Законы

Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации возникают в современном мире достаточно часто.

Средства массовой информации с завидной регулярностью сообщают о лесных пожарах, наводнениях и землетрясениях, происходящих в разных регионах страны.

Здесь нужно учитывать, что подобные ситуации всегда влекут за собой социальные последствия, поэтому граждане, оказавшиеся в районе бедствия, имеют право на поддержку со стороны государства.

Нормативно-правовая база

Пострадавшие от чрезвычайных ситуацийОсновой безопасности жизнедеятельности считается Конституция Российской Федерации. В частности, здесь можно выделить следующие моменты:

  • ст.37 закрепляет за каждым гражданином право на труд в условиях, которые полностью отвечают требованиям безопасности;
  • ст.42 гарантирует право на благоприятную среду, своевременное информирование о её состоянии и возможность получения компенсации за причинённый вред здоровью и имуществу.

Более конкретная информация изложена в нормах Федерального и регионального законодательства.

Федеральный закон

Пострадавшие от чрезвычайных ситуацийЗдесь можно обратиться к Федеральному закону № 68-ФЗ, где рассмотрены права и обязанности граждан, оказавшихся в зоне стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Статья 18 рассматриваемого закона определяет права пострадавших. Здесь прямо указано, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, граждане России имеют право:

  • защиты принадлежащей им собственности, здоровья и жизни;
  • получать своевременную информацию о районах, где им может грозить опасность;
  • обращаться в уполномоченные инстанции по вопросам защиты населения;
  • принимать участие в ликвидации последствий ЧС;
  • получать медицинское обслуживание и социальные гарантии;
  • претендовать на компенсацию причинённого ущерба, в том числе, при участии в ликвидации последствий;
  • получать социальные выплаты в связи с утратой работоспособности, обретенным заболеванием или инвалидностью;
  • получать бесплатные консультации и правовую поддержку.

Статья 19 регламентирует обязанности граждан, оказавшихся в зоне ЧС. Сюда относятся такие положения:

  • соблюдение законов и иных нормативных актов, действующих в районе чрезвычайной ситуации;
  • соблюдать меры безопасности и трудовую дисциплину;
  • изучать способы защиты: оказание неотложной медицинской помощи, мероприятия по спасению пострадавших, правила использования средств персональной защиты;
  • неукоснительно соблюдать правила поведения при возникновении ЧС.

Важно! В законе указана обязанность оказывать содействие спасательным бригадам, если возникает такая необходимость.
Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Областной закон

Пострадавшие от чрезвычайных ситуацийНа региональном уровне устанавливается порядок обращения граждан в уполномоченные инстанции за получением необходимой помощи и полагающихся денежных выплат. Помощь оказывается на основании заявления гражданина. Чтобы получить компенсацию из средств Федерального бюджета, обращение пишется на имя губернатора области или края, выплаты из региональных фондов предполагают написание заявления на имя главы местного муниципалитета. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность пострадавшего и факт проживания в зоне стихийного бедствия.

Важно! Если документы отсутствуют, нужно обратиться в суд с просьбой установить факт проживания в помещении, пострадавшем в результате катастрофы.

Чем различаются чрезвычайные ситуации, обстоятельства и положения

Пострадавшие от чрезвычайных ситуацийНесмотря на некоторую схожесть и созвучность, эти определения имеют разный юридический статус и довольно чёткое разграничение. Такое разделение появилось после вступления в законную силу Приказа МВД России № 363дсп, принятого к исполнению 24 марта 2015 года.

На основании этого подзаконного акта выделяются следующие признаки:

  1. Чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате стихийного бедствия, аварии или катастрофы, несущая прямую угрозу жизнедеятельности граждан. Предполагается, что такие ситуации могут повлечь появление человеческих жертв;
  2. Чрезвычайное обстоятельство — угроза жизнедеятельности людей или Конституционному строю, предотвратить которую невозможно без принятия соответствующих мер. Сюда можно отнести угрозу террористических актов или захват заложников, захват объектов инфраструктуры или государственных учреждений, конфликты, возникающие на религиозной или национальной почве;
  3. Чрезвычайное положение — меры по обеспечению порядка, вводимые на территориях ЧС. Подчиняться таким правилам должны все без исключения, независимо от национальности, возраста и социального статуса.

Важно! В рассматриваемом приказе отмечено определение чрезвычайного происшествия. Этим термином обозначают события криминального характера, которые не подразумевают глобальных масштабов.

Права граждан на возмещение ущерба

Пострадавшие от чрезвычайных ситуацийЧрезвычайные ситуации всегда происходят спонтанно, поэтому оказавшиеся в бедственном положении граждане должны точно знать, на какую именно помощь они могут рассчитывать, какие компенсации и пособия им полагаются, в каком размере производятся выплаты.

Все перечисленные положения регулируются на государственном уровне, закреплены нормами Федерального и регионального законодательства.

Права граждан, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях или экологически небезопасных районах

Пострадавшие от чрезвычайных ситуацийПомимо ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ, которая была рассмотрена выше, права граждан, оказавшихся в зоне стихийных бедствий, закреплены Основами законодательства РФ по охране здоровья гражданского населения.

В частности, ст.28 наделяет пострадавших в результате ЧС следующими правами:

  • получать медицинскую помощь, включая санаторно-курортное лечение и реабилитацию на бесплатной основе;
  • получать бесплатные медицинские консультации;
  • получать лекарственные препараты и другие медицинские средства бесплатно;
  • получать материальные компенсации в полном объёме, согласно установленным на законодательном уровне нормам.

Пособия

Пострадавшие от чрезвычайных ситуацийПострадавшим при возникновении чрезвычайных ситуаций гражданам выплачиваются следующие виды пособий:

  • по безработице, исходя из среднемесячного заработка на предыдущем месте работы;
  • по инвалидности;
  • пострадавшим в результате ЧС: 200 000-400 000 рублей в зависимости от степени тяжести, причинённого здоровью вреда;
  • за погибших и умерших членов семей: по 1 000 000 рублей на каждого человека;
  • на погребение: в размере, равном стоимости ритуальных услуг в регионе.

Другие социальные выплаты

Сюда можно отнести единовременные финансовые выплаты:

  • всем пострадавшим — 10 000 рублей на человека, но не больше 50 000 на каждую семью из регионального бюджета, и 10 000 рублей из Федерального;
  • гражданам, которые были захвачены в заложники, но не получили вреда здоровью — 100 000 рублей.

Компенсация полученного ущерба

Пострадавшие от чрезвычайных ситуацийВыплачивается единовременно за вред, причинённый имуществу пострадавших. Размер компенсационных выплат зависит от характера ущерба:

  • частичное повреждение — 50 000 рублей;
  • полное уничтожение — 100 000 рублей.

Указанные суммы полагаются каждому члену семьи. Оценка степени повреждений проводится в соответствии с протоколом, утверждённым оперативным штабом, созданным для ликвидации последствий ЧС.

Оценка ущерба проводится в 3-дневный срок после обращения пострадавших. По результатам проверки составляются акты обследования жилого строения и имущества пострадавших. После этого, органами местного самоуправления принимается решение о включении или невключении пострадавших в списки на получение пособий и единовременной материальной помощи.

Важно! Если гражданина не включили в списки, ему должны сообщить об этом в течение 24 часов с обязательным указанием причин для отказа.

Последние новости

Пострадавшие от чрезвычайных ситуацийНа рассмотрение депутатам Государственной думы был вынесен законопроект, который не позволит гражданам, пострадавшим в результате стихийного бедствия, получать компенсации за вред, причинённый имуществу, если оно не было застраховано.

Памятка пострадавшим от ЧС

  • Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций«Управление гражданской защиты»Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций
  • ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ
  •  ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
  • Памятка разработана для граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в целях информирования граждан по осуществлению компенсационных выплат физическим лицам, которым был причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации.
  • Основные понятия, термины и определения:
  • Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
  • Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (далее — ЧС).
  • Пострадавшее население — часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника ЧС, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.
  • Граждане Российской Федерации имеют право:
  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС.
  • Правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи, выплата единовременного пособия из федерального бюджета или бюджета субъекта обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС и постоянно проживающие на территории населенного пункта в зоне ЧС.
  • Выплаты единовременной материальной и финансовой помощи осуществляются в размерах:
  • единовременная материальная , помощь — 10 тыс. рублей на человека без ограничения по количеству членов семьи;

финансовая помощь в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости — 100 тыс. рублей на человека.

  1. Выплата единовременного пособия:
  2. членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
  3. семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;

гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред — 200 тыс. рублей на человека.

  • К имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
  • Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате ЧС.
  • При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
  • Для получения единовременной материальной и финансовой помощи
  • из федерального или областного бюджета гражданам необходимо обратиться в местные администрации по месту жительства со следующими документами:
  • документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС на момент ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания).
  • на получение финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества.
  • на получение единовременной материальной помощи;
  • заявление о получении соответствующей помощи
  • документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи (паспорт; свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта — справка, удостоверяющая личность и выданная территориальными отделениями Федеральной миграционной службы России по Владимирской области.
  • иные документы по желанию гражданина.
Читайте также:  Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований

Важно знать!

В случае отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении (доме), пострадавшем в ЧС, гражданину необходимо обратиться в районный или городской суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в ЧС, по месту жительства с указанием для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

При формировании списка граждан указываются данные действующих документов (паспорта, свидетельства о рождении), учитывая, что паспорта подлежат замене в 20 лет и в 45 лет.

Граждане, достигшие 20- летнего возраста должны получить паспорт обязательно и не могут быть включены в список на основании свидетельства о рождении.

Исключение могут составлять недееспособные граждане (отсутствие паспорта по объективным причинам у таких граждан подтверждается справками из учреждения социальной защиты или пенсионного фонда).

  1. Для подтверждения факта регистрации граждан по месту жительства представляется копия паспорта (страница с фотографией, реквизитами организации выдавшей паспорт, все страницы с регистрацией и страница с детьми).
  2. Для подтверждения факта регистрации детей по месту жительства представляется копия свидетельства о рождении с отметкой ФМС России или свидетельство о регистрации, выданное в паспортном столе по месту регистрации одного из родителей.
  3. На несовершеннолетних детей (при наличии свидетельства о рождении), при условии включения в список без обоих родителей или с одним отцом без матери, предоставляются дополнительно документы, проясняющие ситуацию.

Следует отметить, что в период действия чрезвычайной ситуации на всей территории прекращается регистрация граждан по месту жительства вплоть до отмены режима чрезвычайной ситуации.

Граждане, документы которых приняты на регистрацию и не успевшие оформить ее из-за введения режима ЧС, предоставляют копии заявлений на регистрацию, датированные до введения режима ЧС, после чего они включаются в список.

Могут быть включены в список граждане, снятые с регистрации, по причине службы в армии, проживающие в общежитии, во время учебы на дневном отделении или отбывающие наказание (находящиеся в местах временного пребывания).

Администрация органа местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию в целях определения степени утраты имущества граждан и для оценки жилых помещений жилищного фонда. Акт обследования утраченного имущества подписывается членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами — собственниками имущества.

  • Для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, следующие документы:
  • а)    заявление от гражданина, чье жилое помещение повреждено в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, собственноручно написанное и подписанное заявителем
  • б)    копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (свидетельство о праве собственности или договор социального найма);
  • в)    заключения специализированной, проектно-изыскательской организации (обязательно).
  • Сроки рассмотрения заявления и принятия решения о включении в списки пострадавших законодательством не установлены, Сроки устанавливаются решением КЧС и ОПБ администрации муниципального образования при возникновении ЧС. Но при этом необходимо знать, что для органов местного самоуправления нормативным документом администрации области установлен срок:
  • 15 дней для обращения с просьбой о выделения средств из резервного фонда ЧС на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС;
  • 7 дней со дня поручения председателя КЧС и ОПБ администрации области, для представления документов обосновывающих размер запрашиваемых средств.
  1. Для выделения финансовых средств из федерального бюджета органы исполнительной власти субъекта должны представить обосновывающие документы в течение одного месяца со дня подписания поручения Председателя Правительства РФ.
  2. Во избежание судебных споров гражданам желательно обращаться с заявлением и обосновывающими документами в установленные сроки.
  3. При принятии местной администрацией решения о не включении гражданина в список (об отказе в предоставлении помощи) заявителю местной администрацией дается письменный отказ в удовлетворении поданного заявления с указанием причин отказа.
  4. В данном случае граждане вправе обратиться в районные или городские суды по месту жительства с исковыми заявлениями о признании их пострадавшими в результате ЧС на конкретной территории с указанием населенного пункта, сельсовета, района и включения в списки граждан, пострадавших в результате ЧС.
  5. Решение о включении гражданина в списки (предоставлении помощи) принимается местной администрацией также на основании решения суда.
  6. Решение местной администрации о включении гражданина в список является основанием для предоставления соответствующего вида помощи.
  7. Для получения единовременного пособия:

членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате ЧС осуществляются на основании заявлений каждого члена семьи погибшего (умершего) гражданина о выплате единовременного пособия в равных долях каждому члену семьи. К заявлению прилагается свидетельство судебно — медицинской экспертизы о смерти погибшего (умершего) в результате ЧС.

Единовременное пособие на погребение семьям, граждан погибших (умерших) в результате ЧС, выплачивается семье погибшего (умершего) гражданина. Решение принимается на основании заявления, подписанного всеми членами семьи. К заявлению прилагается свидетельство судебно — медицинской экспертизы о смерти погибшего (умершего) в результате ЧС.

Гражданам, получившим вред здоровью в результате ЧС, осуществляется на основании заявления граждан. К заявлению прилагается медицинское (судебно — медицинское) заключения о степени тяжести вреда здоровью.

Нормативное правовое регулирование:

-Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Как получить компенсацию за разрушенное при обстреле или из-за ЧС жильё. Гайд

Россияне то и дело остаются без крыши над головой — причём даже тогда, когда состояние их дома было далеко от аварийного. Происходит это по разным причинам, начиная с бытовых ЧП и заканчивая природными катаклизмами.

В последнее время же особенно часто без жилья граждан оставляют боевые действия — регулярные обстрелы и взрывы. А также лесные пожары. Первый вопрос людей без крова — как вновь обрести дом.

Разузнали у юристов и страховщиков, какая компенсация положена за утрату жилья и можно ли подготовиться к таким случаям заранее.

https://www.youtube.com/watch?v=0m9S5LscFHs\u0026pp=ygVH0J_QvtGB0YLRgNCw0LTQsNCy0YjQuNC1INC-0YIg0YfRgNC10LfQstGL0YfQsNC50L3Ri9GFINGB0LjRgtGD0LDRhtC40Lk%3D

Подобные инциденты могут быть разными. Особенно громкими оказываются новости о взрывах газа — например, в многоэтажке Магнитогорска 31 декабря 2018 года разрушило 26 квартир, в которых жили 46 человек. А 22 августа 2020 году уже в Ярославле взрыв газа уничтожил шесть квартир и ещё столько же серьёзно повредил. В результате без жилья остались 33 человека.

Другое, не менее опасное ЧП — пожар. Чаще возгорания затрагивают отдельные квартиры, но иногда охватывают целые дома — как было с крышей многоэтажки в Москве 21 июля 2022 года. Тогда спасти все квартиры тоже не удалось. А в апреле 2023 года без жилья остались почти все жители посёлка Сосьва Свердловской области — там произошёл крупнейший в регионе пожар.

Здесь список будет куда шире. С непригодным для проживания жильём или вообще без него можно остаться после:

  • паводка;
  • природного пожара;
  • сильных осадков, например, града или продолжительных ливней;
  • землетрясения;
  • и даже извержения вулкана.

Эти события происходят куда реже, но всё же бывают — и заканчиваются для владельцев недвижимости плачевно. Для России особенно характерны паводки и природные пожары — новости о подобных ЧП появляются ежегодно.

Например, в Иркутской области летом 2019 года из-за паводков эвакуировали свыше 2500 человек — и большинству из них некуда было возвращаться. Тогда же почти 300 человек лишились домов из-за природных пожаров в Забайкалье.

С начала специальной военной операции на Украине заметно выросло число новостей о многоквартирных и частных домах, пострадавших в результате обстрелов. Происходит это в приграничных областях — Белгородской, Брянской и Курской.

Чаще достаётся приграничным сёлам, хотя периодически снаряды долетают и до городов. В октябре 2022 года из-за обстрела в Белгороде пострадала многоэтажка (правда, досталось в основном техническому этажу), а в мае 2023 года — сразу 15 домов в курском посёлке Тёткино.

По общему правилу ответственность за вред квартире и имуществу в ней несёт тот, кто этот ущерб нанёс, — или по чьей вине произошло ЧП, рассказывает руководитель гражданской практики юридической компании «Гебель и партнёры» Александр Жалнин. Это может быть:

  • собственник другой квартиры;
  • или управляющая компания, которая отвечает за содержание общедомового имущества.

Если квартира сгорела из-за неосторожного обращения с огнём, то отвечать будет тот, кого в детстве не научили обращаться со спичками. Если возгорание случилось из-за короткого замыкания в электрощитке, претензии нужно предъявлять уже к управляющей компании.

Аналогично если в доме взорвался газ, то управляющая компания будет отвечать, если она не проследила за состоянием оборудования, а собственник квартиры — если неправильно им пользовался.

руководитель гражданской практики юридической компании «Гебель и партнёры»

В каждом отдельном случае нужно выяснять, кто был виновником происшествия, из-за которого пострадала квартира, устанавливать причинно-следственную связь и после этого требовать с него возмещения всего причиненного вреда.

Если виноват сам собственник разрушенного жилья, то в вопросе его восстановления он может рассчитывать только на себя. А если он ещё и навредил соседям, то ему придется компенсировать им убытки.

В случае стихийного бедствия наказать природу явно не получится, так что здесь речь не о поиске виноватых, а о запросе на поддержку. За помощь тем, кто пострадал от природных катаклизмов, отвечают органы местного самоуправления.

Читайте также:  Возражения должника новому кредитору

В случае стихийного бедствия важно, чтобы пострадавших включили в специальный список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отметила доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Оксана Васильева.

Пока пострадавший не попадёт в список, он не сможет претендовать на материальную помощь.

https://www.youtube.com/watch?v=0m9S5LscFHs\u0026pp=YAHIAQE%3D

Чтобы человека включили в перечень, ему нужно подать обращение в межведомственную комиссию — она есть в каждом регионе и работает именно с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

В аналогичный список вносят и пострадавших от боевых действий — обстрел и вызванные им разрушения относят к категории ЧС. Подробнее об этом говорится в федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Так что порядок действий будет одинаковым и при паводке, и при падении бомбы.

Если инцидент оказался локальным (то есть не целый подъезд снесло взрывом газа, а только сосед подпалил вашу и свою квартиру), стоит нанять оценщика и эксперта — они рассчитают сумму ущерба и найдут доказательства вины конкретного человека или компании.

Если же ситуация серьёзная, то оценкой и прочим займутся власти. В случае крупных инцидентов обстоятельства ЧП расследуют государственные органы, отметил юрист «Единого центра защиты», член Ассоциации юристов России Кирилл Резник. Они же выносят итоговое заключение, например, о причинах взрыва. Именно этот документ становится основным для пострадавших.

Обращаться за помощью после ЧП нужно либо в местную администрацию, либо к региональным властям. Сделать это можно во время личного визита собственно в администрацию, органы соцзащиты или МФЦ. Нередко доступен и онлайн-вариант — через «Госуслуги». У каждого региона могут быть свои правила на этот счёт, так что информацию нужно искать прицельно в своём субъекте.

Помимо того, можно попросить о помощи работодателя — многие поддерживают работников (даже бывших), оказавшихся в тяжёлом материальном положении.

Ещё можно обратиться в полицию с требованием о привлечении виновных к ответственности. Как правило, при взрывах из-за утечки газа правоохранительное органы и так оперативно реагируют — быстро назначают проверку и по необходимости возбуждают уголовное дело.

Как известно, в России без бумажки ты букашка, поэтому за помощью нужно идти только с ворохом бумаг. Надо подготовить:

  • документы, которые подтвердят ваше проживание в разрушенном помещении;
  • документы, которые подтвердят, что у вас нет другого жилья;
  • документы, которые подтвердят, что квартира или дом не были застрахованы;
  • заявление на материальную помощь;
  • копию и оригинал паспорта.

Если нужных документов нет (а они часто теряются или уничтожаются во время ЧП), то придётся обратиться в районный или городской суд с просьбой установить факт постоянного проживания в этом помещении, подчеркнул член Ассоциации юристов России Коба Оржония. В заявлении нужно будет указать, зачем это человеку и почему он не может получить или восстановить нужные документы.

В первую очередь администрация может предложить человеку временное жильё (так называемое жильё маневренного фонда). Однако рассчитывать на него особо не стоит, отметила Оксана Васильева.

  • Во-первых, в регионе может не хватить квартир на всех пострадавших.
  • Во-вторых, само жильё может быть в плохом состоянии.

По правилам во временном жилье на каждого человека должно приходиться не менее 6 кв. м на человека. Если такой вариант пострадавшему подойдёт, ему предложат заключить договор соцнайма, отметила ведущий юрист Европейской юридической службы Србуи Иващенко.

Пострадавшим в результате ЧС (только ЧС, не всех происшествий в целом!) также выдают жилищные сертификаты. Они дают право на покупку жилья взамен разрушенного — оплатит его государство.

Сертификат предоставляют из расчёта 33 «квадрата» для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого в семье от трёх человек.

Чтобы получить сертификат, нужно соответствовать нескольким критериям, подчеркнул исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. Для этого:

  • у пострадавшего должно быть российское гражданство;
  • у него должна быть прописка в разрушенном помещении;
  • у него не должно быть другого жилья — как и у членов его семьи.

Россияне могут претендовать на:

  • 10 000 рублей на каждого члена семьи в качестве разовой матпомощи — но не более 50 000 рублей на семью;
  • 50 000 рублей на каждого члена семьи за частично уничтоженное имущество первой необходимости;
  • 100 000 рублей на каждого члена семьи за полностью уничтоженное имущество первой необходимости.

Логичный вопрос — а что считается имуществом первой необходимости? По словам ведущего юриста Европейской юридической службы Србуи Иващенко, сюда входят:

  • предметы для хранения и приготовления пищи — холодильник, плита (газовая или электрическая) и шкаф для посуды;
  • предметы мебели для приёма пищи — стол и стул или табуретка;
  • предметы мебели для сна — кровать или диван;
  • средства информирования граждан — телевизор или радио;
  • средства водоснабжения и отопления, если в доме нет централизованных систем, — насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котёл или переносная печь.

Так что любимый плазменный телевизор во всю стену, комод из красного дерева и прочие дорогие сердцу вещи вам никто не компенсирует.

Людям, которые потеряли свой кров, выплачивают:

  • по 1 млн рублей на каждого погибшего в равных долях каждому члену семьи — супругу, детям, родителям и иждивенцам;
  • деньги на погребение;
  • по 200 000 рублей тем, кто получил лёгкий вред здоровью;
  • по 400 000 рублей тем, кто получил вред средней тяжести или тяжёлый вред.

Также регионы могут самостоятельно поддерживать пострадавших. В Белгородской области, например, есть ежемесячные выплаты до 15 000 рублей на аренду жилья для семей, отселённых из приграничных сел и не живущих в пунктах временного размещения, а ещё по 10 000 рублей на каждого члена семьи при заключении договора аренды.

Узнать, какие меры поддержки есть в вашем регионе, нужно в местной администрации.

https://www.youtube.com/watch?v=LQFpxdXxPpI\u0026pp=ygVH0J_QvtGB0YLRgNCw0LTQsNCy0YjQuNC1INC-0YIg0YfRgNC10LfQstGL0YfQsNC50L3Ri9GFINGB0LjRgtGD0LDRhtC40Lk%3D

Мало кто живёт в зоне боевых действий или природных катаклизмов (например, неподалёку от вулкана или разлома тектонической плиты), а вот от бытовых происшествий не защищён никто. Так что всем россиянам с недвижимостью без исключения стоит задуматься о том, как в критический момент остаться не только без жилья, но и без каких-либо денег, его заменяющих.

Опрошенные «Секретом» эксперты считают, что в подобных случаях страховка окажется самым надёжным инструментом финансовой защиты. Именно такой полис позволит защитить свои имущественные интересы, если недвижимости вдруг не станет или пользоваться ей будет уже невозможно.

В большинстве случаев понадобится только паспорт. В отдельных случаях могут запросит правоустанавливающие документы на недвижимость, в том числе свидетельство о праве собственности.

Свои особенности есть у страхования загородной недвижимости. Если страховщик не осматривал и не проводит осмотр имущества, стоит получше изучить проект договора — возможно, в нём найдутся ограничения и исключения, сужающие страховое покрытие.

Нередко люди думают, что подобные страховки покрывают ущерб только от самых распространённых ЧП, например, заливов и пожаров. На деле это не всегда так.

начальник управления урегулирования убытков страхования индивидуальных программ «Ингосстраха»

Страховым случаем считается наступление события, которое отмечено в договоре. Именно поэтому важно обращать внимание на объём страхового покрытия, ознакомиться с описанием указанных в договоре рисков в правилах страхования, а также уточнить отдельные моменты у представителя страховщика.

Вот какие риски могут входить в страховку — базово или за дополнительную плату:

  • стандартные инциденты (пожар, взрыв, залив, кража и так далее);
  • капитальный ремонт многоквартирного дома, который привёл к дефектам;
  • повреждение инженерных систем;
  • причинение вреда посторонними по неосторожности;
  • стихийные бедствия;
  • техногенные аварии;
  • действия посторонних животных;
  • затопление земельного участка из-за повреждения водонесущих систем за его пределами;
  • повреждения из-за воздействия атмосферных осадков;
  • и многое другое.

В общем, конкретный перечень нужно обговаривать со страховщиком, когда вы оформляете полис.

Кстати, по Гражданскому кодексу страховщик не обязан платить, если страховой случай наступил из-за:

  • воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
  • военных действий, манёвров и других военных мероприятий;
  • гражданской войны, народных волнений или забастовок.

В то же время это не работает, если в договоре страхования прописан подобный страховой случай.

Для этого нужно зафиксировать само событие любым доступным способом (например, фото или видео), а также запросить подтверждающий документ у компетентных органов. Последними могут выступать МВД, МЧС или Росгидромет. На основании этих материалов страховщик решит, признавать событие страховым случаем или нет.

начальник управления урегулирования убытков страхования индивидуальных программ «Ингосстраха»

Вместе с этим бывают ситуации, когда всё очевидно и без документов: например, освещённые в прессе масштабные повреждения в результате ЧС. Тогда решение о выплате возмещения может быть принято без соответствующих документов компетентных органов — по факту нахождения имущества в зоне ЧС.

Тем не менее документы по возможности лучше подготовить — на всякий случай.

Группы пострадавших в ЧС

Находясь в зоне ЧС, люди подвергаются негативным воздействиям, приводящим к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения. Кто – то из пострадавших пострадал физически, кто – то потерял близких, имущество, иные тоже в какой – то степени причастны к трагическому событию (видели, слышали и т.п.).

Читайте также:  Кредиторская задолженность по договору цессии

Группы пострадавших:

  1. Жертвы – это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении).
  2. Пострадавшие. К этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а так же те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.
  3. Очевидцы (свидетели) – это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события (падение самолета рядом с местом их проживания, взрыв в соседнем доме). Данная категория лиц так же получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.
  4. Наблюдатели (или зеваки) – это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников (СМИ, знакомые).
  5. Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета… К данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с “плохой судьбой” своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний. Таким образом, в жертву приносится здоровье многих людей.

Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.

  1. Специалисты, участвующие в аварийно-спасательных мероприятиях.
  2. Родственники специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Важно отметить, что данная категория выделяется лишь некоторыми специалистами, но является весьма значимой.

Родственники работающих на месте ЧС специалистов, являются особой группой, которую можно выделить в самостоятельную группу пострадавших, так как их близкие, родные люди часто работают в напряженных и опасных условиях.

Специалисты не всегда могут позвонить родным и сообщить о себе, следовательно, остается следить за происходящим через средства массовой информации, где ход событий освещается не всегда достоверно, что может породить свои собственные надуманные версии происходящего.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: здесь необходимо привлечь участников к их собственному опыту, узнать, какие они могли бы выделить группы пострадавших? Попросить вспомнить примеры из жизни, или видеофрагменты фильмов, где происходила экстремальная ситуация. По каким признакам можно выделить группы пострадавших (пол, возраст, степень включённости в ситуацию и т.п.)?

Источники:

  • Василюк Ф. Е, Психология переживания (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984г.).
  • Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  • Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб.: Речь, 2005.
  • Пособие «Экстренная психологическая помощь», ГУ «ЦЭПП МЧС России». Москва «Издательство НЦ ЭНАО». 2001.
  • Методические рекомендации по «Первоначальной подготовки спасателей МЧС России». ГУ «ЦЭПП МЧС России», 2009.

Содержание социальной работы с пострадавшими в экстремальной ситуации

За последние несколько десятков лет развитые государства начали активно действовать в направлении оказания помощи и поддержки различного типа лицам, пострадавшим в результате непрогнозируемых, неконтролируемых чрезвычайных событий.

Подобные ситуации полностью избежать и нейтрализовать невозможно, поэтому государства берут на себя ответственность максимально содействовать населению в оказании скорой помощи, ликвидации последствий.

лечения и компенсации утерянного здоровья и имущества.

https://www.youtube.com/watch?v=LQFpxdXxPpI\u0026t=186s

Выделяют несколько видов чрезвычайных ситуаций:

  • техногенные катастрофы;
  • природные и стихийные катаклизмы (наводнения, землетрясения, иные бедствия);
  • войны;
  • терроризм;
  • насилие;
  • несчастные случаи;
  • особые условия жизни.

Также можно разделить экстремальные ситуации по следующим основаниям: по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по степени внезапности, по масштабу и скорости распространения, по сложности обстановки (например, пожары), тяжести последствий, продолжительности действия, характеру возникновения (умышленные и неумышленные).

Пострадавшим в чрезвычайной ситуации человеком считается лицо, заболевшее, травмированное или раненое в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации, либо понесшее материальные убытки в результате ее возникновения.

Стоит отметить, что опыт переживания экстремальных ситуаций несет не только медицинские, материальные, статусные потери, но также оказывает громадное психологическое воздействие на пострадавшего.

Государство максимально заинтересовано в профилактике, защите и поддержке населения при возникновении экстремальных ситуаций. Для этого были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности от ЧС. В частности, к ним относят:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности».
  3. Федеральный закон «О пожарной безопасности».
  4. Федеральный закон «О гражданской обороне».
  5. Федеральный закон «О противодействии терроризму».
  6. Федеральный закон «О чрезвычайном положении».
  7. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
  8. Федеральный закон «О государственном материальном резерве».
  9. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения».

«Содержание социальной работы с пострадавшими в экстремальной ситуации» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Все вышеописанные законы включают в себя широкий спектр всевозможных экстремальных ситуаций и опираются на главный правовой документ государства — Конституцию Российской Федерации.

Государственная социальная помощь лицам, пострадавшим в чрезвычайной ситуации

Граждане, пережившие то или иное экстремальное событие (пожар, теракт, военные действия, насилие, несчастный случай) нуждаются в специализированной помощи и поддержке со стороны окружающих, родных, медиков и государства.

Со стороны государства при экстремальных ситуациях населению оказывается помощь следующими органами:

  1. МЧС. Оказывает помощь различного вида гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, в том числе материальную помощь тем, кто потерял жилье вследствие данных событий, психологическую поддержку, гуманитарную помощь.
  2. Министерство социальной защиты населения. Содействует гражданам, пострадавших вследствие ЧС, в получении материальной поддержки. Оказание социальной помощи в форме предоставления предметов первой необходимости, а также адресной помощи.
  3. Общественные организации.

    Безвозмездное оказание помощи гражданам, пострадавшим в ЧС, в том числе передачи одежды, предметов первой необходимости и продуктов питания, психологическая помощь пострадавшим, а также предоставление гуманитарной поддержки малоимущим гражданам. К данной группе населения требуется особый подход, соответственно, были сформулированы следующие принципы, лежащие в основе социальной работы с ними:

    • социальной защите при ЧС подлежат все лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
    • предупреждением и ликвидацией социальных проблем, связанных с возникновением ЧС, занимаются органы исполнительной власти различных уровней и органы местного самоуправления;
    • мероприятия по социальной защите населения должны носить комплексный и согласованный характер.

По уровню реализации социальной работы с гражданами, пострадавшими вследствие экстремальных ситуаций в Российской Федерации выделяют следующие:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • локальный.

При этом федеральные учреждения ответственны за финансирование мероприятий в сфере защиты населения, обеспечение безопасности (пожарной, на водных объектах и т.д.), организация работы по созданию, содержанию и осуществления деятельности аварийно-спасательных служб, а также обеспечение безопасности людей во время стихийных бедствий.

  • Региональный же уровень занимается предупреждением, ликвидацией последствий ЧС, организацией деятельность аварийно-спасательных служб, оказанием социальной помощи в денежной или натуральной форме в пределах региона или городского округа.
  • Муниципальный уровень берет на себя ответственность за профилактику экстремальных ситуаций, борьбу с их последствиями, организацию деятельности специальных служб на территории вверенного муниципального районе, а также за обеспечение безопасности граждан во время ЧС.
  • Локальный уровень имеет те же задачи, но на территории определенного населенного пункта.

Деятельность социального работника в процессе оказания социальной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайной ситуации

Связующим звеном между ведомствами, занимающимися оказанием помощи различного вида, является социальный работник.

При работе с гражданами, пережившими экстремальную ситуацию любого вида, социальными службами реализуются следующие этапы работы:

  1. Диагностический.
  2. Выработка плана работы.
  3. Информационно-просветительская работа.
  4. Мониторинг деятельность подведомственных служб.
  1. Таким образом, в первую очередь социальный работник определяет проблему, оценивает ее масштабы, причины и количество вовлеченных участников.
  2. Далее, в рамках межведомственного взаимодействия вырабатываются этапы решения поставленной проблемы, устанавливаются конкретные мероприятия по устранению последствий происшествия и нормализации жизнедеятельности пострадавших.
  3. После этого проходит информационно-просветительская работа с населением: определяется уровень знания граждан о проблеме, повышения компетентности в данной сфере, информирование.

На следующем этапе проводится сбор, обобщение и анализ информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления. На основе полученных результатов анализа работы ведомств при необходимости корректируется их работы и план работы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу