Посещение школы полного дня
Запросы родителей, отдающих своих детей в школы, вне зависимости от времени и от обстоятельств, одни и те же: ребёнок должен быть накормлен, научен, воспитан и здоров.
Безусловно, сегодняшняя ситуация, когда родители пропадают на работе, ничего не изменила.
Во времена моего детства существовала «продлёнка», куда не все хотели ходить, но где всегда было интересно (простите за субъективность воспоминаний, может быть несколько идеализированных).
Уже на протяжении ряда лет разговоры о возврате этой части образовательного процесса снова ведутся. Не в плане «быть или не быть». Это очевидно. Обсуждаются различные модели: какой быть.
«Бумажная модель» всегда будет отличаться от сугубо практической, реальной. И тут важно не пальцем указать, не ссылаться на методические, психологические, законодательные рекомендации и инструкции, а реально помочь. Делом.
Практическим советом. И да, от финансовой помощи тоже сегодня никто не откажется… Сразу отбрасываю скепсис: не от родителей. Хотя заказчиками образования в большей части выступают именно они.
Они и формируют те самые «общественные запросы».
И вот такая школа — полного дня — под названием «Алгоритм успеха» появляется в микрорайоне «Улитка» близ Белгорода. В сельской местности, но почти в «шаговой доступности» даже для жителей города. Автобусы ходят через каждые 20 минут, время в пути минут 7-10 от конечной городской остановки. Почти рядом.
«Алгоритм успеха». Фото с сайта школы
Нам скоро 2 года. За это время мы и апробируем свою модель школы полного дня, учитывая и всевозможные риски. Получается? Пожалуй, не буду кривить душой и скажу не всегда. Однако всё может получиться только у тех, кто ничего не делает.
Поэтому и у нас есть свои трудности, которые мы преодолеваем. И говорить об этих трудностях тоже не всегда легко. Все знают: каждый кулик своё болото хвалит.
Постараюсь всё же обойтись без хвалебной патетики, дабы не уличили меня в том, что я мелкая болотная птица… Хотя, пусть говорят.
Какие плюсы от школы полного дня?
1. Ребёнок находится в школе почти полный день
В нашем случае от зарядки в 8.30 до 18.00. Под присмотром учителей и других наставников: воспитателей, тренеров. Действует пропускная охранная система. В случае необходимости родителям обязательно звонят.
В течение учебного времени ребёнок может покинуть школу только по согласованию с родителями.
Это может быть заявление, переданное ими через ребёнка, доставленное лично или личная просьба самого законного представителя, непосредственно приехавшего за ребёнком.
2. Нелинейное расписание
В течение учебного дня уроки и различные дополнительные занятия чередуются. Есть большие перемены по 30-40 минут, в течение которых дети отдыхают, гуляют на улице, кушают. Естественно, вместе с классными руководителями или в их отсутствие с воспитателями. Если погода на улице не позволяет, то в школе всегда можно найти место для общения, отдыха и игры.
Большие рекреации с диванчиками и кушетками, интернет-кафе, соляная комната, громадный спортивный зал, холлы, в которых есть и ростовые шахматы, и теннисные столы.
Безусловно, сейчас наша задача и состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться рационально использовать своё время в школе так, чтобы не переутомляться, совмещать приятное с полезным, чередовать учёбу и отдых.
3. Режим дня
Во многом он полностью зависит от самого школьника и его родителей, но контролируется учителем, классным руководителем, воспитателем, тренером.
Создаётся карта образовательного маршрута, по которой видно, чем ребёнок должен заниматься и где находиться в то или иное время школьного дня.
Всегда есть возможность скорректировать этот режим, если ребёнок во второй половине дня уже занимается в каком-либо другом учреждении дополнительного образования.
Риск выполнения данного режима есть. Он напрямую связан только с установками самого ученика: выполнять или не выполнять.
Однако, если школьник сам в начале года заявил об этой траектории, родители с ней ознакомились, не было корректировки, то эту установку надо выполнять: хочешь или не хочешь.
Есть, конечно, дети, которые пытаются обойти свой маршрут, сократить время пребывания на занятиях. Ищут предлоги (не без участия их родителей, конечно) уйти раньше. Как правило, такая их деятельность ведёт к одному: им тяжелее становится учиться.
Но есть и другой результат, который радует: на второй год работы в «Алгоритме Успеха» появились дети, которым мало того времени в школе, что установлено режимом. Их успехи уже очевидны. Мотивация таких школьников внутренняя и почти не обусловлена «крутостью» школы.
4. Трёхразовое питание по принципу «шведского стола»
Есть выбор первого, гарнира, салата, фруктов и прочего, что позволяет организовать режим питания школьника. Завтрак, обед, полдник. Стоит добавить, что если у ребёнка есть какие-то медицинские рекомендации к пище, то они, безусловно, выполняются. Например, к молоку или молочным продуктам. Всегда есть возможность их заменить.
Именно тут, в столовой, воспитывается и культура питания. Меньше упаковок от чипсов, сухариков, бутылок с различными напитками остаётся в конце дня в мусорной корзине. Нет, они не исчезли. Но их стало гораздо меньше. И кстати, наше меню всегда можно найти на официальном сайте школы.
5. Время на самоподготовку
Во второй половине дня, после обеда школьник может выполнить не только домашние задания, но и найти время для работы над каким-либо проектом, выполнить, например, пропущенную контрольную работу или ещё что-то. В это время в школе всегда есть учителя.
Если работа вызывает затруднение, то можно подойти к учителю (любому!). Не обязательно к тому, кто у тебя ведёт предмет. Попросить помочь, проконсультировать. Кроме того, есть возможность получить такую же помощь по интересующему предмету у старшеклассников.
Те тоже не отказывают.
Рациональное использование времени – внутренняя мотивация школьника. Замечено, дети чаще стали обращаться во второй половине дня. Действуют по-разному. Иногда приходят группами, уточняют что-то для себя. Иные приходят с готовой работой и просят проверить и указать на недостатки.
Чаще уже сегодня другая ситуация видна: от класса приходит один человек, своеобразный «переговорщик», который скрупулёзно, детально выясняет у меня необходимую информацию, а потом доносит её до остальных. Приходят не всегда одни и те же. Результат интересный: они ещё и учатся учить, объяснять материал своим одноклассникам.
Естественно, это отражается и на освоении материала. В такие моменты всегда вспоминаю свои школьные годы с нашими «паровозами» — детьми, которые подтягивали «неудачников» по тем или иным предметам. Новое – это хорошо забытое старое? Опять же оговорюсь, такая возможность в нашей школе появилась, она есть.
К сожалению, не все ей пользуются. Но идеал и должен быть в какой-то мере недостижим.
6. Разнообразие внеурочной деятельности
Такие возможности позволяют детям (и родителям, конечно) сократить время на переезды от одного образовательного учреждения к другому. Безусловно, здание и материально-техническая база школы позволяют иметь такое большое разнообразие.
Фото сайта школы.
7. Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья
Такие дети учатся вместе с другими, отдыхают вместе с другими. Для них существует особый режим. Это очевидно. Не буду подробно останавливаться здесь, скажу одно: я тоже работаю с такими детьми.
Даже порой восхищаюсь их упорством в достижении целей. Ставлю в пример. Это интересные и удивительные дети, которых нельзя выделять.
К которым нельзя, на мой взгляд, относиться снисходительно, как к иным…
Это ещё не всё, о чём можно поговорить. Но, думаю, надо пока остановиться. Потому что чувствую, предвижу вопросы-вопросы-вопросы… И, безусловно, критические замечания наших читателей: педагогов, учителей, родителей. Задавайте, буду рад ответить.
Помните одно, я пришёл в эту школу осознанно. И если вы правильно прочитаете сей опус, то не стоит спрашивать: а как в такой школе работается учителям. Ответ у меня один: интенсивно.
Мне легче было работать в обычной школе, где уходят ученики после уроков и редко встретишь после обеда учителя. Но я не привык работать дома. Школа – место, где я в большей степени провожу своё время.
И мне эта школа подходит.
Модель школы полного дня: что это и в чем её преимущества
Главная Полезные статьи Модель школы полного дня: что это и в чем её преимущества
Бешеный ритм жизни диктует свои правила и неизбежно разлучает родителей со своим ребенком. Детский сад выручает работающих мам, так как чада проводят там практически весь день.
Однако со школой все не так просто – учебный день заканчивается рано, и родителям приходится думать, куда «пристроить» школьника, пока они на работе.
Порой такая безнадзорность пагубно сказывается на творческом и личностном развитии ребенка.
Современные условия жизни побудили создать совершенно новый формат школы – школу полного дня.
По сути, это золотая середина между «продленкой» и интернатом. Однако от известной многим «продленки» школа полного дня отличается тем, что учебный процесс может быть растянут на целый день, с перерывами на обед, отдых, прогулки, досуг и даже сон.
Нет, интернатом школу полного дня тоже не назовешь, ведь после занятий родители забирают своих детей домой, в отличие от интернатовцев, которые живут в учебном заведении. Так что ребенок проводит в такой школе большую часть суток, с 8 утра до 18 — 19 вечера.
Распорядок школы полного дня сформирован так, чтобы дети не уставали от бесконечных уроков. В расписании грамотно чередуются отдых, занятия, развлечение и развитие ребенка.
Как построен распорядок дня?
К примеру, с утра в расписании стоит литература, затем часть детей идет в театральную студию, часть на секцию по восточным единоборствам, далее урок географии, а после — прогулка и обед.
Затем школьники отправляются на английский. Для старшеклассников в такой школе предусмотрена профильная подготовка перед поступлением в ВУЗ.
Таким образом, стерта граница между учебой и внеурочными занятиями.
Чтобы детям было интересно проводить свой досуг, школа предоставляет широкий выбор кружков и секций: физкультурно-оздоровительные, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, научно-познавательные и другие.
Главное преимущество школы полного дня в том, что пока родители работают, дети находятся под присмотром. Они уверены в том, что их ребенок приготовил домашнее задание, посетил секции и кружки и находится в безопасности.
Школа полного дня объединяет детей с самыми разными способностями – и отличников, и двоечников. Педагоги проводят дополнительные занятия, учитывая индивидуальные особенности ребенка, в том числе состояние здоровья.
Особую роль такая школа может сыграть в жизни проблемного ребенка. Творческие клубы и секции, на которых дети общаются и отдыхают, могут помочь детям с дефицитом внимания или гиперактивностью найти друзей и поверить в себя.
Школа помогает детям избежать многих жизненных ошибок.
Однако при такой системе обучения возникает важный психологический момент: ребенку нелегко находиться целый день под «давящими» стенами школы.
Поэтому задача школы – создать теплую домашнюю атмосферу, чтобы для ребенка не было стрессом оставаться в ней на целый день. Он должен чувствовать себя в кругу друзей, а не под надзором преподавателей.
Поэтому в режим дня обязательно должны входить: прогулка, отдых, физически активная деятельность, а также индивидуальные и групповые развивающие занятия.
Модель школы полного дня – новшество, которое еще не «обкатано» до конца. Со временем будут выявляться недостатки, которые потребуют изменений, но ясно одно – такая школа не роскошь, а острая необходимость для современного общества.
Школа полного дня 25.09.2014
Группы дополнительного развития. Начальная школа ГДР «Первоклассник», «Часики», «Пятидневка», «Дневная»
- НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ОПИСАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ УСЛУГ
- ГРУППЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
- С 15 сентября 2014 г.
- ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 классов.
ГДР «Первоклассник» Группы работают ежедневно до 18.00. В группе не более 15 детей-первоклассников. За каждой группой закреплен индивидуальный педагог-воспитатель. Воспитатель согласно расписанию сопровождает детей в кружки, на прогулки, обед и полдник. Занятия проходят в кружках математики, развития речи, английского языка, информатики. С детьми работают педагоги начальной школы. Общее количество часов в неделю: 30 часов, включая 4,5 часа работы кружков дополнительного развития по направлениям: математика (1 час – 2 занятия по 30 мин.), развитие речи (1 час – 2 занятия по 30 мин.), английский язык (1 час – 2 занятия по 30 мин.), информатика (1 занятие – 30 мин.), современные танцы (1 час). Стоимость – 9 000 руб. (питание не входит в стоимость) | ГДР «Часики 1» Кружки по программе «Часики 1» работают ежедневно с 13.30 до 16.00. В кружках не более 15 детей-первоклассников.По окончании основных школьных занятий дети переходят в общую группу «Пятидневка» (25-30 детей) или родители забирают их и приводят к началу работы кружков. Занятия проходят в кружках математики, развития речи, английского языка, информатики. С детьми работают педагоги начальной школы. Общее количество часов в неделю: 4,5 часа работы кружков дополнительного развития по направлениям: математика (1 час – 2 занятия по 30 мин.), развитие речи (1 час – 2 занятия по 30 мин.), английский язык (1 час – 2 занятия по 30 мин.), информатика (1 занятие – 30 мин.), современные танцы (1 час). Пребывание ребенка в группе «Пятидневка» входит в общую стоимость оказываемых услуг и будет прописано в дополнительном соглашении к Договору по ГДР «Часики 1». Стоимость – 6 000 руб. (питание не входит в стоимость) |
Также по предварительной записи во второй половине дня дети могут посещать кружки по интересам (направлениям бюджетного дополнительного образования) — психология, ритмика, ОФП-спорт, изостудия. Посещение кружков по интересам предусмотрено расписанием и не включается в стоимость, т.к. является бюджетной услугой |
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 классов
ГДР «Часики» Кружки по программе «Часики» работают ежедневно с 13.30 до 16.00. В кружках не более 15 детей.По окончании основных школьных занятий дети переходят в общую группу «Пятидневка» (25-30 детей) или родители забирают их и приводят к началу работы кружков. Пребывание ребенка в группе «Пятидневка» входит в общую стоимость оказываемых услуг и будет прописано в дополнительном соглашении к Договору по ГДР «Часики»
математика (2 часа – 4 занятия по 30 мин.), русский язык (2 часа – 4 занятия по 30 мин.), английский язык (1 час – 2 занятия по 30 мин. По предварительной записи дети могут посещать занятия ОФП-спорт. Посещение кружка ОФП-спорт предусмотрено расписанием и не включается в стоимость, т.к. является бюджетной услугой. Стоимость – 6 000 руб. (питание не входит в стоимость) |
С октября 2014 г. для учащихся 1-4 классов
ГДР «ПЯТИДНЕВКА» Группы по программе «Пятидневка» работают ежедневно с 12.00 до 18.00. Общее количество часов в неделю: 30 часов. Стоимость – 4000 руб. | ГДР «ДНЕВНАЯ» Группы по программе «Дневная» работают ежедневно с 12.00 до 15.00. Общее количество часов в неделю: 15 часов. Стоимость – 2500 руб. |
В группе от 25 учащихся. Занятия по интересам имеют тематические направления и проходят согласно распорядку дня работы группы.
Для детей из социально-незащищенных семей посещение бесплатно.
БЛАНК ЗАЯВЛЕНИЯ (в приложенном файле)
Педагоги и психологи назвали плюсы и минусы школ полного дня
Школы полного дня являются востребованной у многих россиян образовательной структурой, поэтому задача по организации их работы имеет статус особо важной. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в ходе заседания президиума Госсовета по вопросам общего образования.
Действительно, продленка может стать большим подспорьем для родителей и благотворно сказаться на образовании и развитии самих детей. Однако надо понимать, что в данной системе есть и свои минусы.
Учитель начальных классов Яна Бурякова в беседе с 5-tv.ru постаралась учесть все преимущества и недостатки школ полного дня. По словам педагога, ни для кого не секрет, что вечно занятые взрослые порой просто не имеют возможности организовать ребенку после школы досуг и даже помочь ему с домашним заданием.
«Самое важное что после учебного времени дети будут находиться под присмотром специалистов. Родители, уставшие после работы, не в силах оказать помощь с домашним зданием, а преподаватель может не только помочь в этом деле, но и вовремя заметить пробел в какой-то области», — пояснила педагог.
Яна Буркова также отметила, что немаловажным фактором для здоровья и воспитания ребенка станет стабильный режим дня и питания, который продленка в состоянии обеспечить. К плюсам можно отнести и расширение возможностей для развития школьника.
- «Не у всех родителей есть возможность ездить по секциям и кружкам, а в такой школе ребенок не останется без дела, особенно если у детей будет выбор», — добавила она.
- 5-tv.ru
- Среди минусов педагог назвала долгое нахождение ребенка в одном и том же месте: без смены локации дети могут чувствовать себя словно взаперти.
«Постоянное времяпровождение в школе в одних и тех же стенах для учащегося может оказаться сложным на эмоциональном уровне. Здесь важно учесть смену видов деятельности и спокойную обстановку. Кроме того, есть сложность в правильном распределении мероприятий, что бы ребенок не утомился, и у него не возникла апатия к школе», — подчеркнула учитель.
В свою очередь детский психолог Наталья Искра пояснила, что продленка существенно упростит жизнь тем родителям, у которых нет «вторых рук», то есть бабушек и дедушек, с которыми можно было бы оставить детей после школы. Однако и тут нужно учитывать особенности детской психики.
«Ребенок, когда находится вне дома, он все равно испытывает определенное количество стресса, потому что его жизненное пространство в этот момент ему чужое. Дома мы (как взрослые, так и дети) можем прилечь или делать то, что мы хотим: свободно пойти попить, поесть. А в школе это, конечно, все подчинено некоторому расписанию, там намного меньше свободы», — уточнила эксперт.
Реакция ребенка, которому придется мириться с целым рядом неудобств в группе продленного дня, зависит во многом от его возраста.
«Чем младше ребенок, тем ему тяжелее.
Все это должно сопровождаться обязательно психологической поддержкой, которая могла бы, например, заключаться в том, чтобы в этих школах были классы или помещения для релаксации.
Или какие-то возможности для полусамостоятельной жизни, час отдыха, когда ребенок делает то, что он хочет, и только после этого переходит в другие структурированные занятия», — отметила психолог.
Ранее 5-tv.ru сообщал, что Путин поддержал идею ввести в школах традицию поднимать государственный флаг.
Школа полного дня. Кого нагрузят больше: учеников или учителей?
Школы в Белгородской области до 2021 года должны стать доброжелательными и перейти в режим работы с 8:00 до 18:00. Кто «пожертвует» свободным временем – учителя и (или) ученики?
В июле губернатору Белгородской области Евгению Савченко презентовали стратегию «Доброжелательная школа».
Идея прекрасная – вырастить из поколения Z созидательных юношей и девушек, которые могут не только «добыть» информацию, но и применить знания на практике.
Для них совместно со священнослужителями разработали кодекс доброжелательности, а ещё планируют новый режим работы школы и возрождение наставничества.
До 2021 года 40 % школ, гимназий и лицеев Белгородской области перейдут на новый режим работы: с 8:00 до 18:00. При этом школьник не будет обязан находиться всё это время в школе.
С одной стороны, родители, работающие в офисах, могут быть уверены, что их ребёнок в безопасности, поел и сделал домашнюю работу, а с другой – насколько легко и комфортно будет находиться ребёнку в школе целый день? А как же свободное время, а как же отдых и хобби?
Ещё во время презентации проекта говорилось, что стратегия долгосрочная, но итоги собираются подводить в 2021 году. Так, в текущем учебном году к проекту будут подключены 48 общеобразовательных учреждений, через год их станет уже сто, а в 2021-м – 248 из 551 (которые есть на сегодняшний день).
Первым делом школы переведут в первую смену. Сейчас в регионе вторая смена есть в 24 учебных заведениях.
Следующий шаг – создание комфортных условий для школьников. Поэтому за три года власти планируют отремонтировать 29 школ, 7 детских садов и 4 организации дополнительного образования. К 2025 году – 139 школ и 104 детсада. А к 2030-му − 309 школ и 204 садика.
Должны позаботиться и о местах активного и тихого отдыха в школах, зонах общения и самоподготовки. На особый контроль должно выйти создание благоприятной среды и для детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом сегодня лишь в 49 % школ есть доступная среда.
Что касается территории вокруг школ, то планируется разработка вариантов ландшафтного благоустройства таким образом, чтобы пространство стало удобным как для игр и занятий спортом, так и для прогулок.
Также предстоит оснастить и дооснастить учебные учреждения мебелью и оборудованием, в том числе компьютерами. Чтобы осовременить белгородские школы, необходимо закупить 2 833 компьютера.
Ещё 1 418 следует заменить, так как они устарели и «морально», и физически. Но пока это всё в планах.
Отдельная проблема − недостаточная компьютерная грамотность педагогов. И над решением этого вопроса также придётся работать.
Отметим, что сегодня в Белгородской области насчитывается 551 школа: 534 муниципальных организаций, 13 государственных и четыре негосударственные. В 49 % из них есть доступная среда.
Важный вопрос – питание. Если ребёнок проводит в школе целый день, то йогурт, бутерброд или яблоко – это не вариант. Питание должно быть горячим и не из контейнера, который ученик берёт с собой из дома.
Горячим питанием охвачено порядка 97 % школьников. В 2017 году эта цифра была значительно больше – 99,4 %, а в 2016 году – 99,5 %.
Ранее руководитель областного Роспотребнадзора Елена Оглезнева называла, что можно сделать сегодня, чтобы завтра школьники получали более качественную еду в столовой.
Мы ратуем за горячее питание. Перекус – это не есть хорошо, потому что сегодня, по сути, ребёнок восемь часов находится в школе, а это полноценный рабочий день взрослого человека. Он должен рационально питаться. У нас сегодня детей с избыточной массой тела очень много.
Это зависит от характера питания. Другое дело, что есть отказы от горячего питания, не все дети хотят есть ту еду, что дают в школе. Наша задача – совместно [со специалистами из] образования улучшить качество питания в школах.
Елена Оглезнева, руководитель управления Роспотребнадзора по Белгородской области
Очевидно, что улучшение качества питания скажется на стоимости обеда.
Чтобы решить эту проблемы, областные власти разработали проект «Фабрика социального питания». Его цель − обеспечить школьников и детсадовцев качественными, полноценными блюдами, приготовленными по современным технологиям. Анонсировали старт проекта в сентябре. Место «обкатки» идеи − Белгород и Старооскольский округ.
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко ратует за организацию питания в школах по принципу шведского стола. Об этом в частности он говорил на минувшем «августовском педсовете». Флагман в этом деле – школа «Алгоритм успеха», что находится в микрорайоне Улитка посёлка Дубовое в Белгородском районе.
Однако такая система может работать только в больших столовых, а столовые есть не в каждом учебном заведении. По данным департамента образования, в 2018 году таких школ было три.
С таким режимом пребывания школьника в учебном заведении непонятно, когда же и где мальчикам и девочкам заниматься спортом, музыкой или рисованием. Да, никто не обязан все 10 часов находиться в школе, но если родитель не может отвезти ученика начальной школы через полгорода в художественную или спортивную школу? Выход – занятия в тех секциях и кружках, что предлагает школа.
Что касается духовной составляющей, то здесь на помощь воспитанию детей из «эпохи цифрового тоталитаризма» придёт культурный норматив.
Он во всех школах области установит нормы посещений театров, музеев, библиотек, творческих студий и мастер-классов. Конечно же, эти услуги не будут бесплатными.
Например, в этом году абонемент на четыре концерта артистов Белгородской филармонии будут стоить родителю около 300 рублей.
Было анонсировано, что система дополнительного образования частично будет встроена в общее образование, чтобы ребёнок со школьной скамьи мог познакомиться с различными профессиями и выбрать увлечение по душе.
Раз ребёнок проводит в школе полноценный рабочий день, то логично, что в школе он и выполнит всё домашнее задание. Было бы хорошо и учебники оставить в школе, но пока нет индивидуальных шкафчиков (да и неизвестно, будут ли они вообще), рюкзак с тетрадями и книгами носить придётся.
Отметим, что расписание в школе полного дня нелинейное, то есть уроки будут чередоваться с прогулками, играми и другими видами досуга.
Известно, что проект предусматривает два часа неаудиторной нагрузки для работы учителя со слабоуспевающими и одарёнными школьниками, два часа консультаций учителей-предметников для обучающихся по выполнению письменных домашних заданий.
В школах областные власти намерены создать площадки, где ученики 9-11 классов могут проконсультироваться с учителями, чтобы подготовится к ОГЭ и ЕГЭ. Напомним, глава региона выступает «за» искоренение репетиторства.
Что касается детей помладше, то для них так же будет работать продлёнка. При необходимости школьники могут просить помощи у товарищей-наставников.
Учителя тоже должны вписываться в новую реформу. Предполагается, что в «доброжелательной школе» должны работать позитивные и креативные педагоги, которые стремятся к саморазвитию, любят детей и помнят себя в их возрасте. Для тех, кто знаком с современными школьными реалиями, всё это звучит как околонаучная фантастика.
Неотъемлемая часть «доброжелательной реформы» – курсы квалификации для учителей, конкурсы и обновление методических служб.
Заработает новая схема оплаты труда. За два года зарплаты учителям обещают поднять в среднем на 50 %. Ещё раз напомним, что нагрузка у учителей увеличится. В число критериев для начисления надбавок войдёт «соответствие доброжелательности». Что это, пока неясно.
Пока школьникам продлевают учебный день, премьер-министр России Дмитрий Медведев инициирует сокращение рабочей недели на день. Свои предложения по этому вопросу в Минтруд направили представители профсоюзов, а до 30 сентября ведомство обязано озвучить свою позицию о перспективах такого шага.
Учитель начальных классов назвала плюсы и минусы школы полного дня
Учитель начальных классов Яна Бурякова отметила, что плюсом школы полного дня является тот факт, что дети после учебного времени будут находиться под присмотром специалистов.
Она пояснила, что «вечно занятые родители» иногда не имеют возможности организовать ребенку после школы досуг, а также помочь ему с домашним заданием. В этом каждой из сторон помогают школа полного дня и преподаватели.
При этом Бурякова отметила такой немаловажный фактор для здоровья и воспитания детей, как стабильный режим дня и питания. Этот режим, по словам учителя, в состоянии обеспечить продленка.
«Не у всех родителей есть возможность ездить по секциям и кружкам, а в такой школе ребенок не останется без дела, особенно если у детей будет выбор», — добавила она в беседе с Пятым каналом, опубликованной в пятницу, 27 августа.
В то же время Бурякова назвала и минусы долгого нахождения ребенка в одном и том же месте. По ее словам, для учащегося это может оказаться сложным на эмоциональном уровне.
«Здесь важно учесть смену видов деятельности и спокойную обстановку. Кроме того, есть сложность в правильном распределении мероприятий, чтобы ребенок не утомился и у него не возникла апатия к школе», — отметила учитель.
В свою очередь, детский психолог Наталья Искра пояснила, что продленка существенно упростит жизнь родителям, у которых нет «вторых рук». Речь идет о бабушках и дедушках, которые могли бы посидеть с детьми после школы. Однако, как подчеркнула Искра, здесь также есть свои особенности.
«Ребенок, когда находится вне дома, он всё равно испытывает определенное количество стресса, потому что его жизненное пространство в этот момент ему чужое. Дома мы (как взрослые, так и дети) можем прилечь или делать то, что мы хотим: свободно пойти попить, поесть. А в школе это, конечно, всё подчинено некоторому расписанию, там намного меньше свободы», — заключила эксперт.
Ранее, 25 августа, во время открытия заседания президиума Госсовета по вопросам общего образования президент России Владимир Путин заявил, что «школы полного дня» в России очень востребованы. По его словам, у детей должна быть возможность оставаться в школе после уроков, передает Regnum.
В ходе мероприятия глава государства поддержал идею создания онлайн-платформы психологической поддержки школьников. Путин назвал ее очень своевременной и подчеркнул, что Россия пока немного отстает от других стран в этой области.
Также, затрагивая школьную тему в ходе встречи с общественниками, российский лидер заявил, что родители должны иметь возможность контролировать качество питания в школах. В середине июня Путин на встрече с главой Минпросвещения Сергеем Кравцовым уже призывал «допустить в конце концов» родителей к контролю за качеством горячего питания. Тогда министр заявил, что родителей привлекают к этому.
Статья "Из опыта работы школы полного дня"
С 1 сентября 2008 года ГОУ г.Москвы Центр образования №1455 начал работать шестой год по модели «Школа полного дня». Школа полного дня — это современная модель учебного заведения.
Наша школа открыта для учащихся целый день и обеспечивает в комплексе тесное единство воспитания и организации общеобразовательной, эстетической, спортивной деятельности в соответствии с учебными планами и индивидуальными интересами школьников.
Не маловажно, что в работе школы в режиме полного дня заинтересованы многие родители, которые хотят, чтобы их дети днем были под присмотром опытных педагогов и воспитателей. Центр дополнительного образования и Центр Содействия здоровью – это составляющие школы полного дня.
В разнообразных творческих коллективах школьники имеют возможность в течение учебного года принять участие в разнопредметной, разноплановой, разноуровневой деятельности – апробировать свои учебные, художественные, спортивные притязания.
- Реализация этой модели позволяет наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества с учетом всех современных требований, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.
- Модель нашей школы полного дня подразумевает взаимодействие со всеми подразделениями ОУ, призвана создать максимально комфортные условия для развития учащихся и педагогов, сохранения и укрепления их здоровья, реализации запросов социума и потребностей детей и взрослых, подготовку к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, решения всего комплекса задач, стоящих перед ОУ.
- Цель работы нашей школы полного дня: создание комфортных условий для интеллектуального, физического, нравственного, творческого развития учащихся и педагогов.
- Основные задачи любой школы полного дня: 1) интеграция основного и дополнительного образования обучающихся; 2) решение проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;
- 3) создание условий для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;
Наша школа работает в режиме полного дня (с 8.00 до 19.
00) по 5-ти дневной неделе, с 6-м развивающим днем, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.
В режим работы школы введены утренняя физзарядка, физкультминутки на уроках и утренняя прогулка после первого урока в 1-ых классах начальной школы, прогулки в обеденный перерыв и после окончания всех занятий.
- Режим дня каждого конкретного класса строится с учетом учебного плана. (Приложение 1)
- Индивидуальная траектория развития каждого ребенка отслеживается и корректируется воспитателем и классным руководителем по маршрутному листу на каждый день недели:
- ПОНЕДЕЛЬНИК
Режим полного дня открывает дополнительные возможности для школы в решении проблем обучения и воспитания детей. Режим полного дня позволяет адаптировать школьную среду с учетом особенностей каждого ребенка. (Приложение 2*)
№ | Фамилия Имя | Консультации | Факультативы | Кружки, секции | ДО вне школы | Время ухода домой |
Математика (14.40-15.25) | Логика (15.30-16.15) | |||||
1 | Алексеева Валентина | + | + | Баскетбол (17.00-18.00) | Бассейн (19.00-20.00) | 18.30 |
2 | Бодрова Екатерина | + | _ | Клуб «Шанс» (17.00-19.00) | _ | 19.00 |
3 | ||||||
4 |
Режим работы школы составляется с учетом продолжительности пребывания в школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и системой дополнительного образования.
В этом учебном году (как и в прошлом) система дополнительного образования включает объединения по восьми направленностям: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, культурологическое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное.
Организация второй половины дня является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса. Проведение самоподготовки, консультаций включает в себя: консультации со слабоуспевающими учениками, работу с одарёнными детьми, подготовку к олимпиадам и конкурсам, работу библиотеки, кружков, элективных курсов.
Больше внимания уделяется совершенствованию физического воспитания и укрепления здоровья детей. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение всего дня, разнообразные виды деятельности сменяют друг друга, что позволяет избежать перегрузки детей.
Это чередование уроков с динамическими паузами, занятия в кружках, клубах и спортивных секциях, спортивно-оздоровительные и культурно-оздоровительные мероприятия, развивающая, игровая, досуговая деятельности. Одним из направлений работы нашей школы в режиме полного дня является организация проведения экскурсий.
Экскурсионные программы для каждого класса насыщены, чрезвычайно разнообразны, открывают простор для познавательной деятельности учащихся, удовлетворения их эстетических и эмоциональных потребностей.
Экскурсии по Москве и Подмосковью самые разнообразные по тематике: исторические, литературные, архитектурные, военно-исторические, заповедники, народные промыслы, предприятия и заводы по производству продуктов питания. Учащиеся вместе с воспитателем и классным руководителем создают отчеты-презентации о посещенных экскурсиях (Приложение 3*).
*Приложения можно получить у автора
21.02.2009
«Школа полного дня» в вопросах и ответах
Что такое «Школа полного дня»?Такого типа или вида образовательного учреждения законодательно не предусмотрено. Однако сегодня Школа полного дня – это организация работы школы в режиме полного дня, когда в первой половине дня проходит учебный процесс, а вторая половина дня посвящается внеурочной деятельности. Такой режим наиболее полно отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и позволяет эффективно реализовывать основную образовательную программу начальной школы. Существуют ли какие-либо требования к организации работы «Школы полного дня»?Основными требованиями к организации работы общеобразовательного учреждения в режиме полного дня являются:
Каким может быть режим школы полного дня?Каждая школа вправе определить самостоятельно, какой режим наиболее подходит. Важно, чтобы он был педагогически целесообразным, вытекал из задач школы и потребностей родителей. Общими режимными моментами будут являться начало и завершение работы школы – с 8 утра до 18 часов вечера. Первая половина дня отводится для организации учебных занятий, вторая половина дня посвящена отдыху, прогулкам, сну, самоподготовке (под контролем педагога), организации внеурочной деятельности. Есть ли в Сургуте такие школы? Работа школы в режиме полного дня может быть организована только по запросу родителей. С сентября 2012 года в таком режиме будут работать три школы: Чем будет заполнена вторая половина дня?Находиться целый день в здании школы для ребенка психологически очень непросто. Поэтому задача школы в этом случае создать уютную доброжелательную атмосферу, определить четкий режим работы. Обязательной составляющей режима является активная двигательная физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Поэтому после уроков у детей обязательно должен быть отдых, обед, прогулка. Затем могут быть предложены индивидуальные и групповые развивающие занятия, объединяющие учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка, учитывающие способности, потребности каждого ребенка. Вся система дополнительного образования во второй половине дня выстраивается с учетом возможностей и интересов детей. Она должна включать в себя кружки, секции, творческие объединения самых разных направлений: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, научно-познавательное и др. Школа полного дня может решить практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач и, что не менее важно, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, учреждениями дополнительного образования, социумом. Такая школа имеет возможность избежать многих сложностей в организации учебного процесса, обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка. На наш взгляд, это неоценимая помощь для работающих родителей, и тем семьям, где нет необходимых условий для занятий и отдыха ребенка. |
Материал опубликован 13.04.2012