Основания для введения чрезвычайного положения
Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу о правовом значении, введения режима чрезвычайного положения.
В соответствии со ст. 56 Конституции Российской Федерации, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
При введении режима чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные следующими статьями конституции:
ст. 20 — право на жизнь; ст. 21 – достоинство личности; ч. 1 ст. 23 – неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; ст. 24 — не допущение сбора и распространения информации о частной жизни без согласия, а также право каждого на ознакомление с документами, непосредственно затрагивающими его права; ст.
28 – свобода совести и вероисповедания; ч. 1 ст. 34 – право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; ч. 1 ст. 40 – право на жилище; ст.
46 — гарантия судебной защиты, право на обжалование в суд действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право на обращение в международные органы по защите прав человека; ст.
47 — право на рассмотрение дела гражданина тем судом, к подсудности которого оно отнесено; ст. 48 — право на получение бесплатной юридической помощи; ст. 49 — каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его вина не будет доказана; ст.
50 — никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление, право осужденного на пересмотр приговора; ст. 51 — право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников; ст.
52 — право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; ст. 53 — право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц; ст. 54 — никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Это исчерпывающий перечень прав, не подлежащий ограничению в условиях Чрезвычайного положения.
Остальные права и свободы, указанные в Конституции РФ могут быть ограничены, в том числе и тайна переписки, телефонных переговоров и т.д.
Правовое регулирование режима чрезвычайного положения осуществляется Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
- Согласно которому Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в её отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
- Чрезвычайное положение вводится при следующих обстоятельствах:
- а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- б) чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
- Режим ЧП является временной мерой и вводится до устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
- Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток.
По истечении этого срока, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен в том же порядке, как и принимался.
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может вводится только указом Президента Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. (ст. 4)
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. (ст. 6)
- Кроме этого, Министерство иностранных дел в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.
- Также, МИД России в течение суток с момента введения чрезвычайного положения, уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения. (ст. 7)
На территории, на которой введено чрезвычайное положение назначается комендант, для единого управления силами и средствами. (ст.18)
- Как следует из ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении», при введении ЧП применяются следующие меры и временные ограничения:
- а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
- б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
- в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
- г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
- е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
- ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
- з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их Досмотра;
- и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
- к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
- В случае введения чрезвычайного положения при попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженных мятежей, массовых беспорядков, террористических актов, в дополнение к вышеуказанным мерам применяются:
- а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
- б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
- в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
- г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный Досмотр, Досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
- д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности — временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
- е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца. (ст. 12)
- При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях в дополнение к мерам указанным в ст. 11 вводятся:
- а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
- б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
- в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
- г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
- д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом «ж» статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона и пунктом «в» настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
- е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. (ст. 14)
Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Также, причиненный ущерб возмещается организациям, имущество и ресурсы которых использовались для устранения чрезвычайной ситуации. (ст. 29)
Режим ЧС влечет за собой существенные ограничения гражданских прав, вплоть до мобилизации, изъятия имущества и т.д.
Надеюсь, что статья была Вам полезной. Подробнее смотрите на моем канале YouTube «Честный юрист».
&t=1s
Проблемы теории чрезвычайного положения. Опасность передачи чрезвычайных полномочий
В статье рассматривается понятие чрезвычайного положения. Анализируются возможные проблемы, возникающие при передаче чрезвычайных полномочий, рассмотрены правовые механизмы РФ, предлагаются решения существующих проблем.
Ключевые слова: конституционное право, чрезвычайное положение, Агамбен, правовой порядок.
Актуальность. На сегодняшний день довольно актуальной является тема государственно-правового режима чрезвычайного положения.
Эпидемиологическая проблема, вызванная распространением коронавирусной инфекции, коснувшейся всего населения планеты, вновь обратила внимание многих ученых правоведов, особенно специалистов в области конституционного права на такой конституционный (государственно-правовой) режим, как чрезвычайное положение. До сих пор нет точного ответа, почему в нашем государстве не был введен данный режим, ведь смертность от вируса достаточно высока, и, соответственно, ставится под угрозу безопасность граждан нашей страны. С другой стороны, неясно, к чему бы вообще привело введение данного режима, ведь он сопровождается огромными экономическими затратами, которые наше государство не может себе позволить из-за существующего экономического кризиса.
Существует много нерешенных неоднозначных проблем, касающихся данного режима, например, проблема законности введения чрезвычайного положения, но об этом мы расскажем ниже.
Важно четко понимать случаи введения указанного режима и правовые рамки, в пределах которых он применяется.
Не приведет ли исключительное право у государства, данное конституцией, на введение чрезвычайного положения к узурпации власти и фактическому ограничению конституционных прав и свобод граждан? Все это предстоит изучить и предложить решения данных проблем.
Также нельзя не признать тот факт, что степень изученности данной темы российскими учеными близка к нулю. Пожалуй, единственно значимую монографию, посвященную чрезвычайному положению, написал В. М. Гессен. Она получила название «Исключительное положение» и была издана в Санкт-Петербурге в 1908 году.
В послеоктябрьский период данная проблема также фактически не рассматривалась. Не происходило комплексного анализа зарубежного законодательства, посвященного режиму чрезвычайного положения. Лишь после 80-х годов XX века группой ученых ВНИИ было проведено исследование английского, американского, французского и немецкого законодательства.
Их коллективная работа получила название «Законодательство буржуазных стран о чрезвычайном положении.
И несмотря на это, конституционный режим является неотъемлемой частью национальной системы безопасности большинства стран мира. Его существование может быть обусловлено возникновением некоторых экстремальных, опасных для общества ситуаций, носящих социальный, политический, экономический и природных характер.
Цель работы. Провести комплексный анализ режима чрезвычайного положения, выявить существующие проблемы, связанные с введением данного конституционного института и предложить их решение.
- Для того, чтобы прийти к нашей цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- − Изучить историю возникновения чрезвычайного положения, дать его комплексное понятие
- − Выявить причины введения чрезвычайного положения
- − Определить существующие проблемы
- В нашей работе мы используем в основном такие методы, как анализ и обобщение научно-методической литературы, а также некоторых законов, посвященных данной теме.
- Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее материалы можно использовать при изучении режима чрезвычайного положения, относящегося к области конституционного права.
Понятие чрезвычайного положения. Применение экстренных мер государством, ограничивающих права и свободы человека, в условиях чрезвычайных ситуаций, привело к возникновению такого правового режима, как чрезвычайное положение.
Особое развитие данный институт получил в середине XIX века в Европе в связи с принятием первых парламентских актов, регламентирующих на законодательном уровне чрезвычайное положение.
Генеральная Ассамблея ООН в 1966 приняла международный пакт о гражданских и политических правах, где закреплялись особые условия ограничения прав и свобод человека со стороны государств путем введения чрезвычайного положения.
- До 1917 года в Российской Империи не было как такого понятия чрезвычайного положения, существовал режим чрезвычайной охраны, принятый после убийства Александра II в 1881 году. В советское время режим чрезвычайного положения регулировали следующие акты:
- − Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка» (8 марта 1923 г.);
- − Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О чрезвычайных мерах охраны революционного порядка» (10 мая 1926 г.);
- − Закон СССР «О чрезвычайном положении» (1 декабря 1988 г.);
− Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» (апрель 1990 г.).
Современное понятие государственно-правового режима можно изложить следующим образом.
Это особый правовой режим, существование которого обусловлено возможностью возникновения различного рода экстремальных, опасных для жизни людей ситуаций или уже существованием такого рода происшествий, которые могут привести к разрушению существующего конституционного порядка, привести к гибели людей или разрушению государства в целом.
Зачастую обычные методы государственной деятельности представляются недостаточными для того, чтобы отвести нависшую угрозу, в связи с чем и вводится режим чрезвычайного положения. Безусловно, режим чрезвычайного положения, как мы уже говорили, является неотъемлемым и, пожалуй, одним из самых важных элементов национальной системы безопасности государства.
- Указанный правовой режим состоит из комплекса согласованных элементов правового института, определяющих:
- − Государственный орган, наделенный исключительным правом введения чрезвычайного положения
- − Очевидно, основания для введения данного режима
- − Порядок введения и снятия чрезвычайного положения
- − Особый режим деятельности государственных органов и частных предприятий
- − Временные изменения в предметах ведения и полномочий между центром и субъектами государства (соответственно в федеративных государствах)
В основе функционирования чрезвычайного положения лежит парламентский контроль. Исполнительная власть не подотчетна законодательной в условиях быстрого реагирования на возникшие чрезвычайные ситуации, при этом в полномочия законодателя входят контроль за действиями главы исполнительной власти и определение объемов и методов такого реагирования.
Чрезвычайное положение подразумевает под собой переход к особым методам управления государством. Изменяются полномочия различных государственных органов, ограничиваются конституционные права и свободы граждан с одновременным возложением на них новых обязанностей.
На законодательном уровне понятие чрезвычайного положения закрепляется в ФКЗ «О чрезвычайном положении» [2]: «Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей».
Одним из важнейших аспектов теории чрезвычайного положения являются причины, которые приводят к его возникновению. Недостаточная проработанность этого вопроса может привести к ситуации, когда государство будет использовать институт чрезвычайного положения с целью решения не какой-либо чрезвычайной ситуации, а политических задач путём девальвации существующего правопорядка.
Вопрос о временных границах чрезвычайных полномочий крайне важен так же, как точное понимание, когда необходимо прекращать действие чрезвычайных полномочий с целью недопустимости узурпации власти.
Как показывает исторический опыт, люди крайне редко добровольно слагают с себя властные полномочия, исключением являются страны с развитыми демократическими институтами, в прочих же власть, как правило, приходится отнимать силой. То же самое может произойти и с наделённым чрезвычайными полномочиями органом власти в лице его руководителя. В таких случаях необходимо чёткое понимание процедуры возврата в исходное состояние.
Законодательство российской федерации даёт следующие ответы на поставленные вопросы.
В статье 2 Федерального конституционного закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» сказано, что «Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации».
- Согласно статье 3 чрезвычайное положение вводится в обстоятельствах представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, решение которых невозможно без применение чрезвычайных мер.
- Принятие решения о в ведении чрезвычайного положения закон возлагает на президента Российской Федерации статьей 4.
- Стоит сказать, что в большинстве стран полномочия по введению чрезвычайного положения также возложены на главу государства.
Таким образом, вопрос о причинах введения чрезвычайного положения решается только частично.
Несмотря на то, что в статье 2 перечисляются ситуации, при которых необходимо вводить чрезвычайное положение, оценка опасности от того или иного явления относится к компетенции президента.
Соответственно, есть риск того, что эта оценка может быть недобросовестной или ошибочной. В обоих случаях это решается путём одобрения этого решения советом федерации.
Стоит также упомянуть обзор 36 стран, проведённый под руководством ООН. Обзор ставил своей целю составить исчерпывающий перечень ситуаций, при которых необходимо введение чрезвычайного положения. Было определено семь групп обстоятельств.
- Внешняя угроза (война, обеспечение безопасности государства, международный конфликт)
- Восстание гражданская война.
- Нарушения мира, публичного порядка
- Угроза конституционному строю;
- Стихийные бедствия
- Угроза экономической жизни страны
- Нарушение функционирования жизненно важных отраслей экономики или общественных служб. [2]
В то же время опасность злоупотребления полномочиями всё ещё остаётся. Решить эту проблему можно было бы путём составления точно определённых ситуаций, при которых необходимо применение чрезвычайных мер, но в этом случае велика вероятность возникновения ситуаций, не предусмотренных законом и, тем не менее, требующих чрезвычайных полномочий для её решения.
Касательно же ФКЗ «О чрезвычайном положении», Совет Федерации обязан одобрить решение президента о введении чрезвычайного положения.
В данной ситуации Совет Федерации является контролирующим органом, противовесом власти президента. Этот механизм существенно уменьшает возможности спекуляции со стороны главы государства.
Сам по себе, институт чрезвычайного положения предполагает временный характер, что нашло отражение и в ФКЗ.
Касательно временных рамок чрезвычайного положения, согласно статье 9, регламентирующей срок действия чрезвычайного положения, срок чрезвычайного положения, вводимого на территории РФ, не может превышать 30 суток, а в отдельных местах 60.
В случае, если в указанный срок ситуация, ставшая причиной ведения чрезвычайного положения, не будет устранена, режим продлевается очередным указом президента. Этот указ также поступает на рассмотрение Советом Федерации.
Статья 10 предусматривает возможность президента досрочной отмены режима чрезвычайного положения.
Исходя из анализа вышеперечисленных статей, ограничивающих действие чрезвычайного положения во времени, можно сказать, что временные рамки действия чрезвычайного положения и необходимость получения разрешения Совета Федерации на его продление способствуют недопущению произвола.
В то же время остаются опасность некорректной оценки сложившейся ситуации.
Например, ситуация с пандемией коронавируса, по формальному признаку её можно отнести к ситуации, указанной в пункте «б» статьи 3, а именно чрезвычайной ситуации природного характера, представляющей непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. При этом чрезвычайное положение введено не было. В то же время страны северной Европы также не стали вводить режим чрезвычайного положения.
Ситуация с вирусом наглядно продемонстрировала, что существующие механизмы, призванные не допускать использование института чрезвычайного положения, не работают в должной мере. Всё еще остаётся вероятность намеренного преувеличения опасности с целью введения чрезвычайного положение и дальнейшего его продления.
Так же, следует обозначить проблему теории чрезвычайного положения, высказанную Джорджо Агамбеном в книге «Homo sacer. Чрезвычайное положение».
Он полагает, что теория чрезвычайного положения становится как нельзя актуальна, так как: «чрезвычайное положение всё более и более стремится стать доминирующей управленческой парадигмой современной политики.
Превращение временной и исключительной меры в управленческую технологию угрожает радикально преобразовать — и фактически уже ощутимо преобразовало — структуру и смысл различных традиционных конституционных форм» [3, с. 9].
Д. Агамбен считает, что «мысль о том, что приостановление действия права может быть необходимым для общего блага, не свойственно средневековому миру.
Чрезвычайное положение стремится войти в правовую систему и стать подлинным «состоянием» права лишь в современную эпоху» [3, с. 46] Связано это с тем, что в XX в. в Европе всё аще применялись институты неограниченных полномочий.
Некоторые статьи конституций европейских стран, могут привести к кардинальному изменению все политической жизни страны. Например, 16 статья Конституции Франции.
В то же время Д. Агамбен отмечает тот факт, что чрезвычайное положение превращается из временных по своему характеру чрезвычайных мер в управленческую парадигму.
В результате своего исследования Агамбен пришёл к выводу, что чрезвычайное положение является зоной анемии, в которой все юридические понятия парализованы. Любые теории чрезвычайного положения, имеющие своей целью связать его с правом, ошибочны.
Вывод. Несмотря на то, что теория о чрезвычайном положении впервые была описана ещё в начале XX в. Карлом Шмитом, на сегодняшний день мы не имеем полноценной теории чрезвычайного положения.
Тем не менее, чрезвычайное положение — одно из наиболее значимых явлений публичного права любого современного государства. В независимости от режима и формы правления.
Остаются неразрешёнными проблемы недобросовестной оценки опасности того или иного явления с целью девальвации существующего правопорядка и решения политических проблем.
В нашей работе мы достигли поставленной цели, проведя комплексный анализ режима чрезвычайного положения, определив существующие нерешенные проблемы: злоупотребление исключительными полномочиями, из чего может вытекать узурпация власти, проблему законности режима чрезвычайного положения и др. Решить данные проблемы удалось частично в связи с недостаточной проработанности теоретической базы данной темы.
Литература:
- Конституционные акты Франции Конституционный закон от 3 июня 1958 г.
- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
- Джорджо Агамбен Homo sacer. Чрезвычайное положение. — М.: Издательство «Европа»,
- Доклад СВОП «Режим чрезвычайного положения: Опыт правового регулирования и практика применения в зарубежных странах». — электронный // svop.ru: [сайт]. — URL: http://svop.ru/meeting/y1992/1032/ (дата обращения: 29.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): чрезвычайное положение, режим, введение, полномочие, проблема, Российская Федерация, свобода человека, ситуация, государственно-правовой режим, исполнительная власть.
Последствия введения режима ЧП в РФ
Режим ЧП (чрезвычайное положение)
Что такое режим ЧП. Когда вводится режим ЧП. Что запрещено делать при режиме ЧП. Обязанности государства в режиме ЧП
Written by: Андрей Ларин
Так, федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» определил, что данный режим может быть введен на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях.
Данный режим допускает установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Закон указывает, что режим ЧП можно ввести, если имеется угроза конституционному строю страны или ее гражданам.
Под угрозой конституционного строя следует понимать различные беспорядки, попытки совершения революции, развитие гражданской войны, любое неконтролируемое насилие. Угроза граждан это разного рода стихийные бедствия, такие как аварии, природные катаклизмы, эпидемии.
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Что меняется для граждан при режиме ЧП
Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который вводится указом Президента. Он вводится на территории всей страны на 30 дней, либо в отдельном регионе на срок до 60 дней.
Такой указ должен быть ратифицирован Советом Федерации в течение 72 часов. Если Совет Федерации в течение 3 суток этого не делает, указ в силу не вступает.
При режиме чрезвычайного положения как раз не проводятся выборы, референдумы, никакие региональные мероприятия. Это и отличает, режим ЧП от режима чрезвычайной ситуации (далее –ЧС). В режиме чрезвычайной ситуации такого нет.
- Чрезвычайное положение предполагает приостановку полномочий региональных и местных властей, ограничение свободы передвижения, въезда, выезда, досмотр, усиление охраны, остановка опасных производств, ограничение финансово-экономической деятельности.
- Особый порядок оборота продовольствия, предметов первой необходимости, запрет массовых мероприятий и забастовок, эвакуация ценностей, комендантский час, цензура, временное выселение в безопасные районы, карантин.
- Лицам, пострадавшим в результате подобных обстоятельств, могут быть предоставлено жилье, возмещен причиненный материальный ущерб, оказано содействие в трудоустройстве и необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
- То есть, режим ЧП в первую очередь это ответственность власти перед гражданами и перед бизнесом.
- Большой вопрос, в силах ли государство безвозмездно обеспечить всех граждан товарами первой необходимости, в том числе продуктами и лекарствами, а также взять на себя обязательства по выплате кредитов граждан, оплаты услуг ЖСК, исполнения обязательств граждан и бизнеса на период чрезвычайного положения?
Кроме того, государство, вводя режим ЧП, в последствии будет обязано возместить бизнесу убытки. Конечно не все, но значительную часть.
- По сути, при чрезвычайном положении неприкосновенными остаются только право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, жилище и справедливый суд.
- Многие вещи, такие как, свобода слова, право каждого на медицинскую помощь в этот список не входят.
- Какие именно будет действовать ограничения и их срок должны быть подробно прописаны в указе Президента о введении чрезвычайного положения.
Что запрещается делать при режиме ЧП
- Сначала приостанавливаются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Приостановить полномочия могут частично или в полном объеме;
- На территории где введен режим ЧП устанавливается ограничение на свободу перемещения, а также вводится особый режим въезда и выезда на указанную территорию;
- Усиливается охрана общественного порядка;
- Усилено охраняются объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
- Вводятся ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- В особом порядке реализуются продовольственные товары и товары первой необходимости;
При режиме ЧП запрещено проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Ограничить могут также проведение массовых мероприятий. Запрет также распространяется на забастовки и любые иные действия, которые могут приостановить или прекратить деятельность организаций; - При ЧП могут ограничить движение транспорта, а также осуществлять его досмотр;
- В случае, если имеется угроза конституционному строю страны, то при режиме ЧП эвакуируют материальные и культурные ценности в безопасные районы.
За нарушения ограничений и запретов, действующих при введенном режиме ЧП лица подвергаются гражданской, уголовной или административной ответственности.
Кто вправе вводить режим ЧП
- Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
- Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
- Введение чрезвычайного положения — это самый жесткий и пока наименее вероятный из сценариев.
- В некоторых странах Европы основания для введения чрезвычайного положения нашлись, установлен комендантский час и введены войска для его контроля.
Статьи по этой же теме:
- Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»
- С постановлением Правительства Саратовской области от 3 апреля 2020 года № 236-П Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке
- Подробнее ознакомиться с категорией работников, которые будут трудиться , вы сможете, перейдя по ссылке
- О порядке начисления заработной платы, об оформлении отпусков и других трудовых правах и обязанностях граждан подробнее сможете узнать, перейдя по ссылке
- С информацией об организациях и предприятиях Саратовской области, которые будут работать и деятельность которых временно будет приостановлена, вы сможете ознакомиться здесь.
- Про пропускной режим в Саратовской области читайте здесь.
- Что изменится, если введут ЧС, читайте здесь;
- Про то, как коронавирус повлиял на бизнес, читайте здесь
- Как платить аренду во время карантина и самоизоляции вы можете узнать перейдя по ссылке
- Правительство РФ расширило список пострадавших от коронавируса сфер бизнеса
- Инструкция как избежать штрафа за нарушение самоизоляции
- Является ли эпидемия коронавируса форс-мажором: разъяснения ВС РФ
- Как получить субсидии для бизнеса в период кризиса сможете узнать,перейдя по ссылке
Вы можете задавать нам вопросы в чате (кнопка чата внизу страницы, справа) или на специальной странице заполнить форму. В период эпидемии мы работаем удаленно и отвечаем на вопросы бесплатно, т.к. считаем, что это наша социальная функция. Поэтому старайтесь не выходить из дома, соблюдайте режим самоизоляции и все будет хорошо!
Российское административное право
Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией РФ и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧГТ) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовую основу института ЧП определяют нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», некоторых других законов.
Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. Режим чрезвычайного положения дает возможность государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер.
С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее.
В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории.
Первые — поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые — поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности.
- Закон о чрезвычайном положении реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются:
- чрезвычайные ситуации социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженном мятеже, блокировании или захвате особо важных объектов или отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, а также в межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- чрезвычайные ситуации криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется.
В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайная ситуация (ЧС), которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно использования срочных, неотложных административных мер без введения жестких правовых ограничений. Если они не способны нормализовать обстановку, ставится вопрос о введении ЧП.
Режим чрезвычайного положения вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах РФ указом Президента РФ.
Конституции республик, в которых предусмотрено право главы исполнительной власти (президента или главы республики) вводить ЧП на территории республики, подлежат приведению в соответствие со ст. 56, 88 и 102 Конституции РФ.
Указ Президента РФ о введении ЧП в течение 72 часов должен быть утвержден Советом Федерации, а в случае неутверждения утрачивает свою силу.
В указе Президента РФ о введении ЧП должны быть определены:
- обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП, и обоснование необходимости его введения;
- границы территории, на которой вводится ЧП;
- силы и средства, обеспечивающие режим ЧП;
- перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
- государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП;
- время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.
Названные положения являются обязательными в содержании указа, но кроме них в нем могут быть и другие сведения — о силах и средствах, привлекаемых для обеспечения ЧП, о поручениях Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к исполнению указа.
Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях — 60 суток.
По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента РФ.
Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.
Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении ЧП Президент РФ издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.
Подобная регламентация законом указов о введении ЧП связана с тем, что, во-первых, они являются актами «вторичного нормотворчества» и в то же время выполняют правоприменительную функцию, конкретизируя нормы закона о ЧП в отношении определенной ЧС, а, во-вторых, положения указов выступают критериями, по которым Совет Федерации судит о соблюдении формальных юридических правил, соответствии их законодательству.
В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер — совокупность норм и административно- организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей.
Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего — это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения.
При этом не могут ограничиваться права и свободы, не подлежащие ограничению, согласно ст. 56 Конституции РФ и требованиям международно-правовых актов.
- Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:
- совместные для режимов социального и природно-техногенного характера — полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами. В данном перечне содержатся меры, которые могут применяться не только в период действия ЧП, но и в других, в том числе не чрезвычайных, условиях;
- социально-политические и контркриминогенные — комендантский час, предварительная цензура, приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ; установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции; выдворение нарушителей режима ЧП, не проживающих на территории, на которой оно введено, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия ЧП, но не более чем на три месяца;
- природно-техногенные — временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях ЧП продукции и иную необходимую в условиях ЧП производственно-хозяйственную деятельность; отстранение от работы на период действия ЧП руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; отстранение от работы на период действия ЧП руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер по запрещению забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также по привлечению государственного материального резерва, мобилизации ресурсов организаций, изменению режима их работы, их переориентации на производство необходимой в условиях ЧП продукции и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения определенных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
На территории, на которой введено ЧП, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода его действия.
В случае истечения в период действия ЧП срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия ЧП, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».
Президент РФ вправе приостановить действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено ЧП, если эти акты противоречат указу Президента РФ о введении на данной территории ЧП.
В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления, вводимые на период ЧП. Закон предусматривает, что указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания: а) временного специального органа управления территорией, на которой введено ЧП; б) федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.
При выборе формы особого государственного управления оценивается состав сил, участвующих в социальном конфликте, возможность действующих органов государственной власти продолжать свою деятельность, масштабы территории, где предполагается установить режим.
Временному специальному органу управления территорией, на которой введено ЧП, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено ЧП. Руководитель временного специального органа управления назначается Президентом РФ.
Комендант территории, на которой введено ЧП, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления и по должности является его первым заместителем.
Если создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения ЧП, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено ЧП.
При этом временный специальный орган управления прекращает свои полномочия. Руководитель федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП, назначается Президентом РФ.
Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим ЧП, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено ЧП.
Комендант:
- издает обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима ЧП;
- устанавливает время и срок действия комендантского часа;
- определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено ЧП, и выезда с нее;
- устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;
- определяет порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники;
- выдворяет за пределы территории, на которой введено ЧП, нарушителей режима ЧП;
- обращается к Президенту РФ с предложениями о необходимости применения на территории, на которой введено ЧП, вышеуказанных мер и временных ограничений;
- оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях ЧП;
- устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено ЧП, и порядок их работы.
Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим ЧП, в составе комендатуры территории, на которой оно введено, указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим ЧП, которым руководит комендант территории, на которой введено ЧП.