Производитель упаковки экологический сбор
Экологический сбор уплачивают производители и импортеры товаров (упаковки), если (п. п. 1, 7 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 2 Правил взимания экологического сбора):
- товары (упаковка) входят в Перечень товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
- производитель или импортер не утилизирует отходы от использования таких товаров (упаковки);
- производитель или импортер обязался утилизировать отходы от использования таких товаров (упаковки), но в отчетном году не выполнил норматив по утилизации.
- Действующим законодательством не установлено понятия производитель, но согласно положениям Закона о защите прав потребителей изготовителями признаются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
- При буквальном подходе к нормам Законодательства экологический сбор обязан платить производитель, им в данном случае выступает завод — изготовитель (переработчик) продукции.
- По нашему мнению, Ваша организация не является производителем, а значит не является и плательщиком экологического сбора.
- Однако в СПС Консультант+ было найдено судебное решение, в котором с силу конкретных обстоятельств, рассматривавшихся в данном деле, производителем был признан заказчик.
- Приведу выдержки из этого судебного решения:
Постановление ФАС Московского округа от 23.10.2003 N КА-А40/8288-03 {КонсультантПлюс}
В соответствии с разделом Д части IV Общероссийского классификатора основным признаком осуществления производственной деятельности является преобразование исходных материалов или компонентов в новые продукты.
Факт преобразования исходного сырья в новые продукты подтверждается представленными в дело доказательствами, из которых следует, что обществом финансируется производственный процесс, закупаются сырье и комплектующие, осуществляется их комплектация, разработка и передача подрядчикам раскройных карт, контроль за качеством готовых изделий, их маркировка, упаковка и реализация. В соответствии с представленными сертификатами соответствия, выданными Госстандартом России, общество является изготовителем производимой продукции. На протяжении всего производственного цикла право собственности на сырье, комплектующие, готовую продукцию сохраняется за обществом, услуги сторонних организаций по переработке давальческого сырья оплачиваются обществом и включаются в себестоимость готовой продукции.
- С учетом изложенного судом сделан законный и обоснованный вывод о том, что общество осуществляет производство товаров народного потребления и, являясь малым предприятием, правомерно использовало льготу по налогу на прибыль.
- Довод кассационной жалобы о том, что производителем считается организация, которая производит продукцию из давальческого сырья, и именно эта организация имеет право на налоговую льготу, не основан на законе.
- Учитывая изложение и отсутствие разъяснений контролирующих органов, рекомендуем Вам обратится с данным запросов в Росприроднадзор.
- Как рассчитать экологический сбор
Производители и импортеры, которые не утилизируют самостоятельно товары и упаковку, рассчитывают экологический сбор по формуле (п. 6 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 6 Правил взимания экологического сбора):
Производители или импортеры, которые обязались самостоятельно утилизировать отходы, но не достигли установленных нормативов, рассчитывают экологический сбор по следующей формуле (п. 7 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 8 Правил взимания экологического сбора):
Ставки экологического сбора для каждой группы товаров (группы упаковки товаров) утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284
За производство упаковки предложили взимать экосбор как за готовый товар
ФОТО: PIXABAY.COM
Минприроды предложило за производство или ввоз упаковки взимать экологический сбор как за готовый товар, а нормативы её утилизации повысить до 100 процентов. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Документ направлен на совершенствование института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). Изменения предлагается внести в закон «Об отходах производства и потребления».
Институт РОП предусматривает обязанность производителей и импортёров обеспечивать выполнение нормативов утилизации товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства. Их перечень установлен кабмином.
https://www.youtube.com/watch?v=dqCXDAP49Pg\u0026pp=ygVP0J_RgNC-0LjQt9Cy0L7QtNC40YLQtdC70Ywg0YPQv9Cw0LrQvtCy0LrQuCDRjdC60L7Qu9C-0LPQuNGH0LXRgdC60LjQuSDRgdCx0L7RgA%3D%3D
Сейчас выполнение этих нормативов обеспечивается несколькими способами. В частности, это может делать сам производитель на собственных объектах по утилизации отходов от использования товаров (ОИТ). Он может также заключить договор с оператором по обращению с ТКО, юрлицом, индивидуальным предпринимателем. Если он не проводит утилизацию самостоятельно, то уплачивает экосбор.
При этом в Минприроды отметили, что реализация механизма РОП в период 2016-2019 годов показала низкую эффективность.
«Производители и импортёры товаров зачастую игнорируют выполнение обязательств по РОП, что приводит к невыполнению нормативов утилизации и низкой собираемости экологического сбора», — говорится в пояснительной записке к проекту.
По оценке экспертов, в России свыше 250 тысяч предприятий производят и импортируют товары и упаковку. При этом в 2019 году лишь 15,1 тысячи из них предоставили отчёты о выполнении нормативов утилизации.
Документом предлагается обеспечивать механизм реализации РОП только уплатой экосбора. Средства будут предоставляться российскому экологическому оператору.
На эти деньги он будет выполнять нормативы утилизации, а также финансировать инвестпроекты в области обращения с отходами.
Планируется, что утилизацией оператор займётся либо на собственных объектах, либо путём заключения договоров с регоператором или оператором по обращению с ТКО.
Согласно законопроекту, норматив утилизации упаковки (из стекла, дерева, алюминия и т.д.) повысят до 100 процентов. За её производство или ввоз будут взимать экосбор как за готовый товар.
При этом если производители или импортёры инвестируют средства в строительство объектов обработки и утилизации отходов до вступления в силу поправок, они смогут уменьшить величину уплачиваемого сбора в 2021 году на сумму вложенных средств. Однако эта сумма не может быть больше величины экосбора за следующий год.
Ранее газета «Ведомости» сообщила, что Минприроды предложило повысить до 100 процентов норматив утилизации упаковки для компаний. Также ведомство хочет обязать их оплачивать утилизацию некоторых товаров, отмечало издание. В настоящее время они должны утилизировать лишь 15 процентов товаров и упаковки, либо платить экологический сбор.
Предполагается, что администрировать экологический сбор будет Федеральная налоговая служба, а какая именно упаковка подпадёт под новые правила, решит кабмин.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июле.
Утилизировать упаковку товаров будут производители — Российская газета
Расширенная ответственность производителя действует в России с 2014 года, но власти еще два года назад пришли к выводу, что в существующем виде система неэффективна.
В минприроды обращали внимание, что население платит 180 млрд рублей в год за обращение с твердыми коммунальными отходами, а платежи бизнеса в рамках реализации РОП в качестве экологического сбора составляют всего около 3 млрд рублей.
Поэтому было принято решение ее обновить и принять новый вариант в 2021 году, но процесс затянулся. Ассоциации, которые официально занимаются утилизацией упаковки крупных зарубежных компаний, выступили против.
Индивидуальные коробки для яблок и огромные упаковки для игрушек — в два раза больше самой игрушки — могут уйти в прошлое
Глава Росприроднадзора Светлана Радионова не раз отмечала, что такая реакция связана с тем, что по новым правилам ассоциации становятся лишним звеном между производителем и переработчиком.
«Они больше всего заинтересованы в непрозрачности этой системы и больше всего заинтересованы в том, чтобы их услуги покупались», — сказала Радионова. Глава Росприроднадзора отметила, что эти ассоциации самостоятельно не предоставляют отчеты, и даже в сдаваемых отчетах нет сведений о мощностях организаций по утилизации товаров и упаковки, с которыми они заключили договоры.
Нельзя сказать, что ассоциации совсем ничего не делают. Они проводят экологические акции, устанавливают контейнеры для раздельного сбора мусора. Это хороший вклад в развитие экологии, но, по мнению властей, этого явно недостаточно. Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко, ассоциации за последние годы работы не создали мощности для утилизации упаковки, хотя это входит в их обязанности.
«(Одно из предложений в новых правилах РОП — прим.ред.) Отказ от посредников в лице ассоциаций…» — отметила вице-премьер. Абрамченко добавила, что экологический сбор будет меньше, если при производстве упаковки используется вторсырье.
«По подсчетам экспертов, никакого дополнительного вклада в инфляцию и роста цен на товары не будет.
Напротив, производители товаров увидят сокращение отчетности, а также снижение затрат на осуществление учетных функций», — сообщила вице-премьер.
Кажется, что это все дела бизнеса, но на потребителях новые правила отразятся тоже. Эксперты отмечают, что упаковка утратила свой первоначальный смысл — сохранение продукта.
Теперь это инструмент маркетинга. Иногда в магазинах можно увидеть яблоки в индивидуальной коробке. Упаковка детских игрушек часто больше самой игрушки в два раза.
После введения новых правил выпускать такую упаковку будет невыгодно.
Сорное решение: платить за утилизацию упаковки обяжут ее производителей
Ответственность за утилизацию упаковки могут переложить на ее производителей — такую инициативу Минприроды одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Сейчас платить экологический сбор или утилизировать тару должны производители конечной продукции.
Мера поможет уже к 2030 году перейти к экономике замкнутого цикла — за счет сокращения объемов захоронения отходов, считают в Минприроды. Сейчас же контролировать сферу мешает чрезмерно большое число игроков и возможность легко получить липовые сертификаты утилизации, отмечают в правительстве.
Как мера отразится на бизнесе и экологии — разбирались «Известия».
Возьмут в оборот
Ответственность за утилизацию упаковки необходимо перенести на ее производителей вместо изготовителей конечной продукции. С таким мнением Минприроды согласилась комиссия правительства по законопроектной деятельности. Она поддержала соответствующий проект закона, разработанный ведомством, сообщили «Известиям» в пресс-службе кабмина.
https://www.youtube.com/watch?v=kjMu627pUZU\u0026t=20s\u0026pp=ygVP0J_RgNC-0LjQt9Cy0L7QtNC40YLQtdC70Ywg0YPQv9Cw0LrQvtCy0LrQuCDRjdC60L7Qu9C-0LPQuNGH0LXRgdC60LjQuSDRgdCx0L7RgA%3D%3D
Сейчас по закону избавляться от отходов (или, в качестве альтернативы, платить экологический сбор) должны компании, производящие конечный продукт, рассказал «Известиям» член правкомиссии, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Цель же поправок — переложить эту обязанность на производителей упаковки, а в конечном итоге — создать систему, которая обеспечит максимальное возвращение вторичных ресурсов в оборот.
— Сейчас около половины твердых коммунальных отходов приходится на упаковку, и их объем будет только расти, — отметил Владимир Груздев. — Это связано с активным развитием электронной коммерции, в том числе сервисов доставки.
Он напомнил, что в 2015 году в России ввели механизм расширенной ответственности производителей (РОП): он обязывает производителей и импортеров отвечать за утилизацию отходов от использования своих товаров, в частности, заплатив экологический сбор.
Однако реализация РОП не привела к существенному повышению объемов утилизации отходов, снижению объемов захоронения, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Так, в 2019 году доля направленных на утилизацию твердых коммунальных отходов составила 4,4% от произведенных, в 2021 году — 6,5%. Владимир Груздев оценил такой рост как «незначительный».
Также механизм будет распространен на фирмы, которые занимаются ввозом импортных товаров, — они будут обязаны утилизировать и товары, и упаковку.
Новые правила должны простимулировать производителей упаковки развивать самостоятельную утилизацию и оптимизировать «упаковочные решения», сказал эксперт. К 2027 году планируется достичь 100-процентной утилизации произведенной и ввезенной упаковки, подчеркнул он.
Одобренный правительственной комиссией документ будет рассмотрен на заседании правительства 21 апреля, после чего он поступит в Госдуму, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минприроды.
«Учитывая значимость этой работы, рассчитываем, что законопроект будет рассмотрен в ближайшее время», — говорится в ответе ведомства.
Справка «Известий»
В Минприроды «Известиям» сообщили, что работа по подготовке законопроекта шла несколько лет.
Законодательные новеллы активно обсуждались с бизнесом, представителями Торгово-промышленной палаты России, «Деловой России», «Опоры России», национальной конфедерации упаковщиков и другими общественными организациями при участии главы Минприроды России Александра Козлова и курирующего вице-премьера Виктории Абрамченко.
Совершенствование механизма расширенной ответственности необходимо для создания в стране экономики замкнутого цикла, отвечает ведомство. Это позволит увеличить объемы переработки вторичных ресурсов, а значит, они станут сырьем для новой продукции.
Загрязнитель платит
Ранее инициативу поддержал и президент России Владимир Путин — он согласовал изменения механизма РОП летом 2022 года.
Существующие инструменты расширенной ответственности производителей доказали свою неэффективность: вместо переработки производимого «мусора» — липовые сертификаты утилизации, отсутствие мощностей и отправление отходов на свалки, заявили «Известиям» в пресс-службе аппарата зампреда правительства Виктории Абрамченко.
«Мы должны реализовать справедливый и понятный принцип — «загрязнитель платит». Поэтому ответственность за утилизацию упаковки должен нести производитель этой самой упаковки», — говорится в ответе на запрос издания.
Новый механизм позволит перейти к экономике замкнутого цикла к 2030 году за счет сокращения объемов захоронения твердых коммунальных отходов в два раза, а также их 100-процентной сортировки, указали в аппарате.
Как отметил в беседе с «Известиями» зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов, законопроект пойдет на пользу и бизнесу.
— Сейчас производители вынуждены платить экологический сбор или заниматься непрофильной для них утилизацией. Из-за этого они несут дополнительные издержки и направляют оборотные средства, которые должны идти на выпуск продукции и модернизацию заводских линий, в абсолютно непрофильные направления, — отметил он.
https://www.youtube.com/watch?v=kjMu627pUZU\u0026t=20s\u0026pp=YAHIAQE%3D
Поддерживает проект и «Лига переработчиков макулатуры». По словам исполнительного директора ассоциации Алексея Сергеева, мера позволит снять административную нагрузку с «миллионов предприятий, использующих десятки видов упаковки и вынужденных сейчас отчитываться за каждый такой вид».
Вопросы упаковки
Как отметил ряд опрошенных «Известиями» экспертов, трактовка законопроекта оставляет некоторые пробелы. К примеру, неясно, как производителей товаров в упаковке будут поощрять к сокращению ее чрезмерного использования. Также они не будут обязаны выбирать самую экологичную тару, указывают в Ассоциации производителей стеклянной тары.
— Остается непонятным, что можно считать упаковкой, а что материалом. К примеру, гофрокартонный лист может использоваться и как часть изделия, и как упаковка, — сказали там.
Полное снятие ответственности по утилизации упаковки с производителей конечной продукции нецелесообразно, и вовсе считает директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.
— На каждом этапе производители продукции должны задумываться об экологичности. Если они не будут материально заинтересованы в использовании вторсырья для упаковки своего продукта, они просто выберут дешевый, но менее экологичный вариант. Или вообще начнут товар в 10 слоев упаковывать, что отрицательно скажется на экологии, — отметил эксперт.
В Ассоциации производителей стеклянной тары считают, что перенос ответственности хоть и позволит улучшить администрирование этой сферы, но приведет к удорожанию упаковочной продукции и снижению ее конкурентоспособности.
Но с этим мнением не согласен Алексей Сергеев. По его словам, последствием работающей системы РОП будет сокращение захоронения отходов и удешевление вторичного сырья для производства, а значит, и удешевление упаковки во многих случаях.
Каким будет экологический сбор для производителей упаковки и импортеров
Президент Владимир Путин в рамках послания Федеральному собранию 15 января поручил правительству к 31 марта разработать и утвердить концепцию совершенствования института РОП и утвердить «дорожную карту» по раздельному сбору мусора в России к 1 июня 2020 года. Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин внес обновленную концепцию РОП в правительство, об этом сообщила пресс-служба ведомства в среду, 26 февраля.
У РБК есть копия обновленной концепции, ее подлинность подтвердили несколько представителей профильного бизнеса, знакомых с текстом документа. Представитель Минприроды подтвердила РБК факт внесение концепции в правительство, но не стала комментировать содержание документа. Представитель профильного вице-премьера Виктория Абрамченко не ответил на запрос РБК.
В России механизм расширенной ответственности производителей был введен еще в декабре 2014 года. Но первые пять лет его применения показали существенно более низкую эффективность созданной в России системы по сравнению с европейскими аналогами, говорится в доработанной концепции Минприроды.
Теперь ведомство предлагает вводить усовершенствованный механизм РОП поэтапно: с 2021 года экологический сбор из расчета 100% утилизации упаковки будут платить ее производители и импортеры, а производителей и импортеров товаров эти правила коснутся с 2022 по 2024 год.
Сначала этот механизм будет применяться к производителям батареек и ртутных ламп, электроники и автомобильных шин.
Заместитель гендиректора «Российского экологического оператора» (отвечает за реализацию мусорной реформы в России) Алексей Макрушин сказал РБК, что возможность самостоятельной переработки упаковки или товаров, а также получение справок об утилизации, предусмотренные в текущем механизме РОП, действующем с 2014 года, планируется отменить, поскольку эти нормы скорее помогают уходить от ответственности, чем стимулируют утилизацию отходов.
По данным Минприроды, из 160 тыс. производителей и импортеров товаров отчетность по экосбору в 2019 году сдали чуть более 15 тыс. компаний.
В результате большая часть отходов, которые в ходе переработки могли бы превратиться во вторсырье и вернуться в промышленный оборот, попадает на свалки.
Сейчас в России более 50% от общего объема твердых коммунальных отходов (ТКО) приходится на упаковку товаров.
В нацпроекте «Экология» на создание комплексной системы по обращению с ТКО предусмотрено потратить почти 300 млрд руб. до конца 2024 года (из них внебюджетные средства — больше 60%).
Однако в 2019 году в виде экосбора (один из внебюджетных источников) в России было собрано лишь 2,5 млрд руб.
На основании данных Росстата по объемам производства продукции (без упаковки) сумма экосбора должна была составить не менее 20 млрд руб., говорится в концепции.
«Значительная часть отчетов об осуществлении утилизации отходов от использования товаров является поддельной», — указано в документе.
Член комитета по экологии Госдумы Александр Фокин уже внес законопроект «О внесении изменений в закон «Об отходах производства и потребления» (регулирует РОП с 2014 года), его Госдума рассмотрит в весеннюю сессию.
В этих поправках также прописано обязательство для производителей упаковки об оплате экосбора для 100-процентной ее утилизации. После того как законопроект заработает, от экосбора можно будет получать 33 млрд руб.
в год только с этой категории бизнеса, заявил Фокин в среду, 26 февраля.
Средства от экосбора пойдут компаниям, которые собирают мусор раздельно, сортируют и перерабатывают его, говорится в концепции Минприроды. Оператором РОП в этом варианте концепции должен стать «Российский экологический оператор» или его «дочка».
Целью взимания экосбора станет максимальное вовлечение вторичных ресурсов в оборот.
Льготы по уплате сбора получат создатели инфраструктуры для переработки таких отходов (инвестиции зачтут как экосбор), а также создатели упаковки с большим процентом использования вторсырья или полностью биоразлагаемой.
Экосбор за неперерабатываемую упаковку будет выше, поскольку после внедрения обновленного механизма расширенной ответственности производителя первичные ресурсы производства (лес, пластик, картон и так далее) должны стать дороже вторичных.
«В перспективе вся деятельность по раздельному сбору отходов и их переработке должна финансироваться за счет средств экосбора», — пишут авторы концепции.
Это ограничит темп роста тарифов региональных операторов на услуги по обращению с ТКО, поскольку инвестиции в создание инфраструктуры для этих целей будут осуществляться не за счет роста тарифов населения, а за счет экосбора, следует из документа. Администратором экосбора будет Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба (относительно импортных товаров и упаковки).
Росприроднадзор должен модернизировать единую государственную информсистему и внести в реестр всех, кто обязан платить этот экосбор с учетом видов продукции, производимых ими, и ставок экосбора на нее. В реестре пропишут также получателей средств экосбора (в том числе региональных операторов по вывозу отходов).
Концепция Минприроды предполагает, что к 2024 году можно будет обеспечить возможность раздельного сбора отходов для более 50% населения России. Это снизит плату за вывоз таких отходов не менее чем на 50%.
Вместе с пересмотром нормативов будут пересматриваться и ставки, причем это может быть существенное изменение, сказал РБК источник, близкий к авторам обновленной концепции РОП. Но, по его оценкам, общий размер экосборов может вырасти до 30 млрд руб. в год.
Назначение плательщиком экосбора производителя упаковки приведет к удорожанию товара для конечного потребителя, учитывая, что все участники производственной цепочки переложат свои расходы друг на друга, предупреждает исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК, в нее входит Coca-Cola, Danone, Nestle, Heineken и «Балтика») Любовь Меланевская.
По ее оценкам, каждый рубль экосбора может в итоге обернуться 2–4 руб. наценки.
«В итоге по всей стране соберут миллиарды, но непонятно, на что эти средства будут потрачены: в концепции не прописан механизм их расходования», — замечает она.
По оценке экспертов рабочей группы Минприроды, по большинству видов товаров повседневного спроса доля обязательств по РОП составит в цене товаров в среднем 0,15%: минимум 0,01% — многослойный гибкий пластиковый пакет, максимум 1,01% — стеклянная бутылка малого объема с металлической крышкой. Суммарный рост цен от внедрения нового механизма РОП только с производителей упаковки составит 178 руб. в год в минимальной потребительской корзине, исходя из действующих ставок экосбора, сказал партнер компании Strategy Partners Андрей Заутер.
С точки зрения величины прожиточного минимума это всего 0,14% в цифрах 2019 года, сказал он. Замглавы комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Наталья Беляева считает плюсами концепции то, что экосбор распределят на производителей и упаковки, и товаров: кто что произвел, тот за утилизацию и заплатит.
- «В новой концепции РОП экосбор станет инвестициями в производство той же упаковки: вторсырье возвращается в оборот ее производителям», — замечает она.
- Эта концепция содержит целый ряд положений, которые могут свести на нет уже ведущуюся ретейлерами работу по сбору и переработке ТКО, предупреждает директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко.
- «Наша практика показывает, что как для ретейлеров, так и для производителей важно иметь альтернативу — уплачивать экологический сбор или самостоятельно развивать проекты по утилизации», — указывает он.
- По его мнению 100-процентные сборы, предусмотренные концепцией Минприроды, в условиях отсутствия определенности по деятельности региональных операторов и неразвитости предприятий переработки не будут стимулировать их развитие.
- «Они станут просто очередной бессмысленной финансовой нагрузкой для бизнеса», — заключил Власенко.
Источник в аппарате правительства сказал РБК, что Минприроды внесло концепцию в Белый дом преждевременно.
Прежде ее стоило бы обсудить с бизнесом и согласовать с профильными ведомствами, как принято с другими документами.
До 10 марта концепцию предстоит обсудить с бизнесом и Банком России и согласовать с профильными ведомствами, указано в письме Кобылкина в правительство, сопровождающем концепцию.
Экологический сбор с 2023 года: кто платит, разъяснения, на транспорт
Налогоплательщики перечисляют в бюджет большое количество налоговых и не налоговых платежей. Не все налогоплательщики касаются сферы экологии в своей деятельности, однако, большое количество организаций взаимодействуют в Росприроднадзором, сдают отчеты по экологии и делают перечисления сборов в бюджет. Что новенького появилось в этой области с 2023 года, рассмотрим ниже.
Экологический сбор – история вопроса
Законодательно установлено, что с 2015 года необходимо производить утилизацию упаковку и товары с вышедшим сроком годности. Это правило закреплено в постановлении Правительства №2970-р от 28.12.2017 года.
Государство, конечно, хочет контролировать данный процесс и в связи с этим ввело платёж в бюджет (экологический сбор) и специальную отчетность, которая состоит из 3 форм.
Нужно напомнить, что впервые отчетность по экологическому сбору налогоплательщики предоставляли за 2016 год.
Способы утилизации товаров и упаковки
Существует 2 способа уничтожения товаров и упаковки, у компаний и предпринимателей есть право выбрать:
- Заниматься утилизацией самостоятельно с выполнением всех норм и требований законодательства. Можно передать обязанность по утилизации другим лицам, например, специализированной организации
- Не заниматься утилизацией и уплачивать экологический сбор
В настоящее время чаще всего используется второй способ, поскольку заниматься отходами самостоятельно очень хлопотно и достаточно дорого, да и законодательная база совершенно не проработана.
Что из себя представляет экологический сбор
Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.
Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.
Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.
Экосбор по состоянию на 2023 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.
Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.
Так же необходимо принять во внимание, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – это два разных платежа и отчета.
Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.
Ставки экологического сбора на 2023 год
Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2023 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2023 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2023года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.
Номер группы товаров | Название товара или вид упаковки | Ставка сбора за 1 тонну, руб. |
3 | Спецодежда | 11791,00 |
14 | Канцелярские товары из бумаги | 2378,00 |
24 | Прочие изделия из пластмассы | 4156,00 |
30 | Металлическая легкая тара | 2423,00 |
32 | Компьютерная техника, переферия | 26469,00 |
42 | Бытовые электроприборы | 26469,00 |
50 | Упаковка из гофрокартона | 2378,00 |
51 | Упаковка из бумаги | 2378,00 |
53 | Упаковка из дерева и пробки | 3066,00 |
Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.
Также предполагается, что с 2023 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.
Кто может не уплачивать экологический сбор
Рассмотрим ситуации, когда экологический сбор не уплачивается:
- Те организации, которые производят упаковку не для собственных нужд, а для других производителей
- Компании, которые выпускают или импортируют упаковку для своих, внутренних нужд
- Продавцы товаров и упаковки на экспорт
- Те организации, которые сами занимаются утилизацией, но в определенном объеме, не меньше того, что установлен на год на законодательном уровне. При этом отчетность сдавать не нужно.
Частные случаи выявления плательщика экологического сбора
Существует несколько сложных случаев, когда можно ошибиться с определением плательщика экосбора:
- Сбор платит тот производитель упаковки, который реализует ее непосредственно конечному покупателю
- Если упаковка используется несколько раз, то платит за нее производитель
- Если продаются услуги по производству, а сырье принадлежит заказчику, то сбор уплачивает заказчик
- Если товар производится на заказ, а сырье принадлежит производителю, то сбор уплачивает производитель
- Сколько, когда и кто платит экологический сбор?
- Новый экологический налог в 2023 году.
Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации
Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.
Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора.
В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней.
Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.
В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.
В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.
Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов.
Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов.
Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.
Кто и как теперь будет утилизировать упаковку: Новости экологии ➕1, 26.08.2022
Процесс производства упаковки из переработанной макулатуры на Солнечногорском опытно-экспериментальном механическом заводе
Сергей Бобылев / ТАСС
Новая концепция РОП не содержит точных определений, необходимых для наведения порядка в мусорной отрасли, сообщили Plus-one.ru представители ассоциации «РусПэк».
«Ключевое изменение, одобренное президентом, — это перенос ответственности за утилизацию упаковки на производителей тары, то есть бутылок, банок, пластика и прочих ее разновидностей», — считает глава ассоциации Любовь Меланевская.
Она подчеркнула, что законом пока не установлено, кто будет считаться производителем упаковки. В качестве примера эксперт приводит рынок алюминиевых банок, которые компонуются при розливе напитков.
«Кого считать производителем упаковки, когда она изготавливается из преформы (заготовка из сухого материала. — Прим. Plus-one.ru) пищевой компанией, — вопрос открытый», — заявила глава «РусПэк».
Эксперт указывает, что сейчас главный вопрос — в том, успеет ли Госдума к 2023 году принять законопроект, где будет четко прописано, кто именно выступает субъектом регулирования. Согласно тексту реформы, норматив о стопроцентной утилизации упаковки заработает с 2025 года.
Также пока остается неясным, какая тарификация будет предусмотрена на случай, если российская компания закупает преформы или готовую упаковку из других стран. «Сейчас получается, что заказчики иностранной упаковки несут ответственность как обычные импортеры и платят единожды.
Но производство упаковки — сложный процесс: местные компании могут заплатить НДС и экосбор несколько раз, например при изготовлении многослойных пакетов для сока.
Также непонятно, как Росприроднадзор будет учитывать экспорт, если уже получит деньги с производителя преформы», — задается вопросами Любовь Меланевская.
Перенос ответственности с производителей товаров на изготовителей упаковки должен устранить неразбериху, которая возникает в бизнес-сообществе при взаимодействии с механизмом РОП, сообщила участник научно-технического совета Росприроднадзора Наталья Беляева.
Из-за большого количества компаний Росприроднадзору (РПН) сложно собрать данные о плательщиках экосбора, ведомство не может наладить администрирование. «До сих пор в российском законодательстве была „упаковка для товара“ и „упаковка как товар“. В таких условиях РПН было сложно корректно собирать экосбор.
Теперь останется только один вид упаковки, и контроль упростится. А простота правил — это то, чего бизнес всегда просит от власти», — считает Наталья Беляева.
Согласно реформе, из текста закона о РОП исчезнет пункт, который предписывал производителям обращаться в специально созданные ассоциации по утилизации в том случае, если они не могут договориться с переработчиками напрямую.
Такие объединения выступали посредниками, призванными облегчить бизнесу взаимодействие с утилизаторами.
Как пояснила в своем телеграм-канале «зеленый» вице-премьер Виктория Абрамченко, за семь лет работы многие ассоциации «не создали мощностей, а лишь выполняют функцию „прикрытия“ и служат для массовой закупки липовых сертификатов утилизации».
Наличие пункта об ассоциациях в законе о РОП создавало для таких объединений нерыночные преимущества, убеждена Наталья Беляева. «Раньше взаимодействие с ассоциациями было прямым указанием для всех, кто не знал, кому довериться в вопросах переработки. Теперь в законе будут фигурировать только изготовители упаковки и утилизаторы», — сообщила эксперт Росприроднадзора.
Она подчеркнула, что отказ от старых формулировок вовсе не означает, что ассоциации уйдут с рынка. «Да, утилизаторам нужно будет заключать соглашения с непосредственным заказчиком, но ассоциации все еще могут значиться в договорах как представители интересов производственных компаний.
Варианты взаимоотношений можно прописать в Гражданском кодексе», — заверила Наталья Беляева.
С ней солидарна Любовь Меланевская. По ее мнению, ассоциации по утилизации продолжат работать и выступать контрагентами между производителем упаковки и ее переработчиками. «Главное, что изменится, — это форма отчетности.
Сейчас ее подают ассоциации, благодаря чему Росприроднадзор видит консолидированную картину от лица многих субъектов, вместо того чтобы проверять десятки тысяч компаний по отдельности.
А теперь все это разобьют на кусочки, и ведомство сможет смотреть на каждого, ведь список производителей упаковки не такой огромный, в отличие от производителей товаров», — поясняет глава «РусПэк».
Из положительных моментов оба эксперта выделили то, что в законе наконец появились стимулирующие меры. Так, если упаковка произведена из вторичного сырья, экосбор будет рассчитываться с понижающим коэффициентом. Более того, производители тары из вторсырья будут получать льготы при участии в госзакупках.
В 2021 году эксперты Счетной палаты РФ (СП) проанализировали утилизационный сбор и плату за негативное воздействие на природу и пришли к выводу, что экосбор слабо связан с экологией.
Контрольное ведомство признало, что Минприроды не знает, как использовать эти средства: «В утвержденной концепции РОП фактически отсутствуют положения о принципах управления экологическим сбором, нет концептуальных идей о расходовании средств».
В Счетной палате отметили, что экосбор носит признаки налога, и рекомендовали рассмотреть вариант его внесения в Налоговый кодекс.
Для легитимизации экологического платежа глава аудиторского ведомства Алексей Кудрин направил в правительство рекомендацию дополнить концепцию РОП положением о целевом расходовании средств.
Однако в СП не сочли, что требование стопроцентной утилизации упаковки приведет к росту цен на товары, о чем не устает напоминать бизнес.
Кроме того, товаропроизводители критиковали методику расчета ставок экосбора. До августа 2021 года формула их определения была скрыта — в нормативных документах утверждались уже конкретные значения.
Впоследствии РЭО совместно с Минприроды представил рынку новую методику расчета ставок экосбора, однако в «РусПэк» указали, что в случае ее одобрения взимаемая сумма вырастет до пяти раз.
В Минприроды указывали, что после вступления реформы в силу экосбор может вырасти в десятки раз — до 136 млрд руб.
Напомним, что обновленная концепция РОП должна была заработать в начале 2022 года, ее правила были утверждены Викторией Абрамченко еще в декабре 2020-го.
Концепция расширенной ответственности производителей обсуждается на разных государственных и деловых площадках как минимум последние десять лет, крайние четыре года дебатируется ее реформа.
Несмотря на это, мусора в стране меньше не становится, а на полигоны по-прежнему отправляется практически все та же доля отходов. Представители двух крупнейших российских экологических НКО отказались комментировать Plus-one.
ru влияние реформы РОП на состояние природы, заявив, что о «покойниках — либо хорошо, либо никак».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram