На какие доходы не может быть обращено взыскание
Поправки вносятся в Закон «Об исполнительном производстве». Их авторами выступила группа депутатов от фракции «Единая Россия» во главе с заместителем Председателя ГД Сергеем Неверовым.
«Принятия данного закона ждут люди. Он позволит защитить граждан», — говорил ранее Председатель ГД Вячеслав Володин.
«Закон гарантирует неприкосновенность имеющих социальное назначение доходов от обращения их к взысканию в ходе исполнительного производства», — заявил Председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Речь идет о таких социальных выплатах, как:
- пособия гражданам, имеющим детей;
- средства материнского (семейного) капитала;
- денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда здоровью;
- пенсии по случаю потери кормильца;
- компенсации жертвам техногенных катастроф;
- выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами;
- монетизированные льготы (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.)
И целый ряд других, они перечислены в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того, законом предлагается дополнить перечень доходов, на которые не может
быть обращено взыскание, включив в него пособия гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, — это выплаты по случаю утраты имущества, причинения вреда здоровью либо гибели граждан.
Как пояснял Вячеслав Володин, «запрет на исполнительное взыскание с выплат социального характера и ранее существовал в законодательстве. Но механизм был не совершенен — приставы и банки видели счет должника, но не видели, какие именно средства на него поступают».
Теперь социальные выплаты будут соответствующим образом маркироваться — в расчетных документах будет указываться соответствующий код вида дохода (порядок указания этого кода установит Банк России).
Также закон обязывает банки при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или наложении на них ареста учитывать требования норм, устанавливающих перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Такая же обязанность возлагается на судебного пристава-исполнителя при обращении им взыскания на наличные денежные средства должника, при этом должник обязан представить документы, подтверждающие наличие у него таких льготных выплат.
Закон должен вступить в силу с 1 июня 2020 года.
С выплат социального характера долги взыскивать не будут
Иллюстрация: Rebecca Zisser / Axios
Что случилось?
Президент России подписал Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
В чём суть документа?
В Закон об исполнительном производстве внесены поправки с целью исключения случаев обращения взыскания на соцвыплаты, в том числе с помощью введения обязанности для работодателей и иных лиц, выплачивающих денежные средства, помечать такие соцвыплаты.
Зачем потребовались такие поправки?
Поправки приняты с целью защиты прав граждан и исключения возможности обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера.
Подобные выплаты и сейчас формально защищены от взыскания ст. 101 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Однако по причине того, что судебному приставу-исполнителю и банку изначально не известны источники поступления денежных средств на банковский счёт должника и их назначение, в процессе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращается на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание.
Поправка потребовалась для того, чтобы приставы и банки могли отличить, с каких доходов можно удержать долги.
Какие выплаты относятся к социальным?
В ст. 101 Закона об исполнительном производстве представлен внушительный перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание.
В частности, к ним относятся: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого здоровью, различные компенсационные и единовременные выплаты, алименты, выплаты в связи с рождением ребёнка, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пособия, в том числе пособия гражданам, имеющим детей, средства материнского капитала и другие.
Кроме того, поправками перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, дополнен денежными средствами, выделенными гражданам, пострадавшим в результате ЧС:
- в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости;
- в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинён вред различной степени тяжести.
Как приставы и банки узнают о социальном характере доходов?
Лица, выплачивающие на счёт должника в банке зарплату или иные доходы, на которые не может быть обращено взыскание, обязаны будут указывать в расчётном документе соответствующий код вида дохода.
Это позволит отличать денежные средства, защищённые «иммунитетом», от других средств, поступающих на счёт должника. Какой код и как именно нужно будет указывать, пока непонятно.
Порядок утвердит Банк России.
Что ещё принёс Закон?
Если кратко — должникам будет сложнее спрятать деньги. Судебный пристав сможет получить сведения о любых видах банковских счетов должника: номера счетов, информацию о количестве и движении денег в рублях и иностранной валюте.
Пока можно получить информацию только по расчетным счетам.
Кроме того, поправками предусмотрено, что в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель сможет запрашивать у налоговых органов и банков любые сведения для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
Когда Закон № 12-ФЗ вступает в силу?
Документ вступит в силу 1 июня 2020 года.
- Как защититься во время совместных проверок полиции и налоговиков
С каких выплат по линии пфр не может быть удержаний
С каких видов выплат по линии ПФР могут производиться взыскания задолженности, а с каких нет.
В связи с поступающими от жителей региона обращениями по вопросам удержаний из пенсий и (или) иных выплат Отделение ПФР по Новосибирской области информирует, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством удержания из пенсии производятся по месту жительства пенсионера территориальным органом ПФР, осуществляющим его пенсионное обеспечение, на основании:
- исполнительных документов;
- решений территориальных органов ПФР о взыскании из пенсий;
- решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
- Удержания в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, производятся территориальными органами в соответствии с Законом* со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя.
- Удержания производятся до погашения долга в полном объеме или до отзыва исполнительного документа по заявлению взыскателя, или по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.
- Обязанность уведомлять должника о том, что из его пенсии будут произведены удержания на органы ПФР законом не возложена, как и получение согласия должника на осуществление удержаний.
- Взыскание по исполнительным документам обращается на все виды доходов должника-пенсионера, за исключением:
- пенсии по случаю потери кормильца;
- средств материнского капитала;
- ежемесячных денежных выплат;
- суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе и сопровождающего лица);
- социального пособия на погребение;
- компенсационных выплат в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
Помимо этого взыскания не распространяются на выплаты, являющихся мерами поддержки для семей с детьми (ежемесячные выплаты в размере 5 тыс. руб. на детей до 3 лет и единовременные выплаты в размере 10 тыс. руб. на детей от 3 до 16 лет).
Также с 1 июня 2020 года в связи с внесением изменений в законодательство предусматривают пополнение перечня доходов, на которые не может быть обращено взыскание – это денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.
Напоминаем, что по всем вопросам, связанным с удержаниями из пенсий, производимыми по постановлениям судебных приставов-исполнителей, гражданам необходимо обращаться в Службу судебных приставов по месту жительства.
*Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Федеральный закон от 29 июня 2021 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в "статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Статья 1
Абзац восьмой части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2005, N 1, ст. 20; N 30, ст. 3104; 2007, N 41, ст. 4845; 2009, N 7, ст. 771; 2020, N 48, ст.
7631; 2021, N 18, ст.
3050) дополнить словами «, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 1, ст. 14; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4573; N 49, ст. 7014, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 14, ст. 1657; N 51, ст.
6699; N 52, ст. 7006; 2014, N 11, ст. 1099; N 19, ст. 2331; N 52, ст. 7543; 2015, N 10, ст. 1411, 1427; N 48, ст. 6706; 2016, N 1, ст. 13, 45, 64; N 11, ст. 1493; 2017, N 22, ст. 3070; N 31, ст. 4761; N 47, ст. 6847; 2019, N 8, ст. 715; N 10, ст. 894; N 31, ст. 4446; N 46, ст. 6421; 2021, N 1, ст.
34) следующие изменения:
- 1) пункт 4 статьи 4 дополнить словами «, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)»;
- 2) часть 141 статьи 30 дополнить предложением следующего содержания: «Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.»;
- 3) статью 69 дополнить частями 51 и 52 следующего содержания:
«51.
Должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода. В заявлении должника-гражданина указываются:
- 1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;
- 2) реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);
- 3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении.
52.
При наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, должник-гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).»;
4) статью 70 дополнить частью 53 следующего содержания:
«53.
Банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;
5) часть 31 статьи 81 изложить в следующей редакции:
«31.
В целях обеспечения сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), а также в случае, если должник-гражданин является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.»;
6) в статье 99:
а) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11.
В случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;
б) дополнить частью 31 следующего содержания:
«31.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 11 настоящей статьи, не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.».
- Статья 3
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2022 года.
- Президент Российской Федерации В. Путин
Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:
Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству.
Так, например, взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; компенсацию проезда, приобретения лекарств; алименты, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; пенсии по случаю потери кормильца; средства материнского (семейного) капитала и другие.
Вместе с тем, на практике ни судебные приставы-исполнители, ни банки не проверяют назначение поступающих на счет должника денежных средств, и неправомерное списание прекращается лишь в случае занятия активной позиции по отстаиванию своих прав гражданина.
После вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о розыске счетов, принадлежащих должнику, и обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в пределах общей суммы долга, направления постановления в банк, указанное постановление принимается банком к незамедлительному исполнению (ч. 3 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 27 Федерального закона от 02.12.
1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» определено, что взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что банк обязан исполнять постановления судебного пристава-исполнителя.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 8 ст.
70 ФЗ «Об исполнительном производстве» не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
К таким случаям согласно Определению Верховного Суда РФ от 13.03.2018 № 6-КГ18-4, в частности, относятся случаи невозможности обращения взыскания на определенные виды доходов (ч. 1 ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Таким образом, именно на банки возложена обязанность проверки денежных средств на предмет возможности их отнесения к категориям доходов, указанным в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Одновременно Верховным судом РФ разъяснено, что обязанность по выяснению назначения поступающих на расчетный счет в банке денежных средств должника до 01.07.2014 лежала на судебных приставах-исполнителях (в соответствии с положениями ч. 9 ст. 69, п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах»).
Прокуратура Советского района
Об имуществе, на которое не может быть обращено взыскание при банкротстве гражданина
Об имуществе, на которое не может быть обращено взыскание при банкротстве гражданина
В силу пункта 1 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002г.
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закона о банкротстве) все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного п.3 настоящей статьи.
С учетом особенностей рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов; общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей (пункт 2 статья 213.25 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
- Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.
- Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
- — жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в названном абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
- — земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
- — предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
- — имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
- — используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
- — семена, необходимые для очередного посева;
- — продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
- — топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
- — средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
- — призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 456-О разъяснено, что положения ст.
446 ГПК РФ, запрещающие обращать взыскание не на любое принадлежащее должнику жилое помещение, а лишь на то, которое является для него единственным пригодным для проживания, направлены на защиту конституционного права на жилище не только самого должника, но и членов его семьи, в том числе находящихся на его иждивении несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, а также на обеспечение охраны государством достоинства личности, как того требует статья 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, условий нормального существования и гарантий социально-экономических прав в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.10.
1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. По общему правилу статьи 4 этого Закона величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально (пункт 1); эта величина в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.
2015 № 45 план реструктуризации долгов должен предусматривать для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средства для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации.
Таким образом, иные денежные средства, за исключением средств для проживания должника в размере не менее величины прожиточного минимума, и средств, необходимых на содержание иждивенцев должника, должны сохраняться в конкурсной массе и направляться на погашение требований кредиторов.
Размер прожиточного минимума РСО-Алания за III квартал 2016 года установлен постановлением Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 16.11.2016г. №396 и составляет для трудоспособного населения — 9214 руб., для пенсионеров – 7031 руб.
Тем самым, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Опубликован Порядок расчета суммы средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест
Минюст опубликовал Приказ от 27 декабря 2019 г. № 330 об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 Закона об исполнительном производстве.
Указывается, что документ разработан в целях регламентации процедуры расчета банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов граждан, суммы денежных средств на счете должника-гражданина, на которую может быть обращено взыскание и наложен арест.
Отмечается, что расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется банком или иной кредитной организацией в соответствии с кодами вида доходов, указываемыми в порядке, установленном Банком России, и с учетом сумм, взыскиваемых по исполнительным документам и указанных лицом, выплачивающим зарплату и (или) иные доходы, в соответствии с ч. 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве в распоряжении о переводе денежных средств.
Согласно Порядку, при наличии нескольких счетов расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется отдельно по каждому счету. В случае наличия у гражданина совместного счета с другими лицами расчет осуществляется отдельно по каждому лицу.
В Порядке закрепляется, какие доходы и денежные средства включаются в расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, а какие не включаются. Например, в расчет включаются денежные средства, не являющиеся доходами, в отношении которых ст.
99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания и на которые в соответствии со ст. 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание. Не включаются в расчет суммы доходы, на которые в соответствии с ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание.
Исключение составляют деньги, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, и компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наличия в исполнительном документе требований по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
Кроме того, в документе указывается очередность списания денежных средств.
В комментарии «АГ» заведующий филиалом «Центральный» КА «Московский юридический центр», адвокат Сергей Смищенко указал, что данный Порядок подчеркивает, что банк либо иная кредитная организация не просто исполняет постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании и аресте, а производит расчет суммы в соответствии с кодами вида доходов. «В моей практике возникали ситуации, когда банк, совершенно без какого-либо анализа, исполняя постановление судебного пристава-исполнителя, списывал средства со счета гражданина», – рассказал он.
Адвокат считает, что Порядок положительно повлияет на соблюдение банками и кредитными организациями Закона об исполнительном производстве и исключит включение в расчет суммы денежных средств, подлежащих взысканию (аресту), средств, на которые взыскание не может быть обращено.
Сергей Смищенко указал на закрепление положения о том, что сумма последнего периодического платежа, составляющего 50% и более от зарплаты и иных доходов, не включается в расчет суммы денежных средств, подлежащих взысканию (аресту). «Минюст России, по сути, укрепил права граждан на неприкосновенность социально значимых и необходимых доходов граждан», – заключил адвокат.
Учредитель юридической фирмы «БИЭЛ» Лариса Рябченко назвала Порядок полезным, поскольку он сразу становится обязательным для судебных приставов-исполнителей. Кроме того, указала она, документ изменяет и отменяет ряд положений ст.
101 Закона об исполнительном производстве. «Я считаю, что снятие ограничений на ряд защищенных видов доходов и компенсаций будет на пользу взыскателям.
Это также будет способствовать повышению уровня исполняемости судебных актов», – посчитала Лариса Рябченко.
По ее мнению, отмена защиты денежных средств, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью, компенсационных выплат из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиации и техногенных катастроф, если взыскиваются алименты на несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, совершенно правильна. Юрист отметила, что лица, у которых в принудительном порядке взыскиваются алименты, склонны скрывать доходы и уклоняться от обязанностей, оставляя на счету только те средства, на которые в соответствии со ст. 101 Закона об исполнительном производстве не могло быть обращено взыскание.
«Недостатком Порядка считаю изменение федерального закона документом, имеющим существенно меньшую правовую силу.
Если Минюст считает правильным установление данного Порядка, то он может внести соответствующую законодательную инициативу.
В ином случае суды будут находиться в затруднительном положении при рассмотрении жалобы на действия судебных приставов в порядке административного судопроизводства», – посчитала Лариса Рябченко.
С 1 июня – изменения в законодательстве, направленные на защиту соцвыплат от взысканий
1 июня вступили в силу изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 г.
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»(далее – Закон № 229-ФЗ), цель которых – исключить возможность обращения взыскания, наложения ареста в рамках исполнительного производства на выплаты социального характера (Федеральный закон от 21 февраля 2019 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
Как поясняли разработчики поправок, хотя подобные выплаты и так формально защищены Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»(в частности, ст.
101) от взыскания, на практике такие ситуации все-таки случаются.
Главным образом это происходит из-за того, что приставам и банкам не известны источники поступления денежных средств на банковский счет должника и их назначение.
В связи с этим в Законе № 229-ФЗ теперь закреплена обязанность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих обслуживание счетов должника, при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или об их аресте соблюдать требования ст. 99 и ст. 101 этого закона.
Напомним, что ст. 99 Закона № 229-ФЗ предусмотрено ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, а ст. 101 – виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (алименты, средства материнского капитала, различные единовременные и компенсационные выплаты, социальные пособия и т.д.).
Обеспечивать соблюдение указанных требований (т.е. отличать денежные средства, защищенные «иммунитетом», от других средств, поступающих на счет должника) банки будут на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.
Соответственно, c 1 июня 2020 года лица, выплачивающие гражданину-должнику зарплату или иные доходы, в отношении которых ст. 99 Закона № 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст.
101 этого закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий кода вида дохода. Порядок указания кодов установлен Банком России.
Подробнее об этом (с примерами заполнения платежного поручения ) рассказываем здесь.
Помимо этого лица, выплачивающие должнику зарплату или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, теперь обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу. О том, как это сделать, читайте здесь.
В свою очередь банк (иная кредитная организация), осуществляющий обслуживание счетов должника-получателя денежных средств, защищенных «иммунитетом», должен произвести расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест. Порядок расчета установлен Минюстом России.
Им, в частности предусмотрено, что при наличии нескольких счетов гражданина расчет должен осуществляться отдельно по каждому счету, а в случае, если счет открыт нескольким лицам (совместный счет), расчет должен производиться отдельно по каждому лицу. Определено, какие суммы включаются в расчет, а какие – нет.
Установлена очередность учитываемых при расчете сумм.
Также с 1 июня 2020 г.
предусмотрена необходимость учитывать перечень доходов, на которые нельзя обратить взыскание, и при изъятии наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, обнаруженных у должника.
При этом должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 Закона № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание.
Кроме того, предусмотрено, что в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов помимо сведений, указанных в ч. 9 ст. 69 Закона № 229-ФЗ, иные сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
И еще одно изменение – к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, теперь относятся также денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате ЧС:
- в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости
- и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинен вред различной степени тяжести.