ГАИ

Алкозамки на машины нетрезвых водителей – новый закон

Алкозамки на машины нетрезвых водителей – новый закон

  © Алексей Майшев / РИА Новости

Росстандарт своим приказом утвердил новый национальный стандарт для системы контроля состояния водителя за рулем. Такой алкозамок выявляет пары этанола в выдохе водителя.

Если их концентрация превышена, то двигатель автомобиля заблокируется, а информация об этом мгновенно поступит контролирующим органам. Об этом сообщил Минпромторг в своем Telegram-канале 26 января.

«Парламентская газета» выясняла, на какой транспорт будут устанавливать такие устройства и насколько они помогут снизить аварийность.

Пьяный, стой на месте

По данным МВД, за 11 месяцев 2022 года на российских дорогах зарегистрировали 12 779 дорожно-транспортных происшествий с участием пьяных водителей. В них погибло более двух тысяч человек.

Серьезно повлиять на печальную статистику помогло бы внедрение алкозамков, считают эксперты, благо есть уже наработанная практика. К примеру, такие устройства во многих европейских странах устанавливают в такси, а во Франции ими оснащены все школьные автобусы.

В России решили пойти тем же путем, минуя, однако, обязательную модернизацию автопарка. Речь пока идет о ГОСТе Р70637-2023, который устанавливает общие технические требования к составу, функциональности, безопасности, алгоритмам работы алкозамка, а также к его отдельным элементам. Стандарт вступит в действие с 1 апреля 2023 года.

Принцип работы такого устройства непрост: газоанализатор выявляет алкогольные пары в выдыхаемом водителем воздухе, определяет их концентрацию, и если она выше нормы, то компьютер мгновенно блокирует двигатель, и машина не тронется с места. Одновременно информация о состоянии водителя и его попытке поехать, будучи «не в форме», уйдет на пульт оператора в таксопарк или в ГИБДД. Для передачи данных может быть использована система «ЭРА-ГЛОНАСС».

Стандарт распространяется на алкозамки, которые можно устанавливать на общественный транспорт, а также на автомобили для перевозки детей. Помимо этого, устройства можно применять на машинах, перевозящих опасные, специальные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, а также твердые бытовые отходы и мусор.

Главными потребителями таких приборов в Минпромторге видят автотранспортные предприятия, региональные навигационно-информационные центры и собственно ГИБДД.

Алкозамки на машины нетрезвых водителей – новый закон

Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в МВД посчитали преждевременными

В ряде случаев полезно

Появление стандарта для алкозамков автоэксперт Игорь Моржаретто считает правильным начинанием. «Такой стандарт обязательно должен быть, чтобы было единообразие в этой очень важной сфере, — пояснил он «Парламентской газете». — Но нужно понимать, что это всего лишь ГОСТ и речи об обязательном применении алкозамков не идет. Сегодня это сугубо добровольная вещь».

Другое дело, что стандарт позволит владельцам таксопарков устанавливать на машины устройства с гарантированными свойствами, тем самым повышая безопасность пассажиров. «Или муниципальные власти, как, скажем, в Татарстане, смогут устанавливать алкозамки на школьные автобусы», — добавил автоэксперт.

Но при разговоре о повсеместном внедрении таких устройств следует учесть их немалую стоимость, уточнил Моржаретто. Хотя в определенных случаях алкозамки могут оказаться весьма полезными.

«В целом ряде стран существует практика, когда человеку, попавшемуся с небольшим количеством алкоголя за рулем, предлагают поставить за его счет такое устройство на год. Год он ездит, и, если власти убеждаются, что водитель действительно больше не пытался сесть пьяным за руль, его освобождают от этой дорогостоящей обязанности».

• Цены на услуги такси могут вырасти на 20 процентов • Стоит ли покупать машину в ближайшее время

Для каршеринга подойдет

Попытки снизить «пьяную аварийность» на дорогах предпринимались и ранее.

Как писала «Парламентская газета», депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев предлагал оснастить автомобили, предназначенные для аренды, устройствами, не допускающими запуск двигателя без предварительной проверки водителя на трезвость. Письмо с такой инициативой в июле прошлого года он отправлял главе МВД Владимиру Колокольцеву.

По словам Хамзаева, водители каршеринга сегодня представляют реальную опасность для остальных участников дорожного движения.

«Отдельные граждане считают для себя возможным пренебрегать общественной безопасностью, правилами дорожного движения и осуществлять бездумное управление транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения», — подчеркнул депутат в беседе с «Парламентской газетой». Нередко такие поездки, по его словам, заканчиваются травмами и смертью на дорогах.

https://www.youtube.com/watch?v=sevdAIva0CM\u0026pp=ygVk0JDQu9C60L7Qt9Cw0LzQutC4INC90LAg0LzQsNGI0LjQvdGLINC90LXRgtGA0LXQt9Cy0YvRhSDQstC-0LTQuNGC0LXQu9C10Lkg4oCTINC90L7QstGL0Lkg0LfQsNC60L7QvQ%3D%3D

По словам Хамзаева, организаторы и участники каршеринга должны неукоснительно выполнять требования об обеспечении безопасности участников дорожного движения. Поэтому парламентарий предложил законодательно обязать каршеринговые компании устанавливать алкозамки в своих машинах.

В россии утвердили гост на алкозамки: в каких машинах они станут обязательными

Росстандарт утвердил ГОСТ Р 70637–2023, устанавливающий требования к алкозамкам. Он же определяет категории транспортных средств, которые должны быть оборудованы такими устройствами.

Документ вступает в силу с 1 апреля 2023 года, однако это не означает, что уже через два месяца отдельные виды транспорта будут оснащены алкозамками, подчеркивают в Росстандарте.

Это – требования к замкам, а не к автомобилям.

Пока что смысл требований таков. Если в организме водителя присутствует алкоголь, то алкозамок не позволит ему начать движение, а также передаст информацию о пуске мотора нетрезвым водителем оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС, а еще – в «орган государственного управления, уполномоченный осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения». Надо полагать, речь идет про ГИБДД.

Понятно, что алкаш перед пуском мотора попросить присесть за руль кого-то трезвого.

Для предотвращения попыток пьяницы обмануть аппаратуру система должна выявить «уникальные признаки, позволяющие отличать его от других водителей, и однозначно идентифицировать его в информационной системе по его индивидуальному идентификатору, зарегистрированному в данной системе».

Для этого в нее должны быть заранее загружены данные людей, допущенных к управлению конкретным автомобилем, а сам комплекс оснащен камерой, которая распознает лицо водителя. Интересно, а если попросить пустить мотор кого-то из этого списка – сработает или нет?

После опознавания водителя, он должен будет пройти анализ на содержание паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе. ГОСТ допускает применение как контактных, так и бесконтактных способов отбора проб.

В случае контактного метода автомобилист должен будет выдохнуть не менее 1,2 л воздуха в прибор, имеющий сменный мундштук. При бесконтактном способе размещенный в салоне машины газоанализатор автоматически возьмет пробы выдыхаемого воздуха.

Теперь, если содержание этилового спирта в выдыхаемом воздухе превысит установленные нормы, то при попытке тронуться с места система заглушит двигатель машины. При этом алкозамок позволит пустить мотор, если автомобиль стоит.

Отмечено, что в целях безопасности он не будет требовать проверки водителя на трезвость при срабатывании системы «Старт-Стоп» или если двигатель заглох во время движения. В этих случаях запуск мотора и продолжение поездки должны происходить без дополнительной проверки водителя на трезвость.

Время, отведенное на повторный пуск мотора, согласно ГОСТу, не может превышать пяти минут. ГОСТ предусматривает, что в случае экстренных ситуаций, а также для обслуживания системы алкозамок должен иметь возможность для его деактивации. Для этого алкозамок обязан иметь «Режим автосервиса».

Понятно, что вопрос номер 1 – это обязательность установки такого замка на ваш автомобиль. Однако пока что можем не волноваться: установка таких замков предусматривается на транспортных средствах, которые перевозят опасные, тяжеловесные, и крупногабаритные грузы, а также бытовые отходы и мусор.

Впрочем, согласно примечанию, требования ГОСТа также могут быть применены «в случаях добровольной установки эксплуатантами ТС», а также «в законодательно установленных случаях в качестве одной из мер, используемых в качестве административного наказания водителей, совершивших нарушения, связанные с управлением ТС в состоянии алкогольного опьянения». В общем, если пофантазировать на тему, что кто-то добровольно решил дооснастить свою машину подобным образом, то ему во всем этом и нужно разбираться. Ну, а с принудительной установкой все ясно. Правда, юристы уже поясняют, что, мол, действующее законодательство не предусматривает в качестве меры ответственности установку алкозамков на автомобили водителей, севших за руль в нетрезвом виде. Но, конечно же, такие основания могут появиться в будущем. Возможно, что требования этого стандарта будут применяться в Москве для автомобилей такси и каршеринга.

Алкозамки на машины нетрезвых водителей – новый закон

Будет ли от этого толк? Сразу отметим, что многие «серьезные» автомобили типа бензовозов давно оснащены подобной техникой, а также обвешаны камерами во всех сторон.

Это сделано как раз на тот случай, чтобы водитель не мог перехитрить технику. Впрочем, настоящий профи не станет этим заниматься.

А вот с появлением алкозамков в массовом сегменте наверняка появятся блогеры-советчики, готовые поделиться опытом по «обезвреживанию» столь ненужного алкашам девайса.

Впрочем, не будем забегать вперед. Да и 1 апреля еще не наступило.

  • Что еще почитать:
  • Денег нет, но вы держитесь: почему в России отказываются от строительства новых дорог
  • Почему уход иностранцев убивает российский автопром
  • Штраф за мусор: попал на камеру и лишился 200 тысяч

Будем запираться: в России принят ГОСТ для алкозамков

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило ГОСТ, устанавливающий требования к алкозамкам. Он также определяет категории транспортных средств, которые должны быть оборудованы такими устройствами.

Читайте также:  Какой штраф за езду на летней резине зимой в 2023 году?

Документ вступает в силу с 1 апреля 2023 года, однако это не означает, что уже через два месяца отдельные виды транспорта будут оснащены алкозамками, подчеркивают в Росстандарте.

На каких автомобилях появятся алкозамки и какие требования предъявляются к этим устройствам, выясняли «Известия».

Без обмана

Росстандарт принял ГОСТ Р 70637–2023 «Автотранспортные средства. Система контроля состояния водителя (алкозамок). Общие технические требования». Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

В случае если в организме водителя присутствует алкоголь, аппаратура не даст возможности начать движение, передаст информацию о запуске мотора нетрезвым водителем оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС, а также в «орган государственного управления, уполномоченный осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения». Новый ГОСТ вступает в силу с 1 апреля 2023 года. «Известия» ознакомились с текстом документа.

Согласно новому стандарту, для предотвращения попыток обмануть аппаратуру перед проверкой водителя на трезвость система должна выявить «уникальные признаки, позволяющие отличать его от других водителей, и однозначно идентифицировать его в информационной системе по его индивидуальному идентификатору, зарегистрированному в данной системе».

Для этого в нее должны быть заранее загружены данные людей, допущенных к управлению конкретным автомобилем, а сам комплекс оснащен камерой, которая распознает лицо водителя.

«Размер и качество изображения, получаемого с камеры в дневное и ночное время, должны обеспечивать возможность его программной обработки целей при использовании биометрических образцов данных водителей в целях идентификации», — говорится в тексте документа.

https://www.youtube.com/watch?v=sevdAIva0CM\u0026pp=YAHIAQE%3D

Таким образом, нетрезвый автомобилист не сможет обмануть систему, попросив подышать в алкозамок другого человека.

Отключить по звонку

После того как система идентифицировала водителя, он должен будет пройти анализ на содержание паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе. Согласно ГОСТу, допускается применение как контактных, так и бесконтактных способов отбора проб.

В случае контактного метода автомобилист должен будет выдохнуть не менее 1,2 л воздуха в прибор, имеющий сменный мундштук. При бесконтактном способе размещенный в салоне машины газоанализатор автоматически возьмет пробы выдыхаемого воздуха.

«Конструкция индикаторов паров этанола должна обеспечивать проведение автоматического контроля очистки от этанола первичного измерительного преобразователя индикатора и отсутствие этанола в системе отбора пробы выдыхаемого воздуха (в случаях контактного способа) и в окружающем воздухе», — говорится в ГОСТе.

Если содержание этилового спирта в выдыхаемом воздухе превысит установленные нормы, то при попытке тронуться с места система заглушит двигатель машины. При этом алкозамок позволит завести мотор, если автомобиль стоит.

В целях безопасности он не будет требовать проверки водителя на трезвость при срабатывании системы «Старт-Стоп», глушащей мотор в целях экономии топлива, или если двигатель заглох во время движения. В этих случаях запуск мотора и продолжение поездки должны происходить без дополнительной проверки водителя на трезвость.

Время, отведенное на повторный запуск мотора, согласно ГОСТу, не может превышать пяти минут. ГОСТ предусматривает, что в случае экстренных ситуаций, а также для обслуживания системы алкозамок должен иметь возможность для его деактивации.

«Для обеспечения возможности использования (передвижения) ТС в экстренных ситуациях, а также технического (сервисного) обслуживания ТС система контроля состояния водителя (алкозамок) должна иметь механизм перевода ее в «Режим автосервиса», исключающий алгоритмы работы системы в «Рабочем режиме», — говорится в документе.

Оператор сможет временно отключить алкозамок «на основании соответствующих запросов, сформированных водителем или неавторизованным в системе пользователем (с учетом вероятности возникновения экстренных ситуаций) через интерфейс взаимодействия между водителем и системой». При этом аппаратура должна обеспечивать перевод алкозамка в сервисный режим, даже если сотовая связь отсутствует.

Где появятся алкозамки

Согласно требованиям нового ГОСТа, установка алкозамков предусматривается на автомобилях (в том числе и легковых), осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, а также на транспортных средствах, которые перевозят опасные, тяжеловесные, и крупногабаритные грузы, бытовые отходы и мусор.

При этом в примечании указано, что требования ГОСТа также могут быть применены «в случаях добровольной установки эксплуатантами ТС», а также «в законодательно установленных случаях в качестве одной из мер, используемых в качестве административного наказания водителей, совершивших нарушения, связанные с управлением ТС в состоянии алкогольного опьянения».

Действующее законодательство не предусматривает в качестве основной или дополнительной меры ответственности установку алкозамков на автомобили водителей, севших за руль в нетрезвом виде, подчеркивает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Однако он не исключил, что такие основания могут появиться в будущем.

— Предложения об обязательном оснащении машин алкозамками обсуждаются уже давно. ГОСТ, определяющий требования к этим устройствам, разработан на перспективу. Вполне вероятно, что через какое-то время будут подготовлены изменения в законодательство, предусматривающие установку этих устройств в автомобили нетрезвых водителей, — заявил «Известиям» Сергей Радько.

В конце прошлого года мировой опыт по использованию алкозамков оценили в Научном центре безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД РФ. По словам руководителя ведомства Дмитрия Митрошина, идея является «здравой». Однако ни в одной стране мира эти технологии до конца пока не внедрены, подчеркнул он.

В машинах и шлагбаумах

Наиболее широкое распространение алкозамки получили в странах Скандинавии.

Здесь водитель, впервые попавшийся нетрезвым за рулем, в случае небольшого превышения установленных норм алкоголя в организме может выбирать: расстаться на определенный срок с правами или на какое-то время за свой счет оборудовать машину алкозамком.

Похожие правила действуют в ряде штатов США, Новой Зеландии, Австралии, Литве, на Мальте и в некоторых других странах. Во Франции и Финляндии этими устройствами должны быть оборудованы школьные автобусы.

В Швеции наряду с алкозамками, которыми оснащаются машины нетрезвых водителей, в некоторых портах установлены «алкошлагбаумы», которые не позволяют водителю в состоянии опьянения выехать на автомобиле с территории пассажирского терминала.

Дорогое удовольствие

Алкозамки — достаточно эффективное средство для профилактики пьянства за рулем, считают эксперты. Однако эти устройства достаточно дорогие, отмечают они. В интернет-магазинах их стоимость (без учета установки в машину) начинается от 35–40 тыс. рублей. На некоторые модели цена доходит до 120–140 тыс. рублей.

— Еще примерно 5–7 тыс. рублей придется ежемесячно платить за его обслуживание, а также за обеспечение связи с диспетчерским центром, куда передаются все данные с прибора, — рассказал «Известиям» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Внедрение алкозамков станет серьезной финансовой нагрузкой на владельцев автомобилей, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

— Безусловно, с пьянством за рулем необходимо бороться, но эта борьба не должна создавать дополнительных сложностей. Алкозамки в данном случае и являются такой сложностью. Сами по себе проблему пьянства за рулем они не решают, но при этом ложатся тяжким бременем на экономику страны, — подчеркнул он в беседе с «Известиями».

Задел на будущее

Несмотря на то что новый ГОСТ вступает в силу с 1 апреля 2023 года, это не означает, что с этого времени все автобусы и грузовики, перевозящие опасные, крупногабаритные и тяжелые грузы, а также бытовые отходы, должны быть оборудованы алкозамками, отмечают в Росстандарте.

— ГОСТ Р 70637–2023 «Автотранспортные средства. Система контроля состояния водителя (алкозамок). Общие технические требования» вводится в действие с 1 апреля 2023-го для добровольного применения.

Его требования станут носить обязательный характер, если будут включены в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Также требования этого ГОСТа могут применяться в договорных обязательствах и в случае «публичного заявления изготовителя и (или) исполнителя о соответствии продукции стандарту», отметили в Росстандарте.

https://www.youtube.com/watch?v=dRH-wqxCB8g\u0026pp=ygVk0JDQu9C60L7Qt9Cw0LzQutC4INC90LAg0LzQsNGI0LjQvdGLINC90LXRgtGA0LXQt9Cy0YvRhSDQstC-0LTQuNGC0LXQu9C10Lkg4oCTINC90L7QstGL0Lkg0LfQsNC60L7QvQ%3D%3D

По словам источника «Известий» в ведомстве, не исключено, что требования этого стандарта будут применяться в Москве для автомобилей такси и каршеринга.

В россии утвержден стандарт на алкозамки для автомобилей. поможет ли это решить проблему нетрезвого вождения? — российская газета

Что такое алкозамок? Это устройство, по сути, — алкотестер, который разрешит завести автомобиль после того, как водитель в него подует, но при условии, что в выдохе не будет паров этанола. Предполагается, что при использовании устройства нетрезвые водители вообще никогда не смогут появиться на дороге. Идея, казалось бы, очень неплохая. Но как и в любой идее здесь есть свои подвохи.

Какие требования устанавливает новый ГОСТ? Стандарт распространяется на системы контроля состояния водителя, предназначенные для установки на транспортные средства, которые используются для коммерческих перевозок пассажиров, в том числе специально предназначенные для перевозки детей. То есть на все легковушки и автобусы. А также на автомобили, используемые для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусор — то есть на все грузовики.

Читайте также:  Можно ли водителю и пассажиру поменяться после ДТП?

Предполагается возможность идентификации водителя. Если водитель заглушил машину, но завел ее в течение пяти минут, ему не придется снова продуваться.

Информация о попытке нетрезвого запуска двигателя может передаваться как непосредственно автотранспортным предприятиям, так и в госорганы. В том числе — с помощью системы ГЛОНАСС, установленной в машине.

Начнем с истории. Использование алкозамков широко распространено в Швеции. Там уже более десяти лет проходит эксперимент: водитель, который впервые попался в нетрезвом виде за рулем, может не лишиться прав при условии, что он установит на свой автомобиль алкозамок. Конечно же, за свой счет. Однако есть один нюанс.

Если он дыхнет в алкозамок парами алкоголя, не только машина не заведется — информация об этом поступит в соответствующий центр ее обработки. И после этого условное лишение прав вступит в силу, а водителю придется уже ходить пешком. Примечательно, что даже в Швеции в законе такая возможность не закреплена.

Продолжается эксперимент уже второе десятилетие.

Что у нас? В России примерно десять лет предлагается использовать алкозамки. Также проводились многочисленные эксперименты, но без правовых последствий. Ограничивались они тем, что машина не завелась, — и ладно. Такие замки ставились на рейсовые и школьные автобусы.

И эксперименты везде признавались удачными. Но дальше дело не двигалось. Все-таки важную роль играет экономическая составляющая. Подобные замки крайне дороги, а их установка — тем более.

Ведь необходимо вмешиваться в работу «мозгов» автомобиля, прописывать их в блок управления.

К тому же на рынке есть единственная шведская компания, которая производит такие замки без каких-либо нареканий.

Довольно часто при эксплуатации транспорта с алкозамками возникали непредвиденные ситуации. Даже абсолютно трезвый водитель не мог завести машину. Бывало, автомобиль глох на маршруте.

Все эксперименты заглохли из-за невозможности бесперебойной эксплуатации машин без очень серьезных вложений.

В той же Швеции целый институт безопасности дорожного движения занимается их совершенствованием, проверкой и продвижением.

Что дает новый стандарт? По сути, пока ничего кроме общих требований к таким замкам. Чтобы заставить кого-то их устанавливать, требуются соответствующие законы. А если они вдруг будут приняты, то автопроизводителям придется прорабатывать хотя бы возможность установки таких приборов.

А это очень дорого. Очевидно, что автомобиль с возможностью установки такой системы будет значительно дороже машины без нее. Эксперты поддерживают установку таких устройств на каршеринг и такси.

Но в производстве это те же автомобили, которые продаются и для всех остальных граждан, использующих их в личных целях.

Автомобиль с возможностью установки системы алкозамка будет значительно дороже машины без него

https://www.youtube.com/watch?v=dRH-wqxCB8g\u0026pp=YAHIAQE%3D

Можно ли обойти алкозамок? Как показали эксперименты в Швеции, это практически невозможно. Он замеряет не только пары этанола, но и температуру выдыхаемого воздуха, а также его давление.

Так что накачать прибор из насоса или воздушным шариком не получится. Можно попросить дунуть кого-то другого.

Но что делать в дороге, когда прибор затребует повторить выдох? Если будет система идентификации, то этот вариант и вовсе недопустим.

Захотят ли автопарки тратиться на установку таких систем? Есть большие сомнения. Только в том случае, если у них часты случаи нетрезвых аварий. Но для этого есть другие методы решения вопроса. В общем, слишком дорогое удовольствие получается — особенно с учетом санкций, дефицита машин и роста стоимости всего высокотехнологичного оборудования.

Кстати, в свое время говорилось будто МВД участвует в разработке закона о применении алкозамков. Тогда МВД опровергло эту информацию, указав, что Конституция напрямую запрещает навязывать коммерческие услуги гражданам. А что такое установка подобных приборов с оплатой их обслуживания, как не навязывание коммерческих услуг?

Начал действовать ГОСТ для устройств, не позволяющих пьяному сесть за руль

Распространенные за рубежом алкозамки представляют собой устройства, которые устанавливаются в салоне автомобиля. Речь идет об алкометрах, в которые водителю необходимо дунуть перед поездкой. В случае обнаружения прибором паров алкоголя запуск двигателя блокируется.

Вступивший в силу 1 апреля ГОСТ содержит описание технических требований к устройствам. Предусмотрено, что они могут ставиться на легковые, грузовые автомобили и автобусы.

Встроенная в алкозамки «мониторинговая система» передает данные по сотовой связи «внешним потребителям», например автотранспортному предприятию или подразделению ГИБДД.

Минимальный объем выдыхаемого в алкозамок воздуха должен составлять 1,2 л; на проверку должно уходить не более 15 секунд.

Стандарт предусматривает защиту от возможной подмены лица в момент проверки личности (речь идет об алкозамках, которые по камере сверяют фото водителя с базой данных фотографий).

Возможен контроль выдоха прямо на ходу, в этом случае двигатель не выключается — водителю выдается предупреждение о запрете продолжать движение.

Все приборы должны иметь функцию «автосервиса» — их можно временно отключить и запускать двигатель без проверки.

Внедрение алкозамков обсуждается уже много лет. В 2010 году устройства ставились на школьные автобусы в ряде регионов, но дальше пилотного проекта дело не пошло.

В 2013 году депутаты Госдумы предлагали снабжать алкозамками машины водителей, уличенных в пьяном вождении (новый ГОСТ эту возможность предусматривает). В мае 2021 года Минпромторг заявил, что «прорабатывает» с ГИБДД эту идею, но МВД от инициативы открестилось.

В декабре того же года департамент транспорта Москвы установил в рамках пилота алкозамки на десять служебных машин, о результатах не сообщалось. Вступивший в силу ГОСТ — пока единственный нормативный документ, регулирующий применение этих устройств.

Цены на алкозамки варьируются от 33 тыс. руб. за самый простой отечественный до 200 тыс. руб. за немецкий со встроенной видеокамерой.

В Росстандарте «Ъ» пояснили, что стандарт является добровольным, но «в случае необходимости» ГОСТ «может быть включен в перечень документов по стандартизации» в области безопасности движения, обязательных к применению (закреплен распоряжением правительства в 2017 году, в него входят ГОСТы на дорожные знаки, разметку и т. д.).

«Оснащение автобусов подобной системой не планируется, — заявили “Ъ” в подмосковном “Мострансавто”.— При обращении производителей в наш адрес мы готовы рассматривать предложения».

В компании рассказали, что водители уже проходят обязательный предрейсовый (и послерейсовый) медосмотр, в ходе которого проверяется в том числе наличие алкоголя в организме. Аналогичные проверки проходят водители всех перевозчиков, в том числе столичного «Мосгортранса».

В ГУПе «Ъ» рассказали, что подвижной состав предприятия также оборудован системой «Антисон», которая позволяет по камере определить характерные для нетрезвых водителей «паттерны поведения, взгляд в сторону и закрытие глаз в определенном алгоритме».

Установку алкозамков в «Мосгортрансе» считают «нецелесообразной» — «это больше подходит для малых транспортных предприятий, таксомоторных перевозок или грузоперевозчиков».

Ставропольские перевозчики также говорят об «очередной дорогостоящей и бессмысленной» затее, которая еще больше осложнит работу транспортников. «Очередные траты лягут на плечи перевозчиков и полностью добьют отрасль, — считает руководитель автоколонны 1564 из Ставрополя Борис Ушаков.

— Мы и так перегружены нововведениями: нас обязывают устанавливать тахографы, ГЛОНАСС, оборудовать автобусы видеонаблюдением».

Сейчас необходимости в использовании алкозамков нет, но в качестве эксперимента планируется приобрести несколько приборов для тестирования, чтобы контролировать водителей из «группы риска», рассказал «Ъ» заместитель гендиректора ГУП «Башавтотранс» Владимир Хушкин.

«Замки пригодились бы для грузовиков, работающих на перевозках в междугородном направлении, когда водители отправляются в рейс по путевому листу на долгий срок, — полагает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.

— Но в рамках городских грузовых перевозок при ежедневном выпуске автомобиля и водителя на линию алкозамки будут лишней тратой денег, водитель и так проверяется медработником».

Эксперт говорит, что на данный момент вызывает вопросы надежность алкозамков, корректность их срабатывания, в том числе в условиях низких температур.

«Очень сложно будет объяснить клиенту, что груз не доставлен вовремя по причине некорректной работы алкозамка, да и водителю придется много сил потратить на доказательство своей невиновности в такой ситуации.

Кроме того, в замок можно дунуть спринцовкой или воздушным пистолетом, который есть всегда у водителя в кабине тягача. Отсутствие защиты от таких действий сводит полезную функцию замка к нулю», — добавляет он.

Иван Буранов; Майя Иванова, Уфа; Александра Ларинцева, Пятигорск

В россии появился гост для устройств защиты от нетрезвых водителей — журнал за рулем

Утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 70637–2023 «Автотранспортные средства. Система контроля состояния водителя (алкозамок). Общие технические требования», говорится в сообщении Росстандарта.

Алкозамок предназначен для выявления паров этанола в выдыхаемом водителем воздухе и в случае превышения их порогового значения блокировки работы двигателя в момент начала движения автомобиля.

Также он передает соответствующую мониторинговую информацию как на бортовые устройства регистрации, так и внешним потребителям, отмечается в сообщении.

Внешними потребителями являются:

  • автотранспортные предприятия
  • региональные навигационно-информационные центры
  • орган государственного управления, уполномоченный осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения.

Если для передачи информации используется система ЭРА-ГЛОНАСС, то информация поступает в систему непосредственно от транспортного средства по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Стандарт распространяется на:

  • транспортные средства, специально предназначенные для перевозки детей (категории М1, М2, М3)
  • автомобили, используемые для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (категории N1, N2, N3).

В сообщении ведомства также говорится, что алкозамки активно применяются во многих странах мира — в некоторых из них подобными средствами оборудованы почти все виды общественного транспорта.

Мнение эксперта

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:

Я поддерживаю идею установки алкозамков на автобусах, автомобилях такси и на каршеринге – хотя прекрасно понимаю, что наш человек подберет ключи к любому замку. Но мысль обязательной конвейерной установки алкозамков на все машины (когда-то была и такая) считаю порочной. Мы даже системой ЭРА-ГЛОНАСС не можем все машины обеспечить.

  • На рынке грузовиков наметился новый лидер.
  • «За рулем» можно смотреть на YouTube.
Читайте также:  Новый закон об учёте времени работы водителя такси

Источник: Росстандарт

Depositphotos

Идеальный способ начать загородную жизнь — побывать на выставке загородных строений.

Для этого вам даже не придется уезжать из города: находятся дачные дома и коттеджи в Москве.

Выдохни и иди – Коммерсантъ

В России 1 апреля вступил в силу стандарт для алкозамков — приборов, блокирующих запуск двигателя машины, если водитель пьян. Документ описывает технические параметры и правила установки устройств, впрочем, законодательной нормы об их обязательной установке пока нет.

Распространенные за рубежом алкозамки представляют собой устройства, которые устанавливаются в салоне автомобиля. Речь идет об алкометрах, в которые водителю необходимо дунуть перед поездкой. В случае обнаружения прибором паров алкоголя запуск двигателя блокируется.

Вступивший в силу 1 апреля ГОСТ содержит описание технических требований к устройствам. Предусмотрено, что они могут ставиться на легковые, грузовые автомобили и автобусы.

Встроенная в алкозамки «мониторинговая система» передает данные по сотовой связи «внешним потребителям», например автотранспортному предприятию или подразделению ГИБДД.

Минимальный объем выдыхаемого в алкозамок воздуха должен составлять 1,2 л; на проверку должно уходить не более 15 секунд.

Стандарт предусматривает защиту от возможной подмены лица в момент проверки личности (речь идет об алкозамках, которые по камере сверяют фото водителя с базой данных фотографий).

Возможен контроль выдоха прямо на ходу, в этом случае двигатель не выключается — водителю выдается предупреждение о запрете продолжать движение.

Все приборы должны иметь функцию «автосервиса» — их можно временно отключить и запускать двигатель без проверки.

Внедрение алкозамков обсуждается уже много лет. В 2010 году устройства ставились на школьные автобусы в ряде регионов, но дальше пилотного проекта дело не пошло.

В 2013 году депутаты Госдумы предлагали снабжать алкозамками машины водителей, уличенных в пьяном вождении (новый ГОСТ эту возможность предусматривает). В мае 2021 года Минпромторг заявил, что «прорабатывает» с ГИБДД эту идею, но МВД от инициативы открестилось.

В декабре того же года департамент транспорта Москвы установил в рамках пилота алкозамки на десять служебных машин, о результатах не сообщалось. Вступивший в силу ГОСТ — пока единственный нормативный документ, регулирующий применение этих устройств.

Цены на алкозамки варьируются от 33 тыс. руб. за самый простой отечественный до 200 тыс. руб. за немецкий со встроенной видеокамерой.

В Росстандарте “Ъ” пояснили, что стандарт является добровольным, но «в случае необходимости» ГОСТ «может быть включен в перечень документов по стандартизации» в области безопасности движения, обязательных к применению (закреплен распоряжением правительства в 2017 году, в него входят ГОСТы на дорожные знаки, разметку и т. д.).

«Оснащение автобусов подобной системой не планируется,— заявили “Ъ” в подмосковном «Мострансавто».— При обращении производителей в наш адрес мы готовы рассматривать предложения».

В компании рассказали, что водители уже проходят обязательный предрейсовый (и послерейсовый) медосмотр, в ходе которого проверяется в том числе наличие алкоголя в организме. Аналогичные проверки проходят водители всех перевозчиков, в том числе столичного «Мосгортранса».

В ГУПе “Ъ” рассказали, что подвижной состав предприятия также оборудован системой «Антисон», которая позволяет по камере определить характерные для нетрезвых водителей «паттерны поведения, взгляд в сторону и закрытие глаз в определенном алгоритме».

Установку алкозамков в «Мосгортрансе» считают «нецелесообразной» — «это больше подходит для малых транспортных предприятий, таксомоторных перевозок или грузоперевозчиков».

Ставропольские перевозчики также говорят об «очередной дорогостоящей и бессмысленной» затее, которая еще больше осложнит работу транспортников. «Очередные траты лягут на плечи перевозчиков и полностью добьют отрасль,— считает руководитель автоколонны 1564 из Ставрополя Борис Ушаков.

— Мы и так перегружены нововведениями: нас обязывают устанавливать тахографы, ГЛОНАСС, оборудовать автобусы видеонаблюдением».

Сейчас необходимости в использовании алкозамков нет, но в качестве эксперимента планируется приобрести несколько приборов для тестирования, чтобы контролировать водителей из «группы риска», рассказал “Ъ” заместитель гендиректора ГУП «Башавтотранс» Владимир Хушкин.

«Замки пригодились бы для грузовиков, работающих на перевозках в междугородном направлении, когда водители отправляются в рейс по путевому листу на долгий срок,— полагает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.

— Но в рамках городских грузовых перевозок при ежедневном выпуске автомобиля и водителя на линию алкозамки будут лишней тратой денег, водитель и так проверяется медработником».

Эксперт говорит, что на данный момент вызывает вопросы надежность алкозамков, корректность их срабатывания, в том числе в условиях низких температур.

«Очень сложно будет объяснить клиенту, что груз не доставлен вовремя по причине некорректной работы алкозамка, да и водителю придется много сил потратить на доказательство своей невиновности в такой ситуации.

Кроме того, в замок можно дунуть спринцовкой или воздушным пистолетом, который есть всегда у водителя в кабине тягача. Отсутствие защиты от таких действий сводит полезную функцию замка к нулю»,— добавляет он.

Иван Буранов; Майя Иванова, Уфа; Александра Ларинцева, Пятигорск

Водителей предложили обязать ставить алкозамки: подробности | 360°

Читать 360tv в

Водителей, попавшихся пьяными за рулем, могут обязать устанавливать на свои машины алкозамки. Сейчас над изменением правил работают сотрудники Минпромторга и ГИБДД. Инициативу уже оценили автоэксперты. Они заявили, что подобные замки неэффективны, а из-за цены многие даже не смогут их купить.

Обязательную установку алкозамков предложили ввести для тех, кого поймали за рулем в нетрезвом виде. Данные водителя внесут в базу, а затем заставят поставить устройство на автомобиль.

«Если человек хоть раз попался, это мы сейчас с ГИБДД прорабатываем эту историю, на нетрезвом вождении за рулем, он вносится в базу», — сообщил замглавы Минпромторга Василий Шпак.

Он добавил, что возможность изменения правил дорожного движения пока изучается министерством и ГИБДД. Предполагается, что водителей обязуют ставить алкозамки на все имеющиеся машины. Причем платить за все придется самому автомобилисту.

До конца года будет проводится эксперимент по внедрению алкозамков. Прибор будет функционировать в связке с системой ГЛОНАСС. По словам Шпака, устройства полностью разработали в России. В отличие от зарубежных аналогов, они позволяют распознавать самого водителя.

Ставить алкозамки планируют и на машины каршеринговых компаний. Это поможет проверить готовность человека управлять автомобилем.

«Неэффективно и бессмысленно»

Предложенное нововведение является малоэффективным, считает автоэксперт Центра правовых экспертиз «Главная дорога», автоюрист Константин Юрков.

«Я думаю, что это не очень эффективная мера, потому что человек может и на другом транспортном средстве ездить, не обязательно только на своем», — пояснил он «360».

Эксперт подчеркнул, что как показывает практика, за руль чаще садятся в наркотическим опьянении, а не в алкогольном. В этом случае такие замки не помогут. К тому же устройства имеют определенные недостатки, добавил координатор движения «Общество синих ведерок», автоблогер Петр Шкуматов.

«Современные алкозамки обладают рядом недостатков, которые практически полностью делают их бессмысленными и дорогими устройствами», — отметил эксперт.

Он предложил рассмотреть технические особенности. Алкозамок — сложное техническое устройство, которое определяет наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе с помощью электрохимического датчика.

«Этот датчик очень чувствительный, боится атмосферы, которая загрязнена различными окислами. Весь букет газов около дороги и в процессе движения будет попадать на этот датчик. Именно поэтому алкотестеры проверяются в ГИБДД каждые полгода», — отметил Шкуматов.

Сломаться электрохимический датчик может внезапно. В итоге прибор будет давать ложные показания, а водитель не сможет попасть в машину.

«Нет таких денег»

Еще одна проблема алкозамков — цена. По словам блогера, профессиональные устройства для определения уровня алкоголя обходятся примерно в 35 тысяч рублей. С алкозамками дела обстоят сложнее, так как их установка подразумевает изменение конструкции транспортного средства.

«Замок нужно сертифицировать в испытательной лаборатории, а это дополнительные затраты. Я полагаю, что цена этого устройства будет составлять более 100 тысяч рублей под ключ. У российских граждан, у нетрезвых водителей таких денег нет», — заявил Шкуматов.

Большинство россиян ездят на старых машинах, в которые физически невозможно поставить алкозамки. Сейчас подобные приборы можно увидеть в автобусах или грузовиках. Их ставят, чтобы проверять водителей перед рейсами.

«Но это коммерческие компании устанавливают по своей инициативе для защиты своей собственности. Если речь идет о тех, кто попался в нетрезвом виде, что их теперь без алкозамка не будут пускать за руль, то это абсолютно несправедливо», — считает блогер.

Шкуматов пояснил, что при пьяной езде человек получает серьезное наказание — лишается прав и платит большой штраф. Если правила изменят, то ко всему этому водителю придется еще выложить круглую сумму за алкозамок.

Авторы:

Евгения Бардонова

Дарья Бунякова