1359 санкт-Петербургская подсистема РСЧС
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РОССТАТА (на конец 2010г.):
- · в крайней нищете в России живут 13,4% населения с доходом ниже 3422 рубля в месяц (КНЩ);
- · в нищете пребывают 27,8% с доходом от 3422 до 7400 рублей (НИЩ);
- · в бедности – 38,8% населения с доходом от 7400 до 17 тыс. рублей (БЕД);
- · «богатыми среди бедн ых» являются 10,9% с доходом от 17 до 25 тыс. рублей (ББД);
- · на уровне среднего достатка живут 7,3% с доходом от 25 до 50 тыс. рублей (СРК);
· к состоятельным относятся граждане с доходом от 50 до 75 тыс. рублей, число которых составляет 1,1% (БРЖ).
- ПРИРОДНЫЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- включает рассмотрение следующих вопросов:
- ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
- (СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ):
- · ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ:
- v ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ;
- v ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНОВ;
- v ОПОЛЗНИ;
- v СЕЛИ;
- v СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ.
- · МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ:
- v БУРИ, СНЕЖНЫЕ БУРИ, УРАГАНЫ;
- v СМЕРЧИ.
- · ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ:
- v НАВОДНЕНИЯ (ЗАТОРЫ, ЗАЖОРЫ, НАГОНЫ);
- v ЦУНАМИ.
- · ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ:
- v ЛЕСНЫЕ;
- v ТОРФЯНЫЕ;
- v СТЕПНЫЕ;
- v ПОДЗЕМНЫЕ.
- · МАССОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
- v ЭПИДЕМИИ;
- v ЭПИЗООТИИ;
- v ЭПИФИТОТИИ.
- 2. ЛАНДШАФТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ или ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
- · НА ВОДЕ (МОРЕ, ОЗЕРО, РЕКА, БОЛОТО);
- · В ЛЕСУ;
- · В ГОРАХ И НА ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ;
- · В ПУСТЫНЯХ И В СТЕПНОЙ МЕСТНОСТИ;
- · В ТУНДРЕ, ПРИПОЛЯРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ.
- ТЕХНОГЕННЫЙ АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- включает рассмотрение следующих вопросов:
- 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (АВАРИИ, КАТАСТРОФЫ):
- · НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ (ХОО);
- · НА РАДИАЦИОННООПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ (РОО);
- · НА ПОЖАРО — И ВЗРЫВООПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ;
- · НА ГИДРОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ;
- · НА ТРАНСПОРТЕ (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро);
- · НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СЕТЯХ И В СФЕРЕ ЖКХ.
АВАРИЯ – ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА с повреждением строений, машин, механизмов, утратой материальных ценностей и т.п.
- КАТАСТРОФА — ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА с гибелью и тяжкими увечьями людей
- 2. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА (правила техники безопасности трудовой деятельности):
- · ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ;
- · ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- · РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ;
- · ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (ПДК);
- · БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОЛЯ (ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ, МАГНИТНОЕ), ЭНЕРГИЮ УДАРОВ И КОЛЕБАНИЙ (МЕХАНИЧЕСКИЕ ВИБРАЦИИ, АКУСТИКА).
- ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ
- Воздействие электрической энергии, при сочетании определенных условий, может привести к большим или меньшим поражениям организма человека и, даже, к его гибели.
Территориальная подсистема РСЧС
17.02.2020
- В ходе развития общества неизбежно появляются кризисные процессы типа: угроза – кризис – чрезвычайная ситуация, что требует принятия мер, направленных на недопущение негативных последствий подобного развития.
- Чрезвычайная ситуация – это такая обстановка на определённой территории, которая сложилась в результате аварии или любого другого бедствия, которые могут нанести ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
- Для предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
История образования системы РСЧС
Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры.
В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти.
Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.
Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году.
Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды.
В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.
В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация – Местная противовоздушная оборона.
В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя.
В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.
В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО.
Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону. Система ГО стала составной частью Министерства обороны.
Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.
В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.
Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.
В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности.
Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов.
Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС.
Это интересно: Показатель токсичности продуктов горения
Расшифровка и определение РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Можно выделить две наиболее целевые функции РСЧС:
- предупреждение возникновения ЧС и снижение размеров ущерба от них;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
обж3. Дисциплина Физическая культура Тема самостоятельной работы
Подборка по базе: Физическая культура людей пожилого и старшего возраста.pdf, 31 тема.docx, ГДЗС доп тема.doc, Физ культура Синергия зачет.docx, 2.Презентация. Организационная культура.ppt, План-конспект урока Тема_ «Правонарушения и юридическая ответств, ПИС. Тема 2.docx, физическая культура.
docx, практическая работа № 2 дисциплина ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.d, физическая культура 4.doc Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
Организационно РСЧС состоит из функциональных, территориальных и ведомственных подсистем (рис. 3.
1) и действует на пяти уровнях:
- 1) федеральном, охватывающем всю территорию РФ;
- 2) межрегиональном, охватывающем территорию нескольких субъектов РФ;
- 3) региональном, охватывающем территорию субъекта РФ;
- 4) муниципальном, охватывающем территорию муниципального образования;
- 5) объектовом, охватывающем территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению.Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Рис. 3.1. Организация РСЧС
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы системы РСЧС, по согласованию с МЧС России.
Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах системы РСЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства РФ, утверждаются Правительством РФ но представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с МЧС России.Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Так, например, Положение о Санкт-Петербургской территориальной системе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
https://www.youtube.com/watch?v=nDoZOaz5hz0\u0026pp=ygVIMTM1OSDRgdCw0L3QutGCLdCf0LXRgtC10YDQsdGD0YDQs9GB0LrQsNGPINC_0L7QtNGB0LjRgdGC0LXQvNCwINCg0KHQp9Ch
ситуаций было утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2006 г. № 1359.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами РСЧС являются:
- • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
- • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъекта РФ;
- • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
- • на объектовом уровне – комиссия но предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Основными задачами данных органов управления являются координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В условиях повседневной деятельности данные комиссии собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
- • разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- • координация деятельности органов управления и сил РСЧС;
- • обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
- • рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основным общегосударственным координационным органом управления в области предупреждения и ликвидации ЧС является Правительственная комиссия, создаваемая Правительством РФ в целях формирования и проведения единой государственной политики но предупреждению и ликвидации ЧС.
Положение о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности было утверждено постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. № 11 «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».В соответствии с п.
4 Положения Правительственная комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
- • рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций, и вносит в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие предложения;
- • разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов РФ и иных нормативных документов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- • рассматривает прогнозы ЧС на территории РФ, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;
- • участвует в разработке федеральных целевых и научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности и готовит предложения по их реализации;
- • разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- • организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
- • разрабатывает предложения по ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера, восстановлению и строительству жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате указанных чрезвычайных ситуаций, а также проведению операций гуманитарного реагирования;
- • организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для Правительства РФ, а также рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам защиты населения и территорий РФ от ЧС обеспечения пожарной безопасности;
- • рассматривает проекты ежегодных государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера для внесения этих проектов в установленном порядке в Правительство РФ;
- • рассматривает вопросы о привлечении в установленном порядке сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС;
- • осуществляет контроль за выполнением решений Правительственной комиссии.
В пределах своей компетенции Правительственная комиссия имеет право:
- • запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений необходимые материалы и информацию;
- • заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений;
- • привлекать для участия в своей работе представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по согласованию с их руководителями;
- • создавать рабочие группы, в том числе постоянно действующие, из числа членов Правительственной комиссии, ученых, специалистов федеральных органов исполнительной власти и представителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности Правительственной комиссии, определять полномочия и порядок работы этих групп;
- • вносить в установленном порядке в Правительство РФ предложения по вопросам, требующим решения Президента РФ или Правительства РФ.
Состав Правительственной комиссии утверждается Правительством РФ.Председателем Правительственной комиссии является министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который руководит деятельностью Правительственной комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
- • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- • на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- • на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ);
- • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- • на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Структура МЧС России представлена на рис. 3.2[1]. В настоящее время в системе МЧС России созданы следующие региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- • Северо-Западный (Санкт-Петербург);
- • Центральный (Москва);
- • Южный (г. Ростов-на-Дону);
- • Северо-Кавказский (г. Железноводск Ставропольского края);
- • Приволжский (Нижний Новгород);
- • Уральский (Екатеринбург);
- • Сибирский (г. Красноярск);
- • Дальневосточный региональный центр (г. Хабаровск). Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Рис. 3.2. Структура МЧС России
Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления РСЧС могут создаваться экспертные советы.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- • на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
- • на межрегиональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- • на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- • на муниципальном уровне – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
- • на объектовом уровне – дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Органы повседневного управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Размещение органов управления РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). — презентация
1 Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
2 Учебные вопросы. 1. Структура РСЧС ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации. 2. Функции МЧС России как составной части РСЧС. 3. Территориальные подсистемы РСЧС на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
3 Вопрос 1. Структура РСЧС ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4 Федеральный закон N68-ФЗ от г. (ред. от ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп. вступ. в силу с ).
5
6 Вопрос 2. Функции МЧС России как составной части РСЧС.
-центральный аппарат; -центральный аппарат; -территориальные органы -территориальные органы -региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; -региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; -Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; -Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; -войска гражданской обороны; -войска гражданской обороны; -Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; -Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; -аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно- курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. -аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно- курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
7 Основные задачи МЧС России Основные задачи МЧС России — выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; — выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; -организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; -организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; -осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; -осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; -осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России; -осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России; -осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации. -осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
8 Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: -резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; -резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; -запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; -запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; -резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; -резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; -резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. -резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
9 Вопрос 3. Территориальные подсистемы РСЧС на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В соответствии с задачами, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», законами Санкт-Петербурга от N «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» и от N «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге», Правительство Санкт-Петербурга утвердило постановление от 2 ноября 2006 года N 1359 «О Санкт- Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» В соответствии с задачами, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», законами Санкт-Петербурга от N «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» и от N «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге», Правительство Санкт-Петербурга утвердило постановление от 2 ноября 2006 года N 1359 «О Санкт- Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
10
11 ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 ноября 2006 года N 1359 О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций В целях совершенствования Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — Санкт-Петербургская подсистема) в соответствии с задачами, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», законами Санкт-Петербурга от N «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге» и от N «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге», Правительство Санкт-Петербурга постановляет: 1. Утвердить Положение о Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Администрациям районов Санкт-Петербурга в трехмесячный срок разработать, согласовать с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга (далее — Главное управление) и утвердить в установленном порядке положения о соответствующих районных звеньях Санкт-Петербургской подсистемы. 3. Признать утратившим силу распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от N 2345-ра «О внесении изменений и дополнений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от N 779-р». 4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Тихонова В.В. Губернатор Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко В.И.Матвиенко
12 Литература для самостоятельной работы Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.
N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года. «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г.
N «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N Приказом Минприроды РФ от 12 июля 1996 г. N 326 утверждено «Положение о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Приказом Минприроды РФ от 12 июля 1996 г. N 326 утверждено «Положение о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
«Состав сил и средств наблюдения и контроля, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924.
«Состав сил и средств наблюдения и контроля, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924.
«Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г.
N «Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334.
«Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334.
«Примерное положение об органе, уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления», утвержденное пр.МЧС РФ от г. N 436. «Примерное положение об органе, уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления», утвержденное пр.МЧС РФ от г. N 436. «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 953. «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 953.
13 «Функции федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N «Функции федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г.
N «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178.
«Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», утвержден постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 738. «Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», утвержден постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 738.
«Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841. «Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841.
«Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 810.
«Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 810.
«Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г.
N 1340 «Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г.
N 1340 «Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов», утвержденные Минприроды РФ 17 апреля 1996 г. «Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов», утвержденные Минприроды РФ 17 апреля 1996 г. «Положение об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644. «Положение об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644.