Применение повышающего коэффициента
Введение повышающих коэффициентов (сокращенно — ПК) на коммунальные услуги с 1 января 2015 году вызвало неоднозначную реакцию всего населения страны. Ведь теперь все должны платить за услуги ЖКХ сумму в разы большую. И эта сумма увеличивалась каждый год вплоть до 2017 года. В 2021-м сумма остается неизменной.
Давайте разберемся, что такое повышающий коэффициент? По каким причинам правительство его ввело? И как избежать повышенных платежей?
Повышающий коэффициент по коммунальным услугам: постановления и законы
Сумма выплат за коммуналку по нормативу не покрывает общих расходов на их поставку. Потому что норматив начисляется на количество человек, прописанных на этой жилплощади. Тогда как реально жить там может гораздо большее количество человек. Получается, что часть израсходованных ресурсов остается неоплаченной. И денег на их покрытие у муниципальных властей нет.
Индивидуальные приборы учета регистрируют реальное потребление ресурсов. И оплата производится исходя из показаний счетчиков.
Такая ситуация выгодна властям. А также гражданам, которые потребляют гораздо меньше ресурсов, положенных по нормам.
Поэтому Федеральным законом № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцам жилых помещений было постановлено установить приборы учета на коммунальные услуги. И сделать это надлежало до 1 июля 2013 года.
Чтобы ликвидировать перерасход ресурсов теми, кто счетчики не установил, ввели повышающие коэффициенты по коммунальным услугам. Зафиксировано это нововведение Постановлением Правительства № 354 от 6 мая 2011 года. ⇐
Таким образом, повышающий коэффициент – это показатель, на который нужно умножить тариф за определенную коммунальную услугу.
Надо сказать, что на сегодняшний день примерно 75 % квартир и частных домов имеют счетчики на газ, воду, тепло и электричество. Но все-таки еще не все. И они оплачивают услуги с учетом этого коэффициента.
Порядок применения
Повышающий коэффициент применяется к жилым и нежилым помещениям, в которых:
- не установлены приборы учета, хотя техническая возможность имеется;
- закончился срок эксплуатации счетчиков;
- приборы учета не прошли своевременную поверку;
- не предоставляется возможность проверить достоверность показаний представителями управляющей компании.
Если жильцы не передали показания счетчиков, то им тоже начисляют оплату по нормативу с применением множителей. Но как только показания передадут, будет произведен перерасчет.
Обратите внимание, при окончании срока службы приборов учета, дается 3 месяца на их замену. Начисление в это время будут считать исходя из средних показаний за последние полгода. Поэтому поверку и замену счетчиков лучше производить заранее.
Коэффициент не увеличивается в случае, если:
- нет технической возможности установить в доме (в квартире) счетчики;
- ваше жилье признано аварийным;
- горячая вода поступает только в систему отопления;
- в доме зафиксировано низкое потребление отопления и электричества.
О том, что не имеется технической возможности установить счетчики, судят не со слов собственника жилья. Должна быть проведена специальная экспертиза. А ее результаты рассылаются в компании-поставщики услуг ЖКХ.
Если, несмотря на данные исключения, оплата все-таки была начислена с учетом множителя, то нужно обратиться за объяснением в управляющую компанию.
Повышающий коэффициент к коммунальным услугам в Москве, СПб, других городах
Размер квартплаты при отсутствии приборов учета зависит от установленных тарифов, умножаемых на ПК. Если коэффициент единый для всех субъектов, то тарифы в каждом регионе разные. Причем они еще и регулярно повышаются.
Самые высокие расценки традиционно в Москве. За электричество москвичи платят от 5 руб. 66 коп. за кВт/ч. За холодную воду 42 руб. 30 коп. за куб (по счетчикам, не считая водоотведение), за горячую – 205,15 руб. Кстати, если ежемесячно на квартплату уходит больше 10 % бюджета, то жители столицы имеют право на субсидию.
В Санкт-Петербурге в 2021 году жители СПб за холодную воду платят 33,12 руб., за горячую – 112,82. Электроэнергия в домах с газовыми плитами стоит 4,89 р. за кВт*ч.
И в других городах России ситуация не радужная. По информации Института естественных монополий из 15 городов-миллионников в 10 превышен предел для услуг ЖКХ. Во главе списка – Омск. Здесь во второй половине 2019 года тарифы выросли на 9%. Среди других городов в список вошли Ростов-на Дону, Воронеж, Екатеринбург.
Превышение не зафиксировано в 5 городах: Москва, СПб, Нижний Новгород, Пермь и Уфа.
Эти данные говорят о том, что Постановление Правительства о сокращении злоупотреблений и превышении предельных темпов роста за ЖКУ, принято очень вовремя.
Применение повышающего коэффициента при отсутствии приборов учета
- В 2021-м году применение коэффициентов происходит вне зависимости от формы собственности на жилое и нежилое помещение – к собственникам, к проживающим по договору социального найма.
- Если плата за коммуналку не производится более 2 месяцев, то уже формируется задолженность и будут начисляться штрафы.
- Средства, полученные от повышающего коэффициента, государство рекомендует использовать для обновления оборудования и технических систем.
Устанавливать счетчики должен владелец на свои средства. А за установку общедомовых приборов учета отвечает управляющая компания.
Но если приборы учета все-таки не будут установлены, то никаких мер воздействия по закону применяться не может.
Что входит в квартплату? Обычно это:
- отопление;
- водоснабжение;
- водоотведение;
- газ;
- электричество;
- вывоз мусора.
Тарифы на них ежегодно увеличиваются, обычно в январе и в июле. Темпы их роста пугают. Поэтому правительством ужесточен контроль за превышением предельной стоимости коммунальных услуг на региональном уровне.
Между тем, размер повышающего коэффициента установлен один для всех субъектов. Его повышение не ожидается.
На отопление при отсутствии прибора учета 2021
Самый низкий коэффициент – за отопление. Он равняется 1,1. То есть за тепло в квартирах потребители, не имеющие общедомовых или соответствующих индивидуальных счетчиков, платят больше на 10 %.
На другие услуги он гораздо выше.
На воду без счетчика
Если в квартире нет счетчика на воду, то оплата производится по нормам. Норматив рассчитывается исходя из среднего расхода воды в сутки. По санпину один человек за сутки потребляет 140 литров воды. Сюда входит уборка, приготовление пищи, умывание и так далее.
На эту норму потребления устанавливается тариф.
Нормативы потребления и тарифы в каждом регионе могут быть свои. Подробнее читайте в статье: норматив потребления холодной и горячей воды без счетчика. ⇐
Повышающий коэффициент на воду установлен единый — 1,5. То есть, если приборов учета нет, то оплата производится по нормативам и в полуторном размере.
Холодная вода
Ежемесячная норма потребления холодной воды примерно 6,9 кубов. Конечно, далеко не все действительно столько используют.
Поэтому платить за усредненный законодательными нормами объем, да еще и 50 % дороже, для большинства людей крайне невыгодно.
Горячая вода
Существует 2 вида тарификации на горячее водоснабжение.
- Расчет в кубах. В этом случае расчет на ГВС и ХВС аналогичны. Только норматив на горячую воду 4,7 на человека.
- Двухкомпонентный тариф – тепловая энергия + холодная вода. То есть берутся нормативы потребления воды и умножаются на количество тепла, которое потребовалось на ее прогрев. А потом уже – на повышающий компонент (1,5).
На электроэнергию
Электрические счетчики традиционно имеются в большинстве помещений. Но бывают ситуации, когда счетчик вышел из строя, не был вовремя заменен, либо не были допущены сотрудники организации-поставщика услуги к проверке показаний. Тогда повышающий коэффициент равняется 1,5.
Другое дело, если было обнаружено, что электроэнергия потребляется в обход счетчику или зафиксированы нарушения в работе самого прибора (например, сорваны пломбы). Такой подход, конечно, не законен и является серьезным нарушением. И размер ПК может достигнуть 10.
Как рассчитать повышающий коэффициент на: воду, электроэнергию, отопление
Чтобы рассчитать стоимость услуги водоснабжения с учетом коэффициента нужно умножить количество проживающих в квартире на норматив потребления. Затем умножается на повышающий коэффициент (1,5) и на установленный в регионе тариф.
Плата за электроэнергию высчитывается аналогично, коэффициент — 1,5.
А при расчете стоимости отопления количество жильцов заменяется общей площадью помещения, как для жилых, так и для промышленных предприятий и организаций. ПК здесь – 1,1.
Размер превышения с учетом пк: что это значит в квитанции
Теперь в квитанции ЖКХ имеется специальная строка, которая содержит аббревиатуру «ПК». Это значит повышающий коэффициент. Выделяется он с целью:
- обеспечить прозрачность начислений платы за коммунальные услуги;
- наглядно показать разницу между платой с учетом ПК и без него.
Тем самым население стимулируется к приобретению приборов учета.
Как не платить повышающий коэффициент
Основанием для введения множителя служит целый ряд нормативных актов. Поэтому не оплачивать его законно можно, если нет такой возможности по техническим причинам.
Либо (самый оптимальный вариант) установить в квартире индивидуальные приборы учета.
В каких случаях отсутствие счетчика выгодно
Большинство населения не хотят переплачивать деньги зря. Поэтому счетчики они приобрели и установили. За 2-3 года их расходы полностью оправдываются. Кто к ним относится:
- в квартире прописано больше людей, чем проживает;
- часто уезжают на длительное время;
- в квартире никто не зарегистрирован, а собственник живет в другом месте;
- экономно расходуют ресурсы.
Однако есть люди, которым выгодно платить по нормативам. Это:
- в помещении проживает гораздо больше человек, чем прописано;
- среди жильцов есть льготник на услуги ЖКХ;
- квартира сдается в аренду.
Также часто не устанавливают индивидуальные приборы учета жители коммунальных квартир и общежитий. Либо там ставятся общедомовые счетчики. И требуемая сумма раскидывается на всех жильцов.
Будет ли отмена повышающего коэффициента на воду
Слухи об отмене коэффициента постоянно муссируются в обществе. Слишком много людей недовольны его введением. Такой законопроект не принят. Более того, принятие пока и не планируется.
По последним новостям, есть идея заменить повышающий коэффициент аналоговыми платежами. То есть в качестве образца по среднему потреблению ресурсов берется соседний дом или квартира, в которой счетчики стоят. И начисляется аналогичная оплата для квартир, которые платят по нормативам. Но это все только на уровне идеи.
Однако рассматривается возможность отменить уплату коммунальных услуг в полуторном размере малообеспеченные семьи. Они не располагают средствами, нужными на покупку и установку счетчиков. Такие траты могут серьезно подорвать, и так и скудный, бюджет.
Кроме того, в некоторых регионах страны власти сделали установку счетчиков бесплатной.
Правительство планирует и дальше модернизировать комплекс ЖКУ. Например, с конца 2021 года во всех новостройках хотят устанавливать новые модели индивидуальных приборов учета, которые самостоятельно раз в месяц дистанционно передают свои показания. Нужно только ввести определенную программу. Воплотится ли этот замысел, мы с вами сами скоро увидим.
Когда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ
Применение повышающих коэффициентов при расчёте платы за коммунальные услуги регламентировано ПП РФ № 354. Наш постоянный эксперт Елена Шерешовец рассказала, в каких случаях такие коэффициенты влияют на объём коммунальных ресурсов, потреблённых на содержание общего имущества в МКД.
Повышающие коэффициенты условно делятся на две группы
Наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец посвятила новый выпуск онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» теме применения повышающих коэффициентов при расчёте платы за коммунальные ресурсы и разбору случаев, когда такие расчёты влияют на плату КР на СОИ, которую управляющая организация вносит поставщику ресурсов при прямых договорах:
Повышающие коэффициенты, применяемые при расчётах платы за коммунальные ресурсы, потреблённые собственникам помещений, можно условно разделить на две группы:
- индивидуальный прибор учёта, принятый к расчётам, вышел из строя или утрачен;
- истёк срок эксплуатации индивидуального прибора учёта.
- собственник отказался предоставить исполнителю КУ допуск к счётчику.
- Применяемые при составлении акта о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ (п. 81(11) ПП РФ № 354).
Группы коэффициентов различны не только по случаям их применения, но и по влиянию на объём КР на СОИ. Существуют два варианта: в одном случае размер платы управляющей организации снижается, а в другом – нет. Разберёмся, от чего это зависит.
О праве УО применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу ИПУ
Повышающий коэффициент 1,5 не изменяет объём КР на СОИ
Если в жилом помещении собственника индивидуальный прибор учёта вышел из строя или утрачен, истёк срок его эксплуатации, то исполнитель КУ в течение трёх расчётных периодов производит начисление платы исходя из среднемесячного объёма потребления (п. 59 ПП РФ № 354).
После истечения указанного срока исполнитель КУ в соответствии с п. 60 ПП РФ № 354 рассчитывает плату исходя из установленного норматива и применяет повышающий коэффициент 1,5.
Елена Шерешовец заострила внимание на том факте, что при этом объём ресурса, потреблённый собственником в помещении, не меняется – он равен нормативу. Ведь при расчёте платы норматив умножается на тариф, и лишь потом полученный размер платы умножается на коэффициент 1,5. То есть увеличивается сумма, а не объём ресурса, который должен оплатить собственник.
Это важно, поскольку расчёт платы, которую вносит УО в РСО за коммунальные ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества, привязан к данным об объёмах потребления. Он производится в соответствии с п. 21.1 ПП РФ № 124: из объёма, определённого по показаниям общедомового прибора учёта, отнимается объём, подлежащий оплате потребителями.
Порядок начисления платы с 1 июля 2020 года за коммунальную услугу "электроснабжение", предоставленную в жилом помещении многоквартирного дома — Пресс-центр — Главная — Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Официальный сайт
20 августа 2020
Порядок начисления платы с 1 июля 2020 года за коммунальную услугу «электроснабжение», предоставленную в жилом помещении многоквартирного дома
- С 01 июля 2020 года обязанность по установке и обслуживанию приборов учета электрической энергии перешла от граждан и организаций к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям (прочие потребители).
- Согласно действующему законодательству, с данного момента замену коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах осуществляет гарантирующий поставщик электроэнергии (далее – ГП).
- Особенности начисления платы за коммунальную услугу «электроснабжение», предоставленную в жилом помещении, зависят от наличия или отсутствия в жилом помещении индивидуальных приборов учета:
1. Индивидуальный прибор учета электрической энергии отсутствует до реализации п.
80(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Начисление платы за индивидуальное потребление электрической энергии осуществляется в порядке, установленном п. 42 Правил № 354 по формуле 4(1) приложения № 2, т.е. по нормативу исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении с применением повышающего коэффициента равному 1.5.
В таком случае потребителю необходимо обратиться к ГП с заявлением о реализации п. 80(1) и оснащении помещения индивидуальным прибором учета электрической энергии. Бланк заявления и перечень необходимых документов размещен на официальном сайте Акционерное общество «Екатеринбургэнергосбыта».
2. Индивидуальный прибор учета электрической энергии установлен и введен в эксплуатацию потребителем до 01.07.2020.
При своевременной передаче потребителем показаний индивидуальных приборов учета начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 42 Правил № 354 по формуле 1 приложения № 2, т.е. исходя из показаний прибора учета.
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 59, п. 60 Правил № 354, т. е. 3 месяца по среднему;
– начиная с 4 месяца по нормативу исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении (либо исходя из количества собственников помещения).
3. Индивидуальный прибор учета электрической энергии установлен ГП, но не подключен к Интеллектуальной системе.
При своевременной передаче потребителем показаний индивидуального прибора учета электрической энергии начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 42 Правил № 354 по формуле 1 приложения № 2, т.е. исходя из показаний прибора учета.
В случае не представления потребителем показаний индивидуального прибора электрической энергии начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 59, п. 60 Правил № 354, т. е. 3 месяца по среднему;
– начиная с 4 месяца по нормативу исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении (собственников);
В случае двукратного не допуска потребителем в занимаемое им жилое помещение ГП для проверки прибора учета либо снятия контрольных показаний (п. 60(3), п. 85, 85(3) Правил № 354):
– исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
4. Индивидуальный прибор учета электрической энергии установлен ГП и подключен к Интеллектуальной системе.
Начисление платы осуществляется в порядке, установленном п. 42 Правил № 354 по формуле 1 приложения № 2, т.е. исходя из показаний индивидуального прибора учета, передаваемых в автоматическом режиме.
- Вина ГП в отсутствии либо неработоспособности индивидуального прибора электрической энергии и ее последствия.
- Установку индивидуального прибора электрической энергии надлежит осуществить ГП не позднее 6 месяцев (п. 80(2) Правил № 354):
- — с даты истечения поверки или срока эксплуатации, указанных в договоре энергоснабжения;
- — с даты получения обращения потребителя, если прибор учета вышел из строя или истек срок эксплуатации;
- — с даты установления факта выхода прибора учета из строя при его проверке ГП.
В случае нарушения указанной обязанности п. 80(2) Правил № 354 предусмотрен порядок снижения для потребителей платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Обращаем внимание, что снижение платы осуществляется исключительно после направления претензии потребителем (п. 80(2) Правил № 354).
Порядок снижения платы за коммунальную услугу «электроснабжение» по вине ГП.
Начисление платы за коммунальную услугу «электроснабжение» при наличии нарушений ГП (абз. 4 п. 80(2) Правил № 354).
Начало срока | 6 месяцев | Претензия | 3 месяца | 4 месяца и |
За нанимателей жилых помещений заплатит администрация. Платежи за воду и электроэнергию без приборов учета
Определение Верховного суда №304-ЭС19-13264, в котором решался вопрос о судьбе платежей за водоснабжение и водоотведение в квартирах, которые на праве собственности принадлежат администрации города.
Изначально нижестоящий суд занял позицию нанимателей и освободил их от платы, рассчитанной с учетом повышающего коэффициента в связи с отстутсвтием индивидуального прибора учета.
Такое решение не понравилось местным властям и судам апелляционной и кассационной инстанций. Однако Верховный суд поставил в этом вопросе точку.
- Полагая, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению находящихся в его собственности жилых помещений индивидуальными приборами учета, общество обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию о взыскании разницы между платой за холодное водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой, исходя из норматива.
- Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статей 126, 309, 310, 395 Гражданского кодекса, статьи 157 Жилищного кодекса, статьи 13 ФЗ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354.
- Суд указал, что при предусмотренной законодательством обязанности собственника помещений по установке в жилых помещениях ИПУ такие приборы учета холодной воды в названных помещениях отсутствуют.
Отменяя судебный акт апелляция и кассация указали, что Постановление Правительства №354 не предусматривают внесение платы за поставленный в помещение коммунальный ресурс к лицу, не являющемуся его фактическим потребителем.
Положениями правил оказания коммуальных услуг не предусматривается внесение платы за поставленный ресурс разными лицами, а также субсидиарной отвественности публичных образований по обязательствам нанимателей жилых помещений.
Как пояснил Верховный суд, Законом об энергосбережении до 01.07.2012 года на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на указанную дату, возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии. (см.п.81 Постановления №354)
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соотвествующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии. Во-вторых, отсутствием в помещении таким приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом, отсутствие такой технической возможности доказывает именно собственник.
- Данное судом толкование жилищного законодательства исключает возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета на нанимателей, не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений прибрами учета.
- Вероятно эта позиция получит самое широкое применение в практике рассмотрения различных споров вокруг ресурсов.
- #Верховынй суд #Правила №354
Повышающий коэффициент к коммунальным услугам: что такое, как рассчитывается, формула
На развитие ЖКХ реформ ушел ни один год. По итогу было принято решение об установке специальных приборов для учета водных ресурсов. Некоторые россияне проигнорировали новые правила, поэтому оплата за коммунальные услуги в таком случае для них стала осуществляться с учетом повышенного коэффициента.
Что значит
Повышающий коэффициент за холодное водоснабжение — норматив, который был установлен на законодательном уровне.
Он подразумевает повышенную плату за водоснабжение для граждан, отказавшихся от установки ИПУ на воду. На территории Российской Федерации действует коэффициент 1,5.
Следовательно, размер выплат для россиян увеличивается на 50 %. Подобное постановление было издано 01.01.2018 года.
На какие услуги распространяется
С 2018 года повышающий тариф на коммунальные услуги применяют при выставлении счета за холодное и горячее водоснабжение. Подобный распорядок действует также при оплате счетов по электричеству.
Повышенная ставка по оплате за ХВС применяется только в том случае, если счетчики в квартирах не установлены по инициативе владельцев. То есть тогда когда у граждан имеется техническая возможность их установки. Если таковой возможности нет, повышенный коэффициент по оплате применяться не будет.
Однако в этом случае россиянам нужно предоставить в коммунальные службы соответствующий акт, подтверждающий факт технической невозможности установки счетчика.
Суть нововведений заключается в следующих моментах:
- Если в многоквартирном доме не был установлен счетчик учета тепловой энергии, владельцы квартир не оплачивают коммунальные услуги по повышенному коэффициенту.
- Если управляющая компания не позаботилась об установке счетчиков в жилых домах, она обязуется выплачивать на 10 % больше тех сумм, которые устанавливаются для жильцов по коммунальным услугам.
Повышенная оплата за водоснабжение не распространяется на коммунальные квартиры, где нет возможности установить индивидуальные приборы учетов для каждой семьи. Также повышенная ставка исключается в случае наличия в помещении системы водоотведения. Повышенный тариф за ХВС может применяться только по отношению к собственникам квартир и частных домов.
При нахождении жилье в соцнайме наниматель обязуется обратиться в отдел местного самоуправления для установки счетчиков учета.
При наличии технической возможности власти должны обеспечить обратившегося гражданина специальным оборудованием для учета данных.
При проживании в частном доме оплата коммунальных услуг по повышенным показателям происходит только в случае признания постройки жилым помещением.
В каких случаях применяется
Повышенная ставка по счета за ХВС применяется только в том случае, если у граждан отсутствуют ИПУ, но технически установить их в жилом помещении можно. Если таковой возможности нет, то жильцы оплачивают коммунальные услуги по стандартным тарифам. Узнать о критериях, которые относят к технической невозможности установки ИПУ, можно на приказе Министерства № 627 от 29.12.11 г.
Факт отсутствия возможности установки счетчика необходимо подтвердить на нормативном уровне. Для этого на каждое жилое пространство составляется акт обследований. Если документальных подтверждений не будет, то жильцам может начисляться плата за коммунальные услуги по повышенному тарифу.
Повышающий тариф может применяться даже при наличии счетчика учета в помещении. Это происходит в нескольких случаях:
- Прибор вышел из строя.
- Со счетчика не были сняты показатели в установленный срок.
- Отказ для представителя управляющей компании к учетному допуску для проверки показателей.
Если в ходе проверки оборудования был установлен факт стороннего вмешательства в раб его работу, владелец квартиры обязуется оплатить коммунальные услуги по повышенному тарифу (коэффициент 10).
Когда не может быть применим
При установке счетчиков учета и своевременном предоставлении данных об использовании холодного водоснабжения гражданам не начисляется повышенный коэффициент для оплаты коммунальных услуг. Счета в этом случае будут выставлены после сбора данных с установленных в жилых помещениях устройств. Повышенный коэффициент не применяется в следующих случаях:
- При использовании горячей воды для отопления жилого пространства.
- В случаях, если граждане проживают в квартирах, в которых нет возможности установки индивидуальных приборов учета.
- Помещение оборудовано системой водоотведения.
Не применяется повышающий коэффициент и в случае проживания граждан в аварийных домах.
Еще один наглядный случай отсутствия повышенной ставки — минимальное потребление электроэнергии (не больше 5 кВт) и отопления (не более 0,2 Гкал/ч) в жилом помещении.
В таком случае россияне не могут установить счетчики учета даже при наличии технических возможностей. Следовательно, повышающий коэффициент к счетам граждан применен не будет.
Повышающий коэффициент
В действующем Законодательстве имеются некоторые особенности использования повышенного коэффициента в зависимости от вида коммунальной услуги.
На отопление
При установке счетчиков учета в жилых помещениях граждане имеют возможность оплачивать пользовательские счета по факту потребления тепловой энергии. Повышение тарифа в этом случае не происходит.
Из-за того, что поставщики самостоятельно распоряжаются материальными средствами, поступающими от жильцов, коэффициент по оплате был снижен с 1,5 до 1,1.
Применяется он не только по отношению к собственникам жилья, но и юридическим лицам, использующим недвижимые объекты для предоставления социальных услуг.
На воду
Если собственники жилого помещения не установили счетчики учета, на их адрес будут поступать счета по оплате водоснабжения с увеличенной ставкой. При этом общедомовое потребление воды оплачивается с учетом нормативных требований. Повышенная ставка по коммунальным услугам применяется в отношении горячего и холодного водоснабжения.
Для расчета суммы за холодное водоснабжение вычисление проводят так: число зарегистрированных в жилом доме граждан умножают на норматив потребления холодной воды, повышающий коэффициент 1,5 и на тариф, который был утвержден органом местного самоуправления. Расчет суммы оплаты за горячее водоснабжение происходит в зависимости от способа тарификации потребления ГВС. При исчислении в кубических метрах, расчет суммы для оплаты коммунальных услуг происходит по тому же принципу, что и с холодной водой.
Если речь идет о двухкомпонентном тарифе, то в этом случае отдельно учитывается плата за холодную и горячую воду. Для расчетов берут такие показатели, как объем воды по норме потребления, объем тепла для стабилизации температуры воды. К полученным данным плюсуется повышающие показатели.
На электроэнергию
Специальные приборы учета нужны и для расчета коммунальных платежей и на электроэнергию. Эта обязанность введена для граждан на законодательном уровне. При этом в жилых помещениях используются счетчики класса точность 2.0 и выше.
Стоимость устройства и его установка предусматриваются тарифом. Поэтому жильцы за проведение этой операции дополнительные средства не вносят.
Если россияне пользуются электроэнергией без приборов учета, то оплату за КУ они проводят по повышенному коэффициенту в значении 1,5.
Для частных домов
Чтобы обязать платить граждан, проживающих в частных домах, по повышенному тарифу, необходимо признать помещение жилым. Это значит, что органы местного самоуправления должны предоставить документ о том, что в конкретном доме могут проживать люди. В норме все частные строения должны оборудоваться счетчиками учета, чтобы граждане могли избежать лишних затрат.
Пример расчета и формула
- Формула для определения суммы выплат за ХВС выглядит так:
- П = КолП * Н * КП * Т
- П — месячная сумма за пользование КУ.
- КолП — число лиц, зарегистрированных в помещении.
- Н — норма потребления водного ресурса, установленная государством.
- КП — повышающая ставка.
- Т — действующий тариф.
Например, в квартире прописано 3 гражданина. Норма потребления воды — 5 куб.м/чел. Тариф для оплаты коммунальных услуг — 25 рублей. Повышающий коэффициент — 1,5. Для расчета суммы нужно умножить все показатели — 3 * 5 * 1,5 * 25 = 562,5 руб.
Итого, владельцам жилого помещения за месяц пользования водоснабжением нужно внести 562,5 руб.
Как можно избежать начисления платы с множителем
Чтобы не платить по повышенной ставке, гражданам нужно доказать то, что отсутствие прибора стало результатом отсутствие технической возможности его установки. Подтвердить эту информацию можно документально.
То есть владельцы жилых домов должны получить акт осмотра помещения со стороны уполномоченных структур. Наличие этого документа дает гарантию отсутствия повышения тарифной ставки по счетам за коммунальные услуги.
В акте должна быть указана причина отсутствия возможности установки счетчиков. Документ издается в трех экземплярах: один остается у собственника, второй направляется в ТСЖ, третий — в поставляющую ресурсы фирму.
Заключение
Повышающий тариф за холодное водоснабжение — это увеличенная ставка по платежам за коммунальные услуги, применяющаяся по отношению к гражданам, у которых не установлены счетчики учета.
При это факт отсутствия приборов должен быть зафиксирован при наличии в жилом помещении условий для их установки.
Если в квартире нет технической возможности установить счетчик, то повышенный тариф в этом случае не применяется.
Об основаниях применения повышающих коэффициентов
6. Об основаниях применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги, стоимости коммунальных ресурсов и учете средств от применения повышающих коэффициентов у исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций.
- По вопросам применения повышающих коэффициентов в случаях, установленных в Правилах № 354 и в случаях, установленных в Правилах № 124, отмечаем следующее.
- Правительство Российской Федерации установило применение повышающих коэффициентов по двум основаниям:
- 1) исходя из положения части 1 статьи 157 ЖК РФ в указанных в ней случаях;
2) исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ) — в остальных случаях.
Исходя из нормы части 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ в целях стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определяемых при помощи приборов учета, до установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе их из строя, утраты или по истечении срока их эксплуатации, расчеты за используемые энергетические ресурсы (к которым Закон № 261-ФЗ относит воду, электрическую энергию, тепловую энергию) должны осуществляться с определением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает Правила предоставления коммунальных услуг и правила, обязательные при заключении договоров ресурсоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 Правил № 354 указанные правила определяют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 22 Правил № 354 Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения условий договора ресурсоснабжения о стоимости коммунальных ресурсов, отпущенных в многоквартирные дома, жилые дома исполнителям коммунальных услуг.
Соответственно руководствуясь указанной выше нормой части 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением № 603 устанавливает новый порядок применения повышающих коэффициентов при расчетах за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, в том числе в случаях, прямо не установленных в части 1 статьи 157 ЖК РФ.
Повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, исходящих из положений пунктов 42, 42.1 и 60.
1 Правил № 354, а также указанные в подпункте «е» пункта 22 Правил № 124 применяются соответственно для целей определения размера платы за коммунальные услуги и стоимости тепловой энергии в расчетном периоде.
Такие повышающие коэффициенты не увеличивают ни объем предоставленных коммунальных услуг, ни объем поставленной в многоквартирные дома тепловой энергии.
Соответственно при оформлении платежных документов на оплату коммунальных услуг и тепловой энергии, поставленной по договору теплоснабжения исполнителю коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения и стоимость тепловой энергии по договору теплоснабжения, определяемые с учетом повышающего коэффициента, подлежат указанию отдельно без повышающего коэффициента и в части, превышающей рассчитанную с учетом повышающего коэффициента над рассчитанной без повышающего коэффициента.
Одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона № 261-ФЗ об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила № 354 и Правила № 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве теплоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах № 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в подпункте «в» пункта 21.
1 и в подпункте «е» пункта 22 Правил № 124, при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг или теплоснабжающей организации (для расчетов за тепловую энергию с исполнителем в многоквартирном доме) акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
При этом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ требования об оснащении приборами учета воды, электрической энергии, тепловой энергии не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), то в соответствующих случаях не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией. Применение указанных исключений в Законе № 261-ФЗ не требует от Исполнителя проведения технического обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
- Такой критерий используется исполнителем в силу соответствующей информации, содержащейся в технической документации на многоквартирный дом или в соответствующем уведомлении органа местного самоуправления.
- По вопросам применения после 1 июля 2016 года в расчетах за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом повышающих коэффициентов (повышенных нормативов) в соответствии с действующими до 1 июля 2016 года правилами утверждения таких нормативов потребления коммунальных услуг, установленными Правилами № 306 до внесения в них изменений Постановлением № 603, необходимо отметить, что такие нормативы могут применяться исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями в расчетах с исполнителями коммунальных услуг только в случаях сохранения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации повышенных нормативов в период после 1 июля 2016 года и только в случаях, не предусмотренных в Правилах № 354 и в Правилах № 124 применения повышающих коэффициентов, введенных в указанные Правила Постановлением № 603.
- Средства от продажи коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями с учетом применения повышенных нормативов в указанных выше случаях, а также с учетом применения повышающих коэффициентов, введенных в Правила № 124 Постановлением № 603, формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.
Средства исполнителей коммунальных услуг от продажи коммунальных услуг с применением повышенных нормативов или с применением повышающих коэффициентов, приведенных в пунктах 42, 42.1 и 60.
1 Правил № 354, составляют доходы исполнителей коммунальных услуг, направляемые на проведение энергоэффективных мероприятий в период проведения таких мероприятий, конкретный перечень которых определяется по усмотрению исполнителя коммунальных услуг.
_______________________________________________