ГИБДД

О доставлении сотрудниками ГИБДД в вопросах и ответах?

Обманули в автосервисе – куда жаловаться?

Доставление — это принудительное препровождение физического лица. Статья 27.2 КоАП РФ.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит норму, которая регламентирует случаи и порядок такого действия, как доставление. При этом, оно может касаться не только физических лиц, но и судна, транспорта, любого орудия правонарушения.

О доставлении сотрудниками ГИБДД в вопросах и ответах?

Разберемся в данной ситуации подробнее.

Что говорит закон

Итак, как уже было указано, такое мероприятие, как доставление, в том числе и гражданина, нашло отражение в КоАП РФ в статье 27.2. Именно из данной нормы можно узнать всю важную информацию.

Так, закон говорит, что доставление представляет собой определенную меру, которая предполагает соблюдение некоторых условностей.

К таковым можно отнести ситуации, при которых составить протокол об административном правонарушении на месте совершения события не представилось возможным.

Кроме того, обязательно должен быть оформлен данный документ именно за тот проступок, что совершил человек. Доставление происходит принудительно.

Состав автомобильной аптечки – что должно быть в 2023 году?

Нарушителя обязаны доставить в отделение полиции в максимально короткий срок.

В иных ситуациях действия уполномоченных лиц можно признать незаконными и обжаловать их в установленном порядке, например, в суде.

Отличие доставления от задержания

Не стоит путать эти два понятия. Они несут различную смысловую нагрузку. Так, задержание – это временное ограничение свободы человека. Необходимо это в тех ситуациях, когда следует оперативно разрешить административное дело, не допустить его затягивания, а также принять все существующие меры, чтобы соблюсти требования законодательства.

О том, что произошло задержание, составляется соответствующий протокол. Кроме того:

  • срок ограничения свободы составляет не более 3 (трех) часов;
  • гражданин имеет право сообщить о своем местонахождении родственникам, работодателю;
  • человек может вызвать адвоката.

Проезд перекрестков – последние изменения ПДД в 2023 году

Срок задержания исчисляется с момента доставления. Исключение: лица, находящиеся в нетрезвом состоянии. Их период инициируется после удостоверения факта протрезвления.

За нарушения ПДД (процедура)

Нарушение правил дорожного движения – это серьезный проступок. Чаще всего оформление протокола происходит на месте ДТП. Однако не исключено и то, что по различным причинам потребуется доставление граждан для составления всех необходимых бумаг, например, при неповиновении сотрудникам власти, а также, если водитель и иные лица находятся в нетрезвом состоянии.

Кто осуществляет доставление

Если случилось дорожно-транспортное происшествие и требуется произвести доставление граждан для написания протокола, то сделать это могут не все. Существует определенный круг уполномоченных сотрудников.

О доставлении сотрудниками ГИБДД в вопросах и ответах?

К таковым относятся:

  • Должностные лица, которые проводят мероприятия по надзору на транспорте.
  • Представители военной автомобильной инспекции. Речь в данном случае идет о тех автомобилях, которые задействованы Росгвардией, а также армейскими подразделениями.
  • Лица, находящиеся при выполнении своих прямых служебных обязанностей. Например, при нарушении правил дорожного движения в заповедниках, национальных парках, доставление могут осуществить сотрудники экологического надзора, лесной охраны, рыболовства и др.

Инспектор ДПС пытается проверить багажник – как себя вести водителю?

Куда доставляют

По общему правилу и сложившейся практике доставление осуществляется в отделение полиции, чтобы там уже оформить протокол об административном правонарушении. Если вблизи нет подразделения, то привести гражданина можно в иное служебное помещение, где есть возможность совершить записи.

Протокол (образец)

Так как целью доставления является составление протокола об административном правонарушении, то он обязательно должен быть. В противном случае, такие действия уполномоченных лиц будут считаться незаконными. Кроме того, сам факт, что гражданина доставили в отделение полиции или другое служебное помещение, также нужно письменно зафиксировать.

О доставлении сотрудниками ГИБДД в вопросах и ответах?

В данном случае, имеет место отдельный документ о доставлении. Помимо этого, может быть и просто фиксация данного факта в протоколе об административном правонарушении.

Как правильно буксировать на жесткой или гибкой сцепке – что говорят ПДД?

Рассмотрим образец отдельно составленного документа.

Его шаблон можно найти в Административном регламенте исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В данном документе говорится, что образец является рекомендуемым. Имеется такой вид:

Что делать, если, по вашему мнению, нарушаются ваши права (доставление неправомерно, с нарушениями процедуры)

Случается, что сотрудники полиции и иные уполномоченные лица действуют вне рамок закона и производят доставление неправомерно. В таких ситуациях можно обратиться с жалобой к вышестоящему руководству, а также в судебные органы. Если дело разрешиться в пользу доставляемого, то протокол будет отменен.

Знак «Въезд запрещен» – всегда ли запрещено ехать под «кирпич»?

Повестка от инспектора ГИБДД — это законно? Юристы все объяснили :

Могут ли водители получить повестку прямо за рулем, могут ли ее вручить даже в другом регионе и когда есть риск, что выезд из своего региона окажется закрыт? Юристы по просьбе Autonews.ru ответили на эти и другие важные вопросы, связанные с частичной мобилизацией.

Могут ли сотрудники ГИБДД вручить повестку водителю? Имеют ли право сотрудники ГИБДД останавливать машины и вручать повестки?

Руководитель практики уголовного и административного права Amulex.ru Любовь Шебанова: «Останавливать транспортные средства сотрудники ГИБДД имеют право. В части вручения повестки законодательство не содержит ограничений по лицам, ее вручающим. Тем более что законодательством о мобилизации в том числе допускается привлечение иных лиц для содействия в проведении мобилизационных мероприятий».

Тем не менее, по ее словам, чаще всего по поручению военкоматов повестки могут вручаться лицами из числа сотрудников коммунальных служб, управляющих компаний или работодателями.

«С учетом того обстоятельства, что вызов в военкомат связан с учетом вызываемого лица, основным способом вручения повесток остается посещение по месту жительства (пребывания) подлежащего мобилизации лица. Отдельных распоряжений по привлечению сотрудников ГИБДД к этому мероприятию не было ни в одном субъекте России», — отметила Шебанова.

Юрист по экспертным заключениям Европейской юридической службы Николай Катрыч: «Сотрудник ГИБДД вправе остановить транспортное средство. Если окажется, что граждане, находящиеся в транспортном средстве, являются военнообязанными, а также имеется подозрение, что они не исполняют обязанностей по воинскому учету, — вызвать сотрудников военкомата для вручения им повестки».

О доставлении сотрудниками ГИБДД в вопросах и ответах?

 Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Можно ли отказаться, если повестку вручают прямо за рулем?

«Если сотрудник военкомата попытается вручить повестку лично, то тут мало что можно сделать. Отказ от получения повестки может рассматриваться как попытка уклониться от призыва на военную службу[1], — отмечает Катрыч.

За это предусмотрена уголовная ответственность. Однако можно попытаться все же отказаться получать повестку, если в ней допущена грубая ошибка, например неправильно указаны фамилия, имя или отчество, либо повестка просрочена (содержит требования явиться в военкомат на дату, которая уже прошла), или же если она предназначена другому гражданину, сказал юрист.

Что делать, если повестку хотят вручить в другом российском регионе?

Юрист Николай Катрыч: «Ограничений на вручение повесток сотрудниками военкомата ни действующее законодательство, ни Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации [2], ни Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации [3], не содержат. По этой причине сотрудники военкомата могут вручать повестки гражданам в любых местах — независимо от региона и места, в котором вручается повестка».

Может ли сотрудник ГИБДД запретить водителю выезд из региона проживания?

Юрист Любовь Шебанова: «Сотрудники ГИБДД не могут ограничивать права граждан в передвижении, запрещая им выезд куда-либо, в том числе из региона пребывания или проживания, так как таких полномочий не имеют. Право на задержание и доставление у сотрудника ГИБДД имеется в силу закона о полиции, но для этого должны быть поводы и основания, предусмотренные законом».

Юрист Николай Катрыч: «Может в следующем случае. Согласно пункту 2 ст. 21 Федерального закона от 26.02.

1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [4], гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».

О доставлении сотрудниками ГИБДД в вопросах и ответах?ТАСС» loading=»lazy» class=»article__picture__image js-rbcslider-image smart-image__img» />

 Владимир Смирнов / ТАСС

Может ли сотрудник ГИБДД задержать водителя и отвезти в военкомат?

Юрист Николай Катрыч: «Да, может. В силу статьи 27.2 Кодекса об административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел (полиции) при выявлении любых административных правонарушений (в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях) вправе осуществлять доставление».

По его словам, чтобы сотрудники ГИБДД имели право доставить гражданина принудительно, обычно в отношении него должно быть возбуждено дело об административном правонарушении (за неисполнение обязанностей воинского учета). Такое дело возбуждают, как правило, если гражданин ранее уже не являлся по врученной ему повестке или если его долго не получается найти из-за того, что он переехал на новое место жительство, не уведомив военкомат.

Читайте также:  Передача руля пьяному водителю в вопросах и ответах

По этому делу военкомат передает просьбу в письменной форме в органы внутренних дел о доставлении конкретного лица.

В рамках этого обращения сотрудники органов внутренних дел могут осуществить розыск и доставление гражданина в военкомат, потому что именно такой порядок доставления предусмотрен совместным приказом министра обороны № 366, МВД № 789, ФМС № 197 от 10.09.

2007 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности».

  • «Однако сейчас от военкомата в органы ГИБДД может поступить обращение с просьбой проверять документы у всех выезжающих лиц и в случае выявления лиц, которые не исполняют обязанности по воинскому учету (тем самым совершают административные правонарушения), сообщать об этом в военкомат или доставлять таких лиц в военкомат для составления протоколов об административных правонарушениях, а в ходе составления протокола гражданину может быть вручена повестка сотрудниками военкомата», — заключил Катрыч.
  • Что говорят в МВД России
  • Некоторое время назад в Сети появился скан фейкового указа, в котором сотрудникам ГИБДД якобы поручили «производить остановку легковых транспортных средств под управлением граждан мужского пола», а «после проверки документов направлять их к представителям военных комиссариатов».

МВД России сразу же опровергло сообщения о том, что инспекторы ГИБДД будут останавливать машины с мужчинами за рулем и направлять водителей в военкоматы. Новой информации о том, что ГИБДД будут привлекать к подобным мероприятиям не появлялось. При этом стоит напомнить, что во время пандемии для проверки оформленных на автомобили QR-кодов привлекали именно сотрудников ГИБДД.

Вас оставил сотрудники ГИБДД? Как нужно разговаривать с инспектором

Практически каждый водитель имел опыт столкновения с инспекторами службы ГИБДД, но мало кто разбирается, как правильно общаться с человеком, который находится при исполнении своих обязанностей.

Хотелось бы сказать, что все понимают, насколько неуместно выглядят странные шутки и провокационные вопросы, но это не так.

Подобное поведение водителя может существенно раздражать инспектора или вводить его в недоумение.

Итог будет один – последует более жесткая мера наказания за нарушение, а обыкновенная проверка документов из обыденной процедуры превратится в повод создать лишние проблемы водителю. Причем в рассматриваемой ситуации оказываются виноватыми сами водители. А все дело в их неправильном поведении и незнании элементарных правил.

О доставлении сотрудниками ГИБДД в вопросах и ответах?

Как спросить «Что случилось»?

Сотрудники ГИБДД часто жалуются, что водители пытаются блеснуть своими юридическими познаниями. Причем делают это к месту или нет. Например, как только инспектор останавливает автомобиль, начинают «наезды».

Например, в ответ на вежливую просьбу показать свои документы, требуют, чтобы инспектор также показал свои документа (интересно зачем, если инспектор только что представился).

Инспекторы отмечают, что если водитель ведет себя адекватно, его быстро отпускают.

Автомобилист в принципе может задавать подобные вопросы, а сотрудник ГИБДД должен показать номер жетона. Но в данном случае проблема не в самом вопросе, а в тоне, которым он задается. Лучше использовать спокойный, доброжелательный тон и формулировать вопрос без лишней формальной нагрузки. Например, поздороваться и спросить что произошло, не нарушили ли вы каких-то правил.

Если же инспектор говорит, что зафиксировал нарушение, не стоит размусоливать эту тему лишними диалогами. Достаточно объяснить, почему произошло нарушение. Вероятно, отделаетесь только предупреждением. В данном случае выяснения отношений точно не пойдут на пользу.

Может ли инспектор снимать водителя и его автомобиль и что будет, если водитель запрещает съемку?

Обычно инспекторы снимают проверку автомобиля на видео, в том числе в общественном месте. У инспектора ГИБДД есть право на подобные действия. Но многие водители слишком агрессивно воспринимают тот факт, что инспектор их снимает, и кричат, что сотруднику ГИБДД нельзя этого делать.

Некоторые водители идут ещё дальше, и сами начинают снимать. Рассматриваемые действие также разрешено и иногда полицейские сами поощряют подобную процедуру. Так водитель сможет защититься от хамства инспектора или превышения им профессиональных обязанностей.

Принижение степени нарушения водителем

Иногда водители пытаются выставить все так, будто не нарушали правил или перекладывают внимание инспектора на других нарушителей. Например, говорят, будто лучше бы они искали угонщиков или пьяных за рулем.

Но такое поведение в корне неверно. Правила существуют для всех, и их нарушение чревато серьезными последствиями для водителя и остальных участников дорожного движения. Поэтому инспектор вправе остановить нарушителя и выставить ему указанную в законе меру наказания.

Водитель отказывается признать, что нарушение совершил именно он

Если водитель утверждает, что нарушение сделал не он, решить спор поможет материал, записанный на регистраторе. Но его поиски и изучение затягивает процедуру оформления. Если же доказательств нет, а водитель продолжает утомлять инспектора долгими пререканиями, скорее всего, оба только потеряют время, но нарушителю придется отвечать за нарушение.

Кстати, если правонарушение зафиксировано на служебном видеорегистраторе, инспектор не может его удалить. Поэтому можно полностью доверять зафиксированному материалу. Если сотрудник ГИБДД нарушает рассматриваемое правило, его уволят.

Это же касается подкрутки приборов фиксации нарушения. Например, алкотестера. Водитель вправе потребовать документы, что подтверждают проверку прибора. Но их оформление занимает время, поэтому настаивать на них имеет смысл только, если водитель действительно ничего не пил, а прибор показывает значительную долю алкоголя.

Стоит ли угрожать инспектору жалобой начальству

Если сотрудник ГИБДД добросовестно выполняет свои обязанности, фраза о жалобе начальству раздражает, а не пугает. Хотя инспектору придется писать длинные объяснительные, виновника аварии или нарушителя это все равно не спасет от ответственности. Более того, раздраженный инспектор может направить водителя на серьезную проверку, создав для него дополнительные сложности.

Какими правами и обязанностями обладает сотрудник полиции при осуществлении доставления граждан?

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предоставляет сотрудникам ОВД право применять в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей различные меры государственного принуждения.

Одна из таких мер — доставление граждан в полицию или в другое место.

Необходимость использования государственного принуждения в правоохранительной деятельности обусловлена в первую очередь тем обстоятельством, что отношения в этой сфере нередко связаны с ограничением в той или иной степени прав и свобод человека и гражданина.

Аналогичное содержание законодатель вложил в понятие доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 27.2 КоАП РФ, а также меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, о которой идет речь в ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан действовать в соответствии с ч.4 и ч.5 ст.5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.  № 3-ФЗ «О полиции» (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение,…).

Принудительный характер доставления состоит в том, что гражданин не может уклониться от следования в указанное ему сотрудником полиции место вследствие угрозы наступления ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ и применения сотрудником полиции физической силы, а иногда и специальных средств для преодоления его возможного противодействия. Пункт 13 ч. 1 ст.

13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» связывает возможность доставления граждан в полицию с наличием одного из четырех правовых оснований.

Первое правовое основание — для решения вопроса о задержании гражданина. Речь идет о весьма распространенной практике, когда граждане доставляются в полицию наиболее многочисленной категорией сотрудников полиции, имеющих право самостоятельно принимать решение о применении административного задержания.

Сотрудник полиции, доставивший гражданина в полицию для решения вопроса о его задержании, должен располагать фактическими данными, позволяющими заподозрить лицо в совершении преступления, либо административного правонарушения, и т. д., т. е. в том, что гражданин относится к одной из категорий лиц, перечисленных в п. 1 — 13 ч. 2 ст.

14 Федерального закона «О полиции».

Доставление граждан для решения вопроса об их задержании допускается Законом только «при невозможности решения данного вопроса на месте», данная формулировка обязывает сотрудника полиции принять все возможные меры на месте  к урегулированию ситуации, требующей полицейского реагирования, без доставления гражданина в полицию.

Второе правовое основание доставления — для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести. Чаще всего здесь имеются в виду случаи, когда сотрудник полиции обнаруживает какого-либо гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом. Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «О полиции» не требует в обязательном порядке, прежде чем принять решение о доставлении гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом, установить его личность по имеющимся у него документам. Тем не менее, если имеется такая возможность, сотрудник полиции должен ее использовать с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Третье правовое основание доставления — для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом.

Источники угрозы жизни и здоровью человека могут быть различными, главное, что он не способен (в силу возраста, состояния здоровья, иных причин) позаботиться о своей безопасности либо (в силу отсутствия времени, средств и т. п.) невозможно избежать опасности другим способом.

Читайте также:  Обклеили авто плёнкой – нужно ли оформлять смену цвета?

Следует подчеркнуть, что угроза жизни и здоровью должна быть непосредственной, очевидной для сотрудника полиции и окружающих.

Сотрудники полиции вправе осуществлять доставление граждан при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают ОВД (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.

3 КоАП РФ органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, при обращении к сотрудникам полиции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о выявленных ими административных правонарушениях, они имеют право доставлять граждан в полицию в связи с совершением административного правонарушения.

Здесь также необходимо говорить о возможном доставлении граждан в определенные места при возникновении чрезвычайных ситуаций (например, наводнение, взрывы и т. п.), но они не желают оставлять свое место жительства по различным причинам (боязнь мародерства и т. п.), когда имеется реальная угроза их жизни и здоровью.

Пункты 14 и 15 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

№ 3-ФЗ «О полиции» также дают основания для доставления определенной категории граждан (находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации,…; несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

В качестве другого примера можно привести п. 1 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г.

№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму», допускающий на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции применение сотрудниками полиции таких мер, как проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) для установления личности.

Отдельные вопросы доставления граждан регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 268 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29.01.

2008 № 80,  доставление граждан в полицию производится на специальном служебном транспорте, а при его отсутствии — на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам (необходимо отметить, что п. 37 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

  № 3-ФЗ «О полиции» такого основания использования транспортных средств организаций и граждан, как доставление в полицию граждан, не предусматривает, и, следовательно, для использования указанного транспорта в целях доставления граждан сотрудники полиции должны получить на это согласие его владельцев).

Полицейская практика настоятельно требует, чтобы все доставляемые сотрудниками полиции (в особенности на служебном транспорте) лица и находящиеся при них вещи подвергались тщательному досмотру. Вместе с тем Закон позволяет поступать подобным образом только в отношении «задержанных»  лиц.

Доставляемых в полицию граждан можно досматривать исключительно при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.

ч.2 ст. 27.2 КоАП РФ предусматривает, что доставление производится в возможно короткий срок.

В соответствии с п. 4 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30.04.

2012 № 389,  оперативный дежурный незамедлительно выясняет обстоятельства факта задержания и доставления. Данное выяснение должно происходить в специальном помещении. На оперативного дежурного возлагается обеспечение условий, исключающих угрозу жизни и здоровью доставленного.

По результатам выяснения, в соответствии с п. 5 Наставления, обстоятельств факта доставления оперативным дежурным принимается решение.

Используя предоставленное полномочие о принудительном препровождении граждан, сотрудник должен действовать в строгом соответствии с требованиями закона и нормативных правовых актов.

Водителя остановили на дороге и везут в отдел полиции. А кто присмотрит за автомобилем?

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы выясним, на кого ложится ответственность в случае принудительной разлуки автовладельца со своим «железным конем».

Речь идет о судьбе транспортного средства, которое лишилось на какое-то время своего хозяина из-за действий сотрудников ГИБДД.

Где всё это время будет находиться автомобиль? Что с ним по закону могут и не могут сделать? Давайте разберемся.

Сразу отметим, что такое разделение законом допускается. Подобные административные процессуальные действия предусматриваются:

  • при задержании авто, то есть эвакуации на штрафстоянку;
  • задержании водителя и доставлении в полицию;
  • направлении на медосвидетельствование;
  • перемещении на спецстоянку в случае признания транспортного средства брошенным и (или) разукомплектованным.

Теперь детальнее рассмотрим, что ожидает автомобиль в каждой из этих ситуаций.

Задержание авто

Процедуру задержания транспортного средства регулирует статья 27.13 Административного кодекса. В соответствии с ней автомобиль уезжает на штрафстоянку:

  • при назначении водителю наказания, предусматривающего эвакуацию (например, в случае опьянения, отказа пройти освидетельствование);
  • нарушении ПДД в условиях, когда водителя нет в машине или около нее — например, он припарковался под знаком 3.27 («Остановка запрещена») и куда-то ушел;
  • необходимости перемещения транспортного средства в ситуации, когда водитель отсутствует (например, в случае уборки территории либо угрозы безопасности другим участникам дорожного движения).

Отметим, что эвакуировать авто можно лишь по основаниям, которые напрямую предусматривают такую меру. Другими словами, инспектор имеет право прибегнуть к помощи эвакуатора лишь в определенных случаях, а не тогда, когда вздумается.

В соответствии с частью 1 статьи 27.13 Административного кодекса, если эвакуатор уже вызван, а машина виновника создает помехи другим участникам дорожного движения, то сотрудник ГИБДД в ожидании спецтранспорта имеет право самостоятельно перепарковать автомобиль на ближайшем месте, где машина не будет препятствовать движению.

Кроме того, по основаниям, также перечисленным в части 1 статьи 27.13 КоАП (например, в случае превышения установленной скорости движения), водитель может сам доставить авто на штрафстоянку.

Задержание водителя

Практически всегда задержание водителя предполагает его доставление в полицию, о чем наглядно свидетельствует пункт 175 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД № 664 от 23 августа 2017 года.

При этом Административный кодекс не устанавливает четкой связи между задержанием водителя и эвакуацией транспортного средства. В самом деле, нарушений много, они разные; поэтому тот или иной проступок далеко не всегда рождает необходимость исключить авто нарушителя из дорожного движения.

Другими словами, водитель отправляется в полицию, а машина фактически остается на трассе. И тогда авто может создавать помехи другим участникам движения. А в ночные и вечерние часы вероятность того, что на автомобиль наедут другие машины, многократно возрастает.

Безусловно, такие риски нужно исключать. И у сотрудников ГИБДД для этого есть полномочия. Правда, прописаны они достаточно размыто, оставляя инспекторам большую свободу выбора.

Так, пунктом 177 Административного регламента предусматриваются два способа доставления водителя в отделение полиции:

  • личным авто — в этом случае за рулем обязательно должен быть инспектор;
  • патрульной машиной — тут автомобиль нарушителя доставляется в участок (туда, куда везут хозяина транспортного средства) одним из сотрудников ГИБДД.

Отметим, однако, что во втором случае автомобиль задержанного будет доставлен в полицию, только если это необходимо. Так написано в пункте 177 Административного регламента. А когда это необходимо? И кто определяет такую необходимость?

А вот на эти вопросы ни один законодательный документ ответа не дает. Это значит, что по закону авто может как остаться там, где его остановил инспектор, так и быть доставлено сотрудником ГИБДД в участок, куда привезли водителя (он во всех случаях отстраняется от управления транспортным средством).

Но это в теории. В реальности же несколько иначе. Брать на себя хлопоты по доставке автомобиля в полицейский участок, равно как и заботиться о его сохранности при оставлении на трассе, сотрудникам ГИБДД отнюдь не хочется.

По этим причинам водителю наверняка позволят созвониться с друзьями и родственниками, которые смогут забрать машину оттуда, где она остановлена инспектором.

И это приемлемый вариант для всех, поскольку протокол оформляется обычно до того, как водителя повезут в полицию (часть 1 статьи 27.1 Административного кодекса содержит основания и для составления протокола уже после доставления водителя в участок). И занимает это подчас довольно длительное время, поэтому друзья и родные вполне успевают подъехать и забрать автомобиль.

Читайте также:  Когда мне нужно делать техосмотр по новому закону?

Если нет возможности забрать авто, то на трассе ее наверняка не бросят — инспектор ДПС доставит ее к отделению.

Направление на медицинское освидетельствование

Процедура направления на медосвидетельствование предполагает эвакуацию авто. Однако не всегда, а только в двух ситуациях:

  • водитель отказывается ехать в медучреждение;
  • заключение по итогам медосвидетельствования подтверждает алкогольное или наркотическое опьянение.

Если же водитель отстранен от управления авто и направляется на медицинское освидетельствование, то никакой штрафстоянки не предусмотрено.

И его «ласточка» остается на том месте, где ее остановил инспектор, а сам водитель едет на обследование в салоне патрульного автомобиля.

Как выше указывали, при угрозе безопасности дорожного движения сотрудник ГИБДД может перепарковать машину, однако, повторимся, никакой отправки на штрафстоянку быть не может.

Если проведенные анализы свидетельствуют об отсутствии опьянения, то, в соответствии с пунктами 233 и 240 Административного регламента, инспекторы обязаны доставить водителя обратно: либо к месту отстранения; либо туда, где в данный момент находится транспортное средство.

При положительном результате тестов автомобиль эвакуируется на штрафстоянку. Водитель же получает копию акта медицинского освидетельствования согласно пункту 232 Административного регламента.

Оригинал акта прилагается к протоколу о направлении на медосвидетельствование в соответствии с пунктом 241 Административного регламента.

А далее нарушителя ждет рассмотрение дела в суде и угроза наказания в виде штрафа 30 000 рублей либо лишения прав на полтора-два года на основании части 1 статьи 12.8 Административного кодекса.

И тут есть один нюанс. Дело в том, что медосвидетельствование предусматривает проверку на алкоголь и наркотики. Каждая проверка включает два этапа. Но если «алкогольное тестирование», анализирующее выдыхаемый воздух, занимает от силы полчаса (временной интервал между первым и вторым забором воздуха не более 20 минут), то с наркотиками всё гораздо дольше.

В соответствии с Приказом Минздрава № 933н от 18 декабря 2015 года, проверка водителя на употребление наркотических веществ начинается с предварительного исследования иммунохимическими методами.

Оно занимает около двух часов. Если результат отрицательный, то всё заканчивается.

Если же наркотики обнаружены, тогда второй этап — проведение подтверждающих исследований с применением метода газово-жидкостной хроматографии.

Второй этап может длиться до трех дней. И вот тут инспектор нередко отправляет авто на штрафстоянку. Как говорится, чтобы не было лишних забот о сохранности авто.

Однако подобные действия сотрудника являются незаконными, поскольку основанием для эвакуации транспортного средства является возбуждение дела либо по части 1 статьи 12.8 (управление авто в пьяном виде), либо по статье 12.26 (отказ от медосвидетельствования) Административного кодекса.

А дело возбуждается в том случае, когда составлен протокол. В свою очередь, протокол составляется при наличии медицинского заключения, которое подтверждает у водителя состояние опьянения. Таким образом, пока нет акта медицинского освидетельствования, эвакуация транспортного средства является незаконной.

Перемещение брошенного автомобиля на спецстоянку

  • В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления могут проводить расчистку дворов от машин, признанных брошенными и (или) разукомплектованными.
  • Более того, каждый субъект имеет право самостоятельно устанавливать соответствующие критерии для причисления транспортных средств к брошенным и разукомплектованным.
  • К примеру, согласно Постановлению московского правительства № 569-ПП от 23 сентября 2014 года, статус разукомплектованного транспортного средства присваивается машине при отсутствии хотя бы одной двери, колеса́, стекла́, капота, крышки багажника, крыла, шасси или привода.
  • В свою очередь, брошенным является создающее помехи благоустройству разукомплектованное транспортное средство, а также авто без собственника.

Признание автомобиля разукомплектованным и (или) брошенным не означает, что его увезут в неизвестном направлении, а вы будете долго искать и вернете лишь после оплаты штрафа. Соответствующий штраф в размере 3000 рублей только планируется ввести в Административный кодекс, но пока такой нормы нет. Сегодня автовладельца разыскивают и уведомляют о перемещении машины на спецстоянку, откуда ее можно забрать, как правило, совершенно бесплатно.

В заключение: самый главный вопрос

Итак, мы рассмотрели ситуации, при которых водитель не по своей воле, а лишь повинуясь требованиям сотрудников ГИБДД, вынужденно разлучается со своим автомобилем. И возникает закономерный вопрос: кто же несет ответственность за сохранность авто?

И ответ вполне логичен: эта обязанность ложится на плечи инспекторов ДПС, которые и стали причиной расставания водителя со своим «железным конем». Да, ответ логичен. Однако он неверен.

В соответствии с российским законодательством, ответственность за сохранность авто ложится на… причинителя вреда. То есть в ситуации, когда с вашей машиной, которую вы оставили и направились с сотрудниками ГИБДД в полицейский участок, что-то случилось, ответственность несет тот, кто это «что-то» и сделал.

А сделать можно всякое. Речь идет:

  • об угоне;
  • повреждении (например, врезалось другое авто или постарались злоумышленники);
  • проникновении в салон и ограблении.

В каждом из подобных случаев виноват именно тот, кто причинил вред транспортному средству. Другими словам, ответственность ложится на угонщика, вора, водителя врезавшейся машины. Но никак не сотрудника ГИБДД.

Таким образом, вероятность привлечь инспектора за поврежденный автомобиль стремится к нулю. Это нереально сделать даже частично. И даже в том случае, если непосредственного причинителя вреда так и не найдут.

Реалии таковы, что сотрудник ГИБДД в указанных ситуациях не будет привлечен никогда, даже если машина перемещена и оставлена инспектором в нарушение Правил дорожного движения.

Все равно привлечь его к ответственности практически нереально.

Деятельность дорожно-патрульной службы ГИБДД. Учебно-практическое пособие — Стр 8

пользования им на основании договора аренды, поднайма и т.д. Законность оснований на занимаемое жилое помещение должна быть подтверждена правоустанавливающими документами (свидетельство о праве собственности, договоры аренды, найма, субаренды, поднайма и т.д.), титулодержателями и должностными лицами.

При этом не имеет принципиального значения факт постоянной или временной регистрации по месту жительства лица, которое подает заявление, так как согласно действующему законодательству жилыми помещениями могут являться и те, в которых регистрация согласно закону просто невозможна, например жилой дом, не сданный в эксплуатацию.

Закон также наделяет сотрудника полиции правом осуществлять задержание при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо

всовершении преступления, если это лицо: пыталось скрыться; не установлена его личность; не имеет постоянного места жительства; следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Административное задержание в целях пресечения правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, предусмотренных ст. 27.3 КоАП РФ1, когда, возможно, исчерпаны другие меры воздействия, а доставление −

вцелях составления протокола об административном правонарушении, но только в том случае, если отсутствует возможность его составления на месте, когда составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ).

Общими целями доставления и задержания, применяемыми в связи с совершением административного правонарушения, является, с одной стороны, пресечение административных правонарушений, а с другой − обеспечение производства по делам этой категории2.

Основанием для доставления является наличие данных, указывающих на совершение лицом административного правонарушения. Эти данные могут быть установлены при выявлении факта совершения правонарушения самими сотрудниками полиции или из других источников, например, при взятии объяснений с очевидцев или потерпевших.

Законодатель отдельно в ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ указывает, что целью доставления является составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

При этом следует отметить, что в данной статье весьма узко определена цель доставления, а именно она связана с невозможностью составления протокола об административном правонарушении на месте выявления, то есть только в тех случаях, когда сотрудники органов

1Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: ред. от 23 июля 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; Рос. газ. 2013. 25 июля.

2Аникин С.Б., Мильшин Ю.Н. О некоторых вопросах применения мер обеспечения производства по делу обадминистративном правонарушении // Административная ответственность на современном этапе: сб. тр. / под общ. ред. В.Б. Белорусова, Р.В. Деева. Тамбов, 2003. С. 11-17.