Что изменилось в России с появлением рыночной экономики
Рыночная экономика – это модель хозяйствования, опирающаяся на свободу предпринимательства и частную собственность.
Рыночная система более эффективно распределяет информацию, что позволяет участникам хозяйственных отношений согласовывать свои действия. Многие специалисты полагают, что рыночная модель хозяйствования стала естественным продолжением развития товарообмена и распределения благ в обществе. Отличительными особенностями рыночной экономики называют:
- Независимость предпринимательства.
- Множество форм собственности и имущественных прав на средства производства.
- Свободное ценообразование, которое складывается под влиянием предложения и спроса, стремящихся к равновесию.
- Установление договорных отношений между субъектами хозяйствования.
- Ограниченная степень государственного вмешательства.
Заказать
Все вышеперечисленные особенности формируют конкуренцию, полную административную независимость производителей, что дает им право распоряжаться результатами своего труда.
Определяющим фактором развития рынка является покупатель. Государство не влияет на образование рыночной цены.
У него есть только косвенные инструменты воздействия на текущую ситуацию на рынке, которые применяются для сглаживания циклических влияний.
Преимущества такой модели хозяйствования заключается в предоставлении свободы выбора, эффективности распределения факторов производства, гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям.
Однако, рынок не способен справится с внешними эффектами, устранить ущерб. Он не может обеспечить социальные гарантии, способствуя расслоению общества по доходам.
Кроме того, рыночная экономика способствует росту производительности, что негативно воздействует на экологию.
Таким образом, рыночная экономика является структурой, решающей задачи современного общества. Она быстро развивается, адаптируясь к потребностям покупателей. Система рыночных отношений отличается эффективностью и большим потенциалом.
«Сущность рыночной экономики и ее развитие в России» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение задач по учебе за 24 часа Заказать
Реферат по этой теме за 48 часов Заказать
Переход к рыночной экономике в России
К началу девяностых российская экономика характеризовалась спадом. Произошло падение нефтедобычи и объемов экспорта, что привело к проблемам с запасов валют. На валюту СССР закупал продовольственные товары за рубежом. Кроме того, в обществе назревало социально недовольство властью. НА рынке наблюдался дефицит товаров, возникли проблемы со снабжением.
Ряд специалистов предполагали, что в стране может начаться голод. Стало очевидным, что старая модель хозяйствования перестала быть эффективной. Поэтому в период с 1991 по 1992 год были проведены реформы по либерализации цен, приватизации.
Так же была отменена государственная монополия на внешнюю торговлю, внутренняя торговля подверглась либерализации, что позволило домашним хозяйствам заняться мелкими торговыми операциями.
Основная задача заключалась в переводе государственной собственности в частную. Инструментом стала приватизация крупных хозяйственных объектов. Большие предприятия стали акционерными обществами, а средние и малые продавались в частные руки.
К ноябрю 1994 года более 70% малых предприятий прошли процедуру приватизации. Несмотря на то, что российский бизнес находился на самых ранних этапах своего становления, большое количество незанятых ниш способствовало развитию частного сектора.
Предпринимательство девяностых годов было представлено следующими группами:
- Предприниматели, имеющие знакомства в государственном аппарате управления.
- Крупные убыточные бизнесы.
- Малое и микропредпринимательство.
Распад Союза привел к потере многих устоявшихся хозяйственных связей. Кроме того, рынок стал новым для большинства специалистов.
Работа на нем требовала совершенно новых подходов и навыков, которыми не обладали предприниматели того времени. Приватизация не дала должных результатов.
В стране появились крупные корпорации, а предприятия легкой, пищевой промышленности и сельскохозяйственного комплекса практически перестали существовать.
Развитие рыночной экономики в России
Российская рыночная экономика постепенно стабилизируется. Можно сказать, что на сегодня формирование рыночных механизмов в стране завершено.
Однако, международные рейтинги продолжают фиксировать относительно низкий уровень экономической свободы и конкуренции в стране. До сих пор государственный сектор приносит около 40% годового ВВП.
Так же продолжаются тенденции усиления роли государства, концентрации активов в руках органов власти. Финансовая система так же постепенно переходит под влияние государственного регулирования.
https://www.youtube.com/watch?v=M-k-sstJEVU\u0026pp=ygVn0KfRgtC-INC40LfQvNC10L3QuNC70L7RgdGMINCyINCg0L7RgdGB0LjQuCDRgSDQv9C-0Y_QstC70LXQvdC40LXQvCDRgNGL0L3QvtGH0L3QvtC5INGN0LrQvtC90L7QvNC40LrQuA%3D%3D
Крупные банки участвуют в сделках купли-продажи бизнеса. Например, зимой 2018 года Внешторгбанк выкупил 29% акций торговой сети «Магнит». Из-за усиления государственного контроля в стране развивается теневой сектор. Сегодня по официальным статистическим данным в нем занято около 20% населения.
Отметка в 20% является критической для стабильности национального хозяйства. Но в целом, именно теневой сектор удерживает рыночные отношения от полного огосударствления. Иностранные специалисты прогнозируют невысокие темпы экономического роста для российской экономики.
Причины связывают с влиянием динамики нефтяных цен и изменением политики в управлении бюджетом и кредитными средствами.
Основой российской экономики остается сырьевой сектор, который занимается преимущественно продажей добытого сырья. Предприятия по переработке во многом уступают своим западным конкурентам.
Российский рынок напрямую зависит от сырьевого сектора, который так же зависит от мировых цен на энергоресурсы.
В целом, российская экономика подвержена влиянию внешних факторов, а внутренняя политика направлена на макроэкономическую стабилизацию.
Проблемы существуют в секторе малого и среднего бизнеса, который занимается преимущественно торговлей и оказанием услуг. Ему сложно конкурировать с крупными предприятиями, имеющими поддержку государства.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
5. Переход к рынку России: особенности и последствия
Причиной
перехода к рынку России является кризис
централизованно-управляемой экономики:
- неспособность огосударствленной экономики обеспечить экономический рост; прирост ВНП в 1950-1970 гг. составлял 5%, в 1970-1989 гг. – 2%;
- наличие скрытой безработицы: число безработных по методике МОТ составляло 5% населения;
- сверхмонополизация и деформированность экономики с крайне большой степенью милитаризации (до 50% ВНП – продукция, связанная с военными целями);
- тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рациинирование;
- отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, патерналистской психологией большинства населения;
- низкие доходы населения: доля населения, получившая доходы ниже прожиточного уровня составляла от 35 до 26%.
Основой
приватизации в России была теоретическая
разработка содержания и основных проблем
переходного периода, осуществленная в
экономической литературе:
-
Различают 3 типа переходных экономик: традиционные (страны ОПЕК, страны с низким уровнем развития), а также новые “переходные экономики” (бывшие социалистические страны и латиноамериканские страны с низким уровнем экономического роста и высокой инфляцией).
-
Разработано 2 концепции перехода к рынку: эволюционный путь развития и “шоковая терапия”.
Концепция
эволюционного пути перехода к рынку
предполагает:
-
Медленные и последовательные реформы.
-
Источником рыночных преообразований является государство.
-
Смягчение социальных и экономических последствий реформ.
Классическим
образцом данной политики являются
Венгрия и Китай (рост ВНП до 10% в год).
Шоковая
терапия
основана на идеях монетаризма и
разработана Джеффри Саксом для
практического применения в латиноамериканских
странах в 80-е годы. Основные моменты
данной концепции:
- одномоментная либерализация цен;
- снижение государственных расходов и ограничение роли государства;
- проведение политики замораживания зарплаты, повышение ставки банковского процента;
- быстрые сроки проведения;
- отказ от денежной эмиссии.
Классическим
вариантом является Польша: рост цен в
1990 г. был 250%, через 4 года он снизился до
20-30% и переход к экономическому росту.
-
Определена основная цель переходного периода – повышение экономической эффективности. К закономерностям переходного периода относят: ограничение прямого вмешательства государства в экономику, макроэкономическую стабилизацию экономики, приватизацию и усиление открытости экономики.
Макроэкономическая
стабилизация
– политика, способствующая уменьшению
дефицита госбюджета, отказу от денежной
эмиссии, проведению эффективной
денежно-кредитной, фискальной и
промышленной политики.
Необходимость
макроэкономической стабилизации
объясняется тем, что в условиях инфляции,
без твердой денежной единицы экономика
обречена на кризис. Производители будут
отказываться инвестировать средства
в производство, так как не могут
рассчитывать на получение прибыли.
Приватизация
– продажа или безвозмездная передача
государственной собственности в частные
руки.
Необходимость
приватизации определяется тем, что по
своей природе рыночные отношения требуют
централизованного принятия решений,
что может обеспечить частная собственность.
Закрытость
советской экономики от мирового рынка
явилась одной из причин отставания
промышленности России. Отечественные
предприятия не могли воспользоваться
преимуществами международного разделения
труда. Значение интеграции в мировую
экономику является особенно актуальным
в настоящее время, в связи с процессами
интернационализации в мировой экономике.
Переход
к рынку России был начат в 1992 г. Целью
переходного периода являлось формирование
социальной рыночной экономики.
Модель
социальной рыночной экономики предполагает
экономическую систему, функционирующую
по рыночным законам при активном участии
государства в поддержании баланса между
рыночной эффективностью и социальной
справедливостью.
Основными
задачами перехода к рынку России были:
-
Разгосударствование экономики, приватизация, развитие предпринимательства.
Целями
приватизации в России были: формирование
слоя частных собственников предпринимателей;
повышение эффективности производства;
создание конкурентной среды; содействие
демонополизации экономики; привлечение
иностранного капитала; фискальные цели
приватизации.
Приватизация в России
прошла несколько этапов: 1) Массовая
ваучерная приватизация: передача
определенной доли государственной
собственности жителям России. Цена
ваучера была незначительна, поэтому
большая часть государственной
собственности была перераспределена
в пользу финансовых институтов.
2) В
соответствии с Законом о приватизации
осуществлялось образование на основе
бывших государственных предприятий
акционерных обществ. Коллектив предприятия
получал ряд льгот (беспланая передача
части акций), балансовая стоимость
оборудования была занижена.
По результатам
акционирования 75% акций первоначально
было сосредоточено у коллектива, но в
связи с почти бесплатной прадажей акций
и недоверия к администрации акции
продавались за бесценок внешним
акционерам. 3) В 1993 г. проводилась малая
приватизация (сфера услуг): продажа по
конкурсу, через аукционы или посредством
выкупа арендованного имущества. К 1995
г.
весь негосударственный сектор
экономики произвел 70% ВНП России. 4) В
1995
г. приватизация госсобственности
осуществлялась через залоговые аукционы:
правительство получает кредит под залог
федеральных пакетов акций наиболее
привлекательных компаний. 5) В 1997 г.
принят новый закон, в соответствии с
которым приватизируются не предприятия,
а имущественные доли предприятий.
-
Формирование рынка и рыночной инфраструктуры, формирование мотивационного механизма развития предпринимательства.
Инфраструктура
рыночной экономики – совокупность
связанных между собой институтов,
действующих в пределах особых рынков
и выполняющих функции по обеспечению
нормального режима и функционирования.
Рынку
товаров и услуг соответствуют товарные
биржи, фирмы оптовой и розничной торговли,
аукционы, ярмарки, посреднические фирмы.
Нормальное функционирование финансовых
рынков обеспечивают банки, страховые
компании, фондовые биржи. Предпринимательская
деятельность предполагает использовать
услуги рекламных фирм, юридических
контор, аудиторов.
-
Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках централизованно-управляемой экономики.
-
Постепенное ограничение государственного контроля над ценами и переход к свободному ценообразованию.
Одномоментная
либерализация цен в России произошла
в 1992 году, она спровоцировала инфляцию.
В 1992 году она составляла 2500%, при прогнозе 200-250%.
Инфляция в России была длительной,
так как не осуществлялось жесткой
денежно-кредитной и фискальной политики
(работал печатный станок, выдавались
беспроцентные кредиты, осуществлялись
неэффективные государственные расходы).
Поэтому большинство экономистов считают,
что в России был “шок без терапии”.
-
Проведение жесткой фискальной и денежно-кредитной политики, промышленной политики.
-
Осуществление социальной политики.
-
Либерализация внешнеэкономической деятельности.
В
результате проводимой реформы
сформировалась частная собственность
как основа экономики, институты рыночной
инфраструктуры; ценообразование
осуществляется через взаимодействие
спроса и предложения (хотя сильны
монополистические тенденции), постепенно
формируется модель рыночного поведения
россиян, страна стала открытой.
В
то же время в экономики проявились
негативные последствия перехода к
рынку:
-
В результате проведенной приватизации сформировался рентоориентированный собственник.
-
В институциональной структуре экономики отсутствует рынок земли, институт банкротства, постоянное присутствие взаимных неплатежей и бартерных операций (до 2/3 расчетов).
-
Структурная асимметричность рынка – наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг и слабость рынков капитала и труда.
-
Для микроуровня характерным является большое количество убыточных фирм (30% в промышленности и 2/3 в сельском хозяйстве), избыточная занятость в фирмах, резкое снижение выпуска и конкурентоспособности товаров.
-
Усиление диспропорциональности в экономике: отток капитала из реального сектора в финансовый, разрушение наукоемких отраслей.
-
Уровень производства упал в два раза, и доходы населения снизились в 2,5 раза, занятость уменьшилась на 20%, для экономики характерен бюджетный дефицит (30%) и государственный долг.
В
качестве причины данных процессов
экономисты называют:
-
Непродуманность программы перестройки экономики и неэффективное выполнение государством своих функций.
В
России для государства является
характерным: несоблюдение им же принятых
“правил игры” (неплатежи по госзаказам,
невыплата заработной платы бюджетникам
и т.д.); принятие законов не обеспечивается
механизмов их реализации; не осуществляется
защита предпринимательства (особенно
малого); отсутствие четко разработанной
программы осуществления реформ.
-
Политическая нестабильность России и коррупция политиков.
-
Недостаточная спецификация прав собственности.
-
Криминализация экономических структур.
-
Чрезмерный монополизм в экономике.
Эволюция
российской экономики подтверждает
вывод об общих закономерностях переходной
экономики.
Переходный период к рынку –
период, в течении которого завершается
разрушение централизованно-управляемой и формируется институциональная система
рыночной экономики.
Основной закономерностью
перехода к рынку является приватизация,
в России она осуществлялась в форме
ваучерной и денежной приватизации.
Для
переходной экономики характерен
трансформационный спад, который принимает
угрожающий характер в России. Условием
обеспечения экономического роста
является повышение эффективности
государственного регулирования, создание
условий для реализации предпринимательской
деятельности.
Вопросы
для самоконтроля:
-
Каковы общие закономерности перехода к рынку?
-
Каковы цели приватизационного процесса в России?
-
Каковы основные методы приватизации государственных предприятий?
-
Почему для перехода к рынку необходима макроэкономическая стабилизация и приватизация?
Рыночная экономика в России: история становления и перспективы развития
Рыночная экономика является основным принципом организации современной экономической системы. Она предполагает взаимодействие между производителями и потребителями на основе свободного рынка, где цены возникают и регулируются в результате встречи спроса и предложения. В России рыночные отношения начали активно развиваться только после распада Советского Союза в начале 1990-х годов.
https://www.youtube.com/watch?v=M-k-sstJEVU\u0026pp=YAHIAQE%3D
Период перестройки, который пришел на замену командно-административной системе, стал временем экспериментов и перемен. Государство стало отказываться от прежнего контроля над экономикой и открывать двери капиталистическим рыночным отношениям. Было проведено множество структурных изменений, развернуты первые шаги к приватизации государственного сектора и созданию банковской системы.
Однако, процесс становления рыночной экономики в России был неоднородным и сопровождался существенными сложностями.
В переходный период произошли колоссальные изменения в структуре экономики, связанные с приватизацией, открытием свободного внешнего рынка и трансформацией бюджетно-финансовой системы.
На данный момент рыночная экономика в России продолжает развиваться, преодолевая преграды и совершенствуясь.
История рыночной экономики в России
Рыночная экономика в России начала свое становление в конце 1980-х годов, в период перестройки и отказа от плановой экономики. С этого момента государство постепенно отказывалось от своей контрольной и регулирующей роли в экономике, а рыночные отношения начали занимать все большую часть в системе производства и распределения ресурсов.
В начале 1990-х годов Россия провела опыт политических и экономических реформ, поставив перед собой цель перехода к рыночной экономике. Был проведен массовый приватизационный процесс, который позволил частным лицам и предприятиям приобрести государственное имущество и стать собственниками средств производства.
Однако, процесс перехода к рыночной экономике в России не прошел гладко. В силу своих особенностей, в частности наследия плановой экономики, российская рыночная экономика столкнулась с различными проблемами и вызовами.
- Недостаточная конкуренция — многие отрасли экономики контролировались олигархическими структурами, что ограничивало развитие конкуренции и инноваций.
- Коррупция и неэффективность государственного аппарата — проблемы, связанные с отсутствием прозрачности и повышением затрат на бизнес.
- Неразвитость финансового рынка — отсутствие доступа к кредитам и финансовым услугам затрудняло развитие бизнеса и инвестиции.
Несмотря на эти сложности, российская рыночная экономика достигла определенных успехов. В последние годы наблюдается стремительное развитие инновационных технологий, цифровой экономики и стартап-сектора.
Рыночная экономика в России имеет свои перспективы развития. Для этого необходимо продолжать проводить реформы, направленные на устранение проблем и ослабление государственного контроля в экономике. Также важно развивать конкуренцию, содействовать инновациям и поддерживать предпринимательство в стране.
Основные этапы развития рыночной экономики в России
Период начала реформ (1991-1998 годы)
После распада Советского Союза в 1991 году Россия столкнулась с огромными вызовами и сложностями в экономической сфере. В этот период было принято множество мер, направленных на создание условий для развития рыночной экономики. Были проведены приватизация государственных предприятий, либерализация цен и торговли, отмена централизованного планирования и введение системы свободного рынка.
Период кризиса (1998-2000 годы)
Однако, начиная с 1998 года, Россия столкнулась с серьезным экономическим кризисом, вызванным финансовым обвалом и дефолтом. Это привело к резкому сокращению объемов производства, снижению жизненного уровня населения и общей нестабильности в экономике. Вместе с тем, данный период стал важным этапом в развитии рыночных отношений и созданию основ для будущего роста.
Период стабилизации (2000-2008 годы)
В начале 2000-х годов России удалось выйти из кризиса и достичь стабильности в экономике. Этот период характеризовался ростом объемов производства, ростом ВВП и увеличением доходов населения. Были проведены меры по стимулированию предпринимательства, развитию малого бизнеса и привлечению иностранных инвестиций.
Период послекризисного развития (2008-настоящее время)
Мировой финансовый кризис 2008 года повлиял на развитие российской экономики.
Однако, после этого кризиса Россия вновь стремится к привлечению инвестиций, развитию инноваций и совершенствованию институтов рыночной экономики.
Введение различных экономических реформ, в том числе по снижению административного барьера и повышению конкурентоспособности, способствует развитию рыночных отношений в стране.
Развитие рыночной экономики в России было сложным и неоднозначным процессом, но весьма важным шагом в становлении страны как члена международного сообщества и участника мировой экономики.
Роль государства в развитии рыночной экономики в России
Развитие рыночной экономики в России невозможно представить без активного участия государства. Государство играет важную роль в регулировании экономических процессов и создании условий для эффективного функционирования рынка.
Одной из основных функций государства в рыночной экономике является создание институциональной среды, которая обеспечивает правовую защиту собственности и соблюдение правил игры на рынке.
Государственные органы контролируют соблюдение антимонопольного законодательства, защищают права потребителей и предотвращают недобросовестную конкуренцию.
Это позволяет обеспечить создание конкурентной среды, в которой предприниматели могут свободно осуществлять свою деятельность.
Государство также регулирует отношения между работодателями и работниками, устанавливает нормы трудового законодательства и защищает права работников. Это позволяет создать стабильный и предсказуемый социальный климат, способствующий развитию предпринимательства и инвестиций.
Кроме того, государство активно инвестирует в развитие инфраструктуры, образования и науки, что является важным фактором для привлечения иностранных инвестиций и развития инновационного потенциала страны. Государство также ведет социальную политику, направленную на обеспечение социальной защиты граждан и снижение неравенства.
Но при всей важности роли государства в развитии рыночной экономики, следует отметить, что эффективность государственного управления и его влияние на экономический рост зависят от уровня институциональной развитости, прозрачности и открытости государственных органов.
В целом, роль государства в развитии рыночной экономики в России состоит в создании институциональной среды, регулировании отношений на рынке, развитии инфраструктуры и поддержке социальной политики. Однако, необходимым условием успешного развития рыночной экономики является прозрачность и эффективность государственного управления.
Преимущества и недостатки рыночной экономики в России
Рыночная экономика в России имеет свои преимущества и недостатки, которые влияют на ее становление и развитие.
1. Свобода выбора и предпринимательства | 1. Неравномерное распределение богатства |
2. Снижение бюрократии и регулирования | 2. Неэффективное функционирование рынка труда |
3. Повышение конкуренции и эффективности | 3. Неустойчивость рыночной экономики |
4. Привлечение иностранного капитала | 4. Рост социального неравенства |
5. Стимулирование инноваций и технологического прогресса | 5. Недостаточная защита прав потребителей |
6. Развитие международной торговли | 6. Возможность монополизации рынка |
Таким образом, рыночная экономика в России имеет свои преимущества, такие как свобода выбора и предпринимательства, снижение бюрократии и регулирования, повышение конкуренции и эффективности, привлечение иностранного капитала, стимулирование инноваций и развитие международной торговли. В то же время, она сталкивается с недостатками, такими как неравномерное распределение богатства, неэффективное функционирование рынка труда, неустойчивость, рост социального неравенства, недостаточная защита прав потребителей и возможность монополизации рынка.
Тенденции и перспективы развития рыночной экономики в России
Россия пережила значительные изменения в своей экономической системе с момента распада Советского Союза. Переход к рыночной экономике стал одной из главных целей страны.
В то время как процесс становления рыночной экономики был осложнен множеством факторов, включая политическую нестабильность, экономическую неопределенность и сокращение государственного контроля над экономикой, Россия встретила вызов и развивается как рыночная экономика.
https://www.youtube.com/watch?v=M-k-sstJEVU\u0026t=18s
В настоящее время существуют определенные тенденции и перспективы развития рыночной экономики в России. Одной из главных тенденций является укрепление роли частного сектора в экономике страны.
Частные предприятия и бизнес-структуры становятся все более важными игроками на рынке и вносят значительный вклад в развитие экономики страны.
Это способствует привлечению инвестиций, развитию технологий и инноваций, а также созданию рабочих мест.
Еще одной тенденцией является развитие конкуренции на рынке. В условиях рыночной экономики предприятия вынуждены бороться за клиентов, улучшать качество товаров и услуг, снижать цены и увеличивать эффективность производства. Конкуренция стимулирует инновационное развитие и обеспечивает потребителей большим выбором товаров и услуг.
Перспективы развития рыночной экономики в России включают в себя дальнейшее сближение с международными стандартами и практиками. Это включает в себя улучшение инвестиционного климата, адаптацию законодательства к международным стандартам и повышение прозрачности рынка. Эти меры помогут привлечь больше инвестиций и обеспечить стабильный рост экономики страны.
Однако, на пути развития рыночной экономики в России остаются некоторые вызовы. Это включает в себя необходимость сокращения государственного вмешательства в экономику, улучшение бизнес-климата и устранение коррупции. Достижение этих целей потребует дальнейших усилий со стороны правительства и бизнес-сообщества.
В целом, российская рыночная экономика имеет большие перспективы развития. В то время как есть определенные вызовы и трудности, Россия продолжает свое движение к укреплению рыночных отношений, конкуренции и привлечению инвестиций. Это создает благоприятную среду для развития предпринимательства и стимулирует экономический рост страны.
Влияние рыночной экономики на социальную сферу в России
Рыночная экономика, появившаяся в России после распада Советского Союза, оказала значительное влияние на социальную сферу страны. Изменения в экономической политике стали основой для множества изменений в жизни людей, их материального благополучия и возможностей.
Одним из главных перспективных изменений, которые принесла рыночная экономика, стало появление возможности частной собственности. Люди стали иметь право владеть и распоряжаться имуществом и предприятиями.
Это стимулировало развитие предпринимательства и индивидуальной инициативы, что привело к появлению новых рабочих мест и возможностей для личного роста.
Однако, вместе с этим, возникли и проблемы, связанные с неравномерным распределением богатства и ситуацией олигархии, которая контролировала значительную часть экономических ресурсов.
Еще одним значительным изменением, вызванным рыночной экономикой, стали изменения в социальной защите граждан. Крупные социальные программы, которые существовали при советской власти, были пересмотрены и частично отменены.
Вместо этого, была введена система социальных гарантий, базирующаяся на принципах рыночной экономики.
Это означало, что гражданам предоставлялась возможность самостоятельно выбирать, в какие программы они хотят вступать, а также стимулировался переход к пенсионным и медицинским фондам, основанным на индивидуальном накоплении.
Однако, несмотря на все преимущества рыночной экономики, она также привела к ряду проблем в социальной сфере. Рост цен на товары и услуги, связанный с переходом к рыночной экономике, значительно ухудшил условия жизни многих граждан. Неравномерное распределение доходов и социальное неравенство стали серьезной проблемой, вызывающей социальное недовольство и напряженность в обществе.
Таким образом, рыночная экономика оказала сильное влияние на социальную сферу в России.
Она привнесла новые возможности и свободы, но также вызвала ряд проблем, требующих социального и экономического регулирования.
В дальнейшем развитии рыночной экономики важно найти баланс между свободой предпринимательства и социальной справедливостью, чтобы обеспечить устойчивое и справедливое развитие общества.
2 января 1992 года Россия перешла от плановой экономики к рыночной — Российская газета
Президентский указ о либерализации цен начал действовать 2 января 1992 года. С этого дня Россия перешла от плановой экономики к рыночной: 90 процентов розничных и 80 процентов оптовых цен были освобождены от государственного регулирования.
Одновременно была введена либерализация зарплат и свобода розничной торговли. Благодаря этому был преодолен товарный дефицит. Но это было достигнуто за счет резкого падения доходов основной массы населения и фактической конфискации его сбережений.
Ужас шоковой терапии, примененной к бездыханной российской экономике, до сих пор холодит кровь той части населения, что так и не сумела приспособиться к рыночной действительности. А вот ужас дореформенной жизни, длившейся более полувека, как-то быстро истаял, выветрился из памяти.
Изобилие товаров и услуг и свобода их выбора российского обывателя давно не изумляют. Тот факт, что сегодня в стране все можно купить, были бы деньги, кого-то радует, кого-то приводит в негодование, но всеми воспринимается как должное.
Впрочем, непросвещенные граждане, а их немало, искренне убеждены, что деньги были и до января 1992 года. Больше того, только до той, мол, поры они и были у народа, а гайдаровская реформа обесценила все сбережения.
Либерализация цен началась 2 января 1992 года. С этого дня Россия перешла от плановой экономики к рыночной
Что 25 лет назад население располагало неким количеством дензнаков — сущая правда. Но те 200 миллиардов рублей, которые к концу 1991 года лежали на сберкнижках, представляя собой отложенный спрос, деньгами не являлись. Потому что на них нечего было купить. В условиях неукрепленного товарами рубля процветал натуральный обмен всяческим дефицитом.
Даже взятки тогда брали и давали преимущественно «борзыми щенками» — колбасой «сервелат», унитазами «тюльпан», путевками в Коктебель, билетами на Таганку. Помню, в Ульяновске, куда привели меня газетные дела, как раз в те дни накрыли группу фальшивомонетчиков. «И какими же купюрами они промышляли? — поинтересовался я просто из праздного любопытства. — Двадцать пять? Пятьдесят? Сто?».
Оказалось, гораздо хуже: они подделывали талоны на мясо и сливочное масло. Город бурлил… Когда рубль не обеспечивает выданных казной обязательств, распределительная сиcтема чеканит и пускает в обращение единственно твердую «валюту» — талон. До осознания, что деньги должны быть деньгами и что это возможно только при полной либерализации цен, Ельцин дошел не сам и даже не с помощью Гайдара.
Просто страна уже подошла к последней черте. Надо было решаться.
Тут важно заметить, что просвещению тогдашних правителей с обкомовским прошлым изрядно послужила изданная в 1928 году и очень вовремя, к началу 90-х, извлеченная из цензорских запасников книга профессора Л. Юровского «Денежная политика Советской власти (1917-1927)».
Предметом научного летописания профессора была десятилетняя биография советского рубля. Тот выступал безмолвным статистом в период «военного коммунизма», вышел на главные роли при нэпе…
История этих превращений проложила четкую, уходящую в современность межу в понимании, что есть деньги и каково их подлинное амплуа.
Профессор Юровский был свидетелем того, как «создавались постепенно элементы планового хозяйства распределительного типа, которое не может не установиться в осажденной крепости, где наступает голод и холод».
Но он наблюдал и другое — как нэп ослабил поводья централизации, позволив рынку править в сторону взаимных интересов производителя и потребителя. Как вступили в силу цены и товарное хозяйство превратилось в хозяйство денежное. И как купля-продажа с расплатой деньгами вытеснила систему распределения по нарядам и ордерам. И как наконец денежная реформа 1924 года упразднила «совзнак», передав бразды правления золотому червонцу.
Автор был блестящим и тонким знатоком своего предмета. Как и многие его товарищи и коллеги, он дожил до времен, когда цвет отечественной науки переместился на Соловки и Колыму. В лагеря вскоре отбыл и сам Юровский…
Так что в 25-летие свободного рубля не грех помянуть благодарным словом и этого российского экономиста, отстаивавшего монетаризм за шесть десятилетий до того, как, ничем не рискуя, явились на сцену пресловутые «мальчики в розовых штанишках».
Сегодняшнее хождение рубля — даже при том, что он время от времени падает — отрадно уже само по себе. Потому что это именно хождение, а не лежание, как было до 2 января 1992 года.
Заодно и курс рубля по отношению к доллару — даже при неуклонном его понижении — можно считать историческим завоеванием.
И, сравнив времена прошлые и нынешние, тоже тихо порадоваться: если у рубля есть курс, значит рубль кур-си-ру-ет.
Сегодняшнее хождение рубля — даже при том, что он время от времени падает — отрадно уже само по себе
Кто-то считает, что рыночные реформы «только усугубили сырьевую модель развития российской экономики, разрушили отечественное производство, привели к жизни по принципу продажи нефти в обмен на импорт всего остального, способствовали захвату подавляющей части государственной собственности номенклатурой и олигархами». Действительно, были в ту пору и сомнительные приватизационные аукционы, и финансовые пирамиды, и сращение крупного бизнеса с властью. Многое, чем печально славились первые постсоветские годы, позже было отвергнуто. Но многое из того, на чем сегодня держится российская экономика, закладывалось именно тогда.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
Реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. С 1 января 1992 г. начинается реализация программы радикальных экономических реформ Е. Т. Гайдара — «шоковая терапия»:
- либерализация большинства цен и отказ от их государственного регулирования;
- достижение финансовой стабилизации, подавление инфляции;
- создание устойчивой национальной валюты, достижение внутренней конвертируемости рубля;
- либерализация внешнеэкономической деятельности;
- приватизация государственной собственности и создание класса собственников.
- Последствия:
- — рост цен, хронические задержки с выплатой заработной платы, снижение покупательной способности населения; падение жизненного уровня населения; сокращение средней продолжительности жизни; обострение криминальной обстановки в стране;
- — закрытие предприятий, НИИ; ухудшение материального положения населения, отток специалистов и интеллигенции в коммерцию или за границу;
- — появление и рост безработицы; резкое расслоение общества; забастовки или угрозы их проведения (авиадиспетчеры, железнодорожники, водители городских автобусов, шахтеры, учителя, врачи);
- — спад промышленного производства, кризис неплатежей, увеличение денежной эмиссии, рост инфляции.
Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником.
Путь приватизации — выдача на руки гражданам приватизационных чеков (ваучеров).
На практике приватизационные чеки оказались втянуты в спекулятивный оборот, что позволило через чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) фактически обеспечить передачу государственной собственности новым владельцам по низким ценам.
- Итоги:
- — к 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики: либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов (фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы);
- — продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения;
- — экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.
Стагнация реформ (1996-2000)
В 1995 г. была разработана стабилизационная программа.
Основные направления:
- Внешнеторговая политика (ускорение процесса вступления в ВТО; поэтапное снижение максимального и среднего уровней импортных пошлин; существенное ограничение нетарифных мер регулирования внешней торговли).
- Банковская реформа (улучшение качества банковского надзора и переход на международные стандарты отчетности и аудита; разработка механизмов банкротства банков; развитие новых финансовых инструментов, повышающих ликвидность банков).
- Приватизация (установление прозрачных и единых правил для денежной приватизации; более широкий доступ иностранных инвесторов; приватизация остаточных долей государства в большинстве ранее приватизированных предприятий).
- Рационализация бюджетных расходов (введение казначейской системы исполнения бюджета; принятие бюджетного кодекса и тендерного порядка госзакупок; проведение обзора бюджетных расходов с целью их рационализации и будущего реструктурирования этих расходов).
- Земельная реформа и рынок недвижимости (введение системы регистрации земельных прав; разрешение приватизации земли под приватизированными предприятиями; введение системы территориального зонирования).
- Развитие фондового рынка (принятие законодательства о рынке ценных бумаг; введение стандартов для участников рынка ценных бумаг; защита прав обеспеченных кредиторов в процедурах банкротства).
- Регулирование естественных монополий (создание регулирующих органов, устранение перекрестного субсидирования и установление экономически обоснованных цен и тарифов; повышение управляемости и прозрачности естественных монополий; выделение из естественных монополий потенциально конкурентных сегментов).
Проблемы:
— растущее расхождение между правительством и международными финансовыми организациями по ключевым проблемам структурных реформ;
— отсутствие прогресса стало одной из предпосылок смены состава правительства в марте 1997 г. (в новом правительстве — младореформаторы — А. Чубайс и Б. Немцов были назначены первыми вице‑премьерами, а В. Черномырдин перешел в оппозицию курсу реформ);
- — нарастание мирового и внутреннего финансового кризиса в 1997 г.;
- — изменение самого характера структурных реформ (реформы второй половины 1990‑х гг. затрагивали важнейшие группы интересов, требовали концентрированных политических и технических усилий правительства на протяжении длительного периода);
- — вследствие нарастания политической нестабильности были полностью заморожены программа приватизации и программы реструктуризации естественных монополий;
— изменение состава Госдумы в декабре 1995 г. (сформировалось левое большинство, которое не только блокировало структурные реформы, но и стало дополнительным фактором бюджетной дестабилизации).
В октябре 1997 г. выработана программа, известная как план Кудрина — Фишера: полная ликвидация зачетных схем в налогообложении; принятие жестких мер против предприятий‑должников; улучшение управления бюджетными расходами и перевод всех ведомств на казначейскую систему исполнения бюджета; урегулирование накопленной налоговой задолженности; инвентаризация сети бюджетополучателей.
17 августа 1998 г. — решение об одновременной девальвации рубля.
1996-2002 гг.
— главными задачами являлись: гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени интеграции нашей страны в мировую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.
К 2000 г. реальные доходы населения продолжали сокращаться, увеличивается разрыв в доходах между бедными и богатыми; по многим показателям Россия приближалась к наименее развитым странам мира.
Современный период реформ
- Земельная реформа в России на современном этапе развития заключается в преобразовании земельных отношений, сложившихся в плановой экономике, в отношения рыночного типа.
- Военная реформа: курс на последовательный рост технической оснащенности, энерговооруженности, ресурсообеспеченности, профессионализма, мобильности, других качественных параметров военной организации и ее компонентов; создание объединенных или сопряженных систем тылового, технического, кадрового и других видов обеспечения; изменение системы финансирования; формирование и реализация единой технической политики в Вооруженных силах и в государстве и т. д.
- Судебная реформа: создание федеральной судебной системы; признание права каждого на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
- План реформирования прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, Министерства юстиции, коренные изменения в уголовно‑процессуальном законодательстве, создание Конституционного суда (КС).