Администрация города Выкса / Органы МСУ / Исполнительная власть / Управления и отделы администрации округа / Управление образования / Отчеты / «Инфраструктура образования – как одно из условий достижения качественного образования»

«Инфраструктура образования – как одно из условий достижения качественного образования»

Выступление  начальника управления образования администрации городского округа город Выкса Н.Ф. Илюшковой на августовской педагогической конференции:  «Инфраструктура  образования – как  одно  из  условий  достижения качественного  образования»!

  Августовская  педагогическая  конференция.  Для  нас  с  вами  это  важное  традиционное  мероприятие,  которым  мы  открываем  новый  учебный  год. А  ведь  их  начало  восходит  к сороковым  годам  XIX  века,  когда  земские  учителя  стали  проводить  по  своей  инициативе  профессиональные  встречи.  Обсуждали  содержание  программ  и  учебников,  методы  преподавания,  гигиенические  требования  к  школе.  Никто  не  заставлял  земское  учительство  тратить  время  и  деньги  (10-15  рублей – огромная  по  тем  временам  сумма!)  из  своего  скромного  жалования  на  проживание  в  городе  и  на  книги.  Такова  была  профессиональная    и  гражданская  потребность  наших  предшественников.  Доброе  дело  выдержало  испытание  временем,  давно  ведь  известно:  жизнеспособно  лишь  то,  что  растет  снизу – от  земли…
  Тема  нашей  конференции  2013  года  «Инфраструктура  образования – как  одно  из  условий  достижения качественного  образования»  Сегодня  государство  отводит  образованию  особую  роль.  Развитие  инновационной  экономики и  страны  в  целом напрямую  связывают  с  качеством  образования.  Именно  оно  формирует  личность,  образ  жизни  народа,  передает  новым  поколениям  ценности  нации.
  Система  образования  городского  округа  города  Выкса  как  составная  часть  российского  образовательного  пространства  развивается  в  соответствии  с  современными  потребностями  общества  и  рынка  труда.  Стабильная  экономическая  база  района  в  целом, динамичный  рост  производства,  лидирующие  позиции  металлургической  промышленности,  поступательное  развитие  сельского  хозяйства, высокая  концентрация  технологического,  образовательного  и  культурного  потенциала,  активная  инвестиционная  деятельность задают муниципальной   системе образования   вектор  и  динамику  развития. 
   Прошедший  учебный  год  оставил  значимый  след  в  истории  образования  городского  округа  города  Выкса.  Участие  в  федеральных  проектах  и областных  целевых  программах  позволило  значительно  улучшить  инфраструктуру  системы  образования.  1  сентября  2012  года  было  введено  в  эксплуатацию  новое  здание  Гимназии  № 14,  завершено  строительство  учительского  дома  в  селе  Сноведь,  что  позволит  первоклассникам  осваивать  стандарты  начального  общего образования,  не  выезжая  из  села. 
  Отдельным  блоком  мы  сегодня  вынесли  вопрос  реализации  программы  доступности  дошкольного  образования,  которая  позволила  в  этом  году  ликвидировать  очередность  в  муниципальные  дошкольные  учреждения  детей  с  3-х  до  7-ми  лет.
  С  2006 года  в  округе  действует  областная  целевая  программа  поддержки  молодых  специалистов  образования.  В  2013  году  ее  участниками  стали  7  человек.  За  все  годы  реализации   63  педагога  успешно  трудятся  на  «ниве  просвещения»,  имея  жилье  и  автомобиль.
  Системные  изменения  произошли в  школьном  образовании  в  результате  реализации  проекта  модернизации.  На  протяжении  трех  лет  в  школы  было  закуплено  учебно-лабораторное  и  учебно- производственное  оборудование,  спортивный  инвентарь  и  компьютеры,  школьная  мебель  и  технологическое  оборудование  для  школьных  столовых,  оснащение  для  медицинских  кабинетов  и  интерактивные  доски,  школьные  автобусы  и  микроавтобусы.  90%  школ  увеличили  скорость  подключения  к  сети  Интернет.  Сегодня  мы  можем  сказать,  что  все  начальные  классы  округа,  а  их    184,    обеспечены   электронными  образовательными  ресурсами.
  Более  23 млн. рублей  из  федерального, 25  млн. рублей   из  областного  и  35 млн. рублей  из  местного  бюджетов    израсходовано на  инфраструктуру   образовательных  учреждений.
    Результатом  совместной  работы  Администрации  округа,  управления  образования  и  руководителей учреждений  по  созданию  современной  образовательной  инфраструктуры  является  готовность  образовательных  учреждений  к  новому  учебному  году.  В  текущем году  во  всех  образовательных  учреждениях  проведены  мероприятия  по  энергоаудиту,  на  основании  которых  разрабатывается  муниципальная  программа  по  энергосбережению  и  повышению  энергетической  эффективности  зданий до  2016  года.   На  реализацию  данной  программы,  а  это  замена  систем  отопления,  окон,   электропроводки  и  канализации,  необходимы  значительные  финансовые  средства.   Итогом  энергоэффективного  и  ресурсосберегающего  поведения  должно  стать  создание  комфортных  условий  обучения  и  эффективность  использования  финансовых  средств. 

      Вместе  с  тем  сегодня  очень  остро  встает  вопрос  увеличения  количества  классов,  работающих  во  вторую  смену.   Наши  городские  школы  стали  тесными,  поэтому     в  этом  учебном  году  мы  планируем  подготовку  и  корректировку  проектной  документации  на  пристрои  к  школам  10,  Вильской,  Коррекционной.  Кроме  того,  нам  необходимо  продумать  совместную  работу   с  нашими  партнерами -  государственными  образовательными  учреждениями  среднего  профессионального  образования:  ВМТ, ПК и ИК.   Профессиональная  ориентация  на  профессии,  необходимые  нашему  городу  и  заводу,  будет  способствовать  тому, чтобы  молодежь  оставалась  в  Выксе. 
  Одним  из  главных аспектов  Проекта  модернизации  региональной  системы  общего  образования – повышение  средней  заработной  платы  педагогических  работников  образовательных  учреждений  и  доведение  ее  до  уровня,  указанного  в  соглашениях  между  министерством  образования  и  администрацией  городского  округа. Сегодня  уровень  среднемесячной  заработной  платы  учителей,  воспитателей,  педагогов  дополнительного  образования  нашего  округа  выше  областного,  и  мне  хотелось бы  еще  раз   обратить  ваше  внимание, какую  значимость   уделяет  Президент  РФ  В.В.Путин, заработной  плате  учителей. «Образование  -  приоритет  государства.  От  него  зависит  и  будущее  конкретного  человека,  конкретной  семьи,  и  будущее  всей  страны ». 
    Одним  из  основных  условий  эффективного  использования  всех  ресурсов отрасли  является  оптимальная  муниципальная  сеть  учреждений образования,  удовлетворяющая  потребности  жителей  городского  округа.  61  учреждение  разных  типов  и  видов  входит  в  систему  муниципального  образовательного  комплекса.  В  прошедшем  году  не  закрыто  ни  одно    учреждение  образования.  Проводится  работа  по  расширению  сети  дошкольных  учреждений,  оптимизируется  структура  учреждений  дополнительного  образования  для  детей.
   Лицензирование  и  государственная  аккредитация  представляют  собой  единую  систему  оценки  условий,  содержания  и  результатов  деятельности  образовательного  учреждения.  На  сегодняшний  день  все  школы,  детские  сады  и  учреждения  дополнительного  образования  имеют  лицензию  на  осуществление  образовательной  деятельности.  
  Это  означает,  что  условия   соответствуют  государственным  требованиям.     А  вот  подтверждением  соответствия  качества  образования  реализуемым  программам  установленным  государственным  образовательным  стандартам,  а  также  установлением  статуса  образовательного  учреждения  занимается  процедура  государственной  аккредитации. За  прошедший  учебный  год  государственную  аккредитацию  в  городском  округе  проходило  11    школ.  По  итогам  проведенной  экспертизы  и результатам  тестирования  все  образовательные  учреждения  успешно  справились  и  получили  свидетельства  о  государственной  аккредитации.  
  Одним  из  критериев условий  качества  образования  выступают  кадры.    
  Профессиональная  компетентность,  педагогический  такт,  социальная  активность,  ориентированная  на  гуманистические ценности  должны  отличать  современного  педагога,  которому  отводится  ключевая  роль  в  формировании  будущего  поколения.  Сегодня  государство  и  общество  предъявляет  к  педагогической  общественности  очень  высокие  требования.  В  век  скоростного  интернета  и  интерактивных  технологий   учитель  должен  постоянно  совершенствоваться.  А  с  вступлением  в  силу  с  1  сентября  этого  года  нового  закона  «Об  образовании»  в  нашей  сфере  должны  работать  только  люди  с  высшим  педагогическим  образованием.
   Оценкой  уровня  квалификации  педагога  является  аттестация.   Сравнивая  ее  показатели  с  результатами  прошлого  учебного  года  можно  сделать  вывод  о  профессиональном  росте  педагогов,  адаптации  их  к  требованиям,  обозначенным  в  новом  Порядке аттестации  педагогических  работников.   Вместе  с  тем  нам  есть  к  чему  стремиться:  ведь Президентом  РФ  поставлена  задача  довести  до  33%  количество  педагогов  с  высшей  категорией  к  2020  году.(Две  тысячи  двадцатому  году)
Переход  школы  на  новый  качественный  уровень  развития  невозможен  без  инновационной  деятельности.   Участие  в  экспериментах  позволяет  педагогическому  сообществу  успешно  реализовывать  новые  модели  как  в  учебной,  так  и  во  внеурочной  деятельности.
Повышение  мастерства  учителя  напрямую  связано  с  повышением  качества  образования.  75%  школ  увеличили качественную  составляющую, и  это  значительно  сказалось  на  повышении  в  целом  по  округу.
   Рост  качества  обучения  подтверждается  результатами  государственной  итоговой  аттестации.  В  рейтинге  муниципальных  образований  области  по  результатам  ЕГЭ  мы  улучшили  свои  показатели  по  информатике,  литературе,  физике,  истории,  обществознании,  географии,  английскому  языку  выше  областного.   2  Выпускника  восьмой  школы  получили  высший  балл  100.  Лукин  Александр  по  математике  и  Тарасова  Ольга  по  химии.    На  слайде  вы  видите  рейтинг  школ  по  результатам  ЕГЭ.  Лучшие  - МБОУ СОШ №8,  Гимназия  14 и  значительно  улучшили  свои  показатели  МБОУ СОШ №4,6,11.  По  результатам  итоговой  аттестации    42 выпускника общеобразовательных  школ  награждены  золотыми и  серебряными  медалями  «За  особые  успехи  в  учении».
  Вместе  с  тем  результаты  ГИА  в  9-х  классах   ниже  областных  показателей,  как  по  русскому  языку,  так  и  по  математике.  Снижается  %  успеваемости  обучения  в  целом.  А  это значит, что  индивидуальный  подход необходим   каждому  ученику,  также  как  и  к учителю. 
  Работа  по  развитию  системы  выявления,  поддержки  и  сопровождения  талантливых  детей – один  из  главных  приоритетов  развития  современной  российской  стратегии.  Участие  во  Всероссийской  олимпиаде  школьников  по  общеобразовательным  предметам  способствует   развитию  углубленного  интереса  учащихся  к  научно-  исследовательской  деятельности  и  пропаганде  научных  знаний. Увеличивается  количество  школьников,  участвующих  в  региональном  этапе,  и  конечно  успехи  Софьи  Кухно  на  Всероссийском  этапе  свидетельствуют  о  высоком  уровне  преподавания  истории  и  обществознании  в  Гимназии  №14.
  С  2006  года  в  Выксе  успешно  работает  Научное  общество  обучающихся  сокращенно  НОО.  Сегодня  наше  НОО  -  это  600  ребят  из 16  школ  под  руководством  100  учителей.  Творческий  союз  ученика  и  учителя,  что  может  быть  лучше.  Именно  здесь  рождаются  интересные  идеи  и  воплощаются  самые  невероятные  творческие  планы.  Почувствовать  себя  исследователем,  поучаствовать  в  публичной  защите,  и  не  только на  районном  уровне,  формирует  у  ребят  устойчивый  интерес  как  к  предмету,  так  и возможно  к  будущей  профессии.  А задача  управления  образования  шире  пропагандировать  и  стимулировать данную  форму  работы с  одаренными  детьми.
   Одно  из  основных  направлений  развития  и  совершенствования  системы  образования – переход  на  новые  образовательные  стандарты.  В  этом  учебном  году    в  соответствии  с  графиком  перехода  на  ФГОС    по  новым  стандартам  будут  обучаться  1,2,3-и  классы.  Все  школы  округа  приняли  необходимые  меры  по  обеспечению  обучающихся  учебниками,  электронными  образовательными  ресурсами,  в  плановом  порядке  организуется  курсовая  подготовка  педагогов  к  переходу  на  новые  стандарты.  Внеурочная  деятельность  организована  с  учетом  запросов  родителей,  специфики  образовательной  деятельности  и  кадровых  возможностей  образовательных  учреждений.    Управление  образования  городского  округа  города  Выкса  обеспечивает  реализацию  основных  направлений  перехода  на  ФГОС  и  осуществляет  регулярный  мониторинг  деятельности  общеобразовательных  школ  по  всем  его  направлениям.
  Школьные  годы -  важный  период  детства  и  юности,  значимый  для  каждого  человека  и  сам  по  себе,  и  как  этап  подготовки  личности  к  дальнейшей  взрослой  жизни,  трудовой  деятельности, созданию  семьи. 
Мы  должны  создать  для  подрастающего  поколения  здоровьесберегающую  среду  в  каждом образовательном  учреждении,  обеспечить  условия  для  здорового  образа  жизни.   За  последние  три  года   значительно   увеличилось  количество медицинских  кабинетов,  спортивных  залов  и  спортивных  площадок,  пищеблоков, оборудованных  в  соответствии  со  всеми  требованиями.  Заключены  договора  с  Выксунской    центральной  больницей  на проведение  лечебно-профилактической  деятельности  среди  школьников  и  воспитанников  детских  садов.
  Совместно  с  медицинскими  работниками  постоянно  осуществляется  диагностика  состояния  здоровья.  Сегодня нам  необходимо  ужесточить  требования  к  профилактике  инфекционных  заболеваний.  Вовремя  сделанные  прививки  позволят  снижать  эпидемический  порог,   а  самое  главное  сохранять  здоровье  детей. 
  В  особой  заботе  и  внимании  нуждаются  дети  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  За  последние  три  года  количество  таких  детей  возросло  на  0,3%.   Предоставление  возможности  обучения  по  индивидуальным  программам,  оказание  психолого-педагогических  услуг  специалистами-дефектологами  позволяет  обеспечить  равные  права  граждан  на  получение  качественного  образования.  Особенно  актуально  сегодня  использование  дистанционных  образовательных  технологий  для  детей,  которые  в  силу  особенностей  своего  развития  и  здоровья  не  могут  посещать  школу  и  нуждаются  в  обучении  на  дому.  Сегодня  у  нас  пока  одному   ученику  из  МБОУ СОШ №  11  Ильичеву  Владиславу  предоставляются  образовательные  услуги  с  использованием ДОТ,  на  2013\2014  год  планируется  еще  3  обучающихся  перевести  на  ДОТ.
  Вместе  с  тем,   анализ  работы  районной  психолого-медико-педагогической  комиссии  показал снижение  численности  детей,  с  нарушениями  психического  развития.
   Остается  востребованным  реализация  специального  коррекционного  обучения   по  программам  VII  вида. Опыт  работы  такого  класса  на  базе  школы  п. Дружба  тому  подтверждение.
   Все  мы  прекрасно  понимаем,   что  полноценное  горячее  питание  для  растущего  организма  является  одним  из  главных  условий  сохранения здоровья.  Сегодня  практически  во  всех  школьных  столовых  и  пищеблоках  созданы  условия  для   качественного  приготовления  пищи.     В  тоже  время  проблема  низкого  охвата  школьников  горячим  питанием  в  нашем  округе  встает  очень  остро.  Только  совместная  работа  управления  образования,  обслуживающей  организации  ООО  «Мост»,  руководства  образовательных  учреждений,   педагогов  и  родителей  поможет  ее  решить.  Пропаганда  здорового  образа  жизни,  качественного  питания  должны  стать  для  каждого  классного  руководителя,  заместителя  директора  по  воспитательной  работе,  социального  педагога  главной  задачей  воспитательного  процесса.
  Приоритетным  методом  сохранения  и  укрепления  здоровья  детей  и  подростков  в  школе  является  рациональное  использование  оптимальной  двигательной  активности,  соответствующей  научно-обоснованным  гигиеническим  нормативам.  Разработанные  физкультурно-оздоровительные  программы,  осуществление  нормированной  спортивной и  учебной  нагрузок,   валеологическая  обоснованность  расписания  позволяют  понизить  утомление  учащихся  при  освоении  школьной  программы.  
    На  протяжении  9  лет  в  округе  реализуется  спортивная  оздоровительная  программа  «Президентские  состязания»,  в  которых  в  этом  году  приняли  участие  400  школьников  в  6  спортивных  показателях.  В  рамках  этой  программы  проводится  мониторинг  физической  подготовленности  обучающихся.  Результаты  мониторинга  показали,  что  90%  ребят  с  первого  по  одиннадцатый  класс  выполняют  нормативы  президентских  тестов.  Ежегодно  проводится  спартакиада  школьников,  различные  спортивные  праздники  и  турниры,  Дни  здоровья,  лыжные  фестивали  и программа  «Мини-футбол  в  школу»,  Ярмарка  спорта  и   школьная  баскетбольная  лига  «КЭС –Баскет».   Осуществить  все  мероприятия   невозможно  без  привлечения  к  данной  работе  педагогов,  тренеров-специалистов,  родителей.  Все  это  формирует  здоровый  образ  жизни.
  Большое  внимание  оздоровлению  и  занятости  детей  и  подростков  отводится  в  каникулярный  период.    Реализация  межведомственной  комплексной  программы  «Каникулы – адрес  детства»,  цель  которой – создание целостного  каникулярного  пространства, позволяет  выйти  на  качественно  новый  уровень  организации  отдыха,  оздоровления  и  занятости  детей  и  молодежи.  Здесь  нашими  партнерами  становятся  большое  множество  различных  служб,  ведомств  и  структурных  подразделения  администрации  городского  округа.     Под  руководством  координационного  совета   организованы  различные  формы  отдыха,  оздоровления  и  занятости  детей  и  молодежи.  А  суммарное  финансирование  из  областного  и местного  бюджетов  составило более  37   млн. рублей.
  В  2013  году  государственной  системе  дополнительного  образования  детей  в  нашей  стране  исполняется  95  лет.
  Дополнительное  образование,  охватывающее  широкий  спектр  организационных  форм  и  содержательных  направлений,  способствует  решению  ключевых  задач  социально-экономического  развития  общества,  раскрывает  творческий  потенциал  личности,  формирует  активную  жизненную  позицию.
  Структурные  изменения,  коснувшиеся  учреждений  дополнительного  образования  городского  округа,  не  повлияли  на  доступность  внешкольных  учреждений.  Общий  охват  дополнительным  образованием  детей  и  подростков  в  округе  увеличился  с  65%  до  70%.  Особенно  заметен  его  рост  в  учреждениях  дополнительного  образования  и  в  школах,  что  актуально  в  рамках  введения  ФГОС  и  мероприятий  «дорожной  карты».  Расширился  спектр  предоставляемых  услуг,  реализующих  новые  проекты.  Активность  детей  подтверждается  высоким  уровнем  участия  в  многочисленных  конкурсах,  акциях,  смотрах,  соревнованиях,  выставках,  праздниках,  фестивалях.  Наши  дети  призеры  и  лауреаты  как  региональных,  так  и  федеральных  смотров  и  конкурсов,  а  самое  главное  они  уже  в  юном  возрасте  защищают  честь  своей  малой  родины,  принося  ей  славу  и  процветание.
  Говоря  о  проводимой  воспитательной  работе, мне  хотелось  бы  подчеркнуть  следующую  мысль:  образовательный  процесс  имеет  2  важные  составляющие  обучение  и  воспитание.  Еще  К.Д.Ушинский  говорил  о  бессмысленности  образования,  когда  в  нем  отсутствует  духовно-нравственное  начало.  Пример  такого  образования  без  воспитания  можно  сравнить  с  плывущим  кораблем,  у  которого  рядом  с  компасом  лежит  магнит,  корабль  может  быть  прекрасно  оснащен,  но  при  неверном  курсе  он  неизбежно  потерпит  поражение.  
  Если  каждый  из  нас  на  своем  рабочем  месте,  будь  то  руководитель,  учитель,  воспитатель  сада,  педагог  дополнительного  образования  не  будет  выполнять  основную  функцию  учить  и  воспитывать,  то  именно в  этом  и  будет  скрыта  причина  наших  педагогических  промахов.  У  нас  немало  ярких  примеров  достойно  проводимой  воспитательной  работы.  Это  и  работа  по  духовно-нравственному  воспитанию  совместно  с  Выксунской  и  Павловской  Епархией  и  Выксунским  благочинием;  профилактика  дорожно-транспортного  травматизма  совместно  с  работниками  Госавтоинспекции,  профилактика  правонарушений  совместно  с КДН и ОПДН.  Наиболее  значимым  массовым  мероприятием,  направленным  на  профилактику  наркомании стал месячник   «Мы  выбираем  жизнь». ( ролик)
Широкое  распространение  в  районе  получила  организация  детского  самоуправления,  которая  осуществляется  через  районную  детскую  организацию  «Союз».  Положительный  эффект  имеет  волонтерское  движение   в  рамках  реализации  программы  «Выбери  жизнь».
2013  год  в  России   объявлен  годом  охраны  окружающей  среды.  
Участие  в  акциях «Чистый  город»  и  «Весенний  скворечник»,     Всероссийский  экологический  проект  «Сделаем!»  формируют  у  школьников  экологическую  культуру,  учат  сохранять  и  приумножать природу родного  края.
    Сегодня  в  обществе,  в  семье  велик  дефицит  добра  и  милосердия.  Распространенность  семейного  неблагополучия  и,  как  следствие, -  практики  лишения  родительских  прав - обозначены  среди  основных  проблем  в  сфере детства  Национальной  стратегии  действий  в  интересах  детей. 
  Количество  лишенных  родительских  прав  на  территории  округа  постепенно  снижается:  от  41  родителя  в  2010,  до  26 – в  2012.  Это  и  результат  демографической ситуации,  и  системной  профилактической  работы  с  семьями.     Ключевым  принципом  Национальной  стратегии  действий  в  интересах  детей  является  реализация  основополагающего  права  каждого  ребенка  жить  и  воспитываться  в  семье.  Ожидаемый  результат,  обозначенный  в  национальной  стратегии, -  увеличение  доли  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  воспитывающихся  в  семьях  граждан,  до  90 %.  Считаем,  что  этого  можно  достичь  только  при  тесном  взаимодействии  всех  субъектов  профилактики,  при  обеспечении  четкой  координации  по  работе  с  семьей.
  Уважаемые  коллеги!  Нам   необходимо  развивать  партнерские  отношения  с  родителями,  использовать  их  потенциал  в  государственно-общественном  управлении:  советах  школ,  управляющих  советах, учительско – родительских  патрулях,  Советах  отцов.  Пропагандировать  опыт  семейного  воспитания  на  школьных  сайтах,  поднимать  авторитет  института  семьи  и  семейных  ценностей.
  Заканчивая  свое  выступление   хочу  сказать  следующее:
Практически  ежедневно  происходят  события,  существенно  меняющие  материальную  основу  образования,  содержание  образовательного  процесса,  технологии  и  методики  обучения.  Но  как  и  много  лет  назад  неизменной  остается  роль  педагога – учить  и  воспитывать  детей.  Ни  одно  наглядное  пособие  не  заменит  учителя.  Информационные  современные  методы  и  приемы  глухи  и  слепы  без  мудрого  и  доброго  наставника.  Я  благодарю  вас  всех  за  работу  и  рассчитываю  на  сотрудничество  и  диалог  с  каждым.  Поздравляю  вас  с  началом  нового  учебного  года,  желаю,  чтобы  этот  год  стал  успешным  для  каждого  в  профессиональном  развитии,  стал  ростом  мастерства  и  качества работы,  удовлетворения  от  ее  результатов.  Единства  и  созидания  всем!   Мы  нужны  нашим  детям!  Спасибо  за  внимание.

Комментарии

    Комментарии могут оставить только зарегистрированные пользователи.

    Яндекс.Метрика