П. 4 ст. 346.20 РФ
Законодатели ставили себе задачу разработать своеобразный переходный налоговый режим для субъектов малого и среднего предпринимательства, утративших право на применение УСН из‑за превышения максимального уровня выручки и (или) среднесписочной численности работников, — и вот принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 266‑ФЗ.
Хотя, по сути, нового налогового режима не появилось, скорее, расширена возможность применять УСН путем установления промежуточных повышенных величин выручки и численности.
Такой вариант у налогоплательщиков появится с налогового периода 2021 года. Отметим, что некоторые новшества касаются и предпринимателей на ПСН.
Предельные величины для применения УСН возрастут
Одно из условий, которые в настоящее время безусловно должен выполнить налогоплательщик, желающий применять УСН, заключается в том, что средняя численность его работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Подпунктом 4 ст. 346.13 НК РФ сейчас предусмотрено, что при невыполнении, в частности, этого условия в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено превышение указанной численности работников.
И этой же нормой предусмотрено, что право на применение УСН утрачивается в том же порядке, если доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие иным требованиям, установленным п.
3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ.
С 2021 года существенно смягчаются требования в отношении возможности применять УСН (именно в части сохранения права на этот спецрежим).
В частности, данное право будет утрачено, если средняя численность работников налогоплательщика превысит ограничение, установленное пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек.
То есть перейти на УСН нельзя будет, если эта численность составляет 100 человек. Но при превышении еще не придется применять общий режим: главное, чтобы средняя численность не стала больше 130 человек.
Аналогичная ситуация с доходами. Чтобы перейти на УСН, их величина по‑прежнему не должна быть больше 150 млн руб. А для сохранения права на спецрежим доходов может быть на 50 млн руб. больше, то есть 200 млн руб.
Другие условия, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, должны соблюдаться, как и прежде.
Соответственно скорректирован п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, который прямо определяет, когда можно продолжать применять УСН. Таким образом, с 01.01.2021, если названные условия соблюдены (в том числе средняя численность не превысила 130 человек, а доход — 200 млн руб.), можно оставаться на УСН.
Но на переходный период увеличится ставка налога
Однако законодатели не оставили без последствий превышение прежних предельных уровней для сохранения права на применение УСН (то есть средней численности 100 человек и дохода 150 млн руб.).
По-прежнему, если объектом налогообложения являются доходы, ставка налога равна 6 % (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Но с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика[1] превысили 150 млн руб. (но не превысили 200 млн руб.
) и (или) в течение которого средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек (но не превысила 130 человек), ставка возрастает (новый п. 1.1 ст. 346.20).
Налогоплательщик продолжает применять УСНО, только с указанного квартала его доход облагается по ставке 8 %. И, как видно, для этого достаточно превышения любого одного из двух названных предельных уровней.
https://www.youtube.com/watch?v=8qRT_eh0iRE\u0026pp=ygUX0J8uIDQg0YHRgi4gMzQ2LjIwINCg0KQ%3D
Обозначенные показатели рассчитываются нарастающим итогом с начала года, но новая ставка применяется только в отношении части налоговой базы, исчисленной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущено превышение предельных уровней доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
Разумеется, если превышение произошло уже в первом квартале, повышенная ставка будет применяться в течение всего налогового периода — если только налогоплательщик вообще не утратит в этом периоде право на применение УСН.
Аналогичный порядок применяют налогоплательщики, которые выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы».
В общем случае они применяют ставку 15 % (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Но начиная с квартала, по итогам которого доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при расчете налога применяется ставка 20 % (п. 2.
1 ст. 346.20). Эта ставка применяется и в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
В соответствии с Законом Республики Крым от 29.12.2014 № 59‑ЗРК/2014 и Законом г. Севастополя от 03.02.2015 № 110‑ЗС в этих регионах на основании п. 3 ст. 346.
20 НК РФ на 2021 год установлены особые ставки на УСН: 4 % (объект налогообложения «доходы») и 10 % (объект налогообложения «доходы минус расходы»).
Этими же нормативными актами и некоторыми другими законодатели Республики Крым и Севастополя установили льготные ставки для некоторых категорий налогоплательщиков на УСН.
Но в любом случае — независимо от того, какую ставку применял налогоплательщик ранее, — если доход его станет больше 150 млн руб., но меньше 200 млн руб. или средняя численность превысит 100 человек, но не 130 человек, ему придется перейти на ставку 8 % или 20 % в зависимости от объекта налогообложения.
Это прямо будет следовать из абз. 6 п. 3 ст. 346.20 НК РФ в новой редакции.
Таким образом, по норме п. 1 ст. 346.21 НК РФ в новой редакции налог на УСН будет состоять из двух величин, которые следует сложить.
Первая равна произведению соответствующей ставки, установленной согласно п. 1 или 2 ст. 346.20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
Вторая равна произведению соответствующей ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.
20, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.
Это, разумеется, касается налогоплательщиков, у которых доходы превысили 150 млн руб., но не 200 млн. руб. и (или) в течение указанного периода средняя численность работников превысила 100 человек, но не 130.
В таком же порядке эти налогоплательщики исчисляют за отчетный период авансовые платежи по единому налогу на УСН (п. 3 и 4 ст. 346.21 НК РФ).
В общем же случае по‑прежнему налог (авансовые платежи) исчисляется (исчисляются) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (исходя из ставки налога и фактически полученных доходов (доходов за вычетом расходов)).
Повышение налога грозит и тем, кто применяет нулевую ставку
Пункт 4 ст. 346.
20 НК РФ предусматривает, что законами субъектов РФ может быть установлена ставка 0 % для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов субъектов РФ и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания. Такая возможность предусмотрена, например, Законом г. Севастополя от 25.10.2017 № 370‑ЗС и ст. 2.2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 59‑ЗРК/2014.
Правда, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 477‑ФЗ, которым эта ставка и была введена, предусматривалось, что п. 4 ст. 346.20 НК РФ применяется только до 01.01.2021. Однако срок действия этой нормы продлен еще на три года. Согласно ст.
2 Федерального закона № 266‑ФЗ новая редакция п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 477‑ФЗ гласит: положения пункта 4 статьи 346.20 и пункта 3 статьи 346.
50[2] части второй Налогового кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются с 1 января 2024 года.
https://www.youtube.com/watch?v=8qRT_eh0iRE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Если доход предпринимателя, в том числе совмещающего УСН с ПСН, превысит 150 млн руб.
или средняя численность его работников станет больше 100 человек, такой предприниматель утратит право на нулевую ставку, он должен будет облагать свой доход по ставке 8 % или 20 % в зависимости от объекта налогообложения (пока вовсе не утратит право на применение УСНО) (абз. 1 п. 4 ст. 346.20 НК РФ в новой редакции).
Впрочем, это общее условие для налогоплательщиков Республики Крым и Севастополя не должно иметь значения. Ведь они утрачивают право на применение нулевой ставки уже при превышении средней численностью работников 15 человек или доходом значения 15 млн руб. (Закон Республики Крым № 59‑ЗРК/2014), 60 млн руб. (Закон г. Севастополя № 370‑ЗС).
На УСНО всегда учитываются и внереализационные доходы
В абзаце 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ уточнено, что при одновременном применении УСНО и ПСНО учитываются те же доходы, на которые указано в абз. 1 данного пункта, то есть определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ.
Следовательно, в таком случае уже однозначно надо учитывать не только доходы от реализации, но и внереализационные расходы.
Об индексации доходов
В настоящее время предусмотрено, что указанная в абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ предельная величина доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСНО, подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ.
С этой целью применяется коэффициент-дефлятор, определяемый ежегодно.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243‑ФЗ на 2020 год коэффициент-дефлятор в целях применения гл. 26.2 НК РФ равен 1.
Теперь, видимо, коэффициент-дефлятор должен применяться во всех случаях, когда для определения наличия права на УСН должен учитываться доход, а не только в случае с нормой абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
Так, специально указано, что он будет применяться и в целях абз. 2 этого же пункта, то есть в случае, когда доход рассчитывается «упрощенцем» — предпринимателем, одновременно с УСН работающим на патенте.
Этот коэффициент определенно следует учитывать и в связи с нормой п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, который устанавливает, при каких условиях УСН применять можно, в том числе при каком доходе (который и рассчитывается с учетом коэффициента-дефлятора).
Будет применяться коэффициент-дефлятор и при использовании новых норм (п. 1.1 и 2.1 ст. 346.20, абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3 и абз. 2 п. 4 ст. 346.21 НК РФ).
То есть повышенные ставки следует применять при превышении предельного уровня в 150 млн руб., увеличенного на коэффициент-дефлятор, до тех пор, пока доход нарастающим итогом не превысит 200 млн руб. тоже с учетом коэффициента-дефлятора.
[1] Рассчитанные в общем для УСН порядке, то есть определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ.
[2] Здесь речь идет тоже о применении нулевой ставки, но теми предпринимателями, которые работают на ПСН. Такой режим действует в Севастополе в соответствии с Законом г. Севастополя от 25.10.2017 № 370‑ЗС.
Обнуление процентной ставки УСН по указу президента
Сдайте актуальные декларации по налогам в срок и без ошибок
Попробовать
Нулевая ставка — ее еще называют налоговые каникулы — доступна индивидуальным предпринимателям на УСН в течение первых двух календарных лет после регистрации (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Налоговыми каникулами могут воспользоваться не только ИП на УСН, но и предприниматели на патенте. Для организаций на УСН налоговые каникулы не действуют.
Федеральный закон № 67-ФЗ подписали 26 марта 2022 года. ФЗ № 67 меняет первую и вторую часть российского Налогового кодекса. Одно из таких изменений — продление нулевой ставки по УСН.
В статье 3 закона № 67-ФЗ установлены новые сроки действия ставки в 0 % по УСН. Теперь нулевая ставка по упрощенке действует до конца 2024 года. Конкретные сроки налоговых каникул определяют региональные власти в локальных законах. То есть нулевая ставка может не применяться в вашем регионе (как, например, в Москве), несмотря на новый закон президента об обнулении УСН.
Налоговые каникулы доступны только ИП. Организации на УСН не смогут воспользоваться такой преференцией. Предприниматель может не платить налог по упрощенке после регистрации в течение первых двух календарных лет работы. Но это не все условия. Налоговые каникулы устанавливают по видам деятельности (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Ставка по УСН в 0 % действует для предпринимателей, которые:
- работают в социальной или научной сфере;
- занимаются производством и оказанием бытовых услуг населению;
- предоставляют места для временного проживания.
Конкретные виды деятельности и соответствующие им коды по ОКВЭД устанавливают власти региона. Также они могут устанавливать дополнительные ограничения — например, по уровню дохода, количеству сотрудников.
Важно! Чтобы получить право на применение нулевой ставки, надо соблюдать требование к доле дохода от льготной деятельности. Она должна составлять не менее 70 % в общей сумме доходов. Рассчитывают долю по формуле: «Льготный» доход / Общая сумма доходов × 100.
Чтобы воспользоваться нулевой ставкой, ИП надо зарегистрироваться и после регистрации перейти на упрощенную систему налогообложения. На каникулы он отправится автоматически, если соответствует всем условиям, дополнительных заявлений не требуется.
Кроме новых ИП, применять ставку в 0 % могут и те предприниматели, которые возобновили свою деятельность (п. 14 обзора, утв. Президиумом ВС РФ от 04.07.2018).
Причем налоговые каникулы действуют для тех, кто впервые возобновил работу после введения нулевой ставки в регионе.
Если предприниматель снялся с учета, когда в субъекте РФ уже действовала нулевая ставка, а затем зарегистрировался снова, воспользоваться налоговыми каникулами нельзя (письмо Минфина от 20.01.2020 № 03-11-11/2566).
№ 67-ФЗ — федеральный закон. Норматив закрепляет действие нулевой ставки по УСН для всех субъектов РФ. Поэтому федеральный список включает в себяс все регионы России. А окончательное решение о введении налоговых каникул принимают региональные власти.
Сдавайте отчетность по УСН и пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна
Региональные власти могут ввести налоговые каникулы до 31 декабря 2024 года. Но некоторые регионы уже завершили эксперимент. В Москве, Адыгее, Ингушетии, Калмыкии, Крыму, Татарстане, Чечне, Краснодарском крае, Вологодской, Нижегородской, Тверской, Ульяновской областях, Еврейской автономной области нулевая ставка для ИП на упрощенке не применяется.
Регион | Региональный закон о нулевой ставке | Срок действия нулевой ставки |
Санкт-Петербург | Закон Санкт-Петербурга № 185-36 от 05.05.2009 | С 01.01.2016 по 31.12.2023 |
Севастополь | Закон Севастополя № 370-ЗС от 25.10.2017 | С 01.01.2018 по 01.01.2024 |
Московская область | Закон Московской области № 9/2009-ОЗ от 12.02.2009 | С 13.04.2015 по 31.12.2023 |
Ленинградская область | Закон Ленинградской области № 73-оз от 20.07.2015 | С 27.07.2015 по 01.01.2024 |
Республика Алтай | Закон Республики Алтай № 71-РЗ от 23.11.2015 | С 01.01.2016 по 31.12.2023 |
Республика Башкортостан | Закон Республики Башкортостан № 221-з от 28.04.2015 | С 01.01.2016 по 01.01.2024 |
Республика Бурятия | Закон Республики Бурятия № 1248-V от 07.07.2015 | С 09.07.2015 по 31.12.2023 |
Республика Дагестан | Закон Республики Дагестан № 26 от 06.05.2009 | С 01.01.2016 по 01.01.2024 |
Кабардино-Балкарская Республика | Закон Кабардино-Балкарской Республики № 49-РЗ от 15.11.2016 | С 01.01.2017 по 01.01.2024 |
Карачаево-Черкесская Республика | Закон Карачаево-Черкесской Республики № 85-РЗ от 30.11.2015 | С 29.07.2015 по 01.01.2024 |
Республика Карелия | Закон Республики Карелия № 2148-ЗРК от 28.07.2017 | С 31.08.2017 по 31.12.2023 |
Республика Коми | Закон Республики Коми № 9-РЗ от 20.04.2015 | С 20.04.2015 по 01.01.2024 |
Республика Марий Эл | Закон Республики Марий Эл № 23-З от 17.06.2015 | С 17.06.2015 по 01.01.2024 |
Республика Мордовия | Закон Республики Мордовия № 97-З от 22.12.2015 | С 01.01.2016 |
Республика Саха | Закон Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 № 1231-З N 17-V | С 19.06.2015 по 31.12.2023 |
Республика Северная Осетия | Закон Республики Северная Осетия-Алания № 70-РЗ от 02.11.2020 | С 01.01.2021 |
Республика Тыва | Закон Республики Тыва № 86-ЗРТ от 24.06.2015 | С 11.07.2015 по 01.01.2024 |
Удмуртская Республика | Закон Удмуртской Республики № 32-РЗ от 14.05.2015 | С 01.01.2015 по 31.12.2023 |
Республика Хакасия | Закон Республики Хакасия № 123-ЗРХ от 16.11.2009 | С 15.07.2015 по 01.01.2024 |
Чувашская Республика | Закон Чувашской Республики № 27 от 22.06.2015 | С 01.01.2015 по 01.01.2024 |
Алтайский край | Закон Алтайского края № 48-ЗС от 03.06.2016 | С 01.04.2016 по 01.01.2024 |
Забайкальский край | Закон Забайкальского края № 1178-ЗЗК от 24.06.2015 | С 26.06.2015 по 01.01.2024 |
Камчатский край | Закон Камчатского края № 245 от 19.03.2009 | С 11.06.2015 по 01.01.2024 |
Красноярский край | Закон Красноярского края № 8-3530 от 29.06.2015 | С 01.07.2015 по 01.01.2024 |
Пермский край | Закон Пермского края № 466-ПК от 01.04.2015 | С 07.04.2015 по 01.01.2024 |
Приморский край | Закон Приморского края № 645-КЗ от 23.06.2015 | С 24.06.2015 |
Ставропольский край | Закон Ставропольского края № 53-кз от 22.07.2019 | С 09.06.2015 по 01.01.2024 |
Хабаровский край | Закон Хабаровского края № 308 от 10.11.2005 | С 18.03.2015 |
Амурская область | Закон Амурской области № 528-ОЗ от 05.05.2015 | С 06.05.2015 по 01.01.2024 |
Архангельская область | Закон Архангельской области № 262-15-ОЗ от 03.04.2015 | С 07.04.2015 по 31.12.2023 |
Астраханская область | Закон Астраханской области № 73/2009-ОЗ от 10.11.2009 | С 03.10.2015 по 31.12.2023 |
Белгородская область | Закон Белгородской области № 367 от 14.07.2010 | С 05.04.2021 по 01.01.2024 |
Брянская область | Закон Брянской области № 75-З от 03.10.2016 | С 01.01.2017 по 01.01.2024 |
Владимирская область | Закон Владимирской области № 12-ОЗ от 05.03.2015 | С 05.03.2015 по 01.01.2024 |
Волгоградская область | Закон Волгоградской области № 130-ОД от 14.07.2015 | С 21.07.2015 по 31.12.2023 |
Воронежская область | Закон Воронежской области № 55-ОЗ от 05.05.2015 | С 06.05.2015 по 31.12.2023 |
Ивановская область | Закон Ивановской области № 117-ОЗ от 10.11.2015 | С 11.11.2015 по 01.01.2024 |
Иркутская область | Закон Иркутской области № 112-оз от 30.11.2015 | С 01.01.2016 |
Калининградская область | Закон Калининградской области № 474 от 23.11.2020 | С 01.01.2021 по 31.12.2022 |
Калужская область | Закон Калужской области № 501-ОЗ от 18.12.2008 | С 01.01.2016 |
Кемеровская область | Закон Кемеровской области № 32-ОЗ от 06.05.2015 | С 01.01.2015 по 01.01.2024 |
Кировская область | Закон Кировской области № 582-ЗО от 05.11.2015 | С 01.01.2016 по 01.01.2024 |
Костромская область | Закон Костромской области № 676-5-ЗКО от 18.05.2015 | С 20.05.2015 по 01.01.2024 |
Курганская область | Закон Курганской области № 41 от 26.05.2015 | С 29.05.2015 по 01.01.2024 |
Курская область | Закон Курской области № 85-ЗКО от 10.09.2015 | С 12.09.2015 по 01.01.2024 |
Липецкая область | Закон Липецкой области № 413-ОЗ от 15.06.2015 | С 19.06.2015 по 01.01.2024 |
Магаданская область | Закон Магаданской области № 1909-ОЗ от 16.06.2015 | С 24.06.2015 по 01.01.2024 |
Мурманская область | Закон Мурманской области № 1901-01-ЗМО от 08.10.2015 | С 01.01.2016 по 01.01.2024 |
Новгородская область | Закон Новгородской области № 757-ОЗ от 27.04.2015 | С 29.04.2015 по 31.12.2023 |
Новосибирская область | Закон Новосибирской области № 572-ОЗ от 30.06.2015 | С 01.07.2015 по 31.12.2023 |
Омская область | Закон Омской области № 1768-ОЗ от 16.07.2015 | С 17.07.2015 по 01.01.2024 |
Оренбургская область | Закон Оренбургской области № 3105/843-V-ОЗ от 28.04.2015 | С 01.05.2015 по 01.01.2024 |
Орловская область | Закон Орловской области № 1750-ОЗ от 10.03.2015 | С 12.03.2015 по 01.01.2024 |
Пензенская область | Закон Пензенской области № 2684-ЗПО от 04.03.2015 | С 17.03.2015 по 01.01.2024 |
Псковская область | Закон Псковской области № 1022-ОЗ от 29.11.2010 | С 01.01.2015 по 31.12.2023 |
Ростовская область | Закон Ростовской области № 843-ЗС от 10.05.2012 | С 01.07.2015 по 01.01.2024 |
Рязанская область | Закон Рязанской области № 52-ОЗ от 05.08.2015 | С 06.09.2015 по 31.12.2023 |
Самарская область | Закон Самарской области № 140-ГД от 30.12.2015 | С 01.01.2016 по 31.12.2023 |
Саратовская область | Закон Саратовской области № 57-ЗСО от 28.04.2015 | С 30.05.2015 по 31.12.2023 |
Сахалинская область | Закон Сахалинской области № 67-ЗО от 10.07.2015 | С 14.07.2015 по 31.12.2023 |
Свердловская область | Закон Свердловской области № 31-ОЗ от 15.06.2009 | С 23.03.2015 по 01.01.2024 |
Смоленская область | Закон Смоленской области № 43-з от 21.04.2016 | С 01.01.2017 по 31.12.2023 |
Тамбовская область | Закон Тамбовской области № 577-З от 05.11.2015 | С 07.11.2015 по 01.01.2024 |
Томская область | Закон Томской области № 48-ОЗ от 15.05.2015 | С 20.05.2015 по 01.01.2024 |
Тульская область | Закон Тульской области № 2293-ЗТО от 23.04.2015 | С 24.04.2015 по 01.01.2024 |
Тюменская область | Закон Тюменской области № 20 от 31.03.2015 | С 31.03.2015 по 01.01.2024 |
Челябинская область | Закон Челябинской области № 101-ЗО от 28.01.2015 | С 29.01.2015 по 01.01.2024 |
Ярославская область | Закон Ярославской области № 43-з от 01.06.2015 | С 09.06.2015 по 31.12.2023 |
Ненецкий автономный округ | Закон Ненецкого автономного округа № 55-ОЗ от 13.03.2015 | С 17.03.2015 по 01.01.2024 |
Ханты-Мансийский автономный округ | Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры № 14-оз от 20.02.2015 | С 01.01.2015 по 01.01.2024 |
Чукотский автономный округ | Закон Чукотского автономного округа № 47-ОЗ от 18.05.2015 | С 01.01.2015 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Закон Ямало-Ненецкого автономного округа № 30-ЗАО от 20.04.2015 | С 22.04.2015 по 01.01.2024 |
Не нашли свой регион в списке? Проверьте действие налоговых каникул через официальный сайт ФНС. В разделе «Упрощенная система налогообложения» приводится информация для каждого российского региона.
Не хотите тратить время на поиски? Подключитесь к Контур.Экстерн — в системе есть доступ к справочно-правовой базе, где вы всегда найдете актуальную информацию от федеральных и региональных властей, а также опытных экспертов в сфере налогообложения.
Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам
Узнать больше
Налоговые каникулы: ликбез для предпринимателей
Как начать бизнес и первые два года не платить налог с доходов? Воспользоваться льготой для предпринимателей — налоговыми каникулами. Дают их региональные власти.
Например, в Подмосковье такие каникулы должны были закончиться в 2021 году, но их продлили до конца 2023. В Крыму и Севастополе с 2022 года ушла пониженная ставка по патенту 4%, нулевую оставили.
Кто и где может рассчитывать на такую поблажку — расскажем в статье.
https://www.youtube.com/watch?v=UlLTs3XRtIY\u0026pp=ygUX0J8uIDQg0YHRgi4gMzQ2LjIwINCg0KQ%3D
Нулевую ставку устанавливают регионы. Такое право им дает закон до конца 2024 года. Потом налоговые каникулы могут отменить на федеральном уровне. А могут и продлить. Ближе к 2025 году станет ясно.
Мы занесли в таблицу регионы, где действует льгота в 2022–2023 годах. Это большинство субъектов РФ.
Таблица. Где дают налоговые каникулы в России
Где взять актуальный региональный закон, чтобы изучить полные условия льготы? Воспользуйтесь нашей инструкцией поиска.
Как найти действующий региональный закон о налоговых каникулах
Налоговые каникулы доступны только предпринимателям (компании не в счет!) и только на этих двух системах:
- УСН — п. 4 ст. 346.20 НК,
- ПСН — п. 3 ст. 346.50 НК.
В НК прописаны глобальные условия, на которые равняются регионы, когда принимают законы о каникулах.
Примерный список льготных видов деятельности с общими формулировками прописан в НК. И там разрешенных видов бизнеса на УСН больше, чем на патенте, на один пункт: это услуги временного проживания. На патенте нулевая ставка по этому бизнесу недоступна. А на УСН — пожалуйста, регион может предусмотреть. В остальном федеральный список схож.
Конкретный перечень смотрите в региональном законе.
Eсли по какой-то причине ИП не попадает под налоговые каникулы, выясните, есть ли право на пониженный тариф.
Сразу скажем, на патенте в 2023 году пониженный тариф вплоть до 0% может быть установлен только в новых регионах: ДНР, ЛНР, в Запорожской и Херсонской областях (п. 2.1 ст. 346.50 НК).
На УСН пониженные ставки регионы дают и ИП, и компаниям:
- на объекте «Доходы» регионы могут устанавливать ставку от 1 до 6%,
- на доходно-расходной упрощенке — от 5 до 15%.
Стандартные ставки соответственно — 6 и 15% в зависимости от объекта налогообложения. Условия пониженных ставок смотрите в региональном законе об упрощенной системе налогообложения.
В региональном законе проверяем, есть ли дополнительные ограничения. Например, нулевая ставка на УСН в Санкт-Петербурге доступна, только если средняя численность наемных работников не превышает 15 человек.
Чтобы применять налоговые каникулы, ИП должен быть впервые зарегистрирован после того, как начал действовать региональный закон о налоговых каникулах.
А если человек ранее уже имел индивидуальное предпринимательство, а потом закрыл его, надо возобновить деятельность впервые после того, как начал действовать региональный закон о налоговых каникулах (см. п.
14 Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 04.07.2018).
Возможна ситуация, когда ИП сначала зарегистрировался, а только потом власти субъекта РФ приняли закон о налоговых каникулах. Так вот в этом случае права на каникулы нет, даже если еще не прошло два года со дня его регистрации. Если закон приняли, а потом уже открыли бизнес — тогда льгота доступна.
Если вы на упрощенке и попадаете под налоговые каникулы, просто не платите налог со дня регистрации ИП. А по итогам года сдайте декларацию по УСН со ставкой 0% (только прежде проверьте соблюдение одного важного условия — о нем чуть позже).
Так вы можете делать два года подряд, потому что каждый конкретный ИП вправе пользоваться каникулами непрерывно только два налоговых периода со дня регистрации. А на УСН налоговый период — это год. Причем год регистрации бизнеса считается первым налоговым периодом.
И если ИП его прошляпил, например, работал на ОСНО, продлить налоговые УСН-каникулы еще на один год не получится.
Специальных заявлений о том, что будете применять нулевую ставку на УСН, подавать не нужно.
Целесообразно прописать нулевой тариф в налоговой учетной политике со ссылкой на региональный закон.
ИП применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы» и налоговой ставкой в размере 0%.
Основание: п. 2 ст. 346.14 и п. 4 ст. 346.20 НК РФ, Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2009 № 185-36.
Если первый раз слышите про учетную политику, обсудите этот момент со своим бухгалтером и при необходимости разработайте / доработайте документ.
https://www.youtube.com/watch?v=UlLTs3XRtIY\u0026pp=YAHIAQE%3D
А теперь про то самое условие, которое нужно проверить по итогам года. По окончании года упрощенец должен убедиться, что доля доходов от льготного вида деятельности составила не меньше 70% в общей сумме доходов. Если меньше, придется заплатить налог.
Как быть в ситуации, когда, например, уже по итогам 9 месяцев пропорция не соблюдается? Поскольку 4 квартал еще не закончился, ждем окончания года и тогда смотрим на структуру доходов. Пока год не закончился, пропорция по доходам может 10 раз поменяться.
ИП-упрощенцы на налоговых каникулах, как и любые другие упрощенцы, регистрируют доходы в Книге учета доходов и расходов (КУДиР). Оттуда берем данные для расчета пропорции.
Нулевая ставка не освобождает от учета и отчетности. А значит, вам потребуется учетная система. Предприниматели как минимум должны заполнять книгу КУДиР или книгу доходов на патенте и вести учет основных средств. Учет доходов пригодится и для обоснования льготы.
Если соблюдаются условия для нулевой ставки, ИП не платит налог со всех доходов, которые получил в рамках УСН. То есть нулевую ставку на упрощенке применяем даже к тем доходам, которые ИП получил от нельготных видов бизнеса. Ничего не выделяем.
Скачать образцы заполнения декларации по УСН с нулевой ставкой:
- на объекте «Доходы»,
- на объекте «Доходы — расходы».
Нулевая ставка перестает работать, как только превысили промежуточные УСН-лимиты: лимит по доходам в 150 млн рублей, умноженный на коэффициент-дефлятор, либо лимит по численности сотрудников — 100 человек (п.
4 ст. 346.20 НК). С квартала, когда превысили лимит, начинаем платить налог сразу по повышенным ставкам 8 или 20% — в зависимости от объекта налогообложения. За предыдущие кварталы применяем нулевую ставку.
Будущие патентщики в заявлении на патент указывают ставку 0% и статью регионального закона, в которой прописаны каникулы. Подавать заявление с нулем можно два раза подряд в течение двух календарных лет со дня регистрации ИП. Не обязательно делать это одновременно с регистрацией.
Главный принцип (см. письмо Минфина от 17.10.2016 № 03-11-09/60291): если уж подал на патент с нулевой ставкой, следующий патент надо получать сразу же, как закончится второй. То есть между ними не должно быть временного разрыва. Даже в один день.
Иначе уже нельзя по второму патенту применить такую же льготу.
Скачать пример заявления на получение нулевого патента
Целесообразно прописать нулевой тариф в налоговой учетной политике со ссылкой на региональный закон.
ИП в отношении деятельности, связанной с производством молочной продукции, применяет патентную систему налогообложения с налоговой ставкой в размере 0%.
Основание: п. 3 ст. 346.50 НК РФ, Закон Санкт-Петербурга от 30.10.2013 № 551-98.
Если ИП ведет несколько бизнесов на патенте или совмещает патент и другой режим и применяет ставку 0% по ПСН, нужен раздельный учет доходов. Об этом тоже лучше написать в учетной политике, потому что в НК нет никакой конкретики, как вести этот учет. Логично указать, что доходы считаете нарастающим итогом с начала года, по данным книг учета.
ИП-патентщики на налоговых каникулах, как и любые другие патентщики, регистрируют доходы, полученные в рамках ПСН, в Книге учета доходов.
Хорошая новость: не важно, сколько доходов на патенте вы получите. В отличие от УСН, на патенте нет требования, чтобы от льготной деятельности поступило не меньше 70% от всех доходов.
Это значит, что если у ИП, например, два патента и один из них — нулевой, не нужно суммировать доходы, полученные на обоих патентах и считать какую-либо пропорцию.
Но обязательно нужно внимательно читать региональный закон, потому что в нем могут быть дополнительные требования и ограничения. Например, по численности работников или размеру доходов.
Мы уже показали на примерах выше, что для каждого конкретного ИП срок действия налоговых каникул нужно считать индивидуально. Особенно важно вести корректный отсчет по УСН, так как на патенте вы прописываете нулевую ставку в заявлении на патент.
Если права на патент у вас больше нет, налоговая просто не выдаст патент со стоимостью 0 рублей. А вот на упрощенке ИФНС не проверяет предпринимателя в течение года, поэтому тут никто не просигнализирует вам, что права на каникулы у вас уже нет.
В итоге можете занизить авансовые платежи по упрощенному налогу, что чревато пенями.
Также помните, что ИП на налоговых каникулах должен платить все другие обязательные для предпринимателей налоги, страховые взносы, сборы. В частности, это взносы за себя, зарплатные налоги за сотрудников. То есть освобождение идет только по упрощенному и патентному налогам — смотря на какой системе ИП уходит на каникулы.
В течение года ИП мог вносить авансовые платежи по УСН, а потом спохватиться, что у него право на нулевую ставку. Как быть? Все зависит от ситуации.
Ситуация № 1. Декларацию по УСН еще не сдали. Тогда подайте сразу нулевой отчет. Уже проведенные платежи вернете или зачтете как переплату в счет других налогов или взносов.
Ситуация № 2. Декларацию уже сдали. Чтобы обнулить налог, подайте уточненку. Плюс пояснения для ИФНС не помешают.
ИП мог подать на патент, указав в заявлении стандартную ставку 6%, а потом спохватиться, что у него право на нулевой тариф. Если патент еще не выдали, надо оперативно вернуть первоначальное заявление и подать новое, уже с нулевой ставкой. Правда, этот способ невозможен, если на патент подали одновременно с госрегистрацией ИП.
Если патент уже получили, единственный вариант — подать в ИФНС заявление о перерасчете налога и надеяться, что инспекторы пойдут навстречу.
Статья 346.20. Налоговые ставки
Новая редакция Ст. 346.20 НК РФ
1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.
2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
3. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.
В отношении периодов 2015 — 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.
В отношении периодов 2017 — 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
абзацы четвертый — пятый утратили силу.
Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.
4.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.
В период действия налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса.
- Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
- По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.
- Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:
- ограничения средней численности работников;
ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.
В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.
Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.
Комментарий к Статье 346.20 НК РФ
Налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения установлены ст. 346.20 НК РФ и зависят от выбора налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения выбраны доходы, то налоговая ставка составит 6 процентов. Если же объект — доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Другой комментарий к Ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации
При применении статьи 346.20 НК следует учитывать, что субъекты вправе установить пониженную ставку по объекту налогообложении «доходы минус расходы» — от 15 до 5 процентов.