного права
была высказана точка зрения, что
исправительно-трудовое право является
комплексной отраслью права. Но постепенно
появляется тенденция к выделению
исправительно-трудового права в
самостоятельную отрасль. Эту точку
зрения почти одновременно впервые
высказали А.С. Галесник и Б.С.
Утевский в 1957 г. В настоящее время
она общепризнанна.
———————————
См.: Галесник А.С. О проблемах системы
советского права // Советское государство
и право. 1957. N 2. С. 110.
См.: Утевский Б.С. Вопросы теории
исправительно-трудового права и практика
его применения // Советское государство
и право. 1957. N 2. С. 84.
Наибольший
вклад в обоснование и развитие
уголовно-исполнительного права внесли
такие ученые, как Н.А. Беляев, А.И. Зубков,
И.И. Карпец, А.С. Михлин, Н.А. Стручков,
Ю.М. Ткачевский, И.В. Шмаров.
Вместе
с тем нельзя забывать, что по отношению
к уголовно-исполнительному законодательству
уголовное право является базовым.
Поэтому следует считать, что уголовное
право — фундаментальная отрасль права,
а уголовно-исполнительное — специальная.
§ 2. Цели, задачи, функции и методы
-
уголовно-исполнительного
права -
Уголовно-исполнительное
право имеет своей целью обеспечение
исполнения уголовного наказания с тем,
чтобы оно не только являлось карой за
преступление, но и исправляло осужденных
в духе честного отношения к труду,
точного исполнения законов и уважения
к правилам общежития, предупреждало
совершение преступлений как осужденными,
так и иными лицами. -
Под
исполнением наказания понимается
определенная деятельность соответствующего
государственного органа, призванного
обеспечить отбывание осужденным
назначенного ему судом наказания. -
В
общей системе мер борьбы с преступностью
уголовно-исполнительное право выполняет
свою главную цель — исправление осужденных. -
Исправление
— это формирование у осужденных
уважительного отношения к человеку,
обществу, труду, нормам, правилам и
традициям человеческого общежития и
стимулирование правопослушного
поведения. -
Достижение
этой цели означает достижение цели
частной превенции, предупреждение
преступлений со стороны осужденных и
косвенно влияет на достижение цели
общего предупреждения — общей превенции.
Раньше
перед исполнением наказания ставилась
цель исправления и перевоспитания
осужденных . Законодатель употреблял
два этих термина, подчеркивая их различие.
———————————
См.: ст.
1 Исправительно-трудового кодекса
РСФСР. М., 1987.
Исправление
и перевоспитание имеют разные смысловые
значения в нравственном и юридическом
аспектах.
В
нравственном аспекте исправление
означает изменение к лучшему отдельных
взглядов, отдельных сторон человека,
когда в целом личность не нуждается в
коренной перестройке, а перевоспитание
— это переделка заново сознания человека
в процессе преодоления принадлежащих
ему принципиально неверных взглядов и
представлений.
В
юридическом аспекте исправление есть
такое изменение личности преступника,
которое превращает его в безопасного
и безвредного для общества человека.
Исправить — значит, добиться такого
положения, когда лицо больше не совершает
преступлений. Перевоспитание же
есть исправление преступника плюс
воспитание из него сознательного члена
общества.
Некоторые
авторы, например А.А. Пионтковский,
указывали, что именно перевоспитание
является основной задачей исправительных
учреждений .
———————————
См.: Пионтковский А.А. Учение о преступлении.
М., 1961. С. 21.
Другие
авторы, в частности М.Д. Шаргородский,
считали, что такая цель перед исправительными
учреждениями вообще не стоит, поскольку
воспитать сознательного гражданина
общества далеко не всегда удается даже
в условиях нормальной семьи, школы и
коллектива.
Тем более утопично ставить
эту цель перед мерами уголовного
наказания, где речь идет о наиболее
трудном воспитании контингента и где
условия воспитания более затруднены
. Постановка этой цели перед
применением наказания превосходит
действительные возможности исправительных
заведений.
Преувеличенные намерения,
оторванные от реальной пенитенциарной
действительности, ведут к идеализации
целей наказания: с теоретической точки
зрения это ошибочно, а с практической
— совсем нежелательно.
———————————
См.: Шаргородский М.Д. Наказание и его
эффективность. Л., 1973. С. 56.
Решение
цели исправления осужденных означает
и решение цели предупреждения совершения
ими новых преступлений, т.е. цели частной
превенции. Последнее вовсе не означает,
как считают А.И. Марцев и С.В.
Максимов,
что частнопревентивное воздействие на
осужденных ограничивается предупреждением
преступлений в период отбывания наказания
. Цель частной превенции состоит
в том, чтобы осужденные не совершали
новых преступлений как в период наказания,
так и после его отбытия.
Иначе все
разговоры об исправлении осужденных
оставались бы только словами и грош
цена была бы деятельности исправительных
учреждений.
———————————
См.: Марцев А.И., Максимов С.В. Общее
предупреждение преступлений и его
эффективность. Томск, 1989. С. 49.
Исполнение
наказания имеет также цель не допустить
совершения преступления иными лицами,
т.е. цель общей превенции. Следует
сказать, что ряд юристов, например И.С.
Ной, относятся скептически к
общепредупредительному эффекту
наказания. Они обосновывают это тем,
что, несмотря на применение мер наказания,
преступность не уменьшается .
Но
это говорит лишь о том, что только
наказанием с преступностью не справиться.
Трудно представить, какой уровень
преступности был бы в стране, если бы
не применялись существующие меры
наказания. Граждане не совершают
преступление не потому, что боятся
наказания, а потому, что преступление
противоречит их убеждениям.
Наказание
играет устрашающую роль для лиц, склонных
к совершению преступлений. Именно в
этом заключается цель общей превенции.
———————————
См.: Ной И.С. Сущность и функции уголовного
наказания. Саратов, 1973. С. 67.
Но
это не означает усиление репрессий и
жестокости наказаний. Еще Монтескье
указывал, что предупредительное значение
наказания обусловливается не его
жестокостью, а его неотвратимостью.
Важно не то, чтобы за преступление было
назначено тяжкое наказание, а то, чтобы
ни одно преступление не осталось
нераскрытым.
Это положение является
основным для правоохранительных органов,
для уголовной и уголовно-исполнительной
политики.
Таким
образом, цели уголовно-исполнительного
права как бы вытекают одна из другой,
являясь звеньями одной цепи. Задача
одного звена вытекает из задачи
предшествующего, она же служит средством
новой задачи в следующем звене и т.д.
Целью
уголовно-исполнительного права в
собственном смысле слова выступает
обеспечение исполнения наказания. А
это означает создание таких условий,
при которых наказание выполняло бы свою
главную цель — исправление осужденных.
В то же время исправление осужденных
является средством для достижения цели
предупреждения совершения ими новых
преступлений, т.е. цели частной превенции.
Строгое и точное исполнение наказания
необходимо для решения цели предупреждения
преступления иными лицами — цели общей
превенции.
И наконец, достижение всех
этих целей направлено на решение цели,
поставленной перед всеми правоохранительными
органами, — способствовать уменьшению
преступности.
-
Поставленные
перед уголовно-исполнительным
законодательством цели достигаются
путем решения конкретных задач: а)
регулирование порядка и условий
исполнения и отбывания наказаний; б)
определение средств исправления
осужденных; в) охрана их прав, свобод и
интересов; г) оказание осужденным помощи
в социальной адаптации. -
Решение
этих задач обеспечивается
социально-экономической базой и всем
правовым механизмом государства,
деятельностью его правоохранительных
и других органов, а также активным
участием в ней общественных формирований,
трудовых коллективов и отдельных граждан
. - ———————————
См.: Уголовно-исполнительное право
России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова.
М., 2006. С. 388.
-
Функции
уголовно-исполнительного права иногда
отождествляют либо с задачами права,
либо с его методами. -
Функциями
права являются: -
1)
организация общественных отношений; -
2)
охрана общественных отношений. -
Для
уголовно-исполнительного права основной
функцией является последняя. -
Можно
выделить следующие методы
уголовно-исполнительного права: -
1)
по способу правового регулирования —
императивный; -
2)
по способу воздействия на поведение
людей — запрещающий; -
3)
по характеру воздействия — карательный; -
4)
по способу реализации — метод санкций; -
5)
по характеру связей между участниками
правоотношений — метод власти и
подчинения. -
Методы
воздействия не сводятся к применению
наказания за нарушение норм
уголовно-исполнительного законодательства,
но тем не менее карательный метод служит
тем основным методом, при помощи которого
государство принуждает к соблюдению
этих норм.
Читать книгу «Краткий курс по уголовно-исполнительному праву» онлайн полностью???? — Коллектива авторов — MyBook
Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия, характеризующаяся собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.
- 1. Уголовно-исполнительное право понимается в следующих значениях:
- ☝ как отрасль законодательства, под которой понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания и применения иных мер уголовно-правового воздействия;
- ☝ отрасль науки, которая имеет свой предмет (действующее российское уголовно-исполнительное законодательство, историю его становления и развития, законодательство зарубежных стран);
- ☝ учебная дисциплина, под которой понимается учебный курс, построенный на систематизированном отображении уголовно-исполнительного законодательства и основных положениях науки уголовно-исполнительного права.
Предмет уголовно-исполнительного права – регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления.
- 2. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие:
- ✓ в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний;
- ✓ при применении иных мер уголовно-правового воздействия.
Согласно ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) к предмету уголовно-исполнительного права относятся:
- ✓ регламентация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих;
- ✓ установление порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;
- ✓ регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.
Под методом уголовно-исполнительного права понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.
3. Методы уголовно-исполнительного права подразделяются в зависимости:
✓ от способа регулирования – на императивный (властный), т. е. предполагающий первенство субъектов правоотношений;
✓ характера взаимосвязи субъектов – на метод власти и подчинения;
✓ характера воздействия на поведение людей – на карательный метод;
✓ способа воздействия – на базовый метод, т. е. запрет, наряду с которым применяются дозволение, предписание, поощрение.
Под принципами уголовно-исполнительного права понимаются руководящие правовые идеи, которые выражают основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.
4. Принципы уголовно-исполнительного права закреплены в ст. 8 УИК РФ. К ним, в частности, относятся следующие принципы:
- ✓ законности;
- ✓ гуманизма;
- ✓ демократизма;
- ✓ равенства осужденных перед законом;
- ✓ дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;
- ✓ рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;
- ✓ соединения наказания с исправительным воздействием.
- 5. Целями уголовно-исполнительного права являются:
- ✓ исправление осужденных;
- ✓ предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
- 6. Задачами уголовно-исполнительного права являются:
- ✓ регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;
- ✓ определение средств исправления осужденных;
- ✓ охрана их прав, свобод и законных интересов;
- ✓ оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
- 1. Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит:
- ☝ из УИК РФ;
- ☝ других федеральных законов.
- 2.
Уголовно-исполнительным законодательством РФ устанавливаются:
- ✓ общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ);
- ✓ порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;
- ✓ применение средств исправления осужденных;
- ✓ порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
- ✓ порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;
- ✓ порядок освобождения от наказания;
- ✓ порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
- 3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются:
- ✓ на Конституции РФ;
- ✓ общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ;
- ✓ строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
4. Если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.
Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
5. Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Под уголовно-исполнительной политикой понимается деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма его реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
1. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
- Одним из направлений социальной политики государства является политика в сфере борьбы с преступностью, которая должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств, а также основные направления, принципы, формы и методы контроля государства за преступностью.
- 2. Уголовно-исполнительная политика определяет:
- ☝ цели, задачи, принципы, стратегию и основные направления деятельности государства. Цели и принципы в области уголовно-исполнительной политики стабильны, так как базируются на международных положениях об обращении с осужденными, закрепленных в соответствующих международных актах и Конституции РФ;
- ☝ основные формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений.
- 3. Задачами уголовно-исполнительной политики являются:
- ✓ установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;
- ✓ обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;
- ✓ определение целей, принципов и общих положений исполнения видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;
- ✓ определение системы учреждений и органов, которые исполняют уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля их деятельности;
- ✓ определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных.
- 4. Уголовно-исполнительная политика закрепляется: 0 в УИК РФ;
- ✓ федеральных законах;
- ✓ постановлениях Правительства РФ по вопросам, которые связаны с исполнением наказаний.
- 5. Уголовно-исполнительную политику определяет комплекс социальных факторов, к которым относятся следующие:
☝ социально-политическое и экономическое состояние общества. Социально-политическое благополучие общества создает благоприятные условия успешной реализации целей и принципов политики в сфере исполнения наказания.
Дестабилизация социально-политической обстановки, социальная напряженность и социальные конфликты оказывают отрицательное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания.
Непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества;
☝ господствующие в обществе нравственные ценности и правовые представления. Политика в сфере исполнения наказания зависит от нравственного состояния общества и уровня его правового сознания. Обострение социальных отношений влияет на формирование уголовно-исполнительной политики: она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются;
- ☝ структура и динамика преступности в стране. На формирование и развитие уголовно-исполнительной политики влияет состояние преступности: при стабильном уровне преступности или его снижении политика в данной области, как правило, более гуманна; рост преступности приводит к более жестким мерам в области уголовно-исполнительной политики;
- ☝ требования международных актов о правах человека и об обращении с осужденными;
- ☝ деятельность международных организаций;
- ☝ развитие общественных наук.
- 6. Субъектами формирования политики в сфере исполнения наказаний являются:
- ☝ Президент РФ, который определяет основные направления внутренней политики государства, в том числе в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть уголовно-исполнительная политика);
- ☝ Федеральное Собрание РФ, которое принимает в том числе и уголовно-исполнительные законы, оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания.
- 7. Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов:
- ✓ департамента судебных приставов;
- ✓ органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями;
- ✓ учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.
4. Нормы уголовно-исполнительного права
Норма уголовно-исполнительного права – это общеобязательное, формально определенное, должное поведение участников правоотношений, возникающее по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
1. Нормы являются основным элементом отрасли права, которые образуют комплекс норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, возникающих при исполнении наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
2. Нормы уголовно-исполнительного права состоят из трех элементов:
1) гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого эта норма должна применяться, и определяет участников правового отношения. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для ряда норм. В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте;
2) диспозиция устанавливает должное правило поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности;
3) санкция содержит указания на те правовые последствия, которые следуют за нарушение требований диспозиции нормы. Санкции норм уголовно-исполнительного права могут находиться в другой статье, а применяться за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к осужденному.
- Такое структурное разделение норм характерно и для обязывающих, запрещающих и упорядочивающих норм уголовно-исполнительного права.
- 3. Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на следующие виды:
- ✓ регулятивные нормы, которые устанавливают права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных прав и обязанностей они подразделяются на обязывающие (устанавливают требования совершать определенные действия), уполномочивающие (разрешают субъектам правоотношений по своему усмотрению определять свое поведение) и запрещающие (требуют от субъектов воздержаться от указанных в них действий);
- ✓ поощрительные нормы предоставляют субъекту право лишь тогда, когда он сам создал для этого основание. Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных;
- ✓ охранительные нормы обеспечивают защиту правоотношений, которые возникают в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, а также реализацию иных норм уголовно-исполнительного права;