Пункты временного размещения
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 22.3.19–2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения стационарные для населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Общие требования. Приемка в эксплуатацию».
Утвержденный национальный стандарт впервые устанавливает общие требования к стационарным пунктам временного размещения (ПВР) для пострадавшего населения, разворачиваемым на базе объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания населения и размещения административных учреждений и общественных организаций. Такими объектами являются дома отдыха, санатории, учебные заведения и другие. Актуальность разработки данного стандарта на государственном уровне обусловлена отсутствием документов по стандартизации, регламентирующих требования к ПВР ранее.
Кроме того, утверждение и внедрение нового стандарта позволит реализовать единые технические требования к стационарным пунктам временного размещения пострадавшего населения, а также стать основой практической деятельности органов власти при решении задач по созданию и поддержанию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего населения.
Ранее Росстандартом был также утверждён и введён в действие ГОСТ Р 22.3.18–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации. Общие требования. Приемка в эксплуатацию», распространяющийся на пункты временного размещения населения, разворачиваемые на базе каркасных палаток, мобильных зданий и сооружений.
Задача единых требований к пунктам временного размещения состоит в обеспечении эффективного комплексного первоочередного жизнеобеспечения граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ПВР должны быть безопасны и в равной степени удобны для всех, в том числе, для детей, пожилых и людей с ограниченными возможностями.
Требования, изложенные в стандартах, основаны на анализе отечественных федеральных, региональных и ведомственных норм, на результатах научных исследований, а также с учетом накопленного опыта по организации первоочередного обеспечения населения.
Оба документа разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ФГБУ ВНИИ ГОЧС) в рамках профильного технического комитета по стандартизации № 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (ТК 071) в соответствии с Перспективной программой стандартизации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2020–2025 гг., утвержденной Росстандартом и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Источник: rst.gov.ru
Фото
Скачать ознакомительный номер Купить журнал со статьей
Что такое пункт временного размещения, его цели и задачи
Пункт временного размещения (далее – ПВР) предназначен для приёма, временного размещения, учёта и первоочередного жизнеобеспечения населения, выведенного из зоны ЧС или вероятной ЧС.
Под ПВР отводятся здания, пригодные для жилья (санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, гостиницы, учреждения образования и т.д.).
При выборе места размещения ПВР следует предусматривать максимальное использование инженерной (дорог, электро-, водо-, тепло- и канализационных сетей) и социальной (медицинских учреждений, школ, предприятий торговли и общественного питания, коммунально-бытовых служб и т.п.) инфраструктур населённого пункта, в границах которого или рядом с ним будет определен ПВР.
- Основными задачами ПВР являются:
- а) при повседневной деятельности:
- — планирование и подготовка к осуществлению мероприятий по организованному приёму населения, выводимого из зон возможных ЧС;
- — разработка необходимой документации по ПВР пострадавшего населения;
- — заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи;
- — обучение администрации ПВР действиям по приёму, учёту и размещению пострадавшего населения в ЧС;
- — практическая отработка вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ПВР;
- — участие в учениях, тренировках и проверках;
- б) при возникновении чрезвычайной ситуации:
- — полное развертывание ПВР для эвакуируемого населения, подготовка к приёму и размещению людей;
- — организация учёта прибывающего населения и его размещения;
- — установление связи с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) и эвакоприёмной комиссией, с ЕДДС округа, с организациями, участвующими в жизнеобеспечении эвакуируемого населения;
- — организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
- — информирование об обстановке прибывающего в ПВР пострадавшего населения;
- — представление донесений о ходе приёма и размещения населения в КЧС и ПБ и эвакоприёмную комиссию;
- — подготовка эвакуированного населения к отправке на пункты длительного проживания.
Пункты длительного проживания разворачиваются на базе оздоровительных учреждений. Работа на пунктах длительного проживания организуется так же, как и на пунктах временного размещения. Отличительной особенностью пункта является ведение персонального учета каждого прибывающего и осуществление паспортного режима.
На территории Нюксенского муниципального округа имеется 2 пункта временного размещения, расположенных в БОУ «Нюксенская СОШ» и БОУ «Городищенская СОШ». Ежегодно в ПВР проводятся мероприятия по определению степени готовности к развертыванию ПВР.
Пункт временного размещения населения (ПВР) при эвакуации
Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР) – это комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ЧС), вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.
Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации
Данный пункт предназначен для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения населения, отселенного (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС. Они могут быть развернуты на базе палаток каркасных (пневмокаркасных), зданий и сооружений мобильных (инвентарных), либо на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений).
Классификация ПВР
По способу развертывания подразделяются на типы:
- мобильные, развертываемые на базе палаток каркасных (пневмокаркасных) и зданий и сооружений мобильных (инвентарных);
- стационарные, развертываемые на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений).
По вместимости подразделяются на классы:
- малой вместимости (до 125 человек);
- средней вместимости (от 125 до 250 человек);
- большой вместимости (более 250 человек).
По исполнению:
- на стандартные (умеренный климат, У);
- северные (холодный климат, УХЛ);
- арктические (арктический климат, А);
- тропические (субтропический, тропический климат, Т).
Требования к ПВР
Общие
В пункте временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), необходимо обеспечивать минимально необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей на основе первоочередного жизнеобеспечения населения по всем необходимым для человека видам с учетом климатических условий (времени года) по установленным нормам и нормативам.
В ПВР первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно осуществляться по следующим видам:
- обеспечение жильем;
- обеспечение водой;
- обеспечение питанием (продуктами питания);
- обеспечение коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости;
- медицинское обеспечение;
- санитарно-эпидемиологическое обеспечение;
- транспортное обеспечение;
- информационное обеспечение;
- психологическое обеспечение.
Пункты временного размещения в зависимости от вместимости должны иметь в своем составе административно-технологические зоны, а также должен быть предусмотрен постоянно размещаемый административный и обслуживающий персонал.
Количество персонала в зависимости от вместимости не должно превышать:
- малая вместимость – до 20 человек:
- средняя вместимость – до 30 человек;
- большая вместимость – до 50 человек.
Время развертывания (сроки возведения) ПВР в зависимости от вместимости не должно превышать:
- малой – 24 ч;
- средней – 48 ч;
- большой – 72 ч.
Срок размещения пострадавшего населения в ПВР должен быть, как правило, не более 6 месяцев.
Назначения
Административная зона функционально должна быть совмещена с контрольно-пропускным пунктом для обеспечения пропускного режима, управления пунктом временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), регистрации пострадавших, их учета и паспортного контроля, а также своевременного оповещения и доведения информационных сообщений.
Жилая зона ПВР должна обеспечивать нормируемые условия для размещения и проживания пострадавшего населения и обслуживающего персонала. Жилую зону размещают по отношению ко всем остальным функциональным зонам с наветренной стороны и выше по рельефу.
- Санитарно-гигиеническая зона должна, как правило, объединяться с зоной бытового обслуживания.
- В зоне бытового обслуживания должны быть обеспечены условия для мелкого ремонта одежды и обуви, парикмахерских услуг, а также стирки личных вещей пострадавшего населения.
- Стирка личных вещей, как правило, осуществляется в бытовых стиральных машинах, устанавливаемых из расчета одна машина (не менее 8 кг загрузки белья) на 100 проживающих.
- Медпункт включает в себя, как правило, три отдельных блока (палатки): блок приема и осмотра больных, блок-изолятор легочной инфекции, блок-изолятор кишечной инфекции из расчета 3 койки на 100 человек.
- Медпункт должен обеспечивать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в полном объеме и оказание неотложной медицинской помощи.
- Зона приготовления и приема пищи функционально должна состоять из модуля-кухни, места раздачи блюд, модуля-холодильника и склада продуктов, модуля моечной посуды, модуля приема пищи и обеспечивать двухразовое питание всех находящихся в ПВР.
Все модули приготовления пищи выполняют, как правило, в мобильных зданиях (сооружениях) контейнерного типа. Допускается размещение модулей приготовления пищи в специализированных палатках.
На эту тему ▼
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях
- Модуль питания – крупногабаритная каркасная палатка или сдвоенная палатка с отдельными входами-выходами.
- Запас продуктов, питьевой (бутилированной) и технической воды – не менее двух суток.
- Столовая и кухонная посуда – нержавеющая сталь, одноразовая посуда.
- В системах технического водоснабжения (кроме питьевого) и водоотведения (канализации) должна быть обеспечена возможность подключения к существующим стационарным системам населенных пунктов или объектов.
- В системе водоснабжения должны предусматриваться резервные емкости запаса технической воды с общим объемом из расчета: 50 л на 1 человека в сутки.
- Для сбора твердых бытовых отходов должны быть предусмотрены типовые емкости (из расчета: 0,015 м3 на 5 кг твердых бытовых отходов на 1 человека в сутки) и вывоз отходов не реже одного раза в трое суток.
- Для защиты элементов инфраструктуры в комплекте ПВР должно быть предусмотрено ограждение по периметру территории ПВР.
К местам размещения, планировке и инженерным системам
Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должен быть размещен на границе зоны чрезвычайно ситуации (ЧС) и, как правило, вблизи или на территории объектов населенных пунктов с сохранившейся инфраструктурой на расстоянии не более 500 м.
Территория, предназначенная для развертывания ПВР, в соответствии со следующими основными требованиями должна быть:
- сухой (не заболоченной);
- с ровным рельефом и склоном для стока ливневых вод;
- незатопляемой талыми, дождевыми и паводковыми водами;
- защищенной от селевых потоков;
- с низким уровнем грунтовых вод (не более 0,5 м).
Не допускается размещение ПВР:
- на эндемичных по антропозоонозным инфекциям территориях;
- рекультивированных полигонах токсичных промышленных и твердых бытовых отходов;
- в санитарно-защитных зонах;
- на территориях радиоактивного загрязнения и мест захоронения радиоактивных отходов;
- в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения;
- на участках, расположенных в зонах воздействия селевых потоков, снежных лавин, камнепада и осыпей;
- на участках, загрязненных органическими отходами.
- Планирование территории ПВР осуществляется по зонам.
- Расстояния между палатками жилой зоны необходимо принимать: между длинными сторонами не менее 2,5 м, между торцами (рядами палаток) не менее 10 м, между группами палаток 15 м.
- Расстояние от окон жилых палаток следует принимать: до детских и физкультурных площадок не менее 15 м, до санитарно-бытовых зон и хозяйственных площадок не менее 25 м, до наружных уличных туалетов 50-100 м.
- Хозяйственные площадки должны быть расположены не далее 100-150 м от входов в жилые палатки.
- Места для сбора и хранения мусора необходимо оборудовать закрывающимися контейнерами, огороженными с трех сторон ограждениями, и расположить на расстоянии не менее 25 м от жилой зоны для ПВР вместимостью до 250 человек и 50 м для ПВР вместимостью свыше 250 человек.
- Территорию ПВР огораживают временным ограждением с двумя запасными выездами из ПВР и контрольно-пропускным пунктом.
- Инженерные системы ПВР должны включать, как правило, системы водоснабжения, водоотведения и канализации, теплоснабжения, электроснабжения и электрического освещения, системы связи и сигнализации, инженерные сети.
- При численности ПВР до 250 человек и сроке эксплуатации до 6 мес предусматривается, как правило, устройство децентрализованных (автономных) инженерных систем.
- Норма водопотребления при централизованной системе водоснабжения 100-110 л на одного человека в сутки, при снабжении ПВР привозной водой – 30-50 л на одного человека в сутки; питьевой водой, доставляемой специальным транспортом, или питьевой водой промышленного производства, расфасованной в емкости (бутилированная), – 3 л на одного человека в сутки.
- Водоотведение и канализация должны быть созданы, как правило, на основе санитарно-технических коммуникаций с комплексом санузлов в автономных специализированных палатках или мобильных зданиях (сооружениях) контейнерного типа.
Электроснабжение должно предусматривать автономные, основные и резервные генераторы электрической энергии. При наличии действующей электрической сети должно быть предусмотрено подключение к внешним электрическим сетям, резервное электроснабжение – автономные генераторы.
Мощность систем электроснабжения рассчитывается из условия: не менее 1,5 кВт на одного проживающего в ПВР при вместимости до 250 человек и 2,0 кВт – при вместимости более 250 человек. Автономность системы электроснабжения по запасу ГСМ – не менее пяти суток.
Системы защиты кабельной сети и распределительных щитов должны быть разработаны в соответствии с требованиями ГОСТ 14254.
На территории ПВР должно быть предусмотрено внешнее наружное освещение. Наружное освещение территории ПВР в темное время суток должно обеспечивать освещенность на уровне земли не менее 0,3 лк.
- Дизельные электростанции и емкости с ГСМ должны располагаться на расстоянии не менее 50 м от жилой зоны и иметь ограждение.
- ПВР должны быть оборудованы противопожарной, охранной системами сигнализации, телевизионными устройствами коллективного пользования и внутренней радиотрансляцией.
- Основное и аварийное освещение в жилых помещениях должно быть выполнено на напряжении 12 В электрической сети постоянного тока.
К организационно-штатной структуре административного и обслуживающего персонала
Для обеспечения деятельности служб по эксплуатации пункта временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должна быть предусмотрена типовая организационно-штатная структура административного и обслуживающего персонала:
- начальник ПВР – 1 человек;
- комендантская служба – 2 человека;
- помощники начальника ПВР (по материальному и техническому обеспечению) – 2 человека;
- продовольственная служба – 10 человек;
- медицинская служба – 3 человека;
- вещевая служба – 2 человека;
- коммунально-эксплуатационная служба – 1 человек;
- инженерная служба – 3 человека;
- автотехническая служба – 3 человека;
- служба связи – 1 человек;
- паспортный режим – 1 человек.
Организационно-штатная структура конкретного ПВР определяется в зависимости от вместимости.
К живучести и стойкости к внешнему воздействию
Материалы элементов пункта временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должны быть влаго-, морозостойкими и обеспечивать возможность проведения дезинфекции, дегазации и дезактивации.
ПВР должен быть рассчитан на эксплуатацию в любое время суток в макроклиматических районах в зависимости от вида исполнения. Стандартный ПВР должен быть климатического исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150.
Условия эксплуатации (значения внешних воздействующих факторов):
- рабочие температуры окружающего воздуха – от минус 45 °С до плюс 40 °С, а при транспортировании в нерабочем состоянии – от минус 50 °С до плюс 50 °С;
- скорость ветра – до 20 м/с;
- относительная влажность воздуха при температуре плюс 25 °С – не более 98 %;
- атмосферные осадки в виде дождя с максимальной интенсивностью выпадения – до 3 мм/мин;
- снеговая нагрузка (плотность снежного покрова) – до 120 кг/м2;
- наибольшая рабочая высота над уровнем моря – 3000 м (70 кПа).
Санитарно-гигиенические и технические нормативы жизнеобеспечения ПВР
В состав санитарно-гигиенической зоны пункта временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должны входить: туалеты, душевые и умывальники.
Количество санитарно-технического оборудования должно быть не менее:
- 1 унитаз и 1 писсуар на 13-15 человек;
- 1 душевая сетка на 12-15 человек;
- 1 кран-умывальник на 12-15 человек.
Сооружения (помещения) санитарно-гигиенической зоны должны быть приспособлены для обслуживания маломобильных групп населения.
Санитарно-гигиенические модули (туалеты и душевые) для мужчин и женщин должны быть отдельными. В туалетах должны предусматриваться шлюзы с умывальником.
Душевые должны обеспечивать ежедневное мытье не менее 50 % размещенного населения.
На эту тему ▼
ПВР должны соответствовать санитарно-гигиеническим и противоэпидемиологическим правилам и нормам в части ПВР палаточного типа в соответствии с методическими рекомендациями № 1.1.0093-14. 1.1. «Общие вопросы. Условия организации и функционирования пунктов временного размещения и пунктов долговременного пребывания людей, прибывающих из зон чрезвычайных ситуаций».
Размещенное в ПВР население обеспечивают жильем из расчета не менее 3 м2 при одноярусном и не менее 2 м2 при двухъярусном размещении на человека. Семья из трех и более человек при этом должна размещаться, как правило, в отдельной палатке или отдельном блоке палатки, имеющем выход.
- Температура воздуха в жилой палатке на высоте 1,5 м от пола в холодный период не должна быть ниже плюс 18 °С, в летнее время (теплый период) – не выше плюс 27 °С при средней относительной влажности 55-75 %.
- В ПВР должны быть оборудованы сушильные помещения для просушки одежды и обуви из расчета 10 м2 на 100 человек.
- Пострадавшее население необходимо обеспечить индивидуальными комплектами посуды для приема горячей пищи (миска, ложка, кружка) или одноразовой посудой.
Источник: ГОСТ Р 22.3.18-2021 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Общие требования. Приемка в эксплуатацию.
В россии впервые вводятся требования к пвр и эвакуации населения при чс — тасс
МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Требования к эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях и пунктам временного размещения (ПВР) впервые вступают в действие в России 1 июня. Они прописаны в национальном стандарте, разработанном Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и утвержденном Росстандартом.
Как говорится в документе, имеющемся в распоряжении ТАСС, ГОСТ устанавливает основные положения, связанные с эвакуацией населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
В стандарте описаны этапы подготовки планов эвакуации, приема и размещения людей, способов эвакуации в зависимости от характера источника ЧС, которым может быть радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и так далее.
Из документа следует, что эвакуация из зон ЧС может осуществляться всеми видами транспорта, в том числе метро, электромобилями, вагонами, самолетами, грузовиками и самосвалами. ГОСТ установил нормы посадки для того или иного вида транспорта.
Так, одним вагоном электропоезда можно эвакуировать 200-250 человек, общим железнодорожным вагоном до 150 человек, купейным до 100 человек, грузовым также до 100 человек.
25-местный автобус можно использовать для эвакуации 40 человек, грузовой автомобиль — 20 человек, самосвал — до 15 человек. «Общее время на дорогу на объект и обратно 4-5 часов», — уточняется в документе. ГОСТ также содержит иные требования при планировании эвакуационных мероприятий.
Так, норма выделяемой жилой площади в безопасном районе составляет 2 кв. м на человека, на 1 тыс. человек необходимо иметь семь банных и 10 койко-мест в больнице.
«Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Непосредственное планирование эвакуации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно», — поясняется в документе.
Требования к ПВР
Еще один национальный стандарт, вступающий в силу 1 июня, установил требования к пунктам временного размещения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.
Его положения распространяются на ПВР на базе палаточных городков (полевых лагерей) и модульных зданий, говорится в документе, который также есть в распоряжении ТАСС.
В документе указано, что положения стандарта не распространяются на ПВР, развернутые на базе общественных зданий — школ, общежитий, гостиниц и так далее.
Стандартом установлены время развертывания и сроки возведения ПВР в зависимости от их общей вместимости. Так, для пунктов малой вместимости, которые рассчитаны до 250 человек, на это отводится не более суток, средней вместимости, где могут находиться от 250 до 1 000 человек — не более двух суток, а большой вместимости с возможностью проживания свыше 1 000 — не более трех суток.
В стандарте устанавливаются обязательные к соблюдению санитарно-гигиенические нормативы, в том числе в нем прописано необходимое количество туалетов, душевых и умывальников на определенное количество пострадавших от ЧС. Так, один умывальник должен быть рассчитан на 10-20 человек. При этом душевые и прачечные должны обеспечивать ежедневное мытье пострадавших, а также возможность постирать и почистить вещи не менее двух раз в неделю.
Одним из особо актуальных является требование о необходимости создания резервов продуктов питания и питьевой воды.
ГОСТ также определяет нормативы резервов материальных ресурсов и выдачи продовольствия, одежды, белья и обуви, предметов первой необходимости пострадавшим. В стандарте прописаны и нормы пожарной безопасности.
Теперь ПВР должны быть оборудованы системами оповещения, пожарной сигнализацией (датчиками-извещателями) и охранной сигнализацией по периметру ограждения занимаемой территории.
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение жильем пострадавшего населения является одним из видов жизнеобеспечения населения (ЖОН) в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС). Населению, оставшемуся без крова или нуждающемуся в эвакуации (отселении) из зоны ЧС, обеспечивается проживание в пунктах временного размещения (ПВР).
Планирование создания ПВР пострадавшего населения, эвакуируемого (отселяемого) при угрозе и возникновении ЧС, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на своей территории.
Органы исполнительной власти субъектов РФ заблаговременно определяют возможности использования зданий, сооружений, убежищ, других общественных зданий, судов, железнодорожных вагонов для временного размещения в них пострадавшего населения (стационарные ПВР), потребности в быстро развертываемых мобильных ПВР, создаваемых на основе палаток, сборных и контейнерных домов, юрт и т.п., а также определяют задачи органов местного самоуправления по подготовке ПВР. Основным видом ПВР являются стационарные, которые определяются и готовятся заранее.
В помещениях учреждений дошкольного образования, санаториев, домов отдыха, гостиниц, пансионатов, пионерских лагерей и т.п., расположенных в безопасной зоне, ПВР развертываются для приема, учета и кратковременного пребывания эвакуируемых детей, содержащихся в учреждениях дошкольного образования, попадающих в зону ЧС, а также персонала данных детских учреждений.
- Больные, проходящие курс лечения в медицинских организациях, попадающих в зону ЧС, эвакуируются вместе с медицинским и обслуживающим персоналом и временно размещаются в медицинских организациях, расположенных в безопасной зоне.
- В помещениях общеобразовательных учреждений, расположенных в безопасной зоне, ПВР развертываются для приема, учета и кратковременного пребывания школьников, эвакуируемых из аналогичных учреждений, попадающих в зону ЧС, преподавательского состава и технического персонала указанных учреждений, а также населения, эвакуируемого из опасной зоны.
- Эвакуируемые в рабочее время работники предприятий, учреждений, организаций (далее – организации), остальное население, попадающие в зону ЧС, временно размещаются на объектах, определенных решениями КЧСиОПБ в качестве ПВР.
- Развертывание мобильных ПВР для пострадавшего населения и организация его жизнеобеспечения являются дорогостоящими мероприятиями, поэтому они создаются только при условии, когда исчерпаны все другие возможные пути решения расселения пострадавшего в ЧС населения.
- Основными условиями создания мобильных ПВР являются:
- — большая численность пострадавшего в ЧС населения, для которого не могут быть созданы необходимые условия его проживания в зонах ЧС и местах эвакуации (при катастрофических землетрясениях и наводнениях или при сильном радиоактивном загрязнении или химическом заражении территории, когда требуется полная или частичная эвакуация пострадавшего населения);
— вместимость общественных зданий (санаториев, домов отдыха, гостиниц, пансионатов, пионерских лагерей и т.п.) субъекта РФ, на территории которого возникла ЧС, не позволяет разместить всех пострадавших даже по минимальным нормам обеспечения жильем, продукцией и услугами жизнеобеспечения в условиях ЧС.
Такие условия могут возникнуть при угрозе возникновения или внезапно возникших национальных конфликтах.
Размещение переселенцев и создание необходимых условий для их проживания не входит в функции РСЧС, однако при возникновении межнациональных конфликтов или военных действий силы и средства РСЧС привлекаются для решения задач эвакуации и жизнеобеспечения пострадавшего в результате этих конфликтов населения. В этих случаях ПВР могут быть использованы в качестве временных пунктов приема беженцев и переселенцев до решения вопроса на федеральном уровне соответствующими органами исполнительной власти об их расселении на постоянные места жительства по России или возврата в места их постоянного проживания.
Цель и задачи создания ПВР пострадавшего населения
Главной целью создания ПВР пострадавшего населения в ЧС является создание и поддержание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья людей в наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения ЧС.
ПВР предназначен для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения населения, отселенного (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС.
При выборе места размещения ПВР следует предусматривать максимальное использование инженерной (дорог, электро-, водо-, тепло- и канализационных сетей) и социальной (медицинских организаций, школ, предприятий торговли и общественного питания, коммунально-бытовых служб и т.п.) инфраструктур населенного пункта, в границах которого или рядом с которым размещается ПВР.
Категория пострадавшего населения, нуждающегося в первичной медико-санитарной помощи, беременные женщины, кормящие матери, семьи с детьми дошкольного возраста, больные с тяжелыми (хроническими) заболеваниями должны быть размещены в стационарных ПВР, пригодных для жилья и имеющих системы жизнеобеспечения и медицинское обслуживание. Проживание этой категории населения в ПВР допускается только на период эвакуации его из зон бедствия.
- При размещении ПВР в сельской местности необходимо предусмотреть возможность выездного обслуживания пострадавшего населения предприятиями и учреждениями ближайшего города.
- Выбор места развертывания ПВР осуществляется исходя из недопущения нанесения ущерба естественным экологическим системам и необратимых изменений в окружающей природной среде.
- Основными задачами ПВР при повседневной деятельности являются:
- — планирование и подготовка к осуществлению мероприятий по организованному приему населения, выводимого из зон возможных ЧС;
- — разработка необходимой документации;
- — заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи;
- — обучение администрации ПВР действиям по приему, учету и размещению пострадавшего населения в ЧС;
- — практическая отработка вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ПВР;
- — участие в учениях, тренировках и проверках, проводимых территориальными органами МЧС России, органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – органы по ГО и ЧС).
- Основными задачами ПВР при возникновении ЧС являются:
- — полное развертывание ПВР для эвакуируемого населения, подготовка к приему и размещению людей;
- — организация учета прибывающего населения и его размещения;
- — установление связи с Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОПБ ) и эвакоприемной комиссией, с Единой дежурной диспетчерской службой муниципального образования (ЕДДС), с организациями, участвующими в жизнеобеспечении эвакуируемого населения;
- — организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
- — информирование об обстановке прибывающего в ПВР пострадавшего населения;
- — представление донесений о ходе приема и размещения населения в КЧСиОПБ;
- — подготовка пострадавшего населения к отправке в пункты длительного проживания (при продолжительном периоде восстановительных работ).
- Состав администрации ПВР пострадавшего населения
- Штат администрации ПВР зависит от численности принимаемого пострадавшего населения в ЧС и предназначен для планирования, организованного приема и размещения отселяемого (эвакуируемого) населения, а также его обеспечения всеми видами ЖОН.
Начальник ПВР и его заместитель назначаются распоряжением главы органа местного самоуправления. Остальной личный состав администрации ПВР назначается руководителем организации, на базе которой развертывается ПВР. Личный состав ПВР должен твердо знать свои функциональные обязанности и добросовестно их выполнять. Организационная структура ПВР представлена на рис. 1.
- ┌─────────────────────┐
- │ Начальник ПВР │
- └──────────┬──────────┘
- ▼
- ┌─────────────────────┐
- │ Заместитель │
- │ начальника ПВР │
- └──────────┬──────────┘
- ▼
- ┌──────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────┬────────┬────────┬─────────────┐
- │ ▼ │ ▼ │ ▼ │ ▼ │
- │ ┌─────────────────┐│ ┌───────────────────┐ │┌─────────────┐ │┌───────────────┐ │
- │ │ Группа ││ │ Группа встречи, │ ││ Группа │ ││ Группа охраны │ │
- │ │ комплектования, ││ │ регистрации │ ││ размещения │ ││ общественного │ │
- │ │ отправки ││ │ и учета населения │ ││ населения │ ││ порядка │ │
│ │ и сопровождения ││ │ (от 4 чел.) │ ││ (от 4 чел.) │ ││ (от 4 чел.) │ │
- │ │ (от 3 чел.) ││ └───────────────────┘ │└─────────────┘ │└───────────────┘ │
- │ └─────────────────┘│ │ │ │
- │ │ │ │ │
- ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
- ┌─────────────┐ ┌─────────────┐ ┌────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌─────────────┐
- │Пункт питания│ │ Справочная │ │ Кабинет │ │ Комната │ │ Медицинский │
- │ (от 4 чел.) │ │ служба │ │психологического│ │ матери │ │ пункт │
└─────────────┘ │ (от 2 чел.) │ │ обеспечения │ │ и ребенка │ │ (3 чел.) │
└─────────────┘ │ (1 – 2 чел.) │ │ (1 – 2 чел.) │ └─────────────┘
- └────────────────┘ └──────────────┘
- Рисунок 1. Структура администрации пункта временного размещения
- Для функционирования ПВР выделяются силы и средства:
- — от службы охраны общественного порядка: 2 – 3 сотрудника и транспорт с громкоговорящей связью – для обеспечения охраны общественного порядка и регулирования при необходимости движения в районе расположения ПВР;
- — от медицинской службы (из числа близлежащих медицинских организаций): врач и средний медперсонал (2 – 3 человека) – для организации медицинского пункта в ПВР;
- — от службы торговли и питания: один представитель, а также средства и персонал (из числа близлежащих организаций торговли и общественного питания) – для развертывания пункта питания и обеспечения пострадавшего населения предметами первой необходимости.
- Указанные силы и средства выделяются согласно планам (расчетам) соответствующих организаций, участвующих в обеспечении мероприятий ЖОН.
- Все лица, входящие в состав администрации ПВР, должны пройти теоретическую подготовку и практическую тренировку в объеме программы подготовки эвакуационных органов гражданской обороны.
- Организация работы ПВР пострадавшего населения
- Для непосредственной подготовки, планирования и приема пострадавшего населения и для распределения его по ПВР органом исполнительной власти субъекта РФ принимается постановление «О расчете приема пострадавшего населения на пунктах временного размещения организациями и учреждениями».
Руководитель организации, на базе которой развертывается ПВР, организует разработку документов, материально-техническое обеспечение, необходимое для функционирования ПВР, практическое обучение администрации ПВР и несет персональную ответственность за готовность ПВР. В своей деятельности администрация ПВР подчиняется КЧСиОПБ. Администрация ПВР для качественного ЖОН составляет заявки на материальные средства, продукты питания для представления в КЧСиОПБ.
С получением решения органа исполнительной власти субъекта РФ руководитель организации – начальник ПВР организует прием и размещение пострадавшего населения согласно календарному плану действий администрации ПВР.
В случае необходимости функционирование организаций, на базе которых развертываются ПВР, приостанавливается по решению глав органов местного самоуправления до завершения мероприятий по устранению поражающего воздействия источника ЧС.
- Все вопросы жизнеобеспечения эвакуируемого населения начальник ПВР решает с КЧСиОПБ.
- Документационное обеспечение деятельности ПВР
- В целях организации работы ПВР его администрацией отрабатываются следующие документы:
- — приказ руководителя организации о создании ПВР;
- — функциональные обязанности администрации ПВР;
- — штатно-должностной список администрации ПВР;
- — табель оснащения медицинского пункта ПВР;
- — календарный план действий администрации ПВР;
- — схема оповещения и сбора администрации ПВР;
- — схема связи и управления ПВР;
- — журнал регистрации размещаемого в ПВР населения;
- — журнал полученных и отданных распоряжений, донесений и докладов в ПВР;
- — журнал отзывов и предложений размещаемого в ПВР населения;
- — анкета качества условий пребывания.
- Документы начальника ПВР:
- — функциональные обязанности начальника ПВР;
- — договор на оказание услуг временного размещения населения, пострадавшего в ЧС;
- — схема оповещения личного состава ПВР;
- — список личного состава ПВР;
- — схема размещения элементов ПВР;
- — удостоверение начальника ПВР;
- — функциональные обязанности администрации ПВР;
- — телефонный справочник.
- Документы группы регистрации и учета пострадавшего населения:
- — журнал регистрации эвакуируемого населения в ПВР;
- — телефонный справочник;
- — функциональные обязанности.
- Документы медицинского пункта:
- — журнал регистрации пострадавшего населения, обратившегося за медицинской помощью, а также другими документами, регламентированными приказами Минздрава России.
- Документы стола справок:
- — журнал полученных и отданных распоряжений, донесений и докладов ПВР;
- — телефонный справочник;
- — журнал отзывов и предложений размещаемого в ПВР населения;
- — список размещенного в ПВР населения;
- — список выбывшего из ПВР населения с направлением выбытия.