ДТП

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Техосмотр для легковых машин в России с 1 января 2023 года подорожает в среднем более чем на 50%. Почти все российские регионы поднимают цену услуги до 913 рублей. Техосмотр подорожает в 2-3 раза в Хакасии, Орловской и Омской областях, в Санкт-Петербурге ожидается самое высокое подорожание — до 1500 р. В Москве, будет установлена цена как и для регионов в 913 рублей.

Перемены в концепции контроля за техническим состоянием автомобильного парка назревали давно. Почти повсеместной стала практика формальной проверки на станциях ТО. Однако действительность существенно скорректировала сроки и характер реформы. Перед пандемией планировалось ужесточить требования к частным операторам, но пришлось решать более насущные вопросы.

Весной 2021 года частично появились нововведения, которые касаются процедуры оформления электронной диагностической карты. Готовы оказались не все, поэтому срок действия старых карт продлили на полгода.

Необходимость самой процедуры для некоммерческого автотранспорта была темой для горячих споров все лето. На сентябрьских выборах в Думу Единая Россия анонсировала законопроект о поправках к Федеральным законам. Новые правила техосмотра в 2023 году будут приняты в окончательной редакции, скорее всего, к концу 2022 года и ситуация стабилизируется.

Новые правила техосмотра с 2023 года

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Инициатива исходила от партии единороссов. При этом поддержку обещали оказать представители других фракций. Законодатели, публикуя пояснительную записку, обосновали отмену обязательного ТО тем, что вероятность участия неисправных автомобилей, прошедших ТО и с актуальными полисами ОСАГО, не превышает 1%.

Международные правила Конвенции о дорожном движении требуют обязательной периодичности осмотров только для автобусов и грузовых машин с грузоподъемностью от 3,5 тонн. О легковых авто речи нет. К тому же, каждый водитель обязан убедиться в исправности техники накануне поездки, независимо от прохождения ТО.

Статью 15 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств …» от 01.07.2011 предлагается дополнить пунктом 7 с формулировкой:

«Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе, с предоставлением услуг легкового такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру». Пункт 8 предлагает владельцам добровольно проходить ТО.

Таким образом, ответственность за исправность ложится в основном на плечи владельца, но это не освобождает от посещения станций ТО окончательно. Неизменной процедура остается для авто и мотоциклов физлиц, с года изготовления которых прошло более четырех лет, в следующих случаях:

  • постановка на государственный учет;
  • регистрация в связи со сменой владельца;
  • усовершенствование конструкции, замена основного компонента транспортного средства.

Нужно ли проходить техосмотр на новую машину в 2023 году? В течение 4 лет с момента выпуска автомобиля ТО диагностическую карту оформлять не нужно. За исключением случаев продажи, усовершенствования основных узлов.

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306, по которому в процедуру ТО вносятся изменения, уменьшающие количество проверок систем автомобиля с 82 до 55.

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Продажа машин с пробегом за 2022 год составила больше 5,5 млн. рублей и это не предел. Законодатели посчитали нагрузку на операторов без того достаточной и решили избавить их от рутины или, что реальнее, от незаконного заработка.

Реформа позволит резко сократить количество ТО в год до 6-8 млн. Обычно эта цифра ежегодно превышала 30 млн. Для частников снятие лишнего расхода будет несомненным плюсом.

Для коммерческого транспорта изменений в законе не будет. Периодичность остается прежней.

Закон в ноябрьскую сессию выносится на первое обсуждение. Будет ли он принят, станет ясно из свежих новостей о техосмотре в 2023 году, возможно будут изменения в формулировках. МВД озвучило предложение стимулировать водителей к добровольному прохождению ТО снижением ставки налога, льготным тарифом на полис ОСАГО.

Сокращение пунктов проверки

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

В Минтрансе запланировано оставить из 82 разделов ТО только 59. Новые правила техосмотра в 2023 для легковых автомобилей существенно ускорят проверку.

Эксперты и аналитическая группа после исследования текущей конъюнктуры и на основе целесообразности предлагают исключить следующие параметры:

  • коррозионные и механические повреждения в тормозной системе;
  • шумовой уровень – будет проверяться на выпускной системе без шумомера, органолептическим способом;
  • беззазорное сцепление тягово-сцепной системы;
  • подача жидкости омывателем;
  • наличие в багажнике медицинской аптечки, стоп-знака, огнетушителя;
  • капельная утечка масла, рабочих жидкостей;
  • регистрационные знаки и крепеж;
  • соблюдение условий перевозки пищевых продуктов.

Сокращение списка обосновано чрезмерностью требований, некоторые из них можно было истолковать неоднозначно. Частично работы выполнялись с помощью дорогостоящего оборудования, стоимость которого оправдывала себя только через несколько лет. Часто такие процедуры были неэффективны, поскольку выполнялись в ускоренном режиме.

Срок действия эксперимента закончится в 2027 году. Практика пяти лет покажет, насколько жизнеспособным окажется регламент и понадобится ли вновь пересматривать порядок.

Техосмотр для ОСАГО

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Не секрет, что большинство водителей покупали диагностическую карту ради оформления страховки. Обе стороны устраивало такое положение дел. С подачи МВД 2 июля в Думе была принята поправка в статью 15 №40-ФЗ «Об обязательном страховании …». Начиная с 22 августа 2021 года при покупке полиса ОСАГО не требуют наличие ТО.

Однако, когда авария происходит по причине неисправности, которая могла быть выявлена на ТО, виновнику ДТП придется платить. Страховщики могут использовать так называемый принцип регрессии, чтобы возместить страховые выплаты за счет нерадивых автомобилистов. Это позволяет статья 29 №170-ФЗ.

Фотофиксация

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

С марта 2021 года определены правила фотофиксации на станции ТО:

  • фото передней части авто делается при въезде;
  • фотоснимок задней части делается при выезде;
  • на цветных снимках должны быть четко видны номерные знаки, марка машины;
  • обязательно ставится дата, координаты по ГЛОНАСС, электронная подпись эксперта;
  • снимки делаются на расстоянии не больше 40 м (первоначально предполагалось 15 м) от станции техобслуживания.

Чтобы исключить подделку фотофиксации, Минтранс дополнительно ввел запрет на фотокорректировку и ввел два дополнительных снимка. На боковых фотографиях, сделанных также при въезде и выезде, должен присутствовать эксперт, в полный рост и лицом к камере. Если используется передвижная станция, то снимок должен захватить роликовый диагностический стенд.

Штраф за отсутствие техосмотра

Новое в техосмотре легковых автомобилей в 2022 году – это повышение взыскания за его отсутствие, теперь оно будет составлять 2000 рублей. Применить повышенную штрафную ставку за отсутствие диагностической карты собирались уже в 2021 году, но решили подождать год в связи с нестабильной ситуацией в стране.

Для того чтобы получить штрафную квитанцию, необязательно встретить инспектора на дороге. Камеры будут фиксировать авто, которые не прошли ТО в положенный срок. Оповещения о наложении штрафа будут отправляться владельцам транспортных средств автоматически раз в сутки.

Для организаций

Выпуск на линию транспортного средства без прохождения ТО наказывается для должностного лица штрафом 2 тыс. р, юридического лица 50 тыс. р.

Для физических лиц

Физлицам придется оплачивать две тысячи рублей за езду без ТО. Вряд ли оправдаются надежды, что автомашина не попадет в объектив камер. Если отложить поездку на ТО, набежит нескромная сумма.

Фиктивное оформление карты без осмотра или занесение информации в ЕАИС без практического обследования обойдется гражданину в 5-10 тысяч рублей. Повторное аналогичное нарушение повлечет ужесточение наказания до 10-20 тысяч.

Для операторов

Для аккредитованных специалистов, занимающихся оформлением диагностической карты, увеличены существующие штрафы, а также введены новые. Технические эксперты приравнены к должностным лицам.

Нарушение Для должностного лица, тысяч руб. Для юридического лица, руб.
Аккредитация с нарушением законодательства От 30 до 50 От 200 до 500
Ведение реестра с нарушениями От 20 до 30 От 100 до 200
Сокрытие сведений, которые должны быть внесены в единый реестр От 3 до 5 От 30 до 50
Оформление карты без проверки ТС От 30 до 50 От 200 до 300
Занесение сведений о проведении ТО в ЕАИС без осмотра От 30 до 50 От 200 до 300
Проведение проверки специалистом, о котором нет сведений в реестре или не уполномоченным для работы в данном пункте ТО От 3 до 5 От 10 до 20
Проведение осмотра лицом без аккредитации От 30 до 50 От 100 до 300
Повторное нарушение Дисквалификация на 1-3 года От 300 до 500
Читайте также:  Можно ли получить права в 18 лет в день рождения?

Когда начнут действовать новые штрафы?

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

По новым правилам техосмотра для легковых автомобилей с 1 марта 2022 в Крыму и по всей Российской Федерации вступают в силу повышенные штрафные санкции за отсутствие диагностической карты. Водителей вроде бы не принуждают проходить ТО без необходимости. Взамен Кодекс административных правонарушений ужесточает денежное наказание.

Ожидаются также подвижки в расценках за ТО. Ориентировочно в Москве придется платить до 2800 рублей. Бизнес замер в ожидании обновлений в законе.

Подавать заявки на аккредитацию хозяева станций ТО не торопятся. Настораживает неопределенность, а еще больше пессимизма от необходимости инвестиций.

Пока на просторах России достаточно пунктов ТО, но, если они не пройдут аккредитацию, возникнут очереди.

Россияне не впервые сталкиваются со столь радикальными переменами. Страх перед нехожеными тропами не отменяет положительных моментов в обновлениях. Правительство, в свою очередь, надеется, что реформа будет стимулировать владельцев легковушек самостоятельно следить за их исправностью, а операторы сосредоточатся на грузовом, коммерческом и пассажирском транспорте.

Техосмотр автомобиля: зачем он нужен и как пройти его по правилам

В России миллионы автовладельцев каждый год проходят обязательный технический осмотр автомобиля.

https://www.youtube.com/watch?v=BdOmONBta6Q\u0026pp=ygVd0JjQt9C80LXQvdC10L3QuNGPINGC0LXRhdC-0YHQvNC-0YLRgNCwIDIwMjM6INGI0YLRgNCw0YQg0Lgg0L_QvtGB0LvQtdC00L3QuNC1INC90L7QstC-0YHRgtC4

Точной статистики по количеству оформленных диагностических карт в открытом доступе нет. Это неудивительно: операторы техосмотра — частные фирмы, которые не обязаны публиковать данные. Диагностическую карту придется предъявить в ГИБДД при постановке на учет автомобиля с пробегом. Владельцы коммерческого транспорта проходят техосмотр каждый год.

Расскажем, как пройти техосмотр и в каких случаях нужна диагностическая карта.

Технический осмотр — это проверка технического состояния транспортных средств на соответствие обязательным требованиям безопасности. Он нужен только в случаях, оговоренных в законе. Но владелец машины может пройти техосмотр добровольно.

п. 12 ст. 1 ФЗ о техосмотре транспортных средств

Из⁠-⁠за сходства аббревиатур есть риск спутать технический осмотр и техническое обслуживание — и то и другое сокращают одинаково — ТО. В статье пойдет речь только о техническом осмотре. В России нет закона, который регламентировал бы техобслуживание.

Техосмотр также упоминается в законе «О государственной регистрации транспортных средств» — например, в статье 15 указано, когда нужно предъявлять диагностическую карту сотрудникам ГИБДД.

Для чего нужен техосмотр. Государство устанавливает обязательные требования к безопасности транспортных средств и их техническому состоянию, потому обязывает владельцев проходить проверку соблюдения этих условий.

Раньше государство делало это самостоятельно, с помощью отдельных подразделений госавтоинспекции. Но автомобилей становилось все больше, и у инспекторов не хватало сил.

Поэтому проверки передали операторам технического осмотра — аккредитованным компаниям или ИП, аккредитованным на право проведения технического осмотра. Теперь государство проверяет операторов, а операторы проверяют автомобили.

Оператор технического осмотра обязан:

  1. Проводить сам техосмотр.
  2. Оформлять диагностическую карту в единой автоматизированной информационной системе, передавать в нее всю информацию о техническом состоянии автомобиля.
  3. Обеспечивать сохранность автомобиля, представленного для проведения техосмотра.

ст. 14 ФЗ о техническом осмотре

Оператор обязан оказать услугу любому обратившемуся. Не важно, где живет человек или находится компания, регион госрегистрации автомобиля роли не играет. Оператор не вправе отправить кого⁠-⁠либо проходить техосмотр по месту прописки.

Периодичность прохождения техосмотра зависит от возраста автомобиля, его категории и целей использования.

Полностью освобождены от техосмотра транспортные средства с ДВС объемом менее 50 см³ или электродвигателем до 4 кВт, максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч. Также техосмотр не нужен прицепам к таким ТС.

Для остальных автомобилей учитывается год выпуска, а не конкретная дата. Не важно, выпущен автомобиль в январе или в декабре. Даже если он покинул конвейер 31 декабря, 1 января считается, что уже прошел год с его выпуска.

п. 2 ст. 2, ст. 15 ФЗ о техническом осмотре

Год выпуска и год, в который регистрируется автомобиль, полностью включаются в возраст. Как это работает — объясню на примере. Автомобиль выпущен в декабре 2022 года. Если его будут регистрировать в ГИБДД в 2022 году — его возраст один год. Если в январе 2023 — уже два года.

Информацию о прохождении техосмотра для всех остальных автомобилей можно посмотреть в нашей таблице:

Как понять, что автомобиль используется в личных целях. Я встречал в различных статьях мнение о том, что даже если посадить рядом с собой жену, тещу или соседку, то это уже считается использованием автомобиля не в личных целях. Якобы сотрудники ГИБДД, увидев пассажира, могут требовать диагностическую карту и оштрафовать водителя за ее отсутствие.

Но на деле все не так: жену, тещу и даже соседку на легковом автомобиле можно возить в личных целях и не проходить обязательный техосмотр.

Каждый водитель должен иметь официальный документ, подтверждающий цель использования автомобиля, — полис ОСАГО. Не обязательно возить с собой бумажный полис — инспектору на дороге можно предъявить его электронную копию — например, на экране смартфона. При оформлении полиса ОСАГО водитель указывает, с какой целью планирует использовать автомобиль.

https://www.youtube.com/watch?v=BdOmONBta6Q\u0026pp=YAHIAQE%3D

Регулярный техосмотр не требуется, если автомобиль используют в личных целях. Если в поле с целями отмечено, например, «Такси», техосмотр придется проходить раз в год или раз в полгода — в зависимости от возраста автомобиля.

В теории таксист может попытаться обмануть страховую — указать, что использует автомобиль как личный, а работать на нем в такси.

Но если это выяснится в ходе разбирательства, то штраф за отсутствие техосмотра — не самое худшее, что может ожидать водителя.

Если он окажется виновным в ДТП, ему придется возместить ущерб из собственного кармана. Отказаться не получится: пострадавший, скорее всего, взыщет ущерб через суд.

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Водитель сам указывает цель использования автомобиля при оформлении полиса ОСАГО

Для прохождения техосмотра нужны:

Документы может показать как владелец, так и его представитель по простой письменной доверенности, заверять ее нотариально не нужно.

Заехать на ближайшую станцию техобслуживания и там пройти техосмотр не получится. Там смогут проверить техническое состояние, но выдать диагностическую карту — нет. Это может сделать только оператор технического осмотра. Российский союз автостраховщиков ведет реестр операторов технического осмотра.

Как найти пункт техосмотра. Водители могут узнать об адресах и графике работы пунктов техосмотра на сайте РСА. Там есть форма поиска, которая позволяет найти адрес оператора по населенному пункту или по улице в нем.

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Искать ближайшего оператора можно по названию населенного пункта или по адресу.

Например, на момент написания статьи в поселке Шушенское Красноярского края техосмотр можно было пройти только у одного оператора. Источник: oto⁠-⁠register.autoins.

ru

Доступ к этой системе есть и у сотрудников ГИБДД — если на техосмотр пригнали машину с перебитыми номерами, к человеку, который ее пригнал, могут возникнуть вопросы.

Порядок оказания услуг по проведению техосмотра

Дальше машину будут проверять диагностическим оборудованием и осматривать визуально. Продолжительность проверки установлена правилами и зависит от категории автомобиля. Минимальное время проверки — у мотоциклов, максимум 10 минут. Дольше всего может длиться проверка транспортных средств для перевозки опасных грузов — 88 минут. Вот на что будут смотреть.

Тормозные системы. Они должны быть работоспособны, на тормозных дисках, барабанах и колодках не должно быть повреждений и трещин. Тормозные шланги должны быть целыми, без трещин и следов набухания, на них не должно быть подтеков. Стояночный тормоз должен быть исправен, стоп⁠-⁠сигналы — рабочими.

Рулевое управление. Люфт в нем не должен превышать предельных значений, должен работать усилитель руля, если он есть. Все детали рулевого механизма должны быть на месте.

Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем. Устройство фиксации положения рулевой колонки, если оно есть, должно работать.

В рулевом механизме и рулевом приводе не должно быть деталей с повреждениями.

Внешние световые приборы— фары, фонари и стоп⁠-⁠сигналы должны быть на местах, предусмотренных заводом-изготовителем, и должны быть исправны. Лампы должны соответствовать требованиям, предусмотренным заводом-изготовителем. Форма, цвет и размер фар должны быть одинаковыми, а расположение — симметричным.

Стеклоочистители и стеклоомывателидолжны быть в наличии и исправны.

Шины и колеса. Все гайки креплений должны быть на месте, шины должны быть целыми, без следов разрывов и торчащего корда. Колесные диски должны быть круглыми, без видимых трещин и следов сварки. На одну ось нельзя устанавливать шины разного размера и с разным рисунком протектора. Если резина шипованная, то она должна стоять на всех колесах.

Двигатель и его системы. Крышка на бензобаке должна быть целой и сидеть плотно. Подтеки топлива недопустимы. Содержание загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств должно соответствовать требованиям техрегламента.

Читайте также:  Нужна ли страховка ОСАГО на прицеп или пометка "с прицепом"?

Прочие элементы конструкции. На лобовом стекле не должно быть трещин. Если на нем и на стеклах передних дверей есть тонировка, она должна пропускать не менее 70% света.

https://www.youtube.com/watch?v=YZ9IZbpeI-E\u0026pp=ygVd0JjQt9C80LXQvdC10L3QuNGPINGC0LXRhdC-0YHQvNC-0YLRgNCwIDIwMjM6INGI0YLRgNCw0YQg0Lgg0L_QvtGB0LvQtdC00L3QuNC1INC90L7QstC-0YHRgtC4

Замки дверей, механизмы регулировки сидения водителя, обогрев и обдув ветрового стекла должны работать.

Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, огнетушители на автомобилях, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены.

Для прохождения техосмотра не нужно приобретать ничего, что не предусмотрено самой конструкцией автомобиля. Это значит, что если производитель предусмотрел крепление огнетушителя, то на техосмотре проверяют эти крепления. Сам огнетушитель при этом проверять не будут.

Водителю достаточно следить, чтобы все болты и гайки были на месте, из колес не торчал корд, нигде ничего не текло и не капало, все лампы в световых приборах горели. В этом случае, скорее всего, техосмотр получится пройти без проблем.

Нужна ли аптечка. В каждом легковом и грузовом автомобиле, автобусе, тракторе и даже в мотоцикле с боковым прицепом должна быть аптечка. Без нее нельзя выезжать на дороги общего пользования. Но на техосмотре про нее не спросят, могут только проверить наличие крепления для нее — и то при условии, что это крепление в автомобиле предусмотрел завод-изготовитель.

п. 7.7 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации

По результатам технического осмотра оператор оформляет диагностическую карту. Сразу после техосмотра она попадает в единую автоматизированную информационную систему. Водитель не обязан получать бумажную копию, но может ее запросить.

п. 15, 16 правил проведения техосмотра

Карту оформят независимо от того, соответствует автомобиль обязательным требованиям безопасности или нет. Если машина требованиям не соответствует, в карте укажут на это, а информацию внесут в систему. Владельцу машины придется устранить неисправности и пройти техосмотр повторно.

Образец диагностической карты. Форму диагностической карты устанавливает правительство. Правила заполнения утвердил Минтранс.

По сути, карта — это запись в базе данных. Бумажный ее вариант выдается только по желанию. Вот как он выглядит:

Если машина не была на пункте ТО — ГИБДД аннулирует диагностическую карту и в течение трех дней уведомит владельца транспортного средства и его страховую компанию. Также автомобиль могут снять с учета, если его зарегистрировали на основании поддельной диагностической карты.

Ответственность за поддельные диагностические карты предусмотрена в уголовном кодексе.

Наказание — один год лишения свободы условно.

Сколько стоит пройти техосмотр. Размер платы за техосмотр ежегодно устанавливают регионы по методике ФАС.

ст. 16 ФЗ о техническом осмотре

Плату ежегодно индексируют на уровень инфляции.

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

В 2023 году в Москве техосмотр легкового автомобиля обойдется в 1500 ₽, такси — в 1000 ₽. Источник: техосмотр-в-москве.рф

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Во Владивостоке стоимость техосмотра легкового автомобиля — 1023 ₽. Источник: техосмотр-вл.рф

Для владельцев транспорта категорий «М» и «В» нет административной ответственности — но только если транспорт используют в личных целях. Она появляется, когда транспорт используют в коммерческих целях.

Допустим, менеджер по продажам на личном автомобиле ездит по рабочим делам, а по выходным — возит друзей на дачу. Полис ОСАГО у него оформлен как на автомобиль, используемый в личных целях. Водителя не оштрафуют за отсутствие диагностической карты.

Но человек может уволиться с работы менеджером и устроиться в такси с личным автомобилем. Раз машина используется как такси — у него появится обязанность проходить техосмотр. Если проигнорирует — его могут оштрафовать на 2000 ₽. Фиксировать нарушение могут не только сотрудники ГИБДД, но и камеры автоматической фиксации.

Есть ответственности и для компаний. За выпуск на линию транспортного средства без техосмотра сотрудника, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию автомобиля, могут оштрафовать на 500 ₽, малое предприятие на 25 000 ₽, остальные компании — на 50 000 ₽.

ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ

Регресс — право страховой компании взыскать ущерб с виновника ДТП после выплат потерпевшим. Перечень ситуаций, когда это возможно — в статье 14 Закона об ОСАГО.

  1. Причиной ДТП стала техническая неисправность автомобиля.
  2. Владелец автомобиля по закону был обязан проходить технический осмотр, но не прошел. Это касается, например, владельцев автобусов и такси.

Информационное письмо ЦБ РФ от 10.02.2022 № ИН 018⁠-⁠53/9 об отдельных вопросах, связанных с правом регрессного требования страховщикаPDF · 151 Кб

Страховщики не могут требовать регресс с владельцев автомобилей, для которых необязателен техосмотр.

https://www.youtube.com/watch?v=YZ9IZbpeI-E\u0026pp=YAHIAQE%3D

Для покупки полиса ОСАГО нужно представить документы на машину и документ, удостоверяющий личность владельца. Страховщики не контролируют, прошел ли водитель техосмотр и заезжал ли вообще на пункт техосмотра. Если диагностической карты нет или она просрочена — отказать в оформлении полиса нельзя.

Последний раз правила прохождения техосмотра меняли 30 декабря 2021 года. Тогда президент подписал поправки к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств». Они освободили от обязательного техосмотра владельцев легковых автомобилей и мототранспорта, используемого в личных целях.

На момент написания статьи в 2023 году в Госдуму не вносили законопроекты, связанные с техосмотром. Если внесут — мы обязательно расскажем.

  1. Техосмотр не отменили. Но легковые автомобили и мотоциклы, используемые в частных целях, должны проходить его только при совершении регистрационных действий или внесении изменений в конструкцию.
  2. Пройти техосмотр можно только у аккредитованного оператора техосмотра.
  3. По итогам техосмотра выдадут диагностическую карту.
  4. Оплата техосмотра — за счет автовладельца
  5. Оштрафовать за отсутствие диагностической карты могут только тех, для кого периодический техосмотр обязателен.
  6. За подделку диагностической карты предусмотрена уголовная ответственность.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

«Оплата государственных услуг»

С приходом нового года владельцев ТС ожидают заметные изменения в системе техосмотра. В первую очередь они коснулись индексации цен на эту услугу. Но по какой же причине это произошло? Кто и зачем решил увеличить стоимость техосмотра легкового и других автомобилей в 2023 году и каким образом он будет проходить — расскажем в этой статье.

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Почему стоимость техосмотра увеличилась

Главным поводом к изменению цен на техосмотр стали многочисленные жалобы, поступающие к сотрудникам Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от операторов. Последние на протяжении нескольких лет настаивали на том, что текущие тарифы не позволяют им получить никакой выгоды от предоставления данной госуслуги.

Очередным толчком к осуществлению перемен стала и реформа системы техосмотра, в ходе которой практически упразднили обязательное оформление диагностических карт для частников.

Тогда операторы снова напомнили о себе и в очередной раз заявили о необходимости поднять цены минимум до уровня стоимости нормо-часа на услуги СТО в регионе.

Помимо этого, они требовали индексировать цены с учётом инфляции, так как во многих регионах тарифы не обновляли уже более 10 лет. Ведь все помнят о том, что это право принадлежит именно региональным субъектам, а не операторам.

В итоге с опорой на предоставленную информацию и с учётом инфляции ФАС решила ввести новую методику расчёта стоимости прохождения техосмотра. Это решение было опубликовано в виде отдельного приказа, который вступил в силу уже 4 октября 2022 года.

Кратко обозначим главное из этого документа:

  • Единые минимальные цены на техосмотр зависят от категории транспорта.Минимальная стоимость ТО в зависимости от категории транспортного средства:
    • Категория М1 — 913 руб.;
    • Категория М2 — 1 563 руб.;
    • Категория М3 — 1 888 руб.;
    • Категория N1 — 999 руб.;
    • Категория N2 — 1 821 руб.;
    • Категория N3 — 1 966 руб.;
    • Категория O1,2 — 753 руб.;
    • Категория O3,4 — 1 272 руб.;
    • Категория L — 321 руб.;

    Следовательно, техосмотр 2023 для легковых автомобилей (самой массовой категории ТС) вырастет на 57%.

  • Максимальные значения по-прежнему индивидуально устанавливаются на региональном уровне.

    Они имеют право либо индексировать на уровень инфляции, либо повышать стоимость ТО с учётом затрат операторов. В последнем случае властям придётся собирать данные с участников отрасли. Это значит, что для соответствующего обоснования информацию о собственных расходах должны предоставить не менее 50% действующих операторов.

  • Новая методика начинает действовать с 1 января 2023 года.

Где подорожает больше всего

Большая часть регионов подняла тариф для легковых машин до 913 рублей. Причём в сравнении с прошлыми ставками в некоторых субъектах РФ суммы существенно возросли. Наглядно изменения стоимости техосмотра автомобиля можно проследить в следующей таблице:

Как видите, техосмотр в 2023 году сильнее всего подорожает в Санкт-Петербурге — на 663 рубля, в Орловской области — на 613 рублей, а также в Брянской и Омской областях — на 537 рублей. А вот жители Приморского, Хабаровского края, Мурманской и Еврейской автономной областей разницу практически не почувствуют.

Какие штрафы ждут водителей за отсутствие техосмотра

До 1 марта 2022 года за езду без техосмотра водителей наказывали штрафом на сумму от 500 до 800 рублей. Это правило касалось всех владельцев грузовиков, легковых автомобилей, а также автобусов и ТС, осуществляющих перевозку опасных грузов.

С 1 марта водителей штрафуют уже на 2 000 рублей. Этот закон продолжит своё действие и дальше, поэтому в 2023 году наказывать будут всех, кто обязан проходить техосмотр, но по каким-то причинам игнорирует эту процедуру.

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Совет Штраф за езду без диагностической карты значительно превышает стоимость самого техосмотра. Поэтому в ваших интересах пройти его добровольно и подтвердить исправность своей машины.

Напоминаем, что проверить штрафы ГИБДД и оплатить их вы можете на портале «Оплата госуслуг». Это просто, быстро и удобно.

Прохождение техосмотра в 2023 году

Вопросы, касающиеся новых цен на техосмотр легкового автомобиля в 2023 году и других ТС, мы осветили. Теперь коснёмся других важных особенностей получения данной услуги.

Кому не нужен техосмотр в 2023 году?

Постоянный техосмотр не требуется проходить лицам, владеющим легковыми автомобилями или мотоциклами, но они должны проходить проверку перед регистрацией транспортных средств в ГИБДД. Первая причина — это смена собственника ТС, а вторая — замена главных элементов конструкции.

Читайте также:  Что, если для нового владельца автомобиля нет места в ПТС?

Также в первые 4 года с даты выпуска техосмотр не требуется прицепам, полуприцепам и грузовым автомобилям категории B.

На заметку О правилах техосмотра 2022 года, которые будут действовать и дальше, вы можете узнать из других материалов раздела «Важно знать».

Как часто требуется проходить проверку авто?

Срок действия техосмотра напрямую зависит от типа вашего транспортного средства и года его выпуска. Поэтому для каждого из них предусмотрена своя периодичность:

  • ТС для перевозки опасных грузов — 1 раз в полгода.
  • Категория С, такси, автобусы, грузовики для перевозки пассажиров, машины со специальными сигналами — ежегодно.
  • Категория B, мототранспорт, прицепы и полуприцепы — через 4 года, затем через 6, 8, 10 лет после выпуска, а потом ежегодно.

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

Какие документы иметь при себе?

Возьмите с собой паспорт, ВУ, СТС или ПТС, а также доверенность, если вы не являетесь официальным владельцем машины. Кроме этих документов операторы не имеют права ничего у вас запрашивать.

Что необходимо сделать, чтобы проверка автомобиля прошла успешно?

Одно из самых важных условий — это полная техническая исправность вашего транспортного средства. Специалисты будут проверять работу:

  • двигателя,
  • колёс, шин,
  • руля,
  • внешних световых приборов,
  • стеклоочистителей,
  • тормозной системы и прочих элементов.

Полный перечень требований и методов проверки технического состояния указан в ГОСТ Р 51709-2001.

Помимо этого, вы должны заранее позаботиться о том, чтобы в вашем салоне присутствовали аптечка и огнетушитель. Подробнее об этих дорожных атрибутах читайте в других материалах нашего раздела «Важно знать» — «Штрафы за отсутствие аптечки и огнетушителя в автомобиле».

Что делать, если моя машина окажется неисправной?

В этом случае операторы могут предложить вам помочь с устранением технических неисправностей прямо в салоне или дадут вам 10 дней на самостоятельное решение этой проблемы. Учтите, что повторная проверка всегда проходит за отдельную плату.

Изменения техосмотра 2023: штраф и последние новости

В заключение хотелось бы сказать, что введения новых тарифов на техосмотр следовало ожидать давно, но власти постарались не слишком высоко поднимать планку, чтобы не допустить массового отказа водителей от проверки безопасности своих ТС.

Как пройти техосмотр в 2023 году

Согласно закону № 494-ФЗ, в 2023 году изменились правила проведения техосмотра. Теперь эта процедура является добровольной для владельцев личных легковых автомобилей и мотоциклов. Владельцы такси, автобусов и грузовиков проходят техосмотр в обязательном порядке.

Кроме того, обязательный техосмотр распространяется на следующие ситуации:

  • Если владелец ставит на учет транспортное средство, с года изготовления которого прошло четыре года, включая год изготовления.
  • При смене владельца автомобиля, с года изготовления которого прошло четыре года, включая год изготовления.
  • При изменении конструкции автомобиля или основных агрегатов — например, при установке газобаллонного оборудования.
  • Если сотрудник ГИБДД визуально обнаружил признаки технической неисправности у автомобиля и расценил ее как угрозу для безопасности дорожного движения.
  • При выезде за рубеж на автомобиле любого возраста — документ российского образца потребуют на границе.
  • Купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без техосмотра и диагностической карты.

Как часто нужно проходить техосмотр

Вот основные правила для автовладельцев:

  • Автомобили в возрасте до четырёх лет освобождаются от прохождения техосмотра. Чтобы купить полис ОСАГО, диагностическая карта не нужна.
  • Техосмотр легковых авто от четырёх до десяти лет проводится один раз в два года. Если транспорт старше десяти лет, процедуру повторяют ежегодно.
  • Такси, автобусы и грузовики не старше пяти лет тоже должны проходить техосмотр каждый год, если старше — раз в полгода.

Возраст машины считают начиная с года производства, а не с момента покупки. Например, если этим летом вы купите в автосалоне машину 2019 года выпуска, то ехать на техосмотр нужно в 2023 году.

Где проходить техосмотр в 2023 году

По новым правилам, обратиться за техосмотром можно только на станции с государственной аккредитацией. Список таких пунктов есть на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.

https://www.youtube.com/watch?v=YZ9IZbpeI-E\u0026t=27s

При этом обращаться за проведением техосмотра можно в аккредитованную станцию ТО любого региона: место прописки автомобиля значения не имеет. Например, если водитель зарегистрировал машину в Москве, а сам живёт в Санкт-Петербурге, он вполне может пройти процедуру там же или, скажем, в Краснодаре.

Какие документы нужны

Для прохождения техосмотра понадобятся:

  • Паспорт владельца транспорта.
  • Паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или любой другой документ, идентифицирующий автомобиль. Подойдёт даже технический паспорт, выданный во времена СССР.

Как пройти техосмотр

Перед началом проведения техосмотра и в конце процедуры операторы пункта обязательно должны фотографировать машину.

Требования таковы: на изображениях должны быть отображены не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, но также информация о времени съёмки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу — ЕАИСТО.

Из-за этого пройти техосмотр без фактического обследования машины невозможно. Это значит, что и покупать диагностические карты онлайн больше нельзя.

Перед техосмотром машину лучше помыть. С сентября 2022 года наличие в салоне автомобиля аптечки, огнетушителя и знака «Аварийная остановка» проверять во время техосмотра не будут, но они всё равно обязательны по правилам дорожного движения. За их отсутствие сотрудники ГИБДД могут оштрафовать на 500 рублей.

Перед началом диагностики оператор сверит идентификационные номера автомобиля, кабины, рамы и кузова с номерами, которые указаны в документах. Если данные не совпадут или их вообще не окажется, сотрудник станции откажет в проведении ТО и сделает соответствующую отметку в информационной системе. Соответственно, карту вам не выдадут.

Если всё в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль отправят на диагностику. Эксперт-техник с помощью специального оборудования проверит тормоза, шины, колёса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие части. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.

  1. Если водитель откажется оплачивать прохождение ТО, в техосмотре ему откажут.
  2. При техосмотре ничего не меняют, не ремонтируют, не регулируют, а только проверяют исправность.
  3. Если все показания транспорта в норме, в диагностической карте владельца появится отметка о том, что транспорт безопасен и им разрешено пользоваться.

Если специалисты выявят технические неисправности, они поставят в карте отметку о необходимости устранить недостатки. Это нужно сделать в течение 20 календарных дней, а затем приехать в пункт ТО, чтобы снова пройти осмотр. Повторная процедура займёт меньше времени — проверят только агрегаты, которые были неисправны. Если всё пройдёт успешно, информация в диагностической карте изменится.

После техосмотра для транспортного средства заводят электронную диагностическую карту. Доступ к ней имеет владелец авто, страховщики и правоохранительные органы. По желанию владельца документ можно получить на руки в бумажном виде, но показывать такую карту, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно пользуются единой информационной системой.

Стоимость техосмотра каждый оператор устанавливает самостоятельно, но в рамках установленного в регионе диапазона цен.

Цена на прохождение техосмотра зависит от вида транспортного средства. Например, в Санкт-Петербурге в 2023 году получение диагностической карты на легковой автомобиль обойдётся в 1543 рубля, а в Брянске — 913 рублей. Точную стоимость можно узнать на сайте или по телефону станции техосмотра.

Оплатить техосмотр можно в отделении банка, через платёжный терминал или интернет. Многие пункты принимают наличные.

Что будет, если не пройти техосмотр в 2023 году

Ещё 1 марта 2022 года дорожные камеры должны были научиться обращаться к базам данных МВД и проверять, оформлен на машину техосмотр или нет. Однако эту функцию так и не запустили. Сейчас за езду без диагностической карты штрафуют владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр остался обязательным.

Ещё раз напомним: владельцам такси, автобусов и грузовиков проходить технический осмотр нужно в обязательном порядке. Для них уже давно действуют штрафы за отсутствие диагностических карт — 2 000 рублей.

Но это вовсе не значит, что о техосмотре и диагностике авто теперь можно забыть.

Вот почему: в случае ДТП страховая компания может отказать в выплате компенсации автовладельцу с просроченной диагностической картой.

А если он виновник ДТП, страховая имеет право подать к нему иск о возмещении ущерба потерпевшей стороне. Поэтому в интересах автовладельца выполнить требования о техосмотре и сделать это вовремя.

Правила прохождения техосмотра упростили, а вот ОСАГО по-прежнему необходимо всем автовладельцам. Выгодно оформить полис от ведущих компаний особенно удобно на сайте МТС Страхование.