Законы

П 4 ст 259 РФ

П 4 ст 259 РФ

Скачать ст. 259 ТК РФ

Ст. 259 ТК РФ предоставляет определенные преимущества сотрудницам, уже являющимся мамами или только готовящимся ими стать, а также некоторым другим лицам с семейными обязанностями. О том, что это за преимущества и как они реализуются на практике, расскажет эта статья.

С чем связаны гарантии, предусмотренные ст. 259 тк рф?

Ст. 259 ТК РФ устанавливает ограничения для привлечения определенных сотрудников к:

  • командировкам;
  • сверхурочному труду;
  • работе по ночам, выходным и праздникам.

Подробнее о сверхурочных и ночных часах узнайте из статей:

На кого распространяется статья 259 Трудового кодекса РФ?

С нормами ст. 259 ТК РФ, прежде всего, следует ознакомиться всем работодателям, у которых в штате имеются:

  • женщины в положении, а впрочем, вообще женщины детородного возраста, т. к. счастливое событие может произойти с любой из них;

См. также «На какой неделе уходят в декретный отпуск (нюансы)?».

  • мамы с малышами до 3 лет;
  • родители (как мамы, так и папы), единолично воспитывающие детей до 5 лет;
  • опекуны детей до 5 лет;
  • другие лица, воспитывающие таких детей без матери;
  • родители детей-инвалидов (гарантии распространяются на обоих родителей одновременно);
  • работники, ухаживающие за нездоровыми родственниками (по медзаключению).

И естественно, содержание указанной выше нормы стоит знать самим работникам перечисленных категорий, чтобы защитить себя от произвола или банальной некомпетентности работодателя.

Когда родитель считается одиноким?

В ст. 259 ТК РФ не фигурирует понятие «одинокий родитель», а говорится о родителе, который воспитывает ребенка один, без участия супруга/супруги.

  • Прежде всего, это ситуация, когда второй родитель умер или пропал без вести, о чём имеется соответствующее решение суда.
  • Одинокой может считаться мать, если отцовство не установлено.
  • Также о воспитании ребенка в одиночку можно говорить, когда второй родитель есть, он жив и находится в добром здравии, но:
  • проходит срочную службу в ВС;
  • командирован на длительный срок;
  • лишен родительских прав или ограничен в них;
  • осужден к лишению свободы;
  • уклоняется от воспитания детей;
  • брак с ним расторгнут.

Аналогично трактуется ситуация, если второй родитель недееспособен или дееспособен ограниченно (что подтверждено судом) либо его здоровье не позволяет ему лично воспитывать и содержать ребенка.

Заметим, что перечень таких ситуаций открыт. Главный критерий здесь — длительность отсутствия второго родителя.

Какие гарантии установлены для беременных?

Беременных женщин Трудовой кодекс вообще запрещает направлять в командировки и привлекать к труду в ночное время, выходные, праздники и сверхурочно. Делать этого нельзя, даже если сама беременная согласна. Если факт командирования или сверхрежимной работы всплывет, работодателя оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ.

Подтвердить право на отказ ехать в командировку или работать сверх нормального графика беременная может соответствующей медсправкой.

Заметим, что законной обязанности представлять справку о беременности на работу не существует, в том числе не определены и сроки для этого. Однако если справки нет, но работница заявляет, что беременна, требования ст. 259 лучше всё же соблюсти. Если последует трудовой спор, суд с большой долей вероятности поддержит именно женщину.

О других гарантиях при беременности читайте в статье «Увольнение беременной женщины — когда и почему?».

Как поступить, если о своей беременности сотрудница сообщила, уже будучи в командировке?

Целесообразно прервать командировку и отозвать сотрудницу к месту постоянной работы сразу, как только стало известно о ее беременности. Иначе есть риск получить штраф по ст. 5.27 КоАП РФ.

Отзыв оформляется приказом в свободной форме. Ознакомление отозванной с приказом производится после ее возвращения под расписку.

Каковы гарантии для остальных «семейных» работников?

Остальных работников из списка можно направить в командировку или попросить выйти сверхурочно, в ночь, выходной или праздник, но при двух условиях:

  • работник согласен (согласие должно быть письменным);
  • к этому нет медицинских противопоказаний.

С правом на отказ от командировки работника нужно ознакомить обязательно в письменной форме.

Если для «нельготного» персонала отказ от служебной поездки считается дисциплинарным проступком и может повлечь наказание, то с «семейным» это правило не работает.

Требуется ли согласие на командировку, если бывший одиноким родитель вступает в брак?

Согласие, предусмотренное ст. 259 ТК РФ, необходимо только от тех лиц, которые воспитывают ребенка до 5 лет без супруга или супруги. Со вступлением в брак действие данной гарантии прекращается. При этом неважно, усыновлен/удочерен ребенок новым супругом или нет.

Статья 259 НК РФ (действующая редакция). Методы и порядок расчета сумм амортизации

  • 1. В целях настоящей главы налогоплательщики вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой:
  • 1) линейный метод;
  • 2) нелинейный метод.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи) и отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Установленные настоящим пунктом методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

2. Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей главой. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.

3.

Вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, а также амортизируемых основных средств, используемых налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
4.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

  1. 5. Если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:
  2. 1) амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией — по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;
  3. 2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.
  4. Положения настоящего пункта не распространяются на организации, изменяющие свою организационно-правовую форму.

6. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный настоящей статьей порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники.

В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса.

Для целей настоящего пункта организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

  • Указанные в настоящем пункте организации должны выполнять следующие условия:
  • организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;
  • среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

При определении доли доходов от покупателей — иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации.

Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.

Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей — иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Таможенного союза.
7. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, имеют право не применять установленный настоящей статьей порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных организаций по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

Комментарий к Ст. 259 НК РФ

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ налогоплательщики вправе выбрать один из методов начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25 НК РФ: линейный или нелинейный метод.

Читайте также:  Дата штатного расписания

Указанное правило было предоставлено им с 1 января 2009 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 ноября 2008 г.

N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 224-ФЗ).

Также с 1 января 2009 г. Федеральным законом от 22 июля 2008 г.

N 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй НК Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон N 158-ФЗ) гл.

25 НК РФ дополнена ст. 259.2, устанавливающей порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации.

В соответствии с п. 2 ст. 259 и ст. 259.2 НК РФ с 1 января 2009 г.

при применении нелинейного метода амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из суммарного баланса, который рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе), в порядке, установленном ст. 322 НК РФ с учетом положений ст. 259.2 НК РФ.

Статьей 259 НК РФ (в ред. Закона N 224-ФЗ) установлено, что метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст.

259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Пунктом 3 ст.

259 НК РФ установлено, что вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов. В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, с 1 января 2009 г.

в связи с изменением законодательства налогоплательщик должен был закрепить приказом об учетной политике для целей налогообложения по своему выбору метод начисления амортизации в отношении всех объектов основных средств и нематериальных активов (за исключением объектов амортизируемого имущества, относящихся к восьмой — десятой амортизационным группам, к которым применяется линейный метод начисления амортизации вне зависимости от закрепленного налогоплательщиком в учетной политике метода ее начисления) и начислять амортизацию в порядке, установленном ст. ст. 259.1 и 259.2 НК РФ.

С учетом положений ст. 259 НК РФ налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода, предусмотренного ст. 259.2 НК РФ, на линейный метод начисления амортизации, предусмотренный ст. 259.1 НК РФ, с начала очередного налогового периода, но не чаще одного раза в 5 лет.

Таким образом, налогоплательщики, выбравшие с 1 января 2009 г. нелинейный метод начисления амортизации, установленный ст. 259.2 НК РФ, вправе перейти на линейный метод начисления амортизации не ранее 1 января 2014 г.

Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации

  • 1. В целях настоящей главы налогоплательщики вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой:
  • 1) линейный метод;
  • 2) нелинейный метод.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи) и отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Установленные настоящим пунктом методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

2. Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей главой. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.

3.

Вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, а также амортизируемых основных средств, используемых налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

4. Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

  1. 5. Если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:
  2. 1) амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией — по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;
  3. 2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.
  4. Положения настоящего пункта не распространяются на организации, изменяющие свою организационно-правовую форму.

6. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ.

7. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, имеют право не применять установленный настоящей статьей порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества.

В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных организаций по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

Комментарий к ст. 259 НК РФ

Амортизация в налоговом учете может начисляться двумя методами: линейным или нелинейным. Причем, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать метод для каждого объекта амортизируемого имущества. Исключение составляют только здания, сооружения и передаточные устройства, входящие в восьмую-десятую амортизационные группы. По ним амортизацию следует начислять только линейным методом.

Амортизацию начисляют каждый месяц. При линейном методе сумма амортизационных отчислений определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости и соответствующей нормы амортизации. Последняя в свою очередь определяется по формуле:

  • K = (1 : n) x 100%, где
  • K — норма амортизации;
  • n — срок полезного использования, выраженный в месяцах.
  • При нелинейном методе ежемесячная сумма амортизации определяется умножением остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества на соответствующую норму амортизации. При этом норма амортизации рассчитывается так:
  • K = (2 : n) x 100%.

Этот порядок начисления амортизации нелинейным методом применяется вплоть до того месяца, в котором остаточная стоимость амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от его первоначальной (восстановительной) стоимости.

Со следующего месяца остаточная стоимость объекта фиксируется как его базовая стоимость.

И в дальнейшем ежемесячная сумма амортизации определяется так: базовую стоимость делят на количество месяцев, оставшихся до истечения срока использования данного объекта.

Надо сказать, что для некоторых основных средств предусмотрены поправочные коэффициенты к норме амортизации (п. 7 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Так, при амортизации основных средств, используемых для работы в агрессивной среде или при повышенной сменности, можно применять коэффициент, не превышающий 2.

В данном случае под агрессивной средой следует понимать влияние природных или искусственных факторов, вследствие которых основные средства быстро изнашиваются или может произойти авария.

Увеличить, но не более чем втрое, можно и нормы амортизации основных средств, которые являются предметом договора лизинга. Заметим: оба указанных коэффициента нельзя применять к нормам амортизации основных средств, которые относятся к первой — третьей амортизационным группам, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.

Помимо повышающих коэффициентов Кодекс предусмотрел и понижающие. Так, по легковым автомобилям с первоначальной стоимостью более 300 000 руб. и пассажирским микроавтобусам, стоящим более 400 000 руб.

, амортизацию надо начислять, применяя коэффициент 0,5.

Причем данное требование должны выполнять и те организации, которые, получив такие транспортные средства по договору лизинга, включили их в состав своего амортизируемого имущества.

Пункт 12 статьи 259 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок начисления амортизации по приобретенным основным средствам, которые уже эксплуатировались их прежним владельцем. Как и сейчас, со следующего года норма амортизации по таким объектам может рассчитываться исходя из срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) их эксплуатации.

Однако это возможно лишь в том случае, если амортизация по указанным основным средствам будет начисляться линейным методом. О том, как начислять амортизацию по подержанным основным средствам с использованием нелинейного метода, Налоговый кодекс РФ умалчивает. По нашему мнению, организации при этом должны исходить из полного срока полезного использования таких объектов.

Единовременное списание 10 процентов

стоимости основного средства

С 1 января 2006 года статья 259 Налогового кодекса РФ предоставляет организациям возможность при покупке основных средств до 10 процентов их стоимости списать на расходы сразу. Такой же порядок действует и в отношении расходов на модернизацию, достройку, техническое перевооружение или частичную ликвидацию основного средства.

Однако списать сразу до 10 процентов стоимости — это право организации, а не обязанность. Между тем в бухучете подобного правила нет. А поэтому, экономя на налоге на прибыль, организации одновременно обрекают себя на учет временных разниц, которые неизбежно возникнут из-за различий в сумме амортизации в бухучете и для целей налогообложения.

Читайте также:  Манипулирование на рынке ценных бумаг

До 10 процентов стоимости купленного объекта основных средств списывают в месяце, следующим за месяцем ввода этого объекта в эксплуатацию. Амортизация также начинает начисляться в этом же месяце.

Получается, что в первый месяц после ввода объекта в эксплуатацию на расходы будут списаны до 10 процентов стоимости основных средств и ежемесячная сумма амортизации.

Понятно, что в последующем при расчете ежемесячной суммы амортизационных отчислений величина списанной единовременно суммы в первоначальной стоимости уже не учитывается. Такой вывод можно сделать из пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Согласны с этим и чиновники из Минфина России (см., например, письмо от 11 октября 2005 г. N 03-03-04/2/76). Кстати, списание единовременной части стоимости основного средства никак не влияет на сроки полезного использования.

Помимо новых основных средств можно также списывать 10 процентов затрат на модернизацию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств.

Что касается реконструкции, то в отношении этих затрат указанные правила не распространяются. Во всяком случае такого мнения придерживаются чиновники из Минфина России (см.

, например, письмо от 13 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/423).

При модернизации 10 процентов потраченных на нее денег можно списать, когда будет изменена первоначальная стоимость основного средства. Так сказано в пункте 3 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

А как быть, если, списав часть стоимости основного средства сразу, организация продает его. Весь вопрос в том, что организация имеет право уменьшить доходы от продажи имущества на его остаточную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса). Остаточная стоимость определяется как первоначальная за вычетом начисленной амортизации.

Но можно ли считать амортизацией 10 процентов стоимости основного средства, которые списаны единовременно. Думается, ответ очевиден. Да, можно. В противном случае остаточная стоимость не снижается на эту величину.

И в результате 10 процентов от стоимости основного средства будут уменьшать базу по налогу на прибыль дважды: в момент списания и в момент продажи основного средства. Что, согласитесь, абсурдно.

Организации, которые работают в сфере информационных технологий, имеют право не применять установленный статьей 259 Налогового кодекса РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники.

В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Федеральный закон от 27 июля 2006 г.

N 144-ФЗ дополнил пунктом 15 статью 259 Налогового кодекса РФ. Вступает в силу он с 1 января 2007 года.

В этом же пункте уточнено, что организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются фирмы, которые соответствуют критериям, установленным пунктами 7 и 8 статьи 241 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: в бухучете таких правил не установлено. Правда, с 2006 года основные средства, которые отвечают всем условиям, но стоимость которых не превышает 20 000 руб.

или иного лимита, установленного в приказе об учетной политике, можно учесть в составе материально-производственных запасов. Другими словами, компьютеры стоимостью не более 20 000 руб.

и в бухгалтерском учете можно не амортизировать. Тем самым сэкономить на налоге на имущество.

Судебная практика по статье 259 НК РФ

Статья 259. Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни .
Гарантии, предусмотренные частью второй настоящей статьи, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением .

Комментарий к статье 259 ТК РФ

1.

В комментируемой статье закреплены гарантии, предоставляемые беременным женщинам и таким лицам с семейными обязанностями, как: женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет; работники, имеющие детей-инвалидов; работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

В ч. 1 комментируемой статьи запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Такой категоричный запрет установлен в целях охраны здоровья беременных женщин, обеспечения нормального хода беременности и рождения ими здоровых детей.

Поэтому даже при наличии их согласия они не могут направляться в командировки и привлекаться к указанным работам.

2. Привлечение перечисленных в ст. 259 лиц с семейными обязанностями к труду в условиях, отклоняющихся от нормальных, и направление их в командировки возможно, но с соблюдением установленных в ч. 2 комментируемой статьи правил.

Направление женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работников, имеющих детей-инвалидов, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н). При этом они должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Такой отказ не считается дисциплинарным проступком, в связи с чем эти работники не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Отказ от работы в ночное время является правомерным и в том случае, когда на ее выполнение была затрачена лишь часть ночного времени (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 N 1).

Поскольку в комментируемой статье не содержится оговорка о том, что установленные ст. 259 гарантии предоставляются лишь одному из родителей, имеющих ребенка-инвалида, следует полагать, что оба родителя вправе пользоваться такими гарантиями.

Что касается гарантий работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ч. 3 ст. 259), то указанными гарантиями может воспользоваться лишь тот из работающих членов семьи, кто представит по месту своей работы медицинское заключение о необходимости такого ухода.

Другой комментарий к статье 259 ТК РФ

§ 1. Статья 259 предусматривает возможность облегченного режима рабочего времени для женщин при их активном материнстве (беременности, наличии несовершеннолетних детей) и работников с семейными обязанностями.

Она сохранила запрет КЗоТа для беременных женщин на ночные, сверхурочные работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направление их в командировки.

Даже если беременная женщина просит привлечь ее к сверхурочным работам, разрешить работу в выходные дни или в нерабочий праздничный день либо направить в командировку, работодатель обязан отказать в удовлетворении ее просьбы.

§ 2. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра.

Еще КЗоТ 1922 г. ограничил для всех женщин ночной труд, допуская его как временную меру, если это вызывалось особой необходимостью. КЗоТ 1971 г. дословно повторил эту норму в ст. 161, она действовала с 1922 по 2002 г., т.е. 80 лет, без какого-либо изменения.

В Трудовом кодексе данная норма об ограничении ночного женского труда отсутствует, хотя ученые, работающие над проблемами женского труда, высказывались за необходимость усовершенствовать эту норму с точки зрения «временной меры», но не отменять, как это сделано в ТК.

Использование женского труда в ночное время остается большой проблемой, которую надо решать не отменой отдельных норм, а радикально.

В 70-х годах составляли и выполняли специальные планы постепенного вывода женщин из ночных смен, и к концу 80-х годов ночной труд женщин был значительно сокращен.

Но и ныне коэффициент сменности в производствах с преимущественно женским трудом высок, и он выше, чем в производствах с преимущественно мужским трудом. Поэтому проблема ограничения ночного женского труда должна решаться более радикально. Конвенция МОТ N 89 и дополняющий ее Протокол 1990 г.

запрещают привлекать женщин к ночному труду, за исключением семейных предприятий и случаев непреодолимой силы (стихийных бедствий) или угрозы порчи скоропортящихся материалов. Но эта Конвенция не применяется к женщинам, работающим в системе здравоохранения и социального обеспечения, а также занимающим должности руководителей. Следует привести ст.

259 ТК в соответствие с этими международными стандартами.

Ночной женский труд может также ограничиваться коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями. Но в последние годы в коллективных договорах почти перестал предусматриваться вывод женщин из ночных смен.

Ограничения в привлечении женщин к ночным работам, введенные в коллективные договоры и социально-партнерские соглашения, должны быть более жесткими, направленными на полную ликвидацию ночного женского труда на каждом конкретном производстве, в отрасли, регионе.

§ 3. Часть 2 ст. 259 ТК предусматривает гарантии более облегченного режима рабочего времени для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Статья 162 КЗоТа 1971 г.

запрещала привлекать их (как и беременных) к сверхурочным и ночным работам, работам в выходные и праздничные нерабочие дни и направлять их в командировки. Теперь эта гарантия снижена.

Однако ныне помимо письменного согласия женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, во всех случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 259 ТК, необходимо также соответствующее медицинское заключение.

§ 4. Часть 3 ст. 259 ТК установила гарантию для работников с семейными обязанностями по режиму рабочего времени. Она предусмотрела, что гарантии, указанные в ч.

Читайте также:  Отбор на хранение

2, применяются к матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства, а также к работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей по медицинскому заключению.

Эти категории трудящихся с семейными обязанностями без их письменного на то согласия не могут быть привлечены к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные нерабочие дни и направлены в командировки.

Предоставляя всем трудящимся женщинам и мужчинам с семейными обязанностями такую гарантию, Кодекс дает им право равно выполнять свою работу, сочетая профессиональные и семейные обязанности, что соответствует международной Конвенции МОТ N 156 «О трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.). Существенная новелла здесь — это предоставление гарантий, предусмотренных ч. 2 ст. 259 ТК, матерям и отцам, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет.

§ 5. Норма ст. 259 ТК распространяется и на отцов, воспитывающих без матери детей до трехлетнего возраста, а также на опекунов (попечителей) таких детей. Предоставление им таких льгот является обязанностью администрации (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 1990 г. N 6).

§ 6. Статья 259 ТК РФ, как уже указывалось, предусматривает такую же трудовую льготу и для работников, осуществляющих уход за больными членами их семьи по медицинскому заключению. Именно на основе этого заключения и предоставляется трудовая льгота по привлечению к сверхурочной, ночной работе и направлению в командировку только с их согласия.

§ 7.

Отказ беременной женщины (с момента установления беременности), матери, имеющей детей до трехлетнего возраста, и указанных работников с семейными обязанностями по уходу за больными членами семьи от ночных и сверхурочных работ и работы в выходной и праздничный нерабочий день, а также от поездки в командировку не является дисциплинарным проступком и никаких правовых последствий для них не влечет.

Наоборот, работодатель, настаивая на такой работе данной женщины, совершает тем самым трудовое правонарушение и может нести дисциплинарную и административную ответственность даже в том случае, когда на ночное время приходится только часть рабочей смены.

Предусмотренные ст. 259 ТК гарантии для беременных, женщин, имеющих детей до трехлетнего возраста, и работников с семейными обязанностями создают наряду с другими гарантиями повышенную охрану их труда.

Статья 259 с ми. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

Комментарий к статье 259 ГПК РФ

1. В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии со ст.

46 Конституции РФ в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе и нарушающие избирательные права.

Порядок реализации гражданами избирательных прав при проведении референдума, выборов определяется законодательством об избирательных правах и их реализации (см. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г.

N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» , Федеральные законы от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , от 10 января 2003 г.

N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.).

———————————
СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.
СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.

В порядке, предусмотренном гл.

26 ГПК, подлежат рассмотрению не только заявления об оспаривании решений или действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссий референдума, должностных лиц, которыми нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, но и иные категории дел, связанные с реализацией гражданами РФ активного и пассивного избирательного права (например, о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума).

2. Комментируемая статья четко очерчивает круг лиц, имеющих право на обращение в суд по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.

Если с заявлением в порядке гл. 26 ГПК обращается лицо, не имеющее права на обращение в суд, в принятии такого заявления должно быть отказано.

Так, Верховный Суд РФ указал, что, если с заявлением о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии РФ обращается региональное отделение партии и если обжалуемый акт не затрагивает права регионального отделения партии, которое является структурным подразделением, а не юридическим лицом, и в суд не представлены документы, удостоверяющие право регионального отделения выступать в суде в защиту интересов партии в целом, в принятии заявления должно быть отказано по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК . На более поздних стадиях процесса производство по делу подлежит прекращению .

———————————
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 г. Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г. // БВС РФ. 2004. N 7.

См.: Определение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2007 г. по делу N 78-Г07-7.

В другом случае Верховный Суд РФ указал, что дело по заявлению лица, не имеющего право на обращение в суд в порядке ст. 259 ГПК, подлежит рассмотрению по правилам гл. 25 ГПК с учетом положений гражданского процессуального законодательства о родовой подсудности .

———————————
См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2005 г. по делу N 59-Г05-12.

3. В соответствии со ст.

26 ГПК верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также дела о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также дела о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ (ст. 27 ГПК).

По правилам ст. 24 ГПК все остальные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме рассматриваются районным (городским) судом. Мировые судьи никаких дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме не рассматривают.

По вопросу определения территориальной подсудности дел данной категории см. Ответы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ на вопросы судов по применению норм ГПК РФ, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 24 марта 2004 г.; Определение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N ГКПИ07-208 и др.

Другой комментарий к статье 259 ГПК РФ

1. В соответствии с ч. 3 ст.

3 Конституции высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32), поэтому дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации имеют важное общественное значение.

Правом на подачу заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации обладают: избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор. Данное право закреплено в ч. 1 ст. 259 ГПК и п. 10 ст. 75 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Наличие права на обращение в суд вышеуказанных лиц не означает, что они вправе обращаться по поводу любых нарушений избирательного законодательства.

Лицо (кроме прокурора) может обратиться в суд лишь за защитой непосредственно своих избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если считает их нарушенными решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица.

  • Наиболее многочисленными являются следующие дела:
  • — дела по заявлениям кандидатов об оспаривании решений избирательных комиссий об отказе в регистрации;
  • — дела по заявлениям зарегистрированных кандидатов об оспаривании решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов;
  • — дела по заявлениям зарегистрированных кандидатов об отмене регистрации кандидатов;
  • — дела по заявлениям зарегистрированных кандидатов об оспаривании результатов выборов.

Избирательное законодательство не предоставляет права гражданину обращаться в суд с заявлением в защиту избирательных прав других лиц. Обращение в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. Это положение необходимо учитывать суду на стадии принятия заявления.

В практике судов могут возникнуть случаи обращения в суд избирателей, оспаривающих решения комиссий о регистрации либо об отказе в регистрации конкретных кандидатов.

Такие заявления не должны приниматься судами к производству, поскольку в заявлениях граждан, поданных от своего имени, но в защиту законных интересов и прав другого лица, оспариваются акты, не затрагивающие их личные права и законные интересы.

В принятии таких заявлений, как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, необходимо отказывать на основании ст. 3, 4, п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК, поскольку в заявлениях оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителей.