К 25 -летию избирательной системы Российской Федерации

2018 год – юбилейный год для российской избирательной системы.

На всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года был принят Основной закон нашей страны.

Положения Конституции Российской Федерации создают достаточную базу для формирования в России эффективного и действенного гражданского общества, его активного участия в политической жизни страны.

Россия является правовым демократическим государством, а это означает, что российским гражданам предоставлены значительные юридически закрепленные возможности активно участвовать в формировании и развитии государства, определять направление его политического курса.

25 лет назад, с принятием Конституции Российской Федерации, в России были заложены основные подходы в определении и развитии избирательной системы страны.

Сегодня выборы – это высшее и реальное выражение власти народа. Так было не всегда. За четверть века произошли колоссальные изменения, когда формировалась, совершенствовалась и обретала собственное лицо новая избирательная система Российской Федерации.

21 сентября 1993 года, когда вышел Указ Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ».

Документ начинался со слов, больше похожих на сводку экстренных новостей: в России «сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны». Далее следовала жесткая критика Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и постановление о прекращении их деятельности. Здесь же утверждался ряд положений, касающихся будущих парламентских выборов.

 

29 сентября 1993 года  Указом Президента РФ «О составе Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» был сформирован первый состав Центризбиркома на постоянной основе со сроком полномочий 4 года.

Избирательная кампания 1993 года проходила в  особой  атмосфере.

Прекращение деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов, экстренное назначение выборов в новый законодательный орган государственной власти страны — Федеральное Собрание Российской Федерации на 12 декабря 1993 года — всем этим были обусловлены максимально сжатые сроки проведения избирательной кампании. К тому же выборы были совмещены с всенародным голосованием по проекту новой российской Конституции, представленному Президентом Российской Федерации.

Вынесение на всенародное голосование проекта новой Конституции, осуществлялось на основе Указа Президента РФ от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», в котором признавалась незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, определялись условия и порядок проведения всенародного голосования.

В бюллетень для голосования включалась формулировка: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?», предполагающая ответ «Да» или «Нет», а также устанавливалось, что в случае принятия Конституции, она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.

19 октября того же года выходит Указ Президента № 1661 «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года». К участию в выборах в Федеральное Собрание и представительные органы субъектов не допускались избирательные объединения и лица, выступившие организаторами вооруженного мятежа 3-4 октября в Москве. В Указе поясняется, что тем, «кто уже обагрил свои руки кровью» непозволительно использовать в своих интересах «демократические институты, прежде всего выборы».

Своими указами Президент Российской Федерации сформировал Центральную избирательную комиссию, утвердил Положение о Комиссии, в соответствии с которым она была призвана обеспечивать возможность свободного волеизъявления граждан, единообразное применение законодательства, решать иные вопросы, входящие в ее компетенцию, определил местопребывание Комиссии. 1 октября 1993 года в Москве состоялось первое заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

И референдум по Конституции, и парламентские выборы состоялись 12 декабря 1993 года. Новую Конституцию РФ одобрили 58,43% граждан, принявших участие в референдуме. Участие в голосовании приняло 54,8 % избирателей, включенных в список.

Выборы 450 депутатов в Госдуму проводились по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе: 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, еще 225 — по общефедеральному избирательному округу по спискам кандидатов от избирательных объединений.

Мажоритарная система относительного большинства применялась при выборах 178 депутатов Совета Федерации.

Всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации и выборы в Федеральное Собрание явились решающим условием политической стабильности в обществе, заложили политико-правовые основы гражданского согласия и партнерства, становления многопартийной системы, появления политических партий и движений парламентского типа, преобразования процедуры формального голосования, каким оно преимущественно было в советский период, в реальную технологию выбора между различными политическими конкурентными избирательными (общественными) объединениями, участвующими в борьбе за государственную власть в соответствии с волеизъявлением избирателей.

По завершении избирательной кампании Указом Президента от 20 декабря 1993 года «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия по выборам в Совет Федерации и по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации была преобразована в Центральную избирательную комиссию РФ, действующую на постоянной основе, и поставлена во главе системы избирательных комиссий, образуемых для проведения различных выборов. Этим же Указом признается независимость Центризбиркома от других государственных органов при подготовке и проведении выборов. Комиссии совместно с Министерством юстиции РФ поручается разработать проекты федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и федерального конституционного закона о референдуме Российской Федерации.

25 декабря 1993 года в «Российской газете» опубликована новая Конституция Российской Федерации – важнейший политико-правовой нормативный акт, вступивший в силу на всей территории России.

После проведения первых выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации и принятия в результате всенародного голосования новой Конституции РФ развитие избирательного права происходило уже на конституционной основе.

На федеральном уровне и в каждом из российских субъектов были приняты пакеты законодательных и иных правовых актов, содержащих нормы избирательного права.

В августе 1994 года был издан Указ Президента Российской  Федерации «О разработке и создании  государственной автоматизированной системы  «Выборы».

Фактически через год после принятия Конституции вступает в силу Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» - первый закон, направленный на регулирование выборов. В нем не только был закреплен правовой механизм защиты избирательных прав граждан – их нарушение могло быть обжаловано в суд или вышестоящую комиссию. Была определена система избирательных комиссий, введена норма о сроках завершения предвыборной агитации (в предшествующий выборам день), а институт общественного контроля был дополнен таким существенным элементом как международное наблюдение. Впоследствии все федеральные законы о выборах разрабатывались и принимались в соответствии с указанным Федеральным законом.

17 мая 1995 года Федеральный закон № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» приходит на смену Закону РСФСР «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 года. Правом выдвижения кандидата на должность Президента РФ наделялись непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Для регистрации кандидата в его поддержку требовалось собрать не менее одного миллиона подписей избирателей. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из более двух кандидатов на должность Президента не был избран, то назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов.

Тем же 1995 годом датируется Федеральный закон от 21 июня № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

17 декабря 1995 года  прошли выборы депутатов Государственной Думы России второго созыва, а в субъектах Российской федерациив этот день состоялось голосование на региональных и местных выборах.

16 июня 1996 года прошли выборы Президента Российской Федерации .По результатам повторного голосования избран Б.Н.Ельцын.

Комплексное совершенствование регулирования избирательных прав граждан и избирательной системы в России продолжалось, и 30 сентября 1997 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (сменивший Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 1994 года). Новый закон более детально регулирует основные избирательные процедуры и институты, устанавливает обязательность и периодичность выборов, а также вводит порядок проведения референдумов.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», став приоритетным по отношению к иным законам, регулирующим выборы и референдумы, потребовал масштабной работы по приведению в соответствие с новыми нормами федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», а также всего массива законодательства о выборах и референдумах в субъектах РФ.

Вместе с федеральным избирательным законодательством о выборах развивалось и соответствующее региональное избирательное законодательство.

В 1997 году постановлением ЦИК РФ было утверждено Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей , участников референдума в Российской Федерации.

19 декабря 1999 года состоялись выборы депутатов государственной Думы третьего созыва. В марте 200 года прошли досрочные выборы Президента Российской Федерации. Президентом России был избран В.В.Путин.

12 июня 2002 года был принят Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

67-ой Федеральный закон, являясь в сфере избирательного законодательства основным, рамочным, устанавливает принципы проведения выборов и референдумов в России, определяет основные гарантии избирательных прав. Другие Федеральные законы, уставы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в нашей стране, не должны противоречить ФЗ-67. Региональному законодателю предоставлено право лишь дополнять гарантии реализации гражданами России конституционного права на участие в выборах и референдумах.

В январе 2003 года был принят Федеральный закон №20-З « О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

В июне 2004 года принят Федеральный конституционный закон « О референдуме Российской Федерации».

В мае 2009 года принят Федеральный закон №95-З «О гаранитях равенства парламентских партий при освещении их деятельности общедоступными телеканалами и радиоканалами».

В сентябре 2010 года постановление6м ЦИК России утверждается Временный порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещении для голосования , которым  избирательные комиссии субъектов РФ руководствуются при оснащении помещений для голосования  средствами видеонаблюдения и трансляции избирательного процесса  на участках голосования.

 Федеральный закон № 67 –ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации »  со времени принятия более 100 раз претерпевал изменения.

Ряд поправок носил в определенной степени технический характер, а в ряде случаев нормы Закона менялись кардинально. Среди масштабных – изменения, которые были связаны, например, с отменой прямых выборов высших должностных лиц субъектов РФ в 2004 году и возвращением к прямым выборам в 2012 году; с увеличением срока полномочий Президента Российской Федерации (с 4 до 6 лет) и Государственной Думы (с 4 до 5 лет).

Кроме того, за это время появились единые дни голосования (сначала второе воскресенье марта и второе воскресенье октября, а с 2013 года – второе воскресенье сентября). Также среди знаковых изменений: в 2005 году введены понятия электронного голосования, комплексов для электронного голосования, в 2006 году в избирательном бюллетене отменена строка «Против всех».

Изменения коснулись и самих избирательных комиссий, например, в 2010 году срок полномочий комиссий, действующих на постоянной основе, увеличился с 4 до 5 лет.

 С 1 ноября 2012 года по всей стране составы участковых избирательных комиссий (а также их резерва) формируются сроком на пять лет.

В 2017 году федеральным законодательством  предусмотрен новый порядок включения избирателей в список избирателей, предоставляющий право и возможность принять участие в голосовании на том избирательном участке , где он будет находиться в день голосования («Мобильный избиратель»).

На современном этапе развития российской избирательной системы можно говорить о наличии не только законодательной базы, соответствующей общепринятым демократическим стандартам и регулирующей избирательные процедуры, но и о работающей на постоянной основе системе избирательных комиссий, профессионально занимающихся вопросами проведения выборов и референдумов.

За минувшее десятилетие избирательная система активно осваивала и совершенствует технологический прогресс.

Яндекс.Метрика