Жалобы

Постановление 1034: правила и методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии согласно ПП, требования Правительства к приборам в многоквартирных домах

На федеральном портале нормативно-правовых актов появился проект Постановления Правительства РФ “О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя”, который вводит новые правила коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя. После принятия данного документа ныне действующее Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. №1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя» утратит свою силу.

Новые правила на старый лад

В документе говорится, что проект правительственного постановления разработан в строгом соответствии с ФЗ №190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении». Проект постановления утвердит новые правила учёта теплоэнергии.

Документ непосредственно затрагивает управляющие организации и товарищества, поскольку именно они ответственны за установку, ввод в эксплуатацию и содержание узлов учёта теплоэнергии и теплоносителя, входящих в общедомовое имущество МКД.

Минстрой РФ после вступления в силу данного постановления должен в трёхмесячный срок утвердить формы отчётов ‎и ведомостей отпуска/расхода теплоэнергии и теплоносителя, а также актов ввода в эксплуатацию и проверки готовности к эксплуатации узла учёта теплоэнергии и теплоносителя.

Кроме того, Минстрою предстоит в аналогичные сроки после вступления в силу постановления привести Методику осуществления коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя, утверждённую Приказом Минстроя РФ №99/пр от 17 марта 2014г года, ‎в соответствие с настоящим документом. Калькуляция коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя будет производиться расчётным методом.

Как мы уже упоминали выше, после принятия и вступления в силу данного правительственного постановления ныне действующее Постановление Правительства РФ №1034 от 18 ноября 2013 года «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»будет признано утратившим силу.

Постановление 1034: правила и методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии согласно ПП, требования Правительства к приборам в многоквартирных домахУК могут не представлять собственникам информацию, не предусмотренную Стандартом раскрытия

О чём новый документ

В общих положениях говорится, что Правила коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя устанавливают порядок его организации, включая:

  • параметры теплоносителя и время измерения ‎и регистрации;
  • порядок определения количества теплоэнергии;
  • порядок распределения потерь теплоэнергии между смежными теплосетями при отсутствии приборов учёта на границах ответственности;
  • требования к приборам учёта.

Коммерческий учёт теплоэнергии и теплоносителя проводится ‎в целях:

  • осуществления расчётов между РСО и потребителями КУ;
  • контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Обязанность по установке узлов учёта тепловой энергии и теплоносителя ложится на плечи покупателей ресурса и потребителей коммунальной услуги, то есть на собственников помещений в МКД в лице управляющей организации или товарищества.

Узлы учёта, введенные в эксплуатацию до вступления в силу новых Правил, могут использоваться в своих целях до истечения срока их службы. Начиная с 1 декабря 2016 года новые приборы учёта, не отвечающие требованиям новых Правил, нельзя будет устанавливать и использовать.

РСО не имеет права требовать ‎от владельца узла учёта установки на нём приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных данными Правилами и положениями Методики. После установки на узле учёта оборудования для дистанционного снятия показаний доступ к результатам получают все стороны договора в порядке и на условиях, которые им определены.

  • Владелец узла и прибора учёта несёт ответственность за их надлежащую эксплуатацию, сбор показаний, формирование и своевременное представление стороне договора ресурсоснабжения ведомости отпущенной (переданной, потребленной) теплоэнергии и теплоносителя ‎за расчётный период в соответствии с условиями договора.
  • Формирование ведомости происходит на основании архивных данных приборов учёта и представляется в течение 2 рабочих дней по окончании расчётного периода, если иное не предусмотрено по договору.
  • Владелец узла учёта должен предоставить доступ ‎к приборам учёта другой стороне договора в назначенное время для сверки показаний, проверки соблюдения условий эксплуатации и работоспособности устройств. Также проверяется:
  • наличие, целостность и читаемость пломб;
  • срок действия поверки;
  • работоспособность каждого канала измерений;
  • соответствие фактических значений и настроек установленным нормативам и параметрам.

Если при сверке показаний и параметров выявлены расхождения сведений ‎в показаниях приборов учёта с данными, представленными их владельцем, то вторая сторона договора должна составить акт сверки показаний приборов учёта и подписать его с представителями обеих сторон договора.

Если одна из сторон договора не согласна с составленным актом и его содержанием, то её представитель может сделать в документе отметку «ознакомлен, от подписи отказался» и проставить подпись. Свои возражения владелец узла учёта может указать в акте или направить второй стороне договора в письменной форме.

На основании акта сверки показаний приборов учёта делается перерасчёт объёма поставленных (полученных, переданных) ресурсов за период несоответствия данных из архива и ведомости за расчётный период, ‎если иное не определено договором.

При возникновении разногласий между сторонами договора ‎относительно результатов измерений РСО может потребовать ‎от УК проведения внеочередной поверки приборов учёта. Если поверка окажется в пользу УК, то все затраты, связанные с проведённым мероприятием, несёт РСО.

Постановление 1034: правила и методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии согласно ПП, требования Правительства к приборам в многоквартирных домахЗаконна ли установка «заглушек» в канализацию при ограничении водоотведения должникам за КУ

Организация коммерческого учёта теплоэнергии и теплоносителя включает:

  • получение технических условий на проектирование узла учёта;
  • проектирование и установку узла учёта;
  • ввод в эксплуатацию узла учёта;
  • эксплуатацию узла учёта.

Коммерческий учёт теплоэнергии и теплоносителя расчётным методом предусмотрен в случаях:

  • отсутствия в точках учёта ОДПУ, введённых в эксплуатацию;
  • выхода из строя узла учёта;
  • нарушения владельцем узла учёта сроков представления ведомости ‎за расчётный период;
  • бездоговорного потребления теплоэнергии.

Коммерческому учёту подлежит количество теплоэнергии, объём, время и параметры теплоносителя, используемые при контроле качества теплоснабжения. Контроль качества теплоснабжения осуществляется на основании показаний приборов учёта. Узел учёта, успешно прошедший опытную эксплуатацию в течение 72 часов, должен быть введён в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию узла учёта осуществляется комиссией ‎в составе:

  • представителей владельца узла учёта;
  • представителей сторон договора;

Комиссия должна быть создана владельцем узла учёта. Для этого соответствующая заявка подаётся владельцем узла учёта сторонам договора за 10 рабочих дней до даты сбора комиссии.

При вводе в эксплуатацию узла учёта составляется акт ввода, после чего узел учёта пломбируется. Пломбировку производит сторона договора, ‎не являющаяся владельцем узла учёта. Узел учёта становится пригодным для коммерческого учёта теплоэнергии и контроля качества теплоснабжения с даты подписания акта ввода в эксплуатацию сторонами договора.

Если комиссия выявит несоответствия узла учёта проектной документации, то она составляет акт об обнаруженных дефектах, в котором прописываются сроки их устранения. Документ составляется и подписывается членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторный ввод узла учёта в эксплуатацию производится после устранения выявленных нарушений.

В срок, предусмотренный по договору, представитель владельца источника теплоэнергии передает второй стороне договора подписанную ведомость за расчётный период, если иное не указано в договоре.

Для получения доступа на узел учёта вторая сторона договора должна за сутки известить любым способом представителя владельца источника теплоэнергии с указанием причин необходимости доступа и перечня представителей.

Владелец узла учёта может потребовать расчёт количества потреблённой теплоэнергии за расчётный период не позднее чем через 15 календарных дней после даты передачи ведомости.

Если ОДПУ или узел учёта вышел из строя, то его владелец обязан в течение 1 рабочего дня письменно уведомить вторую сторону договора о времени выхода из строя и показаниях узла учёта на момент выхода из строя.

Таким образом, вся ответственность за установку, ввод в эксплуатацию, работоспособность и использование приборов и узлов учёта теплоэнергии ложится на плечи управляющей организации или товарищества. Предоставление отчётности с указанием собранных показаний также закрепляется новым документом за УК или товариществом.

Постановление 1034: правила и методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии согласно ПП, требования Правительства к приборам в многоквартирных домахПочему на техприсоединение к сетям МКД нужно согласие ОСС

Как правильно в 2021 году учитывать тепловую энергию

Регулирование и учет тепловой энергии наболевший вопрос не только для потребителей, но и для самих энергетиков.

Поэтому новые правила коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя в соответствии с изменениями, внесенными в постановление под номером 1034 в октябре 2019, пришлись как нельзя кстати.

Читайте также:  Какие субсидии можно получить от государства малому бизнесу

Плюс к этому облегчает работу организаций, поставляющих тепло, методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, утвержденная приказом Министерства строительства под номером 99/пр в 2014 году.

Постановление 1034: правила и методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии согласно ПП, требования Правительства к приборам в многоквартирных домах

Работникам энергетических предприятий гораздо проще разобраться в нюансах перечисленных нормативно – правовых актов, чем простым потребителям электричества. Особенно тем, у кого нет даже базового юридического образования.

Просматривать гигабайты информации, вчитываясь в комментарии и объяснения достаточно сложно.

Именно поэтому на нашем сайте работают опытные квалифицированные специалисты, которые дают консультации простым обывателям совершенно бесплатно.

Достаточно только поделиться возникшими вопросами через форму обратной связи. И вы получите полноценный ответ, быстро и с учетом всех изменений законодательства России на конец 2019 года.

Содержание постановления 1034

Постановление 1034, дополненное в 2019 году содержит основные положения учета энергии, в том числе и в многоквартирном доме (и в обычном жилом доме, отопление в котором центральное, а не печное или газовое).

Основные положения 1034-го постановления:

  • требования, которым должны соответствовать счетчики учета тепловой энергии;
  • как правильно устанавливать счетчики;
  • как правильно проверять счетчики теплоэнергии;
  • правила оплаты потребителями в многоквартирном доме;
  • контролирование качества поставляемого тепла;
  • характеристики, которым должны соответствовать тепловая энергия и теплоноситель для осуществления контроля качества;
  • как распределять возможные потери энергоресурсов;
  • определение использованной энергии для учета с коммерческой целью;
  • методическое пособие по учету тепла;
  • иные положения постановления, касаемые в том числе учета теплоэнергии в многоквартирном доме в 2019.

Цели организации коммерческого учета тепловой энергии в 2021 году:

  • организация расчета между поставщиками и потребителями тепловой энергии;
  • контролирование режимов работы теплового оборудования (ведение журнала, в котором будет отмечена каждая мелочь, в том числе и поломки и ремонты);
  • контролирование рационального использования тепла в многоквартирном доме;
  • распределение оплаты за тепло по справедливости (в более утепленном подъезде многоквартирного дома будет теплее, а значит платить меньше, чем те, в которых подъезды «топят улицу»);
  • стимуляция потребителей к экономии;
  • переход ответственности и обслуживания общедомового имущества от ЖКХ к собственникам;
  • организация документооборота относительно учета тепловой энергии и теплоносителя (например, ведение журнала) в 2019 году.

Более подробно с правилами учета тепла можно ознакомиться более тщательно изучив постановление. Или обратившись с вопросом к консультантам.

Журнал учета тепла в многоквартирном доме в 2019

Постановление 1034: правила и методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии согласно ПП, требования Правительства к приборам в многоквартирных домах

Вышеуказанные правила предусматривают обязательное ведение журнала учета поставляемого тепла в многоквартирном доме. Показания снимать необходимо каждый день в одинаковое время. Согласно приложению постановления 1034 в 2019 году лицевая сторона данного документа отражает данные абонента (потребителя):

  • название;
  • абонентский номер;
  • адрес;
  • данные ответственного лица;
  • номер телефона;
  • коэффициенты, используемые для перерасчетов;
  • дата начала и завершения ведения журнала.

Журнал учета тепла в доме должен содержать следующую информацию:

  • дату снятия показаний;
  • время снятия показаний;
  • объем (количество) поставляемого тепла;
  • вес теплоносителя по подающей трубе;
  • вес теплоносителя по обратке;
  • температура по подающей трубе;
  • температура по обратке;
  • таймер.

Страницы журнала должны иметь порядковые номера. Сам документ в обязательном порядке прошнуровывается и опечатывается, чтобы избежать подмены записей или потери листочков.

Также, в журнале, в обязательном порядке указываются все возможные неполадки и проблемы, возникшие с теплоносителем или счетчиком. Потребитель в течение суток обязан уведомить о поломке сотрудников Госэнергонадзора.

В конце месяца потребитель предоставляет копию журнала и показания приборов, контролирующих параметры теплоносителя в организацию, которая занимается снабжением тепловой энергии.

Сложности установки и использования прибора учета в 2019

Постановление 1034: правила и методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии согласно ПП, требования Правительства к приборам в многоквартирных домах

Несмотря на то, что правительство вроде как заботиться о своих гражданах, сложностей с нововведениями избежать не удастся. Особенно на первых порах, пока обычные люди будут вникать и пытаться понять, что в законе изменилось и зачем им это нужно. Давайте, сначала, перечислим основные сложности, которые ожидают собственников жилой площади в многоквартирном доме в 2019.

  • оплата общедомовых счетчиков и стоимость их установочных работ ложиться на плечи потребителя;
  • выплата доли жильцов, занимающих коммунальные квадратные метры, будет произведена от муниципалитета;
  • в счет за жилье будет включен пункт оплаты ремонта счетчика (независимо от того, ломался он или нет);
  • УК, которая ежемесячно должна платить за использованное тепло, чтобы не оставить весь дом без отопления, может распределить долю неплательщиков на добросовестных потребителей. Это, конечно, незаконно, но такие случаи уже были;
  • закон не говорит о том, что делать, если в работе счетчика будут перебои, как рассчитывать оплату? Наиболее вероятно, что ЖКХ или УК решит явно не в пользу потребителей, а будет действовать в своих интересах.

А теперь давайте более подробно разберем каждый пункт. Стоимость указанных в первом пункте перечня приборов и их обслуживание выйдет ой как недешево. По примерным расчетам эта сумма будет не меньше 150 000 рублей. Жителям коммунальных квартир вроде бы и проще, муниципалитет возьмет расходы на себя.

Но ведь мы понимаем, что бюджет не резиновый и дополнительные затраты в нем вряд ли были заложены заранее. Значит, придется экономить на всем подряд. В том числе и на капитальных и текущих ремонтах. А вот владельцы приватизированных квартир свою долю будут выплачивать самостоятельно.

И не факт, что каждому данная сумма будет по карману.

Радует одно, в домах под снос и в малоквартирниках, где стоимость установки приборов учета превысит полугодовую оплату за теплоэнергию, ничего устанавливать не будут. В общем, явно полезный совет, который можно дать потребителям – в случае возникновения проблем, обращайтесь сразу за советом к опытным юристам. Это можно сделать через форму обратной связи на нашем сайте бесплатно.

юрист Симакина Елена Николаевна

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя

15.02.2016 В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установка узлов учета тепла является обязательным шагом по обеспечению энергосберегающих мероприятий.

Какие преимущества получают при этом потребители?

Учет тепла, прежде всего, выгоден для потребителей, так как его расход по нормативам может превышать фактический и, в зависимости от состояния системы отопления, экономия может достигать до 40%.

Ощутимую выгоду можно также извлечь при использовании теплового узла учета в качестве общедомового счетчика — жильцы дома смогут экономить на оплате за потребление тепловой энергии. Общедомовой счетчик рассчитывает общий объем потребления тепла, вычисляя среднее значение на квартиру в многоэтажном жилом доме, а также поможет определить величину теплопотерь для системы отопления.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее, Правила). Данные Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:

  • а) требования к приборам учета;
  • б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;
  • в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);
  • г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
  • Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
  • Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:
  • а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;
  • б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
  • в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;
  • г) документирования параметров теплоносителя — массы (объема), температуры и давления.
Читайте также:  Выплаты многодетным семьям вместо земли: размер, условия получения и порядок оформления

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее — договор) не определена иная точка учета. Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу названных Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.

По истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета. Теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных Правилами.

  1. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
  2. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.
  3. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями Правил, включает:
  4. а) получение технических условий на проектирование узла учета;
  5. б) проектирование и установку приборов учета;
  6. в) ввод в эксплуатацию узла учета;
  7. г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
  8. д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
  9. Поскольку коммерческий учет осуществляется с помощью прибора учета, в вышеуказанных Правилах определены требования к устанавливаемым узлам учета тепловой энергии:

Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара.

Теплосчетчики снабжаются стандартными промышленными протоколами и могут быть снабжены интерфейсами, позволяющими организовать дистанционный сбор данных в автоматическом (автоматизированном) режиме. Эти подключения не должны влиять на метрологические характеристики теплосчетчика.

В случае если данные, определенные дистанционно, и данные, считанные непосредственно с теплосчетчика, не совпадают, базой для определения суммы оплаты служат данные, считанные непосредственно с теплосчетчика.

Конструкция теплосчетчиков и приборов учета, входящих в состав теплосчетчиков, обеспечивает ограничение доступа к их частям в целях предотвращения несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений.

В теплосчетчиках допускается коррекция внутренних часов вычислителя без вскрытия пломб.

Вычислитель теплосчетчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора.

Данные архива выводятся на дисплей прибора и (или) компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения должны фиксироваться в архиве.

  • Для источника тепловой энергии проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований данных Правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения.
  • Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании:
  • а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя;
  • б) требований Правил;
  • в) технической документации на приборы учета и средства измерений.

Теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.

В случае если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных настоящими Правилами, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с настоящими Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.

Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

Потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям п. 44 Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений).

В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.

Теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия п. 44 Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

  1. Для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета (далее — комиссия) в следующем составе:
  2. а) представитель владельца источника тепловой энергии;
  3. б) представитель смежной теплосетевой организации;
  4. в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.
  5. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии:
  6. а) принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии;
  7. б) акты разграничения балансовой принадлежности;
  8. в) проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном настоящими Правилами;
  9. г) заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики;
  10. д) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
  11. е) формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы);
  12. ж) смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя;
  13. з) ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток.
  14. При вводе узла учета в эксплуатацию проверяется:
  15. а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;
  16. б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;
  17. в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;
  18. г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.

При вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации — владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.

Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

В случае выявления несоответствия узла учета положениям Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.

Перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном п.п. 53-59 Правил.

По вопросам организации учета тепловой энергии и получении информации о технической возможности установки узлов учета тепловой энергии жители района могут обратиться в ресурсоснабжающие организации:

1. В населенных пунктах: п. Сибирский, п. Луговской, п. Выкатной, д. Цингалы, д. Батово, д. Ярки, д. Шапша, п. Кирпичный, д. Белогорье, д. Троица — МП «ЖЭК-3», адрес офиса:

г. Ханты-Мансийск, ул. Боровая, д.9, телефон приемной 8(3467) 318854;318855;318856. Директор Петрищев Виталий Николаевич.

Читайте также:  Как получить льготы студентам очной формы обучения в 2023 году

2. В населенных пунктах: п. Гоноправдинск, п. Бобровский – МП «Комплекс плюс», адрес офиса:

п. Горноправдинск ул. Геологов д.5, телефон приемной 8(3467) 37-47-00, директор – Бабюк Иван Васильевич.

Применение пункта 100 Правил 1034

Довольно широко в России распространена практика расчета объема горячего водоснабжения, потребленного из открытой системы теплоснабжения, путем определения разницы между объемом теплоносителя, поступившим в подающий трубопровод, и объемом, возвращенным в обратный трубопровод. Попробуем разобраться, насколько верным является такой метод расчета.

О случаях применения пункта 100 Правил 1034

Пункт 100 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее — Правила 1034) устанавливает дополнительные параметры, подлежащие определению в открытых системах теплопотребления.

Параметры, подлежащие определению в открытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и тепловой энергии и теплоносителя, утверждены пунктами 97 и 100 Правил 1034.

При этом пункт 97 утверждает параметры, подлежащие определению как в открытой, так и в закрытой системах теплоснабжения, а пункт 100 утверждает параметры, которые подлежат определению только в открытых системах дополнительно к параметрам, перечисленным в пункте 97.

Употребление слова «дополнительно» в пункте 100 Правил 1034 не означает необязательность определения перечисленных в данной норме параметров, а, наоборот — указывает на обязательность определения этих параметров дополнительно к параметрам, перечисленным в пункте 97 Правил 1034, которые также обязательны к определению в открытой системе теплоснабжения.

Таким образом, в открытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
1) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (п.

97 Правил 1034);
2) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час (п.97 Правил 1034);
3) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (п.

97 Правил 1034);
4) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения (п.100 Правил 1034);

5) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (п.100 Правил 1034).

О применении в расчетах объема потребления теплоэнергии массы теплоносителя

Пункт 3 ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 утверждает: «Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить в 2-недельный срок методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».

В соответствии с приведенной нормой Минстрой России приказом от 17.03.2014 № 99/пр утвердил Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее — Методика).

Согласно пункту 2 Правил 1034 «Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — методика)».

Согласно формулам, утвержденным Методикой, применению в расчетах в качестве количественной характеристики подлежит именно масса теплоносителя как физическая величина, не подлежащая изменению под воздействием внешних факторов. Необходимо обратить внимание, что объем теплоносителя изменяется под воздействием таких факторов как температура и давление.

При повышении температуры плотность теплоносителя снижается, что приводит к увеличению объема при неизменном количестве (массе) теплоносителя. При повышении давления плотность теплоносителя возрастает, что приводит к уменьшению объема при неизменном количестве (массе) теплоносителя.

Вместе с тем, масса теплоносителя остается постоянной при изменении таких параметров, как давление или температура.

Важно отметить, что на различных участках систем теплоснабжения многоквартирных домов (далее — МКД) такие параметры как температура теплоносителя и давление в системе различны.

Температура теплоносителя в подающем трубопроводе всегда выше, чем температура теплоносителя в обратном трубопроводе — именно отдача тепла теплоносителем в атмосферу помещений МКД является сутью коммунальной услуги по отоплению. Снижение теплосодержания теплоносителя при его прохождении через систему отопления влечет за собой снижение температуры теплоносителя.

Давление в подающем трубопроводе всегда выше, чем в обратном трубопроводе. Движение теплоносителя в системе осуществляется именно за счет разницы в давлении. Происходит такое движение всегда из зоны более высокого давления в направлении зон более низкого давления.

Поскольку температура теплоносителя и давление в системе на различных участках системы различны, а указанные параметры влияют на объем теплоносителя при неизменной массе теплоносителя, применение в расчетах количества потребленной теплоэнергии такого параметра как объем теплоносителя (в куб.метрах) недопустимо. Для корректного расчета в обязательном порядке применяется именно масса теплоносителя (в кг или т).

Указание в пунктах 97 и 100 Правил 1034, что определению подлежат «масса (объем) теплоносителя», связано с тем, что различные приборы учета могут измерять различные параметры — либо массу, либо объем.

При этом тепловычислитель приборов учета, измеряющих объем теплоносителя, производит дополнительные вычисления, рассчитывая массу теплоносителя, исходя из измеренных объема и температуры теплоносителя и давления в системе в точке замера.

Непосредственно при расчете объема потребления тепловой энергии тепловычислители любых типов приборов учета используют массу теплоносителя — или непосредственно измеренную, или рассчитанную исходя из измеренных объема, температуры и давления.

О расчете объема теплоносителя, потребленного на цели ГВС из открытой системы теплоснабжения, путем определения разности объемов поступившего в систему и возвращенного из системы теплоносителя

Как указано ранее, при расчетах количества теплоносителя необходимо применять массу теплоносителя, а не его объем. Величина, равная разности между объемом теплоносителя, поступившего в подающий трубопровод, и объемом теплоносителя, возвращенного в обратный трубопровод, не имеет никакого физического смысла.

Температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе различна, в связи с чем разность объемов теплоносителя, прошедших через указанные трубопроводы, не может считаться количеством теплоносителя, каким-либо образом затраченным в системе, в том числе не может считаться объемом, израсходованным на водоразбор на нужды ГВС, либо утраченным вследствие утечек теплоносителя из системы.

В связи с тем, что теплоноситель в подающем трубопроводе имеет более высокую температуру и, как следствие, меньшую плотность, чем теплоноситель в обратном трубопроводе, разность между объемом теплоносителя, поступившим в систему теплоснабжения, и объемом, возвращенным из системы теплоснабжения, всегда будет больше нуля. Положительная разность будет даже при нулевом потреблении теплоносителя на нужды ГВС и при нулевых потерях теплоносителя в системе, поскольку при прохождении теплоносителя через систему отопления его температура снижается (вода остывает), что приводит к уменьшению объема теплоносителя.

  • Таким образом, расчет объема ГВС путем вычитания из объема поступившего в систему теплоносителя объема теплоносителя, возвращенного из систему, является некорректным.
  • Ни Правила 1034, ни Методика, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не предусматривают порядка расчета объема ГВС путем определения разности объемов теплоносителя на входе и выходе открытой системы теплоснабжения.
  • Более того, пункт 100 Правил 1034 прямо устанавливает, что масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения при открытой системе теплоснабжения определяется дополнительно, то есть измеряется отдельно от измерений, проведенных на подающем и обратном трубопроводах.

Выводы

Определение объема теплоносителя, потребленного из открытой системы теплоснабжения на водоразбор в виде горячего водоснабжения, путем определения разницы между объемами теплоносителя, поступившим в подающий трубопровод и возвращенным в обратный трубопровод, не основано на законе. Результат применения указанного метода расчета некорректный, не отражающий реальный объем потребления теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.

Для получения дополнительных разъяснений по указанному вопросу АКАТО 13 ноября 2017 года направил запрос в Минстрой России. Ответ Минстроя будет опубликован на сайте АКАТО.