ГИБДД

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023

Систему технического осмотра снова хотят обновить. Весь предыдущий год ходили дискуссии о том, что техосмотр нужно отменить. На сегодняшний день остановились на том, что ТО обязательно нужно проходить машинам старше 4-х лет, а также при перерегистрации транспортного средства в ГИБДД и смене конструктивных элементов.

Новый этап реформирования запланирован на 1 марта 2022 года: должен заработать новый штраф и перечень оснований для проверки автомобилей на дорогах инспекторами ГИБДД. Также разработана новая дорожная карта для серьёзных изменений всей отрасли до конца 2023 года, которая предусматривает сокращение чек-листа неисправностей и возможное повышение стоимости услуги.

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023

1 марта 2022 принесет автомобилистам целый ряд поправок в КоАП, связанных с Федеральным законом от 30.12.

2021 № 494-ФЗ “О внесении изменений в статью 15 Федерального закона “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и статью 15 Федерального закона “О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, отменившим обязательный техосмотр легковых автомобилей и мотоциклов россиян, используемых в личных целях.

В этом же акте говорится, что для машин, в отношении которых проведен техосмотр и выдана диагностическая карта, ТО также не является обязательной процедурой. Исключение предусмотрено только для случаев визуального обнаружения технической неисправности инспектором ДПС на дороге.

С 1 марта часть 2 ст. 12.1 КоАП утратит силу, но в ст. 12.5 КоАП появится новый состав правонарушения. Если при визуальном контроле инспектор обнаружит машину с очевидной технической неисправностью, то при отсутствии у водителя действующей диагностической карты он будет оштрафован на 2 тысячи рублей.

При этом выставлять штраф одному и тому же водителю за эксплуатацию неисправного автомобиля без диагностической карты сотрудники ГИБДД смогут только один раз в сутки. Кроме того, отсутствие техосмотра может быть выявлено при помощи автоматических камер видеофиксации.

Однако, данный аспект так и не был реализован по причине неготовности информационных систем.

В статье 5 нововведений техосмотра 2022, которые должен знать каждый автовладелец мы писали перечень дефектов и изменений в конструкции машины, которые не позволяют пройти технический осмотр. Их легко заметить визуально. К ним относятся:

  • трещины на лобовом стекле;
  • трещины на фарах;
  • фары со сбитыми настройками;
  • неузаконенный тюнинг;
  • спойлеры, бамперы, двигатели;
  • «лысая» резина;
  • мелкие неисправности и нюансы;
  • неисправный катализатор;
  • серьезные технические неисправности (их нельзя обнаружить зрительно, однако они критически влияют на качество управляемости машиной).

До 1 марта 2022 года к ответственности за отсутствие прохождения технического осмотра могли быть привлечены только водители легковых такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и автомобилей для перевозки опасных грузов.

После вступления закона в силу штраф может быть наложен на водителя любого транспортного средства, для которого прохождение техосмотра является обязательным. К ним относятся водители, чьи машины старше 4-х лет, и авто, которые меняют владельца и регистрируются в ГИБДД.

Также техосмотр необходим при внесении изменений в конструкцию автомобиля независимо от возраста.

Размер самого штрафа увеличивается с 500-800 рублей до 2 000 рублей.

Особенность нового штрафа заключается в том, что он может быть наложен 1 раз в сутки. Данное время предоставлено водителю для того, чтобы пройти техосмотр и оформить диагностическую карту.

В то же время автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты, таким образом открывается шанс эксплуатировать т/с ненадлежащего качества.

В дополнение рекомендуем к прочтению статью Планируемые нововведения в ОСАГО в 2022 году.

  • Рассчитать ОСАГО на свой автомобиль вы можете на нашем сайте.
  • Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023
  • Согласно Приказу Минтранса с 1 марта при проведении техосмотра экспертам придётся не только проверять исправность автомобилей, но и самим фотографироваться с осмотренными машинами: нужно будет стоять в полный рост, при этом машина должна полностью помещаться на снимке.

Раньше достаточно было одних снимков автомобиля спереди и сзади при заезде на проверку и после её окончания. Требования изменились, так как началось мошенничество с диагностическими картами: пункты техосмотра научились пользоваться графическими редакторами и продолжили оформлять диагностические карты без предъявления автомобиля.

Как изменится стоимость прохождения ТО?

Не позднее марта 2022 года ФАС совместно с Минюстом и Минэкономразвития должны сообщить о планируемых изменениях стоимости техосмотра. А заработать эти изменения должны не позднее 1 сентября 2022 года.

Об изменении стоимости техосмотра ходатайствуют сами операторы: на сегодняшний день официальные пункты техосмотра не имеют права изменять расценки на прохождение процедуры, тарифы устанавливают власти субъекта.

В Москве процедура официального технического осмотра стоит около 800 рублей, а средний тариф по РФ составляет порядка 600 рублей. При этом широко распространены цены в 3-5 тыс. рублей за диагностическую карту.

Их устанавливают нелегальные операторы, которые включают в стоимость дополнительные услуги.

https://www.youtube.com/watch?v=vEshJOlbfUo\u0026pp=ygVf0J3QvtCy0YvQuSDQt9Cw0LrQvtC9INC-0LEg0LDQvdC90YPQu9C40YDQvtCy0LDQvdC40Lgg0YLQtdGF0L7RgdC80L7RgtGA0LAg0YEgMSDQvNCw0YDRgtCwIDIwMjM%3D

По мнению Союза операторов техосмотра и Гильдии операторов технического осмотра, услуга должна стоить около 2,5 тыс. рублей в столице аналогично стоимости часа работы мастера на станции техобслуживания. Для других регионов стоимость также предлагает рассчитывать исходя из тарифов, установленных на станциях ТО.

Кому будет выставлен регресс?

Казалось бы, отсутствие технического осмотра не является чем-то критичным, если машина относительно новая и износ деталей минимален. При этом гипотетически любое авто может обладать скрытыми неисправностями, которые могут спровоцировать аварию. Следовательно, если водитель не проконтролировал состояние своего авто, он считается виновником дорожного происшествия.

Такую ответственность страховые компании финансировать не должны, а равно и не должны ограждать таких водителей от выплаты возмещения. В связи с этим застрахованным водителям будет выплачена компенсация в рамках ОСАГО, но виновной стороне будет выставлен регресс с целью оплаты расходов потерпевшей стороне.

Подытожим вышесказанное

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023 Татьяна П.

С 1 марта инспекторы ГИБДД начнут выписывать штрафы за отсутствие актуальной диагностической карты у водителей. Также штраф может прийти автоматически, если водитель попадет под специальные камеры видеофиксации.

Начиная с 1 марта начнет функционировать право регресса при отсутствии ДК у виновника аварии. Конечно, вопрос зыбкий, так как не всегда неисправность, определяемая при техосмотре, сможет спровоцировать аварию, да и не все поломки можно выявить на диагностике.

Изменятся требования к фотографиям при прохождении ТО. Тут однозначно надо было что-то менять, так как мастера фотошопа устроили бизнес по продаже карт с “левыми” фотоматериалами.

Ключевым итогом мартовских нововведений станет изменение стоимости процедуры ТО, причем в сторону повышения.

Свежие новости из мира страхования, авто просто и понятно на нашем информационно-аналитическом ресурсе – Calmins.com!

NEO-волонтер Татьяна П.

Calmins.com ©

Источник: pddmaster.ru, avtonovostidnya.ru, publication.pravo.gov.ru, consultant.ru

На кого распространяется принятый Госдумой закон об отмене техосмотра

Техосмотр, с перерывами, был обязательной процедурой для всех водителей. В 2021 году Госдума вновь издала закон о ее отмене. Но инициатива правительства вызвала неоднозначную реакцию.

Владелец автомобиля или человек, использующий его, имеет ряд обязанностей перед государством. В частности, он должен следить за исправностью транспортного средства. Долгое время свидетельством нормального состояния объекта был техосмотр. Но в 2021 году правительство предложило законы по смягчению требований к водителям.

Кому отменят техосмотр

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023

Госдума рассматривала поправки к двум законам ФЗ №170 и ФЗ №196. По последнему документу, регулирующему безопасность дорожного движения, решение уже принято в третьем чтении. Чиновники предлагали сделать техосмотр для легковых автомобилей добровольным. Процедура станет необязательной для получения ОСАГО.

Изменения вступают в силу с 22 августа. Решение, по мнению чиновников, мало отразится на дорожной безопасности.

«Оформляя ОСАГО, водители часто заочно оплачивают диагностическую карту», — отметил Михаил Черников, руководитель ГИБДД.

Многие положительно оценили инициативу. При связке ОСАГО и ТО около 10% водителей ездило без осмотра. Многим владельцам транспортных средств старше 4 лет просто не удавалось его пройти, учитывая действующие требования.

Реакция на предложенный закон

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023

К отмене техосмотра чиновники отнеслись неоднозначно. Один из авторов закона об ОСАГО, Александр Коваль, посчитал данную инициативу опасной для дорожного движения. Чиновник привел в пример недавние ДТП с автобусами. Хотя, согласно другим источникам, процедура для данных транспортных средств должна быть обязательной, как и для:

  • грузовиков;
  • такси;
  • ТС предприятий.

Отрицательно к закону об отмене техосмотра отнесся и автоэксперт Кирилл Фоманчук. Он подчеркнул, что сегодня на дорогах находится много транспортных средств в ненадлежащем состоянии. При проведении техосмотра ГИБДД ситуация была лучше, считает эксперт.

Отмена оформленного техосмотра

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023

В начале 2021 года был принят закон, меняющий правила получения диагностической карты. Согласно поправкам к ФЗ №122 от 6 июня 2019-го, техосмотр может быть аннулирован, если автомобиль не посещал станцию. Изменения вступили в силу с 1 марта.

Читайте также:  Страховая не принимает документы о ДТП – что делать?

Нововведения ужесточают правила техосмотра. Автомобили должны быть сфотографированы в момент посещения станции и при выезде из нее.

В россии отменяют обязательный ежегодный техосмотр

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023
©РИА Новости/Александр Кряжев

Об отмене техосмотра в России сообщили в Госдуме. Накануне депутаты приняли в первом чтении законопроект, цель которого отменить давно устаревший, пришедший к нам из времен СССР ежегодный технический осмотр автомобилей. Каждый автолюбитель, проходивший эту процедуру, наверняка знает, что все сводилось к формальному, беглому осмотру и выкачивании денег. Многие просто покупали заветную диагностическую карту, чтобы продлить ОСАГО и не платить штраф. Дождались! Скорее всего последний техосмотр мы с Вами прошли уже в этом году.

Когда отменят техосмотр в нашей стране?

Государственная Дума Российской Федерации на пленарном заседании, которое состоялось 9 ноября, приняла в первом чтении законопроект об обязательном техосмотре для частных автомобилей и мотоциклов. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента.

Согласно документу, автомобили и мотоциклы, принадлежащие физическим лицам, должны будут проходить техосмотр только при постановке на учет, например если у транспортного средства сменился владелец и только если машина старше четырех лет.

Во всех остальных случаях ТО больше не будет необходимой процедурой.

А обязанность водителя обеспечить исправное техническое состояние своего транспортного средства перед выездом и в пути прописана в ПДД и от факта прохождения ТО не зависит, говорится в пояснительной записке.

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023Фото © Shutterstock

«Это решение облегчит жизнь многим автовладельцам. Речь идет примерно о 50 млн транспортных средств. Для участвующих в перевозках автобусов, грузовиков и такси ничего не изменится – в целях безопасности пассажиров и других участников дорожного движения они, как и прежде будут обязаны проходить техосмотр», — ранее отмечал Председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Реформа системы техосмотра в России

Напомним, что еще нынешним летом глава ГИБДД Российской Федерации Михаил Черников и представитель МВД выступили с инициативой отменить обязательное прохождение техосмотра для автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам. Соответствующие предложения ведомство направило в правительство РФ, которое теперь принято в первом чтении.

По словам Черникова, в ряде российских регионов не хватает пунктов ТО даже на минимальном уровне, а тарифная политика при формировании стоимости технического осмотра транспортного средства «оказывает негативное влияние на ситуацию с развитием рынка данных услуг».

В то же время по ПДД автомобилист в любом случае обязан обеспечить исправность своего транспортного средства прошел он ТО или нет, а международные обязательства Российской Федерации предписывают обязательное прохождение техосмотра только для автобусов и грузовиков.

Одновременно с этим МВД считает возможным стимулировать водителей добровольно проходить техосмотр. Поощрительными мерами могли бы стать понижение ставки транспортного налога и снижение стоимости полиса ОСАГО.

«МВД России предлагает заинтересованным министерствам и ведомствам подготовить соответствующие изменения в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы технического осмотра транспортных средств», — сказал глава ГИБДД.

С какого числа техосмотр можно не проходить: когда вступит в силу новый закон?

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023Фото © РИА Новости/Александр Кряжев

Скорее всего, закон вступит в силу 1 марта следующего года, то есть одновременно с появлением в КоАП штрафа за езду без ТО. Важно помнить, что даже после отмены ТО следить за состоянием своего автомобиля частникам все равно придется, ведь регресс к виновнику ДТП, если оно произошло из-за технической неисправности автомобиля и у него нет действующей диагностической карты, из Закона об ОСАГО не исключат, пишет АвтоРевю.

И страховые компании вполне смогут воспользоваться этим правом. Стоит обратить внимание, что если ДТП произошло из-за технической неисправности, а у машины есть действующая диагностическая карта, то страховщик может выставить регресс оператору технического осмотра. Правда, были ли в реальности такие случаи, нам неизвестно.

Добавьте Интересную Россию в избранное

Диагностическая карта техосмотра в РФ

Актуально на 2023 год

Если водитель ездит без полиса, его оштрафуют. С марта 2023 года водителей будут штрафовать на 2000 рублей за езду без диагностической карты. Рассказываем, когда делать техосмотр, как получить карту и что будет за езду без техосмотра.

  • Штраф за отсутствие полиса ОСАГО
  • от 500 до 800 руб.
  • Статья 12.37 КоАП

В России с 2012 года отменен талон техосмотра — такой документ водители больше не получают и не возят с собой. Разберем, за что еще возможен штраф.

Штраф за непройденный техосмотр. За езду без техосмотра в 2023 году на легковых автомобилях штрафа нет. С 1 марта 2022 года по закону появился штраф за езду без диагностической карты. За это нарушение штрафуют на 2000 рублей. Штраф приходит с камеры, не чаще раза в сутки.

Для такси, рейсовых автобусов и грузовых автомобилей штраф за отсутствие техосмотра действует уже сейчас — от 500 до 800 рублей. C марта 2022-го этот штраф отменили, вместо него водители платят 2000 рублей за езду без диагностической карты.

Штраф за отсутствие техосмотра

Отдельно за выпуск транспорта на линию без техосмотра штрафуют компании — до 50 000 рублей. Этот штраф остается без изменений.

Штраф за просроченный техосмотр. С марта 2022 года срок действия диагностической карты важен, за просроченную карту могут оштрафовать на 2000 рублей.

Для такси, автобусов и грузовиков за просроченный техосмотр штраф тот же, что и за непройденный — от 500 до 800 рублей.

Штраф за езду без ОСАГО

До марта 2022С марта 2022
Легковые машины, мотоциклы 500-800 руб. 500-800 руб.
Такси, автобусы, грузовики 500-800 руб.
До марта 2022 500-800 руб.
С марта 2022 500-800 руб.
До марта 2022 500-800 руб.
С марта 2022
Штраф за езду без техосмотра

До марта 2022С марта 2022
Легковые машины, мотоциклы
Такси, автобусы, грузовики 500-800 руб. 2000 руб.
До марта 2022
С марта 2022
До марта 2022 500-800 руб.
С марта 2022 2000 руб.
Штраф за езду без диагностической карты

До марта 2022С марта 2022
Легковые машины, мотоциклы 2000 руб.
Такси, автобусы, грузовики 2000 руб.
До марта 2022
С марта 2022 2000 руб.
До марта 2022
С марта 2022 2000 руб.

Нужен ли техосмотр и как часто, по закону зависит от вида транспорта и года выпуска. Год указан в ПТС или СТС.

Для легковых автомобилей, грузовиков до 3,5 тонны, прицепов и мотоциклов. Весь этот транспорт требует ТО в зависимости от возраста машины:

  • до 4 лет — техосмотр не нужен,
  • от 4 до 10 лет — раз в два года,
  • старше 10 лет — каждый год.

Для легковых автомобилей коммерческого назначения. К ним относятся учебные машины и рейсовые автобусы.

  • до 5 лет — каждый год,
  • старше 5 лет — раз в полгода.

С 1 октября 2021 года техосмотр автобусов проходит при участии сотрудника ГИБДД. Полицейский должен подписать диагностическую карту вместе с сотрудником пункта ТО.

Для автомобилей служб такси. На таких машинах проходят техосмотр каждый год.

Для грузовых автомобилей тяжелее 3,5 тонны. Периодичность ТО зависит от возраста:

  • до 5 лет — каждый год,
  • старше 5 лет — раз в полгода.

Собственник не обязан дожидаться этих сроков, чтобы пройти техосмотр — это можно сделать и раньше. Например, если это необходимо для выезда за границу.

Диагностическая карта — документ, который выдает пункт техосмотра, если машина исправна. В него вписывают информацию о машине, данные ПТС, дают заключение и ставят печать. По карте можно получить полис ТО.

Электронная карта — с 1 октября 2021. Бумажные карты становятся необязательными, всю информацию теперь заносят в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИСТО). По просьбе водителя могут выдать бумажный документ, но получить страховой полис можно и без него — достаточно назвать номер.

Как получить. Чтобы получить диагностическую карту:

  • выберите пункт техосмотра. Найдите ближайшую аккредитованную организацию на сайте Российского союза страховщиков;
  • приедьте в пункт ТО с двумя документами — паспортом и документом на машину — СТС или ПТС;
  • оплатите услуги техосмотра. Обычно они стоят около 800 рублей для легковой машины;
  • заедьте на линию обслуживания и пройдите проверку. Если найдут неисправность, повторный техосмотр с 1 октября 2021 года можно пройти только у того же оператора;
  • получите электронную карту — на руки ее не выдадут, данные занесут в систему.

Аннулирование карт — с 1 октября 2021. ГИБДД получает право аннулировать диагностические карты, которые оформили без техосмотра. Такое может произойти, если инспектор узнает, что машину не возили на техосмотр, или в ней обнаружат неисправности, которых нет в карте.

Отметку об аннулировании карты занесут в ЕАИСТО, а оператора техосмотра оштрафуют. О том, что карта фальшивая, также уведомят страховую компанию, выдавшую полис. В случае ДТП страховая сможет запросить регрессное требование, то есть отсудить деньги у владельца машины.

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023

Такую карту заполняет сотрудник пункта ТО в электронном виде

На «Штрафах ГИБДД». Введите номер автомобиля, СТС или прав и электронную почту, чтобы получать уведомления. Нажмите «Проверить штрафы». Если есть штрафы, вы их увидите и сможете мгновенно оплатить.

На сайте ГИБДД. На главной странице нажмите на баннер «Проверить штрафы» в правой колонке. Введите госномер и СТС, нажмите «Запросить проверку».

На сайте Госуслуг. На главной нажмите «Зарегистрироваться», выберите центр обслуживания, зарегистрируйтесь и подтвердите личность. После этого нужно будет посетить центр с паспортом. Тогда вы сможете ввести номер прав и СТС и воспользоваться услугой «Проверка штрафов».

Читайте также:  Можно ли клеить наклейки на машину в 2023 году по ПДД?

Когда можно обжаловать. Бывает, что штраф за езду без ОСАГО выписывают незаконно. Например, инспектор отказался смотреть электронный полис на экране телефона и составил протокол об отсутствии полиса. Когда штрафы за езду без диагностической карты начнут фиксировать камеры, наверняка будут технические ошибки.

Как оспорить. В первые 10 дней с даты постановления напишите жалобу по образцу.

Отправьте ее в ГИБДД по почте или лично принесите в отдел. Инспекция должна ответить в течение 10 дней. Если откажет, водитель может обратиться в суд.

Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2023

Помимо жалобы понадобятся доказательства, например запись с видеорегистратора

  1. Техосмотр легкового автомобиля делают раз в два года, если машина старше 4 лет, раз в год — если старше 10. На другом транспорте ТО нужен чаще.
  2. По итогам техосмотра выдают диагностическую карту, с 1 октября 2021 года она электронная.
  3. Штраф за отсутствие техосмотра с марта 2022 года — 2000 рублей.
  4. Штраф за отсутствие техосмотра уже действует для такси, рейсовых автобусов и грузовых машин — также 500-800 рублей.
  5. Проверить штраф можно на сайте ГИБДД или Госуслуг, моментально и без регистрации — на «Штрафах ГИБДД».

Когда нужно проходить техосмотр на новый автомобиль в 2023 году Диагностическая карта автомобиля — как получить для ОСАГО

Водителей готовят к недосмотру – Коммерсантъ

Госдума приняла в первом чтении революционный законопроект, отменяющий обязательный техосмотр для легковых автомобилей и мотоциклов. Граждане должны следить за должным состоянием транспортных средств сами, считают в «Единой России».

Думская оппозиция поправки поддержала, заметив, что ранее подобный законопроект уже вносился, но почему-то не был поддержан.

Эксперты говорят, что теперь предстоит решить судьбу многочисленных пунктов ТО, многие участники рынка фактически останутся без работы и понесут серьезные убытки. Единороссы скепсис не разделяют.

Законопроект, который парламент рассматривал во вторник, внесен сенаторами Андреем Турчаком, Андреем Кутеповым, депутатами Госдумы Сергеем Неверовым и Евгением Москвичевым (все — «Единая Россия»). Физлицам—владельцам мотоциклов и легковых автомобилей, не участвующих в перевозках пассажиров и грузов (около 50 млн транспортных средств), техосмотр можно будет не проходить.

Из правила сделаны два исключения:

  • ТО необходим при перерегистрации транспортного средства старше четырех лет на нового собственника в ГИБДД и внесении изменений в его конструкцию (к примеру, при переводе двигателя на газовое топливо).
  • В полном объеме, как и сегодня, обязательный инструментальный контроль сохраняется для грузовиков, автобусов и такси.

Техосмотр для большинства граждан давно стал формальностью, объяснил в Госдуме Сергей Неверов. Доля ДТП с участием неисправного транспорта, по его данным, не превышает 1% от общего числа аварий.

Он напомнил, что по закону «О безопасности дорожного движения» автовладельцы самостоятельно отвечают за техническое состояние автомобиля, и если на дороге обнаруживается неисправная машина, то ГИБДД правомочна применить к нарушителю наказание по ст. 12.5 КоАП (штраф от 500 руб.).

Господин Неверов отметил, что владельцы новых машин все равно проходят регулярное обслуживание у дилера по гарантии, дублировать эту процедуру техосмотром нет смысла.

По первоначальному плану властей, напомним, весной должна была стартовать реформа ТО, целью которой декларировалось усиление контроля за прозрачностью этой процедуры. С 1 марта в соответствии с ранее принятыми законами ужесточались требования к операторам, диагностические карты (ДК) переводились в электронный вид и т. д.

Но в конце февраля Белый дом внезапно сменил направление реформы: решением премьера Михаила Мишустина срок действия всех диагностических карт был продлен на полгода, что, по сути, уже тогда сделало ТО необязательным. В июне ГИБДД выступила с идеей формализовать добровольность проверок в законе, впоследствии эта инициатива трансформировалась в законопроект единороссов.

Затем был принят и вступил в силу закон об «отвязке» техосмотра от ОСАГО.

Любопытно, но несмотря на законодательные изменения, автовладельцы все это время продолжали активно проходить техосмотр. Это следует из данных МВД, представленных по запросу “Ъ”. В марте было оформлено 663 тыс. диагностических карт, в апреле—июне примерно по 1 млн карт в месяц, в июле — 890 тыс., в августе — 939 тыс., в сентябре — 859 тыс., в октябре — снова около 1 млн штук.

Техосмотр не тонет: в 2022-м его всё-таки придётся пройти

История с техосмотром в России всё больше напоминает фарс. За последние шесть месяцев его отменяли и возвращали столько раз, что водители окончательно запутались. Мы попытаемся максимально внятно ответить на вопрос: что именно происходит с техосмотром, и кому придётся его проходить в любом случае?

Техосмотр снова переформатировали

С 1 марта 2021 года в России идёт реформа техосмотра, целью которой — вернуть процедуру из небытия. Развал системы начался десять лет назад, когда её вывели из зоны влияния ГИБДД и передали Российскому союза автостраховщиков. Штраф за езду без техосмотра был отменён, а получать диагностическую карту стали лишь для покупки полиса ОСАГО.

Реформа предполагала возврат штрафа за езду без диагностической карты в 2 тысячи рублей (с 1 марта 2022 года), фотофиксацию процесса техосмотра, переход от бумажных диагностических карт на электронные и огромные штрафы для пунктов техосмотра за фальсификацию процедуры. Формат техосмотра оставался прежним, а периодичность была утверждена ещё в 2020 году: первый раз — через четыре года после покупки машины, затем — каждые два года, а после достижения десятилетнего возраста — ежегодно.

Но в начале сентября этого года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения анонсировала законопроект, которые превращает техосмотр частных автомобилей в добровольную процедуру, кроме случаев смены собственника автомобиля, да и то если возраст машины превышает четыре года. Поддержать законопроект обещали депутаты ряда партий, и, по мнению профессионального сообщества, нынешняя инициатива будет воплощена в жизнь.

Так техосмотр отменён или это очередной вброс?

Несмотря растиражированный заголовок об окончательной победе над техосмотром, решение правительственной комиссии не гарантирует этого. Анонсированный законопроект не опубликован, поэтому точные формулировки пока не известны.

Помимо депутатов Госдумы его должен утвердить Совет Федераций и президент.

При этом, например, среди сенаторов нет единства в вопросе отмены техосмотра, и ранее часть из них ратовала за ускорение реформы, в частности, за перенос сроков введения упомянутого штрафа с марта 2022 года на октябрь 2021 года.

Несмотря на частичный перевод процедуры в разряд добровольных, правительство де-факто не отказалось от её демонтажа: техосмотр по-прежнему необходим для коммерческого транспорта (такси, автобусы, грузовые машины). Да и смена собственника у частных машин — не такой уж редкое явление, и порядка 7 млн российских автомобилей ежегодно меняют владельца.

При таком подходе властям придётся сохранять сеть станций техобслуживания и устанавливать для них тарифы, позволяющие работать по новым, более жестким стандартам.

Не исключено, что после всей шумихи принципы техосмотра автомобилей пересмотрят снова: за это ратуют не только операторы, уже вложившиеся в новое оборудование, но и ряд государственных деятелей.

Например, о необходимости обязательного техосмотра в августе 2021 года заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Показательным будет решение властей о штрафе в 2 тысячи рублей, который по нынешнему плану должен заработать в марте 2022 года. Фиксировать езду без диагностической карты будут автоматические камеры, причем с частотой до одного раза в сутки. Это означает, что месяце без техосмотра обойдется автовладельцу в 60 тысяч рублей.

В случае, если техосмотр для частников требуется лишь при смене собственника, логичнее в качестве меры выбрать невозможность поставить машину на учёт без диагностической карты. Если штраф для частников всё-таки введут (в нынешней редакции КоАП он есть только для коммерческого транспорта), это оставит возможность в будущем изменить правила и снова вернуться к обязательному техосмотру.

Почему с техосмотром столько неясностей?

Потому что в российском обществе, включая властные круги, нет единства мнений о необходимости процедуры.

В большинстве развитых стран с высокой автомобилизацией техосмотр или близкие по смыслу процедуры являются обязательными.

Но в России система начала гнить ещё в 90-е годы, всё больше превращаясь в формальность и нервотрёпку, поэтому «медведевскую» реформу десятилетней давности многие восприняли с энтузиазмом.

Тем не менее, в 2021 году власти запустили реформу, которая должна была возродить полноценный техосмотр. Она успела дать первые результаты: например, сократилось количество посредников, которые предлагали пройти техосмотр в заочном режиме.

Появились и прецеденты аннулирования диагностических карт, если постфактум устанавливалось, что их обладатели либо не посещали пункт техосмотра, либо машины имели существенные недостатки (трещины на лобовом стекле, следы незаконного тюнинга).

При этом реформа сразу шла с пробуксовками, например, за несколько дней до её начала премьер Михаил Мишустин ввёл полугодовую отсрочку для автомобилистов, чьи диагностические карты истекали в период до 1 октября 2021 года. А в августе для покупки полиса ОСАГО перестали требовать действующий техосмотр, и, по данным самих операторов техосмотра, в первую же неделю они заметили существенный отток клиентов.

Масла в огонь подлили и высказывания главы ГИБДД Михаила Черникова, который первым из высокопоставленных чиновников анонсировал идею перевода техосмотра в ранг добровольных процедур.

Несмотря на это, реформа шла своим чередом, и депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков на вопрос о её судьбе рассказал нам, что пока никакой законодательной инициативе об отмене техосмотра не было, а слова Михаила Черникова носят характер мнения.

И лишь теперь, накануне выборов, правительство и ряд партий анонсировали законопроект, который, по мнению экспертов, дойдет до принятия в той или иной форме. Вопрос лишь в том, сколько оговорок и уточнений будет сделано. Лобби в пользу обязательного техосмотра также достаточно сильно, поэтому история вряд ли закончена.

Страховой рычаг

Например, добровольность процедуры могут увязать с введением повышающих коэффициентов ОСАГО для тех, кто ездит без диагностической карты: многие из опрошенных нами экспертов считают, что страховые компании попробуют пролоббировать такой подход.

Читайте также:  Можно ли ставить реснички на фары и есть ли штраф?

Есть и ещё один нюанс: в главе 14 закона об ОСАГО (которая остаётся неизменной) есть пункт о возможности регресса водителей, поправших в ДТП без действующей диагностической карты.

В этом случае страховая выплачивает пострадавшей стороне сумму компенсации, а затем взыскивает её со своего клиента (то есть виновного водителя) по процедуре регресса.

Правда, это возможно в случае, если ДТП произошло из-за технической неисправности, которую могли бы выявить во время техосмотра, то есть под регресс подходит не любое ДТП. Однако эксперты опасаются, что страховые, которые уже начали кампанию за повышение тарифов, воспользуются этой лазейкой и поставят регресс на поток.

В любом случае, следите за новостями: депутаты обещают одобрить новый законопроект в осеннюю сессию, а к марту 2022 года мы должны уже точно знать, кто именно получит ежедневный штраф за езду без карты.

Техосмотра больше не будет: все подробности нового закона

Законопроект принят в третьем чтении.

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон об отмене обязательного техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов россиян.

Отныне получение диагностической карты на транспорт, который используется в личных целях, становится добровольным. Впрочем, для этого законопроект еще должны одобрить в Совете Федераций, также его должен подписать президент России Владимир Путин.

Ожидается, что сенаторы будут рассматривать документ 24 декабря 2021 года.

Масштабная реформа техосмотра предполагает отмену обязанности россиян проходить ежегодный технический осмотр на легковых машинах и мотоциклах, которые используются в личных целях.

Авторы законопроекта отмечают, что граждане следят за исправностью своей техники вне зависимости от наличия или отсутствия диагностической карты.

«Вероятность участия легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших технический осмотр, в дорожно-транспортных происшествиях (учитывая количество зарегистрированных автомобилей и аварий с их участием) составляет 1,1% и 0,7 % соответственно (автобусы — 5,6%, грузовики — 2,07%)», — говорится в пояснительной записке к документу.

Посещать пункты ТО придется только в случае продажи или смены собственника автомобиля старше четырех лет. Кроме того, процедура останется обязательной при внесении изменений в конструкцию или замене основных агрегатов.

Ко второму чтению депутаты внесли в проект две важные поправки. Первая отменяет штраф за непройденный техосмотр для личных автомобилей и мотоциклов. Вторая — исключает вероятность так называемого «техосмотра на обочине», то есть ситуации, когда инспекторы ГИБДД устраивают осмотр прямо на месте остановки машины при наличии действующей диагностической карты.

Обязанность регулярно проходить осмотр останется у коммерческой техники, грузовиков, автобусов, такси и каршеринга. За отсутствие диагностической карты с 1 марта 2022 года нарушителей начнут штрафовать на 2000 рублей. Кроме того, в Госавтоинспекции уже пригрозили серьезным наказанием за приобретение поддельного документа.

Ранее сообщалось, что нововведения затронут порядка 50 млн транспортных средств по всей стране, а также заметно облегчат жизнь их владельцам.

Ожидается, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

Проект отмены техосмотра дополнили неприятной для водителей поправкой — Газета.Ru

Закон об отмене техосмотра для личных автомобилей, не использующихся для перевозок пассажиров или грузов, планируется принять до конца этого года. Об этом накануне сообщил в своем Telegram-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин.

«В понедельник рассмотрим его на Совете Думы. Во вторник — во втором чтении. В среду, 22 декабря, — в третьем», написал Володин, — Нам важно принять закон об отмене обязательного техосмотра уже до конца этого года, чтобы в 2022 году новые нормы могли работать».

Это решение коснется около 50 миллионов транспортных средств, а значит, сделает жизнь проще для их владельцев,

добавил председатель Госдумы. Позднее первый вице-спикер нижней палаты парламента Александр Жуков подтвердил, что рассмотрение состоится во вторник, 21 декабря.

Закон, согласно которому техосмотр должен стать добровольным для частных автовладельцев, был принят в первом чтении в ноябре. Однако его рассмотрение, как ранее сообщала «Газета.Ru», было отложено из-за необходимости доработать ряд пунктов.

«Газета.Ru» ознакомилась с обновленным текстом законопроекта, подготовленным ко второму чтению с учетом правок комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.

  • В частности, предполагается, что даже для автомобилей, имеющих диагностическую карту, проверки технического состояния в рамках надзора ГИБДД сохранятся.
  • Инспекторы в рамках государственного надзора за безопасностью дорожного движения смогут проверять потенциально неисправные автомобили в случае «визуального обнаружения признаков наличия у них технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения»,
  • говорится в обновленном тексте законопроекта.
  • Также поправками ко второму чтению предусматривается уточнить, с какого именно момента будет исчисляться возраст автомобиля, подлежащего техосмотру при постановке на учет или смене собственника – такая норма предусмотрена для автомобилей,
  • «с года изготовления которых прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство».
  • Проходить техосмотр для частного автомобиля и получать диагностическую карту потребуется и в случае внесения изменений в конструкцию машины.
  • Если автомобиль, принадлежащий физическому лицу, используется в качестве такси, при коммерческих перевозках пассажиров или как служебный, проходить техосмотр на нем по-прежнему необходимо – добровольной процедуру техосмотра сделают только для машин, которыми автовладельцы пользуются для личной необходимости.

Сервисмены негодуют

  1. Законопроект, делающий процедуру техосмотра добровольной для большинства автомобилистов, был внесен в Госдуму в сентябре этого года и вызвал возмущение в профессиональном сообществе – операторы техосмотра незадолго до этого были вынуждены вложить средства в переоборудование пунктов, согласно новым требованиям, которые должны были вступить в силу с 1 марта, но впоследствии были отложены до 1 октября.
  2. Измененный порядок техосмотра предусматривает видеофиксацию автомобилей, проходящих диагностику с привязкой к координатам и времени, оформление электронных диагностических карт через электронную базу МВД и подписание их электронной подписью эксперта.
  3. Перевод техосмотра в добровольный формат для частных автовладельцев может привести к росту стоимости этой услуги для перевозчиков, а также физической недоступности во многих частях России, говорят представители отрасли и эксперты, которые видят в этом вред для безопасности дорожного движения.
  4. «У коллег сейчас идет большая волна возмущения – они все-таки хотят, чтобы техосмотр остался, что совершенно справедливо. Но очевидно, что решение об отмене техосмотра — политическое,

— сообщил «Газете.Ru» председатель правления «Союза автосервисов» Александр Пахомов, — Я не один раз говорил, что техосмотр – хребтовая система безопасности, на которой построена та часть техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств», которая относится к поддержанию технически исправных автомобилей в процессе эксплуатации».

Предусмотренная государством цена процедуры техосмотра была примерно вдвое ниже рентабельности этой процедуры, уточняет Пахомов, который уже закрыл пункт техосмотра при своем автосервисе — он действовал в течение 10 лет и принимал по 3-5 автомобилей в неделю.

«Я регулярно бываю в такой стране, где техосмотра нет — это Украина. Если вы посмотрите, что там ездит по дорогам, вы ужаснетесь. Нас ждет примерно такая же история, когда по нашим дорогам будут ездить автомобили непонятно в каком состоянии.

Наши политики, которые торпедировали систему техосмотра, ссылались на то, что раз он не гарантирует безопасность на дорогах, его нужно отменить. Это подмена понятий в чистом виде.

У нас и система допуска к владению оружием не гарантирует, что потом из него не расстреляют школьников. Так что же теперь, ее тоже отменить?» — задается вопросом Пахомов.

Отсутствие в проекте поправок ко второму чтению списка неисправностей, при которых инспектор может проверить автомобиль, даже имеющий диагностическую карту, открывает простор для злоупотреблений на местах, указывает вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян Хайцеэр.

«Простор для коррупции, конечно, есть, но таким образом гаишники оставляют для себя возможность просто поймать технически неисправную машину на дороге, что с одной стороны верно.

Перечня неисправностей нет — это плохо, это необходимо дорабатывать, — говорит Хайцеэр «Газете.Ru». — Если они оставят в качестве таковых трещины на заднем стекле и по этому поводу запретят эксплуатировать транспорт — это одно, но если обнаружат неработающую фару, неисправные тормоза или выявят неполадки с выхлопной системой — это может быть оправданно».

Сам техосмотр нужно оставить обязательным, иначе мы рискуем получить большое количества автохлама на дороге, настаивает Хайцеэр, кроме того снижение числа автомобилей, которым нужно его проходить, приведет к удорожанию самой процедуры и уменьшению количества самих пунктов техосмотра.

«Мы можем получить такую ситуацию, что в некоторых регионах для того, чтобы пройти техосмотр, придется проехать километров двести, потому что содержание этого бизнеса не окупается. А проблема с продажей диагностических карт без осмотра уже была побеждена — посредством фотофиксации и привязки GPS-координат», — заключил он.

Отмену техосмотра для частных автовладельцев поддерживает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. В то же время, если автомобиль меняет владельца, Госавтоинспекция должна быть уверена в том, что он находится в технически исправном состоянии, считает он.

«Проблеме с техническим осмотром в нашей стране уже почти 100 лет. Сколько он существует, столько идут дискуссии на эту тему. Поэтому это по-настоящему историческое, замечательное событие, которое фактически все меняет для автомобилистов в этом отношении», — говорил ранее Шкуматов «Газете.Ru».