Договор

Замена труб в нежилом помещении многоквартирного дома

Для исполнения обязанностей по договору управления УО требуется доступ ко всему общему имуществу дома. Но иногда собственники создают для этого препятствия. Рассказываем, как УО решить такую ситуацию и кто отвечает за последствия аварий, произошедших из-за недопуска ремонтных бригад к общим коммуникациям.

Доступ к общему имуществу дома необходим для проведения ремонтных работ

Управляющая домом организация по договору управления обязана содержать в надлежащем состоянии общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

К такому имуществу, согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5 – 7 ПП РФ № 491, относятся помещения общего пользования, которые предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, крыши, несущие и ненесущие конструкции, земельный участок со всеми объектами на нём, а также всё инженерно-техническое оборудование, предназначенное для обслуживания двух и более помещений.

При этом в многоквартирном доме должен быть обеспечен свободный доступ к общему имуществу дома: для использования собственниками и нанимателями помещений, для текущего и капитального ремонта управляющей организацией (в пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354).

Замена труб в нежилом помещении многоквартирного домаДоступность для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД

Переустройство помещений не должно мешать доступу УО к общему имуществу дома

Собственник может провести переустройство своей квартиры и расширить её за счёт общего имущества только в случае, если на это было дано согласие 100% собственников на общем собрании, поскольку такие действия влекут уменьшение состава ОИ МКД (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ). Также согласовать переустройство должен орган местного самоуправления.

При этом переустройство помещения собственника не должно ограничивать доступ к коммуникациям и инженерным системам, которые относятся к общему имуществу дома. За состояние и ремонт таких элементов отвечает управляющая организация, и она вправе добиваться демонтажа перегородок и элементов, которые препятствуют доступу к элементам общего имущества МКД.

Так, через суд УО добилась от жителей дома, чтобы они убрали металлический короб колясочной: он преградил путь к люку в отсек с инженерными коммуникациями системы водоотведения.

В Московской области УО нашла другой выход из ситуации, когда перепланировка преградила ей путь к коммуникациям: было проведено ОСС, на котором монтаж новой перегородки согласовали все собственники. При этом ключи от нового помещения, где проходили инженерные системы, собственники передали в аварийно-диспетчерскую службу УО.

Собственник обязан предоставлять УО доступ в квартиру для осмотра или ремонта общего имущества

С большими сложностями, чем новые перегородки, управляющие организации сталкиваются, если текущий или капитальный ремонт требуется инженерным системам дома, расположенным в помещении собственников или нанимателей. В таком случае требуется не просто доступ к инженерным системам, а доступ в квартиру, который может предоставить только сам собственник.

Иногда такой доступ УО может получить через суд. Например, в Кургане в начале 2019 года СМИ говорили сразу о двух подобных ситуациях: управляющая организация в судебном порядке получила право войти в квартиру собственника, чтобы заменить секцию канализационной трубы, а регоператор по капремонту только через суд добился права войти в квартиру для ремонта балконной плиты.

Теме получения доступа в помещение собственника для ремонта транзитных инженерных коммуникаций Минстрой РФ посвятил письмо от 16.01.2019 № 794-АО/06. Ведомство отметило, что обязанность владельца помещения в МКД, через которое проходят общедомовые инженерные системы, закреплена в пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354.

Собственник обязан впускать в квартиру сотрудников УО для осмотра технического и санитарного состояния оборудования в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца. Для выполнения необходимых ремонтных работ допуск предоставляется по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время.

Поэтому, как утверждает Минстрой РФ, если проложенные в стенах или полу квартиры коммуникации требуют текущего или капремонта, собственник такого помещения должен впустить ремонтную бригаду УО или представителей подрядной организации, которая проводит капремонт.

Замена труб в нежилом помещении многоквартирного домаОбязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

При отказе собственника пустить УО в квартиру необходимо составить об этом акт

Причины, по которой жители квартир не пускают ремонтные бригады, различны. Например, кто-то боится, что при ремонте коммуникаций будут вскрыты стены/полы, а восстановление придётся оплачивать самому собственнику, а кто-то – что при работах обнаружатся несогласованные перепланировки квартиры.

В письме № 794-АО/06 Минстрой РФ также объясняет, как действовать управляющей или иной, проводящей ремонт общего имущества, организации в случае, если собственник не пускает бригаду в квартиру.

В такой ситуации оргнизации необходимо составить акт об отказе в доступе. Акт должен подписать собственник помещения, а если он откажется – два незаинтересованных свидетеля. В акте следует прописать, что ремонт элемента невозможен, поскольку доступ к нему закрыт.

Затем УО следует обратиться в орган Госжилнадзора либо для ускорения процесса – напрямую в суд. Особенно это важно в ситуации, когда коммуникации требуют срочного, порой аварийного ремонта.

Если орган ГЖН решит привлечь УО к ответственности из-за ненадлежащего содержания общего имущества, то управляющая организация должна будет доказать, что:

  • ситуация сложилась не по её вине;
  • сама организация предпринимала все зависящие от неё шаги для надлежащего исполнения своих обязанностей.

Такая позиция отражена в судебной практике, например, в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-25299/2013, решении АС Республики Татарстан по делу № А65-8715/2014.

При недопуске к общему имуществу ответственность за последствия несёт собственник

Минстрой РФ в письме также остановился на вопросе ответственности собственника в случае, если он не пускает ремонтные бригады в своё помещение для проведения ремонта на общедомовых коммуникациях. В таком случае всю ответственность за возможные последствия аварий несёт собственник помещения, не пустивший в квартиру УО или подрядчика.

Если в период, пока УО через суд добивается доступа к общему имуществу дома для проведения аварийных или восстановительных работ, случится прорыв трубы или другая авария, то весь причинённый вред будет возмещать собственник помещения, куда не смогли попасть ремонтные бригады (ч.ч. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ). Ущерб и иной вред при этом взыскиваются с виновного через суд.

Замена труб в нежилом помещении многоквартирного домаВерховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

Собственник при ремонте в квартире не должен перекрывать доступ к общему имуществу

Собственника помещения, в котором требуется провести ремонт общедомовых коммуникаций, обычно волнует вопрос, кто заплатит за повреждение полов/стен, в которых эти коммуникации проложены. Ведь чаще всего, чтобы добраться до труб, необходимо вскрывать эти части помещения.

Минстрой РФ напомнил о том, что если ремонтные работы, в том числе капитального характера, невозможно провести без повреждения имущества собственника помещения, то расходы на демонтаж и монтаж конструкций должны быть включены в стоимость такого текущего ремонта или в проектную документацию на капремонт.

Другая ситуация, если при проектировании и строительстве дома доступ к общедомовым инженерным системам был оборудован внутри помещений собственников, а жители сделали ремонт, смонтировали встроенную мебель, и такой доступ стал невозможен.

Замена стояков в многоквартирном доме

Несмотря на то, что большинство жильцов являются собственниками своих квартир и оплату общедомовых нужд вносят ежемесячно, непосредственную замену стояков и других элементов водоснабжения проводят представители управляющей компании (УК). Их действия основаны на нормативной базе законов РФ. Однако, не многие владельцы квартир знают свои права в случае необходимости замены общих коммуникационных элементов, расположенных в их квартирах.

Решение при замене стояков в многоквартирном доме, определение ответственных лиц и правила поведения при конфликтных ситуациях приведем далее.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

Нормативная база

Замена труб в нежилом помещении многоквартирного дома

Кто ответственен за замену стояков в многоквартирном доме?

Стояки многоквартирных домов – это личное или общедомовое имущество? Вопрос является актуальным при возникновении необходимости в его замене. Согласно ПП РФ №491 все ответвления труб от стояка находятся под ответственностью (эксплуатация, ремонт и замена) собственников квартир, а следовательно и оплата проходит за их счет.

А вот коммуникационные системы являются общедомовым имуществом и вся ответственность за их содержание и ремонт возлагается на УК.

Кто должен менять стояки в многоквартирном доме?

Ошибочно полагать, что если общие водопроводные стояки находятся в эксплуатации жильцов квартир многоквартирного дома, то и ответственность за их замену полностью возлагается на них. Незнание нормативной базы Жилищного Кодекса приводит к лишним денежным растратам из карманов собственников.

Постановление Российской Федерации №354 ст.149 (от 6.05.2011) и ст.161 Жилищного Кодекса РФ гласят о том, что ремонт, а также полная замена стояков в многоквартирном доме находятся под ответственностью Управляющей Компании, закрепленной за конкретным домом.

Каждый месяц каждый владелец квартиры получает квитанцию на оплату коммунальных услуг, в которой обозначена графа «техническое обслуживание и ремонт». За те средства, которые поступают от жильцов от оплаты квитанций, в частности за обслуживание и ремонт, и должны проводиться все профилактические и ремонтные работы.

Следовательно, в случае прорыва труб или иной порчи стояка ЖЭК обязан проводить ремонтные работы, без взимания платы с жильцов (обратное действие является незаконным).

Нормы замены

Согласно нормам замены стояков в многоквартирном доме их замену необходимо проводить в двух случаях:

  1. Окончание эксплуатационного срока действия металлоконструкции.
  2. Полный ремонт санузла квартиры.

Жизненные условия предусматривают 2 режима замены труб:

  • плановый – когда подошел срок замены;
  • аварийный – когда произошло нарушение целостности трубы и образовалась течь.

Гарантийный срок эксплуатации труб многоквартирных домов составляет не менее 25 лет. Даже если по истечении этого срока конструкция является целостной без протечек, стояк все равно необходимо заменить.

Все чаще проводится замена чугунных труб на полипропиленовые. Это обусловлено рядом преимуществ материала:

  • экономичность;
  • легкость;
  • прочность;
  • безопасность для экологии;
  • устойчивость к деформации от теплового воздействия;
  • устойчивость к коррозии и другим воздействиям;
  • скользящая структура внутренних стенок, которая препятствует образованию налета;
  • долгий эксплуатационный срок: от 50 до 100 лет.
Читайте также:  Высчитывают ли с больничного листа по исполнительному листу за кредит

Что входит в замену стояков в многоквартирном доме?

Процесс замены стояка в МКД – это непосредственное изъятие старой конструкции на новую. Однако это далеко не все, что входит в понятие «замены стояка в многоквартирном доме».

Сперва необходимо обратиться в УК и написать заявление на замену трубы. Удовлетворительный ответ заявитель получит в том случае, если документ составлен правильно, а подкрепляющие его факты не вызовут сомнений.

В назначенный день представители УК перекрывают воду в стояках и сливают ее остатки. После этого приходят мастера от управляющей компании или организации, с которой УК заключила договор. Они и проводят все необходимы процедуры по замене неисправной трубы стояка в многоквартирном доме.

  1. Мастер при помощи болгарки вырезает старые трубы.
  2. Производит разметку для новых ответвлений.
  3. Проводится монтаж новых трубопроводных конструкций.
  4. Осуществляют запуск воды на проверу герметичности всех стыков нового стояка.

По закону все необходимые элементы коммуникационной системы, которые подлежат замене, доставляются в квартиру собственника.

Однако не редки ситуации, когда сам жилец, в чьей квартире надлежит провести монтаж, оплачивает все расходные материалы и сам элемент новой трубы.

По закону, все расходы собственника должны быть включены в счет оплаты квитанции по содержанию общедомовых владений за следующий месяц.

Пошаговая инструкция замены стояков в многоквартирном доме

Прорыв водопроводного стояка в одной квартире требует его немедленной замены. Перед проведением ремонтных работ владелец «аварийной» квартиры должен обговорить это действо с соседями верхнего и нижнего этажа.

Дело в том, что изношенное состояние труб имеет по всей своей длине, несмотря на то, что прорыв случился в определенном месте. И для надежности их следует заменить полностью, во всех квартирах.

В случае несогласия соседей монтаж общего водопроводного канала будет проводиться только в одной квартире.

Следующий шаг – обращение в УК. В их полномочия входит перекрывание стояка и слив воды. Далее происходит полный или частичный (в отдельной квартире) монтаж труб.

Согласно ВСН 58-88 (р) «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» плановая замена систем водопровода должна проводиться каждые 25-30 лет. Ремонтные работы проводятся внутри приватизированных и неприватизированных квартир, а также в подвальных помещениях и подъездах.

Замена канализационного стояка

Канализационный стояк относится к общедомовому владению, даже несмотря на то, что он проходит через частную квартиру (согласно ст.290 Гражданского Кодекса). Также, в ПП РФ №491 п.5 от 13.08.2006 говорится: «…к общему имуществу относится система водоотведения, то есть, канализация…».

Следовательно, за монтаж и ремонтные работы канализационного стояка в многоквартирном доме несет ответственность УК. За все необходимы расходные материалы, которые потребуются в процессе замены, а также за сам ремонт вносят оплату жильцы квартир, ежемесячно внося денежные суммы за квитанции с графой «содержание и ремонт жилья».

В день проведения замены стояка канализации владелец квартиры не должен оплачивать ничего.

Но, если ранее собственник квартиры самостоятельно проводил замену канализационной трубы, и факт этот будет доказан, то владелец обязан полностью оплатить последующий монтаж данного элемента системы коммуникации.

Перед началом ремонта канализационного стояка многоквартирного дома жильцу необходимо:

  1. Посетить УК и оставить заявление на проведение замены аварийного элемента.
  2. Составить с представителем обслуживающей организации акт, в котором будет описано состояние канализационного стояка и (рекомендовано) приложены фото.
  3. Оговорить дату и время проводимых работ, а также своевременно оповестить соседей об этом.
  4. Определить материал конструкции, которая будет внедрена на место старой, а также некоторые нюансы.

В назначенное время приходят мастера по ремонту и проводят все необходимые действия по замене канализационного стояка.

По завершении составляется «Акт выполненных работ» между УК и организацией по ремонту. Собственнику квартиры тоже стоит оставить себе копию этого акта.

Оплата замены

Ответ на вопрос, касающийся оплаты замены стояка в многоквартирном доме, содержится в Правительственном Постановлении РФ №491 от 13.08.2006. Документ определяет, что является общедомовым имуществом, кто несет ответственность за его содержание и соответственно оплачивает его ремонт и замену.

Согласно ПП №491 и его разделу «Правила содержания имущества многоквартирного дома» каждый владелец квартиры оплачивает содержание и ремонт всех коммуникаций дома. Эта же информация содержится и в ст.158 ЖК РФ «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме»: все собственники квартир МКД задействованы в расходах на содержание и ремонт общедомового имущества.

Таким образом все расходы на замену стояка водоснабжения в многоквартирном доме оплачивает ЖКХ из тех средств, которые вносят все собственники квартир ежемесячно, внося денежные средства за квитанции по содержанию общедомового имущества.

Какие документы выдаются собственнику жилья?

Замена труб в нежилом помещении многоквартирного дома

  • дата составления договора;
  • порядковый номер договора, согласно которому выписывается акт;
  • объем выполненных работ и все проведенные действия;
  • стоимость работ;
  • наименование исполняющей ремонтные работы;
  • подписи исполнителя и заказчика.

Этот документ делается в 2-х экземплярах, один из которых отдается исполнителю, а второй остается у заказчика. Исполнителем является организация, занимающаяся заменой аварийного элемента. Заказчиком может выступать УК (тогда один экземпляр остается у них и на руки собственнику квартиры не выдается) или же непосредственно владелец жилья.

Даже если договор составлен представителем УК и ремонтной компании, собственнику квартиры стоит сделать себе копию этого акта.

Можно ли отказаться от замены стояков в многоквартирном доме?

«Можно ли отказаться от замены стояка?» — актуальный вопрос для тех жильцов, кто сделал капитальный ремонт квартиры, ведь предполагаемая общедомовая процедура подразумевает некоторую порчу имущества собственника в санузле. Есть ли возможность написать отказ?

Исходя из информации, содержащейся в п.5 ПП №491, стояки в МКД являются общедомовым владением.

По закону не один из жильцов не вправе препятствовать представителям исполнителя (УК), а также аварийным службам, органам Госконтроля и надзора проводить осмотр текущего состояния коммуникационного оборудования и проводить ремонтные работы. Контрольный осмотр должен проводиться не чаще 1 раза в 90 дней, а при аварийной ситуации – в любой время.

Таким образом, собственники квартир не имеют возможности отказаться от замены общих коммуникационных систем в многоквартирном доме. В ответ на отказ УК или ТСЖ вправе подать в суд.

Возможные конфликты и их решение

Замена труб в нежилом помещении многоквартирного домаПри замене стояка в квартире ее владелец может столкнуться с ситуациями, препятствующими проведению ремонтных работ. Конфликтные случаи могут быть следующими:

  1. Отказ управляющей компании в проведении замены неисправного оборудования.
  2. Несогласие соседей на замену стояка в многоквартирном доме.

Затягивать с их решением не стоит, особенно если замена аварийного элемента требуется в самое ближайшее время.

При обращении в управляющую компанию с заявлением на замену стояка в МКД возможно столкнуться с отказом в проведении работ.

Причины могут быть высказаны разные, но, чаще всего организация-управленец ссылается на исправность коммуникационной системы.

В этом случае собственник обладает полным правом подать в суд на УК, а также взыскать с них денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Общий аварийный трубопровод не редко дает течь не только в одной квартире, но и у соседей сверху или снизу. Или же стояк находится в непригодном состоянии и требует тотальной замены, а не только отдельного «фрагмента». Поэтому и монтаж должна проводиться в нескольких квартирах. Но, нередки случаи, когда одни из собственников отказываются в проведении необходимых работ.

Решить проблему возможно путем разговоров, но они не всегда приводят к желаемому результату. В сложившейся ситуации самым верным решением станет судебное разбирательство. Но, подать заявку в суд должны не другие владельцы квартир, а УК. В своем заявлении в судебные органы представитель УК выдвигает требование к суду принудить собственника к замене стояка.

Разбирательство – процесс не быстрый, но эффективный. По его решению препятствующий ремонту собственник обязуется не только допустить ремонтников к замене трубы, но и к монтажу скрывающего короба (если он есть). Судья может существенно ускорить процесс дела, удовлетворив запрос истца согласно ст. 212 Гражданского Процессуального Кодекса.

Жалоба на некачественную замену стояков в многоквартирном доме

В случае, если замена аварийного стояка произведена некачественно, владелец квартиры вправе подать жалобу на ответственную за это дело организацию. Жалоба в письменном виде подается в Государственную жилищную инспекцию конкретного региона России. В ней указывается имя и адрес собственника, где расположен аварийный водопроводный стояк.

Жалоба состоит из заявления и прошения. В заявление необходимо ссылаться на ст. 161 ЖК РФ «Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом» и указать, что ремонтные работы не устранили аварийную ситуацию. В прошении пишется просьба заявителя об обязывании УК исправить неполадки в соответствие с нормами.

Не лишним будет приложить к жалобе фотоматериалы, доказывающие некачественную работу, а также акт, составленный между жильцом и УК.

Нюансы уборки подъездов в многоквартирном доме в случае затопления

Принятое в 2013 году Постановление Правительства №290 (от 03.04.2013) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» обязало службы УК или ТСЖ проводить уборку подъездов многоквартирных домов.

Проведение гигиенических мероприятий в подъезде, осуществляемых уборщицей, нанятой УК, должно быть ежедневным. Входит ли в ее полномочия уборка общедомовых помещений при затоплении от прорыва стояка?

Когда случилась аварийная ситуация и водопроводный стояк или канализационную систему прорвало в квартире собственника, то ее последствия устраняет сам жилец квартиры, даже если вина за свершившееся лежит на УК. Причем уборка воды должна проводиться незамедлительно, чтобы не затопить соседей снизу.

Если же потоп произошел в подвальном помещении или подъезде, то устранение и уборка последствий возлагается на УК.

Читайте также:  Обложение налогом внереализационных доходов ИП

Демонтаж отопительных приборов

Подборка наиболее важных документов по запросу Демонтаж отопительных приборов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Демонтаж отопительных приборов

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 17 «Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением» ЖК РФ»Судебная коллегия считает, что независимо от того, по чьей причине произошел демонтаж отопительных приборов и отключение квартиры от горячего водоснабжения, в силу ст. 543 ГК РФ именно на абонента возлагается обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых сетей, приборов и оборудования, а, следовательно, и содержание жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и требованиям, предъявляемым ст. ст. 15 и 17 Жилищного кодекса РФ, к жилому помещению и его назначению, пригодного для постоянного проживания граждан, возлагается на собственника. При том, что доказательств внесения изменений в техническую документацию жилого помещения и всего многоквартирного дома не имеется, использование в качестве отопления квартиры электроприборов может ставить под угрозу безопасность эксплуатируемого жилого объекта в целом, судебная коллегия доводы апеллянта отклоняет как бездоказательные и несостоятельные.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Демонтаж отопительных приборов

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положенияВ результате осмотра установлено, что зданию причинен ущерб, в частности: «в банном зале и бассейне система отопления демонтирована. В парилке отсутствует нагревательный прибор. В бассейне из стены выступают полиэтиленовые трубы диаметром 50 мм и 20 мм без запорной арматуры, радиатор отопления демонтирован, отопительные приборы в помещении отсутствуют. В помещении электрокотельной трубы холодного и горячего водоснабжения проходят через стену в помещения бани и прачечной, отопление отсутствует. Горячее водоснабжение поступает в здание до задвижки (задвижка теплая). Стены, потолки, окна требуют косметического ремонта (побелка, окраска). В подсобных помещениях имеются водяные радиаторы в нерабочем состоянии. В санузле отсутствует унитаз, мойка в наличии, вода отсутствует. В помещениях прачечного отделения требуется косметический ремонт, на стенах и потолке отслоение краски и побелки. Во всех помещениях имеются водяные радиаторы, поврежденные с трещинами и выбоинами (разморожены), в нерабочем состоянии. Отопление отключено. В санузле унитаз в нерабочем состоянии, отсутствуют запорная арматура сливного бачка и крышка».

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Индивидуальное отопление в условиях поэтажной собственности в России и Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П(Филипенко Н.В., Курочкина Е.М.)

(«Закон», 2019, N 11)

Системное толкование положений рассматриваемых Правил предоставления коммунальных услуг и Правил содержания общего имущества позволяет прийти к выводу, что в отношении таких инженерных систем, как системы горячего, холодного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, применение вышеобозначенного критерия — разрешение вопроса о назначении элемента системы и, соответственно, о его отнесении к общей собственности или собственности собственника отдельного помещения — должно происходить в зависимости от наличия технической возможности отключения данного элемента без изменения свойств (характеристик, параметров) прочих составляющих системы (т.е. без ее видоизменения и нанесения ущерба общему имуществу). Обычно такая возможность существует в местах размещения запорной арматуры, по которой и определяется граница между общим имуществом в многоквартирном доме и имуществом, относящимся к отдельному помещению. Применительно к расположенным в отдельных помещениях многоквартирного дома элементам системы отопления это означает, что отключаемые от стояков (труб) внутридомовой системы отопления в местах размещения запорной арматуры обогревающие элементы (радиаторы) не входят в состав общего имущества многоквартирного дома . Иной вывод противоречил бы не только закону, но и здравому смыслу, поскольку из-за потребности в получении согласия всех соседей по многоквартирному дому он приводил бы к невозможности своевременного обеспечения надлежащего технического состояния расположенных в квартирах (нежилых помещениях) отопительных приборов (их отсоединению от системы отопления для ремонта, замены и пр.) и тем самым к созданию искусственных препятствий в предоставлении гражданам коммунальной услуги по отоплению . Не случайно в письме Минстроя России от 01.04.2016 N 9506-АЧ/04 отмечено, что обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не включаются. Таким образом, собственник отдельного помещения в многоквартирном доме вправе без согласия собственников всех прочих помещений в доме распорядиться расположенными в его помещении и отвечающими рассмотренным требованиям обогревающими элементами, в том числе с привлечением специализированной организации на основании согласованного с органом местного самоуправления проекта переустройства помещения, организовать проведение работ по демонтажу таких отопительных приборов, а также термоизоляции проходящих через его помещение элементов внутридомовой системы отопления многоквартирного дома.

Нормативные акты: Демонтаж отопительных приборов

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 N 16-П»По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения N 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки В.Н. Шестериковой»Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 91-АД16-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 г. N 91-АД16-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «Управляющая организация «Десятка Завеличье» (далее — ООО «УО «Десятка Завеличье», общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г.

Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, ООО «УО «Десятка Завеличье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
  • В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — Правила).

  1. Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  2. В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
  3. В силу подпункта «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» — «д» пункта 2 данных Правил.
Читайте также:  Определение порядка общения отца с ребенком

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее — административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г.

Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта «д» пункта 10 и подпункта «з» пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 — 6), предписанием (л.д.

7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 — 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю.

заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

  • В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
  • Подпунктом «д» пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.
  • При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

  1. При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.
  3. При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.
  4. Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.
  5. Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.
  6. Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «УО «Десятка Завеличье», — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

——————————————————————