Закон об аварийно спасательных формированиях
Федеральный закон определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами МСУ, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ. Кроме того, Закон устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.
Аварийно-спасательная служба определяется как совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Закреплены правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей в соответствии с принципами гуманизма, милосердия, единоначалия руководства, оправданного риска и постоянной готовности. Определены меры государственной поддержки аварийно-спасательных служб и спасателей.
Основными задачами аварийно-спасательных служб являются: поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Могут возлагаться и иные задачи.
Службы могут создаваться на постоянной штатной и нештатной основах, а также на общественных началах. Их комплектование осуществляется на добровольной основе.
Все аварийно-спасательные службы подлежат обязательной регистрации.
Рассмотрены вопросы аттестации служб, привлечения их к ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансирования создания и деятельности аварийно-спасательных служб, их перемещения, перепрофилирования, ликвидации и др.
Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. Определены права, обязанности и гарантии деятельности спасателей
Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью от 30 до 40 суток (в зависимости от непрерывного стажа работы). За участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.
Спасателям и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов (в зависимости от принадлежности службы).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Профессиональным спасателем может стать гражданин, который достиг возраста 18 лет. Он должен быть аттестован и подготовлен на проведение аварийно-спасательных работ.
Суть 151 ФЗ
Настоящий Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет организационную деятельность спасателей, а также устанавливает обязанности, права и ответственность спасателей.
Закон был принят Государственной Думой 14 июля 1995 года, а последние изменения были внесены 18 июля 2017 года. Они вступают в силу 16 января 2018 года.
Краткое содержание ФЗ 151:
- Глава 1 — Содержит общие положения, в том числе основные термины, которые используются в настоящем Федеральном законе;
- Глава 2 — Описывает задачи аварийно-спасательных служб;
- Глава 3 — Раскрывает статус спасателей в обществе;
- Глава 4 — Перечисляет заключительные положения.
Последние поправки
Дата последней редакции закона 18 июля 2017 года. Изменения были внесены в следующие статьи: 7, 10, 11.
Ст 7
В ст 7 был изменен пункт 2. В нем говорится о том, что организация, которая занимается аварийно-спасательной деятельностью, может дополнительно заниматься другими направлениями. Однако аварийно-спасательная деятельность должна быть четко регламентирована для решения сложных задач в области защиты граждан и территорий от чрезвычайных обстоятельств.
Ст 10
Пункт 2 статьи 10 был изменен. В нем говорится о том, что федеральный орган исполнительной власти самостоятельно регистрирует аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные образования. Подобный федеральный орган должен быть специально уполномочен на решение задач в сфере защиты населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций.
Ст 11
Статья 11 была дополнена пунктом 6. В нем говорится, что в зависимости от специфики проведения аварийно-спасательных работ, Правительство Российской Федерации осуществляет, порядок деятельности, задачи, функции, а также полномочия подобных организаций.
Также читайте об изменениях в ФЗ 181 подробнее
Ниже рассмотрены главные статьи, в которые не были внесены изменения:
Статья 6
В ст 6 описываются основные задачи аварийно-спасательных служб. Таковыми являются:
- Постоянная готовность при необходимости отправиться в зоны чрезвычайной ситуации для проведения работ по ликвидации;
- Ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых территориях и объектах (при необходимости);
- Участие в разработке планов, которые способны предупредить или ликвидировать чрезвычайные ситуации на конкретных территориях.
Статья 17
В ст 17 описывается ответственность аварийно-спасательных служб. Они несут материальную ответственность в случае неправильно осуществленных действий для проведения ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок возмещения ущерба и его размер определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 23
Ст 23 о спасателях. Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании аттестационных органов после прохождения медицинского освидетельствования, а также выполнения нормативов по физической подготовке.
Если они получают статус спасателей, им выдается:
- специальное удостоверение;
- жетон с нанесенным именем и фамилией;
- книжка спасателя.
Книжка спасателя требуется для его участия в работах в случае ликвидации опасных чрезвычайных ситуаций. Положение о документе утверждается федеральным органом исполнительной власти, а также уполномоченным для решения задач в области защиты территорий и населения от нестандартных ситуаций.
Статья 25
Ст 25 перечисляет права спасателей. Те, которые привлекаются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, могут приобрести билеты на любой транспорт вне очереди. При проведении соответствующих работ, спасатели имеют право на:
- Достоверную информацию, которая требуется для выполнения конкретных обязанностей;
- Свободный проход на производственные организации или жилые помещения для устранения чрезвычайных ситуаций;
- Соблюдения требований всех лиц, находящихся в зоне риска, соблюдать меры безопасности;
- Оснащение и экипировку в соответствии с методом проведения аварийно-спасательных действий.
Медицинский осмотр и реабилитация спасателей осуществляется за счет денежных средств спасательных служб и принадлежащих им организаций. Спасатели имеют право усовершенствовать свои теоретические знания в рабочее время.
Также граждане РФ с таким статусом имеют право на питание при несении дежурства и оплату дополнительных расходов. К тому же спасатели имеют право на льготную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 30
В ст 30 описывается право спасателей на жилище. Они имеют право на жилище, которое предоставляется государством в первоочередном порядке. Условия предоставления жилища при несении службы определяется трудовым договором.
Скачать последнюю редакцию Федерального закона
Федеральный закон № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» призван контролировать деятельность спасателей. Ознакомиться с действующим Федеральным законом и с внесенными изменениями можно по следующей ссылке.
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
- 3. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. …
- 2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору НЕ ДОПУСКАЮТСЯ и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. …
- Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то ДОЛЖНОстных лиц ДОЛЖНО сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями. …
- Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций ОБЯЗАНЫ принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях. …
- 1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации ОБЯЗАНЫ оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства. …
- 1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации ОБЯЗАНЫ оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства. …
- 1. Спасатели ОБЯЗАНЫ: …
- 3. Страховыми событиями для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований XE «Страховые события для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований» являются гибель (смерть) при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие исполнения указанных обязанностей. При этом в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации, ДОЛЖНО содержаться указание о связи страхового события с исполнением застрахованным спасателем обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом). …
- 4. Страховыми событиями для спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований XE «Страховые события для спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований» , являются гибель (смерть) в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в ходе проведения указанных работ, а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие их участия в проведении указанных работ. При этом в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации, ДОЛЖНО содержаться указание о связи страхового события с участием застрахованного спасателя в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. …
ФЗ-№151 о аварийно-спасательных формированиях
- Принят Государственной Думой 14 июля 1995 года
- Настоящий Федеральный закон:
- определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации), и членов их семей.
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Основные понятия
1.
Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. 2. Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. 3. Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. 4. Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. 5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно — спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. 6. Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью. 7. Аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей
Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей. (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 84-ФЗ)
Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются: принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций; принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями; принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ; принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации. Статья 4 — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ
- К аварийно-спасательным работам относятся поисково — спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
- Глава II. Аварийно-спасательные службы
- Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб
1.
Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются: поддержание органов управления, сил и средств аварийно — спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по: участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; Абзацы седьмой — девятый — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ; выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований; Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Пункт 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб
1.
В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования. 2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются: в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 3. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 4. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб
Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно — спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ
Федеральный закон определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами МСУ, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ. Кроме того, Закон устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.
Аварийно-спасательная служба определяется как совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Закреплены правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей в соответствии с принципами гуманизма, милосердия, единоначалия руководства, оправданного риска и постоянной готовности. Определены меры государственной поддержки аварийно-спасательных служб и спасателей.
Основными задачами аварийно-спасательных служб являются: поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Могут возлагаться и иные задачи.
Службы могут создаваться на постоянной штатной и нештатной основах, а также на общественных началах. Их комплектование осуществляется на добровольной основе. Все аварийно-спасательные службы подлежат обязательной регистрации. Рассмотрены вопросы аттестации служб, привлечения их к ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансирования создания и деятельности аварийно-спасательных служб, их перемещения, перепрофилирования, ликвидации и др.
Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. Определены права, обязанности и гарантии деятельности спасателей
Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью от 30 до 40 суток (в зависимости от непрерывного стажа работы). За участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.
Спасателям и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов (в зависимости от принадлежности службы).
Данный Федеральный закон определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории РФ и регулирует основы их деятельности, а также статус спасателей, их основные права, обязанности и ответственность.
В главе II можно найти исчерпывающую информацию о задачах аварийно-спасательных служб и формирований и оказываемых ими услугах, видах, порядке создания, регистрации, аттестации и комплектования, а также о привлечении аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Глава III Федерального закона устанавливает статус спасателей, их права, обязанности, гарантии, зону ответственности, режим работы и отдыха и прочие обязательные условия осуществления деятельности.