Законы

Пункты временного размещения

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 22.3.19–2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения стационарные для населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Общие требования. Приемка в эксплуатацию». 

Утвержденный национальный стандарт впервые устанавливает общие требования к стационарным пунктам временного размещения (ПВР) для пострадавшего населения, разворачиваемым на базе объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания населения и размещения административных учреждений и общественных организаций. Такими объектами являются дома отдыха, санатории, учебные заведения и другие. Актуальность разработки данного стандарта на государственном уровне обусловлена отсутствием документов по стандартизации, регламентирующих требования к ПВР ранее.

Кроме того, утверждение и внедрение нового стандарта позволит реализовать единые технические требования к стационарным пунктам временного размещения пострадавшего населения, а также стать основой практической деятельности органов власти при решении задач по созданию и поддержанию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего населения.

Ранее Росстандартом был также утверждён и введён в действие ГОСТ Р 22.3.18–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации. Общие требования. Приемка в эксплуатацию», распространяющийся на пункты временного размещения населения, разворачиваемые на базе каркасных палаток, мобильных зданий и сооружений.

Задача единых требований к пунктам временного размещения состоит в обеспечении эффективного комплексного первоочередного жизнеобеспечения граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ПВР должны быть безопасны и в равной степени удобны для всех, в том числе, для детей, пожилых и людей с ограниченными возможностями.

Требования, изложенные в стандартах, основаны на анализе отечественных федеральных, региональных и ведомственных норм, на результатах научных исследований, а также с учетом накопленного опыта по организации первоочередного обеспечения населения. 

Оба документа разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ФГБУ ВНИИ ГОЧС) в рамках профильного технического комитета по стандартизации № 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (ТК 071) в соответствии с Перспективной программой стандартизации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2020–2025 гг., утвержденной Росстандартом и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Источник: rst.gov.ru

Фото

Скачать ознакомительный номер Купить журнал со статьей

Что такое пункт временного размещения, его цели и задачи

Пункт временного размещения (далее – ПВР) предназначен для приёма, временного размещения, учёта и первоочередного жизнеобеспечения населения, выведенного из зоны ЧС или вероятной ЧС.

Под ПВР отводятся здания, пригодные для жилья (санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, гостиницы, учреждения образования и т.д.).

При выборе места размещения ПВР следует предусматривать максимальное использование инженерной (дорог, электро-, водо-, тепло- и канализационных сетей) и социальной (медицинских учреждений, школ, предприятий торговли и общественного питания, коммунально-бытовых служб и т.п.) инфраструктур населённого пункта, в границах которого или рядом с ним будет определен ПВР.

  • Основными задачами ПВР являются:
  • а) при повседневной деятельности:
  • — планирование и подготовка к осуществлению мероприятий по организованному приёму населения, выводимого из зон возможных ЧС;
  • — разработка необходимой документации по ПВР пострадавшего населения;
  • — заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи;
  • — обучение администрации ПВР действиям по приёму, учёту и размещению пострадавшего населения в ЧС;
  • — практическая отработка вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ПВР;
  • — участие в учениях, тренировках и проверках;
  • б) при возникновении чрезвычайной ситуации:
  • — полное развертывание ПВР для эвакуируемого населения, подготовка к приёму и размещению людей;
  • — организация учёта прибывающего населения и его размещения;
  • — установление связи с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) и эвакоприёмной комиссией, с ЕДДС округа, с организациями, участвующими в жизнеобеспечении эвакуируемого населения;
  • — организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
  • — информирование об обстановке прибывающего в ПВР пострадавшего населения;
  • — представление донесений о ходе приёма и размещения населения в КЧС и ПБ и эвакоприёмную комиссию;
  • — подготовка эвакуированного населения к отправке на пункты длительного проживания.

Пункты длительного проживания разворачиваются на базе оздоровительных учреждений. Работа на пунктах длительного проживания организуется так же, как и на пунктах временного размещения. Отличительной особенностью пункта является ведение персонального учета каждого прибывающего и осуществление паспортного режима.

         На территории Нюксенского муниципального округа имеется 2 пункта временного размещения, расположенных в БОУ «Нюксенская СОШ» и БОУ «Городищенская СОШ». Ежегодно в ПВР проводятся мероприятия по определению степени готовности к развертыванию ПВР.

Пункт временного размещения населения (ПВР) при эвакуации

Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР) – это комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ЧС), вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.

Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации

Данный пункт предназначен для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения населения, отселенного (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС. Они могут быть развернуты на базе палаток каркасных (пневмокаркасных), зданий и сооружений мобильных (инвентарных), либо на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений).

Классификация ПВР

По способу развертывания подразделяются на типы:

  • мобильные, развертываемые на базе палаток каркасных (пневмокаркасных) и зданий и сооружений мобильных (инвентарных);
  • стационарные, развертываемые на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений).

По вместимости подразделяются на классы:

  • малой вместимости (до 125 человек);
  • средней вместимости (от 125 до 250 человек);
  • большой вместимости (более 250 человек).

По исполнению:

  • на стандартные (умеренный климат, У);
  • северные (холодный климат, УХЛ);
  • арктические (арктический климат, А);
  • тропические (субтропический, тропический климат, Т).

Требования к ПВР

Общие

В пункте временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), необходимо обеспечивать минимально необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей на основе первоочередного жизнеобеспечения населения по всем необходимым для человека видам с учетом климатических условий (времени года) по установленным нормам и нормативам.

В ПВР первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно осуществляться по следующим видам:

  • обеспечение жильем;
  • обеспечение водой;
  • обеспечение питанием (продуктами питания);
  • обеспечение коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости;
  • медицинское обеспечение;
  • санитарно-эпидемиологическое обеспечение;
  • транспортное обеспечение;
  • информационное обеспечение;
  • психологическое обеспечение.

Пункты временного размещения в зависимости от вместимости должны иметь в своем составе административно-технологические зоны, а также должен быть предусмотрен постоянно размещаемый административный и обслуживающий персонал.

Количество персонала в зависимости от вместимости не должно превышать:

  • малая вместимость – до 20 человек:
  • средняя вместимость – до 30 человек;
  • большая вместимость – до 50 человек.

Время развертывания (сроки возведения) ПВР в зависимости от вместимости не должно превышать:

  • малой – 24 ч;
  • средней – 48 ч;
  • большой – 72 ч.

Срок размещения пострадавшего населения в ПВР должен быть, как правило, не более 6 месяцев.

Назначения

Административная зона функционально должна быть совмещена с контрольно-пропускным пунктом для обеспечения пропускного режима, управления пунктом временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), регистрации пострадавших, их учета и паспортного контроля, а также своевременного оповещения и доведения информационных сообщений.

Жилая зона ПВР должна обеспечивать нормируемые условия для размещения и проживания пострадавшего населения и обслуживающего персонала. Жилую зону размещают по отношению ко всем остальным функциональным зонам с наветренной стороны и выше по рельефу.

  • Санитарно-гигиеническая зона должна, как правило, объединяться с зоной бытового обслуживания.
  • В зоне бытового обслуживания должны быть обеспечены условия для мелкого ремонта одежды и обуви, парикмахерских услуг, а также стирки личных вещей пострадавшего населения.
  • Стирка личных вещей, как правило, осуществляется в бытовых стиральных машинах, устанавливаемых из расчета одна машина (не менее 8 кг загрузки белья) на 100 проживающих.
  • Медпункт включает в себя, как правило, три отдельных блока (палатки): блок приема и осмотра больных, блок-изолятор легочной инфекции, блок-изолятор кишечной инфекции из расчета 3 койки на 100 человек.
  • Медпункт должен обеспечивать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в полном объеме и оказание неотложной медицинской помощи.
  • Зона приготовления и приема пищи функционально должна состоять из модуля-кухни, места раздачи блюд, модуля-холодильника и склада продуктов, модуля моечной посуды, модуля приема пищи и обеспечивать двухразовое питание всех находящихся в ПВР.
Читайте также:  Типы ценных бумаг

Все модули приготовления пищи выполняют, как правило, в мобильных зданиях (сооружениях) контейнерного типа. Допускается размещение модулей приготовления пищи в специализированных палатках.

На эту тему ▼

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях

  1. Модуль питания – крупногабаритная каркасная палатка или сдвоенная палатка с отдельными входами-выходами.
  2. Запас продуктов, питьевой (бутилированной) и технической воды – не менее двух суток.
  3. Столовая и кухонная посуда – нержавеющая сталь, одноразовая посуда.
  4. В системах технического водоснабжения (кроме питьевого) и водоотведения (канализации) должна быть обеспечена возможность подключения к существующим стационарным системам населенных пунктов или объектов.
  5. В системе водоснабжения должны предусматриваться резервные емкости запаса технической воды с общим объемом из расчета: 50 л на 1 человека в сутки.
  6. Для сбора твердых бытовых отходов должны быть предусмотрены типовые емкости (из расчета: 0,015 м3 на 5 кг твердых бытовых отходов на 1 человека в сутки) и вывоз отходов не реже одного раза в трое суток.
  7. Для защиты элементов инфраструктуры в комплекте ПВР должно быть предусмотрено ограждение по периметру территории ПВР.

К местам размещения, планировке и инженерным системам

Пункт временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должен быть размещен на границе зоны чрезвычайно ситуации (ЧС) и, как правило, вблизи или на территории объектов населенных пунктов с сохранившейся инфраструктурой на расстоянии не более 500 м.

Территория, предназначенная для развертывания ПВР, в соответствии со следующими основными требованиями должна быть:

  • сухой (не заболоченной);
  • с ровным рельефом и склоном для стока ливневых вод;
  • незатопляемой талыми, дождевыми и паводковыми водами;
  • защищенной от селевых потоков;
  • с низким уровнем грунтовых вод (не более 0,5 м).

Не допускается размещение ПВР:

  • на эндемичных по антропозоонозным инфекциям территориях;
  • рекультивированных полигонах токсичных промышленных и твердых бытовых отходов;
  • в санитарно-защитных зонах;
  • на территориях радиоактивного загрязнения и мест захоронения радиоактивных отходов;
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения;
  • на участках, расположенных в зонах воздействия селевых потоков, снежных лавин, камнепада и осыпей;
  • на участках, загрязненных органическими отходами.
  • Планирование территории ПВР осуществляется по зонам.
  • Расстояния между палатками жилой зоны необходимо принимать: между длинными сторонами не менее 2,5 м, между торцами (рядами палаток) не менее 10 м, между группами палаток 15 м.
  • Расстояние от окон жилых палаток следует принимать: до детских и физкультурных площадок не менее 15 м, до санитарно-бытовых зон и хозяйственных площадок не менее 25 м, до наружных уличных туалетов 50-100 м.
  • Хозяйственные площадки должны быть расположены не далее 100-150 м от входов в жилые палатки.
  • Места для сбора и хранения мусора необходимо оборудовать закрывающимися контейнерами, огороженными с трех сторон ограждениями, и расположить на расстоянии не менее 25 м от жилой зоны для ПВР вместимостью до 250 человек и 50 м для ПВР вместимостью свыше 250 человек.
  • Территорию ПВР огораживают временным ограждением с двумя запасными выездами из ПВР и контрольно-пропускным пунктом.
  • Инженерные системы ПВР должны включать, как правило, системы водоснабжения, водоотведения и канализации, теплоснабжения, электроснабжения и электрического освещения, системы связи и сигнализации, инженерные сети.
  • При численности ПВР до 250 человек и сроке эксплуатации до 6 мес предусматривается, как правило, устройство децентрализованных (автономных) инженерных систем.
  • Норма водопотребления при централизованной системе водоснабжения 100-110 л на одного человека в сутки, при снабжении ПВР привозной водой – 30-50 л на одного человека в сутки; питьевой водой, доставляемой специальным транспортом, или питьевой водой промышленного производства, расфасованной в емкости (бутилированная), – 3 л на одного человека в сутки.
  • Водоотведение и канализация должны быть созданы, как правило, на основе санитарно-технических коммуникаций с комплексом санузлов в автономных специализированных палатках или мобильных зданиях (сооружениях) контейнерного типа.

Электроснабжение должно предусматривать автономные, основные и резервные генераторы электрической энергии. При наличии действующей электрической сети должно быть предусмотрено подключение к внешним электрическим сетям, резервное электроснабжение – автономные генераторы.

Мощность систем электроснабжения рассчитывается из условия: не менее 1,5 кВт на одного проживающего в ПВР при вместимости до 250 человек и 2,0 кВт – при вместимости более 250 человек. Автономность системы электроснабжения по запасу ГСМ – не менее пяти суток.

Системы защиты кабельной сети и распределительных щитов должны быть разработаны в соответствии с требованиями ГОСТ 14254.

На территории ПВР должно быть предусмотрено внешнее наружное освещение. Наружное освещение территории ПВР в темное время суток должно обеспечивать освещенность на уровне земли не менее 0,3 лк.

  1. Дизельные электростанции и емкости с ГСМ должны располагаться на расстоянии не менее 50 м от жилой зоны и иметь ограждение.
  2. ПВР должны быть оборудованы противопожарной, охранной системами сигнализации, телевизионными устройствами коллективного пользования и внутренней радиотрансляцией.
  3. Основное и аварийное освещение в жилых помещениях должно быть выполнено на напряжении 12 В электрической сети постоянного тока.

К организационно-штатной структуре административного и обслуживающего персонала

Для обеспечения деятельности служб по эксплуатации пункта временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должна быть предусмотрена типовая организационно-штатная структура административного и обслуживающего персонала:

  • начальник ПВР – 1 человек;
  • комендантская служба – 2 человека;
  • помощники начальника ПВР (по материальному и техническому обеспечению) – 2 человека;
  • продовольственная служба – 10 человек;
  • медицинская служба – 3 человека;
  • вещевая служба – 2 человека;
  • коммунально-эксплуатационная служба – 1 человек;
  • инженерная служба – 3 человека;
  • автотехническая служба – 3 человека;
  • служба связи – 1 человек;
  • паспортный режим – 1 человек.

Организационно-штатная структура конкретного ПВР определяется в зависимости от вместимости.

К живучести и стойкости к внешнему воздействию

Материалы элементов пункта временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должны быть влаго-, морозостойкими и обеспечивать возможность проведения дезинфекции, дегазации и дезактивации.

ПВР должен быть рассчитан на эксплуатацию в любое время суток в макроклиматических районах в зависимости от вида исполнения. Стандартный ПВР должен быть климатического исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150.

Условия эксплуатации (значения внешних воздействующих факторов):

  • рабочие температуры окружающего воздуха – от минус 45 °С до плюс 40 °С, а при транспортировании в нерабочем состоянии – от минус 50 °С до плюс 50 °С;
  • скорость ветра – до 20 м/с;
  • относительная влажность воздуха при температуре плюс 25 °С – не более 98 %;
  • атмосферные осадки в виде дождя с максимальной интенсивностью выпадения – до 3 мм/мин;
  • снеговая нагрузка (плотность снежного покрова) – до 120 кг/м2;
  • наибольшая рабочая высота над уровнем моря – 3000 м (70 кПа).

Санитарно-гигиенические и технические нормативы жизнеобеспечения ПВР

В состав санитарно-гигиенической зоны пункта временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (ПВР), должны входить: туалеты, душевые и умывальники.

Количество санитарно-технического оборудования должно быть не менее:

  • 1 унитаз и 1 писсуар на 13-15 человек;
  • 1 душевая сетка на 12-15 человек;
  • 1 кран-умывальник на 12-15 человек.

Сооружения (помещения) санитарно-гигиенической зоны должны быть приспособлены для обслуживания маломобильных групп населения.

Санитарно-гигиенические модули (туалеты и душевые) для мужчин и женщин должны быть отдельными. В туалетах должны предусматриваться шлюзы с умывальником.

Душевые должны обеспечивать ежедневное мытье не менее 50 % размещенного населения.

На эту тему ▼

ПВР должны соответствовать санитарно-гигиеническим и противоэпидемиологическим правилам и нормам в части ПВР палаточного типа в соответствии с методическими рекомендациями № 1.1.0093-14. 1.1. «Общие вопросы. Условия организации и функционирования пунктов временного размещения и пунктов долговременного пребывания людей, прибывающих из зон чрезвычайных ситуаций».

Размещенное в ПВР население обеспечивают жильем из расчета не менее 3 м2 при одноярусном и не менее 2 м2 при двухъярусном размещении на человека. Семья из трех и более человек при этом должна размещаться, как правило, в отдельной палатке или отдельном блоке палатки, имеющем выход.

  • Температура воздуха в жилой палатке на высоте 1,5 м от пола в холодный период не должна быть ниже плюс 18 °С, в летнее время (теплый период) – не выше плюс 27 °С при средней относительной влажности 55-75 %.
  • В ПВР должны быть оборудованы сушильные помещения для просушки одежды и обуви из расчета 10 м2 на 100 человек.
  • Пострадавшее население необходимо обеспечить индивидуальными комплектами посуды для приема горячей пищи (миска, ложка, кружка) или одноразовой посудой.
Читайте также:  Содержание штатного расписания

Источник: ГОСТ Р 22.3.18-2021 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях. Общие требования. Приемка в эксплуатацию.

В россии впервые вводятся требования к пвр и эвакуации населения при чс — тасс

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Требования к эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях и пунктам временного размещения (ПВР) впервые вступают в действие в России 1 июня. Они прописаны в национальном стандарте, разработанном Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и утвержденном Росстандартом.

Как говорится в документе, имеющемся в распоряжении ТАСС, ГОСТ устанавливает основные положения, связанные с эвакуацией населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

В стандарте описаны этапы подготовки планов эвакуации, приема и размещения людей, способов эвакуации в зависимости от характера источника ЧС, которым может быть радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и так далее.

Из документа следует, что эвакуация из зон ЧС может осуществляться всеми видами транспорта, в том числе метро, электромобилями, вагонами, самолетами, грузовиками и самосвалами. ГОСТ установил нормы посадки для того или иного вида транспорта.

Так, одним вагоном электропоезда можно эвакуировать 200-250 человек, общим железнодорожным вагоном до 150 человек, купейным до 100 человек, грузовым также до 100 человек.

25-местный автобус можно использовать для эвакуации 40 человек, грузовой автомобиль — 20 человек, самосвал — до 15 человек. «Общее время на дорогу на объект и обратно 4-5 часов», — уточняется в документе. ГОСТ также содержит иные требования при планировании эвакуационных мероприятий.

Так, норма выделяемой жилой площади в безопасном районе составляет 2 кв. м на человека, на 1 тыс. человек необходимо иметь семь банных и 10 койко-мест в больнице.

«Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Непосредственное планирование эвакуации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно», — поясняется в документе.

Требования к ПВР

Еще один национальный стандарт, вступающий в силу 1 июня, установил требования к пунктам временного размещения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.

Его положения распространяются на ПВР на базе палаточных городков (полевых лагерей) и модульных зданий, говорится в документе, который также есть в распоряжении ТАСС.

В документе указано, что положения стандарта не распространяются на ПВР, развернутые на базе общественных зданий — школ, общежитий, гостиниц и так далее.

Стандартом установлены время развертывания и сроки возведения ПВР в зависимости от их общей вместимости. Так, для пунктов малой вместимости, которые рассчитаны до 250 человек, на это отводится не более суток, средней вместимости, где могут находиться от 250 до 1 000 человек — не более двух суток, а большой вместимости с возможностью проживания свыше 1 000 — не более трех суток.

В стандарте устанавливаются обязательные к соблюдению санитарно-гигиенические нормативы, в том числе в нем прописано необходимое количество туалетов, душевых и умывальников на определенное количество пострадавших от ЧС. Так, один умывальник должен быть рассчитан на 10-20 человек. При этом душевые и прачечные должны обеспечивать ежедневное мытье пострадавших, а также возможность постирать и почистить вещи не менее двух раз в неделю.

Одним из особо актуальных является требование о необходимости создания резервов продуктов питания и питьевой воды.

ГОСТ также определяет нормативы резервов материальных ресурсов и выдачи продовольствия, одежды, белья и обуви, предметов первой необходимости пострадавшим. В стандарте прописаны и нормы пожарной безопасности.

Теперь ПВР должны быть оборудованы системами оповещения, пожарной сигнализацией (датчиками-извещателями) и охранной сигнализацией по периметру ограждения занимаемой территории. 

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Обеспечение жильем пострадавшего населения является одним из видов жизнеобеспечения населения (ЖОН) в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС). Населению, оставшемуся без крова или нуждающемуся в эвакуации (отселении) из зоны ЧС, обеспечивается проживание в пунктах временного размещения (ПВР).

Планирование создания ПВР пострадавшего населения, эвакуируемого (отселяемого) при угрозе и возникновении ЧС, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на своей территории.

Органы исполнительной власти субъектов РФ заблаговременно определяют возможности использования зданий, сооружений, убежищ, других общественных зданий, судов, железнодорожных вагонов для временного размещения в них пострадавшего населения (стационарные ПВР), потребности в быстро развертываемых мобильных ПВР, создаваемых на основе палаток, сборных и контейнерных домов, юрт и т.п., а также определяют задачи органов местного самоуправления по подготовке ПВР. Основным видом ПВР являются стационарные, которые определяются и готовятся заранее.

В помещениях учреждений дошкольного образования, санаториев, домов отдыха, гостиниц, пансионатов, пионерских лагерей и т.п., расположенных в безопасной зоне, ПВР развертываются для приема, учета и кратковременного пребывания эвакуируемых детей, содержащихся в учреждениях дошкольного образования, попадающих в зону ЧС, а также персонала данных детских учреждений.

  • Больные, проходящие курс лечения в медицинских организациях, попадающих в зону ЧС, эвакуируются вместе с медицинским и обслуживающим персоналом и временно размещаются в медицинских организациях, расположенных в безопасной зоне.
  • В помещениях общеобразовательных учреждений, расположенных в безопасной зоне, ПВР развертываются для приема, учета и кратковременного пребывания школьников, эвакуируемых из аналогичных учреждений, попадающих в зону ЧС, преподавательского состава и технического персонала указанных учреждений, а также населения, эвакуируемого из опасной зоны.
  • Эвакуируемые в рабочее время работники предприятий, учреждений, организаций (далее – организации), остальное население, попадающие в зону ЧС, временно размещаются на объектах, определенных решениями КЧСиОПБ в качестве ПВР.
  • Развертывание мобильных ПВР для пострадавшего населения и организация его жизнеобеспечения являются дорогостоящими мероприятиями, поэтому они создаются только при условии, когда исчерпаны все другие возможные пути решения расселения пострадавшего в ЧС населения.
  • Основными условиями создания мобильных ПВР являются:
  • — большая численность пострадавшего в ЧС населения, для которого не могут быть созданы необходимые условия его проживания в зонах ЧС и местах эвакуации (при катастрофических землетрясениях и наводнениях или при сильном радиоактивном загрязнении или химическом заражении территории, когда требуется полная или частичная эвакуация пострадавшего населения);

— вместимость общественных зданий (санаториев, домов отдыха, гостиниц, пансионатов, пионерских лагерей и т.п.) субъекта РФ, на территории которого возникла ЧС, не позволяет разместить всех пострадавших даже по минимальным нормам обеспечения жильем, продукцией и услугами жизнеобеспечения в условиях ЧС.

Такие условия могут возникнуть при угрозе возникновения или внезапно возникших национальных конфликтах.

Размещение переселенцев и создание необходимых условий для их проживания не входит в функции РСЧС, однако при возникновении межнациональных конфликтов или военных действий силы и средства РСЧС привлекаются для решения задач эвакуации и жизнеобеспечения пострадавшего в результате этих конфликтов населения. В этих случаях ПВР могут быть использованы в качестве временных пунктов приема беженцев и переселенцев до решения вопроса на федеральном уровне соответствующими органами исполнительной власти об их расселении на постоянные места жительства по России или возврата в места их постоянного проживания.

Цель и задачи создания ПВР пострадавшего населения

Читайте также:  Понятие чрезвычайной ситуации

Главной целью создания ПВР пострадавшего населения в ЧС является создание и поддержание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья людей в наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения ЧС.

ПВР предназначен для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения населения, отселенного (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС.

При выборе места размещения ПВР следует предусматривать максимальное использование инженерной (дорог, электро-, водо-, тепло- и канализационных сетей) и социальной (медицинских организаций, школ, предприятий торговли и общественного питания, коммунально-бытовых служб и т.п.) инфраструктур населенного пункта, в границах которого или рядом с которым размещается ПВР.

Категория пострадавшего населения, нуждающегося в первичной медико-санитарной помощи, беременные женщины, кормящие матери, семьи с детьми дошкольного возраста, больные с тяжелыми (хроническими) заболеваниями должны быть размещены в стационарных ПВР, пригодных для жилья и имеющих системы жизнеобеспечения и медицинское обслуживание. Проживание этой категории населения в ПВР допускается только на период эвакуации его из зон бедствия.

  1. При размещении ПВР в сельской местности необходимо предусмотреть возможность выездного обслуживания пострадавшего населения предприятиями и учреждениями ближайшего города.
  2. Выбор места развертывания ПВР осуществляется исходя из недопущения нанесения ущерба естественным экологическим системам и необратимых изменений в окружающей природной среде.
  3. Основными задачами ПВР при повседневной деятельности являются:
  4. — планирование и подготовка к осуществлению мероприятий по организованному приему населения, выводимого из зон возможных ЧС;
  5. — разработка необходимой документации;
  6. — заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи;
  7. — обучение администрации ПВР действиям по приему, учету и размещению пострадавшего населения в ЧС;
  8. — практическая отработка вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ПВР;
  9. — участие в учениях, тренировках и проверках, проводимых территориальными органами МЧС России, органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – органы по ГО и ЧС).
  10. Основными задачами ПВР при возникновении ЧС являются:
  11. — полное развертывание ПВР для эвакуируемого населения, подготовка к приему и размещению людей;
  12. — организация учета прибывающего населения и его размещения;
  13. — установление связи с Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОПБ ) и эвакоприемной комиссией, с Единой дежурной диспетчерской службой муниципального образования (ЕДДС), с организациями, участвующими в жизнеобеспечении эвакуируемого населения;
  14. — организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
  15. — информирование об обстановке прибывающего в ПВР пострадавшего населения;
  16. — представление донесений о ходе приема и размещения населения в КЧСиОПБ;
  17. — подготовка пострадавшего населения к отправке в пункты длительного проживания (при продолжительном периоде восстановительных работ).
  18. Состав администрации ПВР пострадавшего населения
  19. Штат администрации ПВР зависит от численности принимаемого пострадавшего населения в ЧС и предназначен для планирования, организованного приема и размещения отселяемого (эвакуируемого) населения, а также его обеспечения всеми видами ЖОН.

Начальник ПВР и его заместитель назначаются распоряжением главы органа местного самоуправления. Остальной личный состав администрации ПВР назначается руководителем организации, на базе которой развертывается ПВР. Личный состав ПВР должен твердо знать свои функциональные обязанности и добросовестно их выполнять. Организационная структура ПВР представлена на рис. 1.

  •                                  ┌─────────────────────┐
  •                                  │    Начальник ПВР    │
  •                                  └──────────┬──────────┘
  •                                             ▼
  •                                  ┌─────────────────────┐
  •                                  │     Заместитель     │
  •                                  │   начальника ПВР    │
  •                                  └──────────┬──────────┘
  •                                             ▼
  •  ┌──────────┬─────────┬───────────┬───────────┬───────┬────────┬────────┬─────────────┐
  •  │          ▼         │           ▼           │       ▼        │        ▼             │
  •  │ ┌─────────────────┐│ ┌───────────────────┐ │┌─────────────┐ │┌───────────────┐     │
  •  │ │     Группа      ││ │  Группа встречи,  │ ││   Группа    │ ││ Группа охраны │     │
  •  │ │ комплектования, ││ │    регистрации    │ ││ размещения  │ ││ общественного │     │
  •  │ │    отправки     ││ │ и учета населения │ ││  населения  │ ││    порядка    │     │

 │ │ и сопровождения ││ │    (от 4 чел.)    │ ││ (от 4 чел.) │ ││  (от 4 чел.)  │     │

  1.  │ │   (от 3 чел.)   ││ └───────────────────┘ │└─────────────┘ │└───────────────┘     │
  2.  │ └─────────────────┘│                       │                │                      │
  3.  │                    │                       │                │                      │
  4.  ▼                    ▼                       ▼                ▼                      ▼
  5. ┌─────────────┐  ┌─────────────┐        ┌────────────────┐   ┌──────────────┐  ┌─────────────┐
  6. │Пункт питания│  │ Справочная  │        │    Кабинет     │   │    Комната   │  │ Медицинский │
  7. │ (от 4 чел.) │  │   служба    │        │психологического│   │    матери    │  │    пункт    │

└─────────────┘  │ (от 2 чел.) │        │   обеспечения  │   │   и ребенка  │  │  (3 чел.)   │

                 └─────────────┘        │  (1 – 2 чел.)  │   │ (1 – 2 чел.) │  └─────────────┘

  •                                         └────────────────┘   └──────────────┘
  • Рисунок 1. Структура администрации пункта временного размещения
  • Для функционирования ПВР выделяются силы и средства:
  • — от службы охраны общественного порядка: 2 – 3 сотрудника и транспорт с громкоговорящей связью – для обеспечения охраны общественного порядка и регулирования при необходимости движения в районе расположения ПВР;
  • — от медицинской службы (из числа близлежащих медицинских организаций): врач и средний медперсонал (2 – 3 человека) – для организации медицинского пункта в ПВР;
  • — от службы торговли и питания: один представитель, а также средства и персонал (из числа близлежащих организаций торговли и общественного питания) – для развертывания пункта питания и обеспечения пострадавшего населения предметами первой необходимости.
  • Указанные силы и средства выделяются согласно планам (расчетам) соответствующих организаций, участвующих в обеспечении мероприятий ЖОН.
  • Все лица, входящие в состав администрации ПВР, должны пройти теоретическую подготовку и практическую тренировку в объеме программы подготовки эвакуационных органов гражданской обороны.
  • Организация работы ПВР пострадавшего населения
  • Для непосредственной подготовки, планирования и приема пострадавшего населения и для распределения его по ПВР органом исполнительной власти субъекта РФ принимается постановление «О расчете приема пострадавшего населения на пунктах временного размещения организациями и учреждениями».

Руководитель организации, на базе которой развертывается ПВР, организует разработку документов, материально-техническое обеспечение, необходимое для функционирования ПВР, практическое обучение администрации ПВР и несет персональную ответственность за готовность ПВР. В своей деятельности администрация ПВР подчиняется КЧСиОПБ. Администрация ПВР для качественного ЖОН составляет заявки на материальные средства, продукты питания для представления в КЧСиОПБ.

С получением решения органа исполнительной власти субъекта РФ руководитель организации – начальник ПВР организует прием и размещение пострадавшего населения согласно календарному плану действий администрации ПВР.

В случае необходимости функционирование организаций, на базе которых развертываются ПВР, приостанавливается по решению глав органов местного самоуправления до завершения мероприятий по устранению поражающего воздействия источника ЧС.

  1. Все вопросы жизнеобеспечения эвакуируемого населения начальник ПВР решает с КЧСиОПБ.
  2. Документационное обеспечение деятельности ПВР
  3. В целях организации работы ПВР его администрацией отрабатываются следующие документы:
  4. — приказ руководителя организации о создании ПВР;
  5. — функциональные обязанности администрации ПВР;
  6. — штатно-должностной список администрации ПВР;
  7. — табель оснащения медицинского пункта ПВР;
  8. — календарный план действий администрации ПВР;
  9. — схема оповещения и сбора администрации ПВР;
  10. — схема связи и управления ПВР;
  11. — журнал регистрации размещаемого в ПВР населения;
  12. — журнал полученных и отданных распоряжений, донесений и докладов в ПВР;
  13. — журнал отзывов и предложений размещаемого в ПВР населения;
  14. — анкета качества условий пребывания.
  15. Документы начальника ПВР:
  16. — функциональные обязанности начальника ПВР;
  17. — договор на оказание услуг временного размещения населения, пострадавшего в ЧС;
  18. — схема оповещения личного состава ПВР;
  19. — список личного состава ПВР;
  20. — схема размещения элементов ПВР;
  21. — удостоверение начальника ПВР;
  22. — функциональные обязанности администрации ПВР;
  23. — телефонный справочник.
  24. Документы группы регистрации и учета пострадавшего населения:
  25. — журнал регистрации эвакуируемого населения в ПВР;
  26. — телефонный справочник;
  27. — функциональные обязанности.
  28. Документы медицинского пункта:
  29. — журнал регистрации пострадавшего населения, обратившегося за медицинской помощью, а также другими документами, регламентированными приказами Минздрава России.
  30. Документы стола справок:
  31. — журнал полученных и отданных распоряжений, донесений и докладов ПВР;
  32. — телефонный справочник;
  33. — журнал отзывов и предложений размещаемого в ПВР населения;
  34. — список размещенного в ПВР населения;
  35. — список выбывшего из ПВР населения с направлением выбытия.