Законы

Законодательство о чрезвычайных ситуациях

Главная / Администрация / ГО и ЧС / Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС. Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС.

Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС. Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС.

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

(Статья 10 . ФЗ «О Гражданской обороне»).

  •  Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
  • проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  •  принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
  •  оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Статья 18. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС»).

  1. Граждане Российской Федерации имеют право:
  1. на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  2. в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  3. быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  4. обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  5. участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  6. на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  7. на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  8. на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  9. на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  10. на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
  1. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  •  Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Статья 19).
  •  Граждане Российской Федерации обязаны:
  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  • Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
  • (Статья 34. ФЗ «О пожарной безопасности»)
  • Граждане имеют право на:
  • защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
  • возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
  • участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
  • получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
  • участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
  • Граждане обязаны:
  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
  • предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
  • Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в  области ГО и защиты от ЧС

  Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.№28 ФЗ «О гражданской обороне)

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.№68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»)

    Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.№69-ФЗ «О пожарной безопасности»

        Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности
должностные лица в пределах их компетенции.

       Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются: 50 процентов — в федеральный бюджет; 50 процентов — в местные бюджеты по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении штрафа.

Ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций — виды ЧС, обзор законодательства РФ

Режим ЧС — это определенный режим ограничений общественных интересов вводимый государством, в том числе с использованием аппарата насилия, ввиду стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов и военных действий.

При этом, одной из важнейших задач властей является обеспечение безопасности и сохранности жизни и здоровья граждан, а также устранение последствий, возникших ЧС.

Однако, в условиях чрезвычайных ситуаций, власти могут ограничивать некоторые права и свободы граждан.

Цель данной статьи – проанализировать положения законодательства и практику применения ограничений прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций в России. В рамках статьи будет рассмотрено, какие виды ЧС могут возникать, какие ограничения могут быть введены, и как власти должны руководствоваться при принятии мер по ограничению прав и свобод граждан.

Читайте также:  Налоговый агент при продаже ценных бумаг

Краткое описание видов чрезвычайных ситуаций

  • Чрезвычайные ситуации (ЧС) могут возникнуть в различных сферах жизни общества и быть вызваны природными или техногенными причинами.
  • К природным чрезвычайным ситуациям можно отнести наводнения, землетрясения, цунами, лесные пожары, ураганы, сильные морозы и тепловые волны, эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний и другие аномальные явления природы.
  • Техногенные ЧС могут возникать вследствие аварий на промышленных объектах, транспортных происшествий, терактов, пожаров в жилых и общественных зданиях, крушений зданий, авиакатастроф, кибератак и других происшествий.
  • Также, в условиях международных конфликтов и войн возможны военные ЧС, которые могут вызвать разрушение инфраструктуры, массовые переселения населения, использование оружия массового поражения и другие опасные последствия.
  • Кроме того,  рассматриваются и чрезвычайные ситуации социального характера, связанные с ограничением прав и свобод граждан, нарушением общественного порядка и безопасности, а также экономическими кризисами.

В зависимости от причин и масштабов чрезвычайной ситуации, принимаемые меры по ее ликвидации и ограничению прав и свобод граждан могут различаться. Важно соблюдать принципы правового государства и человеческих прав и свобод при принятии таких мер.

Обзор законодательства о чрезвычайных ситуациях и ограничении прав граждан

Законодательство России о чрезвычайных ситуациях включает ряд федеральных законов, регулирующих порядок принятия решений в условиях ЧС, а также меры по обеспечению безопасности граждан и сохранности имущества.

Одним из основных документов является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Данный закон определяет правовые основы деятельности в условиях ЧС, порядок их объявления, а также меры по обеспечению безопасности граждан и сохранности имущества.

Существуют также и другие законы, и нормативные акты, урегулирование прав и свобод граждан в условиях ЧС, включая, например, Конституцию РФ, Федеральный закон от 19 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 532-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и др.

Однако, важно отметить, что ограничение прав и свобод граждан в условиях ЧС должно быть ограничено принципами правового государства и человеческих прав и свобод. Власти должны руководствоваться принципом пропорциональности при принятии мер по ограничению прав граждан. При этом, ограничения должны быть временными и необходимыми в данной ситуации.

В целом, законодательство России и других стран регулирует порядок ограничения прав и свобод граждан в условиях ЧС, однако, практика его применения в разных странах может различаться, что требует дальнейшего изучения и анализа.

Ограничения прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций

Ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) могут быть временными и целенаправленными на обеспечение общественной безопасности и защиту интересов государства. Некоторые типичные ограничения, которые могут применяться в подобных ситуациях, включают в себя:

  1. Ограничение свободы передвижения: вводится запрет на выход из дома, перемещение в определенных зонах или на улице без уважительной причины или документов, подтверждающих возможность передвижения.
  2. Ограничение права на личную жизнь: в условиях ЧС государство может собирать и обрабатывать персональные данные граждан в целях обеспечения безопасности.
  3. Ограничение права на свободу собраний и митингов: возможно запретить проведение массовых мероприятий, таких как демонстрации, митинги и протесты, чтобы предотвратить распространение болезней и нарушения общественного порядка.
  4. Ограничение права на труд: в некоторых случаях правительство может временно приостановить работу определенных предприятий или организаций в целях снижения уровня опасности.
  5. Ограничение права на частную собственность: государство может ввести временные ограничения на использование частной собственности в интересах общественной безопасности и здоровья граждан.
  6. Ограничение права на информацию: правительство может временно запретить распространение ложной информации, которая может навредить общественной безопасности или здоровью граждан.

Ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций должны быть целенаправленными и не должны противоречить основным принципам правового государства и международным стандартам защиты прав человека.

Общие принципы, которыми руководствуются власти при принятии мер ограничения прав граждан

При принятии мер по ограничению прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций, власти должны руководствоваться рядом общих принципов, включая:

  1. Пропорциональность: меры по ограничению прав граждан должны быть пропорциональны тяжести чрезвычайной ситуации и не должны превышать необходимые меры для достижения конкретных целей.
  2. Неотменяемость: ограничения прав граждан должны быть временными и отменяться при восстановлении нормальной ситуации.
  3. Правовая определенность: меры по ограничению прав граждан должны быть предусмотрены законодательством и четко определены.
  4. Сохранение прав и свобод: ограничения прав граждан не должны нарушать основные права и свободы, гарантированные Конституцией и международными стандартами прав человека.
  5. Уважение к человеческому достоинству: меры по ограничению прав граждан не должны противоречить принципу уважения к человеческому достоинству.
  6. Участие общества: власти должны обеспечивать участие общества в процессе принятия решений и мониторинге применения мер по ограничению прав граждан.
  7. Недопустимость дискриминации: меры по ограничению прав граждан не должны противоречить принципу недопустимости дискриминации по любому признаку.

Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить баланс между обеспечением безопасности и защитой прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций.

Проблемы и перспективы развития законодательства об ограничении прав граждан в условиях ЧС

Ограничение прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций является сложной и многогранной проблемой, требующей балансирования интересов общества и прав граждан. В связи с этим, законодательство об ограничении прав граждан в условиях ЧС является постоянно развивающейся областью.

Одной из основных проблем является определение конкретных критериев, по которым может быть объявлена чрезвычайная ситуация и приняты меры по ограничению прав граждан. Некоторые критики считают, что существующие законы допускают слишком широкое толкование этих понятий, что может привести к чрезмерному ограничению прав граждан.

Еще одной проблемой является неравномерное применение законодательства об ограничении прав граждан в различных регионах. В некоторых регионах России меры по ограничению прав граждан применяются чаще, чем в других, что может приводить к неравномерной защите прав граждан.

В то же время, существует ряд перспектив развития законодательства об ограничении прав граждан в условиях ЧС. В частности, важно продолжать работу по совершенствованию законодательства, включая уточнение критериев объявления чрезвычайной ситуации и принятия мер по ограничению прав граждан.

Также важным является укрепление защиты прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций. Это может быть достигнуто через развитие механизмов контроля за применением мер по ограничению прав граждан, включая мониторинг и независимый анализ.

Список литературы

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  • Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ «Об особенностях правового регулирования в состоянии чрезвычайного положения».
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Официальные документы, опубликованные на сайтах федеральных органов исполнительной власти России.
  • И. Л. Благинина, Н. А. Бубнова «Ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных ситуаций: анализ положений законодательства и практики их применения в России и за рубежом».
  • М. Л. Волкова, Л. В. Ярыгина «Ограничения прав и свобод граждан в чрезвычайных ситуациях: сравнительный анализ законодательства РФ и зарубежных стран».
  • Российский научно-практический журнал «Актуальные проблемы права».
  • Международные конвенции о правах человека.
  • Статьи и публикации в периодических изданиях, посвященных теме ограничений прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

  • (принят
    21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ)
  • В
    данном Федеральном Законе чрезвычайная
    ситуация (ЧС) определяется как

    «обстановка
    на опре­деленной территории, сложившаяся
    в результате аварий, опасного природ­ного
    явления, катастрофы, стихийного или
    иного бедствия, которые мо­гут повлечь
    или повлекли за собой человеческие
    жертвы, ущерб здоровью людей или
    окружающей природной среде значительные
    материальные потери и нарушения условии
    жизнедеятельности людей
    ».
  • Источником
    ЧС

    является
    опасное природное явление, авария или
    опасное техногенное происшествие,
    широко распространенная инфекция среди
    людей, сельскохозяйственных животных
    и растений, а также при­менение
    современных средств поражения, в
    результате чего, произошла или может
    произойти ЧС.
Читайте также:  Мрот в штатном расписании

Граждане
Российской Федерации согласно
су­ществующего законодательства
имеют права, а также и обязанности в
области безопасности жиз­недеятельности
и защиты от чрезвычайных ситуаций (ст.
18 Закона РФ №68 от 21.12.1994).

  1. «Граждане
    Российской Федерации имеют право на
    защиту жизни, здоровья и личного имущества
    в случае возникновения чрезвычайной
    ситуации; имеют право на использование
    средств коллективной и индивидуальной
    защиты и другое имущество органов
    исполнительной власти субъектов РФ,
    органов местного самоуправления и
    организаций, предназначенное для защиты
    населения от чрезвычайных ситуаций;
    имеют право на возмещение ущерба,
    причиненного их здоровью и имуществу
    вследствие чрезвычайных ситуаций, а
    также быть информированными о риске,
    которому они могут подвергнуться в
    определенных местах пребывания на
    территории страны, и о мерах необходимой
    безопасности».
  2. Вместе
    с тем на граждан РФ налагаются и
    определенные обязанности в области
    защиты от ЧС (ст. 19 «Закона»):
  3. «Граждане
    Российской Федерации обязаны:
  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ».

В
соответствии с данным законом
Правительством Российской Федерации
разработана целевая
програм­ма «Создание и развитие
Российской системы пре­дупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях»

(Постановление Правительства РФ от 26
января 1995, № 43).

Основная цель Федеральной
программы – со­здание единой
государственной системы предупреж­дения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), нацеленной на объединение усилий
центральных органов представительной
и исполнительной власти республик,
краев, областей, городов, организаций
и учреждений в деле предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Это
положение получило дальнейшее развитие
в Постановлении Правительства РФ от 30
декабря 2003 г.
794 «О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций», где в частности записано
:

п.
10.

Постоянно действующими органами
управления единой системы являются:

  • на
    федеральном уровне

    – Министерство Российской Федерации
    по делам гражданской обороны, чрезвычайным
    ситуациям и ликвидации последствий
    стихийных бедствий, структурные
    подразделения федеральных органов
    исполнительной власти, специально
    уполномоченные решать задачи в области
    защиты населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций;
  • на
    региональном уровне

    – региональные центры по делам гражданской
    обороны, чрезвычайным ситуациям и
    ликвидации последствий стихийных
    бедствий Министерства Российской
    Федерации по делам гражданской обороны,
    чрезвычайным ситуациям и ликвидации
    последствий стихийных бедствий (далее
    – региональные центры);
  • на
    территориальном и местном уровнях

    – соответствующие органы, специально
    уполномоченные решать задачи гражданской
    обороны и задачи по предупреждению и
    ликвидации чрезвычайных ситуаций на
    территориях субъектов Российской
    Федерации и территориях муниципальных
    образований (далее – органы управления
    по делам гражданской обороны и чрезвычайным
    ситуациям);
  • на
    объектовом уровне

    – структурные подразделения или
    работники организаций, специально
    уполномоченные решать задачи в области
    защиты населения и территорий от
    чрезвычайных ситуаций.
  • Созданием
    этой системы государство решило задачу
    объединения усилий центральных органов
    федеральной исполнительной власти
    субъектов Российской Федерации, городов
    и районов, а также различных организаций,
    учреждений и предприятий, их сил и
    средств по
    предупреждению и ликвидации чрезвычайных
    ситуаций
    .
  • Предупреждениечрезвычайнойситуации
    – это
    комплекс мероприятий, проводимых
    заб­лаговременно и направленных на
    максимально возможное уменьшение риска
    возникновения чрезвычайной ситуации,
    а также на сохранение здоровья людей.
  • Ликвидация
    чрезвычайных ситуаций

    – это
    аварийно-спасательные и другие неотложные
    ра­боты, проводимые при возникновении
    чрезвычай­ных ситуаций и направленные
    на спасение жиз­ни и сохранение
    здоровья людей.
  • Федеральным
    законом были определены основные задачи
    деятельности РСЧС. Вот некоторые из
    них:
  • разработка и реализация правовых и эконо­мических норм по обеспечению защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и вы­деляемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • подготовка населения к действиям в ЧС;
  • прогнозирование и оценка последствий ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мероприятий по защите на­селения, пострадавшего от ЧС, проведение гума­нитарных акций.

Таким
образом, защита населения стала важнейшей
задачей деятельности МЧС России и
функционирования РСЧС на всех уровнях.

Комплекс
таких мероприятий включает также:

  • мониторинг и прогнозирование чрезвычай­ных ситуаций;
  • оповещение населения об угрозе возникно­вения чрезвычайной ситуации;
  • инженерную защиту населения и территорий;
  • эвакуацию населения из опасных районов;
  • организацию аварийно-спасательных работ.

Кроме
того, гражданам РФ вменяется в обя­занность
изучать основные способы защиты
на­селения и территорий от чрезвычайных
ситуа­ций, приемы оказания первой
медицинской по­мощи пострадавшим,
правила пользования коллективными и
индивидуальными средствами защиты,
постоянно совершенствовать свои зна­ния
и практические навыки в области
безопас­ности жизнедеятельности.

Законодательство в области ЧС

  • Основу правовой базы по ЧС составляют Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», Закон РФ «О чрезвычайном положении», ряд постановлений Правительства РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
  • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  • Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  1. В первой главе закона раскрываются основные понятия (чрезвычайная ситуация, предупреждение ЧС, ликвидация ЧС, зона ЧС), цели закона, основными из которых являются предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, а также снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций.
  2. Статья 4 гласит, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  1. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  2. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  3. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Читайте также:  Специалист по чрезвычайным ситуациям

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет
стоимостиГарантииОтзывы

  1. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  2. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  3. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  4. Статья 7 раскрывает основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
  5. мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
  6. планирование и осуществление мероприятий по защите населения
  7. и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
  8. объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

  • Во второй главе закона устанавливаются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  • Третья глава закона посвящена государственному управлению в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  • Здесь устанавливаются обязанности федеральных органов, организаций и общественных объединений власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок применения сил и средств органов внутренних дел при ликвидации ЧС.
  • В глава IV определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.
  • В ней говориться о том, что граждане РФ имеют право:
  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
  • Статья 19 этой главы определяет обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные  способы  защиты  населения и территорий от
  • чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи
  • пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  • В главе V определяется порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
  • В этой главе говорится о том, что подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
  • Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
  • В глава VI определяется порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава VII посвящена государственной экспертизе, надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В этой главе статья 28 предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  1. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
  2. Закон устанавливает: основные понятия;
  3. правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности;
  4. принципы обеспечения радиационной безопасности;
  5. мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
  6. полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности;
  7. Глава III закона регламентирует:
  8. государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор и контроль за ее обеспечением;
  9. государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности;
  10. лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения;
  11. производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности;
  12. оценку состояния радиационной безопасности;
  13. обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов;
  14. обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
  15. Глава VI определяет:
  16. права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности;
  17. обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
  18. Глава VII устанавливает ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности.

Для повышения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидаций ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных.

биолого-социальных и военных ЧС), предотвращения или снижение ущерба в ЧС, эффективного использования и экономии материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС разработан и введен в действие комплекс стандартов безопасности в ЧС.

Основными задачами комплекса стандартов БЧС является установление терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС поражающих факторов; основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС; по обеспечению защиты населения и его жизнеобеспечения, по обеспечению безопасности продовольствия воды, сельскохозяйственных животных и растений,  объектов экономики в  ЧС; по  организации  ликвидации ЧС;  уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС; методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС; способов обеспечения безопасности населения и объектов экономики, а также требований к средствам, используемых для этих целей.