ГИБДД

Новые правила и законы для такси с января 2023 года

Опубликовано: Июл 13, 2023

С 1 сентября 2023 года вступят в силу основные положения закона о такси 580-ФЗ. Он предусматривает изменения для служб заказа такси, водителей и принципиально новый инструмент — региональные реестры такси.

Мы ознакомились с текстом нового большого закона и расскажем о главных изменениях.

Некоторые из них обсудили с нашим клиентом, таксопарком «Полет», чтобы разобраться, как соблюдать законодательство без ущерба для бизнеса.

Новые правила и законы для такси с января 2023 года

Новый закон с 1 сентября регламентирует ответственность служб заказа такси, вводит ОСАГО по тарифу для перевозчика и стандартизирует оформление автомобилей. Расскажем обо всем по порядку.

Введение новых положений об ответственности

С 1 сентября службы такси должны передавать заказы только тем водителям, которые имеют разрешение на работу в такси. Если служба накопит больше 0,01% подобных заказов за одни сутки, это повлечет лишение права на осуществление деятельности. Проверять нужно будет не только разрешение на перевозку у водителей, но и автомобиль — внесен ли он в реестр такси.

Новая мера ответственности за передачу заказов водителям без разрешения хорошо скажется на безопасности пассажироперевозок. В противном случае непонятно, кто управляет такси, допущен ли автомобиль до перевозок пассажиров.

Для себя в компании мы этот вопрос решили с первого дня работы: мы оформляем разрешения на собственные автомобили, а у водителей с личными машинами запрашиваем разрешения. В Москве и области этот документ выдается бесплатно.

Таксопарк «Полет»

Среди других обязанностей,  которых раньше не было в законе:

  • Возмещать реальный ущерб пассажирам, если его не покрыло ОСАГО или выплата по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.
  • Вести в электронной форме или на бумажном носителе журнал регистрации заказов, регистрировать в нем наименование перевозчика, которому передан заказ.
  • Хранить сведения о заказах не менее 6 месяцев со дня их выполнения и предоставлять их по требованию властей.

ОСАГО по тарифу для перевозчиков

Новый закон о такси предусматривает, что водители обязаны иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков: раньше многие таксисты оформляли полис страхования для личного использования. При этом самозанятые водители и ИП должны оформлять ОСАГО самостоятельно.

Мы знаем, что есть таксопарки, где пренебрегают оформлением ОСАГО для перевозчиков из-за его стоимости. Безусловно, это весомая часть затрат таксопарка. Но отсутствие ОСАГО по тарифу для перевозчиков при ДТП вызывает проблемы, в том числе, для самих таксопарков.

Таксопарк «Полет»

Медосмотры и предрейсовый контроль сохраняются

Закон 580-ФЗ содержит, как и раньше, нормы контроля перед началом смены водителя:

  • обязательные медицинские осмотры,
  • заполнение путевых листов,
  • предрейсовый или предсменный контроль технического состояния автомобиля.

Отметим, что расходы для такого контроля самозанятые таксисты и ИП будут покрывать самостоятельно.

Закон о такси подчеркивает, что водители-физлица обязаны соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха. Согласно постановлению правительства от 2 июня 2023 года, продолжительность рабочего времени водителя должна составлять не более 40 часов в календарную неделю. Кроме того, ограничивается продолжительность ежедневного рабочего времени — 10 часов.

Требования к оформлению автомобиля

Новый закон о такси регламентирует внешний вид автомобиля:

  • «шашечки» на кузове,
  • опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше машины,
  • цветовая гамма кузова должна соответствовать требованиям, если они установлены законом субъекта РФ.

Если разрешение на перевозку получено до вступления закона в силу, 1 сентября 2023 года не нужно менять оформление авто — пока действует полученная лицензия.

Новые правила и законы для такси с января 2023 годаВ Москве нормы оформления действуют еще с 2017 года. В частности, получить лицензию можно только на автомобиль желтого цвета

В салоне легкового такси должна быть размещена следующая информация:

  • госномер ТС,
  • наименование перевозчика,
  • номер записи в региональном реестре перевозчиков — о них расскажем в другом разделе,
  • данные о тарифах и правилах их применения,
  • другие сведения, указанные в статье 9 закона о такси 580-ФЗ.

Что изменит закон о такси с 1 сентября для водителей

Новый закон предусматривает несколько изменений: оформление статуса водителя, отмену платы за получение разрешения для работы в такси и недопуск некоторых водителей к управлению такси.

Оформление статуса для работы в такси

Согласно закону о такси 580-ФЗ, у водителей будет три варианта оформления для работы:

  • заключение трудового договора со службой такси,
  • оформление ИП: подразумевает работу на себя или заключение договора с таксопарком,
  • оформление статуса самозанятого: в отличие от ИП такой водитель не может работать на себя и обязан заключить договор со службой такси.

Таким образом, с 1 сентября 2023 года физические лица не смогут работать в такси, если они не оформлены по трудовому договору.

https://www.youtube.com/watch?v=fCzHE66NnbI\u0026pp=ygVZ0J3QvtCy0YvQtSDQv9GA0LDQstC40LvQsCDQuCDQt9Cw0LrQvtC90Ysg0LTQu9GPINGC0LDQutGB0Lgg0YEg0Y_QvdCy0LDRgNGPIDIwMjMg0LPQvtC00LA%3D

У отрасли такси уже сейчас есть проблема нехватки водителей, а в таксопарках простаивают машины. Нововведение, к сожалению, ухудшит и без того сложную ситуацию.

Что делать таксопаркам для привлечения водителей? Можно использовать маркетинговые инструменты и реферальную программу. Такой подход мы используем в нашей компании, и он хорошо себя зарекомендовал.

Таксопарк «Полет»

Получение разрешения на перевозку

Новый закон о такси предусматривает обязательное получение разрешения для водителей на перевозку пассажиров в такси. Эта норма существовала и раньше. Главное изменение состоит в том, что после 1 сентября 2023 года документ будут выдавать бесплатно.

Закон запрещает допускать несколько групп водителей к управлению такси:

  • водителей, у которых есть более 3 неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки,
  • водителей с непогашенной или неснятой судимостью за совершение ряда преступлений,
  • водителей, которые не прошли аттестацию на знание местонахождения в регионе объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия, спорта, медицинских и образовательных организаций, органов власти,
  • водителей, которых повторно лишили права управления ТС или арестовали за административные нарушения в сфере дорожного движения.

Новые правила и законы для такси с января 2023 годаНовый закон определяет несколько категорий водителей, которые не могут быть допущены к управлению такси

Как и ранее, водители могут работать в пределах того региона, который выдал разрешение на перевозку. Однако власти субъектов РФ вправе утвердить собственные нормативные соглашения: например, разрешение будет действовать в двух регионах без ограничений, если две граничащие области подписали соответствующие документы.

Создание специальных региональных реестров

Закон о такси предусматривает, что с 1 сентября 2023 будут действовать региональные реестры с информацией о перевозках легковым такси. Всего реестров будет три:

  • реестр перевозчиков будет включать сведения о разрешении на перевозку,
  • реестр такси объединит данные об автомобилях и их владельцах,
  • реестр служб заказа такси будет содержать информацию о компании и сроке действия лицензии на услуги.

Согласно закону, служба заказа такси обязана ежедневно проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Если разрешения нет или отсутствуют сведения о ТС, компания не вправе передавать заказ перевозчику.

Отметим, что в Минтрансе подготовлен проект постановления правительства о федеральной государственной информационной системе (ФГИС) легковых такси. ФГИС будет основана на данных, полученных из региональных реестров.

Следующие шаги после нового закона о такси

Закон о такси, который вступит в силу 1 сентября 2023 года, предусматривает глобальные изменения в отрасли пассажирских перевозок. Однако, как можно понять из законодательной базы, которая сейчас разрабатывается и принимается органами власти, это далеко не единственное изменение, которого можно ожидать.

Так, с 1 сентября 2024 года службы такси и ИП будут обязаны заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Соответствующий закон 278-ФЗ подписан президентом РФ 24 июня 2023 года.

До 1 сентября 2024 все перевозчики должны заключить договор ОСГОП за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и представить информацию о нем в соответствующее ведомство в течение 60 дней со дня вступления закона в силу. Если информация не будет предоставлена, это повлечет приостановление действия или аннулирование разрешения на перевозку.

Закон о такси с 1 сентября 2023: кратко

Мы попросили нашего эксперта дать общую оценку новому закону о такси.

https://www.youtube.com/watch?v=fCzHE66NnbI\u0026pp=YAHIAQE%3D

К сожалению, можно отметить, что ряд нововведений закона о такси негативно скажется на развитии отрасли, особенно в текущих условиях, когда есть сложности с запчастями, подорожало обслуживание автомобилей.

Однако, есть компании, которые, как и мы, покупают правильные страховки, оформляют должным образом автомобили и их обслуживают, проверяют водителей при найме и подключении к агрегатору. Остальным будет сложно адаптироваться — люди привыкли работать по-старому.

Таксопарк «Полет»

Подведем главные итоги:

  • Новый закон о такси с 1 сентября 2023 года введет ответственность служб заказа такси за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира.
  • У служб заказа такси появится ответственность за передачу заказа водителям без лицензии.
  • В регионах РФ будут созданы реестры перевозчиков, такси и служб заказа.
  • Водитель легкового такси будет должен оформить статус самозанятого, ИП или устроится в штат по трудовому договору.
Читайте также:  Страховая не принимает документы о ДТП – что делать?

автор статьи Регина Мусина

«Уничтожат рынок и вернут бомбил из 90-х»: директор сервиса заказа такси – о новом законе и конкуренции с "Яндексом"

В России 1 сентября вступит в силу новый закон, который регулирует деятельность такси. Все машины покрасят в один цвет по выбору региона. Из систем удалят водителей с судимостью.

Оставшихся таксистов заставят регулярно проходить медосмотры и техосмотры, оформлять ОСАГО по тарифам для такси и путевые листы.

С первого взгляда может показаться, что ничего плохого в нововведениях нет – все логично и по соображениям безопасности.

Однако участники рынка бьют тревогу. Они считают, что при таких условиях в отрасли останутся только 10 % водителей. Впоследствии стоимость поездок вырастет в 4-6 раз, время подачи автомобиля кратно увеличится. В конце концов Россия вернется в 1990-е: времена бомбил и ловли автомобилей «с руки».

Почему закон может оказаться губительным для сферы такси и что с ним не так – об этом в интервью ЕАН рассказал директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин.

Новые правила и законы для такси с января 2023 года

— Говорят, что закон о такси принимался для безопасности пассажиров. Так ли это?

— Это бомба, которая спустя несколько месяцев оставит за собой выжженную пустыню. Нововведения принимались исходя из соображений безопасности, но эта проблема абсолютно надуманная. Если обратиться к реальной статистике, аварийность в сфере такси минимальная. В России одна из самых технологичных, безопасных и экономичных моделей такси, которую готовы уничтожить.

 Закон о такси принят Госдумой в окончательном чтении 

— Давайте разберемся, что не так с новым законом. Для этого пробежимся по основным пунктам. С 1 сентября в России должна появиться государственная информационная служба, а также три реестра: перевозчиков, автомобилей и служб заказа такси.

— За 12 лет действия существующего закона о такси менее 20 регионов России создали машиночитаемые реестры такси. Это только реестры выданных разрешений, а сейчас речь идет о целых трех списках, которые должны быть сформированы уже к сентябрю. Мало того, что это нереально, так еще и бессмысленно, потому что не предполагается никакого контроля. Например, таксист поменял машину.

По идее законом предполагается обязанность водителя пойти в уполномоченный орган и сообщить об изменениях. Но никто этого делать не будет, и закон не предполагает никаких механизмов, как это перепроверить. Это большая профанация, которая влечет за собой миллиардные бюджетные траты.

— Также закон пересматривает работу самозанятых в такси. В чем заключаются изменения?

— Во-первых, самозанятых допускают к легальному оказанию услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Фактически все водители такси являются самозанятыми. Поэтому это хорошо для перспективы легализации рынка. Но их обяжут делать страховку для такси. Это дорого.

В Екатеринбурге застраховать Hyundai Solaris или Kia Rio будет стоить 70-90 тыс. рублей в год. Для самозанятого это заработок в среднем за полтора-два месяца.

Более того, даже при наличии денег такую страховку сложно сделать, так как страховые компании зачастую не хотят связываться с такси.

Во-вторых, для работы в отрасли с 1 сентября будет обязателен договор со службой заказа такси – агрегатором. Однако агрегаторов нет примерно в 60-70 % населенных пунктов России, в основном это районные города или географически отдаленные. То есть две трети водителей в стране заведомо делают нелегалами.

В-третьих, самозанятые водители должны будут перед выходом на работу проходить медосмотр. По документам в Екатеринбурге 384 пункта медосмотра для водителей.

Последние две недели наша компания специально обзванивала эти точки. Выяснилось, что только 33 пункта оказывают услуги для самозанятых водителей. И только пять из этих пунктов работают круглосуточно.

То же самое с техосмотрами, которые регулярно должны будут проходить таксисты. Достаточного количества мест нет. Да и требование само по себе абсурдно. Оно берет свое начало в 60-х годах прошлого века.

Тогда директор автопарка не мог физически проверить свое авто и нанимал в таксопарк техника. Большинство парков состояло из автомобилей «Волга».

Эти машины требовали ежедневного технического обслуживания, а именно – шприцевания.

 Шприцевание смазка с помощью рычажно-плунжерного шприца. Для этой цели у старых автомобилей стояли пресс-масленки.

Понятно, что ездим мы уже не на «Волгах», качество современных автомобилей не требует ежедневного осмотра и техобслуживания. Да и вообще самозанятые самостоятельно несут ответственность за свое авто, и это в их интересах – содержать его в нормальном состоянии.

— Получается, что все эти требования невыполнимы?

- Деятельность такси станет попросту невыгодной и неинтересной для самозанятых. Страховка, медосмотры, техосмотры – это огромные затраты. Разовый осмотр медиком и техником стоит примерно 300 рублей.

Да и как вообще они себе это представляют? Вот я – самозанятый. Каждый раз, отправляясь с дачи в город, включаю приложение и кого-то из пассажиров подвожу.

Но с 1 сентября я должен буду сначала выписать себе путевой лист, доехать с ним до пункта медосмотра, отстоять там огромную очередь – а она будет огромной из-за нехватки точек. После этого пройти техосмотр, согласовать режим работы с агрегатором.

И только потом вернуться на дачу, забрать пассажира. Да мне легче этого всего не делать.

— Насколько потеря самозанятых станет тяжелой для отрасли?

— Такси уже лет 20 зиждется на самозанятых. За исключением Москвы, 90-100 % перевозок в стране осуществляют именно самозанятые водители. А сейчас нам на всю страну говорят – давайте уничтожим все и создадим таксопарки, как раньше. Но это экономически невозможно! Никакие таксопарки не вывезут всех желающих.

В Екатеринбурге в пиковые моменты на смену выходит 20 тыс. перевозчиков единомоментно. Никакой таксопарк ни в одной стране мира не сможет экономически закупить такое количество автомобилей и найти такое количество водителей на них.

Экономика совместного потребления, которая отличает современную цивилизацию, – это единственное возможное решение.

 «Рынок схлопнется»: таксисты предупредили о росте тарифов в 4-5 раз из-за нового закона 

— С самозанятыми понятно, смотрим дальше. С сентября вводятся единые требования к автомобилям. Будут ли проблемы с этим?

— С одной стороны, уже много субъектов ввели обязательный цвет такси. Получив негативный опыт в виде аннулирования разрешений перевозчиками и сокращения налоговых поступлений, одни регионы законодательно отменили требование к цвету, другие закрывают глаза на его неисполнение.

Но, с другой стороны, многие самозанятые, конечно, откажутся перекрашивать свой личный автомобиль. Да это и не нужно. В России не ловят такси на улице, чтобы выискивать в потоке определенный цвет. Автомобиль заказывают от подъезда до подъезда.

При заказе люди получают всю необходимую информацию для его идентификации: марку, цвет, госномер.

Пользователи бизнес-тарифов в принципе не желают ездить в автомобилях с цветом и символикой такси. Нормы закона далеки от жизни и потребностей пользователей.

— Сотрудникам ФСБ предоставят доступ к базе данных агрегаторов. Как прокомментируете это изменение?

— Тут как раз ничего такого нет. Мы и сейчас так работаем, просто данные предоставляем по требованию, а потом это будет происходить автоматически. Мы за такой обмен. Правда, в идеале хочется, чтобы он был двусторонним: мы им, а они – нам.

Для реальной безопасности в такси нужен не набор ритуальных действий и бумаг, а проверка водителей по государственным базам, что у них действующие водительские удостоверения, что они не состоят на психо- и наркоучете, отсутствуют прочие риски.

— Ответственность за здоровье и жизнь пассажиров возложат на агрегаторы. Как в этому относитесь?

— Мы понимаем, что у водителей чаще всего нет материальной возможности возместить ущерб. У самозанятого есть один автомобиль, который его кормит, одна квартира, где он живет. Если, не дай бог, пассажир пострадает, для семьи таксиста это станет катастрофой.

Поэтому мы в 2017 году создали специальный фонд для выплат пострадавшим пассажирам и водителям, подняли размер материальной помощи до 2 млн рублей. Мы не обязаны были это делать, это было наше добровольное решение еще до всех этих законопроектов. 

В этом плане для нашей компании в сентябре ничего не меняется.

— Агрегаторы должны будут с 1 сентября вести личный рейтинг водителей такси в электронной форме. Разве сейчас его нет?

— Конечно, есть. Это было продиктовано рынком, как раз благодаря невмешательству государства.

— И что в итоге мы будем иметь к осени этого года?

— Мы потеряем самозанятых водителей, которые составляют основную часть рынка – около 90 %. По нашим подсчетам, в 10 раз уменьшится количество заказов, стоимость должна увеличиться в 4-6 раз, время ожидания увеличится кратно — в 6-10 раз. Услуга в том удобном и экономичном виде, в каком она существует сейчас, исчезнет.

Читайте также:  Когда можно начинать делать машину по ОСАГО?

— Получим ли мы в итоге безопасное такси?

— Нет.

Такси станет элитарной услугой, основная часть населения просто перестанет ей пользоваться. Отрасль вернется в 90-е годы, когда люди ловили машину «с руки», поездки были анонимными и бесконтрольными со всеми вытекающими последствиями. 

Недавно разговаривал с одной чиновницей в Москве, рассказал ей о своих прогнозах. А она говорит: «А что плохого, я в Европу прилетаю, всегда с руки авто ловлю».

То есть женщина живет в своем мире благополучия внутри Садового кольца. Такси до аэропорта – и в Милан. А что творится в родной стране, она просто не понимает.

В Европе, чтобы вы понимали, такси не дождаться и оно стоит бешеных денег.

 «Протесты сейчас опасны»: партнер «Яндекса» объяснил, почему забастовки таксистов в регионах обречены на провал 

— Есть мнение, что «Яндекс» сейчас монополист. В Екатеринбурге, например, о такси «Максим» давно ничего не слышно. Как так вышло?

— «Яндекс» на входе тратил огромные суммы на демпинг и доплаты водителям. Отчасти это и получилось.

— Но как такси «Максим» удалось удержаться на плаву?

— Мы работаем на свои деньги, у нас нет ни копейки венчурных средств. Мы не можем использовать процессы доплат и субсидирования таксопарков.

Когда пришел «Яндекс», поняли, что можем сколь угодно воевать за крупные города – Москву, Питер, Екатеринбург, Краснодар, но ничего не получится.

Тогда мы сочли целесообразным вместо локальных боев сконцентрироваться на небольших городах – до миллиона жителей.

Лет 5 назад мы первыми открыли направление франчайзинга в небольших городах, где есть местные микротаксомоторные компании.

Мы начали им предоставлять полностью все бизнес-процессы: эквайринг, программное обеспечение, картографию, тарификацию – все. Местным бизнесменам оставалось только работать с водителями, размещать рекламу.

Это сработало, поэтому мы сейчас охватили до 750 городов России. То есть у нас с «Яндексом» разделение рынка.

Новые правила и законы для такси с января 2023 года

Во-вторых, мы решили расширяться и заходить на иностранные рынки. Сперва это были страны СНГ – Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Армения. Потом пошли в Болгарию.

Большим вызовом для нас был Иран – письменность справа-налево, другое летоисчисление, календарь, абсолютно другой менталитет. Но в итоге на примере Ирана мы выработали алгоритмы и решения, которые нам позволили смело идти по странам дальше – Индонезия, Малайзия – они давно вышли на самоокупаемость. 

Филиппины – там во время карантина выстрелила доставка, за счет которой отбили вложенные инвестиции. Работаем в Бразилии, Аргентине, Чили, Перу, Колумбии. В Мексику заходили, но они сейчас категорически не принимают деньги из России, то есть не проинвестировать никак. Сейчас на стадии открытия в Таиланде, ЮАР, Турции.

Интересная история, кстати, была с Индонезией.

— Расскажите.

— Ради нас парламент страны созвал внеочередное собрание, на котором мы обсуждали проблемы нормативного регулирования. Там законодательно пытались поднять стоимость поездки на 10 %. Мы их пытались убедить, что в таком случае количество поездок упадет на 30-40 %.

Все должно регулироваться исключительно рынком. Там, где кривая спроса стыкуется с кривой предложения, цена должна держаться на грани – максимум того, что может дать пассажир, и минимум того, что может взять водитель. Чистый экономический расчет, ничего умнее еще не придумано. 

Именно так работает экономика. В итоге в Индонезии решили не поднимать цены, а мы у них вошли в тройку агрегаторов –лидеров страны. Удивляет то, что мы для них чужаки, а приехали – и в парламент. И к нам прислушиваются – это мудро.

— Геополитическая ситуация как-то повлияла на работу за границей?

— Есть проблемы в инвестировании денег. Находим обходные пути. Но при этом какого-то явного противодействия со стороны государств мы не ощутили.

— Принятый в России закон, по вашим словам, убьет рынок. Как же тогда все должно работать в идеале?

— Для примера расскажу, как работает такси в провинции Корриентес Аргентины, куда, кстати, мы были приглашены местным Минтрансом специально для построения нашей модели таксомоторных перевозок. Приходит человек в службу заказа такси и говорит: «Я хочу таксовать». Дает нам свою ID-карту (аналог паспорта в России) или регистрирует ее в приложении.

Мы загоняем данные в программный протокол. Аппаратно-программные комплексы такси и Минтранса состыкованы. Водитель автоматически проходит проверку по всем государственным базам. Проверяется, есть ли у него судимость, наркотическая зависимость, психологические отклонения. Также смотрят, не лишался ли человек водительских прав.

У нас ведь в России как – тебя лишили прав, а ты их просто не отнес и не отдал. А мы – службы заказа такси — не можем проверить это, у нас нет автоматизированного доступа к базе. Далее в Аргентине, исходя из данных баз, Минтранс выдает решение – годен водитель или не годен. Если получаем зеленую строку, то в приложении присваивается таксисту логин и пароль, он начинает получать заказы.

Данные по стоимости заявок автоматически уходят в налоговый орган для администрирования.

По каждому заказу самозанятый водитель – в Аргентине таких называют монотрибутисты – платит налог. Получается, человек – автоматически проверенный государством, безопасный таксист – налогоплательщик. 

Гениально простая система, близкая к идеалу. Почему у нас так сделать нельзя – мне непонятно. 

 Пункты для медосмотра таксистов пересчитают в Свердловской области 

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

О принятии нового федерального закона, регулирующего перевозки пассажиров и багажа легковым такси

С  1  сентября  2023  года  вступает  в  силу  Федеральный  закон  от  29  декабря 2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который устанавливает новое правовое регулирование в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отношения, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной сфере на территории Российской Федерации.

Планируется создание 3 региональных информационных ресурсов: реестра перевозчиков, реестра легковых такси, реестра служб заказа такси. Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа необходимо будет иметь разрешение, выданное исполнительным органом субъекта федерации.

  • Законодателем установлены требования, предъявляемые к легковому автомобилю, которые позволят идентифицировать автомобиль как такси. В частности:
  • — иметь на кузове (на боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
  • — иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать требованиям к цветовой гамме кузова, если такие требования установлены законом субъекта Российской Федерации.
  • Законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть введены дополнительные критерии, касающиеся экологического класса такси.
  • Теперь водителем такси может быть лицо, которое имеет стаж управления автомобилем категории «В» в течении трех лет и более, не имеет медицинских противопоказаний к управлению автомобилем и заключило трудовой договор с работодателем, имеющим разрешение, либо индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, которому предоставлено разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Вводятся дополнительные ограничения для водителей такси.

Теперь лицо не сможет осуществлять перевозку пассажиров и багажа при наличии более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения; если оно повторно подвергнуто административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством за административное правонарушение в области дорожного движения до истечения одного года со дня истечения предыдущего срока такого административного наказания.

Урегулированы отношения между службами заказа легкового такси и перевозчиками, предусмотрены существенные условия договора, заключенного между указанными субъектами.

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по реализации мер государственной поддержки перевозчиков легковыми такси. Также на органы государственной власти субъекта и местного самоуправления возложена обязанность в пределах своих полномочий организовывать парковку в местах повышенного спроса такси.

Разъясняет прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре, 29.03.2023.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

С  1  сентября  2023  года  вступает  в  силу  Федеральный  закон  от  29  декабря 2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который устанавливает новое правовое регулирование в области организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также отношения, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной сфере на территории Российской Федерации.

Планируется создание 3 региональных информационных ресурсов: реестра перевозчиков, реестра легковых такси, реестра служб заказа такси. Для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа необходимо будет иметь разрешение, выданное исполнительным органом субъекта федерации.

  1. Законодателем установлены требования, предъявляемые к легковому автомобилю, которые позволят идентифицировать автомобиль как такси. В частности:
  2. — иметь на кузове (на боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
  3. — иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветовая гамма кузова легкового такси должна соответствовать требованиям к цветовой гамме кузова, если такие требования установлены законом субъекта Российской Федерации.
  4. Законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть введены дополнительные критерии, касающиеся экологического класса такси.
  5. Теперь водителем такси может быть лицо, которое имеет стаж управления автомобилем категории «В» в течении трех лет и более, не имеет медицинских противопоказаний к управлению автомобилем и заключило трудовой договор с работодателем, имеющим разрешение, либо индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, которому предоставлено разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Читайте также:  Пьяный за рулём с просроченными правами – что грозит?

Вводятся дополнительные ограничения для водителей такси.

Теперь лицо не сможет осуществлять перевозку пассажиров и багажа при наличии более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения; если оно повторно подвергнуто административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством за административное правонарушение в области дорожного движения до истечения одного года со дня истечения предыдущего срока такого административного наказания.

Урегулированы отношения между службами заказа легкового такси и перевозчиками, предусмотрены существенные условия договора, заключенного между указанными субъектами.

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по реализации мер государственной поддержки перевозчиков легковыми такси. Также на органы государственной власти субъекта и местного самоуправления возложена обязанность в пределах своих полномочий организовывать парковку в местах повышенного спроса такси.

Разъясняет прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре, 29.03.2023.

Новый закон о такси будет защищать права пассажиров и перевозчиков

Опубликовано 29 Декабря 2022

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Законом вводится регулирование деятельности агрегаторов, их правоотношений с перевозчиками легковым такси и пассажирами. Также распределяется ответственность участников перевозки за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, создается правовая основа для работы самозанятых в отрасли.

Принятие закона стало необходимостью в связи с тем, что до последнего времени законодательством не была урегулирована деятельность агрегаторов, их правоотношения с перевозчиками легковым такси и пассажирами.

Именно агрегаторы стали драйвером рынка в последнее время, обеспечив резкий рост количества перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

Не менее важным вопросом является распределение ответственности с учетом появления новых участников рынка.

Закон прежде всего направлен на обеспечение защиты интересов пассажиров и перевозчиков легковым такси.

Конкретизация и законодательное закрепление обязательных требований к деятельности перевозчиков легковым такси, служб заказа легковым такси, допуск физических лиц – самозанятых к перевозкам, а также требования к водителям такси позволят создать для граждан более благоприятные и безопасные условия пользования такси, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской деятельности в этой сфере.

Федеральный закон вводит ряд принципиально новых положений. В частности, устанавливается возможность получения разрешения на перевозку легковым такси самозанятыми лицами. Это позволит легализовать деятельность водителей, работающих сейчас в «серой» зоне (по экспертным оценкам, это 25 % водителей легкового такси).

Впервые определяются права, обязанности и, что немаловажно, устанавливается ответственность служб заказа легкового такси – агрегаторов.

Кроме того, запланирован переход к реестровой модели предоставления государственных услуг с цифровизацией процедур допуска к перевозкам легковым такси и контроля за такими перевозками.

Закон предусматривает создание трех региональных реестров такси – регионального реестра служб заказа такси, регионального реестра перевозчиков легковыми такси, а также регионального реестра легковых такси. Также планируется создание федеральной государственной информационной системы легковых такси.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 сентября 2025 года.

Таксистам дадут время – Коммерсантъ FM

Власти решили отложить вступление в силу некоторых положений принятого в конце 2022 года закона о такси — из-за них стоимость поездок могла резко возрасти. Речь идет о пунктах, которые регулярно критиковали участники рынка.

Они касаются, например, страхования машин и аттестации водителей на знание города. Депутаты решили перенести их введение на 2025 год, сообщили собеседники “Ъ FM”. За это время перевозчики и региональные власти должны успеть подготовиться к новым требованиям.

Но сами участники рынка сомневаются, что за этот период решатся все проблемы. Тему продолжит Владислав Викторов.

Закон о такси рынок ждал почти 10 лет. Предполагалось, что документ сможет окончательно обелить отрасль и четко пропишет обязанности и требования к самим перевозчикам и агрегаторам. Но многочисленные положения, которые должны были заработать с 1 сентября, участников рынка не устроили.

Многие говорили, что, если финальная версия закона все же заработает, это либо приведет к банкротствам, либо вынудит бизнес уйти в серую зону. Но благодаря тому, что депутаты решили ввести переходный период, появился шанс, что все стороны успеют адаптироваться, говорит председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова:

«Регионы не успевают юридически принять свои законопроекты, все прописать, сделать — это первая проблема.

Вторая же в том, что сам законопроект направлен на цифровизацию отрасли, где к 1 сентября субъектам нужно иметь региональные информационные системы, ввести три реестра в цифровом виде и эти данные передавать во ФГИС Такси.

Так как есть ряд технических сложностей, решили отложить некоторые пункты закона, чтобы дать возможность регионам подготовиться».

Одна из главных претензий к закону о такси касалась ОСАГО: за отсутствие полиса водителя могут лишить разрешения на работу. И проблема была не в том, что перевозчики не хотят их оформлять, а в цене.

Стоимость автогражданки для таксистов в среднем в четыре раза выше, чем для обычных водителей, подсчитывали в ЦБ. Из-за этого компании грозились резко повысить цены на перевозки.

С введением поправок эта норма должна вступить в силу только в 2025 году.

Однако руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус сомневается, что это как-то решит проблему: «Вся эта история и закончилась тем, что с ОСАГО надо что-то делать.

В итоге, получается, страховые компании у нас просто-напросто отказываются страховать, цена на них космическая. Люди в некоторых регионах жалуются в Центробанк, потому что тот пишет, мол, жалуйтесь.

После этого с ними ни одна страховая компания в этом городе не работает.

Ситуация здесь неразрешимая. Наверное, надо что-то менять в системе страхования. Что сделали страховщики? Они ввели еще один вид обязательного страхования в такси».

Этот еще один вид полисов — об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков — появился только две недели назад и должен был заработать со следующего года. Но если поправки будут приняты, то срок сдвинется на 2025 год. А в ЦБ заявляли “Ъ FM”, что пока не могут сказать, сколько этот новый полис будет стоить.

Раз вступление в силу новых положений откладывается, то получается, что вместе с этим и легализация отрасли тоже? Но вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин говорит, что это не так: «С 1 сентября мы наконец-то увидим агрегаторов в правовом поле. Будет разграничена ответственность за перевозки между ними и другими участниками.

Мы увидим требования по безопасности, которые будут предъявляться. Это самые базовые вещи, которых отрасль ждала годами. Теперь понятно, кто есть кто и кто кому чего должен. И наконец-то напрямую смогут работать самозанятые. В прошлое уйдут «подключашки», которые сдают свои разрешения и имеют с этого процент».

Впрочем, когда депутаты смогут утвердить отсрочку для некоторых положений закона, пока неизвестно. Сами авторы инициативы заявили «Известиям», что время у них еще есть — за июль документ можно принять сразу в трех чтениях. А в Думу он должен поступить в ближайшее время.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал «Ъ FM».

Иван Корякин