ГАИ

ДТП без техосмотра – будет ли регресс и отказ выплаты?

  1. Если при ДТП у вас нет действующего техосмотра, но и обязанности проходить процедуру не имеется, то регресс по ОСАГО будет незаконен. Никто по закону не сможет правомерно взыскать выплаченные деньги на этом основании.

  2. Даже если вы обязаны были иметь диагностическую карту, то для права регрессного требования нужно ещё одно важное условие – ДТП должно произойти по причине неисправности автомобиля.
  3. Также и отказ в страховой выплате в случае отсутствия технического осмотра незаконен.

    И здесь это работает уже безусловно – даже если вы нарушили закон и обязаны были пройти техосмотр на момент ДТП, всё равно отказа не будет.

Отмена обязательного техосмотра в начале 2022 года была на самом деле не совсем отменой – точнее, не полным упразднением процедуры.

Но, действительно, для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам и не работающих в такси, обязательный технический осмотр отменили. Однако, в связи с условностью в сети всё чаще возникают вопросы двух видов.

Первый из них – правда ли, что за отсутствие техосмотра при ДТП будет грозить регресс по ОСАГО виновнику в 2023 году? Второй ещё печальнее: будет ли отказ в выплате от страховой в случае, если на момент ДТП не было диагностической карты уже у потерпевшего? Выясним оба этих вопроса со ссылками на официальные источники.

Техосмотр отменили или нет?

Да… Но не для всех.

Конкретно технический осмотр был отменён для определённой и самой распространённой в России категории автовладельцев – физических лиц и их частных автомобилей, которые не занимаются коммерческой деятельностью с помощью своих транспортных средств.

Реализовано это за счёт добавления в статью 15 соответствующего закона части 7. Таким образом, должны выполняться следующие условия (все из них) для отсутствия необходимости ехать на ТО:

  • техосмотр не требуется для автомобилей физлиц,
  • если при этом данные машина используется исключительно в личных целях,
  • в том числе, если вы не работаете на ней в такси или иным образом не занимаетесь коммерческими перевозками.

Отметим также, что и до этого технический осмотр не нужно было проходить в первые 4 года после изготовления транспортного средства. Теперь при выполнении условий выше его не нужно проходить никогда… Впрочем, остались определённые требования получить диагностическую карту в отдельных случаях. О них мы ещё поговорим ниже.

А ещё у вас есть право добровольно поехать на техосмотр, если вы, например, просто хотите убедиться в исправности вашего автомобиля (пункт 9 статьи 15 ФЗ-170).

ДТП без техосмотра – будет ли регресс и отказ выплаты?

Нужно ли его проходить, чтобы не было проблем при ДТП?

Тогда возникает резонное предположение: если техосмотр сделали добровольной процедурой для большинства автолюбителей, возможно, стоит его пройти, чтобы в дальнейшем избежать проблем со страховыми выплатами?

В частности, у многих водителей есть два важных недопонимания.

  1. Может ли быть регресс от страховой компании, если вы оказались виновником ДТП без техосмотра?
  2. Будет ли отказ выплаты по ОСАГО, если у вас уже как потерпевшего в происшествии аналогично не было диагностической карты?

И ответ на оба указанных вопроса – нет. Только для того, чтобы избежать регресса и отказа при ДТП, проходить технический осмотр не нужно. Всё очень просто! Если у страховщика есть основание для отказа или регрессного требования, то оно не зависит от того, есть у вас или нет техосмотра. То есть именно диагностическая карта не может стать правовой причиной наступления обоих последствий.

Но выясним подробнее и со ссылками на официальные источники, почему!

Будет ли по новому закону регресс по ОСАГО после ДТП, если нет диагностической карты?

Нет, если оформлять диагностическую карту путём прохождения техосмотра вам не требовалось по закону.

Итак, основание для правомерности регрессного требования содержится в подпункте «и» пункта 1 статьи 14 закона Об ОСАГО:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

и) …на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истёк срок действия диагностической карты.

Вообще в официальном тексте закона такое право регресса выражено не совсем корректно. Речь идёт об истечении срока действия карты. А если у вас её никогда не было, но обязанность проходить техосмотр на момент ДТП была? Тогда формально регресс в 2023 году незаконен. Хотя, судебная практика смотрит на это иначе.

Обратите также внимание, что в любом случае регрессное требование не будет грозить водителю-виновнику ДТП, если авария произошла не по причине неисправности авто.

Таким образом, с одной стороны всё очевидно: не было диагностической карты – регресс будет. С другой, в законе ничего не указано о том, что делать, если обязанности получать эту карту и не было.

И здесь в дело вступает Банк России, собственно, регулирующий деятельность страховых компаний по ОСАГО. Таким образом, в связи с возникающими вопросами автомобилистов ЦБР выпустил специальное информационное письмо ИН-018-53/9, в котором разъяснил буквально следующее:

Принимая во внимание изложенное, отмечаем, что предъявление страховщиком регрессных требований к лицу, причинившему вред по основанию, изложенному в абзаце втором настоящего письма, возможно только в случаях, когда транспортное средство виновника дорожно-транспортного происшествия подлежит техническому осмотру в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств…

Таким образом, если виновник при ДТП был без техосмотра, но и обязанности его проходить на момент происшествия не было, то регресса не будет.

А, если страховая его и выставит, то в суде такое требование будет достаточно легко отменить.

ДТП без техосмотра – будет ли регресс и отказ выплаты?

Грозит ли отказ в выплате за отсутствие техосмотра в 2023 году?

Тоже нет.

Дело в том, основания для отказа исчерпывающие отражены в законе Об ОСАГО. Пусть не так структурированно в одной статье по разным подпунктам, как регресс, но всё же перечислены.

И среди таких оснований нет ни единого, который бы устанавливал правомерность отказа в выплате, если у водителя нет техосмотра во время ДТП.

Причём, отказ не будет грозить во всех случаях:

  • если у вас как потерпевшего в ДТП нет действующего техосмотра,
  • либо диагностической карты не было у виновника.

Таким образом, даже если ДТП произошло по причине неисправности автомобиля и даже если у вас была обязанность проходить техосмотр (например, вы работаете в такси или машина принадлежит юрлицу), в любом случае отказ в выплате по ОСАГО неправомерен при отсутствии диагностической карты.

Кому и в каких случаях нужно проходить технический осмотр?

И всё же обязанность его проводить над автомобилем в 2023 году осталась, как мы выяснили выше. И давайте рассмотрим, для кого и в каких случаях, разделив на две группы условия по последствиям.

Когда нужно проходить техосмотр, чтобы не было регресса:

  • если автомобиль принадлежит юридическому лицу,
  • если вы работаете на машине в такси,
  • если вы занимаетесь коммерческими перевозками или иным образом используете транспортное средство не только в личных целях.

Но и в этих случаях не нужно проходить ТО новым автомобилям. Мы подробно рассмотрели этот вопрос в специальной статье о периодичности технического осмотра.

Кроме того, обязанность ехать на процедуру появляется в следующих ситуациях:

Полезные ссылки

Смотрите, какая тема — Правда ли, что будет отказ в выплате по ОСАГО, если нет техосмотра при ДТП?

Показать содержание

  1. Отказ в выплате страховой компанией, если в случае ДТП нет техосмотра как у виновника, так и у потерпевшего, незаконен. Если вы где-либо услышите иную информацию – это неправда и «фейк». В статье приводим ссылки на официальные источники.
  2. Тем не менее, отсутствие техосмотра влияет на страховку. И единственное на сегодняшний день такое влияние заключается в праве регрессного требования страховщика к виновнику, если у того на момент ДТП не было действующей диагностической карты. Но здесь есть важное условие для возникновения такого требования – авария должна произойти именно по причине неисправности машины причинителя вреда.
  3. В остальном, если у вас нет действующего техосмотра, то это не влияет ни на выплату, ни на направление на ремонт, ни на действительность самого полиса ОСАГО.
  4. Кроме того, диагностической карты нет в списке обязательных документов для получения выплаты потерпевшим. То есть при обращении за страховым возмещение в 2023 году потерпевшему не нужно предъявлять техосмотр.
  5. Но есть ещё одно последствие отсутствия технического осмотр – с 1 марта 2022 года вводится штраф за это в размере 2 000 рублей.

Связь полиса ОСАГО и технического осмотра транспортных средств была резко изменена на законодательном уровне в последние месяцы. В частности, ранее мы уже писали, что техосмотр отвязали от приобретения страховки – то есть диагностическая карта перестала быть обязательной для предъявления как условие, чтобы вам продали полис. Однако, вместе с этим вступили в силу ещё несколько поправок.

И именно последние новости породили у автолюбителей – а иногда даже среди официальных изданий – ряд заблуждений. В статье мы выясним, влияет ли техосмотр на возмещение ОСАГО, правда ли, что по новому закону если нет техосмотра, то нет и компенсации по страховке и, главное, будет ли отказ в выплате от страховой компании, если у водителя нет техосмотра при ДТП.

Давайте обо всём по порядку!

Влияет ли техосмотр на отказ страховой в выплате по ОСАГО по новому закону?

Итак, в самом начале данной статьи представим вам 2 самых важных факта относительно этих двух обсуждаемых нами сущностей.

  1. Само словосочетание «технический осмотр» встречается в главном законодательном акте в 2023 году – Федеральном законе Об ОСАГО №40 – 44 раза.
  2. Однако, ни одна из формулировок никак не связывает одно с другим – отсутствие техосмотра не влияет на ОСАГО – вообще никак.

По последнему пункту всё было немного иначе до 22 августа 2021 года. Вы обязаны были предъявить диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО. Без неё вам бы просто не продали страховку. Но и эту обязанность отменили с указанной даты.

Таким образом, отказ в выплате ввиду отсутствия технического осмотра никак не урегулирован в современном актуальном законодательстве.

Отказ в выплате в случае ДТП, если нет техосмотра в 2023 году – правда ли это?

Но есть ещё одна сложность. Дело в том, что тот же закон Об ОСАГО вообще никак практически не перечисляет в конкретном виде все основания для отказа в страховом возмещении.

Более того, конкретная причина встречается в законе только один раз – пункт 20 статьи 12 ФЗ-40 указывает, что страховая вправе отказать в выплате в случае, если потерпевший отремонтировал свою машину либо утилизировал её остатки, что сделало невозможным её осмотр.

Нет аналогичного исчерпывающего списка оснований и в Правилах страхования, утверждённых Банком России.

ДТП без техосмотра – будет ли регресс и отказ выплаты?

Между тем, исходя из самого принципа обязательного страхования ОСАГО, изложенного в статье 6 ФЗ, и гарантии возмещения вреда, указанного в статье 4, получаем, что возместить ущерб в любом случае страховая обязана за виновника… Разумеется, в пределах максимальной страховой суммы и при наличии факта застрахованности автомобиля и водителя – его гражданской ответственности, то есть наличия полиса.

То есть получаем, что, если у виновника ДТП есть действующая страховка ОСАГО, то страховая обязана выплатить потерпевшему компенсацию ущерба. Если только иное не оговорено в законодательстве.

И как раз такое исключение, как отсутствие техосмотра при ДТП, в законодательстве этом отсутствует, как мы выяснили выше.

Поэтому отказ в выплате, если у виновника нет действующей карты техосмотра, незаконен.

Ещё одна хорошая новость – на практике 2023 года вы почти и не встретите отказов именно на этом основании.

Что грозит, если на момент ДТП была страховка, но не было техосмотра?

Но есть всё же два вредных последствия, на которые влияет отсутствие технического осмотра в момент дорожно-транспортного происшествия у водителя:

  • регрессное требование от страховой компании к водителю-виновнику ДТП, если у него не было действующего техосмотра и при ряде условий,
  • штраф за отсутствие технического осмотра (пока не вступил в силу).

О штрафе поговорим немного ниже, а пока рассмотрим главную опасность для водителей.

Регрессное требование, но очень условно!

Регресс – это право. В нашем случае право страховщика истребовать с причинителя вреда, то есть виновника аварии, сумму страхового возмещения, которую страховая возместила потерпевшему.

Говоря проще, страховщик сначала выплачивает всё, как положено, потерпевшему. Но затем взыскивает весь этот размер выплаты с виновника в свою пользу.

И снова обратите внимание, что для потерпевшего ровным счётом ничего не меняется – в этом случае всё также не будет отказа в выплате по ОСАГО, так как виновник ДТП был без техосмотра.

Просто страховщик будет дальше разбираться с виновником самостоятельно.

Так вот, если у виновника в случае ДТП нет техосмотра, то у страховой компании, действительно, может появиться право регрессного требования. Но, как мы указали выше, это очень условно. И для возникновения такого права должно совпасть несколько факторов:

  1. во время ДТП у одного из участников нет действующего технического осмотра,
  2. этот участник признан виновником происшествия,
  3. само ДТП произошло по причине неисправности автомобиля без техосмотра.

И вот этот последний критерий является обязательным для возникновения права регресса у страховщика к причинителю вреда.

Например, автомобиль «догнал» сзади другую машину по той причине, что у того отказали тормоза. При этом, у «догнавшего» не было диагностической карты.

Или у машины отлетело колесо, которое влетело и повредило чужое имущество. Это как раз те ситуации, когда отсутствие техосмотра влияет на выплату ОСАГО.

Но ещё раз повторим. Здесь всё ещё, как и ранее, не работает правило «нет техосмотра – нет выплат». Потерпевший получает страховое возмещение, и для него ничего не меняется. Меняется только сумма денег в кармане виновника автомобиля без диагностической карты.

Основание для этого – подпункт «и» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО, который претерпел изменения совсем недавно, и в 2023 году его трактовка выглядит следующим образом:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

и) на момент наступления страхового случая истёк срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств … либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истёк срок действия диагностической карты

Действительна ли страховка ОСАГО без технического осмотра сейчас?

Да, действительная. Ещё один из распространяющихся мифов гласит о том, что якобы, если у владельца легкового автомобиля нет техосмотра, то и полис его становится недействительным.

Порой данный вывод исходит из другого – об отказе в выплате, если нет технического осмотра. Говоря проще, при законном отказе в страховом возмещении и страховка перестаёт выполнять свою роль.

И в этом случае она как бы и не действительна вовсе…

Но всё это не так. Страховой полис ОСАГО действует и является достоверным и рабочим, даже если срок техосмотра у водителя или владельца машины закончился. Вот только право регресса, если человек на таком автомобиле попал в ДТП, и оно произошло по причине поломки авто, у страховой компании остаётся.

ДТП без техосмотра – будет ли регресс и отказ выплаты?

Новый штраф ГИБДД за отсутствие диагностической карты

Ещё одно вредное последствие отсутствия техосмотра — штраф непосредственно за отсутствие действующей диагностической карты.

В этом случае новшество вводится в статью 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ней появится часть 1.1, которая будет предусматривать финансовую санкцию в размере 2 000 рублей именно за езду без техосмотра.

Почему мы говорим об этом наказании в будущем времени? Потому что новый штраф пока ещё не действует – он вступает в законную силу с 1 марта 2022 года.

Нужен ли техосмотр для получения выплаты потерпевшим?

Нет. Среди всех документов, предусмотренных для получения страхового возмещения, никогда не было и в 2023 году нет диагностической карты.

Исчерпывающий список всех бумаг для получения выплаты (или направления на ремонт) приведён в пункте 3.10 Правил страхования (в случае вреда имуществу). А пункт 1 статьи 12 ФЗ-40 запрещает страховой компании требовать какие-либо другие документы, не предусмотренные этими Правилами.

Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили :

Поправки в законодательство об отмене техосмотра и перевод его на добровольную основу Госдума приняла в третьем, окончательном чтении. Документ ждет только подписи президента Владимира Путина, после чего сразу же вступит в силу. При этом полисы ОСАГО страховые компании начали оформлять без наличия диагностической карты еще в августе.

Однако автомобилисты задались вопросом: раньше страховщики неоднократно заявляли, что без пройденного техосмотра могут предъявить регресс в адрес виновника ДТП, которое произошло по причине технической неисправности. И что же будет теперь, когда диагностическая карта не обязательна? Autonews.

ru во всем разобрался вместе со страховщиками и юристами.

Если пройти техосмотр добровольно, будут ли преференции от страховщика?

При оформлении полиса ОСАГО страховщикам теперь неважно, есть у автомобилиста диагностическая карта или нет. Все опрошенные участники рынка напомнили, что отсутствие или наличие техосмотра не отменяет обязанность автовладельца содержать автомобиль в исправном состоянии и факт пройденного техосмотра, по их словам, ничего не меняет.

При этом в Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявили Autonews.ru, что пока говорить о влиянии отсутствия техосмотра на аварийность преждевременно.

«Что касается стимулирования автовладельцев проходить техосмотр, то в настоящее время существует госконтроль за соблюдением безопасности дорожного движения.

Сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах», — предупредили в РСА.

Там напомнили: если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. Это влечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. «Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.

О том, что наличие или отсутствие диагностической карты не оказывает влияния на вероятность наступления страхового события, Autonews.

ru заявила руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО «Страхового Дома ВСК» Татьяна Кудрявцева. При этом, по ее словам, пройденный техосмотр не будет оказывать существенного влияния на стоимость полиса ОСАГО.

Однако не исключила, что в будущем некоторые страховщики начнут предоставлять таким водителям скидки.

ДТП без техосмотра – будет ли регресс и отказ выплаты?

 Autonews.ru

В свою очередь заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования компании «Абсолют Страхование» Михаил Черных отметил, что теоретически страховщики могут учесть факт пройденного техосмотра в тарификации. Однако сама компания так поступать не намерена.

«По нашим данным, нет статистики, которая бы подтверждала, что наличие или отсутствие техосмотра влияет на убыточность клиента. Считаем, что такого влияния нет, соответственно, нет оснований для изменения цены», — заявил Черных.

Если произошло ДТП из-за неисправного автомобиля. К кому применят регресс?

Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона.

До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть.

Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.

«Статистика говорит, что основные причины аварий — это нарушение ПДД, неожиданное изменение дорожных условий, человеческий фактор, — сказал Лаппи. — Аварии, которые происходят из-за технической неисправности автомобиля, встречаются крайне редко.

Такая вероятность всего около 1%. Установить причинно-следственную связь между причиной ДТП и технической неисправностью нелегко. Но экспертиза дает нам довольно четкий ответ. Конечно, если связь будет установлена, регресс возможен, но маловероятен».

По словам Лаппи, связь между аварией и технической неисправностью чаще всего выявляют при очень серьезных ДТП. Однако в практике компании таких случаев не было.

«Как правило, виновник в таких случаях не способен самостоятельно справиться с причиненным ущербом, это всегда учитывается страховым сообществом.

Если выясняется, что причиной ДТП была техническая неисправность автомобиля виновника, регресс все равно не применяют. Возместить ущерб такого размера обычному водителю крайне сложно.

Он может применить процедуру банкротства, и страховщик все равно ничего не получит. Применительно к масштабным ДТП, это бессмысленно. Поэтому практика такая крайне редка», — объяснил эксперт.

Кроме того, как добавил Лаппи, когда ДТП произошло из-за технической неисправности, процесс взыскания в порядке регресса может иметь определенные трудности: необходимо доказать сам факт неисправности автомобиля. А также причинно-следственную связь между данной неисправностью и произошедшим ДТП.

«Это сложно и не всегда возможно, особенно, если автомобиль практически полностью уничтожен», — уточнил Лаппи.

Нет техосмотра — нет выплат по ОСАГО?

ДТП без техосмотра – будет ли регресс и отказ выплаты?

С 22 августа техосмотр больше не нужен для покупки ОСАГО. Автомобилистов пугают, что его отсутствие может стать причиной отказа в страховой выплате. Кому на самом деле может отказать страховая?

Николай Васильев техосмотр своего Daewoo Lanos проходил в июле, буквально за месяц до вступления в силу изменений об отмене обязательного проведения ТО автомобиля для оформления полиса ОСАГО.

«Немного обидно, но у меня заканчивалось действие «автогражданки», — рассказал он.

— К тому же на станции техобслуживания работники рассказали, что отсутствие диагностической карты в случае ДТП может стать причиной для отказа в выплате от страховой компании или регрессным требованиям».

Страховщики отрицают возможность отказа в выплате при ДТП, если у автовладельца нет диагностической карты. «По закону страховщик не может отказать в выплате по ОСАГО из-за отсутствия ТО, поскольку выплата адресована потерпевшему в ДТП, — рассказали Банки.ру в Российском союзе автостраховщиков. — Но в ряде случаев может применить право регрессного требования к виновнику ДТП».

Что такое регресс и кому он грозит?

Регрессное требование — это когда сначала страховщик выплачивает компенсацию потерпевшей стороне, а затем взыскивает всю эту сумму с виновника ДТП. В каких случаях это может происходить? Страховщики называют несколько причин, когда они применяют регрессивное требование:

  • причинен тяжкий вред жизни или здоровью человека в результате злого умысла;
  • водитель был пьян;
  • у водителя не было прав на автомобиль;
  • водитель скрылся с места ДТП;
  • водитель не был вписан в страховку ОСАГО;
  • ДТП произошло, когда полис «автогражданки» уже не действовал;
  • виновник в ДТП не отправил автомобиль на экспертизу или сделал ремонт раньше, чем через 15 календарных дней после ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней);
  • у автомобиля, который используется в качестве такси, а также автобусов, грузовиков для перевозок опасных грузов не пройден техосмотр;
  • если виновником ДТП стал автомобилист на личном транспорте и авария произошла из-за неисправности его машины (например, были неисправны тормоза, рулевое управление и т. д.), а действующей диагностической карты у него не было;
  • при оформлении ОСАГО автовладелец указал неверные сведения, чтобы уменьшить стоимость полиса;
  • виновником ДТП стал автомобиль с прицепом, который в ОСАГО не вписан (на прицепы для легковых машин не распространяется).

ОСАГО без ТО

Закон, который отменяет привязку диагностической карты к ОСАГО, вступает в силу 22 августа.

Координатор движения «Общество синих ведерок», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов считает, что отмена обязательного ТО для покупки ОСАГО — это абсолютно правильное решение, потому что это две абсолютно независимых друг от друга процедуры, которые не должны быть связаны. «Техосмотр привязали к ОСАГО, чтобы абсолютное большинство водителей, которые не видят смысла тратить время на столь бесполезную, но разорительную процедуру, были вынуждены проходить ее, поскольку без ОСАГО ездить по российским дорогам нельзя, а без техосмотра нельзя заключить договор обязательного страхования автогражданской ответственности, — говорит он. — Если бы взаимозависимость полиса ОСАГО и ТО осталась, то это привело бы направление страхового рынка к тяжелым последствиям, возможно, даже коллапсу, поскольку правила ТО все более ужесточались, водители (особенно проживающие в регионах, где мало станций ТО) могли бы просто перестать покупать полисы ОСАГО, причем не по собственному желанию и стремлению нарушить законодательство, а в силу обстоятельств из-за отсутствия возможности пройти техосмотр».

По состоянию на начало 2021 года в России было зарегистрировано 60 млн автомобилей (данные аналитического агентства «Автостат»). Они проходили осмотр в 5 555 пунктах (количество на середину августа, по информации РСА).

Это следствие изменений требований к операторам ТО, которые вступили в силу 1 марта 2021 года. Они обязывают станции техосмотра проводить фотофиксацию при заезде и выезде авто с сервиса.

Фотографии, координаты места проведения ТО, время его начала и окончания со сведениями о состоянии авто заносятся в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведет МВД.

Сама карта стала электронной и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью техэксперта, проводившего процедуру.

Готовых работать по новым правилам СТО оказалось немного, поэтому весной правительство разрешило части автомобилистов пока не проходить ТО, чтобы избежать повышенной нагрузки на операторов. Диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода. Для остальных автовладельцев ТО никто не отменял.

  • Легковые автомобили должны проходить ТО:
  • — если срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
  • — если машина старше четырех лет.

При этом, если верить страховщикам, техническое состояние авто редко становится причиной страхового случая.

«Мы очень много усилий вложили в то, чтобы постепенно отрезать страхование от диагностической карты ТО, потому что техническое состояние автомобилей практически не влияет на аварийность — по причине неисправного технического состояния авто происходит примерно 2% страховых случаев, — говорит заместитель генерального директора по розничному бизнесу «Ингосстрах» Алексей Власов. — Если мы сравним с причинами, вызванными состоянием дорог, разница будет в разы. И еще одна весомая причина аварийности — водитель».

И все же РСА рекомендуют автовладельцам не отказываться от ТО.

Штрафы за отсутствие ТО вырастут

Главная причина, почему не стоит отказываться от ТО, — это штрафы, которые никто не отменял: часть 1 статьи 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» предусматривает штраф 500—800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты.

  1. Периодичность прохождения техосмотра:
  2. — автомобили старше четырех лет — каждые два года;
  3. — машины старше десяти лет — каждый год;
  4. — автомобили моложе четырех лет ТО не проходят.

С 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция Кодекса об админправонарушениях, в которой за отсутствие ТО будет применяться штраф в 2 тыс. рублей к физлицам. Причем штрафовать будут в автоматическом режиме, используя камеры фотовидеофиксации. Единственное послабление — штраф могут применить не чаще одного раза в сутки.

Снизит ли диагностическая карта стоимость ОСАГО?

Мотивацией для добровольного прохождения техосмотра могли бы стать и скидки на ОСАГО. В середине лета глава МВД Михаил Черников озвучил предложение сделать ТО добровольным для личных автомобилей, которые не участвуют в перевозках, и стимулировать автовладельцев к его прохождению скидками на ОСАГО. Страховщики инициативу не поддержали.

«У нас нет тарифного фактора, привязанного к наличию диагностической карты», — говорит Алексей Власов.

Основные факторы, от которых зависит цена «автогражданки», а также индивидуальный размер базовой ставки, — возраст и стаж клиента, модель его транспортного средства, страховая история, неоднократные грубые нарушения ПДД и территория эксплуатации транспортного средства. Самое главное — качество вождения.

И вводить тарифную зависимость стоимости ОСАГО от наличия диагностической карты страховщики пока не планируют.

«Чтобы страховой тариф зависел от любого фактора, необходимо, чтобы математически была выявлена высокая корреляция этого фактора и страхового случая, — считает директор департамента обязательных видов страхования СК «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

— В данном случае для формирования статистики влияния фактора неисправности ТС необходимо в каждом ДТП проводить автотехническую экспертизу, в ходе которой в том числе получать ответ на вопрос о причинно-следственной связи между неисправностью авто любого из участников и наступившим ДТП.

Все эти данные нужно хотя бы год вносить в единую базу и потом строить математическую модель для тарификации фактора. Поскольку это невозможно ни технически, ни экономически и в настоящее время нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности ТС, то введение скидок невозможно».

Что будет с ТО дальше?

История с ТО на этом не закончится. Но каким будет продолжение, пока непонятно.

МВД выступает за отмену обязательного ТО, что, к слову, не быстрая процедура, потому что изменения нужно внести в законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения», пройдя путь от публичного обсуждения до утверждения поправок Госдумой, которой осенью из-за выборов депутатов будет явно не до этого.

Тем временем в Совете Федерации настаивают не только на сохранении обязательного ТО, но и усилении контроля за ним. Естественно, с помощью штрафов в режиме фотофиксации, причем ввести их предлагают уже нынешней осенью в размере 500 рублей по действующей сейчас норме статьи 12.3 КоАП.

Какая из инициатив в итоге победит, сказать сложно. Петр Шкуматов полагает, что позиция Совфеда по ужесточению процедуры ТО — это пример лоббизма со стороны операторов ТО. Инициатива же МВД по отмене обязательного техосмотра — логична и последовательна. И с ней согласны 85% автомобилистов, опрошенных движением «Общество синих ведерок».

«Согласно правилам ПДД, добровольность ТО не избавляет водителей от необходимости проведения своевременного техобслуживания для поддержания автомобиля в каждодневном надлежащем состоянии, что очень важно в первую очередь для самих автомобилистов, — говорит он.

— При этом новый механизм позволит инспекторам МВД сосредоточить силы на более проблемных сегментах: присутствовать при техосмотре грузовиков, пассажирских автобусов, легковых такси и подобных автомобилей из групп риска.

Высокая аварийность в такси обусловлена частично удручающим техническим состоянием машин, особенно плачевно обстоит ситуация с этими видами транспорта в регионах. Единственные, кто может выиграть от сохранения обязательного ТО и различных ужесточений, — это операторы техосмотра».

Если ситуация на рынке ТО останется неизменной, а требования такими же жесткими, то введение с 1 марта 2022 года штрафов за отсутствие техосмотра в размере 2 тыс. рублей, по его мнению, не столько будет стимулом для автовладельцев посещать станции техосмотра, сколько может подтолкнуть людей обращаться к недобросовестным посредникам, чтобы избежать лишних сложностей при прохождении ТО.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

В россии отменили регресс в адрес виновника дтп на автомобиле без техосмотра

Артём Мазанов

следит за новостями

Профиль автора

12 апреля вступила в силу поправка в закон об ОСАГО.

Больше не действует норма, позволявшая применить регресс к водителю, который стал виновником ДТП из-за неисправности при отсутствии действующей диагностической карты.

Регрессное требование по ОСАГО — право страховой компании требовать от виновника ДТП возместить причиненный ущерб, даже если у водителя есть действующий полис. Компания также может потребовать возместить расходы, понесенные при рассмотрении страхового случая. Право может возникнуть после того, как страховая возместит пострадавшему ущерб по полису ОСАГО.

Нарушения, которые позволяют применить регресс, перечислены в статье 14 закона об ОСАГО:

  1. Водитель умышленно причинил вред жизни или здоровью потерпевшего.
  2. Водитель находился за рулем в состоянии опьянения или отказался от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
  3. Водитель употребил алкогольные напитки, наркотические, психотропные или другие одурманивающие вещества после ДТП, к которому он причастен.
  4. У водителя не было права на управление транспортным средством.
  5. Водитель покинул место ДТП.
  6. Водитель не был вписан в полис ОСАГО.
  7. ДТП произошло в период, когда ОСАГО не действовало.
  8. Виновник ДТП не предоставил автомобиль на экспертизу или начал ремонт раньше чем через 15 календарных дней после ДТП.
  9. Срок действия диагностической карты истек.
  10. Водитель заключил договор ОСАГО, но предоставил недостоверные данные, которые позволили заплатить за страховку меньше.
  11. Виновник ДТП использовал автомобиль с прицепом, который не вписан в полис ОСАГО.

Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации Подписаться

Закон об ОСАГО позволял страховым компаниям требовать возмещения ущерба от владельцев такси, автобусов и некоторых грузовиков, не прошедших техосмотр.

С 22 августа 2021 года полис разрешили оформлять без диагностической карты, а право регресса за ее отсутствие распространили на остальные транспортные средства: личные автомобили и мотоциклы.

Но только если причиной ДТП стала неисправность транспорта.

10 февраля 2022 года Центробанк РФ разъяснил страховым компаниям, что они не могут предъявлять регрессное требование к водителям авто, для которых отменили обязательный техосмотр.

Возмещение ущерба все еще будут требовать с водителей служебного транспорта, такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей, транспорта для опасных грузов. То есть со всех, кто должен регулярно проходить техосмотр.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Страховщикам отказали в регрессе – Коммерсантъ

Страховые компании больше не смогут предъявить регрессный иск владельцам легковых авто и мотоциклов, которые, став виновниками ДТП, не имели диагностической карты, подтверждающей пройденный техосмотр.

Впрочем, действовавшая всего в течение года норма и так практически не применялась, говорят участники рынка, поскольку требовала проведения экспертизы, доказывающей, что авария произошла именно из-за технической неисправности.

Вступающие 12 апреля поправки к ст. 14 закона об ОСАГО были предложены главой комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым. Прежде страховая компания была вправе предъявить регрессный иск гражданину в случае, если по причине неисправности его автомобиля или мотоцикла произошло ДТП, при этом у владельца не было действующей диагностической карты. Теперь норма исключена.

Изначально закон об ОСАГО позволял страховщикам требовать в рамках регресса возместить ущерб от владельцев грузовиков, такси и автобусов, не прошедших ТО.

С 1 марта 2021 года право распространили на остальные транспортные средства при условии, что будет доказана связь между неисправностью и аварией.

Несколькими месяцами позже правительство и Госдума внезапно решили смягчить правила в области техосмотра: 22 августа ТО «отвязали» от ОСАГО, а 30 декабря был отменен обязательный техосмотр для легковых машин и мотоциклов. Закон об «автогражданке» был исправлен согласно логике этих решений.

«Мы поддерживаем отмену регресса за отсутствие техосмотра для физлиц,— заявил “Ъ” президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.— Как показала практика, автовладельцы достаточно сознательны: многие из них проходят техосмотр и без принуждения».

Он добавил, что «регресс мог быть применен, только если доказать, что ДТП произошло вследствие неисправности автомобиля, а в практике страховщиков такие случаи единичны». Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов называет процедуру «исключительно сложной», тем более что сроки принятия решений по регрессу ограничены 20 днями.

По данным ГИБДД России, в 2021 году произошло 7,6 тыс. ДТП из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств (минус 0,5% к прошлому году). Однако как часто дело завершалось иском о регрессе, неизвестно.

Зачастую страховые суммы в рамках ОСАГО не позволяют потерпевшим полностью восстанавливать свои автомобили, указывает старший юрист юридической компании «Шаги» Илья Машедо, они вынуждены обращаться за доплатами к виновникам происшествия.

«Виновник, помимо необходимости компенсировать разницу между страховой суммой и фактической суммой ущерба, имел риск получить регрессное требование от страховой компании за отсутствие пройденного ТО,— поясняет он.

— При этом само нововведение вызвано отменой обязательного ТО, так как уже долгое время диагностические карты приобретались всерую, то есть без фактического осмотра авто».

Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько полагает, что по заключенным до вступления поправок в силу договорам страховщики будут иметь право предъявить регресс и после 12 апреля — до окончания действия полиса. Это зависит от судебной практики, считает Илья Машедо: она может пойти по пути максимальной защиты потребителей страховых услуг, в этом случае страховщики не смогут получить компенсацию.

  • Поправки являются, по сути, одним из последних этапов исключения страховщиков из сферы контроля за ТО: следующим должна стать передача полномочий по аккредитации операторов техосмотра из РСА в Росаккредитацию.
  • Соответствующий законопроект, согласно дорожной карте (утверждена вице-премьером Маратом Хуснуллиным), Минэкономики, Минтранс, Минфин, МВД и другие ведомства должны были направить в правительство до 1 апреля, до 1 июля документ ожидается в Госдуме.
  • Иван Буранов